• Проблема измены в тарасе бульбе. Сочинение "Героизм и предательство в повести Н.В

    Истоки героизма и предательства в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

    (Открытый урок по литературе в )

    I. Оргмомент.

    Добрый день, уважаемые коллеги и ученики! Ребята, сегодня на уроке я вам желаю удачи, вспомнить всё то, что изучали на предыдущих уроках. Я думаю, что у нас всё получиться… И пусть эпиграф нашего сегодняшнего урока станет для вас девизом: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

    II. Проверка д/з.

    Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, давайте проверим д/з. На прошлом уроке вам было задано дочитать до конца повесть Н. Гоголя «Тарас Бульба». Проверим знания текста, а именно таким образом: я буду зачитывать вопросы, а вы записываете только ответ на листочках, которые я вам раздала.

    1.Он был из числа коренных старых полковников…

    2.Остров на котором располагалась Сечь?

    3.С кем отец бился на кулаках?

    4.Кого Тарас называет мазунчиком?

    5.Речка, впадающая в Днепр.

    6.Как называлось духовное училище в котором учились братья?

    Следующим д/з было вам подобрать цитаты, и сейчас вы должны выразительно их зачитать.

    1.Что представляла собой Запорожская Сечь? ()

    2.Как Остап и Андрий влились в новую жизнь?()

    3.Почему Тарасу не нравилась праздная жизнь?()

    III. Постановка целей и задач урока.

    Ну, а теперь переходим к изучению темы нашего урока, которая звучит так: «Истоки героизма и предательства в повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

    Цель нашего урока такова: формировать исследовательские, логические и аналитические способности учащихся, актуализировать знания о таком понятии, как «товарищество», «героизм» и «предательство»; совершенствовать навыки работы с текстом и умения сравнивать и обобщать; развивать навыки анализировать текст; развивать ораторские способности; умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя, умения на тексте показать отношение автора, его позицию; формировать умения аргументировать свою позицию; воспитывать любовь к истории Родины, чувство патриотизма и национальной гордости; помочь осознать ценность совместной деятельности; содействовать развитию умения общаться между собой.

    Задачи: придать занятию проблемно-творческий характер; развивать у учащихся творческую активность через различные формы и виды работы.

    Форма: урок – размышление. Оборудование: слайдовая презентация; текст повести «Тарас Бульба» фрагмент видеофильма, раздаточный материал.

    Данную тему рассмотрим через призму характеров главных героев и события, которые нас переносят в далёкое прошлое, в эпоху 15-17 веков, когда украинский народ, полный гнева и ненависти к своим угнетателям – польским панам и монгольским хищникам, взялся за оружие в защиту своих человеческих прав и национальной свободы, которая начала формироваться в Запорожской Сечи.

    Кузьмов Б. провёл небольшую исследовательскую работу, которую назвал «Запорожская вольница». Прошу вас прослушать исследование, и, возможно. Пополнить дополнительной информацией ваш багаж знаний по истории.

    (защита исследовательской работы)

    Ребята, сейчас на экране вы видите репродукцию картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Про историю создания картины нам расскажет Ющигина Мария.

    Эта картина близка повести Гоголя. Не является иллюстрацией, она помогает лучше понять повесть, заговорить с её героями.

    Беседа с комментариями.

    1.Кого из героев повести «узнаёте» вы на картине? (старик с «оселедцем» может напоминать Косьяна Бовдюга, а красавец казак рядом – Кукубенко)

    2.Кто же из запорозцев казаков, изображённых рядом на картине, по вашему мнению, больше всех напоминает Т. Бульбу? (это добродушный казак в красном жупане и белой папахе, который заразительно хохочет)

    Ребята, этот образ списан с натуры: Репину позировал его друг и земляк А. Рубец – потомственный казак Запорожской Сечи, современник Т. Шевченко.

    Репин показывает крепкую боевую сплочённость запорожских рыцарей, великую силу их товарищества.

    IV. Изучение материала

    Мы продолжаем работу над повестью Н. Гоголя «Тарас Бульба» и предлагаю вам поиграть в игру «Да-нетка». Она поможет определить, насколько хорошо вы знаете героев повести. Я загадала имя одного из героев и написала с обратной стороны листка. Вы должны попытаться узнать героя, задавая вопросы, на которые я могу отвечать только словами « да», «нет», « и да, и нет».

    Вопросы: это главный герой повести? Это женщина? Для него характерны героические поступки? Был влюблён? У него есть брат? В конце повести он погибает? Герой участвовал в осаде города? Он был ?

    Получилась ли у нас полная характеристика героя? (нет, конечно)

    Для того, чтобы получить полную картину характеристик наших героев – это Остапа, Андрия, Тараса мы должны рассмотреть их отношения к той или иной ситуации. Я вам раздам таблицы с учебными ситуациями, которые будим рассматривать и анализировать.

