• Молитва о новопреставленном псалтырь. Как правильно читать дома псалтырь: рекомендации Псалтырь молитвы по усопшим

    О поминовении усопших по уставу православной церкви Епископ Афанасий (Сахаров)

    ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ЗА УМЕРШИХ

    ЧТЕНИЕ ПСАЛТИРИ ЗА УМЕРШИХ

    Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности. У нас псалтирь читается при гробе усопших мирян. В некоторых местах есть специально чтецы, которые или приглашаются в дом умершего для непрерывного чтения псалтири, например, в течение 40 дней, или даже целого года, или у себя в доме читают псалтирь по просьбе сродников усопшего. Во многих православных обителях совершается так называемое “неусыпное” деннонощное чтение о живых и усопших. При таком чтении псалтири, кроме обычных тропарей и молитв по каждой кафизме, присоединяется еще на каждой славе особая молитва, за которой поминаются имена усопших.

    Чтение боговдохновенных псалмов Давида вообще должно быть частным занятием православных христиан. Ни кие же бо иныя книги такое Бога славят, якоже псалтирь… она… и за весь мир Бога молит . Устав Церковный назначает прочитывать за богослужением кроме многочисленных псалмов, входящих в состав основных частей богослужения, и всю псалтирь подряд в одну седмицу, а в Великом Посте даже и два раза в седмицу. Чтение псалтири в память усопших несомненно приносит им великое утешение и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельствующее о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело. Поэтому заслуживает всякого поощрения существующий во многих местах обычай просить священнослужителей, в монастыре, или лиц, специально этим занимающихся, - почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но гораздо превосходнее чтение псалтири самими поминающими. Тогда получается многосугубая польза. Для поминаемых это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о большей степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами ЛИЧНО хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие псалтирь получат от слова Божия и великое утешение и великое назидание, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаше всего не присутствуя даже при нем. А милостыня может и должна быть подаваема самостоятельно, независимо от чтения псалтири и ценность ее в этом последнем случае будет, конечно, выше, ибо не будет соединена с возложением обязательного труда на приемлющего, а будет подана по заповеди Спасителя туне и потому будет принята Господом как милостыня сугубая. В наших богослужебных книгах нет определенных указаний о порядке чтения псалтири по усопшем. В псалтири следованной печатаются псалмы все подряд с подразделением на кафисмы и славы без всяких добавлений. Это для богослужебного их употребления. После всех псалмов помещаются особые тропари и молитвы по каждой кафисме. Это для келейного чтения. В особо издаваемых псалтирях эти тропари и молитвы помещаются наряду после каждой кафисмы. Если чтение псалтири о живых и умерших, или о тех и других вместе соединяется с обычным ежедневным келейным чтением псалтири, тогда по первой и второй славе на каждой кафисме могут быть присоединяемы моления о живых и усопших или об одних последних, а по каждой кафисме обычные тропари и молитвы. Если же чтение псалтири совершается только ради поминовения, особенно при гробе усопшего, тогда нет нужды читать по кафисмах назначаемые для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях и после каждой славы и после кафисмы читать специальную поминальную молитву. Относительно формулы поминовения при чтении псалтири нет однообразия. В различных местах употребляются различные молитвы, иногда произвольно составленные. Практика древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего, причем во время чтения полагается пять поклонов, а самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение псалтири за упокой предваряется чтением канона за умерших многих или за единоумершего, после которого начинается чтение псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный канон, после которого снова начинается чтение первой кафисмы. Такой порядок продолжается во все время чтения псалтири за упокой.

    Данный текст является ознакомительным фрагментом.

    Молитвы перед чтением Псалтири Так часто наша душа немирна, и просто не может воспринять Слово, которое предлагает нам Бог для назидания. Поэтому мы всегда советуем читать предначинательные молитвы для того, чтобы прийти в состояние, в котором мы можем слышать Его.Мы

    Чтение Псалтири с поминовением живых и усопших 1-я Слава:Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?ньАллиулу?иа, аллилу?иа, аллилу?иа, сла?ва Тебе?, Бо?же. (Трижды с поклонами)Го?споди, поми?луй. (Трижды)Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и

    Чтение Псалтири по усопшему 1-я и 2-я Славы:Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в. Ами?ньАллиулу?иа, аллилу?иа, аллилу?иа, сла?ва Тебе?, Бо?же. (Трижды с поклонами)Го?споди, поми?луй. (Трижды)Сла?ва Отцу? и Сы?ну и Свято?му Ду?ху, и ны?не и при?сно и во

    Чтение Псалтири в различных случаях Изложено по преподобному Арсению Каппадокийскому афонским старцем Паисием.Преподобный Арсений использовал псалмы для благословения, подходящие к различным случаям; особенно в тех случаях, когда не имелось церковного

    "Во Псалтири десятоструннем пою Тебе" (Пс. 143, 9) "Во Псалтири десятоструннем пою Тебе" - так сказано в псалме царя и пророка Давида. Что это значит? Всякое изречение Священного Писания имеет, кроме исторического смысла, другой, внутренний, глубокий смысл. Так и эти слова,

    Мысли при чтении Псалтири Пс. 1. Описывается благоуспешность во всем и блаженство людей благочестивых и бедствие нечестивых. Благочестивый человек как древо плодовитое при потоке вод, а нечестивые - как прах, возметаемый ветром с земли.Пс. 2. Пророчество о Мессии.Пс. 4, ст.

