• Определение места звука в слове. Игры на развитие навыка звукового анализа

    Страница 8

    7. Произношение звуков в словах. Определение позиции звука в слове

    Бим и Бом принесли нам подарки, в названии которых есть звуки Б, Бь. Только я запуталась, кто из них какой мешок с подарками принес. Давайте попробуем вместе разобраться.

    Что у нас в первом мешке? (Банан, балалайка, бусы, браслет, бумага, баночка, булавка).

    Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Б).

    Где вы произносили звук Б? (В начале слова).

    А что у нас во втором мешке? (Бинт, бинокль, белочка, бегемот, билет).

    Какой звук встречается во всех этих словах? (Звук Бь).

    Так кто нам подарил первый мешок с подарками? (Первый мешок подарил Бом).

    А кто подарил второй мешок? (Второй мешок с подарками подарил Бим).

    8. Развитие фонематических представлений

    Ребята, давайте с вами поиграем в игру “Поймай слово”.

    Вы должны будете хлопками ловить слова со звуками Б и Бь. (Бант, банка, губы, батон, панама, буква, кабан, соболь, автобус, паук, билет, азбука, тюльпан, хобот, альбом).

    Молодцы, вы хорошо справились с заданием.

    9. Деление слов на слоги. Развитие внимания и памяти

    Бим и Бом предлагают поиграть в игру “Чего не стало?”

    На столе лежит: барабан, бусы, бумага, бинокль, булавка, белочка.

    Ребенок закрывает глаза, и один предмет прячется. Затем он внимательно смотрит и должен сказать какого предмета не стало. (Не стало булавки).

    Сколько слогов в слове булавка? (В слове булавка три слога).

    10. Физминутка

    Бим и Бом приглашают нас потанцевать.

    (Дети танцуют под веселую, ритмичную музыку).

    0бщее расслабление

    Раз, два - выше голова.

    Три, четыре - плечи шире.

    Пять, шесть - тихо сесть.

    11. Знакомство с буквой Б. Чтение слогов

    Ребята, с каким звуком нас познакомили клоуны Бим и Бом? (Со звуками Б, Бь). А вы бы хотели увидеть, какой буквой обозначаются эти звуки? Но для начала давайте с вами вспомним, какому правилу нас научил Звукознайкин? (Буквы мы видим и пишем). Что вам напоминает эта буква?

    Буква эта с большим брюшком,

    В кепке с длинным козырьком.

    Найдите эту букву у себя в Звуко-буквенном замке.

    Перед вами лежат элементы буквы, попробуйте правильно сложить ее.

    12. Организация окончания занятия

    Ну что ж Биму и Бому пришла пора прощаться с нами. Мы им говорим спасибо, ведь благодаря им мы с вами узнали столько много слов со звуками Б и Бь.

    Давайте вспомним слова со звуками Б и Бь. (Билет, бумага, банка, белка, бант, бинокль, блокнот).

    Тема: Звуки [З – З"], буква З.

    Познакомить с оппозиционными по твердости-мягкости звуками [з-з"], учить различать их, закреплять умение характеризовать звуки, продолжать учить выполнять звуко - слоговой анализ слова, познакомить с буквой З, закреплять навык чтения и письма.

    Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, память, логическое мышление.

    Воспитывать умение действовать слаженно в подгруппе, уважать, слушать товарищей, педагога.

    Предварительная работа: повторение сказки “Золушка”.

    Оборудование: кукла Золушка, шкатулки с картинками, символы звуков, буква З, д/и “Укрась платье”, карандаши, картина “Зима”, схемы звукового анализа слов, буквы, мяч, д/и “ Зашифрованное слово”.

    Ход занятия:

    Организационный момент

    Логопед загадывает детям загадку: “Догадайтесь, из какой сказки наша гостья? Ей надо было вернуться домой ровно в 12 часов, а еще, она потеряла хрустальный башмачок?” (Педагог показывает детям игрушку – Золушку в платье с заплатами).

    Психогимнастика

    Логопед предлагает детям вспомнить сказку и показать, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал, изобразить злую мачеху и ее дочек, показать, какое доброе лицо было у Волшебницы. Затем, просит детей помочь Золушке выполнить задания, которые приготовила для нее злая мачеха, чтобы и она смогла побывать на балу.

    Определение темы занятия

    Логопед показывает детям две шкатулки и сообщает, что там находятся картинки, которые необходимо назвать и постараться определить одинаковый звук в словах. Сначала дети называют картинки из первой шкатулки: зонт, зубр, замок, заяц. Определяют, что одинаковый во всех словах - звук [з]. Далее называют картинки из второй шкатулки: зима, зебра, корзина, газета. Дети определяют, что одинаковый в словах звук [з"]. Логопед спрашивает у детей, с какими звуками на занятии они будут знакомиться и какие звуки будут помогать выполнять задания злой мачехи? (Звуки [з, з"]).

    Характеристика звуков

    Логопед сообщает следующее задание злой мачехи и просит произнести звук [з] и посмотреть на свою артикуляцию (работа с зеркалами). По наводящим вопросам педагога дети дают полную характеристику звуков [з, з"]. Ребята рассказывают о том, что делают губы, какое положение принимают зубы, язык. Сообщают о том, как звучит звук [з]. (Твердо). Каким цветом будет обозначаться звук [з]. (Синим) Какая мягкая пара у звука [з]? Каким цветом обозначается звук [з"]? (Зеленым). Почему?