    Итак, первая учебная ситуация «Андрий и Остап в бурсе». Ваша задача определить как поступки характеризуют братьев.

    1. Скажите, как прошли годы братьев бурсе? () с.243

    2.Изменила ли их учёба? () с.244

    3.Одинаково ли вели себя братья по отношению к товарищам? () с.

    Вывод: Остап - лучший товарищ, никогда не выдавал своих товарищей. Андрий – увёртывается от наказания. Кипел жаждою подвигов. Душа была доступна для др. чувств.

    Рассмотрим учебную ситуацию № 2 « Остап и Андрий в семье»

    1. Как ведут себя братья во время встречи с родителями?

    2. На самом ли дели Андрий мазунчик? (нет, но в нём больше чувствительности, сердечности чем в Остапе)

    3. О чём думают братья по дороге в Запорожье? (Остап вспоминает мать, а Андрий – полячку).

    Вывод: Остап – человеческое достоинство на 1 месте; Андрий – личное чувство на 1 месте.

    Следующая учебная ситуация №3 «Остап и Андрий – воины»

    Сейчас прослушаем сообщения, которые подготовили мальчики, внимательно слушайте и делайте выводы. Кузьмов Б. «Остап – воин; в бою» с.268; Васюкович Д. «Андрий – воин» С.268-269.

    Вывод: Остап – сражается хладнокровно, обдуманно; Андрий – ведёт в битве упоённо, несётся как пьяный.

    Подошли к учебной ситуации № 4 « Предательство Андрия»

    1.Скажите, с что выбрал Андрий, ведь с одной стороны – личное счастье, а с другой – семья, товарищи, Родина Андрий - эгоист, его волнует личное счастье, а не Родина)

    2. Что больше всего вызывает у нас неприязнь к герою? (зная, что есть подземный ход и что на выручку осаждённым движется помощь, он не предупредил товарищей)

    3. А что можно сказать о словах Андрия: « А что мне отец, товарищи, Отчизна? Нет у меня никого! (он не просто предатель, а настоящий враг)

    Вывод: Андрий – враг.

    Просмотр фрагмента о товариществе.

    4. Почему Тарас убил сына? (Андрий – предатель, при встрече с отцом он понял, что совершил проступок, Тарас любит сына, но простить предательства не может; Гоголь осуждает поступок Тараса)

    Рассмотрим учебную ситуацию № 5 «Героизм»

    Обратим теперь своё внимание на эпизод казни Остапа (зачитываю отрывок казни Остапа с.334)

    1.С кем сравнивает Гоголь Остапа? (исполин)

    2.Почему именно отца хотел видеть Остап? (чтобы тот поддержал его словом)

    3. Мог ли по-другому поступить Тарас?(нет, ведь здесь в Запорожской Сечи, это не просто дети, а прежде всего товарищи, братья по духу)

    4.Почему гибнет Тарас?(Тарас продолжает борьбу. С помощью эпизода казни Тараса писатель ещё раз доказывает читателю, что любовь к родине, к товариществу превыше всего) с. 167(учебник, зачитывает)

    Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в течение урока. Можно ли утверждать, что истоки становления характера заложены в детстве и в юности?

    V. Рефлексия

    Итак, ребята, мы постарались совместными усилиями создать характеристики главных героев произведения Н. Гоголя. А теперь я попрошу Кузьмова Б., Ющигину М., Васюковича Д. выразить своё отношение к полюбившимся героям повести при помощи синквейна.

    А остальные ребята, давайте представим, что мы находимся в уникальном хранилище старых книг. И мы архивариусы, в руки которых попали фрагменты уникальной рукописи повести Гоголя. Вике и Любе нужно выделить описания, которые характеризуют Тараса Бульбу, Сергею и Коле - Андрия, Александре – Остапа.

    Выступление с синквейнами

    Сдают работы архивариусы.

    VI. Подведение итогов. «Микрофон»

    1.Чему меня научила повесть Н. Гоголя?

    2.Какой главный нравственный вопрос решает Гоголь? (как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины)

    3. Когда же были заложены истоки героизма и предательства у наших героев? (уже в детстве, юности)

    Я думаю, что сегодня на уроке ваши сердца бились учащённо от гордости за отечественную культуру, историю, гордясь своей культурой человек будет уважать и чужую. Прошу вас, задуматься над такими словами, что « жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг...» и сделайте свои выводы.

    VII. Оценивание

    VIII. Домашнее задание.

    (на выбор)1. Нарисовать портрет полюбившегося героя.

