• Какое образование давал рабфак. Значение слова рабфак в большой советской энциклопедии, бсэ

    Представить в дискуссии взгляд из молодежной среды помогли нам друзья «ВО» из главного университета России. Пригласили нас на собрание подготовительного отделения МГУ им. М.В. Ломоносова и собрали за «круглым столом» его слушателей. Мы дополнили беседу с ними мнениями, сочетающими опыт солдата, студента и педагога, ученого, - университетских наставников, которые пришли в МГУ из армии через рабфак.

    А солдат не знает...

    Чем для вас - вчерашних солдат - стала армия?

    Евгений ЖМАКИН (Е.Ж.), сержант запаса, служил в Президентском полку Федеральной службы охраны (ФСО):

    Сегодня в армии много плохого, но хорошего гораздо больше. Из нее выходишь другим человеком, сознательно, по-взрослому относишься к жизни.

    К примеру, до службы я окончил электромеханический техникум. Но как? Чуть не отчислили, потому что здраво смотреть на жизнь не умел. А в армии понял, что в жизни важно, к чему стремиться. Она открыла мне путь в МГУ.

    В России около 20 тысяч уклонистов от призыва, не меньше «отмазываются» под разными предлогами...

    Чтобы поднять престиж военной службы, прежде всего надо донести до гражданской молодежи, призывников, что им даст армия. Ведь о льготах военнослужащих и рабфаке МГУ я узнал уже солдатом. А если бы ребят еще до призыва через военкоматы убедили, что армия откроет им путь в вузы, очень многие задумались бы: есть ли смысл «косить»? И пошли в солдаты, чтобы стать студентами.

    Льготы прописаны в законах. О наборе на рабфак есть договоры МГУ с силовыми структурами. Казалось бы, все ясно?

    Александр ЮДИН (А.Ю.), сержант запаса, служил во Внутренних войсках:

    Но в воинских частях нет информации о том, какие возможности предоставляют вузы после службы, в том числе о рабфаке МГУ. В войсках в принципе об этом неизвестно. Не знают даже, как оформить рекомендацию солдату для поступления в вуз.

    Михаил ИВАНОВ (М.И.), главный старшина запаса, служил на Северном флоте, выпускник подготовительного отделения МГУ, студент 1-го курса:

    Информации действительно нет. К тому же матросов не отпускают с кораблей на встречу с выездными комиссиями рабфака.

    Объективно

    В Вооруженных Силах темы, посвященные социально-правовой защите, правам и льготам (в том числе образовательным) военнослужащих, они изучают по программам обязательной для всех общественно-государственной подготовки (ОГП).

    Материалы о правах и льготах публикует пресса Минобороны - «Красная звезда», журнал «Ориентир», газеты военных округов и флотов. Правила приема на рабфак МГУ и образец рекомендации командира части для поступления в вуз публиковала доступная всем солдатам и матросам «Красная звезда».

    Прессой Минобороны в приказном порядке за казенный счет обеспечивают все воинские части и подразделения. Их подшивки ведут во всех библиотеках частей, комнатах информирования и досуга.

    Источники информации для солдат и матросов есть. Видимо, проблема в отсутствии привычки к чтению периодики, а также в качестве занятий по ОГП.

    Константин РОДИОНОВ (К.Р.), участник боевых действий, прапорщик запаса, служил в Федеральной службе безопасности:

    Выпускник рабфака, заместитель декана подготовительного отделения МГУ Александр МАРКИН:

    Участникам боев выдают удостоверения. Но по инструкции, наверное, старой, мы должны предоставлять им льготы на основании записей в военных билетах и справок. Ни об удостоверениях участников боевых действий, ни о чем другом мы информации не получали. Нужна новая инструкция.

    Как помочь вернувшимся с войны?

    Информационная кампания «Станет ли солдат студентом?» - продолжение акции «Учительской газеты» и «Военного образования»: «Помоги защитнику России!», посвященной образовательным проблемам современных фронтовиков. Как помочь им?

    А.Ю.: Считаю, участники боевых действий должны поступать в вузы без экзаменов.

    Но если не смогут осваивать учебную программу, отчислят за неуспеваемость. А война отнимает навыки к учебе. Как воюющим бойцам сохранить их, а утратившим - вернуть?

    А.Ю.: Прежде всего в программу реабилитации включить информацию о возможностях учебы в вузе.

    Николай КОНОПЛЕНКО (Н.К.), участник боевых действий, награжден медалью «За отличие в службе» II степени, старший сержант запаса, служил во Внутренних войсках:

    Очень хорошее предложение. Участникам боев в процессе реабилитации нужно дать возможность подготовиться к учебе, а затем поступать в вузы без экзаменов. Но об этом не думают. Информации в частях о вузах, и военных, и гражданских, очень мало.

    К.Р.: В «горячей точке» у ребят даже в свободное время нет возможности читать. Там нет читальных залов и ничего им подобного. Даже книги с собой нельзя взять. Особенно когда роты перемещаются. Я сам это видел. И в принципе не разрешают заниматься.

    А стоило бы?

