• Школа 2100 официальный. Школьный гид

    «Школа 2100» - это одна из массовых программ развития общего среднего образования.

    В настоящее время «Школа 2100» занимает 37% школьного рынка.

    В начале 1990-х, педагоги Р.Н. Бунеев и Е.В. Бунеева подготовили серию учебников по чтению для начальной школы. Книжки «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света» стали практическим воплощением теории, легшей в основу образовательной системе «Школа-2100».

    У Бунеевых стали появляться единомышленники: Т.А. Ладыженская, разработавшая уникальный курс обучения общению «Детская риторика»; А.А. Вахрушев, подготовивший курс «Окружающий мир»; Д.Д. Данилов, создавший личностно-ориентированный курс истории и др.

    В 2008 году группа ученых, разработавших и внедривших в практику массовой школы систему «Школа 2100», удостоена премии правительства РФ в области образования.

    Долгие годы руководителем группы был академик А.А. Леонтьев, психолог, человек с энциклопедическими знаниями и мировым именем.

    О научном руководителе Образовательной системы - А.А. Леонтьеве

    Алексей Алексеевич Леонтьев (1936-2004 гг.) родился 14 января 1936 г. в семье известного отечественного психолога Алексея Николаевича Леонтьева.

    • В 1958 году закончил романо-германское отделение филологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «немецкий язык».
    • С 1958 по 1975 г. работал в Институте языкознания АН ССС.
    • В 1963 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата.
    • В 1968-м - докторскую диссертацию по филологическим наукам.
    • В 1975 году защитил докторскую диссертацию по психологическим наукам на тему «Психология речевого общения».
    • С 1975 года заведующий кафедрой методики и психологии Института русского языка им. А.С. Пушкина, с 1976-го - профессор.
    • С 1986 г. - профессор кафедры методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина (ныне Московский педагогический государственный университет), а с 1997 г. - профессор кафедры психологии личности факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.
    • В 1992 году избран действительным членом Российской академии образования, а в 1997-м - действительным членом Академии педагогических и социальных наук.
    • Автор многих книг, в том числе: «Язык, речь, речевая деятельность» (1969); «Психология и обучение языку» (1981, на английском языке); «Педагогическое общение» (1979, 1996); «Психология общения» (1974, 1997, 1999); «Основы психолингвистики» (1997); «Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии» (2001). Автор множества научных и популярных статей по вопросам школьного и вузовского образования, в том числе в «Учительской газете», журналах «Семья и школа» и «Знание - сила».
    • Проблемами педагогики и педагогической психологии занимался, начиная с 70-х годов. Много лет сотрудничал с Шалвой Александровичем Амонашвили, Василием Васильевичем Давыдовым и другими видными психологами и педагогами.
    • С 1997 года - научный руководитель ассоциации «Школа 2000…» (ныне Образовательная программа «Школа 2100»). Руководитель авторского коллектива и основной автор Образовательной программы «Школа 2100».

    Общая характеристика Образовательной программы «Школа 2100»

    Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100», которым руководит Президент межрегиональной общественной организации в поддержку образовательной системы «Школа-2100», член-корреспондент АПСН, профессор Р.Н. Бунеев, разработал образовательную систему, которая:

    • является продолжателем традиций развивающего образования, готовит школьника нового типа - внутренне свободного, самостоятельного, умеющего творчески относиться к действительности
    • доступна массовой школе, не требует бы от учителей переучиваться заново
    • разработана как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы
    • решила одну из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. Сегодня создано186 учебников и учебных пособий по всем предметам школьной программы с 1-го по 11-й класс.

    В образовательной системе «Школа 2100» одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.

    В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится в соответствии с технологией проблемно-диалогического обучения.

    Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач.

