• Вложения для бетанкур августин августинович. Организатор транспортной системы российской империи Автобиографические сочинения и письма


    Портрет 1810 -х годов. Автор неизвестен.

    Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina) — испанский, затем российский государственный деятель и учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор, строитель, инженер-механик и организатор транспортной системы Российской империи.

    Августин Бетанкур родился в Испании, на Канарских островах, на острове Тенерифе 1 февраля 1758 года. Происходил из древнего и очень влиятельного как в древние времена, так и по сию пору дворянского рода. Основателем рода был прославленный мореплаватель Жан (Хуан) де Бетанкур, нормандский дворянин, покоритель Канарских островов. К этому роду предположительно* принадлежал католический святой Педро де Сан-Хосе Бетанкур . Из живущих ныне представителей рода наиболее известны - Лилиан Бетанкур , владелица компании L"Oréal и колумбийский политик и сенатор Ингрид Бетанкур .

    Образование Августин Бетанкур получил в Париже. Испанское правительство направляло Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

    В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского Корпуса инженеров путей сообщения. В Испании он назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

    В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он опубликовал ряд научных трудов по гидравлике и создал проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года Августин Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года стал генерал-лейтенантом.

    Бетанкур блестяще подтвердил свою репутацию ученого и инже¬нера-механика: под его руководством был переоборудован и оснащен паровыми машинами Тульский оружейный завод, сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергофе, в Петербурге на Каменном острове; он руководил постройкой и оборудованием литейного завода в Казани, составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Одна из значительных работ Бетанкура — сооружение огромного экзерциргауза (помещения для военных упражнений в ненастную погоду) в Москве - всем известный Манеж, гениальные перекрытия которого, созданные Бетанкуром, дожили до 2004 года..

    Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер. Попечителями были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

    В 1816 году Бетанкур стал председателем вновь учрежденного в Петербурге Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути — учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

    С 1819 года он руководит Главным управлением путей сообщения. Этому талантливому инженеру принадлежит ряд изобретений. Он создал уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

    В 1820-м по инициативе Бетанкура были открыты Школа кондукторов путей сообщения и Военно-строительная школа подготовки младших специалистов строителей и десятников, мастеров, чертежников для ведомства путей сообщения, что положило начало государственной системе специального средне-технического образования в России.

    Августин Бетанкур был членом научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве.

    Бетанкур создал школу широко образованных инженеров. Его ученики принимали участие в строительстве Исаакиевского собора (в том числе знаменитый Монферран).

    Бетанкур скончался 26 июля (14 июля по старому стилю) 1824 года. Он похоронен в Петербурге на Смоленском лютеранском кладбище и перезахоронен в 1979 году в Некрополе Александро-Невской лавры.


    Могила А. А. Бетанкура на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

    В год 300-летия Санкт-Петербурга в дань памяти знаменитому ученому и инженеру — Августину Бетанкуру установлен памятник перед корпусом Петербургского государственного универси¬тета путей сообщения (ПГУПС), основателем и первым ректором которого он был. Автор проекта памятника — скульптор, заслуженный деятель культуры РСФСР академик Владимир Горевой.

    Текст из книги:

    Знаменитые кронштадтцы. - СПб.: Русская классика. 2012. - 336 с. Стр. 42 - 43.

    Примечание:
    * На Канарских островах фамилию Бетанкур носят как потомки племянника Жана де Бетанкура - Масио, сменившего дядю в качестве правителя Канар, так и потомки туземцев - гуанчей , которым Жан де Бетанкур при крещении давал свою фамилию

    Августи́н де Бетанкур и Молина , полное имя Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина (исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina; 1 февраля 1758 - 14 (26) июля 1824) - испанский, затем российский государственный деятель, учёный, генерал-лейтенант русской службы, архитектор и инженер, организатор строительства и транспорта в Российской империи.

    Биография

    В России Бетанкура звали Августом Августовичем.

    Родился А.Бетанкур в Испании, на острове Тенерифе. Образование получил в Париже. Испанское правительство направило Бетанкура во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с системами судоходства по каналам, с новыми паровыми машинами и другими открытиями в области техники. Затем в Лондоне он изучал машины по осушению золотых и серебряных рудников.

    В 1798 году Бетанкуру была поручена организация испанского корпуса инженеров путей сообщения. В Испании Бетанкур назначался генерал-инспектором королевского кабинета машин, интендантом армии, главным директором почт.