    Да. Это лучшая реабилитация. Ведь после боевой операции очень важно отвлечься, снять напряжение. А книги - лучшее лекарство для души, реабилитации. Они крайне важны и для отдыха, и для подготовки в вуз.

    Что могут войска?

    Какие возможности самообразования есть у солдата в мирной обстановке?

    Евгений Ермаков, студент 2-го курса географического факультета, служил в спецназе, кавалер Ордена мужества:

    Армия многое дает молодому человеку. Только в ней можно приобрести определенный жизненный опыт. Но потенциальным абитуриентам нужна более серьезная поддержка командования воинских частей. Почему бы не ввести правило: в каждой комнате информирования и досуга воинского подразделения иметь комплекты учебной литературы - библиотечки абитуриента? Это поможет солдатам и сержантам подготовиться к поступлению в вуз.

    Александр АСЛАНЯН (А.А.), ефрейтор запаса, служил в мотострелковой бригаде Северо-Кавказского военного округа:

    Солдату нужны книги. Но в библиотеке воинской части в лучшем случае - уставы, кое-что из художественной литературы. Для подготовки в вузы нет ничего. Времени тоже нет. Да и просто не позволяют заниматься.

    Но в распорядке дня каждой части есть время культурно-досуговой работы и личное время - законное право солдата отдыхать не только на спортивном празднике, но и с книгой.

    А.Ю.: Личное время дано солдату, чтобы написать письмо, сходить в библиотеку, посидеть над учебниками. Но обычно ему «рекомендуют» провести время на строевом плацу или на уборке территории.

    В частях обстановка разная. Я столкнулся с полным равнодушием командиров к проблеме самообразования солдат. Провести 10 часов на плацу - нормально, а 5 часов в читальном зале - нельзя.

    Н.К.: Все зависит от человека. Хочет заниматься - и на службе найдет время. Но есть командиры, которые всячески «не приветствуют» занятия «невоенным» делом. Например, в наряде дежурным по роте я читал учебник. Проверяющий увидел и нажаловался командованию, что занимаюсь не тем, чем надо.

    Уточним: устав не нарушал? Дежурный по роте, когда нет дел, имеет право читать?

    Да. Но нагоняй получил.

    Во многих частях едва ли не половина командиров взводов - двухгодичники. Только МГУ выпускает лейтенантов больше, чем иное военное училище. Могут ли они помочь солдатам готовиться в вузы, например, организовать в библиотеке консультационный пункт или кружок будущих абитуриентов?

    А.Ю.: Да. Но где взять время? Нужны условия. Чтобы это было не «невоенное дело», которое могут пресечь на корню, а обязательный элемент воспитательной работы с солдатами и чья-то обязанность.

    Помогает ли общественно-государственная подготовка в войсках готовиться в вуз? Устраивает ли вас ее содержание?

    Евгений ГИГИРЕВ (Е.Г.), сержант запаса:

    Занятия по ОГП должны проводить офицеры, но часто проводят солдат, сержант, причем кое-как. Мне самому приходилось. Никаких знаний ребята не получают, хотя их можно давать. Для этого прежде всего нужна личная заинтересованность. Пусть ОГП преподают компетентные офицеры и требуют качества учебы.

    ОГП изучают в группах солдат, прапорщиков, офицеров. А если в рамках ОГП создать хотя бы одну на батальон, пару-тройку на полк групп будущих абитуриентов для лучших солдат и сержантов?

    А.Ю.: Это было бы здорово!

    М.И.: Очень хорошее решение проблемы! Выявлять ребят, мечтающих о вузах, можно уже в военкоматах.

    А.А.: По-моему, первый год службы солдат должен осваивать ОГП, а второй - готовиться в вуз.

    То есть заслужить это право, сдать своего рода экзамен?

    А.Ю.: Конечно. Это будет мощный стимул служить безупречно.

    «Продвинутым» ребятам хотя бы за полгода до увольнения в запас надо дать возможность в рамках ОГП серьезно готовиться в вуз. Наверное, нужны изменения в программах боевой, общественно-государственной подготовки солдат, чтобы в армии было меньше бессмысленной муштры, а больше учебы - и боевой, и теоретической, книжной.

    Из публикаций «ВО»

    Комиссар Республики Татарстан генерал-майор Рим МУСТАЕВ:

    Три года подготовки до призыва по программе среднего специального технического образования могут гармонично сочетаться с двумя годами гуманитарного высшего образования в период прохождения срочной службы...

    Реализация данных предложений позволит эффективно видоизменить статус армейских воспитателей на педагогов-технологов и педагогов-психологов. Воспитательная работа не упразднится, а приобретет качественно новые формы и содержание. При этом педагог-технолог или педагог-психолог после увольнения в запас по выслуге лет получит полную социальную защищенность, так как приобретет возможность для продолжения педагогической деятельности в гражданских вузах.

    («ВО» №53(157), 2004 г.)

    Небоевые потери военных профи

    Как сделать солдатскую учебу более эффективной?