    Методологические положения Образовательной программы «Школа 2100»

    Психолого-педагогические принципы

    • Принцип адаптивности. Не ребенок для школы, а школа для ребенка! Она должна быть предельно гибкой системой, чтобы в ней нашли себе место и одаренные дети, и дети с разной подготовленностью и разными интересами.
    • Принцип развития. В нашем представлении основная задача школы - это развитие школьника, и в первую очередь - целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
    • Принцип психологической комфортности. Сюда относится, во-первых, снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса. Во-вторых, данный принцип предполагает создание в учебном процессе раскованной, стимулирующей творческую активность школьника, атмосферы.

    Культурно ориентированные принципы

    • Принцип образа мира. Представление школьника о мире должно быть единым и целостным. В результате учения у него должна сложиться своего рода схема мироустройства, мироздания, в которой конкретные, предметные знания занимают свое определенное место.
    • Принцип целостности содержания образования. Содержание образования изначально едино. В основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а понятие «образовательной области».
    • Принцип систематичности. С самого начала образование должно быть едино и систематично, соответствовать закономерностям личностного и интеллектуального развития ребенка и подростка и входить в общую систему непрерывного образования. В частности, школьное образование должно логично и последовательно «вытекать» из дошкольного образования и «перетекать» в высшее.

    Деятельностно ориентированные принципы

    • Принцип обучения деятельности . Мы учим деятельности - ставить цели, уметь контролировать и оценивать свои и чужие действия. Как бы справедливо мы ни обрушивались на сведение содержания образования к ЗУНам (знания - умения - навыки), без формирования умений и лежащих в их основе навыков представить себе обучение, особенно начальное, невозможно. Так или иначе, но мы должны научить школьников предметно-практическим действиям (простейшим трудовым процессам, счету, чтению и письму, хотя бы элементарному практическому общению на иностранном языке и пр.). С другой стороны, у них должны быть сформированы способы и приемы чисто учебной деятельности (вроде правильной записи условий задачи или техники синтаксического разбора) и деятельности познавательной (например, способы работы со словарем). Должны быть сформированы умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учащийся должен уметь самостоятельно ставить цели и организовывать свою деятельность для их достижения.
    • Принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика. Обучение деятельности, вообще процесс обучения, предполагает на определенном этапе совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. То, что сначала выступает в форме коллективной деятельности учащихся, затем начинает существовать как внутренний способ мышления ребенка.
    • Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие . Опираться на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие! Особенно актуален такой подход для обучения грамоте, родному языку, в известной мере, иностранному языку.
    • Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее в школе необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее учебных и внеучебных задач. Сегодня у школьника отношение к миру в схемах «знаю - не знаю», «умею - не умею», «владею - не владею» должно смениться параметрами «ищу - и нахожу», «думаю - и узнаю», «пробую - и делаю».

    Технология (средства и приемы) обучения

    Под технологиями мы имеем в виду конкретные приемы и средства, используемые в учебном процессе.

    Развивающему обучению чужд фронтально-индивидуальный подход. Ему свойственны такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся, руководимую учителем.

    Противопоказано развивающему подходу преобладание чисто механических (тренировочных) упражнений. Вызывает сомнение и само понятие «упражнения»: вслед за Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым мы считаем более правильным говорить о системе взаимосвязанных учебных задач.

    При прочих равных условиях форма работы, требующая умственной активности ученика, предпочтительнее чисто «исполнительской» деятельности. Лучше придумать самому одну математическую задачу, чем решить десять задач из учебника. Сочинение всегда эффективнее изложения.

    Чрезвычайно актуальны приемы снятия стресса в учебном процессе. Педагогический садизм - опрос младших, да и не только младших, школьников у доски.

    Наша позиция формулируется кратко: максимум оценок - минимум отметок. Текущие отметки (не оценки!) едва ли нужны вообще. Итоговые (например, четвертные) имеет смысл, как это делает Ш.А. Амонашвили, выставлять с участием класса.

    Обсуждая проблему контроля, мы считаем необходимым минимизировать экзамены. Вполне достаточно системы зачетов и письменных контрольных работ. Однако полная или почти полная отмена устных экзаменов едва ли возможна на современном уровне педагогической и познавательной культуры, где экзамен выполняет функции, не обеспечиваемые другими компонентами образовательного процесса (например, мотивационную).