    Найди место звука в слове

    Цель:

    Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

    Игровой материал:

    Карточки из набора к игре «Определи первый звук в слове»; фишки.

    Ход игрового упражнения на занятии

    Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов.

    «Правильно - звук а . Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова,- поясняет педагог. - Одно слово начинается со звука а , в другом звук а находится в середине, а третье - заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой - полоска из трех клеточек.

    Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

    Ход игрового упражнения вне занятия

    ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ - как объяснить ребёнку где в слове находится звук (начало, середина, конец). звук

    Есения

    Подскажите как лучше и практичней объяснить ребёнку: где находится
    звук (в начале, середине или конце). Ни как не может понять что от него
    требуют и не слышит на слух


    Ирина

    Возможно, у ребёнка трудности с пониманием смысла слов "начало", "середина", "конец", т.е. с ориентировкой в пространстве.

    Чтобы ребёнок их усвоил, можно взять, например, несколько (лучше 5) игрушек, например, животных, поставить их друг за другом (слева направо, естественно). После этого обсудить с ребёнком:

    Кто стоит в начале,

    Кто в конце,

    Кто в середине,

    Кто первый,

    Кто последний.

    В следующий раз всё это можно повторить, но уже на других игрушках.

    С этой же целью хорошо использовать иллюстрацию к сказке "Репка" (обсудить те же вопросы).

    А можно ещё взять игрушечный поезд, и рассмотреть, где у него начало, где конец, где середина.

    После такой предварительной работы можно уже переходить к графической схеме слова.


    Inna

    А я делаю стандартную рыбку; голова-начало,туловище-середина,хвост-конец:-D

    Правда,ребенок,должен это уметь делать и на слух......


    Лариса

    Потом вопросы к ребенку

    Когда слово... "село" в автобус, где был звук..., покажи пальцем. (если ребенок не помнит, повторяю все что выше написала)

    А это у автобуса что? Начало, середина, конец?

    Значит звук... в слове... где спрятался? В начале, середене. конце?

    Этот звук сегодня может поехать на этом автобусе?

    Почему ты так решил?


    Лариса

    Все аналогично.

    Выясняю понимает ли ребенок слова "начало", "середина", "конец". Отрабатываю эти понятия до автоматизма на всем чем только можно - змеи, поезда, карандаши и прочее.

    А затем использую "волшебный автобус" - в этом автобусе может проехать только то слово, в котором звук... стоит... (в начале, середине. конце слова).

    Рассматриваем автобус (он большой, нарисованный и вырезанный) , выясняем где у него начало, середина и конец. Затем произношу слово, утрированно выделяя заданный звук, когда произношу слово, пальцем веду по автобусу, и в нужном месте при артикулировании звука задерживаюсь (для некоторых детей даже пальцем по автобусу стучу).


    Лариса

    Когда мы выясняем с детьми где находится звук в начале, середине или конце слова, мы началом считаем первый звук в слове, концом - последний, все остальное - середина, назависимо от размера слова. Все так делают?


    Ольга

    Для начала я использую сказку "Репка". На ее персонажах можно выяснить, понимает ли ребенок понятия "начало" , "конец" и "середина" и в течение 3-4 занятий подряд эти персонажи появляются друг за другом. По мере того, насколько ребенку стало все понятно, персонажи заменяются символами. Мои ученики не знают проблем с этим.


    Inna

    Лариса-автобус в студию! ;-)


    Ирина

    Я начинаю с того, что работаем несколько занятий с первым звуком "С какого звука начинается слово? Какой звук я произношу первым?" Произношу утрированно первый звук. Привожу пример. Работаем только с гласным звуком (под ударением).Когда дети научатся выделять первый звук в слове, я говорю, что звук... хитрый, хочет поиграть с нами в прятки. Он прячется в разных местах слова: последний,в середине. Для наглядности, нам помогает ёжик, который бежит по дорожке и останавливается, когда слышит звук. На доске дорожка, разделённая на три части, средняя длиннее первой и последней. Или домик, и дети ищут, где прячется звук в домике. (За основу взята идея Ткаченко). Игровая мотивация помогает детям усвоить этот трудный материал, но фонематический слух не у всех сформирован в достаточной мере, чтобы выделять звук из слова, поэтому не всем одинаково легко, но игра нравиться и мы продолжаем тренироваться.


    Лариса

    Про "автобус в студию" - картонный вариант у меня уже давно изжил себя.

    Я хорошо и быстро рисую, поэтому последние лет 5 автобус изображаю на доске за несколько секунд (иногда при ребенке, иногда до начала занятия), а детям, перед тем как начинать искать место звука в слове, развиваю мелкую моторику и зрительный анализ - они находят недостающие детали и дорисовывают их. Иногда разрешаю ребенку дикотвать что я сейчас этому автобусу нарисую - для ОНР-щиков это работа над словарем по теме транспорт.

    Как выберусь на работу с фотоаппаратом, так размещу фотографии в пособиях.