    А.Ю.: Прежде всего нужно вернуть в армию хороших офицеров, которые из нее ушли, и принимать в военные вузы настоящих патриотов, а не тех, кто идет в них «откосить» от солдатской службы. Только высокообразованный и преданный делу офицер-патриот может привнести в солдатскую жизнь что-то доброе, полезное. И любой солдат почтет за честь брать с него пример.

    Н.К.: В частях не создают условий для самообразования, у офицеров нет заинтересованности заниматься нами - солдатами. Почему?

    Армию настолько, не побоюсь этого слова, низвели! Толковые офицеры уходят. Не видят смысла служить, потому что мало платят. Как лейтенанту на

    4 - 5 тысяч содержать семью? Физически невозможно! А жилье? Если даже полковники не получают квартир, разве их дадут молодым офицерам?

    Е.Ж.: По-моему, офицеры с большой буквы - те, кто был солдатом, а не пришел в военное училище после школы.

    А кто из вас - солдат и матросов - пошел в офицеры?

    А.Ю.: - Я во время службы поступал в институт Погранвойск.

    Не повезло на экзаменах?

    Дело не в них, а в том, что не было информации о правилах поступления. Только потерпев неудачу, узнал: если бы у меня была рекомендация из воинской части, на «свое» отделение Внутренних войск прошел бы вообще без экзаменов.

    А вас (вопрос Константину Родионову), профессионала-контрактника, прапорщика, что заставило уйти со службы?

    К.Р.: Я уволился именно для того, чтобы учиться. Мне в ФСБ не давали такой возможности. Говорили: должен работать и все. Дневная учеба «не котируется», только вечерняя. Но бесплатного вечернего обучения не смог найти.

    А заочно?

    Заочная не даст полноценные знания. Хотя бы вечерняя. И желательно с таким качеством, как в МГУ. Дали бы возможность учиться - продолжал бы службу в ФСБ.

    Для оптимизма

    нет причин

    Почему вопреки льготам все меньше солдат идет в вузы?

    М.И.: Не знают о возможностях, которые для них созданы, не верят, что могут поступить в вуз. К примеру, для них МГУ - нечто недостижимое. И только комиссии вуза, приезжающие в гарнизоны, их убеждают: поступить в МГУ реально. Важно, чтобы с ними встречались как можно больше солдат и матросов.

    То есть, образовательные льготы «работают» неэффективно? Как сделать их рычагом привлечения молодежи в армию?

    А.Ю.: Мы попали на рабфак благодаря энтузиазму наших преподавателей, которые мотаются по гарнизонам и оттуда поднимают солдат на такую вершину - в главный вуз России.

    Если государство и армия хотят привлекать молодежь на военную службу, они должны активно поддерживать таких энтузиастов и добиться, чтобы все призывники, солдаты и матросы знали о льготах и рабфаках, а мест на них хватало всем желающим прийти из армии в вузы.

    Выпускник рабфака, проректор - начальник управления кадров и кадровой политики МГУ, декан подготовительного отделения университета Владимир МАМОНТОВ:

    Жизнь доказала: рабфаки - самый эффективный инструмент реализации прав защитников Отечества на образование. Важно, что наш рабфак не просто дает знания, а формирует готовность к учебе в вузе, поднимает солдат до уровня очень жесткой конкурентной среды вчерашних школьников. На некоторые факультеты МГУ абитуриентов-медалистов вдвое больше, чем мест, но после рабфака бывшие солдаты становятся вровень с однокурсниками, а через год-другой начинают опережать их. После окончания МГУ большинство рабфаковцев достигли значительных высот на госслужбе, в политике и общественной деятельности, науке и педагогике. Многие возглавляют в нашем университете научные школы, кафедры и факультеты, стали кандидатами и докторами наук, пятеро - проректорами МГУ.

    За 35 лет подготовительное отделение МГУ сделало студентами около 11000 солдат и матросов - 80% всех выпускников рабфака. По сути, он всегда был солдатским. Ректор МГУ академик Виктор Антонович Садовничий своим решением закрепил этот неформальный статус факультета защитников России. Подготовительное отделение принимает на бесплатную учебу только после военной службы.

    Мы готовы еще активнее помогать защитникам Отечества. Но, к сожалению, договоры МГУ с Минобороны, МЧС, МВД, ФСО России о наборе на рабфак в войсках и на флотах не избавляют нас от преград. Некоторые начальники игнорируют наши просьбы, лишая солдат и сержантов встреч с отборочными комиссиями рабфака. Во многих частях не знают требований законов об образовательных льготах военнослужащих, не представляют, как оформить рекомендацию в вуз. Фактически лишают солдата воспользоваться законной льготой.

    Через газету обращаюсь к руководству Министерства обороны, Генерального штаба Вооруженных Сил и других силовых структур: помогите нам реализовать права и льготы военнослужащих на образование! Мы убедительно просим издать директивные документы о работе в войсках и на флотах выездных комиссий подготовительного отделения МГУ, о том, кто и как должен обеспечивать им встречи с солдатами и матросами для отбора на рабфак и оформлять рекомендации в вузы.

    Большинство рабфаков «убил» отказ государства финансировать их. МГУ учит рабфаковцев за свой счет. Зачем вузу эти убытки?