    Продолжение чтения из Псалтири Пс.77. Как дивен Бог в делах Своих! Вот Он (ст. 13 и далее) разверзает море и проводит сынов Своих по суху: представи воды яко мех: волны поднимались и опускались, и между тем как стена огусте оба полы вода (подобие меха). Наставляет их облаком во

    479. Как поминать умерших в сектантстве родителей. Состояние душ умерших грешников. О чистилище и мытарствах Письмо к сомневающемуся о полученном разрешении грехов Милость Божия буди с вами! Замедлил я ответом вам. Прошу извинить. Спрашиваете, как поминать умерших в

    В чем заключается польза от чтения Псалтири? иеромонах Иов (Гумеров)Брать специальное благословение у священника на чтение Псалтири не надо. На это нас благословила Церковь: исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными

    Значение Псалтири для Богослужений В Псалтири есть много размышлений, обращений к своей душе, много наставлений и слов утешения. Поэтому неудивительно исключительно широкое применение Псалтири при молитве. Ни одно богослужение, еще с ветхозаветных времен, не обходится

    6. Свечница в храме отказалась принять прошение о сорокоусте по усопшем - крещеном, но неверующем и невоцерковленном, сказав, что о таком человеке нельзя подавать на сорокоуст и можно лишь заказать чтение о нем Псалтири. Права ли она? К сожалению, мы имеем здесь дело с той

    Чин 12 псалмов и пения Псалтири На основе этих правил появляется в памятниках IX и следующих веков особый «Чин 12 псалмов» , а также приспособление Псалтири к келейному употреблению чрез прибавление к кафисмам особых последований из покаянных тропарей и молитв.

    Молитвы перед началом чтения Псалтири Разумно да будет, како подобает особь пети ПсалтирьАще иерей, глаголет:Благослове?н Бог наш, всегда?, ны?не и при?сно и во ве?ки веко?в.Аще ли ни, глаголи умиленно: Моли?твами святы?х оте?ц на?ших, Го?споди Иису?се Христе? Бо?же наш, поми?луй

    О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он приказал ежедневно читать Псалтирь в церкви двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать

    Святой обязанностью каждого православного христианина является чтение молитв за близких людей, покинувших наш бренный мир. Псалтырь по усопшим - Богослужебная книга, которую рекомендуется читать на протяжении сорока дней с момента смерти. Это позволит избежать блужданий в стереотипах, условностях и правилах, которыми обросло это Богоугодное дело - молитва о душе усопшего близкого человека.

    Как православие понимает усопших

    Сегодня, чтобы помянуть усопших следует читать Псалтырь, который является сборником ветхозаветных псалмов. Чтение начинается в день, когда была зафиксирована смерть. Делать это можно как очно, то есть находясь возле гроба умершего, так и заочно - находясь дома. Как правило, читают до сорока дней, после чего чтение прекращается. Читающий может как произносить вслух молитву, так и не делать этого.

    Псалтирь по усопшим давно занял достойное место в числе Богослужебных, ведь около половины текстов, произносимых во время церковной службы, взяты из этой книги. Ее позволяется читать сидя, поэтому она называется «седалищной» книгой, но можно это делать и стоя. Единственный запрет касается лежачего положения.

    По мнению Святых отцов, стяжавшими Святой Дух, благодаря своему отношению к Отцу Небесному, молитвы, при чтении которых нет скорби в сердце и тело не утруждается — не будут услышаны Богом. Разрешение читать Псалтырь сидя призвано отделить Новый Завет от Ветхого. Ведь Евангелие не разрешается читать кроме как стоя.

    По сути своей, Псалтири по усопшим представляют собой сборник псалмов. Это полумолебенные, полупоэтические тексты, в которых отражаются практически все существующие состояния человека, уже начавшего свои отношения с Отцом Небесным. Написаны они были несколькими авторами, однако написанием основного содержания занимался ветхозаветный царь, которого звали Давид. Среди мирян он прославился своей битвой с Голиафом.

    Однако Бог его любит за иные заслуги:

    • Кротость.
    • Незлобивость.
    • Способность прощать.
    • Отсутствие стремления отомстить врагам своим.

    Все эти качества, дарованные нам Богом, во времена Давида встречались чрезвычайно редко. По этой причине данный святой перед Господом нашим муж выразил свои чувства в псалмах, которые настраивают всякого их читающего на умиротворенный лад.

    А когда душа наполняется состоянием и настроением, созвучным с Богом, она приятна Отцу Небесному. А потому он ее слышит и готов отвечать на исходящие от нее просьбы и потребности. Посредством этого может быть оказана большая польза усопшему.

    Текст Псалтыря по усопшим до 40 дней, чтобы он удобно читался, разделен на двадцать глав. Называется каждая из них «кафизмой». В нее, в свою очередь, входят три или четыре псалма. В соответствии с благочестивой традицией в один из первых трех дней после смерти, но до погребения надо прочесть полностью всю книгу возле гроба усопшего.

    Схема чтения Псалтыри

    Владыкой Афанасием (Сахаровым) множество трудов было посвящено, чтобы помочь разобраться с порядком чтения Псалтири по усопшим. Им сказано о том, что только соблюдение некоторых правил позволит провести все без дополнительных трудностей, действенно и правильно. По его мнению, нет необходимости в прочитывании молитвы, располагающейся после каждой из кафизм.

    Их предназначение - простое келейное правило. Речь тут идет о тех случаях, когда люди включают в свое каждодневное молитвенное правило дополнительно несколько кафизм из Псалтири. И делают они это исключительно ради молитвы к Господу.

    Также владыка говорит, что следует считать более «соответственным» произнесение специальной заупокойной молитвы не только после каждой «Славы» (Слава Отцу и Сыну, и Святому Духу), но и после завершения кафизмы. Ее начальные слова: «Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежде…». Кроме того, по мнению владыки, приличествует положение пяти земных поклонов. При этом трижды читается самый тропарь.

    Древней практикой предписывается предварять заупокойное чтение Псалтыри прочитыванием Конона за умершего. После его завершения и начинаются псалмы. По прочтении всей книги следует вновь вернуться к заупокойному Канону. А после него можно вновь вернуться к боговдохновенной книге. И далее таким же образом, на протяжении всего времени прочтения Псалтыри за упокой.