    В 1801 году Бетанкур покинул отечество и переехал в Париж. Во Франции он публикует ряд научных трудов по гидравлике и создает проект нового шлюза, предназначенного для небольших каналов. Осенью 1807 года А.Бетанкур приехал в Россию и был принят на государственную службу с чином генерал-майора, но уже спустя два года он - генерал-лейтенант.

    Бетанкур блестяще подтверждает свою репутацию ученого и инженера-механика: под его руководством проходит переоборудование и оснащение паровыми машинами Тульского оружейного завода; он руководит постройкой и оборудованием литейного завода в Казани; ему принадлежит принципиально новое решение устройства арочной системы мостов в Туле, Ижоре, Петергоф е, в Петербург е на Каменном острове; он проектирует и руководит строительством ряда зданий.

    Одной из значительных работ Бетанкура является сооружение огромного экзерциргауза в Москве. Он составил проекты и руководил строительством знаменитой Нижегородской ярмарки. Под его руководством был сооружен Таицкий водовод, снабжавший водой Царское Село.

    Особенно велик вклад Бетанкура в развитие инженерного образования в России. По его инициативе и проекту в 1809 году в Петербурге был основан первый в стране Институт инженеров путей сообщения. Для размещения этого учебного заведения, сразу же ставшего аристократическим, государственной казной был приобретен дворец князя Юсупова на Фонтанке. Директором института по предложению Бетанкура был назначен французский офицер Сенновер; в России его нарекли Степаном Игнатьевичем. Правда, над ним в качестве попечителей были принц Ольденбургский и сам генерал-лейтенант Бетанкур, назначенный главным начальником института.

    В 1816 году Бетанкур был назначен председателем вновь учрежденного в Петербург е Комитета по делам строений и гидравлических работ, по сути - учреждения, руководившего всеми строительными работами в городе.

    В 1819 году он становится директором Главного управления путей сообщения. Талантливому инженеру Бетанкуру принадлежит ряд изобретений. Он создает уникальную машину для очистки акватории Кронштадтского морского порта.

    А.Бетанкур - член научных обществ России и Европы, его перу принадлежат научные труды, изданные в Париже, Лондоне, Петербурге и других городах Европы. Приспособления и механизмы, созданные им, нашли широкое применение в строительстве. Так, кабестан, состоящий из двух чугунных валов с винтами, трех шестерен и одного веретена, укрепленных на деревянном основании, предназначался для передвижения тяжестей.

    В своих "Записках" Ф.Ф.Вигель упоминает о применении изобретенных Бетанкуром строительных лесов и кабестанов при подъеме колонн Исаакиевского собора: "Нужен был в Бетанкуре гений механика, чтобы поднять такую тяжесть и, как простую палку, воткнуть перед зданием. Выдуманные им машины служили великой помощью Монферрану, а после смерти его (Бетанкура) сделались его (Монферрана) наследством".

    (Augustin de Bethancourt et Molina) - генерал-лейтенант, главный директор путей сообщения, инженер-строитель и писатель; род. на острове Тенерифе 2-го февраля 1758 г., ум. 14-го июля 1824 г. в С.-Петербурге. Бетанкур происходил по прямой линии от Иоанна де Бетанкура, открывшего в 1402 г. архипелаг Канарских островов. Первые годы молодости Бетанкур провел на родине, образование получил в Париже и вслед за тем явился на службу в Испанию, где вскоре обратил на себя внимание выдающимися способностями. Между прочим правительство командировало его во Францию, Англию, Германию и Нидерланды для ознакомления с новыми открытиями и для обозрения различных систем судоходства по каналам, паровых машин и всего, относящегося к механике. Возвратившись из командировки, он представил множество чертежей и моделей, из которых составился в Мадриде превосходный кабинет. В 1797 г. по повелению Карла ІV Бетанкур был снова командирован в Лондон для изучения имеющихся там машин, приспособленных к осушке золотых и серебряных рудников, в которых испанское правительство особенно нуждалось ввиду предположенного возобновления разработки рудников в Америке. Усердие, с которым Бетанкур собирал все сведения, какие могли быть полезны его отечеству, возбудило сильное подозрение англичан; его арестовали и препроводили в Лиссабон; но отсюда он был отправлен королем в Париж для построения новых машин и инструментов, вместо отобранных у него в Англии. В 1798 г. его вызвали из Парижа для устройства телеграфной линии между Мадридом и Кадиксом и для учреждения корпуса инженеров дорог и мостов; вслед за тем он был последовательно назначаем на должности: генерал-инспектора основанного им корпуса, интенданта провинций, члена совета финансов, директора королевского кабинета машин, интенданта армии и главного директора почт. Возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть отечество; в 1807 г. он приехал в Париж и здесь издал некоторые сочинения по гидравлике и механике, представив вместе с тем французской академии план нового шлюза для небольших каналов, что сделало его имя еще более известным. В 1808 г. он был принят на службу в Россию, с чином генерал-майора и с зачислением в свиту Его Величества.