    Выпускник рабфака, проректор - начальник управления академической политики и организации учебного процесса МГУ, декан философского факультета, заведующий кафедрой онтологии и теории познания, доктор философских наук, профессор Владимир МИРОНОВ:

    Это не убытки, а сознательная политика университета, капиталовложения в будущее и сохранение нужной стране, эффективной и справедливой с социальной точки зрения формы образования. Она незаменима для защитников России.

    Одно из множества тому подтверждений - моя судьба. Я рос без отца. Мама строила университет, а когда после школы поступал в него, услышал: из такой семьи, из барака вам надо идти токарем. Отработал у токарного станка и после армии через рабфак поступил в МГУ.

    Президент России требует

    Выпускники школ - независимо от имущественного положения родителей - должны иметь возможность поступать в вузы в соответствии с уровнем их знаний. Для этого потребуется абсолютно прозрачная и объективная система оценки знаний при поступлении в учебные заведения, воссоздание в широком масштабе подготовительных отделений в вузах и адресное предоставление стипендий.

    Как возродить сеть рабфаков?

    Нужно волевое решение правительства и прежде всего обеспечение их финансирования из бюджета.

    Дают ли надежду на это законопроекты об образовательных льготах военных, которые направляли для оценки в ведущие вузы страны? Какова позиция МГУ?

    Университет последовательно отстаивает рабфаки, обращается с предложениями сохранить их в Госдуму, правительство. Но когда и какие решения будут приняты, нам, к сожалению, неизвестно. Пока оптимистично смотреть в будущее нет причин.

    Министерство образования и науки РФ подготовило ряд законопроектов, которые изменят всю систему отечественного образования.

    В 1990-х рабфаки тихо умерли. Теперь их возродят, но не для всех. В министерстве считают, что бесплатное образование полагается тем ребятам, кто был в армии....

    Скорее всего, с 2008 г. ребят сразу после школы (она к тому времени станет 12-летней) станут призывать в армию. Полгода солдатской подготовки - и выбор: либо служишь еще полгода и домой, либо заключаешь контракт на три года. В первом случае дембель сможет поступить в вуз по конкурсу, во втором - пойти на рабфак и гарантированно стать бюджетным студентом. Для контрактников запланирована квота - 50 тысяч бюджетных мест в год. На их обучение в течение пяти лет выделят более 23 миллиардов рублей.

    Заинтересованы ли вузы в реализации льгот солдат на образование? Ждут ли они ребят из армии?

    Так как Министерство образования и науки толкает нас к платному образованию, позиция вузов неоднозначна. Многие не готовы взять на себя бремя бесплатного обучения. Платное предпочтительнее.

    С 2008 года продолжительность службы по призыву должна сократиться до одного года... Отслужившие 3 года по контракту должны получить ряд преференций, в том числе гарантированное право на высшее образование за государственный счет.

    Перспективна ли идея дать солдатам аналог ГИФО - государственных именных финансовых обязательств оплаты учебы выпускников школ в зависимости от результатов единого госэкзамена?

    Это один из вариантов. Если солдат получит гарантии, что после службы государство даст ему субсидию, кредит и льготы для поступления в вуз, - это будет замечательной поддержкой армии.

    Но сколько денег даст государство на учебу солдата? Предполагаемые суммы ГИФО (в ходе эксперимента в 2003 г. за студента с ГИФО самой высокой категории государство платило вузам 12500 рублей в год) в 10 раз меньше стоимости учебы в МГУ. То есть солдатам будут доступны только самые невостребованные специальности в провинциальных вузах?

    Моя позиция: закон должен гарантировать полное бюджетное финансирование высшего образования солдата и офицера не фиксированной суммой, а обязательством полностью оплатить учебу вне зависимости от того, в какой вуз он поступил. Если государство хочет обеспечить национальную безопасность и оборону, обязательно должно это сделать.

    Известны ли нормы законопроектов, гарантирующие полную оплату их учебы?

    Пока нет. Они еще «сырые».

    Сколько осталось времени?

    Можно ли решить проблемы обороны страны без студентов или неизбежно придется их поставить в воинский строй? Ответ дадут не дискуссии, а состояние комплектования армии на дне «демографической ямы» и уровень угроз безопасности России. Если пытаемся решить столь серьезную проблему всплесками эмоций, значит, общество не осознало ни серьезности угроз России, ни того, как защита от них связана с образовательными нуждами юношества в погонах. Ведь укрепление интеллектуального и кадрового потенциала России тоже крайне важно для национальной безопасности и будущего Отечества. И немногие задумываются: сколько времени осталось для разрешения противоречия на стыке обороны и образования?

    А войне с международным терроризмом не видно конца. От его ударов нет гарантий. Взгляд вдоль наших границ и прогнозы развития обстановки в мире тоже не прибавляют спокойствия. Но худшее, что может произойти, - дестабилизация обстановки в стране, способная не самые серьезные ныне угрозы превратить в роковые.