    Марина

    Девочки, слово имеет своё пространство (квазипространство), оно пролегает во времени. А для маленького ребёнка сложно соотнести пространство линейное и временное, особенно тому, кто имеет нарушение фонематического слуха. Для них слово - что-то скомканное в комочек. Мы должны этот комочек развернуть в одну ниточку. Здесь писали об анализировании наглядно-зрительного пространства (змеи, поезд,...), но мне кажется, что начинать нужно с анализа временнОго ряда. Хороший пример со сказкой "Репка". А я делаю ещё проще - анализируем сутки и режимные моменты в них. Сначала мы проснулись, потом пошли в садик, потом пришли домой, уже темно, легли спать. Раскладываю в линеечку картинки с режимными моментами (не много), объясняю понятия "начало","середина", "конец" (дня!). Потом подкладываю схему, начерченную на картонке-линейке. Лариса правильно говорила, хорошо бы рисовать при них, тогда они считают это своим открытием, лучше понимают. Потом медленно произношу слово...


    Марина

    (продолжение)

    Порядок "отлова" звука в слове элементарный - сначала некоторое время только начало и конец, потом - середина. И только через несколько занятий выставляю ряд игрушек или картинок для анализа зрительно-пространственного ряда, для дальнейшего ознакомления со звуко-буквенной схемой. Это тоже надо, для опоры на работу лба.


    Татьяна

    Согласна со всеми. Если ребенок не берет на слух, значит надо идти в обход - давать зрительные опоры. И они хороши в любом виде. Я иногда даже ручку, или указку применяю - что под рукой.


    Анна

    А я использую карточки с паровозом (сама нарисовала для каждого ребенка) или простой карандаш и произнося слово, ведем пальчиком и голосом выделяем нужный нам звук.


    Ольга

    Я начинаю формирование понятий "первый", "последний" за полгода-год. Думаю, что понятие "звук" для детей чересчур абстрактное и непонятное, а вот понятие "слово" ближе, степень его усвоения можно проверить с помощью картинок. Например: Сколько слов я сказала? (Кот, молоко.) Ребенок может проверить себя, выкладывая картинки. Так вот. Я называю сначала 2, а впоследствии 3 слова, обычно очень конкретные (например, животные), и прошу разложить картинки в той же последовательности (это делает 1 человек на доске). А потом спрашиваю: так кто же из животных пришел первым, в начале? (Обязательно оба этих выражения, чтобы если не усвоилось одно, была подсказка за счет другого). Кого я назвала сначала? Постепенно переходим только на слуховое восприятие, без картинок. Тогда к моменту обучения грамоте понятия ПЕРВЫЙ и ПОСЛЕДНИЙ уже усвоены. Но иногда проделываю то же и со звуками (выставить в такой же последовательности.ю назвать 1, последний).


    После 5 лет у большинства детей начинает формироваться осознанное ориентирование в звуковом составе слова. Первые попытки сознательного выделения звука из слова, а затем и установление точного места того или иного звука являются необходимыми предпосылками обучения грамоте. Если выделение звука из слова появляется у детей дошкольного возраста спонтанно, сложным же формам звукового анализа необходимо обучать специально. В возрасте от 5 до 6 лет ребенок может при соответствующем обучении овладеть не только определением позиции звука в слове - начало, середина, конец слова, - но и позиционным звуковым анализом. Устанавливая точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.

    Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Для этогонапоминаем не хитрые правила

    Звуки мы слышим и произносим. Звуки бывают:

    Гласные - эти звуки произносятся легко и свободно. Воздух, выходя изо рта, не встречает никакой преграды. Гласный звук обозначаем красным квадратом.

    Характеристика гласных :

    А, О, У, Ы, Э - обозначают твёрдость согласных;

    Я, Ё, Ю, И, Е - обозначают мягкость согласных, или два звука, когда стоят после гласной, или в начале слова.

    Согласные - эти звуки произносятся с шумом, при произнесении согласных звуков воздух, выходящий изо рта, встречает преграды в виде зубов, губ. Согласный звук может быть:

    Ш, Ж, Ц - всегда твёрдые . Твердый звук обозначаем синим цветом.

    - мягкий, если его смягчает гласная я, ё, ю, и, е или Ь (мягкий знак).

    Й, Ч, Щ - всегда мягкие . Мягкий согласный звук обозначаемзеленым цветом.

    б) - глухой согласный - обозначаем зачёркнутымколокольчи­ком.

    звонкий согласный - обозначаем колокольчиком

    Чтобы определить звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко дрожит – звонкий, нет – глухой)

    Буквы мы видим и пишем (фотография звука)

    Слог - это когда два звука сложились вместе - согласный и гласный. Слог - это часть слова. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно предложить ребенку прохлопать слово по частям, или положить ладонь под подбородок и произнести слово отчётливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков.

    Скольковсловегласных, столькоислогов.

    Слово - состоит из звуков и слогов, обозначает предметы, их признаки и действия.

    Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулачком по столу, при этом гласный тянуть.

    Этапы работы по формированию навыков звукового анализа

    При обучении звуковому анализу следует соблюдать строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:выделение звука из слова, определениепервого звука,установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковойанализ.

    Ни в коем случае не стоит нарушать порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства (фишки трех цветов: красные, синие, зеленые), в речевом плане, по представлению.