    Службу свою новому отечеству Бетанкур ознаменовал рядом заслуг. Главнейшими из них были следующие: тульский оружейный завод был преобразован и впервые мастерские его снабжены паровыми машинами; в Казани по проекту Бетанкура построен новый пушечный литейный завод; улучшены производства Императорской Александровской мануфактуры; устроены по особой арочной системе мосты в Ижоре, Петергофе, Туле и на Каменном острове; по его планам и под непосредственным его руководством сооружены многие здания, из которых особенно замечательна архитектура экзерциргауза в Москве (имеет 502 фута длины и до 150 - ширины); им же построен известный Таицкий водопровод, снабжающий водой Царское Село; наконец, важно его участие в устройстве экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой им изобретено значительное количество машин. Сопровождая принца голштейн-ольденбургского в путешествии по России, он ознакомился с устройством внутреннего судоходства и подал многие советы к его улучшению. Особенного внимания заслуживает деятельность Бетанкура по насаждению в России инженерного образования. По его проекту в 1810 г. учрежден институт инженеров путей сообщения, которого он был первым инспектором, и в этом звании являлся полным хозяином заведения: он заведовал хозяйственной и учебной частью и еще находил время, по недостатку профессоров, читать лекции по инженерному делу. В 1811 г. Бетанкур составил новый проект организации института, утвержденный в главных чертах советом путей сообщения и действовавший до 1823 г. В 1816 г., уже в чине генерал-лейтенанта, он был назначен председателем вновь учрежденного в С.-Петербурге городского строительного комитета, а в 1819 г. - директором главного управления путей сообщения. Незадолго до последнего назначения, на него было Высочайше возложено составление проекта перенесения Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород, а затем и выполнение этого важного дела. Занимаясь над разработкой последнего полученного им от Государя поручения - по перестройке Исаакиевского собора, Бетанкур тяжко занемог и вскоре за тем скончался. Как ученый строитель Бетанкур известен рядом собственных изобретений, которыми он значительно обогатил область техники; из них особенного внимания заслуживает проектированная им для очистки Кронштадтского порта огромная машина (machine à draguer), замечательная по точности движений и по силе. Его перу принадлежат также несколько печатных трудов: "Mémoires sur la force expansive de la vapeur de l"eau", Paris, 1790; "Mémoires sur un nouveau système de navigation intérieure", Paris, 1807; "Essai sur la composition des machines", Paris, 1808; "Description de la salle d"éxercice de Moscou", S.-Pétersbourg, 1819. Бетанкур состоял членом многих ученых обществ как в России, так и за границей.

    "Журнал Путей Сообщения", 1826 г., № 1, стр. 44-56. - "Русский Инвалид", 1824 г., № 167, стр. 667-668. - Гамель, "Описание Тульского оружейного завода, стр. 68, 70. - Словари: Зедделера, Старчевского, Геннади. - Соколовский, "Пятидесятилетие института корпуса инженеров путей сообщения" (СПб., 1859). - "Список лиц, окончивших курс наук в институте И. П. С. А. I" (СПб., 1883).

    {Половцов}

    Бетанкур, Августин Августинович

    (1758-1824) - выдающийся инженер-строитель, француз по происхождению. Внес ряд усовершенствовании в строительную технику, писал по вопросам механики к гидравлики. Приглашенный в 1808 на службу рус. правительством, выполнил много важных работ: преобразовал Тульский оружейный завод, впервые снабдив его мастерские паровыми машинами, построил в Казани новый пушечный литейный завод, улучшил производство Александровской мануфактуры, построил по особой арочной системе мосты в Туле, Ижоре, Петергофе и в СПб на Каменном острове. По его планам и под его непосредственным руководством сооружено много замечательных зданий, из которых особенно заслуживают внимания: манеж в Москве, перекрытие которого составило эпоху в истории строительного искусства (в архитектурной обработке принял участие архитектор О. И. Бове), здание Экспедиции заготовления государственных бумаг, для которой Б. изобрел значительное количество машин, Гостиный двор на Нижегородской ярмарке. По его предложению Макарьевская ярмарка перенесена в Нижний Новгород. Б. способствовал улучшению устройства внутреннего судоходства России и содействовал распространению инженерного образования: по его инициативе и проекту в 1810 был учрежден Институт инженеров путей сообщения.


    Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

    Смотреть что такое "Бетанкур, Августин Августинович" в других словарях:

      - (наст. Агустин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделария де Бетанкур и Молина, Bethencourt y Molina) (1 февраля 1758, Пуэрто де ла Крус, Канарские острова 14 (26) июля 1824, Петербург), испанский и российский ученый, изобретатель, инженер… … Энциклопедический словарь

      - (1758 1824), инженер механик и строитель, основоположник теории машин и механизмов. По происхождению испанец. С 1808 на русской службе, генерал лейтенант (1809). Один из создателей Корпуса инженеров путей сообщения (1809 10) и института… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

      В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бетанкур (фамилия). Августин де Бетанкур и Молина исп. Agustín José Pedro del Carmen Domingo de Candelaria de Betancourt y Molina … Википедия

      Бетанкур Августин Августинович - (1758 1824) ген. лейт. рус. службы, инж. строитель, писатель. Род на о. Тенерифе, одном из о вов Канарского архипелага, к рые его прямой предок, нормандский дворянин Иоанн де Бетанкур, открыл и покорил в 1402. Образование получил в Париже, служил … Российский гуманитарный энциклопедический словарь - Бетанкур фамилия испанского происхождения. Известные носители Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Betancourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Альфонс… … Википедия

      Бетанкур (фамилия): Бетанкур, Августин Августинович (исп. Agustín de Bethencourt y Molina; 1758 1824) российский инженер механик и строитель испанского происхождения. Бетанкур, Джон Грегори (англ. John Gregory Betancourt; род. 1963)… … Википедия

      Бетанкур (Bethencourt у Molina) Агустин (Августин Августинович) , инженер механик и строитель, член корреспондент французской АН (1809). Испанец по происхождению. В 1781 … Большая советская энциклопедия

    Родом испанец, французский инженер, русский генерал и организатор инженерного образования в России.

    В 2013 г. Министерство транспорта Российской Федерации учредило ведомственную награду – медаль Августина Бетанкура, ее награждаются работники образовательных организаций за выдающиеся личные заслуги в организации обучения и повышения квалификации специалистов для транспортного комплекса, внедрение в учебный процесс инновационных технологий, форм и методов обучения и развития транспортной науки.

    Августин Августинович Бетанкур (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) родился 1 февраля 1758 г. в Испании на острове Тенерифе.

    Его детство прошло в образованной буржуазной семье, в которой формировались характер и наклонности к научному поиску и техническому творчеству. В возрасте 20 лет Августин приехал в Мадрид, где и получил образование в Королевском училище Святого Исидора и Академии изящных искусств, став одним из образованнейших людей в Испании.

    В возрасте 25 лет он демонстрировал подъем в воздух первого в Испании воздушного шара. Вскоре после этого он выполняет важное государственное задание, подготовив доклад о состоянии добычи ртути, а затем сообщение о сооружении канала в Арагоне.

    В начале славных дел

    В возрасте 26 лет он становится академиком изящных искусств, и его направляют для продолжения образования в Париж, где он блестяще оканчивает Парижскую школу мостов и дорог. Особый интерес он проявляет к проблемам создания машин и механизмов для возведения зданий, мостов, портовых сооружений, для строительства дорог и каналов, рудников и шахт.

    Затем испанское правительство направляет его в страны Западной Европы для обозрения различных систем судоходства, каналов, паровых машин и т.п. За несколько лет напряженной учебы и работы к 30 годам он стал крупным инженером-исследователем. В 1788 г. его назначили директором Королевского кабинета машин в Мадриде.

    Выбираю Россию

    В 1799 г. Бетанкур назначен генеральным директором путей сообщения Испании. Со свойственной ему энергией он взялся за переустройство системы путей сообщения в стране, основал Мадридскую школу инженеров дорог, каналов и мостов, однако возникшие в Испании беспорядки заставили Бетанкура покинуть страну. Некоторое время он жил в Париже. Его научная и практическая деятельность была замечена, и вскоре русский посол И.М.Муравьев-Апостол предложил ему «попробовать себя в России».