    Что касается домашних заданий, то развивающая парадигма предполагает максимальную отработку тренировочных заданий на уроке. Если задавать уроки на дом, то только для одной из трех целей:

    • а) выравнивание (если учащийся отстал от класса и т.д.)
    • б) дифференциация (например, задания особой сложности для ученика с ярко выраженными математическими способностями)
    • в) самостоятельная организация своей деятельности.

    Говоря об объеме учебной нагрузки , следует учитывать, что эта нагрузка не носит чисто физиологического характера и не может измеряться исключительно в рабочих часах, а тем более в количестве страниц учебника или в объеме материала. Оптимальная нагрузка (или перегрузка) учащихся зависит от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно, то, усвоение чего сильно мотивировано, может не вызывать эффекта перегрузки. И наоборот - то, что вызывает у учащихся отторжение, то, где учащийся не видит перспективы, что для него бессмысленно и бесцельно, может вызывать такой эффект даже при относительно скромных объемах учебного материала. В этом смысле проблема учебной нагрузки зависит и от содержания образования, и от структуры этого содержания, и от используемых предметных методик и педагогических технологий. Наконец, эффект перегрузки в высокой степени зависит от индивидуальных особенностей детей и подростков.

    В заключение настоящего раздела остановимся на технологиях мотивационного обеспечения учебного процесса. Здесь необходимо выделить два основных подхода.

    • Во-первых, это определенная динамика опоры на внутреннюю мотивацию, учет в учебном процессе реальных (внутренних) мотивов учебной деятельности, их дифференцированности применительно к разным предметам и образовательным областям и их смены на различных этапах образования.
    • Во-вторых, это опора на мотивы успешности , на возникающее у ученика ощущение продвижения вперед.

    Особенности начального образования

    Психическая деятельность ученика, закончившего начальную школу, должна характеризоваться тремя новообразованиями: произвольностью, рефлексией, внутренним планом действий .

    Одной из важнейших содержательно-целевых линий развития в начальном образовании, обеспечивающих конечные (целевые) требования к ребенку, завершающему начальный этап образования, следует считать формирование учебно-познавательной деятельности ребенка. Именно в младшем школьном возрасте ребенок овладевает системой действий (операций), необходимых для успешной познавательной деятельности на последующих этапах. При этом существенно, чтобы предлагаемая для усвоения система не носила жестко алгоритмического характера, вернее, чтобы ее алгоритмический характер не препятствовал, а способствовал формированию у ребенка эвристических действий; ум ребенка должен оставаться гибким, самостоятельным, творческим, а не быть закованным в строгие рамки универсальных предписаний. Этому требованию в полной мере отвечает, в частности, система Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.

    « Парадокс учебной деятельности состоит в том, что, усваивая знания, ребенок сам ничего в этих знаниях не меняет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые есть такая деятельность, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, « чем я был» и « чем я стал» (Л.Ф. Обухова. Цит. соч., с.273). Отсюда вторая линия развития - личностнообразующая (субъектообразующая).

    Формирование учебной деятельности неразрывно связано еще с двумя линиями развития.

    • Во-первых, это овладение учебным материалом: никакое обучение невозможно без накопления знаний об окружающей действительности, лежащих в основе построения образа мира.
    • Во-вторых, это формирование умений свободного перехода от учебной к неучебной деятельности, перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности, распознаванию и решению встающих в ней задач.

    Далее, это линия опоры на материал в поэтапном развитии ребенка. Мало передавать младшему школьнику социальный опыт: это необходимо делать таким образом, чтобы поворотные точки развития детского интеллекта и вообще высших психических функций, соответствующие особой предрасположенности (сензитивности) ребенка к усвоению тех или иных действий (операций), были обеспечены необходимым и достаточным материалом.

