• Логопедия постановка гласных звуков. Основные недостатки произношения и приемы постановки гласных звуков

    Постановка звука [о], развитие артикуляционной моторики, диафрагмально-реберного типа дыхания, фонематического слуха.

    Организационный момент

    Логопед предлагает ребенку сложить разрезную картинку.

    Формирование ритмической организации речи

    (восприятие ритмических структур)

    Проводится игра «Теремок».

    Развитие фонематического слуха

    Проводится игра «Угадай, на чем играют».

    Развитие артикуляционной моторики

    Логопедический массаж

    1. Массаж губ: поглаживание, спиралевидное растирание, растирание пилением, растягивание верхней/нижней губы, спиралевидное разминание, разминание надавливанием, вибрация.

    2. Массаж языка: поглаживание от корня до кончика, круговое растирание боковых краев, кончика, пощипывание боковых краев и кончика, разминание надавливанием, вибрация поколачиванием.

    3. Массаж мягкого нёба: продольное поглаживание, круговое растирание, разминание надавливанием.

    Артикуляционная гимнастика

    1. Для нижней челюсти: двигать нижней челюстью вперед при полуоткрытом рте, имитировать жевание,

    2. Для губ и щек: удерживать во рту вязкую жидкость (кисель), выполнять сосательные движения, имитировать полоскание зубов.

    3. Для языка: выполняются упражнения «Часики», «Наказать непослушный язычок», «Почистим зубки», «Горка», «Катушечка».

    4. Для мягкого нёба: показать, как кашляет бабушка, как нужно показывать горлышко врачу, как зевают.

    Упражнения на дыхание

    1. «Ныряльщики».

    2. «3адуй свечу».

    3. Делать бурю в стакане воды уже через более узкую трубочку.

    Постановка звука [оI

    1. По подражанию.

    Проводится игра «Охают больные». Глубоко вдохнуть носом. Открыть рот, округлить губы, произвести выдох, произносить шепотом [о]. Воздух должен быть теплым.

    2. Механическим способом.

    Нормальная артикуляция гласных звуков
    Губы свободно раздвинуты. Расстояние между верхними и нижними резцами - приблизительно с большой палец ребенка, поставленный ребром. Широкий язык плашмя лежит на дне рта, кончиком почти касаясь нижних зубов.
    Артикуляция звука о . Зубы слегка округло выдвинуты вперед. Расстояние между резцами меньше, чем при а (ширина указательного пальца ребенка). Язык широкий, несколько оттянут назад, задняя часть его немного приподнята.
    Артикуляция звука у . Губы значительно выдвинуты вперед, образуют небольшое овальное отверстие. Расстояние между зубами небольшое. Язык еще более, чем при о , оттянут назад, кончик его далеко отодвинут от нижних резцов, а задняя часть языка значительно поднята.
    Артикуляция звука э . Губы слегка раскрыты и растянуты в стороны. Вертикальное расстояние между зубами несколько меньше, чем при а . Язык широкий, кончик языка касается нижних зубов, а средняя часть заметно выгнута вверх.
    Артикуляция звука и . Губы раскрыты в форме легкой улыбки и прижаты к зубам. Расстояние между резцами маленькое. Широкий язык круто выгорблен к середине нёба, образуя с ним щель; кончик языка упирается в нижние резцы.
    Артикуляция звука ы . Губы свободно раскрыты в соответствии с раскрытием рта. Расстояние между резцами почти такое же, как при и . Кончик языка значительно оттянут назад, а весь язык, особенно его задняя часть, поднят к нёбу (но не касается его). Мягкое нёбо при произношении всех гласных поднято.

    Недостатки произношения гласных звуков.Гласные звуки, как более простые по артикуляции, усваиваются детьми сравнительно рано и легко. Недостатки произношения их редки. Звук и иногда произносится почти как э или е (эгла - игла, пела - пила); звук ы уподобляется звуку и . Дети на слух различают гласные и и э (е) на таком примерно речевом материале: петь - пить, бел - бил, пил - пел, села - сила, дитя - дети, тени - тина.
    Для слуховой дифференцировки ы - и : был - бил, пил - пыль, Дима - дым, выл - вил, лыжи - лижи, мыло - мила, мышка - миска, пила - пыль.
    Встречается неточное произношение губного гласного о . При правильной артикуляции звука о губы принимают овальную форму. При неточном произношении о губы несколько растянуты и форма рта близка к форме, характерной для артикуляции а .Для исправления указанного недостатка в произношении гласного о , произнесите вслух несколько раз звукосочетание ао и внимательно следите (с помощью зеркала) за артикуляцией губ. Некоторым будет полезно «протянуть» звук о: ооо , удерживая рот в овальном положении, чтобы зафиксировать правильную артикуляцию губ.