    К 2008 г. на политическом перепутье намечено сокращение вдвое срока службы по призыву, весьма маловероятное без секвестра отсрочек. Самые ретивые «политбойцы» прикидывают: не удастся ли в разгар штурма олимпа власти на выборах превратить проблему в пороховую бочку под крепостную стену? Уже прозвучали призывы к референдуму об отсрочках от призыва, молодежь и запуганных антиармейскими «страшилками» мамаш зовут в штурмовые колонны...

    Из публикаций «ВО»

    Ректор МГТУ им. Н.Э. Баумана Игорь ФЕДОРОВ:

    Вспомните, как недавно перед выборами в Госдуму общество взбудоражила скандальная кампания вокруг законопроекта о начальной военной подготовке в школах. Ликвидация отсрочек от призыва - тема многократно более болезненная, вокруг которой уже начинаются спекуляции. Если в 2007 - 2008 гг. на думских и президентских выборах ее превратят в «козырную карту» политической борьбы, нацеленную на подрыв доверия к власти, государству, это может нанести серьезный ущерб стабильности и единству общества. Нужны решения, которые устранят почву для политических «шоу-ужасов».

    («Станет ли солдат студентом?», «ВО» №40(144), 2004 г.)

    Поневоле вспомнишь о роли студенческих волнений в русских революциях. А также о том, что именно молодежь стала взрывной силой и сокрушительным тараном в новейших «цветочно-оранжево-лимонных» революциях у российских пределов...

    До начала предвыборных битв на «противопожарные» меры по обсуждавшимся за «круглым столом» и прочим острым проблемам осталось около двух лет.

    Коль 10 лет назад в армию призывали 30% тех, кто обязан пройти военную службу, а ныне менее 10%, может быть, надо вернуть прежний показатель, чтобы обойтись без студентов? Но для этого мало лишь новых образовательных преференций. Не «сработают», если молодежь будет знать о них столько же, сколько о нынешних льготах, рабфаках и других путях доступа служилых в вузы. Чтобы стали мощным стимулом и рычагом привлечения молодежи в армию, нужны активная работа с ней и эффективные механизмы реализации образовательных льгот защитников Отечества.

    Главный вуз России настойчиво просит силовые ведомства именно об этом - содействии в наборе на рабфак МГУ. Хотя по здравому уму должно быть наоборот. Если силовым структурам нужна молодежь, а молодежи нужны вузы, значит, работа выездных комиссий рабфака в гарнизонах нужна не МГУ, а войскам и флотам. Не МГУ должен просителем пробиваться сквозь бюрократические тернии, а командование - атаковать вуз предложениями организовать встречи с солдатами и матросами для отбора на рабфак и просьбами наращивать вклад вуза в повышение престижа военной службы, ее популярности у молодежи.

    35 лет рабфак МГУ (де-факто, солдатский факультет!) трудится на благо защитников Отечества. Давно пора сформировать четкую, плановую систему его работы с гарнизонами в интересах обороны страны. Именно ради них силовые ведомства могут пройти свою часть пути, откликнуться на образовательные нужды солдат и матросов организацией системы работы в войсках и на флотах, решить проблемы, поднятые за «круглым столом». Только командиры и начальники могут сделать так, чтобы чтение учебников и другие доступные солдатам формы подготовки в вузы стали не пресекаемым на корню «невоенным делом», а мощным образовательным рычагом роста интеллекта, укрепления дисциплины и воспитания защитников Отечества, привлечения молодежи в Вооруженные Силы России.

    Существовавшие с 1919 года до середины 1930-х годов.

    Рабфаками также неофициально именовались подготовительные отделения вузов, создававшихся в -1980-е годы для целевого приёма рабочей и сельской молодёжи.

    По общему правилу выпускники рабфаков зачислялись в вузы без вступительных экзаменов (либо в качестве таковых им засчитывались выпускные испытания на рабфаках).

    Рабфаки после революции

    Законодательное оформление системы рабфаков завершил декрет СНК РСФСР «О рабочих факультетах» от 17 сентября 1920 года. На рабочие факультеты принимались «рабочие и крестьяне в возрасте от 18 лет, делегированные производственными союзами , фабрично-заводскими комитетами, партийными отделами работы в деревне, волостными, уездными и губернскими исполкомами» (в формулировке БСЭ 1976 года - занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов , партийных и советских органов) . Обучение на дневном отделении рабочего факультета было приравнено к работе на производстве (то есть срок обучения засчитывался в трудовой стаж); слушатели обеспечивались государственными стипендиями . В 1921/1922 учебном году на дневных рабфаках был установлен трёхлетний срок обучения, на вечерних - четырёхлетний.

    Особое внимание уделялось подготовке национальных меньшинств, среди которых процент неграмотных в царской России был наибольшим. До 1924 года представители национальных меньшинств обучались преимущественно на рабфаках Москвы и Петрограда . Во второй половине 1920-х годов стали открываться национальные рабфаки и отделения при общих рабфаках.

    В 1925/26 учебном году около 40 % мест при приёме в вузы было занято выпускниками рабфаков.