    В каком порядке читаются псалмы

    Порядок, в котором осуществляется чтение Псалтири об усопшем, четко установлен. Место этого церковного богослужебного текста, как правило, размещается до первого псалма. Может быть использована следующая схема:

    1. Произносится предначинательная молитва: «Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь».
    2. Дальше «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе».
    3. После этого призывают Дух Святой, чтобы молиться совместно с Богом «Царю Небесный…». Нельзя забывать, что молитва не является исключительно просьбой, она еще и общение.
    4. Приступают к чтению кафизмы.
    5. Каждая «Слава» («Слава Отцу…») сопровождается чтением поминальной молитвы.
    6. На завершающем этапе молебствия обращаются с молитвой к Пресвятой Богородице «Достойно есть…». В соответствии с правилами моление, начинающееся с призвания Духа Святого, должно заканчиваться благодарственным обращением к Царице Небесной.

    Молитва об усопшем 40 дней

    Большое количество людей еще не верующих, но находящихся в поиске истины, смущают категоричные утверждения и конкретные цифры. Ведь не существует сроков, которые были зафиксированы и документально подтверждены, через которые с душой человека все нормализуется при условии осуществления определенных действий.

    И этих людей можно понять. Никто никогда не документировал ничего подобного. Но тут человек должен уяснить для себя одну истину: с Богом можно взаимодействовать только через веру. И Господь сам об этом говорил.

    По этому поводу может быть проведена очень простая, хотя может и несовершенная аналогия: чтобы магнит начал проявлять свои свойства ему необходим металл. Это обязательное условие. Тот, кто хочет иным способом начать взаимодействовать с магнитом, чтобы коснуться его свойств, может высказывать свое несогласие и недовольство, но магнит все равно будет безмолвствовать.

    Открытие для человека взаимодействия с Богом возможно только через веру. И этот путь уже прошло огромное множество людей. Некоторые из них посредством приближения к Богу смогли получить некоторые из его свойств:

    • Преодоление естества.
    • Любить божественной любовью.
    • Исцелять.
    • Заниматься изгнанием злых духов.
    • Лицезреть будущее.
    • Осознавать истинное положение вещей.

    Основываясь на множестве примеров из Нового Завета, в которых Иисус творит чудеса можно сказать, что в человеке он, будучи Богом и Сыном Бога, ищет способность нести безоговорочную веру в Него и Его всемогущество.

    Начать надо с малого: поверить в наличие некоторого церковного опыта, а также людей, уже приближавшихся к Богу. Даже невзирая на то, что опыт может, на первый взгляд, показаться несколько мистическим.

    Так, сведения о сорока днях донесла до нас блаженная Феодора. Этой святой женщине была предоставлена возможность после смерти рассказать, что именно столько дней ей понадобилось, чтобы дойти до Рая. Она же рассказала с чем приходится сталкиваться душе человека пока она движется от земли к Царствию Божию. После этого и появилась эта цифра - 40 дней.

    Опыт святой Феодоры помог нам точно узнать о том периоде, который очень важен для тех, кого уже призвали от земли бренной в иное бытие. Поэтому мы наверняка знаем почему настолько необходимо умершему человеку наше непрерывное присутствие на протяжении сорока дней.

    Почему читается именно Псалтырь

    Обоснованно это следующими аргументами:

    • Псалтырь считается одним из самых эффективных способов оказать помощь усопшему. Ведь всем известно, что на пути, который преодолевает душа до вновь обретенной небесной родины, ей строят разные козни бесы. Эти злые духи претендуют на право быть таким же распорядителями душ, как и сам Господь.
    • В сборнике псалмов выражены наивысшие качества человеческой души, освященной Богом, соединенной с Его Духом и оттого имеющей особое влияние.
    • Пока не появился Новый Завет, именно с помощью Псалтыря можно было осуществить освобождение человека от злых духов.
    • С помощью Псалтыря душа, возносящаяся к Богу, ограждается от соблазняющих ее злых духов. Он же духовно поддерживает молящегося. Помогает выразить все свои чувства, чему способствует отражение в этой великой книге всех ситуаций, которые могут возникнуть у христианина на долгом жизненном пути.

    Понимание псалмов

    1. Вариант первый. По мнению некоторых, читать Псалтирь следует вне зависимости от того, понимает ли читающий смысл прочитанного. Главным аргументом является утверждение, что даже когда человеку не дано понять суть прочитанного, она ясна для лукавых духов. И они отступают, чувствуя тут действие самого Бога. После какого-то времени человеку, регулярно молящемуся, становится понятен смысл текста, так как Господь начинает его открывать ему. Процесс этот не быстрый, но постепенно он все равно происходит.
    2. Вариант второй. Его сторонники считают, что следует пользоваться переводами текстов на современный русский. Если в тексте попадаются термины, выражения или слова, которые не удается понять то их, по мнению адептов этого варианта, следует переводить на русский, пользуясь для этой цели церковнославянским словарем. Они советуют обращаться к историческим справкам о том, как создавался тот или иной псалом и пользоваться разъяснениями теологов и святых отцов.

    При желании подобные пояснения могут быть найдены в лавке при церкви или на познавательных сайтах христианской направленности. Хорошим средством для понятия смысла, заложенного в каждый отдельный псалом, является изучение Священного Писания. Так, например, пояснения к пятидесятому псалму можно найти во Второй книге Царств, где рассказывается обо всех переживаниях царя Давида сподвигших его на ее написание.

    Для любого чтеца Псалтыри, вне зависимости от наличия у него опыта, лучше молясь стоять, если нет крайней нужды сесть. При этом не может быть допущено никакой небрежности, так как она оскорбляет священный обряд, благословенный Святой Церковью и слово Божия. Небрежно прочтенное оно не может соответствовать чувствам и намерениям молящегося христианина.

    «Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

    Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

    Сборник псалмов — самая популярная книга у православных верующих людей. Дети на Руси учились не по букварю, а по Псалтыри. Авторство приписывают царю Давиду, он сам слагал тексты и исполнял под музыкальный инструмент. Псалом за упокой души усопшего — это песнь покаяния.

    Неизвестно откуда пришел обычай читать псалмы по усопшим, но по преданию у гроба Божьей Матери апостолы читали псалмы. Считается, что такая молитва помогает не только покойнику, но и скорбящему родственнику. Так человек успокаивается в горе потери близких людей и отвлекается от жизненной суеты. У первых христиан не было молитвенника, но был псалтырь.