    Коррекция гласных звуков.При постановке гласных звуков начинать работу нужно со звука –А–. Затем переходим к звукам –Э–О–У–И. Они легко произносятся по подражанию. Основная задача при их постановке – устранение назального оттенка, продвижение языка к нижним зубам. Вначале все звуки отрабатываются в отрывистом изолированном произнесении с постепенным увеличением числа повторений на одном выдохе, например.

    Комплекс индивидуальных занятий по формированию звукопроизношения предназначен для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (дизартрия, алалия) и составлен в соответствии с методическими рекомендациями классиков логопедии М. Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л. С. Волковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной
    Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонематическую, так и лексико - грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями данного комплекса являются максимальное включение слуховых, зрительных, двигательных анализаторов и максимальное использование дидактических средств.
    Дидактический материал отобран и расположен с максимальным учетом дидактических и методических требований к логопедической работе с детьми и в соответствии с законами русской фонетики.
    Цель данного комплекса - разработать систему занятий, включающих все этапы работы над звуком К, с детьми имеющими тяжелые нарушения речи.
    Комплекс решает следующие задачи:

    • Развитие артикуляционной моторики.
    • Формирование дыхательной и голосовой функции, просодической стороны речи.
    • Работа над произношением (постановка, автоматизация, введение в речь)
    • Формирование навыков звукового анализа и синтеза
    • Обогащение словаря.
    • Формирование грамматического строя речи.
    • Развитие связной речи.
    • Формирование познавательных процессов.
    • Повышение речевой и эмоциональной активности детей.
    • Совершенствование личностного контакта учителя-логопеда и ребенка.

    Комплекс состоит из 6 занятий и включает в себя следующие разделы:

    • коррекция звукопроизношения;
    • коррекция фонематических процессов;
    • коррекционная работа на слоговом, лексическом уровнях;
    • коррекционная работа на синтаксическом уровне;
    • совершенствование связной речи.

    У детей с тяжелыми нарушениями речи этапы формирования артикуляционной моторики (артикуляционного уклада) и автоматизации звука проходят более длительный и трудный путь. Крайне важно разнообразить этот процесс, вызвать и сохранить мотивацию, поддержать интерес детей на протяжении всего периода коррекционно-логопедического воздействия. Этой цели служат презентации, включенные в структуру занятия.
    В связи с тем, что старые условно - рефлекторные связи у детей со сложной речевой патологией очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Отсюда частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме. Учитывая быструю утомляемость детей, проводиться частая смена видов деятельности, переключение ребенка с одной формы работы на другую.
    Занятие 1
    Цель: подготовить артикуляционный аппарат к постановке звука К, закрепить произнесения звука К в обратных слогах и словах, познакомить с буквой К, развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
    Ты любишь путешествовать. Хочу тебя обрадывать сейчас мы отправимся в путешествие и будем останавливаться на разных станциях. А вот и наша остановка. Мы приехали в лес. Посмотри нас кто-то встречает. А кто это догадайся.
    На сметане мешен.
    На окошке стужен.
    Он от дедушки ушел
    Он от бабушки ушел круглый бок, румяный бок
    Покатился (Колобок)

