• Эрих мария ремарк и его женщины. Романы Эриха Марии Ремарка: Марлен Дитрих он называл Пумой, а русскую княжну Палей - египетской кошкой Война и любовь

    Одним из популярных писателей Германской империи двадцатого века является Эрих Мария Ремарк. Публицист, чьи высказывания стали бессмертными, представлял «потерянное поколение» - период, когда в восемнадцатилетнем возрасте совсем еще юных парней призывали на фронт, и они были вынуждены убивать. Это время в дальнейшем стало основным мотивом и идеей творчества литератора.

    Детство и юность

    Эрих Мария Ремарк родился 22 июня 1898 года в городе Оснабрюк (Германская империя). Отец писателя трудился переплетчиком, поэтому дом будущего публициста всегда был полон большим количеством книг. С ранних лет маленький Эрих увлекался литературой. Особенно юного гения привлекало творчество , и .

    Из биографии литературного гения известно, что в детстве Ремарк также увлекался музыкой, любил рисовать, коллекционировал бабочек, камни и марки. С отцом отношения были натянутые из-за разных взглядов на жизнь. Когда Эриху исполнилось девятнадцать лет, от рака умерла мать, с которой у писателя всегда было теплое, доверительное общение.

    Учился Эрих Мария в церковной школе, по окончании которой юноша поступил в католическую семинарию. Затем последовали годы учебы в королевской учительской семинарии. Там писатель стал членом литературного кружка, в котором нашел друзей и единомышленников.


    В 1916 Ремарк пошел на фронт. Спустя год он получил пять ранений и все остальное время находился в госпитале. По возвращении в родные края в доме своего отца Эрих оборудовал кабинет, в котором занимался музыкой, рисовал и писал. Именно здесь в 1920 году было создано первое его произведение – «Приют грез».

    На протяжении года Эрих преподавал в местной школе, но позже отказался от этой профессии. Литератор сменил множество работ, прежде чем стал зарабатывать писательством. Так в разное время он подрабатывал бухгалтером, репетитором, органистом и даже торговал надгробными плитами.

    В 1922 Ремарк покинул Оснабрюк и отправился в Ганновер. Там он устроился в журнал «Эхо Континенталь», в котором на протяжении пары месяцев писал слоганы, пиарные тексты и различные статьи.


    Известно, что Эрих также печатался и в других журналах. Так работа в издании «Спорт им бильд» открыла ему дверь в литературный мир. В 1925 журналист-самоучка уехал в Берлин, чтобы стать редактором иллюстраций этого журнала.

    Литература

    В 1928-ом был опубликован роман «Остановка на горизонте». По словам друга писателя, это была книга про первоклассные радиаторы и красивых женщин. Через год свет увидел роман «На Западном фронте без перемен». Ремарк в нем описывал весь ужас и безжалостность войны глазами девятнадцатилетнего юноши.


    Произведение перевели на тридцать шесть языков, оно издавалось сорок раз. В Германии книга произвела фурор (один миллион экземпляров продался за год). В 1930-х по мотивам произведения сняли фильм.

    1931-ый ознаменовался выходом в свет романа «Возвращение», повествующего о жизни вчерашних школьников, вернувшихся с войны. Через пять лет на прилавках появляется книга «Три товарища». Его издали на датском и английском языках.


    В 1938 году Ремарк приступил к работе над произведением «Возлюби ближнего своего», которое было закончено в 1939. Тогда же журнал «Collier’s» начал частями печатать творение писателя.

    В мае 1946-го в Цюрихе на немецком языке вышел роман «Триумфальная арка», а в середине лета Ремарк закончил работу над произведением «Искра жизни». В следующем году состоялась премьера нового фильма по рассказу «По ту сторону» (картина называлась «Другая любовь»).


    1950-ый стал годом разрыва отношений с Наташей Пале (Браун) после десяти лет постоянных встреч, ссор и примирений. В тот же период началась работа над романом «Земля обетованная» («Тени в раю») и «Черный обелиск».

    В 1954 в свет вышел антивоенный роман «Время жить и время умирать», в 1959-ом в гамбургском журнале «Kristall» было напечатано произведение «Жизнь взаймы», а в 1962-ом на прилавках появилось отдельное издание романа «Ночь в Лиссабоне».