    Значение священных текстов:

    • полету души на небеса мешают злые демоны, которые хотят завладеть и властвовать над ней, а псалтырь является эффективным средством помочь душе в путешествии;
    • псалмы это выражение высших человеческих качеств души;
    • до Нового Завета Псалтырь был тем сборником, который позволял очистить человека от злых демонов;
    • святые тексты позволяют защитить душу покойника и духовно поддержать скорбящего человека об утрате.

    Как читать псалом 118 по усопшему

    Псалом 118 занимает особое место среди святых текстов и является самым длинным. Текст состоит из двадцати двух частей и восьми строк, которые начинаются с еврейского алфавита «альфа» «бета» и дальше. Чтение псалма облегчает пребывание умершего в ином мире. Каждый человек совершает много грехов на земле, а после окончания земной жизни уже не может ничего изменить.

    Слова текста возносят душу на небеса и дарят большую радость. Кафизмы на церковно-славянском языке трудно читать, можно выбрать текст на русском языке и читать в любое время дома.

    Текст разделен на три части, которые следуют перед 73 и 131 строфами. В этих местах читается славословие и особенная молитва с именем умершего человека. Читают этот текст на утренней и вечерней службе, он входит в погребение и отпевание. Со специальными хвалебными славословиями читается в Великую Субботу.

    Текст 118 псалма об усопшем:

    1 Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем.

    2 Блаженны хранящие откровения Его, всем сердцем ищущие Его.

    3 Они не делают беззакония, ходят путями Его.

    4 Ты заповедал повеления Твои хранить твердо.

    5 О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих!

    6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои:

    7 я славил бы Тебя в правоте сердца, поучаясь судам правды Твоей.

    8 Буду хранить уставы Твои; не оставляй меня совсем.

    9 Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему.

    10 Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих.

    11 В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою.

    12 Благословен Ты, Господи! научи меня уставам Твоим.

    13 Устами моими возвещал я все суды уст Твоих.

    14 На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве.

    15 О заповедях Твоих размышляю, и взираю на пути Твои.

    16 Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего.

    17 Яви милость рабу Твоему, и буду жить и хранить слово Твое.

    18 Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего.

    19 Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих.

    20 Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время.

    21 Ты укротил гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих.

    22 Сними с меня поношение и посрамление, ибо я храню откровения Твои.

    23 Князья сидят и сговариваются против меня, а раб Твой размышляет об уставах Твоих.

    24 Откровения Твои — утешение мое, [и уставы Твои] — советники мои.

    25 Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему.

    26 Объявил я пути мои, и Ты услышал меня; научи меня уставам Твоим.

    27 Дай мне уразуметь путь повелений Твоих, и буду размышлять о чудесах Твоих.

    28 Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему.

    29 Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне.

    30 Я избрал путь истины, поставил пред собою суды Твои.

    31 Я прилепился к откровениям Твоим, Господи; не постыди меня.

    32 Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое.

    33 Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца.

    34 Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем.

    35 Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее.

    36 Приклони сердце мое к откровениям Твоим, а не к корысти.

    37 Отврати очи мои, чтобы не видеть суеты; животвори меня на пути Твоем.

    38 Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою.

    39 Отврати поношение мое, которого я страшусь, ибо суды Твои благи.

    40 Вот, я возжелал повелений Твоих; животвори меня правдою Твоею.

    41 Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему,-

    42 и я дам ответ поносящему меня, ибо уповаю на слово Твое.

    43 Не отнимай совсем от уст моих слова истины, ибо я уповаю на суды Твои

    44 и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки;

    45 буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих;

    46 буду говорить об откровениях Твоих пред царями и не постыжусь;

    47 буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил;

    48 руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих.

    49 Вспомни слово [Твое] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать:

    50 это — утешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня.

    51 Гордые крайне ругались надо мною, но я не уклонился от закона Твоего.

    52 Вспоминал суды Твои, Господи, от века, и утешался.

    53 Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой.

    54 Уставы Твои были песнями моими на месте странствований моих.

    55 Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой.

    56 Он стал моим, ибо повеления Твои храню.

    57 Удел мой, Господи, сказал я, соблюдать слова Твои.

    58 Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему.

    59 Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим.

    60 Спешил и не медлил соблюдать заповеди Твои.

    61 Сети нечестивых окружили меня, но я не забывал закона Твоего.

    62 В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои.

    63 Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои.

    64 Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим.

    65 Благо сотворил Ты рабу Твоему, Господи, по слову Твоему.

    66 Доброму разумению и ведению научи меня, ибо заповедям Твоим я верую.

    67 Прежде страдания моего я заблуждался; а ныне слово Твое храню.

    68 Благ и благодетелен Ты, [Господи]; научи меня уставам Твоим.

    69 Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои.

    70 Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь.

    71 Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим.

    72 Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра.

    73 Руки Твои сотворили меня и устроили меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим.

    74 Боящиеся Тебя увидят меня — и возрадуются, что я уповаю на слово Твое.

    75 Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня.

    76 Да будет же милость Твоя утешением моим, по слову Твоему к рабу Твоему.

    77 Да придет ко мне милосердие Твое, и я буду жить; ибо закон Твой — утешение мое.

    78 Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих.

    79 Да обратятся ко мне боящиеся Тебя и знающие откровения Твои.

    80 Да будет сердце мое непорочно в уставах Твоих, чтобы я не посрамился.

    81 Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое.

    82 Истаевают очи мои о слове Твоем; я говорю: когда Ты утешишь меня?

    83 Я стал, как мех в дыму, но уставов Твоих не забыл.

    84 Сколько дней раба Твоего? Когда произведешь суд над гонителями моими?

    85 Яму вырыли мне годые, вопреки закону Твоему.

    86 Все заповеди Твои — истина; несправедливо преследуют меня: помоги мне;

    87 едва не погубили меня на земле, но я не оставил повелений Твоих.

    88 По милости Твоей оживляй меня, и буду хранить откровения уст Твоих.