    2. Написать творческую работу на тему: «Какие новые грани характера героя открыл я на уроке»

    3.Выучить наизусть отрывок «Нет ничего святее уз товарищества» из повести Н. Гоголя «Тарас Бульба»

    Есть такие люди, для которых важны в жизни высокие и большие цели. Их мечты не ограничиваются лишь личными интересами. Высшее благо для таких людей — это благополучие Родины и своего народа. Одним из таких является Тарас Бульба — истинный патриот своей земли.

    Он мог бы прожить спокойную жизнь, радуясь и наслаждаясь обществом двух сыновей Остапа и Андрея. Но ему не по душе такое существование. Он жаждет жить полной приключениями жизнью, ставить перед собой сложные задачи, побеждать врагов. К этому же он готовит и сыновей. Не давая им опомниться после долгой разлуки, он едет с ними на Запорожскую Сечь. Тарас Бульба полон гордости за сыновей, которые бесстрашно и отчаянно воюют.

    Бульба был избран атаманом за свою бесконечную преданность и храбрость. По его стопам пошёл и старший сын Остап. Как и для отца, нет для него ничего священное и дороже Отчизны. Они были верными защитниками, для которых все остальное было на втором месте.

    К сожалению, младший сын Тараса Бульбы, Андрей, «дал слабинку». Он тоже начал воевать бесстрашно, как и отец с братом, но оказался не в силах совладать со своими чувствами. Красавица панночка стала для романтичного Андрея важнее верности Родине. Он говорит фразу, после которой нет возврата: «Кто дал мне Украину в Отчизны? Ты моя Отчизна». Любовь заставила его перейти на сторону врага. Вроде бы не имея злого умысла, он пошёл на предательство.

    Это оказалось сокрушительным ударом для Тараса. Он не смог простить измену сына и предпочёл увидеть его мертвым, чем предателем.

    В этом произведении ярко демонстрируются верность и измена. Мы видим, что каждый человек сам выбирает себе цели и способы её достижения. Кто-то твёрд духом и предан до конца Родине, семье, и т.д. А кто-то не в силах переступить через собственные интересы.

    Ответ оставил Гость

    В повести подвиг олецитворяет Остап, который погибает за свою родину на польской земле, его казнят, когда же умирает, он не хотел бы слышать рыданий и сокрушений слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающий волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы твердого мужа, который быразумным словом освежил его и утешил при кончине.
    Другому сыну было 20 с лишним лет и в сажень ростом. Мальчики воспитывались в большой любви матери.
    Отец ведет сыновей в Сечу, что бы прибщить их к военному делу ивоспитать в них дух патриотизма.
    Забыв о главном, ради чего он находился в Сечи, Андрий забирает большую часть хлеба и муки и сломя голову бросается к своей возлюбленной.
    Здесь проявилась его слабая воля, легкомыслие и игоизм. Он ушел к белокурой полячке, взяв пропитание и свою силу. Причина предательства Андрия - это любовь к полячке, а цель - спасение поляков от голода. Андрий убежал с полячкой и после этого он сражался против казаков отца за казаков поляков. Полячка оказалась умной, она узнала секрет Адрия и рассказала врагам.
    Андрий был младшим сыном и от своего малого возраста и ненависти к отцу он был в повести предптелем, а остап был старим сыном и только по своему характеру он стал в повести героем. По телостроению Андрей и Остап были почти одинаковы. Но Андрей стал игаистом.
    В Сечи Андрия очень впечатляли казни (особенно за самоубийство) . Связь Остапа с Андрием была такая первое, что Андрий был его брат и когда Андрий умерал, Остап чуть ненакинулся на Тараса. В боях Андрий убивал и своих и чужих. Вскоре Тарас понял в чём дело, он нашёл его и убил.
    В поседствии Андрий умирает от своего отца Остап сожелел о смерти брата, но при жизни связь у них была тесной.
    Подвигом Остапа можно назвать его пытки за Родину. Когда Остапу начали перебивать кости, не было слышно ни звука, лишь перед смертью у Остапа вырывается: "Батько! Где ты? " Среди толпы доносится голос Тараса: "Слышу". Смерть Остапа - одно из самых трагических последствий жизни Тараса. Остап умер смертью из-за люльки.
    Так же можно назвать подвигом и действия Тараса. Он остался и с дерева показывал им путь, но его поймали и убили. Не думая о себе, о том, что огонь уже лижит у его ноги, Тарас кричит, помогая соратникам уйти от преследователей. Даже когда его били и он уже наполовину горел, но все же он давал советы своим казакам, крикнув им в след правильный путь.
    Гоголь относился к героям, как и другие авторы. Автор в повести "Тарас Бульба" с уважением, выделял все их качества. С другой стороны как к неудачникам, потому что Андрей умер из-за предательства и любви, а Остапа из-за какой-то люльки. Н. В. Гоголь относится к подвигу и предательству как к драматическим героям, которые смогли их совершить.