    Также необходимо придерживаться последовательности предъявления слов, предназначенных для анализа, при этом нужно следить, чтобы в предлагаемых для анализа словах не было звуков, которые ребенок не умеет произносить или произносит неправильно.

    Слова, которые не следует даватьдля анализа:

    Слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь,

    Слова со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, З на конце слова и в середине перед согласными,

    В этих случаях написание слова расходится с егопроизнесением, значит слово трудно для анализа.

    Ниже приводится перечень слов,в последовательности обучения элементарным формам звукового анализа.

    Слова с ударными гласными в начале слова (для узнавания гласных в слове)

    А:Аня, азбука, аист, ангел, армия, астра, арфа, арка

    О: Оля, обруч, облако, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осы, обувь.

    У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, улей, урна.

    И: Игорь, ива, ирис, иней, искра, избы, иволга, иглы.

    Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

    Слова с ударными гласными в середине слова (для узнавания гласных в слове)

    А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран, танк,

    О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон.

    У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук.

    И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис.

    Ы: дым, сын.

    Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (для выделения первого звука в слове)

    Л, ЛЬ: лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна.

    Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

    Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы

    и не перескакивать через этапы.

    Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:
    - соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа: выделение звука из слова, определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова), полный звуковой анализ;
    - соблюдайте порядок формирования умственных действий: с опорой на материальные средства, в речевом плане, по представлению;
    - соблюдайте последовательность предъявления слов, предназначенных для анализа.

    Весь процесс усвоения навыков звукового анализа можно разделить на два больших периода :
    - формирование навыков элементарного анализа;
    - обучение последовательному анализу с установлением точного места звуков в слове по отношению друг к другу.

    Первый период , в свою очередь, состоит из частей:
    - выделение звука из слова, то есть определение наличия данного звука в слове (есть такой звук в слове или нет);
    - определение первого звука в слове; определение последнего звука в слове;
    - нахождение места звука в слове, исходя из трех позиций (начало, середина, конец слова).

    По количеству операций первый период является более развёрнутым, но предлагаемые далее упражнения необходимы, так как с их помощью можно подвести ребенка к умению проводить полный звуковой анализ слова любой структуры. Последовательность формирования умственных действий при обучении звуковому анализу следующая:
    - сначала ребенку говорят слова и выделяют голосом нужный звук, а ребенок слушает слово и поднимает условный сигнал, когда услышит слово с нужным звуком;
    - далее он должен выделить этот утрированно произнесенный звук и назвать его изолированно, вне слова;
    - затем умственное действие переходит в речевой план - ребенок сам произносит слово и выделяет из него заданный звук;
    - и, наконец, происходит действие по представлению, в умственном плане, когда слово не произносится, а ребенок откладывает картинки с заданным звуком или придумывает слова.

    Данный порядок умственных действий применяется на этапах формирования элементарных форм звукового анализа.

    Когда ребенок будет осваивать последовательный анализ слова, вначале ему придется опираться на дополнительные вспомогательные средства: звуковую схему слова и фишки. Схема состоит из квадратиков, равных по количеству звукам в слове.

    Ребёнок слушает слово, выделяет последовательно звуки и одновременно выкладывает фишки в квадратики схемы.

    Затем последовательное выделение звуков происходит без готовой схемы: ребенок произносит слово, выделяет каждый звук и кладет фишки, а далее вычерчивает схему по количеству фишек.

    Когда ребенок будет легко справляться с выкладыванием фишек, можно предложить ему заменить фишки гласными буквами и класть их на нужное место в слове. Согласные обозначаются по-прежнему фишками. И лишь после этого ребенку предлагается провести звуковой анализ слова без опоры, только на основе громкого проговаривания.

    В самом конце работы по формированию звукового анализа ребенок будет в состоянии назвать количество звуков и произнести их последовательно, без предварительного громкого проговаривания. Самым сложным заданием считается просьба подобрать слово, состоящее из определенного количества звуков.

    Какие слова можно предлагать детям для анализа их звукового состава? Далеко не все слова можно сразу давать для данного вида работы. Существует четкая последовательность предъявления звуков на первом этапе и порядок предъявления слов на втором. Абсолютно сильной позицией для гласных является позиция начала слова под ударением, поэтому каждую форму анализа следует начинать с ударных гласных. Хорошо слышатся в слове сонорные согласные Л, Р, М, Н, поэтому данные звуки тоже применяются на начальных этапах. При выделении последнего звука можно брать глухие согласные, так как конец слова для таких звуков - позиция сильная, и они звучат отчетливо, а звонкие согласные не используются, они на конце слова оглушаются.

    Трудны для выделения в начале слова взрывные звуки К, Г, их трудно произнести с интонированием, они сливаются с последующим гласным звуком, поэтому их не стоит давать для выделения первого звука, по крайней мере, в начале обучения. Таким образом, рекомендована к использованию на этапе обучения элементарному звуковому анализу такая последовательность позиций анализируемых звуков.

    Для узнавания звука в слове:
    - ударные гласные звуки (они находятся под ударением в начале слова, затем под ударением в середине, слова);
    - согласные звуки (дают вначале искать только сонорные согласные звуки Р, Л, М, Н или глухие согласные К, Т, П, X, Ц, Ч, С, стоящие в конце слова);
    - любые звуки в любой позиции в слове (кроме йотированных гласных, которые могут содержать два звука и потому пока не анализируются).

