• Нравственные проблемы в современной русской литературе (на примере рассказа В.П. Астафьева «Людочка»)

    Проблемы составляла Л. Дудка
    1.ПРОБЛЕМА ОДИНОЧЕСТВА
    Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева пытается вырваться из одиночества. Но уже первые строки произведения, где героиня сравнивается с вялой, примороженной травой, наводят на мысль, что она, как и эта трава, не способна к жизни. Девушка уезжает из родительского дома, где остаются чужие ей люди, которые тоже одиноки. Мать давно привыкла к устройству своей жизни и не хочет вникать в проблемы дочери, а отчим Людочки никак не относился к ней. Девушка чужая и в родном доме, и среди людей. От нее все отвернулись, даже собственная мать ей как чужая.
    2.ПРОБЛЕМА РАВНОДУШИЯ, УТРАТЫ ВЕРЫ В ЧЕЛОВЕКА
    Людочка в одноименном рассказе В.Астафьева всюду сталкивалась с равнодушием, а самое страшное для нее – предательство близких ей людей. Но отступничество проявилось раньше. В какой-то момент девушка осознала, что сама причастна к этой трагедии, потому что тоже проявляла равнодушие, покуда беда ни коснулась её лично. Не случайно Людочка вспоминала отчима, тяжкой судьбой которого она прежде не интересовалась; не ей зря вспомнился умирающий в больнице парень, всю боль и драму которого не хотели понимать живые.
    3. ПРОБЛЕМА ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ
    Проблема преступления и наказания в рассказе «Людочка» В. Астафьева - воплощение переживаний автора, который указывает людям на их грехи, за которые они, так или иначе, несут ответственность.
    Социальные преступления здесь воспринимаются буднично. Однако и по сей день самым страшным преступлением является насилие против человека. Его совершил Стрекач, надругавшись над Людочкой. Девушка понесла наказание за вялость и равнодушие, искупая своей смертью не только свои грехи, но и грехи своей матери, школы, Гавриловны, милиции, молодёжи городка. Но ее смерть разрушила царившее вокруг равнодушие: она вдруг стала нужна матери, Гавриловне…За нее отомстил отчим.
    4.ПРОБЛЕМА МИЛОСЕРДИЯ
    Наверное, никто из нас не мог остаться равнодушным к судьбе Людочки в одноименном рассказе В.Астафьева. Любое человеческое сердце содрогнется от сострадания, но мир, который показывает писатель, жесток. Оскорбленная, униженная девушка ни у кого не находит понимания. Не замечает страданий девушки и Гавриловна, уже привыкшая к оскорблениям и не видевшая в них ничего особенного. Мать, самый близкий и родной человек, тоже не чувствует боли дочери…Писатель призывает нас к состраданию, милосердию, ведь даже имя у девушки означает «людям милая», но как же жесток по отношению к ней окружающий мир! Астафьев учит нас: надо вовремя сказать доброе слово, вовремя остановить зло, вовремя не растерять себя.
    5.ПРОБЛЕМА ОТЦОВ И ДЕТЕЙ, непонимания близких людей в сложной ситуации
    Чувствуется какая-то дисгармония в отношениях между матерью и дочкой в рассказе В.Астафьева «Людочка», нарушено то, что каждому из нас привычно: ребенка надо любить. А героиня не ощущает материнской любви, поэтому даже в самой страшной для девушки беде не признается близкому человеку: ее не понимают в семье, чужим для нее является родной дом. Мать и дочь разделяет нравственная пропасть отчуждения.
    6.ПРОБЛЕМА ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
    Мы привыкли к тому, что парк – это место, где человек может расслабиться, подышать свежим воздухом, отдохнуть. Но вот в рассказе В.Астафьева «Людочка» все иначе. Ужасное зрелище предстает перед нами: вдоль канавы, вламываясь в сорные заросли, стоят скамейки, из грязной канавы и пены торчат бутылки разных форм, и всегда тут, в парке, вонь, потому что в канаву бросают щенят, котят, дохлых поросят. И люди ведут себя здесь по-звериному. Этот «пейзаж» напоминает кладбище, где от рук человека принимает смерть природа. Человеку же, по утверждению В.Астафьева, без нее существовать невозможно. Вот и разрушаются нравственные основы – таков итог наказания за совершённое преступление против природы.
    7. Детские впечатления и их влияние на дальнейшую жизнь человека
    Неуютно и одиноко жилось Людочке дома в одноименном рассказе В.Астафьева, потому что нет в отношениях матери и дочери теплоты, понимания и доверия. И Людочка даже во взрослой жизни осталась стеснительной, боязливой и замкнутой. Нерадостное детство как бы отпечаталось и на ее дальнейшей короткой жизни.
    8.Проблема исчезновения деревень
    Вымирает духовно и постепенно исчезает в рассказе В.Астафьева «Людочка» деревня Вычуган, а вместе с ней уходят в прошлое традиции и культура. Писатель бьет тревогу: деревня, как догорающая свеча, доживает свои последние месяцы. Люди разрывают связи между человеком и природой, забывают свои истоки, откуда произрастают их корни. Даже хоронить в родной деревне Вычуган Людочку не решились, потому что скоро объединенный колхоз перепашет все под одно поле и кладбище запашет.