    В сентябре 1808 года в Эрфурте, Бетанкур был представлен императору Александру I и, как искусный инженер, в ноябре 1808-го принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в свиту Его Императорского Величества, а также причислен к ведомству путей сообщения.

    С самого своего приезда в Петербург знаменитый инженер участвовал в решении проблем практически всех строек государственной важности в России. Здесь ему было открыто широкое поприще для применения его познаний.

    В трудах и заботах на благо новой Родины

    В 1809-1812 годах Бетанкур создал оригинальную механическую многоковшовую землечерпалку с паровой машиной для очистки русла рек и каналов. В августе 1812 г. землечерпалка, изготовленная на Ижорском заводе, была доставлена в Кронштадт, где выполняла дноуглубительные работы в акватории порта.

    Бетанкур ввёл новые и улучшил старые машины для Александровской хлопчатобумажной мануфактуры в Павловске.

    В 1812 году по проекту Бетанкура построен литейно-пушечный завод в Казани.

    В 1812-1814 годах по его же проекту в Царском Селе была проведена реконструкция устаревшего Таицкого водопровода, общей протяжённостью около 15 километров.

    В 1813 г. по проекту Бетанкура строится первый постоянный (деревянный арочный) мост через Малую Невку, получивший название «Каменноостровский». Машины, конструкции и приспособления для строительства деревянного арочного моста были созданы под руководством Бетанкура в мастерских, созданного им Института Корпуса инженеров путей сообщения. Этот мост для своего времени был шедевром мостостроения. По его проектам возведены также мосты на Московском тракте через реки Славянка и Ижора под Санкт-Петербургом.

    В 1814 г. под руководством Бетанкура создана специальная комиссия по строительству Обводного канала, начатому еще в конце XVIII в. и приостановленному в годы Отечественной войны 1812 года.

    В 1816 г. Бетанкур организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, на который возлагалось «рассмотрение чертежей на все без изъятия общественные, казённые и партикулярные в сей столице здания и другие постройки». Под наблюдением Комитета осуществлялись крупные градостроительные мероприятия в Санкт-Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Архангельске, Киеве. Так, Комитет сыграл решающую роль в экспертизе и реализации проектов застройки Санкт-Петербурга уникальными ансамблями и сооружениями (Дворцовая, Сенатская, Михайловская площади, Марсово поле).

    В 1816-1818 годах под руководством Бетанкура и по его проекту возведена ассигнационная фабрика «Экспедиция заготовления государственных бумаг» в Санкт-Петербурге (ныне фабрика «Гознак»).

    Одним из достижений явилась разработка ещё не известного мировой практике способа формирования водяных знаков (филиграней). Водяной знак стали получать путем штемпелевания его на сетке (на черпальные формы стали нашивать сетки, прессованные со штемпелей с медальонным характером гравюры).

    Осенью 1816 года Бетанкур был назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. В ноябре того же года решением Комитета министров Российской империи Бетанкур получил в «единственное и независимое распоряжение... всю строительную часть означенной ярмарки». Целью строительства стало создание лучшего торгового комплекса в Европе.

    С этого момента и до 1822 года (открытие ярмарочных торгов) Бетанкур проводил в Нижнем Новгороде каждое лето и лично руководил работой на всех стадиях строительства.

    По указанию Бетанкура напротив ярмарки был возведен «инженерный дом», где жили его сотрудники. Близ села Гордеевка он наладил работу трех кирпичных заводов, выпускавших до 3 млн. кирпичей ежегодно. Параллельно работам на ярмарке А. Бетанкур в 1819 году разработал для прибрежной части города регулярный план с определением мест для будущих каменных и деревянных строений.

    Главный директор Управления путей сообщения Российской империи

    В ноябре 1818 года генерал-лейтенант А. Бетанкур был назначен Главным директором Управления водяными и сухопутными сообщениями (путей сообщения) и занимал этот пост до сентября 1822 года. Исполнение своих новых обязанностей он начал с продолжительной инспекционной поездки, добираясь до самых отдаленных мест империи, в том числе до Грузии и портов Черного моря.

    Возвратившись из командировки в 1820 году, Бетанкур сел за подготовку обширного доклада, в котором подверг суровой, но справедливой критике состояние российских путей сообщения и внес предложение о необходимости крупных вложений в модернизацию транспортной инфраструктуры.