    Для определения первого звука в слове:
    - ударные гласные;
    - сонорные согласные;
    - щелевые согласные С, 3, Ж, Ш, Ч, Щ;
    - остальные согласные звуки.

    Для определения последнего звука:
    - ударные гласные;
    - сонорные согласные;
    - щелевые согласные.

    Для определения места (начало, середина, конец слова) последовательность сохраняется такая же, как при определении первого и последнего звуков.

    Приведем, теперь последовательность предъявляемых для полного звукового анализа слов. Общее правило при подборе слов состоит в том, чтобы не использовать слова, в которых нет полного соответствия между звуками и буквами. Не подходят, следовательно, слова с йотированными буквами Я, Ё, Е, Ю, с Ъ и Ь, со звонкими согласными Б, В, Г, Д, Ж, 3 на конце слова и в середине перед согласными (типа ложка, грядка). Что касается слов с безударными гласными, то они берутся не на ранних этапах, а после предварительной работы с односложными словами, причем в начале двусложные слова имеют безударные гласные У и Ы, как наименее подверженные редукции. Совсем же отказаться от слов с безударными гласными не стоит, просто можно произносить их орфографически - [коза], а не [каза], как мы произносим по нормам орфоэпии. Дети будут запоминать данные слова и это будет пропедевтика правописания безударных гласных.

    Итак, порядок анализируемых слов следующий.
    - слова из двух гласных (типа ау);
    - слова из двух звуков (типа ум);
    - слова из трех звуков (типа рак);
    - слова из двух открытых слогов (типа мама);
    - слова из одного слога со стечением согласных (типа волк);
    - слова из одного слога со стечением согласных (типа стол);
    - слова из двух слогов (типа сумка);
    - слова из трех открытых слогов (типа корова).

    Чтобы родителям не ошибиться в отборе нужных слов для проведения анализа, приведем примерный список слов, отвечающий названным правилам. Конечно, родители могут использовать и свои слова, главное, чтобы они соответствовали перечисленным требованиям.

    Формы звукового анализа для дошкольников


    Слова с ударными гласными в начале слова (используются для узнавания гласных в слове).
    А: адрес, Алла, Анна, Ада, август, автор, азбука, аист, алый, ангел, арка, арфа, астра, атом;
    О: Оля, обруч, облако, общий, овощи, овцы, озеро, окунь, орден, осень, ослик, остров, отдых, отпуск;
    У: Уля, угол, уголь, удочка, ужин, узел, узкий, улей, улица, умный, устный, утка, утро;
    И: Ира, Игорь, ива, имя, ирис, иней, искра;
    Э: Эля, эхо, эта, это, этот.

    Слова с ударными гласными в середине слова (используются для узнавания гласных в слове).
    А: зал, мак, рак, парк, март, час, кран;
    О: столб, ночь, зонт, дом, лом, сом, слон, сноп, порт;
    У: друг, зубр, гусь, луч, душ, лук, стук, руль, звук, жук, внук;
    И: гриб, тигр, лист, щит, кит, рис;
    Ы: дым, сын.

    Слова с сонорными согласными звуками в начале слова (используются для выделения первого звука в слове).
    Л, Л": лампа, ландыш, ласточка, лимон, луна, лиса, лист, лодка, луг, лук, лыжи;
    М, М": мак, мама, март, маска, масло, мир, миска, море, мост, муха, мыло;
    Н, Н": нож, носки, нос, ноты, номер, нитки, низкий;
    Р, Р": радио, радуга, рак, ракета, рама, роса, рис, рейка, рельсы.

    Слова с сонорными согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
    Л, Л": стол, стул, пыль, плыл, носил, косил, вокзал, пенал, узел, мел, орел, футбол, угол, пол, быль, мель, даль;
    М, М": терем, крем, холм, лом, сом, атом, шум, дым, изюм;
    Н, Н": барабан, диван, океан, стакан, карман, банан, тюльпан, кран, каштан, орден, клен, пингвин, ужин, магазин, павлин, графин, горн, ремень, камень, пень;
    Р, Р": самовар, базар, сахар, шар, тигр, кедр, клевер, ковер, веер, номер, тренер, катер, вечер, мир, кефир, календарь, букварь, словарь.

    Слова с глухими согласными на конце слова (используются для выделения последнего звука в слове).
    К: веник, звонок, щенок, кубок, гудок, чулок, замок, урок, каток, молоток, жук, лук, паук, галстук, бык;
    П: сироп, укроп, карп, серп, суп;
    С: квас, час, лес, пес, рис, бокс, нос, насос;
    Г: бант, бинт, салат, халат, брат, пакет, билет, кит, щит;
    Ф: шкаф, шарф;
    X: мох, горох, петух;
    Ц: перец, ранец, дворец, огурец, песец, отец;
    Ч: врач, меч, кирпич, луч, мяч;
    Ш: шалаш, душ, ландыш, малыш, камыш;
    Щ: плащ, лещ.