    В 1930 году в РСФСР было 117 рабфаков (69 дневных, 48 вечерних) с 44930 студентами . К 1932/1933 учебному году в СССР работало уже более 1000 рабфаков, где обучалось около 350 тысяч человек . Многие рабфаки создавались при отраслевых вузах, что позволяло использовать в учебной работе оборудование, лаборатории и кабинеты и укрепляло связь рабфаков с высшей школой. С годами всё большее значение получали вечерние рабфаки, «где студенты не отрываются от производства, от рабочей среды, оставаясь связанными с производственной, общественно-политической, профессиональной жизнью своего завода, фабрики. Это преимущество вечерних рабфаков делает их более доступными для рабочих и обеспечивает дальнейшее развитие их, тогда как дневные рабфаки утрачивают своё значение по мере того, как дети рабочих и крестьян получают в 7-9-летних школах образование, достаточное для поступления в вузы» .

    В конце концов, к середине 1930-х годов благодаря развитию системы общего и специального среднего образования в СССР необходимость в рабфаках стала отпадать, и они были упразднены.

    «Рабфаки» 1970-х

    В 1969 в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «в целях повышения уровня общеобразовательной подготовки рабочей и сельской молодёжи и создания ей необходимых условий для поступления в высшую школу» в вузах страны были учреждены подготовительные отделения. И хотя старый термин «рабфаки» при этом в официальных актах не использовался, в неофициальной речи, а потом в вузовских документах и в СМИ он обрёл вторую жизнь, нередко употреблялся даже без кавычек.

    (рабфаки) — общеобразовательные учебные заведения (или подразделения учебных заведений) в СССР, осуществлявшие в 1920-1940-е годы подготовку в вузы молодежи, не получившей среднего образования.

    Октябрьская революция 1917 года привела к коренному преобразованию университетского образования в стране.

    Правилами приема в вузы, установленными декретом Совета народных комиссаров РСФСР от 2 августа 1918 года , трудящимся было предоставлено право поступать в высшую школу без документа об образовании. Новые правила привлекли в вузы большое число рабочих и крестьян. Но так как у большинства желающих поступить в вуз не было соответствующей подготовки, с 1919 года в ряде университетов страны была развернута сеть подготовительных курсов (рабочих факультетов), которая должна была обеспечить необходимый уровень знаний поступающих.

    Законодательно система рабочих факультетов была оформлена декретом СНК РСФСР "О рабочих факультетах" от 17 сентября 1920 года.

    На рабочие факультеты принимались рабочие и крестьяне в возрасте от 16 лет, занятые физическим трудом, по командировкам предприятий, профсоюзов, партийных и советских органов; обучение на рабочих факультетах приравнивалось к работе на производстве; слушатели обеспечивались государственными стипендиями. Лица нефизического труда принимались при наличии 3-х лет (позже 4-х и 6-ти лет) партийного или комсомольского стажа и свободных мест.

    РАБОЧИЕ ФАКУЛЬТЕТЫ (рабфаки), учеб. заведения для подготовки к учебе в вузах рабочих и крестьян. Существовали в СССР в 1920–30-е гг., сыграли ведущую роль в обеспечении первоочеред. права рабочих и беднейшего крест-ва на получение высш. образования. Возникли в 1919 в Москве. Первым законодат. актом стал Декрет СНК «О рабочих факультетах» (17 сент. 1920). На 1 апр. 1921 в стране было 59 Р. (ок. 25,5 тыс. учащихся), в Москве и еще в 33 городах. В 1920 Р. окончили 215 чел., в 1921 – ок. 2 тыс. В Сибири Р. появились в марте–авг. 1920 в вузов. центрах Омске , Томске , Иркутске , а также в Барнауле (по инициативе Томского Р. и мест. отд. народ. образования). На 1 окт. 1922 в них обучалось 1,5 тыс. чел. Кроме дневных открылись 2 вечер. Р.: Черемховский (нояб. 1921) и Читинский (янв. 1923).

    На Р. принимались рабочие и крестьяне с 16 лет, не эксплуатировавшие чужой труд, имевшие образование в объеме 4 классов I ступени и не менее 1 года производств. стажа. Впоследствии производств. стаж поступающих был увеличен в зависимости от возраст. группы до 3 (18–20 лет) и 6 (25–30) лет. Лица нефизич. труда принимались при наличии 3 лет (позже 4 и даже 6 лет) парт. или комсомол. стажа и свобод. мест. В 1921 введен 3-летний (в 1928 – 4-летний) срок обучения на днев. Р. В 1924 появились 1-е обязат. учеб. программы для Р. Осенью 1921 состоялся 1-й орг. набор на Р. в общересп. масштабе: 75 % мест было предоставлено профсоюзам , 25 % – парт. орг-циям. Последующее изменение разверстки шло по пути увеличения доли беднейшего крест-ва и батраков. Оставшиеся после разверстки места занимали лица, отвечавшие принципам клас. отбора (в первую очередь зачислялись рабочие, крестьяне и их дети). Выпускники Р. зачислялись в вузы в первую очередь. Лишь в 1932 рабфаковцы стали сдавать прием. экзамены наравне с выпускниками ср. школы и техникумов.