    9.Проблема алкоголизма
    Горько, больно читать, как ведут себя пьяные молодые люди на дискотеке в рассказе В.Астафьева «Людочка». Автор пишет, что беснуются, как «стадо». Отец девушки тоже был закоренелым пьяницей, суетлив и туповат. Мать даже боялась, что ребенок может родиться больным, а потому зачала его в редкий от мужних пьянок перерыв. И все же девочка была ушиблена нездоровой плотью отца и родилась слабенькой. Мы видим, как под воздействием алкоголя люди деградируют.
    10.Падение общественной нравственности
    Что погубило Людочку? Безразличие и страх окружающих, их нежелание вмешиваться. И Астафьев говорит о том, что в городе люди живут разрозненно, каждый сам за себя, что волчьи законы царят вокруг. Кругом пьянство, насилие, падение нравов. Но в наших силах сделать этот мир лучше, чтобы мы могли радоваться жизни!
    11. «Чтиво» и истинная, живая книга.
    В рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Автор написал его в конце восьмидесятых годов двадцатого века, но произведение актуально и сейчас, потому что в нем поднимаются проблемы, волнующие моих современников, - это загрязнение окружающей среды, падение нравственности и деградация личности, гибель русской деревни, душевное одиночество. Рассказ заставляет задуматься об окружающем нас мире, о безразличии и равнодушии. По-моему, «Людочка» - одно из лучших произведений русской литературы. Рассказ побуждает, нас, юных читателей, задуматься о жизни, о выборе пути, о нравственных проблемах общества.
    12. Проблема чистоты родного языка, речевой культуры. Проблема связи языка и общества.
    Герои В.Астафьева наследуют стиль и дух своего времени, и их речь не просто говор, а «выразитель» умственных и нравственных качеств человека. Слова разухабистых молодых людей - показатель бездуховности: «рвём когти», «кореши», «отвали», «пахан». Засорение языка уголовным жаргоном отражает неблагополучие общества, а у читателя такие персонажи и их речевое бескультурье вызывают отторжение.
    13. Проблема позднего раскаяния, осознания того, что пропустил в жизни что-то важное.
    Повсюду главная героиня сталкивалась с равнодушием и не смогла выдержать предательства близких людей, которые не выслушали ее, не помогли. Только после смерти она вдруг стала необходима матери, Гавриловне, но, увы, уже ничего нельзя было изменить. Позднее раскаяние пришло к матери Людочки и теперь будет сопровождать ее по жизни. Она дает себе слово, что будущее дитя скрепит их с мужем, на плаву жизни удержит, будет им в радость.
    14. Проблема воспитания.
    Росла Людочка, как придорожная трава. Девушка по характеру робкая, стеснительная, она мало общалась с одноклассниками. Мать свою любовь к дочери открыто не проявляла, в душу дочери, как говорится, не стучалась, советы не давала, не предостерегала от жизненных невзгод и, вообще, воспитанием практически не занималась, поэтому теплоты и родственной духовной близости между ними не было.
    15. О Боге.
    Мы не видим в рассказе верующих людей: у героев отсутствует эта нравственная опора, которая могла бы их поддержать в трудную минуту, могла бы спасти от пагубного шага… Жутко было слушать Вычуганиху. Бабы трусливо, неумело, забыв, с какого плеча начинать, крестились. Вычуганиха срамила их, заново учила класть крестный знак. И в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно, бабы возвращались к вере в Бога. О нем вспоминает мать Людочки, которая понимает свою вину перед уже мертвой дочерью. Сама девушка перед смертью обращается к Богу с просьбой простить ее. Она не верила в него, но на уровне подсознания понимала, что обратиться за помощью ей больше не к кому, но сходить в церковь так и не решилась…
    16.Об отсутствии любви
    Рассказ В.Астафьева «Людочка» шокирует читателя жесткостью, равнодушием его героев и отсутствием тепла, добра, доверия в отношениях между людьми. Но, пожалуй, больше всего потрясает читателей отсутствие любви, без которой невозможны ни гармония, ни будущее. Дети, рожденные не по любви, - обреченное поколение или циников, или слабых, безвольных людей.
    17. Об отношении к своим профессиональным обязанностям, о добросовестности; о равнодушном отношении к своей профессии
    Молодая фельдшер в рассказе брезгливыми пальчиками помяла взбухший на виске молодого человека нарыв. А через день она же вынуждена была лично сопровождать молодого лесоруба, впавшего в беспамятство, в районную больницу. А там в неприспособленном для сложных операций месте вынуждены сделать больному трепанацию черепа и увидели, что ничем помочь уже невозможно. Смерть человека на совести недобросовестной брезгливой девушки, которая даже не опечалилась по этому поводу.