    89 На веки, Господи, слово Твое утверждено на небесах;

    90 истина Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит.

    91 По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе.

    92 Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем.

    93 Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня.

    94 Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих.

    95 Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои.

    96 Я видел предел всякого совершенства, но Твоя заповедь безмерно обширна.

    97 Как люблю я закон Твой! весь день размышляю о нем.

    98 Заповедью Твоею Ты соделал меня мудрее врагов моих, ибо она всегда со мною.

    99 Я стал разумнее всех учителей моих, ибо размышляю об откровениях Твоих.

    100 Я сведущ более старцев, ибо повеления Твои храню.

    101 От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое;

    102 от судов Твоих не уклоняюсь, ибо Ты научаешь меня.

    103 Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим.

    104 Повелениями Твоими я вразумлен; потому ненавижу всякий путь лжи.

    105 Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей.

    106 Я клялся хранить праведные суды Твои, и исполню.

    107 Сильно угнетен я, Господи; оживи меня по слову Твоему.

    108 Благоволи же, Господи, принять добровольную жертву уст моих, и судам Твоим научи меня.

    109 Душа моя непрестанно в руке моей, но закона Твоего не забываю.

    110 Нечестивые поставили для меня сеть, но я не уклонился от повелений Твоих.

    111 Откровения Твои я принял, как наследие на веки, ибо они веселие сердца моего.

    112 Я приклонил сердце мое к исполнению уставов Твоих навек, до конца.

    113 Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.

    114 Ты покров мой и щит мой; на слово Твое уповаю.

    115 Удалитесь от меня, беззаконные, и буду хранить заповеди Бога моего.

    116 Укрепи меня по слову Твоему, и буду жить; не посрами меня в надежде моей;

    117 поддержи меня, и спасусь; и в уставы Твои буду вникать непрестанно.

    118 Всех, отступающих от уставов Твоих, Ты низлагаешь, ибо ухищрения их — ложь.

    119 Как изгарь, отметаешь Ты всех нечестивых земли; потому я возлюбил откровения Твои.

    120 Трепещет от страха Твоего плоть моя, и судов Твоих я боюсь.

    121 Я совершал суд и правду; не предай меня гонителям моим.

    122 Заступи раба Твоего ко благу его, чтобы не угнетали меня гордые.

    123 Истаевают очи мои, ожидая спасения Твоего и слова правды Твоей.

    124 Сотвори с рабом Твоим по милости Твоей, и уставам Твоим научи меня.

    125 Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои.

    126 Время Господу действовать: закон Твой разорили.

    127 А я люблю заповеди Твои более золота, и золота чистого.

    128 Все повеления Твои — все признаю’ справедливыми; всякий путь лжи ненавижу.

    129 Дивны откровения Твои; потому хранит их душа моя.

    130 Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых.

    131 Открываю уста мои и вздыхаю, ибо заповедей Твоих жажду.

    132 Призри на меня и помилуй меня, как поступаешь с любящими имя Твое.

    133 Утверди стопы мои в слове Твоем и не дай овладеть мною никакому беззаконию;

    134 избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои;

    135 осияй раба Твоего светом лица Твоего и научи меня уставам Твоим.

    136 Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего.

    137 Праведен Ты, Господи, и справедливы суды Твои.

    138 Откровения Твои, которые Ты заповедал,- правда и совершенная истина.

    139 Ревность моя снедает меня, потому что мои враги забыли слова Твои.

    140 Слово Твое весьма чисто, и раб Твой возлюбил его.

    141 Мал я и презрен, но повелений Твоих не забываю.

    142 Правда Твоя — правда вечная, и закон Твой — истина.

    143 Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твои — утешение мое.

    144 Правда откровений Твоих вечна: вразуми меня, и буду жить.

    145 Взываю всем сердцем [моим]: услышь меня, Господи,- и сохраню уставы Твои.

    146 Призываю Тебя: спаси меня, и буду хранить откровения Твои.

    147 Предваряю рассвет и взываю; на слово Твое уповаю.

    148 Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое.

    150 Приблизились замышляющие лукавство; далеки они от закона Твоего.

    151 Близок Ты, Господи, и все заповеди Твои — истина.

    152 Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки.

    153 Воззри на бедствие мое и избавь меня, ибо я не забываю закона Твоего.

    154 Вступись в дело мое и защити меня; по слову Твоему оживи меня.

    155 Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут.

    156 Много щедрот Твоих, Господи; по суду Твоему оживи меня.

    157 Много у меня гонителей и врагов, но от откровений Твоих я не удаляюсь.

    158 Вижу отступников, и сокрушаюсь, ибо они не хранят слова Твоего.

    159 Зри, как я люблю повеления Твои; по милости Твоей, Господи, оживи меня.

    160 Основание слова Твоего истинно, и вечен всякий суд правды Твоей.

    161 Князья гонят меня безвинно, но сердце мое боится слова Твоего.

    162 Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль.

    163 Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю.

    164 Семикратно в день прославляю Тебя за суды правды Твоей.

    165 Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения.

    166 Уповаю на спасение Твое, Господи, и заповеди Твои исполняю.

    167 Душа моя хранит откровения Твои, и я люблю их крепко.

    168 Храню повеления Твои и откровения Твои, ибо все пути мои пред Тобою.

    169 Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня.

    170 Да придет моление мое пред лице Твое; по слову Твоему избавь меня.

    171 Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим.

    172 Язык мой возгласит слово Твое, ибо все заповеди Твои праведны.

    173 Да будет рука Твоя в помощь мне, ибо я повеления Твои избрал.

    174 Жажду спасения Твоего, Господи, и закон Твой — утешение мое.

    175 Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне.

    176 Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

    Какие псалмы читают по усопшему

    Умерший человек в православной вере до одного года называется новопреставленный. Определилось несколько традиций поминать новопреставленных:

    • чтение Псалтыря со специальной молитвой каждый день;
    • Сорокоуст, читаемый в церкви;
    • панихиды 3, 9, 40 день;
    • лития на могиле умершего в дни всеобщего поминовения;
    • поминальные обеды и пожертвования.