    Проще говоря, чтобы школьник нормально развивался на следующем этапе, данный, начальный этап должен быть оптимально организован. В частности, очень важна происходящая на этом этапе перестройка всех высших психических функций на базе развития мышления.

    В этой связи приведем парадоксальное высказывание В.В.Давыдова: «...Как показывают исследования психологов... мышление школьников [в традиционной, не развивающей школе] заканчивается в своем развитии к 12 годам. И заканчивает человек университет на базе того уровня развития, которого достиг к 12 годам. Образование для большинства учащихся как бы проходит боком, на их умственное развитие существенно не влияет».

    Уже на «доначальном» этапе можно выделить еще две линии, передавае-мые начальной школе, так сказать, по наследству.

    • Это линия с оциально-психологической ориентации в человеческой действительности, в малой группе и «большом» обществе, источником которой является не только прямая трансляция социальных норм, эталонов и запретов. Здесь обучение непосредственно граничит с воспитанием.
    • И это линия поддержки, закрепления и развития усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей.


    кандидат филологических наук

    «Школа 2100» для начальной школы - это система учебников (учебно-методический комплект) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, которая обеспечивает достижение требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Учебно-методический комплект (УМК) «Школа 2100» выпускает издательство «БАЛАСС» .

    Главная цель ОС «Школа 2100» - научить ребенка самостоятельно учиться, организовывать свою деятельность, добывать необходимые знания, анализировать их, систематизировать и применять на практике, ставить перед собой цели и добиваться их, адекватно оценивать свою деятельность.

    Учебники Образовательной системы «Школа 2100» построены как энциклопедии и научно-популярные книги для взрослых: в них всегда содержится избыточная информация, из которой читатель должен найти ответ на интересующий именно его вопрос. Это создает возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного маршрута. Причем важно, что находить и использовать нужную им информацию школьники учились бы сами (например, задания, связанные с поиском в тексте главного). Именно по этой причине авторы не разделили весь материал на основной и дополнительный: ведь в таком случае выделять главное научатся авторы, а не школьники.

    Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциа лом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они стро ятс я н а уникально й психологическо й и дидактическо й баз е – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духов ного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

    В силу психологических особенностей развития младшего школь - ника учебный процесс в курсе технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на осно - ве реального учёта функциональных возможностей ребёнка и законо - мерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом.

    Каковы методические особенности курса

    Курс “Технология” является составной частью образовательной модели “Школа 2100”. Его основные положения согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом первой функции; интегрированный по своей сути. В его основе лежит целостный образ окружающего мира, который преломляется через результат творческой деятельности учащихся. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им, закономерностей, которые проявляются как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают: образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает художественно-творческая деятельность - естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.

    Изобразительное искусство – использование средств художе-ственной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

    Какие линии развития реализует курс

    Цель курса - саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственное творческое естество определяет следующие линии развития:

      Расширение общекультурного кругозора учащихся.

    С рождения ребенка окружает мир вещей, несущий отпечаток развития цивилизации человечества как совокупности материального и духовного. Если материальная целесообразность отражает технический прогресс, то социально-эстетический идеал определяется уровнем развития духовной культуры. Она же, как мы знаем, существует в двух неразрывно связанных формах: в форме духовных качеств человека и в форме духовных ценностей, созданных им.

      Развитие качеств творческой личности, умеющей:

      • а) ставить цель,

        б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в жизни проблем,

        в) выбирать средства и реализовывать свой замысел,

        г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт,

        д) находить речевое соответствие своим действиям и эстетическому контексту.

    Художественно-творческая деятельность, как и любая другая, дает ребенку возможность восприятия духовной и материальной культур, развивает чувства сопричастности и самореализации, помогает осваивать мир не только через содержание, но и через его преображение. Процесс и результат художественно-творческой деятельности становятся с одной стороны, средством познания мира, с другой - средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств ребенка.

      Общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в материальных образах.