    Многие современники считают В. П. Астафьева совестью нашей эпохи, тем, чем были для России Толстой и Достоевский в свое время. Действительно, в своих произведениях оценку всем событиям автор дает с позиций нравственности, пишет горькую правду, не скрывая того, что есть на самом деле.

    Небольшое произведение "Людочка" вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни.

    В рассказе "Людочка" раскрывается трагедия "маленького человека". Астафьев продолжает одну из излюбленных тем русской литературы XIX века. В рассказе описывается судьба несчастной деревенской девушки, которая приехала в город на поиски счастья, но натолкнулась на равнодушие и жестокость людей. Над ней надругались, но это не самое страшное: люди, которых она любила, не захотели понять ее. И, не найдя ни в ком моральной поддержки, она покончила с собой.

    Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки, каких у нас сотни. Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, ио сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству. Но Людочка на псе не обижалась, а делала все с удовольствием.

    Жалость и сострадание почувствовала Людочка к несчастному парню-лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей. Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама перенесла подобное и натолкнулась на непонимание близких людей. Мать догадалась, что с ней случилось, но не пожалела ее, потому что "русская баба обязана вынести все". А девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде! Это чудовищное непонимание и подтолкнуло ее к самоубийству.

    Только после смерти дочери мать поняла свою ошибку. Можно ли винить ее за это? Всю жизнь эта женщина прожила в погибающей деревне Вычуган и трудилась от зари до зари. Живя с мужем-алкоголиком и одна воспитывая дочь, эта женщина захотела чуть-чуть счастья, связав свою жизнь с человеком, вышедшим из тюрьмы, но не потерявшим человеческие качества. Мать видела, как на ее глазах гибнет деревня, и поэтому отправила дочь в поселок.

    Изображая гибель русской деревни, писатель создает символический образ старой яблони, которая погибла только потому, что отдала все свои соки растущим на ней плодам, как мать старается отдать все лучшее своим детям. "Голый, плоский ствол остался с расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечиной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Еще одной". Да, умирают деревни, отдав все лучшее, все народные традиции и обычаи своим обитателям. Вот почему большинство великих людей были выходцами из деревни.

    Почему же грязь и мерзость городской суеты не запачкала деревню? Быть может, потому, что эти люди выросли на земле и впитали в себя всю прелесть русской природы? Каждая травинка, каждый кустик дорог им, все это они считают своим родным, близким. А что же в городе? Даже то, что еще осталось от природы, сами люди испортили, так как считали это ничьим. В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что только может быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его человеком - это какое-то нравственно одичавшее существо, которое может издеваться только над слабым, а при встрече с более сильным поджимает хвост. В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужасный грех - убийство. Но с такими, как Стрекач, можно бороться только подобными методами.

    "Людочка" Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но главная задача писателя - показать, в какую пропасть мы падаем. И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее. Ведь, как писал Достоевский, красота спасет мир.

    Этот рассказ – об истинном происшествии где-то в середине 70-х годов. Но, прочтя, нельзя не ощутить, сколько душевной силы и сколько художественного ви дения вложено им самим. А по широте жизненного знания, сгущённого в этом тексте, и по напряжённости нравственного чувства как в гневе на зло, так и в тяготеньи к добру мы, пожалуй, могли бы угадать и имя автора, не напиши он его сам. И каково же многополное знание и советской городской жизни в её гоможеньи, и необратимости деревенской гибели, и, вдобавок, блатного уголовного типажа! Этим содержанием рассказ богат, плотен и вместе целен.