    К нам пришел Колобок. Мы с тобой будем показывать движения наших язычков.
    1. Подготовительная часть. Разминка и упражнения:
    А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений
    А-И, А-У, А-О и обратно; для языка: (Презентация1).
    «Лопаточка
    «Киска сердится»:
    «Кто сильнее?» соревнование между языком ребенка и пальцем логопеда, нажимающим на кончик языка и отодвигающим язык в глубь рта (рот раскрыт, губы в улыбке) (5 раз)
    «Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта. (5раз)
    «Горка» 1 : выгибание (подъем) задней части спинки языка, прижимание ее к мягкому небу, кончик языка несколько оттянут от нижних зубов (рот раскрыт, губы в улыбке). (5 раз.)
    «Горка» 2: то же со сдуванием ватного шарика. (5 раз.)
    «Горка « 3 : то же со шпателем или зондом. (5 раз)
    Дышать носом с широко раскрытым ртом.
    Б) разминка для кистей рук и пальцев рук + дополнительное упражнение «кулак-кольцо (пальцы одной руки сжимаются в кулак, а другой поочередно с большим пальцем образуют кольцо).
    Голосовые упражнения: Колобок услышал, как «Курочка учит цыплят говорить: «Ко-ко-ко». Цыплята повторяют: «Ко-ко-ко». А самый маленький цыпленок говорит:» Ку-ку-ку». Мама его поправляет:»Не так. ку-ку-ку» говорит кукушка, а ты говори «ко-ко-ко» Как говорят куры? Как говорит кукушка?.
    «У мамы болит горлышко, и она кашляет: «К-К-К-К»
    2.Основная часть. Постановка звука К
    1) По подражанию . Давай вместе с тобой научим Колобка поднимать спинку языка и стучать в потолок: «В домике он прыг да скок. В потолок стучит, Колобка веселит: «К-К-К-К»»
    - развитие речевого дыхания: какое сейчас время года? Зимой падает снег. На рукавичку Колобка упала снежинка. Давай сдуем снежинку с рукавички, произнося звук К: «К-К-К-К»
    Механический способ (является преобладающим)
    Основный принцип его - от взрывного переднеязычного передненебного Т к взрывному заднеязычному задненебному К при помощи зонда, шпателя, пальца логопеда (затем ребенка) нажимая на кончик и переднюю часть спинки языка, постепенно выгибая и отодвигая язык в глубь рта, при этом произнося ТА-ТА-ТА: ТА-ТА-ТА—ТЯ-ТЯ-ТЯ - КЯ-КЯ-КЯ - КА-КА-КА.
    Механическая помощь постепенно ослабляется, затем устраняется совсем.
    2) Уточнение артикуляционного уклада: как мы произносим звук К? Спинка языка стукает глубоко во рту по нёбу, а кончик языка находится за нижними зубами. Произнеси звук К и попробуй это почувствовать: « К-К-К-К». Произнести звук многократно и отрывисто.
    Характеристика звука: согласный (так как воздушная струя встречает преграду), глухой (так как голосовые связки не напряжены), твердый, обозначать мы его будем синим квадратом.
    3. Закрепление правильного произнесения звука.
    Произнеси слоги с изменением ритмического рисунка «Повторялки»
    АК-АК - АК-АК-АК АК-АК-АК - АК-АК
    ОК- ОК - ОК-ОК-ОК ОК-ОК-ОК - ОК-ОК
    УК-УК - УК-УК-УК УК-УК-УК - УК-УК
    ЫК - ЫК - ЫК-ЫК-ЫК ЫК-ЫК-ЫК - ЫК-ЫК
    ИК - ИК - ИК-ИК-ИК ИК-ИК-ИК - ИК-ИК
    Знакомство с буквой К
    Послушайте стихотворение про букву К
    Посмотри на букву К:
    Есть нога и есть рука.
    Костя Крикнул Кошке: "Кыш! "
    Это всё на К, малыш.
    На что похожа буква К? (на усики жука, клюв) В какую сторону смотрит буква К? (в правую) Сколько элементов у буквы К? Какие? (Приложение 1)
    Давай для Колобка слепим его букву и украсим ее.
    Итог занятия. Прощание с Колобком дарим ему букву из пластилина.
    Занятие 2.
    Цель: автоматизировать звук К в обратных слогах и словах, формировать фонематический слух, закрепить понятия « буква», «звук», развивать мелкую моторику, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.
    Колобок написал нам письмо
    «Жду тебя в домике лесном, поиграем, отдохнем»
    - Отправимся в гости?
    - Да
    По тропинке в лес пойдем. На полянке дом найдем.
    Упражнение « постучи как Я» - развитие чувства ритма, слухового внимания, памяти. (ритмический рисунок)
    Колобок узнал, что ты учишься правильно произносить его любимый звук и решил пригласить тебя в гости, что бы вместе поиграть со звуком К.
    Артикуляционная гимнастика:
    «Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

    «Киска сердится»: рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. (5 раз)