    В 1924/25 уч. г. бывш. рабфаковцы составляли более 40 % от общей числ. студентов вузов. В 1925 Р. окончили 6,8 тыс. чел., более пол. из них поступили в техн. вузы. За 1926–29 в высш. школу поступило ок. 25 тыс. рабфаковцев. В 1928/29 в РСФСР в 47 городах действовало 68 Р. (14 – в Москве, 8 – в Ленинграде, 2 – в Казани, остальные – в еще 44 городах, в каждом по одному). Большое значение, особенно в пром. р-нах, придавалось вечер. Р. Были организованы вечер. Р. в Кемерове , Новосибирске , Анжеро-Судженске (днев. и вечер. отд-ния), вечер. отд-ние при Омском Р.

    В целях быстрейшего развития высш. образования среди нерус. народов на Р. создавались нац. отд-ния. Срок обучения на таких отд-ниях и Р. увеличивался до 4–5 лет, организовывались подготовит. группы. Образоват. ценз, в зависимости от мест. условий и культур. уровня данной национальности, мог снижаться до элементар. грамотности, знания первых правил арифметики и наличия нек-рого «общественного развития». В 1924 в РСФСР имелись 2 нац. Р. и 12 отд-ний, в 1928/29 – 6 нац. Р. и 36 отд-ний, охвативших свыше 40 национальностей. На нац. отд-нии Томского Р. (открылось в 1926/27) на 15 сент. 1934 обучалось 157 чел.: 41 шорец, 24 корейца, 22 хакаса, по 15 остяков и чувашей, 12 телеутов, 9 алтайцев, татары, буряты, казахи и др. (даже негр). На базе Омского Р. действовало казах. подготовит. отд-ние. На Тюменском Р. в 1930 учились представители 23 национальностей. В созданном в 1932 Красноярском педагогическом ин-те, помимо Р., было Отд-ние народов Севера, готовившее учителей для нац. школ. В годы 1–2 пятилеток Р. появились в авт. республиках и областях Сибири – при вузах (Якутия , Бурятия ), ср. спец. учеб. заведениях. Только в Бурятии в 1932 было 8 Р. (из 965 учащихся 57 % – буряты).

    В 1920-е гг. Р. являлись по сути краткосроч. общеобразоват. школой, готовившей пополнение для любых вузов. На рубеже 1920–30-х гг. в рамках реформы высш. образования они были реорганизованы по принципу специализации и целевого назначения. Отд-ния Р. превратились в самостоят. индустр.-техн., с.-х., экон. и др. Р., прикрепленные к соотв. вузам и наркоматам. Поощрялась орг-ция Р. (особенно вечер.) при круп. пром. предприятиях, совхозах и колхозах . На Р. зачисляли рабочих, колхозников и представителей бедняцко-середняц. слоев сел. населения. Согласно циркуляру Наркомата юстиции от 25 июня 1931, на Р. институтов следовало принять не менее 70 % рабочих и их детей, 20 % колхозников, батраков и лиц, принадлежащих к бедняцко-середняц. слоям крест-ва, и не более 10 % служащих сов. учреждений и обществ. орг-ций.

    Вузовская реформа способствовала значит. увеличению кол-ва Р. В 1930/31 в СССР было 718 Р. (155,1 тыс. учащихся), в 1931/32 – 955 (285 тыс.), в 1932/33 – 1 025 (339,5 тыс.). В Зап. Сибири с 1929 по 1931 кол-во Р. возросло с 6 до 30, числ. учащихся в них – с 1,6 тыс. до 7 тыс. К 1933 в Зап. Сибири – 39 Р. (9,5 тыс. учащихся), в т. ч. 27 – техн. профиля. Бурный рост Р., не подкрепленный соотв. мат.-техн. базой и препод. кадрами, привел к снижению качества обучения. В 1932–33 приняты меры по упорядочению их сети и укреплению мат. базы, совершенствованию учеб. процесса.

    С 1933/34 все большую роль в подготовке в вузы рабочих и крестьян начинают играть ср. общеобразоват. учеб. заведения и вечер. школы для рабочих-производственников. Ограничения по соц. происхождению, введенные в 1-е послерев. годы, отменены в дек. 1935. Согласно новому Уставу высш. школы (1938), все граждане от 17 до 35 лет с законченным ср. образованием могли поступать в любой вуз. Программы Р. стали составляться на основе программ 10-леток. Постепенно Р. превращались в общеобразоват. школы обыч. типа, кол-во их неуклонно сокращалось. В 1933/34 в СССР был 831 Р. (271,1 тыс. чел.), в 1934/35 – 774 (278,5 тыс. чел.). В 1938/39 кол-во Р. сократилось по сравнению с 1933/34 почти в 2 раза, числ. учащихся – более чем в 2,5 раза. В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. Р. упразднены (последний закрыт в Москве в окт. 1941).

    В 1960-е гг. – возрождение Р. в новом качестве, когда при нек-рых вузах и пром. предприятиях стали появляться школы для рабочих-производственников с целью подготовки в вузы рабочих, уже имевших ср. образование. Массовое появление «рабфаков» нового типа привело к орг-ции при вузах спец. подгот. отд-ний для раб. и сел. молодежи, ставших впоследствии структур. частью вузов (пост. ЦК КПСС и Совета министров СССР от 20 авг. 1969). В 1969/70 подгот. отд-ния открылись при 190 вузах страны.