    Людочка – колхозная девушка, слабенькая от рождения, росла вялая, скромная, в деревенской средней школе «не выходила из троечниц, но и до сплошных двоек не опускалась. Домаяла десять классов» – и мать указала ей ехать в город, в деревне делать нечего. Скромная, «с припрятанной застенчивой улыбкой», девушка пыталась стать ученицей у парикмахерши, но не одолела мастерства и больше служила у неё уборщицей. Людочка покорно терпела и насмешки более успешных подружек, и своё городское бесприютство.

    А главное место действия рассказа – погибающий Парк вагонно-паровозного депо, типично советское создание – «насаженный в 30-х годах и погубленный в 50-х». Через весь парк надумали класть трубу с горячей водой, канаву проложили и часть трубы – да не закрыли. Потекла горячая речка с радужными кольцами мазута, с мыльной слизью, потом зловонной тиной, оттого стали облупляться и сникать соседние деревья. Через канаву перебросили мосток, да перила к нему всё не стояли, отваливались. В канаву стали бросать разные отбросы, устоялась вонь, да рядом пошли поросли дурнейшего бурьяна. – А само собой стояли по парку бетонные скамьи для отдыха граждан, «в парке было черно от ворон и галок, ор вороний оглашал окрестности». – На железной эстакаде раньше вешались портреты вождей и лозунги, потом не стало их. Ещё были забытые столбы для волейбола, ещё – решётчатый загон для танцев молодёжи. Там по вечерам «трещала, гудела, грохотала музыка, помогая стаду в бесовстве и дикости».

    Через этот Парк Людочке приходилось ходить, она не боялась; однажды затащили её на танцы, с испугом вырвалась. А однажды зацепил её освобождённый из лагеря гнилозубый уркаган Стрекач – и дальше ни вид его, ни наружность, ни поведение, ни окружённость блатной мелкотой – уже не поддаётся нашему цитированию – это зримая, ощутимая, красочная, даже несравненная картина, отчётливо переданная Астафьевым, в чём и центр рассказа. Стрекач поймал за поясок плаща проходившую Людочку, пытался усадить к себе на колени, девушка не садилась, Стрекач перекинул её через скамейку в бурьян – и сам за ней на четвереньках, и лицом её в землю и битое там стекло, чтоб не кричала. Но она нашла в себе силы вырваться и кричать на бегу. О помощи нечего было и думать. Добежала до парикмахерской хозяйки, очнулась уже у неё. Та успокаивала: «И родится баба не под нож, а под совсем другое. Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут». Но упредила – не жаловаться на Стрекача, а то «мою избу спалят». Тогда Людочка: «Я к маме хочу». Хозяйка отпустила на день, на два – та деревня близко, электричкой.

    …А от деревни родной осталось всего два целых дома, один – материн, а с ней отчим. «Вся деревня, задохнувшаяся в дикоросте, – в закрещенных окнах, с разваленными оградами дворов и огородных плетней, с угасающими садовыми деревьями, с дико разросшимися меж изб тополями, осинами». (Соседка, сама при смерти, пророчит: «Этак вот, однова, середь России кол вобьют, и помянуть её, нечистой силой изведённую, некому будет…»)

    Мать, сама беременная, хотя уже за сорок, сразу увидела, что с дочерью беда: бледная, лицо в ссадинах, на ногах порезы, осунулась, руки висят. А за догадкой – и материно суждение: «Через ту беду не беду все бабы поздно или рано должны пройти. И каждая баба сама же с бедой и совладать обязана, потому как от первого ветру берёза клонится, да не ломается». – Людочка пошла корову подоила, помогла матери к возврату отчима обед собирать. Отчима она мало знала: он недавно появился в их деревне. Он не обижал Людочку, но и доброты не проявлял. Мать о нём: «С малолетства в ссылках да в лагерях, под охранским доглядом. Жизнь его была ох-хо-хо. Но человек он порядочный».

    А на следующее утро Людочка опять уехала в город. Хозяйке парикмахерской сказала: «Хорошо, я в общежитие пойду жить».

    Дальше Астафьев проводит Людочку через страдательное воспоминание: когда-то, сама больная, она в больничном коридоре сидела ночью около умирающего парня-дровосека. Сочувствовала ему, но, как ей теперь казалось, не в полной полноте. Так вот и к ней теперь – городские на танцплощадке. И её хозяйка. Да и её мать.