    Личная жизнь

    В 1925 году Ремарк добрался до Берлина. Там в красавца-провинциала влюбилась дочь издателя престижного журнала, в котором он непродолжительное время работал. Правда, родители девушки воспрепятствовали их свадьбе, несмотря на то, что писатель получил в издании место редактора.

    Вскоре Эрих женился на танцовщице Ильзе Ютте Замбоне, брак с которой просуществовал четыре года. Большеглазая, худенькая барышня стала прообразом пары его литературных героинь, в том числе Пэт из «Трех товарищей».


    Тогда столичный журналист вел себя так, словно хотел поскорее забыть свое разночинное прошлое: элегантно одевался, носил монокль, часто посещал с женой концерты, театры, модные рестораны и даже купил за 500 марок баронский титул у обедневшего аристократа.

    В январе 1933-го, накануне прихода к власти, друг Ремарка посоветовал писателю как можно быстрее покинуть город. Эрих тут же сел в машину и, в чем был, уехал в Швейцарию. В мае этого же года нацисты предали роман «На Западном фронте без перемен» публичному сожжению, а его автора лишили немецкого гражданства.

    В 1938 году литератор совершил благородный поступок. Чтобы помочь своей бывшей жене Ютте выбраться из Германии и дать ей возможность жить в Швейцарии, он снова заключил с ней брак, который был расторгнут только в 1957-ом.

    Главной женщиной в жизни писателя стала знаменитая кинозвезда , являющаяся прообразом героини романа «Триумфальная арка» - Джоан Маду. Соотечественница Ремарка, она тоже покинула Германию и с 1930 года с успехом снималась в США. С точки зрения общепринятой морали Марлен не блистала добродетелью.


    Их роман был невероятно мучителен для литератора. Во Францию Марлен приехала с дочерью-подростком, мужем и любовницей супруга. Говорили, что бисексуальная актриса, которую Ремарк прозвал Пумой, сожительствовала с ними обоими. На глазах Ремарка она еще и завела связь с богатой лесбиянкой из Америки.

    Из-за своей граничащей с безумием любви Эрих был готов простить артистке все, начав жизнь с белого листа. Когда литературный гений предложил Марлен выйти за него замуж, женщина сообщила горе-кавалеру о том, что сделала аборт. Отцом ребенка был актер Джимми Стюарт, с которым свободолюбивая особа снималась в фильме «Дестри снова в седле».

    Когда Дитрих узнала, что Ремарк перевез в Америку коллекцию живописи (в том числе 22 работы ), Марлен пожелала получить как минимум одну картину в подарок на день рождения. После бесчисленных унижений у Ремарка хватило духу ответить отказом.


    Стоит отметить и то, что в Голливуде писатель не чувствовал себя изгоем. Денежные дела его были превосходны. Он пользовался успехом у известных актрис, в числе которых была и прославленная . Правда, мишурный блеск киностолицы раздражал Ремарка. Люди казались ему фальшивыми и непомерно тщеславными.

    Окончательно расставшись с Марлен, он переехал в Нью-Йорк. Здесь в 1945 году была закончена «Триумфальная арка». Под впечатлением от смерти сестры он начал работать над романом «Искра жизни», посвященным ее памяти. Это была первая книга о том, чего он сам не испытал - о нацистском концлагере.


    В 1951 году в Нью-Йорке литератор встретил Полетт Годар, которой в то время исполнилось 40 лет. Ее предки с материнской стороны происходили из американских фермеров, эмигрантов из Англии, а с отцовской были евреями.

    В 1957 году Ремарк официально развелся с Юттой, выплатив ей $25 тыс. и назначив пожизненное содержание в $800 в месяц. На следующий год Ремарк и Годдар узаконили отношения.

    Смерть

    Две последние зимы своей жизни Ремарк провел с Полетт в Риме. Летом 1970-го у писателя вновь отказало сердце, и его положили в больницу в Локарно. Там литератор скончался 25 сентября этого же года. Могила создателя произведения «Искра жизни» располагается на швейцарском кладбище Ронко.

    Известно, что в день похорон бывшая жена прислала экс-супругу розы, но Годдар не положила их на гроб.


    Первые 5 лет после смерти мужа Полетт усердно занималась его делами, публикациями, постановкой пьес. В 1975 году она тяжело заболела. Опухоль в груди удалили слишком радикально (вынули несколько ребер), и у женщины распухла рука.