    Духовная культура - достояние каждого человека и освоение ее - обязательный компонент формирования личности. Сама культура является специфическим способом организации и развития человеческой жизнедеятельности. Духовные качества обладают большей субъективностью, ибо проявляются индивидом, исходя из данных ему природой возможностей на основе рациональных и эмоциональных установок. Духовные же ценности - явление, исходящее из представлений об эстетической целесообразности всего человечества на основе общего накопленного духовного опыта.

      Формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

    Задачи курса реализуются через культурологические знания, которые будут основой для последующей художественно-творческой деятельности и обеспечат саморазвитие и развитие личности ребенка.

    Задачи курса:

    получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

    усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

    приобретение навыков самообслуживания; овладение техно- логическими приёмами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

    использование приобретённых знаний и умений для творче- ского решения несложных конструкторских, художественно-кон- структорских (дизайнерских), технологических и организацион- ных задач;

    приобретение первоначальных навыков совместной продук- тивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирова- ния и организации;

    приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно- конструкторских задач.

    В чем особенности реализации курса

    Программный материал рассчитан на 1 - 4 классы, отражает требования обязательного минимума содержания образования по трудовому обучению.

    Программа состоит из трех блоков. Основополагающим является культурологический блок. Он объединяет эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.

    Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. Здесь эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства .

    Третий блок - трудовая деятельность, где основополагающие эстетические идеи и понятия реализуются в конкретном предметном содержании. Особое внимание обращается на формирование у учащихся основ культуры труда и творчества, составной частью которых являются знания элементов технологии и компонентов художественно-изобразительной деятельности.

    На основе интегративного подхода дети учатся целостно воспринимать художественные произведения, видеть эстетическое в окружающем мире и технических конструкциях и выявлять общие закономерности художественно-творческого процесса.

    Разнообразные по видам практические работы, выполняемые учащимися, должны соответствовать единым требованиям: эстетичности, практической значимости (личной или общественной), доступности, а также целесообразности, экологичности. Учитель вправе включать свои варианты изделий с учетом регионального компонента и собственных эстетических интересов.

    Важной составной частью практических работ являются упражнения по освоению:

      а) элементов пластики руки, тела, актерские этюды, являющиеся основой сценической деятельности;

      б) отдельных приемов изобразительной деятельности;

      в) основных технологических приемов и операций, лежащих в основе ручной обработки материалов, доступных детям младшего школьного возраста.

    Упражнения являются залогом качественного выполнения целостной работы. Освоенные через них приемы включаются в практику выполнения изобразительных работ и изготовления изделий.

    Предлагаемые в курсе “Технология” виды работ имеют целевую направленность. Их основу составляет декоративно-прикладное наследие народов России и театрализованная деятельность как коллективная форма творчества. Это изделия, имитирующие народные промыслы, иллюстрации и аппликации-иллюстрации тех произведений, которые дети изучают на уроках чтения, образы-поделки героев произведений, выполненные в различной технике и из разных материалов, театральный реквизит: декорации, ширмы, маски, костюмы, куклы, рисунки на темы, рисунки с натуры, на свободные темы и т.п.

    Региональный компонент в курсе реализуется через знакомство с культурой и искусством, различные виды творчества и труда, содержание которых отражает краеведческую направленность. Это могут быть изделия, по тематике связанные с ремеслами и промыслами данной местности, театрализованные постановки фольклорных произведений народов, населяющих регион и т.п.

    Какими должны быть уроки

    Уроки художественного труда, построенные в контексте искусства, - это уроки творчества, их целью является развитие качеств творческой личности, формирование основ эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.

    Эстетическое пронизывает все этапы уроков. Созерцание, восприятие художественных произведений, предметов культурного наследия народов, образцов будущей изобразительной и практической работы осуществляется, прежде всего, с точки зрения их эстетики: цветовые сочетания, подбор материалов, соотношение целого и частей, ритм и т.д. Размышление и рассуждение подразумевают создание своего образа предмета, поиск через эскизы его внешнего вида, обоснование технологичности выбранного того или иного материала, определение рациональных путей (необходимых технологических операций) его изготовления, определение последовательности в практической реализации замысла, решение технико-технологических задач. Практическая манипулятивная деятельность предполагает освоение основных технологических приемов, необходимых для реализации задуманного, и качественное его воплощение в объект с соблюдением требований эстетического вкуса.