    «Катушка» : рот открыт. Кончик зыка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.(5раз)
    «Змейка»

    раз.
    1. Проговори слоги и слова (2-3 раза):слуховое внимания слуховая память

    УК-ЫК-АК-ОК

    ЫК-УК-ОК-АК

    ОК- АК- УК-ЫК

    АК-АК-АК - МАК ЫК-ЫК-ЫК - БЫК

    ОК-ОК-ОК - ОПЕНОК ИК-ИК-ИК - ВЕНИК

    УК-УК-УК - ПАУК
    2. Формирование речевого голоса, отработка четкого произнесения и артикуляции звука К. (фонематический слух)Послушай потешку. Слушай внимательно, какой звук я выделяю голосом, назови слова с этим звуком:

    Котя, котенька, коток,

    Котя острый коготок

    Выучить потешку наизусть: произнести потешку без голоса, четко артикулируя каждый звук. А теперь тихо-тихо разбудим кота, а теперь громко, позовем кота гулять.
    3. Закрепление звука К в предложениях: вставь слова со звуком К (Презентация 2)

    У Кати на клумбе вырос (мак, пион, нарцисс)

    Коричневый (мухомор, опенок) красовался на пеньке.

    В углу стоит (веник, ведро)

    С потолка спускался (паук, пчела)

    У ворот стоял огромный (бык, верблюд).

    Назови слова со звуком К: мак, опенок, веник, паук, бык.

    4.Рассмотри букву К, сложи ее из палочек, начерти в воздухе пальцами обеих рукпоочередно.

    5.

    Раскрась большую букву синим цветом, а маленькую зеленым, заштрихуй.

    6. Итог занятия. Прощание с Колобком.

    Занятие 3

    Цель занятия: автоматизировать звук в прямых слогах и словах, развивать фонематический слух, и простой звуковой анализ, развивать зрительно моторную координацию руки.

    1.Подготовительная часть.

    1. Разминка и упражнения:

    А) подготовительные артикуляционные упражнения: для губ: чередование движений А-И, А-У, А-О и обратно; для языка:

    «Лопаточка »: рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (счет до 6);

    «Змейка» Рот раскрыт. Язык сильно высунуть вперед, напрячь и сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед, а затем убрать в глубь рта.

    Движения языка производятся в мед ленном темпе и выполняются 5—6раз.

    2.Основная часть.

    1). Колобок сегодня приготовил тебе много заданий и упражнений. Он предлагает тебе поиграть с картинками: как кричат куры: «Ко-ко-ко!», «Куд-куда!»,петух: «Кука-реку», утки: «Кря-кря-кря!», кукушка: «Ку-ку, ку-ку!», ворона: «Кар-кар»

    В крике, каких птиц слышится звук [К]? Обведи подходящие картинки.

    Изолированное произнесение звука К, уточнение артикуляции:

    Широко открыть рот.

    Спрятать язык вглубь рта, сжать его в комочек.

    Постучать сжатым языком по нёбу, произнести звук К.

    Приблизить ладонь ко рту, почувствовать движение воздуха.

    Громко и отчетливо, многократно произнести звук К.

    Характеристики звука: согласный, глухой, твердый.

    Развитие фонематического слуха

    • Опознание звука из ряда других

    К : К, Р, Г, М, К, Ж, К, Л, К, Х, К

    • Опознание из слогов

    Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : КА, ГА, КЫ, МУ, АК, КО, ХА, КУ

    • Опознание из слов

    Сожми крепко кулачки, когда услышишь звук К : ЛАМПА, РУКА, НОРА, КОЗА, ПОЛКА, ДОМ, КОТ, ШОКОЛАД, СЛОН, КАМЕНЬ, СТОЛ, КАЛОШИ.

    Запомни, повтори слоги:

    КА-КА-КА КА-КО-КУ-КЫ

    КО-КО-КО КО-КУ-КЫ-КА

    КУ-КУ-КУ КУ-КЫ-КА-КО

    КЫ-КЫ-КЫ КЫ-КА-КО-КУ

    Проговори слова (по 2 раза):

    кабан банка ком

    кабина будка кон

    кабинет бука конь

    кайма ветка кофе

    камень майка ковать

    канава нотка комета

    капитан утка конфета

    Игра «Чудесный мешочек». У Колобка - чудесный мешочек с овощами (капуста, картофель, морковь. Ребенок достает овощи, называет их, уточняет, что в словах есть звук К (определяет место звука в словах). Четко выделяет интонационно звук К.