    Возлюбленная писателя прожила еще 15 лет, но это были печальные годы. Полетт стала странной, капризной и принимала слишком много лекарств. Во время очередной депрессии барышня пожертвовала $20 млн. Нью-Йоркскому университету, а затем начала распродавать собранную Ремарком коллекцию картин импрессионистов.


    Также известно, что бывшая жена неоднократно пыталась покончить с собой. Хозяин дома в Нью-Йорке, в котором она снимала квартиру, не хотел сдавать жилье алкоголичке и попросил ее уехать в Швейцарию.

    23 апреля 1990 года Полетт потребовала дать ей в постель каталог аукциона, на котором в этот день продавались ее драгоценности. Продажа принесла $1 млн., а спустя 3 часа после окончания торгов актриса скончалась. Похоронили номинантку премии «Оскар» рядом с мужем на швейцарском кладбище Ронко.

    Библиография

    • 1920 – «Приют грез»
    • 1924 – «Гэм»
    • 1927 – «Станция на горизонте»
    • 1929 – «На Западном фронте без перемен»
    • 1931 – «Возвращение»
    • 1936 – «Три товарища»
    • 1941 – «Возлюби ближнего своего»
    • 1945 – «Триумфальная арка
    • 1952 – «Искра жизни»
    • 1954 – «Время жить и время умирать»
    • 1956 – «Черный обелиск»
    • 1959 – «Жизнь взаймы»
    • 1962 – «Ночь в Лиссабоне»

    Цитаты

    «Самая большая ненависть возникает к тем, кто сумел дотронуться до сердца, а затем плюнул в душу»
    «Самый чудесный город - это тот, где человек счастлив»
    «Любовь не терпит объяснений. Ей нужны поступки»
    «Ошибочно предполагать, будто все люди обладают одинаковой способностью чувствовать»
    «Лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть»

    22 июня 1898 года родился Эрих Мария Ремарк - один из самых популярных зарубежных авторов среди читателей СССР и позже России, где его знают и любят едва ли не больше, чем на родине в Германии. Его герои - потерянные романтики, не способные устроиться в послевоенном мире с его потребительским безумием и жаждой развлечений - часто были похожи на самого писателя, в 18 лет попавшего на фронт и вернувшегося убежденным пацифистом. А женщин, которых любили мужественные и благородные герои Ремарка, он наделял чертами собственных возлюбленных, отношения с которыми были подчас мучительными.

    В то время как современники зачитывались Ремарком и расхватывали на цитаты его "Триумфальную арку" и "Трех товарищей", писатели и критики зачастую относились к нему снисходительно, считая самого автора чересчур сентиментальным, а его романы - компромиссом между серьезной литературой и повседневным чтивом. Это хоть и обижало Ремарка, но не помешало ему остаться одним из самых читаемых немецких и европейских писателей XX века, а излишняя, по мнению критиков, сентиментальность подкупала своей искренностью - личная жизнь писателя была не менее драматичной, чем у героев его романов.

    Самым громким - и самым тяжелым - романом Ремарка стали отношения с Марлен Дитрих, которые критики окрестили "величайшим романом XX века". Но в жизни писателя были и другие красивые и знаменитые женщины, которым поклонники писателя обязаны запоминающимися женскими типажами из его книг.

    Одна из любимых ремарковских героинь - очаровательная Пат, возлюбленная главного героя романа "Три товарища" Роберта Локампа. На образ хрупкой, больной туберкулезом девушки писателя вдохновила танцовщица Илзе Ютта Замбона, которая в 1925 году стала первой женой Ремарка. Она и правда будто сошла со страниц романа - беззащитная холодная красавица, очень худая из-за чахотки, приковывавшая к себе все взгляды на берлинских светских приемах.

