• Презентация на тему "личность". Презентация на тему Человек

    Слайд 1

    Описание слайда:

    Слайд 2

    Описание слайда:

    Слайд 3

    Описание слайда:

    Слайд 4

    Описание слайда:

    Слайд 5

    Описание слайда:

    Слайд 6

    Описание слайда:

    Слайд 7

    Описание слайда:

    Слайд 8

    Описание слайда:

    Слайд 9

    Описание слайда:

    Понятие: Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду. В понятии "человек" утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств.

    Слайд 10

    Описание слайда:

    Слайд 11

    Описание слайда:

    Слайд 12

    Описание слайда:

    Родовая сущность человека: Родовая сущность человека проявляется у всякого индивидуума всегда особым образом. Выявление особенностей проявления социальной сущности у каждого человека находит свое отражение в персоналистическом подходе философии. И это не случайно, ибо человек как представитель рода или общества, есть индивид - элементарная часть, определяемая соотношением с целым (природой, обществом). А что же он представляет собой вне этого целого или даже в рамках этого целого, можно ли говорить о каждом конкретном человеке самом по себе, со всеми только ему присущими свойствами? Решение этой задачи и обусловило появление персонализма, который стремился развести понятия "человек" и "личность". Обычно все философы-персоналисты разделяют положение о том, что человек есть одновременно и личность. При этом они всегда подчеркивают, что человеческий индивидуум и личность - это не два разных существа человека, а как бы две разные его силы, два качествования. В этой связи понятия "человек" и "личность" рассматриваются ими, как правило, во взаимосвязи общего и единичного. Человек - родовое, общее, а личность - единичное, особое, индивидуальное начало, которое пробивается через родовой тип. Кстати, даже этимологически термины "человеческий индивидуум" (individuum - от латинского слова "неделимое") и "личность" (личина, persona - маска) ориентируют исследовать единичное и неповторимое в человеке. Однако значит ли это, что понятие "личность" всецело должно связываться с индивидуальностью человека, индивидуально-особенным в его отношениях с другими людьми, а понятие "человек" - только с родовым, общим, объединяющим началом всех людей? Иными словами, можно ли оперировать понятием "личность" на основе противопоставления индивидуального (единичного) и общественного (общего)? В ответе на этот вопрос, а следовательно, в определении содержания понятия "личность" в философии существуют разные решения. Здесь многое зависит от того, какой методологический подход лежит в основании решения вопроса о сущности (определении) человека.

    Слайд 13

    Описание слайда:


    Компоненты понятия « человек » ЧЕЛОВЕК: 1. (в широком смысле) высшая ступень развития живых организмов на Земле, субъект общественно- исторической деятельности м культуры. 2. (в узком смысле) индивид как совокупность биологического и социального планов. ИНДИВИД: Биологическая особь вида homo sapiens, единичный представитель человеческого рода. ЛИЧНОСТЬ: 1. Человек как субъект отношений и сознательной деятельности. 2. Устойчивая система социально- значимых черт, характеризующих индивида как члена общества.




    1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД носитель общечеловеческих свойств; родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого homo sapiens; равнозначно понятию « индивид ». ЛИЧНОСТЬ: В свое время антропологический подход к человеку нашел свое классическое выражение в трудах Л. Фейербаха (гг.), который рассматривал его прежде всего как продукт природы и уделял сравнительно небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности. Л. Фейербах (гг.), Немецкий философ- материалист


    2. Социологический подход Основоположники подхода: Э. Дюркгейм (гг.) Л. Леви - Брюль (гг.) Ж. Пиаже (гг.) Т. Парсонс (гг.) Д. Г. Мид (гг.) объект и продукт социальных отношений; как система ролевого поведения под влиянием социальных ожиданий (ролевая теория). ЛИЧНОСТЬ: Личность проявляется через набор функций или ролей.


    3. Персоналистический подход Наиболее полное выражение персоналистическая трактовка личности получила в концепции экзистенциализма, Эти идеи развивались в работах М. Хайдеггера (гг.), Ж. П. Сартра (гг.), К. Ясперса (гг.) и др. крупнейших представителей экзистенциализма. это абсолютно самостоятельная и индивидуально - неповторимая целостность; это абсолютная духовная самостоятельность и уникальность. ЛИЧНОСТЬ - Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia существование), философия существования особое направление в философии XX века акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.


    ЛИЧНОСТЬ Еще в 1937 г. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии. Личность – это человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными качествами: интеллектуальными, эмоциональными и волевыми.


    ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ЛИЧНОСТИ: личность – это человеческий индивид, который осознает совокупность своих социальных черт; личность участвует в жизни общества в качестве субъекта социальной и культурной жизни; личность – носитель индивидуальных особенностей, которые проявляются в процессе социальных отношений, общения и труда; личность понимает свою социальную значимость, собственные свойства и качества, реализуемые в общественной жизни.




    МНОГОУРОВНЕВЫЕ МОДЕЛИ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ 4 уровень - ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЕ СВОЙСТВА: убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания. 3 уровень - СОЦИАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА: привычки, умения, навыки и знания личности. 2 уровень - ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: индивидуальные особенности восприятия, мышления и т. д. 1 уровень - БИОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА: темперамент, особенности, связанные с полом и возрастом. 1 модель


    ИНТРОИНДИВИДНЫЙ УРОВЕНЬ ИНТЕРИНДИВИДНЫЙ УРОВЕНЬ МЕТАИНДИВИДНЫЙ УРОВЕНЬ личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей, представлены качества, данные человеку от рождения личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только во взаимодействии человека с другими людьми определяет воздействие личности на других людей через её деятельность 2 модель


    Структура личности по З. Фрейду « Супер - Эго » (Сверх - Я) = Сверхсознание ценности, нравственность, самоконтроль « Эго »(Я) = Сознание разум. рассудок, принцип реальности, внешний контроль « Ид » (Оно) = Подсознание = бессознательное инстинкты, принцип удовольствия, нет контроля Зигмунд Фрейд (гг.) основоположник психоанализа


    УСТОЙЧИВОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ЛИЧНОСТИ Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения. Изменчивость личности может проявляться как в изменчивости моделей поведения, так и в смене настроений, эмоций, жизненного опыта.


    ИНДИВИД Индивид (от лат. individuum неделимое, особь) это отдельно взятый человек, представитель человеческого рода, обладающий определенными биологическими особенностями, устойчивостью психических процессов и свойств, активностью и гибкостью в реализации этих свойств применительно к конкретной ситуации. Понятие « индивид » следует отличать от понятия « индивидуальность ».






    Структура термина « человек » ИНДИВИД как совокупность биологических характеристик данного человека, включая анатомические, генетические и физиологические характеристики (общечеловеческие и индивидуальные) конкретного человека. ЛИЧНОСТЬ как устойчивая система социальных черт, характеризующих конкретного человека как члена общества. Личность испытывает на себе влияние биологического в человеке. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ НЕПОВТОРИМОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ОТДЕЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА, СОВОКУПНОСТЬ ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ КОНКРЕТНОГО ЧЕЛОВЕКА. ЧЕЛОВЕК КАК СОВОКУПНОСТЬ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛ:


    Основные черты индивидуальности БИОЛОГИЧЕСКИЕ Специфические черты, присущие определенной особи. организму в силу сочетания наследственных и приобретенных свойств. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ Целостная характеристика определённого человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности и способности. СОЦИАЛЬНЫЕ Отношение человека к собственности, его место в социальной иерархии, классовой структуре. Социальный статус и набор социальных ролей человека. ФИЛОСОФСКИЕ Неповторимое своеобразие какого-либо явления, включая природные и общественные. Мировоззрение, вероисповедание и другие духовные взгляды человека. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Социализация – усвоение социального опыта, как специально обработанного для усвоения, так и необработанного. Воспитание – планомерный, целенаправленный процесс по формированию качеств личности. При возникновении противоречий между нормами, усваиваемыми в процессе воспитания и социализации, побеждают как правило последние.


    Стадии социализации личности Этапы жизни Стадии социализации Содержание стадии Детство и юность Адаптация Некритическое усвоение социального опыта, подражание окружающим. Индивидуализация Желание выделиться, критическое отношение и неприятие социального опыта окружающих, желание найти «свой путь». Интеграция Вливание в общество. Зрелость Коррекция Приспособление к новым социальным ролям. Старость Хранение Хранение и передача социального опыта.

      Слайд 1

      Сильная личность осознает мотивы, которые ей движут, придерживается их твердо и терпеливо добивается их осуществления, в то время как слабая личность не может принять решения, исходя из своих побуждений, своих решений она не придерживается и поэтому неспособна следовать по намеченному пути.
      Инаят Хан Хидая

    • Слайд 2

      План

      Цель: познакомиться с особенностями структуры личности.