    С первых дней работы он обеспечил продолжение начатого еще в 1817 году строительства Московского шоссе Санкт-Петербург–Новгород–Москва. Для возведения искусственных сооружений на нем Бетанкур создал специальное Управление по постройке мостов. Наблюдение за темпами и качеством строительства вел лично. Уже 1 сентября 1820 года между Петербургом и Москвой открылось регулярное движение дилижансов, хотя окончательная отделка дороги еще продолжалась.

    Находясь на этой должности, он заложил основы построения и реконструкции каналов, поддержания в рабочем состоянии судоходных рек, возведения через водные преграды мостов разнообразных конструкций, в том числе, висячих, разработал системы водоснабжения Царского Села и Казани.

    По проекту Бетанкура в 1821 году был сооружён плашкоутный «бетанкуровский» Исаакиевский мост через Неву и береговые устои по линии «Исаакиевский собор – здание 12 Коллегий», по образцу которого впоследствии возводились другие наплавные мосты через Неву и ее рукава.

    Для ведения дел по Корпусу инженеров путей сообщения и Строительному отряду он учредил «Дежурство» из опытных специалистов, а для оперативного руководства всеми работами по строительству и эксплуатации путей сообщения 28 мая 1820 года образовал Главный Штаб Корпуса. При Главном директоре путей сообщения была создана Особенная канцелярия (прообраз будущей канцелярии Министерства путей сообщения).

    Основатель экспертного дела в России

    В 1820 году Бетанкур создает Комиссию проектов и смет Главного управления путей сообщения – первую «всероссийскую» проектную организацию не только в области отечественного транспорта, но и в строительстве. Основанный им Комитет для строений и гидравлических работ явился своеобразным государственным органом, осуществлявшим контроль за всеми стройками в Российской империи (экспертная оценка градостроительных планов, архитектурных решений, планов городского благоустройства). Таким образом было обеспечено достижение отечественным строительством нового уровня на основе широкой инженерно-технической экспертизы наиболее крупных проектов.

    Блестящий инженер конструктор

    Бетанкур также руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге. Совместно с архитектором Огюстом Монферраном он просчитывает конструкции Исаакиевского собора. Если говорить точнее, именно он создает инженерный проект.

    Им были спроектированы леса и механизмы для подъема колонн Исаакиевского собора, использованные А.А. Монферраном. На их основе последний создал систему механизмов, с помощью которой установил в 1832 году Александровскую колонну на Дворцовой площади в Петербурге.

    А. Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России

    По его проекту в Санкт-Петербурге в 1809 г. был учреждён Институт Корпуса инженеров путей сообщения, куда он и был назначен генеральным инспектором. До конца жизни А. Бетанкур состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу.

    Бетанкур внес важный вклад в развитие отечественной системы высшего инженерного образования в XIX веке, которая отличалась сочетанием фундаментальной, общеинженерной и специальной подготовки.

    Им были созданы научные основы образования инженеров путей сообщения по учебному плану, объединившему общенаучную, общеинженерную и специальную подготовку в одном вузе, предусматривавшему, наряду с теоретическим обучением, работы в мастерских, чертёжные работы, дающие навыки проектирования, практику строительных работ.

    Впервые учебный план высшего технического учебного заведения включал такие дисциплины, как высшая математика и начертательная геометрия. Были изданы первые учебники и учебные пособия на французском и русском языках («Основания начертательной геометрии» и «Начальные основания аналитической геометрии» Севастьянова, «Дифференциальные исчисления» Базена, «Основания механики» Дестрема, «Курс теории построения машин»Чижова, «Высшая геометрия в пространстве» Майорова и др.)

    Им создано множество действующих инструментов и моделей, макетов подъёмных механизмов – кабестанов, лебёдок, мостовых ферм, строительных конструкций, использовавшихся в учебном процессе.

    По его инициативе, с самого начала к преподаванию в Институте привлекли крупнейших российских и зарубежных специалистов. Августин Августинович всемерно способствовал формированию прогрессивного взгляда на расширение строительства путей сообщения как важного фактора экономического развития страны, оставлял в Институте лучших выпускников и готовил из них будущих профессоров, он сразу же взялся за создание институтской библиотеки, учебных кабинетов, а немного позже – музея.

    Видя, что количество выпускников ИИПС (за 1811-1824 годы было подготовлено всего 150 инженеров) явно недостаточно, Бетанкур предложил образовать Строительный отряд, куда могли поступать работники других отраслей, не получившие строительного образования. 17 апреля 1819 года император утвердил эту инициативу, и строительные организации ведомства путей сообщения стали пополняться специалистами, осваивавшими дело непосредственно на практике.