    ПОЛНЫЙ ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ
    Слова из двух звуков: ум, ус, ах, ох.
    Слова из трех звуков: рак, мак, лук, мир, час, дом, сом, сыр, рис, пир, бор, кот.
    Слова из двух слогов: аист, утка, овцы, ива, уши.
    Слова из двух открытых слогов: мама, рама, ваза, гуси, шуба, лыжи, мыло, ножи, часы.
    Слова из одного слога со стечением согласных: стол, слон, кран, стул, грач, шкаф, план, плот, плащ, врач.
    Слова из одного слога со стечением согласных: волк, торт, шарф, бобр, март, зонт, куст, мост, лист, лифт.
    Слова из двух слогов со стечением согласных: сумка, кошка, маска, парта, палка, лампа, щетка, мышка, мишка.
    Слова из трех открытых слогов: корова, лопата, солома, ворона, сорока, дорога, Марина, собака.

    Л. М. Козырева «Развитие речи. Дети 5-7 лет»

    РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА.

    УПРАЖНЕНИЕ № 1

    Взрослый дает ребенку два кружка - красный и зеле-ный - и предлагает игру: если ребенок услышит правиль-ное название того, что изображено на картинке, он должен поднять зеленый кружок, если неправильное - красный. Затем показывает картинку и громко, медленно, четко про-износит звукосочетания:


    БАМАНВАВАНАЛЬБОМАЛЬПОМ

    ПАМАНДАВАЙАЙБОМАЛЬМОМ

    БАНАНБАВАНАНЬБОМАЛЫНОМ

    БАНАМВАНАНАВЬБОМАБЛЁМ

    ВИТАМИНВИТАНИИКЛЕТКАКЪЕКТА

    МИТАНИНМИТАВИНКЪЕТКАКВЕКТА

    ФИТАМ ИИФИТАВИНКЛЕТТАТЛЕКТА

    ВИТАЛИМВИТАНИМТЛЕТКАКВЕТКА

    Ребенок каждый раз поднимает соответствующий кру-жок.

    УПРАЖНЕНИЕ № 2

    Ребенку предлагается повторить похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:

    мак-бак-такмоток-каток-поток
    ток-тук-такбатон-бутон-бетон
    бык-бак-бокбудка-дудка-утка
    дам-дом-дымнитка-ватка-ветка
    ком-дом-гномклетка-плётка-плёнка

    тыква-буква-будка

    Примечание. При воспроизведении слов необязательно зна-ние понятий. Особенность этого и последующих подборов слов в том, что они доступны по звуковому составу, не содержат труд-нопроизносимых звуков.

    УПРАЖНЕНИЕ № 3

    Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенок должен назвать то, которое отличается от осталь-ных:


    канава-канава-какао-канава

    ком-ком-кот-ком

    утёнок-утёнок-утёнок-котёнок

    будка-буква-будка-будка

    винт-винт-бинт-винт

    минута-монета-минута-минута

    буфет-букет-буфет-буфет

    билет-балет-балет-балет

    дудка-будка-будка-будка


    УПРАЖНЕНИЕ № 4

    Из каждых четырех названных взрослым слов ребенок должен выбрать слово, которое по звуковому составу не похоже на остальные 3:

    мак-бак-так-банан, сом-ком-индюк-дом, лимон-вагон-кот--бутон, мак-бак-веник-рак, совок-гном-венок-каток, пятка-ватка-лимон-кадка, ветка-диван-клетка-сетка, каток-дом-моток-поток.

    И т.п.

    УПРАЖНЕНИЕ № 5

    Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога.

    та-та-тапа-па-па ка-ка-ка
    та-та-та па-па-па ка-ка-ка
    та-та-та па-па-па ка-ка-ка

    фа-фа-фана-на-на

    ва-ва-ваба-ба-ба

    ма-ма-мага-га-га

    УПРАЖНЕНИЕ № 6

    Воспроизведение слоговых сочетаний с одним соглас-ным и разными гласными звуками.

    та-то-туну-ны-набо-ба-бы
    ты-та-тоно-на-нубу-бо-ба
    му-мы-мада-ды-допа-пу-по
    мо-ма-мыду-ды-даку-ко-ка
    ва-ву-воИ т.п.

    УПРАЖНЕНИЕ № 7

    Воспроизведение слоговых сочетаний с общим гласным и разными согласными звуками.

    та-ка-папа-ка-та
    ка-на-пага-ба-да
    фа-ха-кака-фа-ха
    ба-да-гава-ма-на
    ма-на-ваИ т.п. То же с гласными О, У, Ы.

    УПРАЖНЕНИЕ № 8

    Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-ками, различающимися по звонкости/глухости, сначала по 2 слога:

    па-бата-да
    по-бока-га
    пу-буфа-ва
    пы-быса-за

    ша-жа

    (То же с гласными О, У, Ы), затем по 3 слога:

    па-ба-пата-да-тава-фа-ва
    по-бо-пода-та-дафа-ва-фа
    пу-бу-пука-га-каса-за-са
    пы-бы-пыга-ка-га

    УПРАЖНЕНИЕ № 9

    Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными зву-ками, различающимися по мягкости/твердости,
    па-пяпо-пёпу-пюпы-пи
    ма-мямо-мёму-мюмы-ми
    ва-вяво-вёву-вювы-ви

    та-тято-тету-тюты-ти

    ба-бябо-бёбу-бюбы-би

    да-дядо-дёду-дюды-ди

    фа-фяфо-фёфу-фюфы-фи

    УПРАЖНЕНИЕ № 10

    Выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э). Взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди дру-гих звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит, присесть, сделать оговоренный жест, поднять зрительный символ и т. п.). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произно-сит звуковой ряд, например:

    А-У-М-И-С-Ы-О-Э-Р-Ш-Ф-Л-В-З-Ж-Х-Ы-А и т.д.