    Но через Парк продолжала ходить, не боялась. И присмотрела близ тропинки – тополь с большим корявым суком.

    И повесилась на нём.

    Хоронить её в родной деревне не решились: «сотрётся с земли пристанище, объединённый колхоз запашет кладбище под одно поле». Похоронили на городском, со стандартными знаками.

    Сколько бы ни подлинен был рассказ досюда – окончание к нему, я полагаю, Астафьев приложил от себя, давая волю своей жажде справедливости: что отчим Людочки нашёл Стрекача в Парке (его и искать не надо, он себя выставляет), обезоружил и швырнул в зловонную канаву. Блатная свора Стрекача не решилась отстоять своего пахана и не сумела захлебнувшегося – вернуть к жизни.

    В отчёте областного УВД для уменьшения процента преступности смерть Стрекача отнесена к самоубийствам.

    Очень достойный рассказ – и какое свидетельство о позднесоветском времени. Не велик – а сколькое вместилось.

    Отрывок очерка о Викторе Астафьева из «Литературной коллекции», написанной А. И. Солженицыным . А. С. читал рассказ «Людочка» в журнале «Новый мир» (1989. № 9). (Библиотека А. И. Солженицына; с пометами в тексте и на полях.) В письме Астафьеву Солженицын пишет: «Страшна – глубина падения народного состояния, которую трудно определить и измерить (да у Вас она и в «Печальном детективе», и в последней «Людочке», этот «парк ВПРЗ»!). Если Бог пошлёт нам выздороветь, то ведь в лучшем случае нам надо на то 100 лет, а то 150» (А. И. Солженицын – В. П. Астафьеву, 28 ноября 1989. Архив А. И. Солженицына).

    Рассказ «Людочка» Астафьев создал в 1987 году. Произведение написано в рамках деревенской прозы (направление в русской литературе). Изображая все ужасы города, Астафьев не идеализирует и саму деревню, показывая нравственный упадок крестьян.

    Главные герои

    Людочка – молоденькая девушка, которая не смогла пережить насилия и равнодушия близких и покончила жизнь самоубийством.

    Отчим – муж матери Людочки, с малых лет был «в ссылках да лагерях» , отомстил за девушку.

    Другие персонажи

    Стрекач – уголовник, не единожды попадал в тюрьму.

    Артемка-мыло – был «верховодом» среди «шпаны» в парке.

    Гавриловна – пожилая женщина парикмахер, у которой жила Людочка.

    Мать Людочки – женщина 45 лет; привыкла со всем справляться сама, поэтому проигнорировала беду дочери.

    Рассказчик услышал эту историю «лет пятнадцать назад» . Людочка родилась в деревеньке Вычуган и «росла, как вялая, придорожная трава» . Отец девушки давно исчез. Мать вскоре начала жить с трактористом.

    Закончив десять классов, Людочка уехала в город. Переночевав на вокзале, девушка пошла в парикмахерскую. Там она познакомилась со старой парикмахершей Гавриловной и напросилась к ней в ученицы. Гавриловна разрешила Людочке пожить у нее, переложив на девушку работу по дому. Людочка так и не выучилась на мастера, поэтому подрабатывала в парикмахерской уборщицей.

    С работы девушка добиралась через полузаброшенный парк вагонно-паровозного депо – «Вэпэвэрзэ» . В центре парка находилась обросшая густыми зарослями канава со сточными водами, в которой плавал мусор. Парк был любимым местом «шпаны» , среди которой главным был Артемка-мыло. Как-то, когда парень приставал к Людочке во время стрижки, она сильно его ударила. После этого Артемка запретил всем приставать к девушке. Однажды Артемка повел Людочку на дискотеку. «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному». Испугавшись шума и «телесного срама» , Людочка убежала домой.

    Вскоре вернулся в поселок из заключения Стрекач. Теперь он стал главарем местной «шпаны» . Однажды, когда Людочка возвращалась через парк домой, Стрекач напал на нее и изнасиловал, заставил и остальных надругаться над девушкой. Не помня себя, Людочка едва добралась домой. Гавриловна заверила, что ничего страшного не случилось.