    Методическая основа курса - организация максимально продуктивной художественно-творческой деятельности детей, начиная с 1 класса. Репродуктивным остается только освоение изобразительных и технологических приемов и упражнений.

    Продуктивная деятельность на всех этапах урока связана с речевым развитием детей. Оно получает наивысшее развитие в театрализованных действиях школьников: при пересказе по ролям прочитанных произведений с использованием изготовленного детьми настольного театра, в театрализованных постановках на сцене и в кукольном театре.

    Деятельность учащихся первоначально имеет, главным образом, индивидуальный характер. Но постепенно увеличивается доля коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера – проектов.

    Особое внимание уделяется вопросу оценки деятельности учащихся на уроке. Деятельность учащихся на уроках двусторонняя по своему характеру. Она включает творческую мыслительную работу и практику по реализации замысла. Качество каждой из составляющих часто не совпадает и поэтому зачастую мало одной отметки за урок. Для успешного продвижения ребенка в его развитии важна как оценка качества его деятельности на уроке, так и оценка, отражающая его творческие поиски и находки в процессе созерцания, размышления и самореализации. Результаты практического труда могут быть оценены по следующим критериям: качество выполнения отдельных (изучаемых на уроке) приемов и операций и работы в целом; степень самостоятельности, характер деятельности (репродуктивная или продуктивная). Творческие поиски и находки поощряются в словесной одобрительной форме.

    Как и где может использоваться курс?

    Содержание курса может реализоваться в следующих вариантах:

      В рамках предмета «Трудовое обучение» – 2 часа в неделю.

    Возможно использование материала учебника учителем в качестве содержательного общеэстетического дополнения к урокам по изобразительному искусству.

      В школах с углубленным изучением художественно-эстетического цикла. В данном случае курс рассчитан на 3 часа: 2 часа - уроки трудового обучения и 1 час - из школьного компонента.

    Занятия могут проводиться учителем начальных классов, специалистами-предметниками (учитель по трудовому обучению, изобразительному искусству).

    Программа может быть использована как основная в начальной школе и дополнительная

      в ИЗО студиях;

      в театральных кружках;

      в центрах эстетического развития;

      в школах искусств.

    При реализации программы учитель творчески подходит к отбору дидактического материала, активизирует учащихся, учитывает их индивидуальные особенности, культурные запросы.

    Требования к оснащению учебного процесса на уроках технологии разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безо- пасности труда школьников.

    Для работы учащимся необходимы:

    – учебники:

    О.А. Куревина, Е.А. Лутцева, «Технология» (Прекрасное рядом с тобой). Учебники для 1, 2, 3, 4-го класса;

    Е.Д. Ковалевская, «Рабочая тетрадь к учебнику "Технология"»

    для 1, 2, 3, 4-го классов.

    индивидуальное рабочее место (которое может при необходимо- сти перемещаться – трансформироваться в часть рабочей площадки для групповой работы);

    простейшие инструменты и приспособления для ручной обработ- ки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скруглёнными концами, канцелярский нож с выдвижным лезвием, линейка обычная, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник, простой и цветные карандаши, циркуль, шило, иглы в игольнице, дощечка для выполнения работ с ножом и с шилом, дощечка для лепки, кисти для работы с клеем, подставка для кистей, коробочки для мелочи*;

    материалы для изготовления изделий, предусмотренные про- граммным содержанием: бумага (писчая, альбомная, цветная для аппликаций и оригами, крепированная), картон (обычный, гофриро- ванный, цветной) ткань, текстильные материалы (нитки, пряжа и пр.), пластилин (или глина, пластика, солёное тесто), калька, при- родные и утилизированные материалы, клей ПВА; мучной клейстер, наборы «Конструктор» **;