    Лит.: Баландина Л.Г. Рабфаки и пролетарская интеллигенция // Из истории советской интеллигенции. Новосибирск, 1974; Катунцева Н.М. Опыт СССР по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. М., 1977; Штамм С.И. Управление народным образованием в СССР (1917–1936). М., 1985.

    РАБФАК

    сокращённое название существовавших в СССР в 1920-30-е гг. рабочих факультетов - общеобразовательных учебных заведений.

    Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое РАБФАК в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • РАБФАК в Энциклопедическом словаре:
      , -а, м. Сокращение: рабочий факультет - в 1919-1940 гг. учебное заведение для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к обучению …
    • РАБФАК в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
      рабфа"к, рабфа"ки, рабфа"ка, рабфа"ков, рабфа"ку, рабфа"кам, рабфа"к, рабфа"ки, рабфа"ком, рабфа"ками, рабфа"ке, …
    • РАБФАК в словаре Синонимов русского языка.
    • РАБФАК в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    • РАБФАК в Словаре русского языка Лопатина:
      рабф`ак, …
    • РАБФАК в Полном орфографическом словаре русского языка:
      рабфак, …
    • РАБФАК в Орфографическом словаре:
      рабф`ак, …
    • РАБФАК в Словаре русского языка Ожегова:
      Сокращение: рабочий факультет - в 1919-1940 гг. учебное заведение для подготовк и рабочей и крестьянской молодежи к обучению в высшей …
    • РАБФАК в Толковом словаре русского языка Ушакова:
      рабфака, м. (нов.). Сокращение слов: рабочий факультет (см. рабочий …
    • РАБФАК в Толковом словаре Ефремовой:
      рабфак м. Общеобразовательное учебное заведение, созданное для ускоренной подготовки к поступлению в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; рабочий факультет …
    • РАБФАК в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      м. Общеобразовательное учебное заведение, созданное для ускоренной подготовки к поступлению в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; рабочий факультет (в …
    • РАБФАК в Большом современном толковом словаре русского языка:
      м. Общеобразовательное учебное заведение, созданное для ускоренной подготовки к поступлению в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; рабочий факультет (…
    • ПОЛУМОРДВИНОВ в Литературной энциклопедии:
      Элизбар — грузинский пролетарский писатель, кандидат ВКП(б). С 1921 был рабочим в литографии. Окончил рабфак. Вначале писал стихи, но …
    • ЛЕВИН в Литературной энциклопедии:
      Хана — современная еврейская поэтесса. Была членом ВУСПП. Р. в Новомосковске (Днепропетр. района) в крайне бедной семье. …
    • ЛЕ в Литературной энциклопедии:
      Иван — современный украинский пролетарский писатель. Р. в с. Мойсенцах Черкасского окр. в крестьянской семье. Учился в деревенской школе. …
    • БАТУ в Литературной энциклопедии:
      Махмуд Хадиев — узбекский литератор, происходит из бедной семьи ткача. По окончании в Ташкенте советской образцовой школы поступил …
    • КОММУНА ИМЕНИ в Педагогическом энциклопедическом словаре:
      Ф.Э. ДЗЕРЖИНСКОГО, воспитательное учреждение на территории УССР в пос. Новый Харьков (1927-2-я половина 30-х гг.), организованное А.С. Макаренко (заведующий Коммуной, …
    • РАБОЧИЙ ФАКУЛЬТЕТ
      (рабфак) в 1919-40 общеобразовательное учебное заведение в СССР для подготовки в вузы молодежи, не имевшей среднего образования; создавались при вузах …
    • ИОГАНСОН БОРИС ВЛАДИМИРОВИЧ в Большом энциклопедическом словаре:
      (1893-1973) российский живописец, народный художник СССР (1943), действительный член (1947) и президент АХ СССР, Герой Социалистического Труда (1968). В кон. …
    • ЯСНОВ МИХАИЛ АЛЕКСЕЕВИЧ
      Михаил Алексеевич [р. 23.5(5.6).1906, с. Горы, ныне Озёрского района Московской области], советский государственный и партийный деятель, Герой Социалистического Труда (1976). …
    • в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      политехнический институт им. В. И. Ленина, крупнейшее высшее техническое учебное заведение в СССР, основан в 1885 как Харьковский практический технологический …
    • СУСЛОВ МИХАИЛ АНДРЕЕВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Михаил Андреевич [р. 8(21).11. 1902, с. Шаховское, ныне Павловского района Ульяновской области], деятель Коммунистической партии и Советского государства, дважды Герой …
    • СССР. БИОГРАФИЧЕСКИЕ СПРАВКИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      справки Алексеевский Евгений Евгеньевич (р. 1906), министр мелиорации и водного хозяйства СССР с 1965,Герой Социалистического Труда (1976). Член КПСС с …
    • ПОДГОРНЫЙ НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      Николай Викторович [р. 5 (18).2.1903, г. Карловка, ныне Полтавской области], деятель Коммунистической партии и Советского государства, международного коммунистического и рабочего …