    Людочка поехала домой. В родной деревне осталось два дома – один ее матери, а второй старухи Вычуганихи, которая умерла весной. Людочку встретила беременная мать. Она сразу поняла «какая беда с нею случилась» . «Но через ту беду <…> все бабы поздно или рано должны пройти». Прогуливаясь у реки, Людочка увидела, что отчим плескается, как ребенок. Девушка догадалась, что у него не было детства. Ей захотелось выплакаться ему, может он ее и пожалеет. Утром Людочка вернулась в поселок.

    Девушка вспомнила, как давно лежала в больнице. Рядом с ней умирал одинокий парень. Всю ночь она старалась отвлечь его разговорами, но после поняла, что парень ждал от нее не утешения, а жертвы. Девушка подумала про отчима: он наверное из «сильных людей» , с «могущественным духом» .

    Когда Людочка возвращалась с работы через парк, парни снова начали ее теснить. Девушка пообещала вернуться, переодевшись в ношеное. Дома Людочка надела старое платье, отвязала веревку от деревенской торбы (раньше эта веревка была на ее люльке) и ушла в парк. Закинув веревку на тополь с кривым суком с мыслью: «никому до меня дела нет» , она повесилась.

    Людочку хоронили на городском кладбище. Поминки устроили у Гавриловны. Выпив водки, отчим Людочки отправился в парк, где в это время находилась компания Стрекача. Мужчина сорвал с уголовника крестик и, утащив в «непролазный бурьян» , сбросил в сточную канаву. «Настоящего, непридуманного пахана почувствовали парни».

    Артемка-мыло вскоре поступил на учебу и женился. О смерти Людочки и Стрекача не писали даже в местной газете, чтобы «не портить положительный процент сомнительными данными» .

    Заключение

    В рассказе «Людочка» Виктор Астафьев размышляет над философскими вопросами одиночества в толпе, равнодушия людей друг к другу, затрагивает проблемы экологии, преступности, морального упадка общества.

    Тест по рассказу

    Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 435.

    Анализ "Людочки" Астафьева приведен в этой статье. Он поможет разобраться и лучше понять этот рассказ, написанный в 1987 году.

    Анализ "Людочки" Астафьева будет полезен тем, кому предстоит разбираться с этим произведением в рамках университетского курса, а также всем вдумчивым и пытливым читателям.

    Рассказ начинается с признания автора, что сам он услышал эту историю много лет назад, но никак не может ее забыть. Главная героиня появилась на свет в деревне Вычуган. Ее родители были колхозниками. Отец со временем спился. Людочка росла вялой, часто болела. Когда отец исчез из их жизни, они зажили свободнее и бодрее. Вскоре у матери появился ухажер, который остался у них жить.

    Переезд в город

    После школы мать отправила Людочку в город, чтобы та устроила свою жизнь. Первую ночь она провела на вокзале. Наутро пошла в парикмахерскую - сделала завивку, маникюр и уговорила парикмахершу взять ее себе в ученицы.

    Гавриловна не только помогла оформить документы, но и взяла к себе пожить. Установив строгие порядки в своем доме. Людочка жила послушно, а вот учебы у нее не шла. Когда минул отведенный срок, она не смогла сдать экзамен на мастера. В парикмахерской она подрабатывала уборщицей, осталась на этой должности, время от времени стригла призывников и школьников под машинку.

    На нее легли все дела по хозяйству в доме Гавриловны. У женщины часто болели ноги.

    Дорога на работу

    На работу Людочка каждый раз ехала на трамвае, а потом шла через увядающий парк Вэпэвэрзэ (вагонно-паровозного депо). Парк был грязным, большинство деревьев погибли, парк выглядел удручающе.

    Но все же здесь стояли скамейки, бегали школьники, водилась местная шпана. Шпаной руководил Артемка по прозвищу Мыло. Он временами приходил к Людочке стричься, но ей никак не удавалось справиться с его вихрами. Артемка был наглый, как только девушка бралась за ножницы, он начинал ее лапать. Однажды она даже стукнула его по голове машинкой. Пришлось заливать йодом, зато ухажер стал осмотрительнее. К тому же велел ее никому не трогать. Ходить через парк она теперь могла без боязни.

    Однажды Людочка отправилась с ним в центральный парк на танцы. Вокруг все вели себя вызывающе и агрессивно. Главная героиня забилась в угол, пытаясь высмотреть своего Артема. К ней стал приставать какой-то хлыщ. Ей пришлось отбиваться и убегать домой.

    Дома девушка во всем помогала Гавриловне. Варила мыло, гладила и стирала, содержала дом в чистоте.