    Подбор названий овощей к притяжательным местоимениям: моя капуста, мой картофель, моя морковь

    Предлагает найти такие же картинки - контуры и раскрасить их. Называет овощи, в названии которых нет звука К: (помидор, огурец)

    Игра «Прятки». Колобок предлагает поиграть в прятки. А прятаться от тебя будет слог КА. Слушай внимательно предложения (картинки к предложениям пронумеровать) и попробуй восстановить слова: (Приложение 2).

    1. Соба (ка) тяв (ка)ла на рыба (ка).

    2. (Ка)тя на(ка)зала озорни(ка) котен(ка)

    3. Кош(ка) ла(ка)ла молоко из блюдеч(ка).

    4. Малень(ка)я девоч(ка) громко пла(ка)ла.

    5. Зай(ка)пос(кал в огород за (ка)пустой.

    6. Бабуш(ка) (ка)тает вну(ка) по дорожке пар(ка).

    Звуковой анализ : твердый согласный обозначать на звуковой схеме слова синим цветом, а гласные звуки - красным цветом:

    Повтори скороговорку «Котя, котенька,коток. Котя острый коготок»

    Нарисуй петелькой собаку возле будки.

    Занятие 4.

    Цель занятия: продолжать автоматизировать звук К в словах и предложениях, расширять словарь на звук К, развивать зрительно моторную координацию руки, воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию, положительный эмоциональный настрой на занятие.

    Развитие дыхания

    Сядь ровно, ноги на полу, руки положи на живот. Закрой глаза. Представь, что в животе - шарик. Вдох делаем через нос - шарик надувается; плечи неподвижны; выдох через нос - шарик спускается потихоньку. Сейчас мы будем «надувать» и «сдувать» шарик. Дышим медленно.

    Ребёнок сидит на стуле, откинувшись на спинку стула; выполняет упражнение в медленном темпе 5 раз.

    Артикуляторная гимнастика Развитие подвижности и дифференцированных движений губ, языка.

    • «Лягушка» - «Хоботок»
    • «Лопата» - «Иголочка»
    • «Киска сердится»
    • «Чистим нижние зубки»
    • «Катушка»
    • «Качели»

    Ребёнок перед зеркалом выполняет под счёт упражнения в медленном темпе.

    Автоматизация звука [К]. с использованием « Суджока»

    на длительном речевом выдохе произносим слоги:

    [Кк-а-а-кк-о-о-кк-у-у-кк-ы- ы- кк -э-эк];

    Ребёнок на длительном речевом выдохе произносит чётко артикулируя гласные.

    Давай поиграем с тобой в игру «Повторялки»

    Развитие слухового восприятия, чувства ритма, рифмы.

    Закрепление навыка правильного произношения звука [к] в прямых слогах, словах с прямым слогом.

    Ка - ка, Ка - ка, Ка - ка,

    Каша, камень, камера.

    ка - Ка, ка - Ка, ка - Ка,

    цветка, индюка, молотка

    Ко - ко, Ко - ко, Ко - ко,

    Кот, котик, комок

    ко - Ко, ко - Ко, ко - Ко,

    высоко, широко, велико.

    Ку-ку, Ку-ку, Ку-ку.

    Курица, куры, кумушка

    Ку-Ку, ку-Ку, ку-Ку.

    Глазику, ротику, носику.

    «Назови картинки». Развитие памяти. Развитие фонематических функций. Активизация словаря.

    Назови картинки, в названиях которых есть звук [К].

    (теленок, жеребенок, цыпленок, лошадь)

    (теленок, жеребенок, цыпленок) какое лишнее слово (лошадь). Почему?

    В этом слове нет звука (К).

    Составь предложение с одни из слов.

    Катя кормит цыпленка.

    Сколько слов в предложении.

    Игра «4 лишний» (Презентация 3 )

    Итог

    Чем мы сегодня занимались?

    Как правильно произносить звук [К]?

    Положение губ;

    Положение зубов;

    Положение языка;

    Какая воздушная струя.

    Вспоминает виды деятельности;

    правильную артикуляцию звука [К].