      • Понятие «личность».
      • Индивид и индивидуальность
      • Структура личности
    • Слайд 3

      Понятие личности

      • Антропологический. Личность - носителе общечеловеческих свойств. Рассматривается как родовое понятие, обозначающее представителя рода человеческого Homo sapiens, и уподобляется понятию индивида.
      • Социологический. Личность рассматривается преимущественно как объект и продукт социальных отношений.
      • Персоналистический. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «Я» в массе.
    • Слайд 4

      Личность

      • Человеческого индивида как субъекта отношений и сознательной деятельности.
      • Устойчивая система социально-значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества или общности.
      • Результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
      • Понятие «личность» относится к числу самых неопределенных и спорных в науке.
    • Слайд 5

      Индивид и индивидуальность

      Человек рассматривается как индивид в качестве единичного представителя человеческого рода:

      • Темперамент
      • Характер
      • Интеллект
      • Потребности
      • Интересы
      • Способности
    • Слайд 6

      Структура личности

      • «Структура» определяется как совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.
      • Структура личности - специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность в различных проявлениях.
    • Слайд 7

      Социальное + биологическое

    • Слайд 8

      Структура личности по З.Фрейду

      • ИД - примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности, нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам.
      • Эго (от лат. «я») - это часть психики, ответственная за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания Ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром.
      • Супер-Эго: совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Идеал формируется из того, что окружающие одобряют или высоко ценят в человеке; он ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов, которым следует соответствовать.
    • Слайд 9

      Задание

      • Нарисуйте схему своей личности в виде «древа личности».
      • Примите к сведению, что почва - прародительский генофонд, т. е. генетическое наследство, в которое уходит корнями древо.
      • Корни могут вбирать в себя генотипические свойства матери или отца или понемногу от каждого из них, как и от других родственников, на которых чем-то похож в своем поведении и проявлениях человек.
      • Ствол - формирующиеся в процессе развития психические свойства, определяемые взаимодействием почвенных, базовых особенностей с окружением. Стволовая часть символически означает характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль (способ общения с другими людьми).
      • Крона «древа личности» охватывает сферу интересов, социальной активности, моральных качеств. Ее в значительной степени формирует окружение, среда. Но и высшие уровни личности, впитывая культурно-исторические ценности, избирательно тянутся к одним явлениям жизни, людям, сферам интересов, видам деятельности и отталкиваются от других.

    Слайд 1

    ИНДИВИД, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, ЛИЧНОСТЬ
    МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

    Слайд 2

    ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
    АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ: Личность - носитель общечеловеческих свойств, уподобляется понятию «индивид». Л. Фейербах рассматривал личность как продукт природы и уделял небольшое внимание значению социальных отношений в формировании личности.
    Л. ФЕЙЕРБАХ
    Я ТАКОЙ КАК ТЫ!

    Слайд 3

    ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
    СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ: Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, Ж. Пиаже разрабатывали принцип социальной обусловленности психики, выдвинутый Сен-Симоном. Т. Парсон, Д.Г. Мид разработали ролевую теорию личности, в которой говорили о том, что личность играет определенные социальные роли под влиянием социальных ожиданий.
    Э. ДЮРКГЕЙМ
    Т. ПАРСОН

    Слайд 4

    ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В НАУКЕ
    М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, К. Ясперс усматривали сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности. Заброшенный в современный индустриальный мир вещей человек теряет свою индивидуальность, растворяя свое «я» в массе.
    М. ХАЙДЕГЕР
    К. ЯСПЕРС
    Ж.П. САРТР

    Слайд 5

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    При всем разнообразии толкований понятия «личность» авторы их согласны с тем, что личностью не рождаются, а становятся. Личность – результат социализации индивида, который усваивает традиции и систему ценностных ориентаций, выработанных человечеством.
    Еще в 1937 гг. исследователь Г. Олпорт насчитал 50 определений личности, почерпнутых из философии, теологии, юриспруденции, социологии и психологии.

    Слайд 6

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Ребенка, подростка корректнее называть формирующейся личностью, так как в эти возрастные периоды происходит развитие и оформление его качеств в целостную систему.
    Может ли человек не быть личностью? Является ли личностью годовалый ребенок, психически неполноценный человек или изощренный преступник?

    Слайд 7

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Степень сохранности личности психически неполноценных людей может быть очень разной по сравнению с нормой. Их мировосприятие, особенности мышления качественно отличаются от аналогичных характеристик здорового человека – «патологическая» личность

    Слайд 8

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Преступники, признанные психически здоровыми, являются асоциальными личностями, поскольку все накопленные ими знания, умения и навыки обращены против общества, которое их сформировало.