    Православная церковь делит путь души в загробный мир на три периода:

    • три дня душа пребывает рядом с телом;
    • с третьего по девятый день ангелы возносят ее на небеса и дают видеть райскую жизнь;
    • с девятого по сороковой день душа испытывает мытарства за совершенные и нераскаявшиеся грехи на земле;
    • на сороковой день решается, где будет находиться душа до часа Страшного Суда.

    Третий день погребения, после обряда устраивается поминальная трапеза. На девятый день заказывается панихида в церкви. До сорокового дня читается псалтырь, затем его чтение прекращается.

    Когда тело покойного находится в доме, родственники по очереди читают псалтырь или приглашают опытного чтеца. Читать можно сидя, но вставать при словах «Слава» и «Аллилуйя». Псалтырь состоит из двадцати частей, после каждой делается три поклона и возносится короткая молитва.

    Для чтения устанавливается подставка и свечка у головы умершего. В день погребения родственники договариваются о чтении псалмов по усопшему до 40 дней дома.

    Поминальные духоборские псалмы

    Духоборы — представители направления христианства, сложившегося в России во второй половине восемнадцатого столетия. Идея духоборов состоит в том, что в любом человеке присутствует Господь. Они не приветствуют обряды и таинства, священных служителей и отшельничество и создали свой тип богослужения ритуал поклонения, который в прошлом проходил в соответствии с православным календарем и был основным правилом молитв каждую неделю. В сокращенном виде ритуал мог входить в погребение при расставании с покойником в месте захоронения.

    До переселения в Ростовский регион духоборы жили в Джавахети Грузия, где ритуал поклонения осуществляли в молитвенном доме, после стали проводить в жилых домах.

    Псалмы это особенный жанр духоборских обычаев. К псалмам духоборы относят тексты, связанные с такими источниками, как Псалтырь, Деяния святых апостолов, Послания апостола Павла, Откровение Иоанна Богослова.

    Духоборцы создали певческое направление, в котором можно выделить три части. Это псалмы, стишки и песни. Уникальность песенного пения состоит в совмещении стилей фольклорных культур. Некоторые тексты только читают, другие поют с закрытым ртом и продолжительным распеванием слов. Каждый текст заводит запевала, и такое пение похоже на казачье.

    Храни Вас Господь!

    В этом видео Вы услышите чтение 118 текста Псалтыри:

    Псалтырь – книга хвалебных церковных песнопений, псалмы из которой читаются в разных ситуациях верующим человеком. Читаются выдержки из церковного сборника и при смерти.

    Православное поминание усопших

    В православии принято поминать умерших родственников на годовщину их смерти и в большие церковные праздники. Молитвы об усопших читаются в отведенные для этого дни и при соблюдении установленных правил.

    О том, что загробный мир существует и душа новопреставленного в течение 40 дней самостоятельно добирается до пункта назначения, проходит разные испытания, узнали благодаря блаженной Феодоре. Святая после смерти отправилась в Рай и получила возможность сообщить живущим на Земле о том, какое время требуется душе после смерти, чтобы попасть в место назначения. Кроме Феодоры, пользу чтения псалом показали апостолы, которые 3 дня молились за душу Богородицы и пели возле ее гроба молитвы из Псалтыря.

    Читать молитвы за упокой нужно каждому человеку, потерявшему своего близкого. Считается, что таким образом мысли об утрате отступают на второй план, и молящийся успокаивается и настраивается на дальнейшую жизнь без умершего. Молитва – это особый язык, на котором человек говорит с Богом и с теми, кто находится на Небесах.

    Необходимость произносить хвалебные песнопения об усопших до 40 дней считается помощью странствующей душе, и чем больше слов будет сказано в ее честь, тем больше вероятность попадания новопреставленного в Рай. Кроме этого, слова из Псалтыря, сказанные от сердца, помогают преодолеть те трудности, которые выпадают умершему по пути в пункт назначения.

    Церковь рекомендует читать Псалтырь по усопшим непрерывно, начиная в момент смерти человека и заканчивая на 40 день после его ухода. В особых случаях святые слова читают 80 дней со дня смерти человека. Существует православный обычай прочитать полностью Псалтырь за 3 дня после ухода родственника в мир иной, и это рекомендуется сделать до его погребения.

    Начинать произносить святые слова нужно возле гроба покойного стоя, а заканчивать уже без его физического присутствия дома или в храме. Если нет возможности читать святую книгу непосредственно над телом, то близкие усопшего делят главы Псалтыря между собой и в назначенное время каждый по очереди приступает к исполнению возложенной на него обязанности, соблюдая непрерывность молитвы.

    Слово «Псалтырь» в переводе на русский с древнегреческого обозначает название музыкального инструмента. Состоит эта церковная книга из 150 , или песен, читать которые можно как в церкви, так и в домашних условиях. Псалмы разделены в книге по главам, которые называются «кафизмами», каждая из которых содержит почти равное количество песнопений.

    Когда человек умирает, его близкие, кроме словесной помощи ушедшему, должны приготовить кутью из пшеницы и меда и освятить блюдо в церкви на утренней службе. После чего сладкой кашей кормят тех, кто пришел почтить память усопшего. Кроме этого, рекомендуется заказать в храме сорокоуст, чтобы за умершего 40 дней молились монахи.

    Почему читают именно Псалтирь

    Считается, что слова, которые содержит Псалтырь по усопшим до 40 дней, находят отзыв в душе скорбящего. Произнося песнопения на языке оригинала, человек настраивается на одну волну с Высшими силами и успокаивается.

    Чтение Святой Книги требует соблюдения порядка, что организует скорбящего и не дает ему впасть в глубокую печаль. Кроме этого, человек понимает, что своими действиями он помогает душе новопреставленного пройти испытания и попасть на Небеса.