    На момент встречи с Ремарком Илзе находилась в процессе развода с первым мужем. Замбона и Ремарк, элегантно одевавшийся, друживший с известными автогонщиками и раздававший новым знакомым визитные карточки с изображением короны, походили на парочку щеголей и не пропускали ни одного концерта или премьеры в театре. Однако союз двух молодых, не лишенных самолюбования людей оказался довольно легкомысленным: совсем скоро после свадьбы каждый из них стал заводить непродолжительные романы, не скрывая их друг от друга и по-прежнему продолжая появляться вместе в ресторанах и на приемах. Брак Замбоны и Ремарка продлился четыре года, но в 1938 году писатель вновь женился на Илзе, чтобы помочь ей выбраться из фашистской Германии в Швейцарию, где к тому моменту обосновался он сам. Спустя еще два года Ремарк добился для Илзе Ютты разрешения на проживание в США. Такое благородство было свойственно Ремарку в отношении всех его возлюбленных - до конца жизни он поддерживал связь с первой женой и, хотя они больше не жили вместе, развелся с ней только в 1957 году, выплатив ей 25 тысяч долларов, назначив пожизненное содержание и завещав еще 50 тысяч долларов.

    Если узнать Илзе Ютту в Пат Хольман могут те, кто достаточно хорошо знаком с жизнью Ремарка, то прототип Жоан Маду очевиден каждому, кто хоть что-то знает о писателе. Возлюбленная доктора Равика из "Триумфальной рамки", доводившая главного героя до отчаяния, унаследовала характер Марлен Дитрих. "Ремарк изображает меня хуже, чем я есть, чтобы интереснее подать себя, и добивается желаемого эффекта. Я намного интереснее его героини", - писала Дитрих мужу Рудольфу Зиберу после выхода романа.

    Эрих Мария Ремарк и Марлен Дитрих познакомились в 1937 году во время Венецианского кинофестиваля. Дитрих была в браке с продюсером Рудольфом Зибером, который остался ее мужем до конца жизни. Супруги не жили вместе, а любовница Зибера была практически членом семьи. Дитрих такое положение дел более чем устраивало: прикрываясь замужеством, она могла завершать свои многочисленные романы.

    Марлен Дитрих

    Из Венеции они отправились в Париж, затем в Антиб, после чего Дитрих вернулась в Голливуд, оставив Ремарка наедине с выпивкой и печатной машинкой. Приближение Второй мировой войны, неизбежность которой была уже очевидна, вскоре заставило эмигрировать и писателя. В США Ремарк поселился в доме напротив особняка Дитрих, но их отношения становились все более болезненными для писателя. Актриса блистала на экране и на вечеринках, а Ремарк, неспособный порвать с ней и сознававший унизительность своего положения, вынужден был жить отшельником и все глубже погружаться в депрессию.

    В одном из поздних интервью актриса назвала Ремарка "самой большой любовью" своей жизни, но их отношения, продолжавшиеся с перерывами до 1958 года, никак нельзя было назвать идиллией: Дитрих то проводила с Ремарком все свое время, то кидалась в объятия очередных мужчин и женщин, подогревая их интерес светскими выходами с популярным писателем. Ремарк не мог не понимать, что любимая его использует, но предпочитал не замечать этого, чтобы иметь возможность находиться рядом с Дитрих. Пока любвеобильная Марлен бросалась в очередной омут, Ремарк не расставался с бутылкой, изливал страдания в рукописи и писал любимой письма, полные нежности. Дитрих изредка отвечала ему, называя своим единственным возлюбленным - впрочем, Ремарк уже вряд ли этому верил.

    "Мой ангел с западного окна, светлый сон! Золотой, зеленоокий мой! Мой странник, мой маленький путешественник, мой труженик, вечно зарабатывающий деньги! Всегда ли ты тепло одета? Заботится ли кто-то о тебе? Пожалуйста, не забывай свои перчатки, а то твои хрупкие пальцы совсем замерзнут… Любимая - я не знаю, что из этого выйдет, и я нисколько не хочу знать этого. Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду — не так, как тебя, я имею в виду — пусть даже маленькой любовью", - писал Ремарк.

    Избавиться от наваждения Ремарку помогла другая актриса, "излучавшая жизнь" Полетт Годдар, с которой он познакомился в 1951 году. "Все нормально. Нет неврастении. Нет чувства вины. Полетт хорошо на меня действует", - писал он, работая над романом "Искра жизни". Вместе с Годдар Ремарк решился съездить на родину в Германию, где не был около 30 лет.

    Узнав о новом романе Ремарка, Дитрих не преминула предупредить его о корыстных намерениях Полетт, которую, по мнению Марлен, интересовала лишь дорогая коллекция предметов искусства, принадлежавшая писателю. В ответ Ремарк предложил Дитрих выйти за него замуж, и, получив отказ, в 1958 году женился на Годдар.