    Особенно глубоко тема измены Родине затронута в произведении Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба». Гоголь широко раскрывает тему предательства и измены Родине на примере сына Тараса Бульбы Андрия, который ради любви к женщине идёт на измену Родине.

    Тарас Бульба и его старший сын Остап готовы сражаться с врагом до последней капли крови, они не станут отсиживаться за спинами других воинов. Тарас Бульба – отважный воин, готовый на всё ради защиты своей Родины.

    Младший же сын Андрий наносит отцу, брату и своим боевым товарищам удар исподтишка. Полюбив польскую красавицу, молодой человек переходит на сторону врага.

    В повести «Тарас Бульба» пример верности показывают старый атаман и Остап, а вот для Андрия любовь к женщине оказалась превыше чувства долга перед Отчизной. Этот поступок не остался безнаказанным: его отец Тарас Бульба переступает через себя и убивает своего сына. Конечно, старому казаку было очень тяжело убить свою кровинушку, но намного тяжелее Тарасу Бульбе был тот позор, что Андрий предал казачье братство.

    В конце повести погибают и Тарас Бульба, и Остап. Тарас жертвует собственной жизнью во имя товарищей, он показывает настоящий пример героя, превозмогающего физическую боль и в последние минуты своей жизни думающего ни о себе, а о спасении своего войска, своей Родины.

    Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Измена Родине» читают:

    Поделиться:

    «Исследуем» путь предательства Андрия

    Как спасался Андрий в бурсе от неотвратимого наказания за школьные проделки? (выкручивался, подставляя товарищей, тогда как Остап молча скидывал свитку и ложился под розги)

    Вот Андрий в Сечи. Какое впечатление производит Андрий в первых своих боях? Что им руководит: любовь к родине или азарт битвы? («Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей…») Думает ли он о том, что его товарищи могут оказаться в опасности? (нет, им движет лишь опьянение битвой)

    Вот последняя ночь Андрия у своих. Все спят: спит старый Тарас, спит уставший Остап, спят казаки. Лишь Андрий не спит. О чём он думает? (он вспоминает свои встречи с прекрасной полячкой, думает о ней)

    Появляется татарка, и Андрий уходит с нею в осаждённый город. Можно ли этот поступок расценить как предательство? Имеет ли воин право на жалость к врагу? (ещё не предательство, но уже шаг к нему. Второй вопрос может вызвать дискуссию. особенно в «мальчишеском» классе. Важно, чтобы дети поняли: пожалеть можно лишь поверженного врага)

    Перечитаем разговор Андрия с полячкой. Именно она напоминает Андрию о его долге. Каков был ответ Андрия? (Андрий отрекается от отца, брата, родины. Предательство совершено.)

    Какова реакция писателя на такой ответ Андрия? (И пропал казак…)

    Почему же Андрий, храбрейший из рыцарей-казаков так и не стал их гордостью и славой?

    Сделаем вывод. Путь предательства: уклонение от наказания в бурсе увлечение красотой полячки увлечение битвой, забвение в ней товарищей уход к полякам, отречение от отца, друзей, родины.

    Остап умер как национальный герой, а вот смерть Андрия вызывает споры.

    Ролик о смерти Андрия

    Поразмышлять и выразить ваше отношение к гибели Андрия, помогут шесть шляп. Почему именно шесть шляп?Потому что мы воспринимаем мир и мыслим по-разному. Мыслить можно шестью разными способами, обозначенными цветными шляпами.

    Задание группам:

    1 группа «Красная шляпа эмоционального наблюдателя»: Какие чувства вызывает смерть героя? Почему? Как вы думаете, как автор относится к Андрию?

    2 группа «Белая шляпа объективного наблюдателя»: Изложение факта гибели героя с включением цитат.

    3 группа «Чёрная шляпа пессимиста» : Негативное, критичное отношение к поступку героя. Как относится к смерти Андрия Тарас Бульба? Выскажите свою точку зрения о смерти героя.

    4 группа «Жёлтая шляпа оптимиста»: Какие качества героя можно назвать положительными? Попытайтесь выступить в роли его защитника. Почему Андрий не оказывает сопротивления отцу и не оправдывается перед ним в момент их последней встречи? 5 группа «Синяя шляпа философа»: Можете ли вы оправдать измену героя? Как трагедия Андрия связана с особенностями его натуры? Как вы относитесь к фразе Тараса: «Я тебя породил, я тебя и убью»

    6 группа «Зелёная шляпа творческая»: Написать свой конец повести.