    Схема чтения Псалтири

    Изучение святых текстов является ежедневным ритуалом каждого, по-настоящему верующего христианина. Кром того, тексты Псалтыря используются в богослужениях, и если читать дома святые песни, то можно принимать непосредственное участие в службе, прославляя Силы небесные вместе со священником. Схема прочтения псалмов выглядит так:

    • в воскресенье – 23 псалом;
    • в понедельник – 47;
    • во вторник – 66;
    • в среду – 93;
    • в четверг – 49;
    • в пятницу – 92;
    • в субботу – 91.

    Нужно помнить, что кафизмы не читаются в период от Великого Четверга Страстной недели до Фоминого воскресенья, называемого в народе «Антипасхой». В этот период на изучение Псалтыря накладывается запрет на 10 дней.

    Для того чтобы помянуть родственника или другого близкого человека, нужно, кроме ежедневного прочтения хотя бы 1 кафизма, на протяжении 40 дней придерживаться духовного поста. Если обряд проводится дома, то читать молитвы, написанные после каждой главы, необязательно. При этом ритуал поминовения пройдет правильно.

    Читая хвалебные песнопения в домашних условиях, нужно помнить, что после каждого произнесения славы Святой Троице нужно читать заупокойную молитву. Эти же слова произносятся по окончании каждой главы Псалтыря. Когда чтение святых псалмов подойдет к концу, нужно прочесть заупокойный Канон. Такой порядок в 1973 году установила Московская Патриархия.

    Молитвенные чтения производятся при зажженной свече, когда мысли успокоены и настроены на духовный лад. Святые строки читаются спокойным голосом, медленно и без сбоев в словах и ударениях. Если же ударение поставить не туда, то молитва может быть истолкована неправильно, что нежелательно.

    Порядок чтения псалмов

    Первое правило псалмочтения – это непрерывность события. Если же нет возможности не отрываться при поминовении усопшего, то церковь выделяет 3, 9 и 40 суток, в течение которых Святое Слово должно быть произнесено обязательно.

    Вступительный текст для поминания новопреставленного находится перед первой главой Псалтыря. Перед каждой из 20 глав книги нужно произносить 3 раза молитву, начинающуюся со слов «Придите, поклонимся…», и после каждой «Славы» читается молитва «Помяни, Господи Боже наш…», текст которой помещен в конце «Последования по исходе души от тела», где покойного называют по имени. Когда любая из кафизм заканчивается, нужно читать « » и тропари для покойника. Название святых песен можно не произносить – это не будет ошибкой.

    Если в издании по какой-либо причине нет вступительного текста, то можно перед чтением кафизм произнести на память «Молитвами святых отец наших». На следующем этапе читают «Славу», а после – «Царю Небесный». Затем действуют по описанной схеме.

    Кафизмы читаются сидя, вставать нужно во время прославления Господа. Если здоровье позволяет, то Псалтири изучают стоя, что дополнительно зачтется как молящемуся, так и покойному. Запрещается произнесение святых песен лежа на кровати, потому что такая поза является неуважительной по отношению к Высшим силам и покойному. Считается, что душа умершего до 3 дней находится рядом с телом, поэтому может слушать молитвы и псалмы.

    Кроме этого, Псалтырь долгое время считался священной книгой, творящей удивительные вещи. До Нового Завета при помощи псалмов из одержимых изгоняли бесов и лечили душу.

    Варианты молитвы по Псалтыре за упокой

    В Святой Книге есть молитва, которая считается самой сильной и действенной. Подходит кафизма 17 как для разового поминовения, так и для ритуального чтения на протяжении 1,5 месяца. Церковнослужители отмечают, что такое одноразовое поминовение души ушедшего может заменить прочтение всего Псалтыря.

    17 кафизма, по мнению многих, является красивейшей песней, которая благотворно влияет не только на душу поминаемого, но и на самого чтеца. В 17 главу входят начинающие и заканчивающие молитвы и псалом 118.

    Молитва об усопших и появление традиции

    Появление традиции поминать умерших уходит корнями в древние времена. Люди, пережившие потерю родственников или близких людей, при любом удобном случае вспоминали их и мысленно обращались к божествам и другим объектам верований, чтобы те помогли покойным и облегчили их нахождение в месте последнего пристанища.

    В христианстве считается, что, произнося заупокойные слова, человек получает утешение и отпускает душу умершего в мир иной. Верующие знают, что тот, кто любит, способен смириться, но не способен забыть, а чтение псалмов помогает общаться с Небесами и помнить об утрате.

    Первым человеком, который поверил в силу поминовения умерших, считается полководец Иуда. За то, что он и его подчиненные верили в Бога, Создатель наградил их армию непобедимостью. Но как-то войско потерпело поражение, и много воинов погибло при сражении. При захоронении Иуда увидел, что многие из умерших носили с собой фигурки идолов, не связанных с христианством.

    Чтобы направить хотя бы их души в Царство Божье, полководец начал молиться, прося простить Господа невежество воинов. Вседержителю пришлась по душе такая искренность Иуды, и он простил умерших, отправив их души в Рай. Считается, что с этого момента и появилась традиция поминовения усопших.

    Молитва об усопшем 40 дней

    О важности молитвы по умершему сообщают разные христианские источники. Первым человеком, сообщившим живым о том, что на прохождение пути до ворот Рая после смерти нужно 40 дней, стала Феодора. При этом женщина отмечала, что как только на Земле о ней вспоминали живые, преодолевать загробный путь становилось легче.

    О том, что душа существует, сообщает и современная наука, а ученые даже определили вес этого неотъемлемого компонента человеческого существа – 21 год. Кроме этого, нередко после кончины люди снились родственникам и просили помолиться за них или выполнить просьбы, что в очередной раз доказывает факт существования души и то, что она нуждается в помощи живущих.

    Священнослужители отмечают, что на протяжении 1,5 месяца невидимая субстанция ходит по земле в сопровождении Ангела-хранителя, который показывает умершему его деяния. Если при жизни человек много грешил, то активное поминовение его людьми склонит чашу весов Высшего суда в сторону Рая.

    Понимание псалмов

    Текст псалмов, который читает начинающий, изначально может быть ему не понятен, если изучение святых песен происходит на латинском языке. Некоторые священники уверены, что читать Псалтырь можно, и не понимая его смысла, который откроется позже.