    Стрекач

    Из колонии возвращается еще один персонаж этого рассказа - уголовник Стрекач. Больше похожий на узкоглазого жука. Он еще в школе начал заниматься разбоем. С седьмого класса носил с собой нож. Вскоре кого-то порезал и встал на учет в милицию.

    После попытки изнасилования он получил свой первый срок. Но даже после этого не угомонился, воровал на дачах. С тех пор большую часть жизни проводит в колониях. Местная шпана считала его авторитетом и своим учителем.

    В один из вечеров он изнывал без дела, пока случайно не заметил Людочку. Артем попытался замолвить за нее слово, но Стрекач его не послушал. На него напал кураж. Он схватил девушку и стал усаживать себе на колени. В результате кинул на скамейку и изнасиловал. Вся шпана внимательно за этим наблюдала.

    Чтобы не он один был виновником, он заставил и остальных надругаться над Людочкой. Увидев растерзанное тело девушки, Артем сначала хотел накрыть ее плащом, но она, будто обезумев, убежала от него. На крыльце дома Гавриловны она упала, потеряв сознание. В себя она пришла уже на старом диване, куда ее перетащила сердобольная хозяйка. Она как могла утешала свою жиличку.

    Возвращение домой

    Униженная и растоптанная Людочка решила возвращаться домой. К тому времени на всю деревню остается только два жилых дома. В одном из них живет ее мать с отчимом. Все остальные дома наглухо заколочены.

    Вскоре умерла их единственная соседка - бабка Вычуганиха. Она была последней из рода основателей села.

    Когда Людочка вернулась в деревню, мать сразу поняла, что с ней произошло горе. Но отнеслась к этому спокойно, мол, всем через это нужно пройти. При этом поделилась своей радостью - она ждет ребенка, уже на четвертом месяце. Вместе со своим ухажером они планируют продать дом и переехать в поселок. Понятное дело, что жить тут никто не собирается, дом хотят распродать на стройматериалы.

    Ее отчим оказался суровым и хмурым, но добрым человеком. Она узнала, что детство он провел в лагерях и ссылках, поэтому теперь искренне радовался разным мелочам. Спонтанно она захотела его увидать, а потом быстро собралась и вернулась в город.

    Смерть Людочки

    Гавриловна ее предупредила, что Артем в милиции, а Стрекач велел передать жиличке, чтобы та помалкивала. Иначе ей смерть, а старухе - сожженная изба. Поэтому главная героиня решает переехать в общежитие. Но там мест не оказалось, и она временно осталась у своей хозяйки. Та стала учить ее не возвращаться в темноте через парк, но та не послушала. Однажды ее снова подловили парни, пугали Стрекачом, подталкивая к той самой скамейке.

    Поняв, чего они хотят, она достала из кармана бритву, намереваясь отрезать достоинство Стрекача. О такой страшной мести она узнала от женщины в парикмахерской. Она повела себя развязно, пожалев, что среди них нет такого завидного кавалера, как Стрекач. Девушка попросилась домой переодеться, те ее отпустили, предупредив, чтобы она не думала шутить.

    В своей комнате она облачилась в старое платье. Вернулась в парк, в котором давно еще приметила старый тополь. Перекинула через ветку веревочку, завязала петельку. После этого надела ее на шею, в душе простилась с родными и близкими, попросила прощения у Бога. Как и все замкнутые люди, она в действительности была довольно решительной.

    Парни, оставшиеся в парке, вскоре обнаружили ее тело.

    Прощание с главной героиней

    Хоронили Людочку на городском кладбище. Мать и Гавриловна рыдали. Отчим, выпив стакан водки, отправился в парк, где встретил всю компанию.

    Он сорвал крест с шеи Стрекача и выбросил в кусты. Стрекач вынул нож, но отчим только усмехнулся и резко перехватил его руку. Поволок в кусты и выбросил в канаву. Оставшаяся шпана разбежалась, сильно испугавшись его силы и храбрости.

    Вернувшись к Гавриловне, он снова выпил водки и поехал в леспромхоз. Затем они сели в электричку и поехали. Мать Людочки просила сохранить еще не рожденного ребенка, понимая, что свою первую дочь не сберегла. В конце положила голову на плечо мужчине, приблизилась к нему, чтобы он ее приобнял и пригрел. В нем она чувствовала истинную мужскую силу.