    Упражнение повторяется до тех пор, пока каждый глас-ный звук не будет выделяться ребенком точно и уверенно.

    Примечание для родителей. Я, Ё, Е, Ю - гласные БУКВЫ, каждая из них обозначает 2 звука: Я = Й+А; Ё = Й+О и т. д.

    УПРАЖНЕНИЕ № 11

    Выделение одного из согласных звуков в звуковом по-токе. Взрослый называет и, многократно повторяя, доби-вается запоминания ребенком одного из согласных звуков. Затем произносит звуковой ряд, в котором ребенок должен выделить один заданный согласный звук - хлопком, другим оговоренным движением либо жестовым символом.

    Примечание. Предлагаемые жестовые символы разработаны автором пособия. При помощи подключения зрительного и дви-гательного анализаторов, а также при наличии эмоционального фактора, они облегчают детям дифференциацию согласных зву-ков. Символы приводятся в порядке очередности освоения на занятиях соответствующих звуков.

    М - корова мычит (указательным пальцем изображаем рога)

    Н - телевизор гудит, когда кончились передачи (палец к носу)

    В - вьюга воет, деревья качает (машем руками над голо-вой)

    Ф - из маленького шарика выходит воздух (округленные ладони распрямляем и прижимаем друг к другу)

    К - игрушечный пистолетик стреляет (указательный палец вверх, большой палец под прямым углом к указательному)

    Т - работает пишущая машинка (изображаем указатель-ными пальцами)

    П - лопнула хлопушка (пальцы правой руки сжать и разжать)

    X - греем руки (подышать на тыльную сторону ладони)

    С - качаем насос (сжатые ладони движутся вниз-вверх)

    3 - комарик летает (большой и указательный пальцы сжаты, круговые движения рукой)

    Ц - тише, тише, тишина (палец к губам)

    Звуковой ряд:А-К-Т-Р-С-П-И-О-У-Ы-А-Ж-Ш-С-Ц-

    В-О-Э и т.д.

    Примечание. Согласные звуки в ряду должны произноситься коротко, примерно так, как слышится каждый согласный звук в конце слова: коТ, банаН, укроП и т. п. Не путайте звуки с бук-вами: ПЭ, ТЭ, ЭР - это названия букв, произносить же надо звуки.

    УПРАЖНЕНИЕ № 12

    Назвать первый звук в словах.

    Утка, ухо, учебник, умный, улица, уши, ум, усы, утюг, уго-лок, удочка, уж, узкий, укроп, урна, утро, учитель, ут-ренник, учебник, учёный, уважать, уходить, убежать, улететь, увезти, ускакать, удав, укус, уксус, уплыл, уро-жай, улитка, умывальник, удобный, указка, урок, узор, упасть.

    Объяснить выделенные слова. УПРАЖНЕНИЕ № 33

    Назвать последний звук в словах (А, О, И, У, Ы).

    Голова, игра, стена, нога, шапка, нитка, скамейка, ручка, лейка, окно, пальто, кино, давно, крыло, отойди, назови, носи, огоньки, ручейки, книжки, пироги, маки, лопаты, бу-кеты, лимоны, ленты, конфеты, иду, назову, обниму, кака-ду, брошу, крикну, ухожу, закружу, приду.

    УПРАЖНЕНИЕ № 13

    Назвать первый и последний звуки в словах.

    Избушка, иголка, изюминка, улица, улитка, ученица, афиша, ангина, указка, ищейка, овощи, обручи, окуни, ок-рики, опера, окна, осы, ослики.

    Вспомнить 5 предметов, названия которых начинаются со звука У.

    Вспомнить 4-5 действий, названия которых начинают-ся со звука У.

    УПРАЖНЕНИЕ № 14

    Назвать звуки в сочетаниях.

    АУУАИ
    УА АИУ
    АИ АУИ
    ИА ИУА
    ИУ УИА
    УИ ИДУ

    Пример. АУИ: 1-й - А, 2-й - У, 3-й - И.

    УПРАЖНЕНИЕ № 15

    Определить первый звук в словах.

    Ванна, вата, вафли, волны, воск, волк, вулкан, волосы, водоросли, ваза, вышка, вазелин, вагон, вода, ворота, ворона, воробей, валенки.

    Объяснить выделенные слова.

    Определить, в каком из двух слов есть звук В.

    Волосы - полосы, ворона - корона, вышка - пышка, вагон - загон, вата - хата, волк - полк, корова - корона, волны - полный, сова - сама.

    Грива , сова, голова, корова, диван, давать, кивать, пра-вый, левый, новая, новый, слива, ванна, вата, вафли, слева, справа, забава.

    Объяснить выделенные слова.

    УПРАЖНЕНИЕ № 16

    «Нажать» на звук Ф, выделить его в словах.