    Другие специалисты по святым текстам рекомендуют изучить ритуальные песнопения на русском и только потом приступать к чтению святой книги на языке оригинала. В каждом случае попытки изучить кафизмы уже считаются благим делом и станут плюсом в шкале праведных поступков любого человека.

    Служители Бога рекомендуют общаться с Создателем посредством молитв каждый день. Они отмечают, что прийти в веру никогда не поздно, а внутреннее стремление способно на многое. Молитва, произнесенная от сердца, будет услышана теми, кому она предназначалась.

    Обычай читать Псалтирь по усопшим восходит к глубокой древности, чтение это несомненно приносит им великое утешение само по себе, как чтение слова Божия, и как свидетельствующее о любви к ним и памяти о них живых собратий. Приносит оно им и великую пользу, ибо приемлется Господом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых - так же, как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

    Псалмы должно читать с умилением и сокрушением сердечным, не торопясь, со вниманием вникая в читаемое. Наибольшую пользу приносит чтение Псалтири самими поминающими: оно свидетельствует о большой степени любви и усердия к поминаемым их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.

    Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении.

    Конечно принимать на себя чтение Псалтири при гробе усопшего может тот, кто к этому способен и располагает определенными знаниями, подобающими для служения священному делу. Жертвенный порыв поминающих родственников или друзей покойного может во многом, но не во всем восполнить их слабую подготовленность. Кроме того, чтение Псалтири при гробе должно быть по возможности непрерывным, а для этого необходимо несколько сменяющихся чтецов. Поэтому существует обычай приглашать для священного чтения способных к нему людей, присоединяя к этому приглашению подачу милостыни за поминаемых. Однако в любом случае долг внимания к слову Божию и молитвы за душу умершего лежит не на одном чтеце Псалтири, но и на домашних родственниках усопшего.

    Само чтение Псалтири по усопшим бывает двух родов. Первый - это сугубое чтение Псалтири над гробом почившего в ближайшие дни и недели по его кончине - например, до 40-го дня.

    Чтение боговдохновенных псалмов Давидовых в идеале должно быть ежедневным частным занятием православных христиан, поэтому распространен обычай соединять келейное (домашнее) чтение Псалтыри с поминанием живых и усопших - таков другой род чтения Псалтири с поминовением.

    Если Псалтирь читается только за усопшего, перед первой кафизмой обязательно читается Канон за единоумершего. После канона - "Достойно есть.." и далее до конца, как указано в чине келейного чтения Канона за единоумершего.

    В этом разделе помещены три варианта чтения Псалтири по усопшим в соответствии с традицией Русской Православной Церкви.

    В отличии от других, этот вариант прочтения Псалтири о упокоении усопших включает в себя только поминовении заупокой на каждой "Славе" кафизмы. По прочтении кафизмы приведены тропари заупокойные и молитва о упокоении, вместо обычных тропарей и молитв Псалтири. Такое поминовение называется сугубым (особым, только о упокоении), часто такой вариант чтения используют в первые сорок дней после смерти усопшего. Для удобства все тексты преведены "на ряду" (без сокращений).

    В данном изложении Псалтирь о упокоении усопших включает в себя только молитвы о упокоении на каждой "Славе" кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. При таком чтении начало и окончание чтения кафизм остается обычным, без заупоуойных тропарей. Для удобства все тексты преведены "на ряду" (без сокращений).

    Самый распостраненный способ чтения Псалтири с поминовениями о здравии и упокоении на каждой "Славе" кафизмы. По прочтении каждой кафизмы приведены тропари и молитва кафизмы из Псалтири. Для удобства все тексты преведены "на ряду" (без сокращений). Такой вариант обычно читают для келейного поминовения живых и почивших сродников.

    Когда псалтирь читается у гроба усопшего, то сначала присутствующим иереем совершается Последование по исходе души и тела. За тем чтец начинает чтение Псалтири

    По окончании всей Псалтири чтец читает опять Канон за единоумершего и после него снова начинается чтение Псалтири, и так повторяется во все время чтения Псалтири за усопшего.

    "При чтении Псалтири при гробе усопшего, - пишет владыка Афанасий (Сахоров) в своем исчерпывающем исследовании "О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви", - нет нужды читать по кафизмам назначенные для обычного келейного правила тропари и молитвы. Более соответственным будет во всех случаях, и после каждой "Славы:", и после кафизмы, читать специальную поминальную молитву. Практика Древней Руси освятила употребление в этом случае того заупокойного тропаря, которым должно завершаться келейное чтение заупокойных канонов: "Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего", причем во время чтения полагается пять поклонов, в самый тропарь читается трижды. Согласно той же старинной практике, чтение Псалтыри за упокой предваряется чтением Канона за умершего, после которого начинается чтение Псалтири. По прочтении всех псалмов опять прочитывается заупокойный Канон, после которого снова начинается чтение первый кафизмы. Такой порядок продолжается во всё время чтения Псалтири за упокой".

    Сейчас получила распространение и несколько другая традиция чтения Псалтири у гроба: по первой и второй "Славе:" кафизмы, читается молитва "Помяни, Господи Боже наш...", а по окончании кафизмы, читаются тропари покойны (а не тропари по окончании данной кафизмы) и положенная после кафизмы молитва. Такой порядок чтения рекомендуется в Псалтири издания Московской Патриархии (1973 г.) и некоторых других изданиях.

    При чтении Псалтири при гробе усопшего, следует учитывать традицию и всякий раз предварять чтение 1-ой кафизмы чтением заупокойного канона.

    В заключение остается лишь добавить, что любому чтецу Псалтыри (опытному или не опытному), приличнее стоять, как человеку молящемуся (в ногах у гроба усопшего), если особенная крайность не заставляет его сесть. Небрежность в этом деле, как и при соблюдении других благочестивых обычаев, оскорбительна и для священного обряда, благословляемого Святой Церковью, и для слова Божия, которое при небрежности читается как бы в несоответствии с намерением и чувством молящегося христианина.