    Мрачный взгляд на жизнь, которым Ремарк был обязан отношениям с Дитрих, сменил вновь обретенный им вкус к жизни, а вместо дневника, в котором он описывал свою депрессию, он теперь сочинял романтические письма жене, которые заканчивал словами: "Твой вечный трубадур, муж и поклонник". Рядом с Полетт Ремарк, наконец, смог плодотворно работать и посвятил ей романы "Черный обелиск" и "Время жить и время умирать".

    Полетт Годдар и Эрих Мария Ремарк

    Ремарк умер в 1970 году. Три главные женщины в его жизни пережили писателя, но даже после его смерти они не перестали соперничать: цветы, которые Дитрих прислала на похороны, Полетт Годдар так и не положила на могилу мужа.

    Подготовила Белла Адцеева

    Эрих Маря Ремарк (Эрих Пауль Ремарк) – один из самых читаемых и любимых немецких писателей 20 века. В 1939 году эмигрировал в Америку, получил там гражданство.

    Родился и воспитывался в большой семье книжного переплетчика. Окончил учительскую семинарию, впоследствии сменил много профессий. В 1916 году воевал на Западном фронте, получив там ранения.

    У писателя был бурный роман с Марлен Дитрих. Он берет имя матери в качестве литературного псевдонима после ее смерти.

    И отношения Ремарка с отцом, и арест родной сестры за антигитлеровскую деятельность, и участие в Первой Мировой войне, и многие реальные события из собственной жизни легли в основу произведений великого писателя. Несмотря на простоту стиля, его романы удивительны и захватывающи. Ими зачитываются сейчас, и будут зачитываться еще много поколений.

    Роман издан в 1929 году. Это попытка автора рассказать миру о потерянном поколении, о своем поколении, которое погубила война. Даже, если ты не погиб на фронте, война все равно тебя погубила. Вчерашним мальчишкам пришлось быстро научиться быть взрослыми. А сколь тысяч таких юношей, как Ремарк, не вернулись с фронта? Но вернулся ты или нет, все равно на фронте без перемен…

    Роман издан в 1931 году и является продолжением предыдущего произведения. Он назван «самым величайшим книжным успехом всех времен» и лучшим повествованием о Первой Мировой войне. Главные герои – те же, что и в предыдущей книге, но которые вернулись домой. Для них война все еще не закончилась. Теперь она убивает их души.


    Роман, вышедший в 1952 году, посвящен родной сестре автора. Нацисты арестовали ее в 1943 году за антифашистскую агитацию и обезглавили. Действие книги происходит в вымышленном концлагере, автор основывался на данных о Бухенвальде. Произведение никто не хотел издавать, и критика приняла его «в штыки». Однако жертвами концлагерей он пришелся по душе. Поскольку они знают, что когда отнято все, остается только искра жизни, которая дает силы выжить и жить дальше.

    Антивоенное произведение, изданное в 1954 году. События романа происходят в 1944 году, во время отступления немецких солдат из СССР. Главный герой получает приказ – расстрелять четверых партизан. Однако вместо этого, он убивает своего командира. В «благодарность» один из партизан убивает своего спасителя. Настало время умирать. А настанет ли когда-нибудь время жить?

    Роман издан в 1956 году. В основу произведения положены реальные события из жизни автора, когда он работал в мастерской, изготавливающей надгробные памятники. Главный герой похож на Ремарка, игравшего на органе за бесплатный обед. Он только что вернулся с войны. Надо было как-то выживать. Надо было «зализывать» душевные раны, надо продавать не нужные никому черные обелиски…


    Роман был опубликован в немецком журнале в 1959 году. Первое книжное издание вышло в 1961 году под названием «Небеса не знают любимчиков». Психологическое произведение без политической составляющей. В основе романа – любовные отношения пары, в которой девушка смертельна больна. Когда настанет последний ее день? Или она уже давно живет взаймы…


    Роман напечатали в журнале в 1961 году, а на следующий год вышла полномасштабная книга. Главный герой со своей девушкой бежит от фашистов, пытаясь достать билеты на пароход. Один человек обещает дать ему билеты, если тот выслушает его рассказ. Незнакомец всю ночь рассказывает о своей драматической жизни и трагедии Европы, пораженной фашизмом.