    Слайд 9

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Зрелая личность характеризуется целостностью и иерархичностью, т.е. действует не под влиянием сиюминутных условий, а на основе системы ценностей, которая складывается годами.
    Иерархичность – способность человека управлять своими биологическими потребностями
    Целостность – человек в разных условиях ведет себя предсказуемо
    Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и оптимальные способы их выполнения.

    Слайд 10

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Факторы влияющие на формирование личности человека:
    СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА
    НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
    САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
    ВОСПИТАНИЕ

    Слайд 11

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ
    Для зрелой личности характерно воздействие на развитие других людей. Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют не только на своих современников, но и на потомков.
    АКАДЕМИК А.Д. САХАРОВ
    МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ

    Слайд 12

    ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    Индивид – человек как отдельное биосоциальное существо в среде других людей, т. е. единичный представитель человеческого рода.
    Понятие «индивид» употребляется: для обозначения всякого представителя человеческого рода; индивид - не просто один, а всегда «один из нас»; каждый отдельный индивид зависим от социальных условий, в которых совершалось его личностное формирование.

    Слайд 13

    ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    Индивидуальность – совокупность черт, отличающих данного человека от других людей и определяющих своеобразие его психики и личности.

    Слайд 14

    ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    В понятии «индивидуальность» биологическое и социальное в каждом человеке находятся в уникальном, специфическом сочетании.
    ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    ЛИЧНОСТЬ

    Слайд 15

    ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
    В науке существует мнение, что индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают.
    Коко Шанель, родившись в конце XIX века, в очень бедной семье, она создала неповторимый стиль, актуальный до сих пор: введение в моду удобной и практичной одежды, юбка длиной до колена, появление в женском гардеробе брюк, духи «Шанель №5», маленькое черное платье.

    Слайд 16

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
    При изучении личности, необходимо выделить отдельные элементы в структуре личности и анализ взаимосвязей между ними.
    Структура личности – специфическая организация качеств, способностей, мотивов, ценностей, присущих данному индивиду, образующая его неповторимую личность.
    Соотношение социального и биологического: Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы. Привычки, умения, навыки и знания личности. Особенности психических процессов: восприятия, мышления, памяти и т.д. Биологические свойства связанные с полом, возрастом, темпераментом.

    Слайд 17

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
    Уровни рассмотрения и проявления личности: Интроиндивидный: личность рассматривается с точки зрения индивидуальных отличий от других людей, представлены качества данные человеку от рождения. Интериндивидный: личность рассматривается с точки зрения качеств, которые проявляются только во взаимодействии с другими людьми. Метаиндивидный: определяет воздействие личности на других людей через ее деятельность

    Слайд 18

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
    Личность человека организуется в три структуры, которые Фрейд назвал: Ид (Оно), Эго (Я), Супер-Эго (Сверх-Я) Ид – примитивные, инстинктивные стороны личности, не знающие ограничений – бессознательное. Среди инстинктов Фрейд выделил две основные группы – жизни и смерти. ПРИНЦИП УДОВОЛЬСТВИЯ Эго – структура психики, ответственная за принятие решений, Эго ограничивает проявление Ид в соответствии с ограничениями внешнего мира. ПРИНЦИП РЕАЛЬНОСТИ, РАЗУМНОСТИ. Супер-Эго – совесть и Эго-идеал. Совесть включает способность к самооценке. Эго-идеал ведет индивидуума к выбору для себя высоких стандартов.
    ИД
    ЭГО
    СУПЕР-ЭГО

    Слайд 19

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
    Причем влияние это необязательно носит непосредственный характер. По-настоящему зрелые личности влияют и на современников, и на потомков.
    Устойчивость личности проявляется в таких чертах, как направленность, жизненные установки и убеждения.
    Изменчивость личности проявляться в изменчивости моделей поведения, в смене настроений, эмоций, жизненного опыта

    Слайд 20

    СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
    Несмотря на разнообразие подходов к структуре личности, все они отражают ее целостность и интегративность, так как включают биологические, социальные и психические компоненты.
    Крона – сфера интересов, социальной активности, моральных качеств. Ствол - психические свойства, (характер, эмоции, интеллект, коммуникативный стиль). Корни – генотипические свойства матери или отца или от других родственников, Почва - прародительский генофонд.