    Фамилия, фантик, форма, футбол, фабрика, фартук, фла-кон, фокус, фокусник, фуражка, фасоль, кофта, фрукты, лифт, кафтан, фанера, фары, фарш, шарф, фонтан, фор-точка, флаг, фыркать.

    Определить, есть в слове звук Ф или нет.

    Море, факел, форма, монеты, дом, фонтан, форточка, жаба, батон.

    Определить, в каком из двух слов есть звук Ф.

    УПРАЖНЕНИЕ № 27

    Определить первый звук, второй звук в звукосочетаниях.

    АК, ОК, УК, ИК, АТ, ОТ, УТ, ИТ, АМ, ИМ, УМ, ОМ, ОН, ОК, ОТ, ОП, АН, ИН, АП, ИП, АР, ОР, ИР, УР, АФ, ИФ, УФ, АХ, ОХ, ИХ, УХ, АШ, ОШ, ИШ, УШ, АЛ, ОЛ.

    УПРАЖНЕНИЕ № 18

    Определить, какой звук мы тянем в середине слова (А, У, О).

    Бак, рак, сок, суп, пар, вар, газ, нос, муж, шар, зуб, гол, жар, дом, вол, душ, зал, ком, кот, лом, лось, лук, мак, мох, рот, руль, соль, сон, сук.

    УПРАЖНЕНИЕ № 19

    Определить, какой звук (Ы или И) в конце слова.

    Сады - садики, зонты - зонтики, кусты - кустики, мосты - мостики, носы - носики, банты - бантики, ходы - ходики, плоты - плотики, усы - усики, рыбы - рыбки, горы - горки, липы - липки, лапы - лапки, норы - норки.

    УПРАЖНЕНИЕ № 20

    Назвать все звуки по порядку.

    Бак, зал, вар, ваш, выл, гам, гол, гул, дар, дым, дом, душ, жук, жар, ком, кот, кит, лом, лак, лук, мак, мыл, мал, мох, нос, наш, пар, пыль, пол, рак, рот, рыл, ром, сам, сок, сук, сын, сон, суп, сор, ток, так, тук, хор, шут, шар.

    Игры, помогающие определить место звука в слове

    Игра «Звукоедик»:

    Игровой материал: кукла.

    Правила игры: У звуков есть страшный враг – Звукоедик. Он питается начальными звуками (последними звуками) во всех словах. Воспитиатель ходит с куклой в руках по группе и говорит: …иван, …тул, …льбом, ..кно (сто…, сту…, альбо…, окн…) и т.д. Что хотела сказать кукла?

    Игра «Подарки друзьям»:

    Правила игры:Крокодил Гена провел отпуск в Африке. И оттуда привез своим друзьям много разных подарков. Каждому подарил такой предмет, название которого начинается с того же звука, как и имя друга, например:

    Айболиту – абрикос, альбом, астру;
    Зайчику – зонт, замок, звонок.

    Игра «Цепочка слов»:

    Игроки садятся в круг и по очереди говорят по одному слову, который связываются в цепочку. Каждое следующее слово начинается с последнего звука предыдущего. Например: зима – аист – танк – крот – тапки – игра и т.д.

    Игры, помогающие услышать согласные мягкие и твердые звуки:

    Игра «Найди свой домик»:

    Правила игры: в разных концах групповой комнаты крепятся два домика: синий и зеленый. У ребят карточки с изображениями предметов. Все дети изображают звуки, т.е. «летают» по комнате и произносят свой звук. Каждый ребенок становится первым звуком в названии предмета, изображенного на его карточке. Например: мак (М), мишка (М*).

    Была хорошая погода, пошли звуки погулять. Вдруг небо потемнело, начался дождь, звуки побежали прятаться в домик, но в синий пускают только твердые согласные звуки, а в зеленый – мягкие звуки. Кто неправильно определил свой звук, того в домик не пустили. Этот звук вымок под дождем.

    Если дети легко определяют первый согласный звук по твердости-мягкости, то вводим «слова-ловушки», т.е. такие, которые начинаются с гласного звука. Для таких звуков нет «домика».
    Игры, помогающие выполнить звуковой анализ слов

    Игра «Отгадай загадку»:

    Правила игры: загадываем загадку, а дети пишут отгадку фишками в виде звуковой модели.

    Например:

    Хитрая плутовка,
    Рыжая головка. – ЛИСА

    Ребенок пишет отгадку:

    зеленый | красный | синий | красный

    Игра «Назови слово по модели»:

    Правила игры: Рисуем цветными мелками на доске схемы слов или выкладываем кружками разного цвета схемы слов. Например:

    синий | красный | синий

    Кто больше подберет слов, которые подходят к этой схеме: нос, рот, мак, кот и т.д.

    Модели берем разные. Играем до победителя.

    Совершенствование фонематического восприятия и воспитание правильных фонематических представлений с помощью игровых и дидактических упражнений учат детей различать и дифференцировать близкие по слухо-произносительным признакам звуки изолированно и на фоне слова, различать его грамматические формы, формировать фонематический анализ и синтез; способствуют развитию речевых навыков и функций, необходимых для овладения грамотой. А это в свою очередь будет корректировать, развивать и совершенствовать письменную речь в целом.