    Занятие 5

    Цель : автоматизировать звук К в слогах и словах со стечением согласных, работа над предложением, формирование грамматического строя языка, воспитывать положительную установку к логопедическому занятию.

    Катился Колобок, катился по дорожке и услышал кто-то кричит Ква-Ква. Кто же это?

    Зелена я, как трава

    Моя песенка: «Ква-ква».

    Отгадай загадку. Обведи отгадку.

    Тянем губы прямо к ушкам, получается - лягушка

    Артикуляционная гимнастика:

    «Улыбка»- «Трубочка», «Лопаточка»-«Иголочка»

    «Чистим нижние зубки», «Катушка», « Качели»

    Анализ артикуляции:

    • губы приоткрыты, растянуты в легкой улыбке;
    • зубы разомкнуты:
    • кончик языка лежит у основания нижних резцов,
    • передняя и средняя части спинки языка опущены,
    • задняя часть спинки языка поднимается вверх и упирается в нёбо в задней его части,
    • боковые края языка прижаты к верхним боковым зубам;
    • мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
    • голосовые связки не напряжены, разомкнуты — голос не образуется;
    • воздушная струя сильная, в момент произнесения звука проходит по центру ротовой полости, разрывая смычку между задней частью спинки языка и небом.

    Лягушка-квакушка обрадовалась нашей встрече, запрыгала по камушкам

    Автоматизация звука [к]в слогах.

    Ква-кво-кву

    Ска-ско-ску

    Кво-кву-квы

    Ско-ску-скы

    Кву-квы-ква

    Ску-скы-ска

    Квы-ква-кво

    Скы-ска-ско

    Квакушка - квадрат -квартира

    Скамейка -сказка - коляска.

    Физминутка: вот лягушки по дорожке, скачут вытянувши ножки. Увидали комара закричали: Ква-Ква-Ква! (ребенок изображает лягушку)

    Развитие просодии.

    Как квакает большая лягушка? Как маленькая?

    Игра «Отгадай загадки». Колобок просит тебя подсказать слово в конце каждого стихотворения.

    Кто на себе свой домик тащит

    В темной темнице,

    Красна девица,

    Без нитки, без спицы,

    Вяжет вязаницы.

    (бабочка)

    Пляшет крошка —

    Всего одна ножка.

    К группе гласных относятся шесть звуков: У – О – А – Э – И – Ы. Гласные звуки – это своего рода озвученный выдох, получивший в надставной трубке, или резонаторной полости, ту или иную окраску (тембр), в зависимости от формы ротоглоточной полости и направления воздушной струи.

    Также в русском языке есть так называемые йотированные гласные: Е – Ё – Ю – Я, каждая из которых представляет собой сочетание гласной и звука j. Полнозвучное произношение гласных обеспечивает выразительность речи, придавая ей красоту и мелодичность. Каждый гласный звук требует определенной внешней и внутриглоточной артикуляции.

    Звук «У» образуется при поднятом языке, который отодвигается назад. Ротовая полость сужается, а глоточная полость увеличивается.

    Звук «О» – рот приоткрыт, глоточная полость увеличена.

    Звук «А» – корень языка отодвигается назад, рот широко открыт, губы принимают овальную форму, глоточная полость маленькая.

    Звук «Э» – широкая ротовая полость, глоточная сужается, язык внизу упирается в нижние резцы зубов.

    Звук «И» произносится при смещении языка вперед и вверх, при этом образуется небольшая полость между стенкой языка и передней частью неба.

    Звук «Ы» – при его произношении язык выдвигается вперед и вверх, при этом рот приоткрывается, а глоточная полость расширяется, звук получается прикрытым.

    При произношении каждой гласной полость ротоглотки делится на два взаимосвязанных резонатора: задний – полость глотки и передний – полость рта.

    Передняя часть резонатора называется «резонатором высоких тонов » (И, Э), задняя – «резонатором низких тонов »(О, У, Ы). Звук «А» содержит в себе резонирование как высоких, так и низких тонов.

    Упражнения для постановки гласных звуков

    Упражнение 1

    Представьте, что ваша кисть – раскрывающийся цветок. Произнесите «У – О – А – Э – И – Ы». Если вы когда-нибудь видели, как распускается бутон цветка, то не могли не заметить, что этот процесс не только зрелищный, но и непрерывный. Воссоздайте эту непрерывность. Попробуйте несколько раз с помощью линейки гласных раскрыть воображаемый цветок.