    специально отведённые места и приспособления для рациональ- ного размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр. ***

    Что такое «Образовательная система «Школа 2100»

    Наша образовательная система - одна из четырех государственных систем РФ. Реализующие ее учебники используются в школах с 1992 года. Все учебники прошли многолетнюю апробацию во всех регионах России и входят в Федеральный перечень учебной литературы. В 2005 году Образовательная система «Школа 2100» прошла комплексную экспертизу всех материалов в Российской академии образования и была признана современной личностно ориентированной развивающей образовательной системой нового поколения. В 2008 году авторский коллектив, разработавший образовательную систему «Школа 2100», был удостоен высшей награды России в области образования– премии Правительства Российской Федерации. За подобную деятельность - теоретическую разработку и практическую реализацию образовательной системы - такая премия в истории России вручается впервые.

    Но необходимо добавить, что это еще и первая в истории страны система и первые учебники, которые были сделаны не по заказу Министерства образования, а пришли «снизу», от практиков. Первые экземпляры учебников были сделаны на ксероксном аппарате и передавались учителями из рук в руки, расходясь по стране.

    Практически все учебники нашей системы были созданы для обучения собственных детей и для работы со своими учениками. Мы «прошли» каждую страничку наших книг как родители и как учителя вместе со своими детьми. И тогда мы поняли то, что знали лишь теоретически: как много значит в жизни правильно организованное образование!!! Не количество часов, не объем изучаемого материала, а именно образование, выстроенное в соответствии с возрастом ребенка, его интересами и с отчетливым пониманием иной конечной его цели.

    Мы попытались понять, почему пытливый первоклассник с горящими глазами, приходя в 1 класс, очень скоро теряет интерес к учебе, часто просто боится идти в школу; почему очень редко переход из начальной школы в основную не проходит без психологических срывов, понижения успеваемости и падения дисциплины; почему нереально поступить в институт без репетитора даже успевающему ученику, и почему столько жизненных неудач у молодых людей после окончания школы.

    Мы проанализировали советскую и зарубежные системы образования, изучили российскую школу XIX века. Без внимания не остался и опыт работы наших лучших школьных учителей. Мы пришли к парадоксальному выводу: в научно-теоретическом плане российское образование обладает, пожалуй, самым высоким потенциалом, педагогика большинства развитых стран мира использует наши достижения, а собственная школа практически о них не знает.Учебу можно и нужно превратить из тяжелой обязанности в увлекательный процесс для детей и подростков, эффективность которого можно повысить в несколько раз, не подавляя детскую психику и сохраняя здоровье наших детей. Детям хочется учиться, надо только в этом им помочь. Впервые опубликованный концептуальный документ «Школы 2100» так и назывался - «Педагогика здравого смысла».

    Нам удалось за 15 лет работы создать научную теорию новой образовательной системы, которая соответствует современному запросу общества на образованного человека и реализовать ее практически более чем в 300 учебниках и учебных пособиях по всем предметам федерального компонента.

    Что образовательная система «Школа 2100» может дать вашим детям

    • Обеспечит увлекательный учебный процесс без стресса и перегрузок.
    • Сохранит радость детства и здоровье.
    • Раскроет индивидуальность Вашего ребенка.
    • Вырастит его как самостоятельную личность.
    • Научит правильно и грамотно говорить, уметь слышать и слушать.
    • Научит ставить перед собой цели, планировать свою деятельность для достижения результата, разовьет умения самоконтроля - т.е. НАУЧИТ РЕШАТЬ ЖИЗНЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ.

    Портрет нашего выпускника

    Он хочет и знает, как добиться успеха в жизни. Он толерантен, доброжелательно настроен к миру, к людям. Он УМЕЕТ:

    • использовать свои знания и умения в реальных жизненных ситуациях,
    • формулировать свою точку зрения, аргументировать и отстаивать ее,
    • нести ответственность за себя и своих близких,
    • организовывать свои дела, решать различные проблемы,
    • результативно мыслить, добывать информацию и работать с ней,
    • оценивать свои и чужие поступки, занимать и отстаивать свою позицию,
    • общаться с разными людьми, договариваться с ними, делая что-то сообща.