    Роман опубликован в 1971 году после смерти Ремарка его вдовой. Главный герой – журналист, приезжающий в конце войны в Америку. Он собирает истории беженцев, наполненные трагизмом и психологическими травмами, принесенными войной. У каждого из них своя судьба: кто-то начинает «запивать» душевные муки, другой уходит с головой в работу, третий становится законченным циником. Все они тени, пытающиеся приспособиться к мирной жизни, к жизни в раю, без войны.

    Пожалуй, самый известный и любимый роман Ремарка, изданный в Дании в 1936 году. Его называют «самым красивым романом о любви и дружбе 20 столетия». Три друга, три товарища. Такие разные, из разных социальных слоев, с разными судьбами. В центре произведения – любовь одного из друзей и его девушки.

    Также один из самых знаменитых произведений писателя. Опубликовано оно в Америке в 1946 году. Предполагается, что прототипом главной героини стала Марлен Дитрих, с которой у автора был бурный любовный роман, оставивший ему неизлечимые душевные раны. События происходят перед Второй Мировой войной. Главный герой – квалифицированный хирург, эмигрировавший из Германии во Францию, без гражданства. Вынужденный постоянно скрываться, он и днем, и ночью оперирует пациентов. Роман заканчивается началом войны.

    Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
    что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
    Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

    Они встретились в жуткое время, когда над миром нависла тень новой разрушительной войны, а их родная Германия погрузилась во мрак вместе с городами, близкими им людьми и дорогими воспоминаниями. По странному совпадению они оба стали знамениты в одночасье в 1930 году. Своему ошеломительному успеху актриса была обязана фильму «Голубой ангел», Ремарку известность принес роман «На Западном фронте без перемен».

    Потеряв родину, они надеялись найти счастье за границей. У обоих за плечами уже был неудавшийся брак. Их истории жизни схожи, между тем сложно было найти пару, в которой люди бы настолько не подходили друг другу.

    Мы в сайт восхищаемся одной из величайших историй любви XX века и хотим рассказать о ней вам.

    Это произошло в 1937 году в Венеции. Марлен Дитрих сидела за столиком кафе со своим другом Джозефом фон Штернбергом. Вдруг к ним подошел незнакомый мужчина. Актриса поморщилась: она не любила, когда с ней заговаривали незнакомцы. Окинув мужчину взглядом, Марлен оценила его чувственный рот, тонкие черты лица и глаза хищной птицы, которые смягчились, когда он поклонился ей. Человек представился. Это был популярный писатель Эрих Мария Ремарк.

    Вы выглядите слишком молодо, чтобы написать одну из величайших книг нашего времени, - заметила Дитрих.

    Может быть, я написал ее для того, чтобы однажды услышать, как вы произнесете это своим волшебным грудным голосом, - ответил Ремарк. Щелкнув зажигалкой, он поднес ей огонь. Штернберг тихо удалился: он сразу распозналлюбовь с первого взгляда.

    «Я думаю, нас подарили друг другу, и в самое подходящее время. Мы до боли заждались друг друга. У нас было слишком много прошлого и совершенно никакого будущего».

    Первые годы влюбленные жили вдалеке друг от друга. Марлен еще в 1930 году уехала в США, а Ремарк покинул Германию в 1932 году, перебравшись в Швейцарию. На родине писателя его книги были запрещены - их сожгли на нацистском костре.

    Дитрих блистала в Голливуде и покоряла мужские сердца. В 1936 году Йозеф Геббельс звал актрису вернуться в Германию. За каждый фильм там ей предлагали 200 тыс. рейхсмарок, а также право свободного выбора темы, продюсера и режиссера. Актриса отказалась и демонстративно подала документы на американское гражданство. Так она стала предательницей немецкого отечества, и люди не простили ей это даже в 1960 году, когда она приехала на родину с гастролями: некоторые плевали в ее сторону, а кто-то даже кинул в нее яйцо.

    Став гражданкой США, актриса помогла получить визу своему возлюбленному. Так в 1940 году Эрих Мария Ремарк перебрался в Штаты, поближе к своей Пуме, как ласково называл он Марлен.

    «Не могу себе представить, что когда-нибудь я полюблю другого человека. Я имею в виду не так, как тебя, я имею в виду - пусть даже маленькой любовью. Я исчерпал себя... Мои руки - это твои руки, мой лоб - это твой лоб, и все мои мысли пропитаны тобой».