    Примечание «Линейка гласных»

    Линейка гласных – это последовательность гласных звуков «у-о-а-э-и-ы», (иногда «и-э-а-о-у-ы») для удобства используемая в голосоречевом тренинге как один из видов ритмической организации слоговых комбинаций и звукосочетаний. Этот порядок гласных звуков дает возможность постепенного подъема гортани от «у» до «и» и в связи с этим повышения тона.

    Варианты упражнения :

      Используйте звукосочетания: У – О, У – А, У – Э, У – И, У – Ы.

      Придумаете свои варианты звукосочетаний с гласными звуками.

    Упражнение 2

    Произнесите: У – Ю, О – Ё, А – Я.

    Упражнение 3

    Прочтите слова: утка, улица, уксус, укус, остров, орден, облако, очерк, аист, азбука, арбуз, амплуа, эпос, эра, эхо, этика, икра, искренность, исповедь, ива, ель, ёжик, ёмкость, ёршик, яблоко, ярость, ягода, ярмарка, юнга, юбка, юноша . Однако не просто, механически читайте слова, а постарайтесь передать их значение и ваше личное к ним отношение. Не наигрывайте, пусть слово возникнет не сразу, а постепенно из вашей фантазии и ощущений.

    Задание :

    Придумайте самостоятельно шесть слов, которые начинались бы с данных гласных.

    Подобные задания хорошо проверять на групповых занятиях по сценической речи, создавая игровую ситуацию.

    Упражнение 4

    Прочтите следующие пословицы и поговорки:

      Звуки У – Ю:

      Без труда не выловишь рыбку из пруда.

      Сам себя губит, кто людей не любит.

      Явор вырос на юру;

    Юрит явор на ветру.

      Звуки О – Е:

      Один с кошкой, а семеро с ложкой.

      Видит молоко, да рыло коротко.

      Около кола – колокола,

    Около ворот – коловорот.

      Врет – что блины печет.

      Звуки А – Я:

      Не красна изба углами, а красна пирогами.

      Своя земля и в горсти мила.

      Рыбак рыбака видит издалека.

      Голова без ума, что фонарь без огня.

      Звуки Э – Е:

      Я ему по секрету, а он всему свету.

      День в тень – топор в пень.

      Кто сеет, кто веет, тот не обеднеет.

      За правое дело стой смело.

      Звуки И – Ы:

      Знали, кого били, потому и победили.

      На безрыбье и рак рыба.

      Хвались, да не поперхнись.

      Тиши кричи – бояре на печи.

      И выкривлю;

    И выпрямлю;

    За ворота пну;

    И в окно приму.

    Проблемы с произношением звуков у детей в дошкольном возрасте встречаются довольно часто, а количество таких звуков может достигать 7 и более. Один из вопросов, которые задают себе начинающие специалисты звучит так: «С каких звуков начинать работу логопеду?»

    С каких звуков лучше начинать работу логопеду

    Улучшая качество произношения, рекомендуется начинать со звуков раннего онтогенеза, которые дети в большинстве случаев начинают произносить до трех лет. Ими являются те звуки, артикуляция которых наиболее простая. Кроме этого, эти звуки являются опорными для постановки более сложных звуков. Примерами таких звуков являются:

    Гласные звуки: «А», «У», «И», «О», «Э», «Ы».
    Согласные звуки: «Б-П», «В-Ф», «Д-Т», «Г-К», «М», «Н», «Х».

    Работа на поставку звуков выполняется последовательно, ведь таким образом ребенку будет проще, а результативность занятий с логопедом только возрастет. Чаще всего работу начинает с звуков, которые хорошо получаются у ребенка.

    Постановка выполняется по подражанию, с жестовой подсказкой или механической помощью, с, применением приемов пассивной артикуляционной гимнастики, когда логопед своими руками помогает сформировать правильный артикуляционный уклад.

    Опорные звуки в речи

    Опорные звуки — это звуки, которые сходны с нарушенными по артикуляции, но произносимые ребенком правильно.