    Финал произведения

    Тем временем в местной милиции так никто и не смог добиться от Артемки-Мыло ни признания в страшном преступлении, ни показаний на тех, кто его совершил. Вынеся строгое предупреждение, его отпустили восвояси. Испугавшись увиденного в следственном изоляторе, он решил завязать с прежней жизнью. Первым делом поступил в училище связи. Стал осваивать профессию электрика, подниматься на высоковольтные столбы и натягивать провода. Затем даже женился, а через четыре месяца уже баюкал ребенка.

    В местной газете появилась небольшая заметка, посвященная состоянию морали в городе. Она вышла в конце квартала, на четвертой полосе. Но история Людочки и Стрекача в нее не попала. Дело в том, что начальнику местного управления внутренних дел оставалось всего два года до пенсии. Поэтому он не захотел портить статистику нелицеприятным происшествием, чтобы сохранить положительный процент раскрываемости и предупреждения преступлений.

    И Людочка, и Стрекач, которые не оставили после своей смерти никаких записок, свидетелей или ценностей, попали в регистрационный журнал в числе прочих самоубийц, которые наложили на себя руки по никому не известной причине. Так удалось властям замять эту историю.

    Основная идея произведения

    Литературный анализ по рассказу В. Астафьева необходимо начать с главной идеи, которую заложил автор. В центре повествования оказываются простые и беззащитные люди. Это история о безысходности и несправедливости, о так шокирующем многих равнодушии. Анализ "Людочки" Астафьева построен на том, что ключевая идея состоит в существовании так называемой "скверной правды".

    Героиня пытается вырваться из своей провинциальной обыденности, найти счастье в большом городе. Но она еще не ведает, что мегаполис способен уничтожить человека. Суть анализа повести Астафьева "Людочка" заключается в том, что ее идеализированный мир столкнулся с жестокой реальностью. Это привело к трагическим последствиям.

    Большое внимание автор уделяет равнодушию окружающих людей. В анализе "Людочки" Виктора Астафьева этому нужно уделить особое внимание. Когда в деревне все знакомы и чье-то горе касается большинства, то в городе чье-то несчастье проходит просто незамеченным.

    Тематика рассказа

    В анализе "Людочки" В. П. Астафьева нужно заметить, что автор видит основную беду в самом устройстве жизни в большом городе. Он наглядно демонстрирует ее убожество и эгоизм. Городские, в представлении Астафьева, циничны и злы. Яркий пример - хозяйка, которая сдает квартиру главной героине.

    Критики в рецензиях на рассказ В. П. Астафьева "Людочка" отмечали, что основная тема - это тлетворное влияние города на человека, ведущее к разложению его души, когда на первое место выходят материальные потребности.

    Остро поднимается и тема деревенской нищеты, которая вынуждает местных жителей искать лучшей жизни. Анализ произведения "Людочка" Астафьева невозможен без оценки окружающей героев экономической ситуации. Колхозы практически полностью развалены, мужчины пьют, женщины грубеют с каждым днем. Власти намеренно закрывают глаза на эти проблемы. При этом на фоне нищеты повсюду бодрые лозунги, обещающие счастливую и сытую жизнь.

    Проблематика рассказа

    При анализе проблем "Людочки" Астафьева у современного читателя возникнет немало вопросов. В первую очередь критическая криминальная ситуация в городе, где злополучный парк обходит стороной даже милиция. Молодежь пущена на самотек, место учителей жизни занимают вчерашние зэки. Центральная проблема рассказа "Людочка" Астафьева, анализ произведения это подтверждает, криминализация и маргинализация молодежи.

    Отсюда вытекает еще одна беда. Зачастую люди вынуждены оставаться один на один с криминалом. Общество из-за этого начинает ожесточаться. Поэтому отчим главной героини вынужден самостоятельно наказывать насильника, не надеясь на справедливое правосудие.

    В анализе "Людочки" Астафьева можно также отметить, что увядание страны у автора сопровождается экологическим кризисом. Вопросы спасения окружающей среды становятся ключевыми. В захудалом парке гниют человеческие души. Астафьев уверен, что в городе с такой экологией человек не может быть здоров ни физически, ни нравственно.

    Одна из главных бед героини - равнодушие. В анализе "Людочки" Астафьева это всегда отмечается. Она не получает поддержки от близких, ее горя никто не понимает. Знакомую не жалеют ни родные, ни знакомые. К тому же в произведении поднимаются не только социальные, но и философские вопросы. Больше всего писателя возмущает не сам факт изнасилования, а реакция на него окружающих.