    У истоков специального средне технического образования

    Одновременно Бетанкур разработал проект организации Военно-строительной школы и Школы кондукторов путей сообщения для подготовки офицеров-строителей уровня техников-исполнителей. 1 мая 1820 года и это предложение было утверждено. Здания Кондукторской школы возводились по проекту и под наблюдением Бетанкура. В 1839 году, сыграв свою роль, она закрылась, а её оборудование передали Институту. Ранее, в 1826 году, Институт «вобрал» в себя и Военно-строительную школу: воспитанники её старшего класса поступили на 1-й курс ИИПС.

    Все это положило начало государственной системе специального среднетехнического образования в России. В эти школы принимались юноши в возрасте 16-19 лет. Выпускали их в чине прапорщика и направляли на строительные работы в Строительный отряд. После 4-6 лет обучения выпускники І класса получали звание старшего унтер-офицера, ІІ класса – младшего унтер-офицера. Это были квалифицированные исполнители проектов новых сооружений. Кстати, здания для кондукторской школы, мастерские с большой паровой машиной (мощностью 10 л.с.) и литейная были возведены по проекту Бетанкура.

    Последние годы жизни

    В последние годы жизни (1822-1824) Бетанкур попал в немилость к императору и 2 августа 1822 года был отстранен от должности Главного директора путей сообщения. Бетанкур подал в отставку, которую получил 4 февраля 1824 года, а через пять месяцев в возрасте 66 лет скончался. В Петербурге, на Университетской набережной установлена стела с именем Августина Бетанкура, а в сквере у главного корпуса Петербургского университета путей сообщения ему поставлен памятник, который в 2003 году открыл наследный принц Испании Фелипе.

    Однако лучшими памятника этому гениальному инженеру являются здания и сооружения построенные по его проектам, а также при его участие при его участии.

    Поистине историческим сооружением, возведенным по проекту Августина Бетанкура в Москве, стал экзерциргауз (крытый плац для проведения военных смотров) ныне – Манеж, открытый 30 ноября 1817 года. Площадь его составила почти 7,5 тыс. кв. м, что позволяло разместить в нём более двух тысяч человек. Вот уже два века он славно служит москвичам и всем жителям столицы.

    Борис Скупов

    Я хочу остановиться на личности удивительной судьбы человека, инженера Августина Августиновича де Бетанкур и Молины . Он родился на Канарских островах, служил в Испании и Франции, где стал признанным знатоком инженерного дела. Затем началась его плодотворная служба в России, где он стал генерал-лейтенантом, главным управляющим путями сообщений, видным инженером и государственным деятелем. Он сделал много полезных дел во славу России; он строил мосты дороги, заводы, гидротехнические сооружения, создал ряд важных изобретений. Интересна и его посмертная судьба: он был погребён на Смоленском лютеранском кладбище, но в 1979 году его прах и надгробие были перенесены в Некрополь XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище) в Александро-Невской лавре.

    В статье приводится биография инженера и государственного деятеля и сведения о его могиле.

    Биография:

    БЕТАНКУР Августин Августинович (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия де Бетанкур и Молина) (1 февраля 1758 – 14 июня 1824 ) – генерал-лейтенант (с 1809).
    Из старинного испанского дворянского рода. Сын подполковника Августина де Бетанкура и Кастро от брака с Леонорой де Молина и Бриолис. Родился в Пуэрто де ла Крус, на острове Тенерифе, в группе Канарских островов. В июле 1777 поступил на испанскую службу. В 1780 окончил королевское училище Святого Исидора в Мадриде, одновременно учился рисованию в Мадридской Академии изящных искусств; в 1780-е годы продолжил обучение в Париже, а в 1790-е годы совершенствовался в области инженерного дела в Англии; состоял генерал-инспектором корпуса инженеров дорог и мостов, интендантом провинций, членом совета финансов, директором королевского кабинета машин, интендантом армии и главным директором почт. В 1807-1808 жил в Париже, где опубликовал на французском языке ряд своих научных трудов (в том числе «Курс построения машин», 1808), с 1809 член-корреспондент Парижской АН. В 1807 приезжал в Россию.
    В сентябре 1808 был представлен в Эрфурте императору Александру I и как искусный инженер в ноябре 1808 принят на российскую службу в чине генерал-майора с зачислением в Свиту Е. И. В. и причислен к ведомству путей сообщения. В августе 1809 произведён в генерал-лейтенанты. С 1809 член совета Корпуса инженеров путей сообщения; осуществлял инспекцию и разрабатывал проект реконструкции Вышневолоцкой, Тихвинской и Мариинской водных систем; в том же году подготовил проект реконструкции Тульского оружейного завода. В 1810-1811 по проекту Бетанкура на Ижорском заводе построена первая землечерпалка для очистки и углубления акватории Кронштадтского порта, в 1812 по его проекту построен литейно-пушечный завод в Казани. В 1816-1818 под руководством Бетанкура и по его проекту сооружено здание Экспедиции заготовления государственных бумаг в Санкт-Петербурге (производство оснащено станками и механизмами конструкции Бетанкура). По проектам Бетанкура возведены также мосты на Московском тракте через реки Славянка и Ижора под Санкт-Петербургом, Каменноостровский и Бумажный мосты в Санкт-Петербурге, Манеж в Москве. Руководил технической частью строительства Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге.
    Бетанкур – один из организаторов инженерного образования в России: по его проекту в 1810 в Санкт-Петербурге был открыт институт Корпуса инженеров путей сообщения (до конца жизни Бетанкур состоял его инспектором, заведующим хозяйственной и учебной частью и одновременно читал лекции по инженерному делу). В 1816 организовал и возглавил Комитет для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге, на который возлагались «рассмотрение чертежей на все без изъятия общественные, казённые и партикулярные в сей столице здания и другие постройки». Осенью 1816 назначен председателем Комитета по переносу Макарьевской ярмарки в Нижний Новгород. В 1818-1822 участвовал в проектировании и строительстве первой в России крупной шоссейной дороги Санкт-Петербург – Новгород – Москва.
    В апреле 1819 – августе 1822 главный директор Главного управления путей сообщения. По его инициативе в 1819-1820 в Санкт-Петербурге созданы Военно-строительная и Кондукторская школы, готовившие специалистов для ведомства путей сообщения. С февраля 1824 в отставке. Удостоен ряда высших российских орденов, до ордена Святого Александра Невского включительно (1811). Скончался в Санкт-Петербурге в возрасте 66 лет; похоронен там же на Смоленском лютеранском кладбище.
    Видный инженер, много сделавший для России, Бетанкур, по свидетельству современников, был человеком невысокого роста, большим высоким лбом и большими, умными и немного грустными глазами. Знавшие его люди вспоминали о нём как о добром и хорошем человеке, очень благожелательном к своим сотрудникам и подчинённым, вспыльчивым, подобно всем южанам, и чересчур доверчивым. По свидетельству Ф. Ф. Вигеля, «ума у него было пропасть, и разговор его был занимателен. Аристократическое чувство, правда, никогда не покидало его, даже за станком, за которым он трудился, когда не было у него другого дела». Не зная русского языка, он даже подписывался по-французски, и официальные бумаги его во время его управления путями сообщений нередко также писались по-французски. Несмотря на то, что он имел сильных врагов в России, он пользовался неизменной поддержкой императора Александра I.
    От брака (с 1790) с Анной Журдан (умерла в 1853) имел трёх дочерей и сына, Альфонса Августиновича (1805-1875), служившего офицером в гвардии, а затем генерал-лейтенанта и генерал-адъютанта.

    Биография публикуется по:

  • В. И. Федорченко. Императорский Дом. Выдающиеся сановники: Энциклопедия биографий: В 2 тт. Красноярск: Бонус; М.: Олма-Пресс, 2003. Т. 1. Стр. 124-125.

    Могила:
    Августин Августинович
    (Августин Хосе Педро дель Кармен Доминго де Канделярия) де Бетанкур и Молина скончался 14 июня 1824 в Санкт-Петербурге.
    И был погребён на Смоленском лютеранском кладбище , но в 1979 году перезахоронен в Некрополе XVIII века .
    Погребён в Некрополе XVIII века (бывшее Лазаревское кладбище ) в Александро-Невской лавре в городе Санкт-Петербург . Могила находится на дорожке, которая в честь него называется Бетанкуровская . Она идёт налево от входа в музей-некрополь, в сторону надвратного храма и гостиницы «Москва». Надгробие на могиле А. А. де Бетанкур и Молины – самое высокое на этом некрополе.

    Изяслав Тверецкий,
    июнь 2010
    .