    Все названные выше звуки являются опорными для других. Если ребенок правильно произносит все опорные звуки, то намного проще будет улучшить его произношение более сложных звуков (шипящих, свистящие, соноров). Ниже представлены примеры опорных звуков:

    Для звука «С» это звуки «И» и «Ф».
    Для звука «Ж» это звуки «В» и «З».
    Для «Ц» это звуки «Т» и «С».

    Последовательность работы со звуками

    Работа над правильной артикуляцией – это длительный и кропотливый процесс, для которого важны старания не только детей, но и родителей и логопедов. Учить ребенка правильно произносить звуки необходимо последовательно, в соответствии с определенной системой, которая позволит достичь необходимого результата и закрепить его, избежав напрасной траты времени.

    Весь процесс работы со звуками можно разделить на четыре этапа:

    1. Подготовительный. Необходимо настроить ребенка на занятие, рассказать примерный план работы, поговорить про звуки, с которыми будет проходить работа. Здесь же можно упомянуть особенности артикуляции и то, какие органы будут задействованы.
    2. Постановка звука. Ребенок повторяет за логопедом, учится правильно произносить тот или иной звук. Для этого подбираются слова, в которых можно наиболее четко услышать правильное звучание. Иногда дети начинают правильно говорить звуки в конкретных словах, а не в слогах. Задача специалиста на этом этапе – донести до ребенка то, как нужно произносить звук. Также следует отметить основные ошибки, которые можно делать при этом.
    3. Автоматизация звуков в слогах, словах, фразах и предложениях . Недостаточно научиться правильно произносить звук, необходимо также уметь его использовать в речи. На этом этапе приобретенный навык закрепляется и доводится до автоматизма. Лучше всего начинать со слогов, а после – переходить к словам. Действуя по принципу от простого к сложному, логопед увидит, с кем именно у ребенка возникают проблемы, и поможет с этим справиться.
    4. Дифференциация звуков. Ребенок учится вычленять конкретные звуки в словах. Например, звуки в начале слов или же в конце. Он называет их в отдельности по каждому слову. Это не только закрепляет его навыки произношения, но и помогает ориентироваться в остальных звуках, выделять гласные и согласные, понимать особенности построения слов.

    Важно помнить, что переход к следующему этапу работы над звуками возможен только в том случае, когда у ребенка не возникает трудностей по текущему. Откладывать все проблемы и недочеты на будущее нельзя, так как в дальнейшем их будет намного сложнее исправить. Лучше потратить больше времени на 1 звук, чем потом еще долгие годы корректировать его произношение.

    Условия закрепления звуков в речи

    Которые имеются у него с произношением. Каким бы талантливым и опытным не был педагог, результат зависит от него лишь частично, так как существует три обязательных условия для успешного освоения звуков.

    Фонематический слух – малыш должен слышать и определять, как звучит тот или иной звук. Фонематический слух развивается через специальные упражнения, которые включают в себя многократные повторения звуков, их интерпретацию и прослушивание. Недостаточно понять звучание звуков, необходимо уметь их повторить и закрепить в речи правильное звучание.

    Самоконтроль – на протяжении занятий (1-3 раза в неделю) произношение ребенка контролирует логопед, он исправляет его и говорит, как произносить правильно. При этом все остальное время ребенок должен контролировать себя самостоятельно.

    Во время общения с родителями это не является настолько большой проблемой, так как взрослые также заинтересованы в том, чтобы их ребенок произносил звуки правильно. Самой большой проблемой является общение со сверстниками, так как у других детей также могут быть проблемы с произношением, а когда нет контроля со стороны взрослых, то ребенок может даже не замечать своих ошибок.

    Для достижения результата необходимо следить за собой, исправляться и стараться говорить правильно из раза в раз. Если же этого не делать, то на закрепление звуков в речи уйдет намного больше времени.

    Мотивация – когда ребенок понимает, зачем он ходит к логопеду, то и результат наступает быстрее. Родителям необходимо мотивировать ребенка, рассказать ему, что его ждет, когда он будет правильно произносить все звуки (главные роли в утренниках, похвала преподавателей, возможность рассказывать стихи на публике, восхищение друзей).

    За каждое достижение малыша нужно хвалить, так как это небольшая победа над самим собой. Если же случаются неудачи, то их нужно анализировать и предотвращать в дальнейшем. Когда будет мотивация, тогда и нежелание заниматься с логопедом будет редким явлением.