    Эрих Мария Ремарк из писем к Марлен Дитрих

    Отношения Ремарка и Дитрих, с виду такие легкие и естественные, складывались непросто. Писатель страдал от комплекса неполноценности. Он считал себя самозванцем, недостойным свалившейся на него славы. Деньги текли к нему рекой, он тратил их на предметы искусства и роскоши, но находил эти гонорары несправедливыми, считал себя недостаточно образованным и неспособным написать великую вещь.

    Для Марлен, человека решительного и прагматичного, Эрих с его недооценкой своих способностей и вечными депрессиями был тяжелым партнером. За актрисой ухаживали виднейшие мужчины того времени, и, когда она уставала от отношений с Ремарком, тот прибегал к проверенной уловке: «Выдаю себя за мальчишку - она в восторге. Не то...» (Из дневника, 27 октября 1938 г.). Только так он мог завладеть безраздельным вниманием актрисы. Писатель превращался в маленького 8-летнего Альфреда, который с нарочитыми орфографическими ошибками писал письма «тетушке Лене» - так он пытался вернуть Дитрих к состоянию нежной влюбленности.

    «Самая любимая моя! Ты так далеко от меня и совсем близко, прикованная к маленькому кругу умирающей лампы, ты единственный источник света во всем доме, вблизи всего озера. Ты живешь! Это просто непостижимое счастье! Сердце сердца моего, ты живешь! Бабочка, нежный привет лета на моем воспаленном лбу, ты живешь!»

    Эрих Мария Ремарк из писем к Марлен Дитрих

    Актриса буквально украшала себя знаменитым писателем. Она тщательно следила, чтобы рядом с ней он выглядел изысканно и утонченно, а на снимках в газетах их пара смотрелась безукоризненно. Но связывать себя серьезными узами Марлен не хотела, и ее постоянно замечали в обществе других мужчин.

    Ремарк ревновал безумно. Он то терпел, то пытался избавиться от мучительной связи, пожиравшей его изнутри. «Работать. Работать. Прочь от Пумы! Прочь, прочь! В этом нет больше никакого смысла», - писал он в своем дневнике. Но окончательно порвать с Дитрих он был не в состоянии.

    Они то расставались, то вновь были вместе - роман писателя и актрисы волей-неволей сходил на нет. Однажды Ремарк собрался с духом и рискнул предложить актрисе выйти за него замуж. И только небесам известно, что почувствовал писатель в тот момент, когда Марлен призналась: она только что сделала аборт от очередного поклонника.

    После окончательного разрыва Дитрих оставалась музой Ремарка в его фантазиях. В 1945 году он закончил оглушительный роман «Триумфальная арка» - историю болезненной любви немецкого хирурга и актрисы накануне Второй мировой войны. И любому читателю этого произведения понятно, с кого автор списал портрет своей героини Жоан Маду.

    Разрыв отношений с Дитрих погрузил Ремарка в глубокую депрессию, из которой его вытащила бывшая жена Чарли Чаплина, актриса Полетт Годдар. Она окружила писателя заботой и любовью. И в 1957 году они поженились.

    Ремарк и Полетт Годдар.

    В письме к Альме Малер-Верфель (1944) Ремарк подвел горькие итоги разрушительной любовной истории с Дитрих: «Знакомо ли тебе чувство, когда просто стыдно перед самим собой за то, что принимал всерьез человека, который был не более чем красивой пустышкой?»

    Как бы там ни было, но во время этого романа родились трогательные и возвышенные письма Эриха к Марлен. Позже они вылились в жемчужину творчества автора - книгу «Скажи мне, что ты меня любишь» . В этих пронзительных письмах актриса впервые предстает такой, какой ее знал лишь Ремарк. Не холодной неприступной красавицей, не ветреной куклой, а глубокой и сильной женщиной. Той, которая умела дарить тепло и была достойна пылкой любви. Которая в войну, прервав карьеру, три года ездила выступать перед солдатами союзников, стойко мирясь с антисанитарией и вшами.

    На похороны писателя Марлен Дитрих отправила роскошный букет, приложив карточку с нежным посланием. Полетт Годдар эти цветы на могилу не положила, а после сожгла все письма легендарной актрисы к писателю.