    Что Образовательная система «Школа 2100» может дать родителям

    • Вам не придется тратить много времени на дополнительную работу с ребенком и на помощь ему в подготовке домашнего задания.
    • У вас появится много общих точек соприкосновения с вашим ребенком, Вам будет интересно общаться с ним.
    • Вы удивитесь, как быстро расширяется кругозор вашего ребенка.
    • Приготовьтесь к тому, что ребенок довольно быстро станет самостоятельным, но будет стараться согласовывать с вами свое мнение.
    • Вы можете быть спокойны за будущее вашего ребенка и станете гордиться его успехами.
      Что такое Образовательная система «Школа 2100»?
      ЧТО НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ ОБ УЧЕБНИКАХ «ШКОЛЫ 2100»
      СЕМЬ ПРАВИЛ ДЛЯ ПАП И МАМ, ИЛИ КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ НАУЧИТЬСЯ ЛЮБИТЬ СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ.

    На данный момент в школах Украины и России кроме традиционной классно-урочной системы для обучения используются разные образовательные системы обучения: школа 2100, Занкова, интеллект Украины, Эльконина-Давыдова и другие. В общеобразовательных школах России сейчас все чаще встречается система обучения «Школа 2100». Многие родители, не имеющие педагогическое образование, не сразу могут понять особенности обучения по новой программе «Школа 2100», поэтому в этой статье разберем, что это такое подробнее: цель, основные принципы и возникающие трудности.

    Что такое «школа 2100»?

    Образовательная система обучения Школа 2100 – это распространенная на территории России программа, направленная на повышение уровня общего среднего образования и охватывающая учреждения общего (детские сады, школы) и дополнительного образования. Эта программа создана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании” и уже больше 20 лет используется в школах всей страны.

    Целью «Школа 2100» является воспитание подрастающего поколения (детей) , уверенными в своих силах, умеющими и быть ответственными, т.е. максимально подготовленными к сложностям современной жизни.

    Принципы построения обучения:

    1. Системность : обучение по программе «Школа 2100» охватывает детский сад, начальную, основную и старшую школу, т.е. с трехлетнего возраста и до самого выпуска из общеобразовательной школы. На каждом следующем этапе обучения применяются одни и те же образовательные технологии, которые просто усложняются, а также используются учебники и пособия, построенные по единым принципам.
    2. Непрерывность : вся система образования состоит из предметных курсов, плавно перетекающих из одного в другой, обеспечивая постепенное совершенствование учащихся.
    3. Преемственность : предусмотрена единая организация обучения на всех этапах обучения и нет прерывания процесса обучения на их границах.

    Психолого-дидактических принципы:

    • личностные: адаптации под конкретного ученика и его психологической комфортности;
    • культурно-ориентированные: создавать целостные знания в масштабах мира, формировать смысловое отношение ко всему и культуру как мировоззрение или как культурный стереотип;
    • деятельностные: обеспечить управляемый переход от деятельности в рамках учебы к деятельности в жизненной ситуации и от совместной деятельности к самостоятельной; опора на предшествующий опыт; формировать потребность в творчестве.

    Принципы воспитания:

    • формировать социальную активность и творчество, с опорой на ведущую деятельность;
    • учить взаимодействовать с коллективом;
    • воспитание должно проходить в едином направлении в школе и дома.

    Основные используемые технологии:

    Особенностью программы «Школа 2100» является то, что опираясь на классическую модель обучения, успешно используются и современные достижения в области педагогики:

    • личностно-ориентированное обучение;
    • проблемный диалог;
    • продуктивное чтение;
    • оценивание успехов в процессе учебы.

    Учебники и учебные пособия программы «Школа 2100»

    Все учебники, используемые при обучении, построены с учетом психологических особенностей возраста, на который они рассчитаны. Но при их составлении использовался важный для развивающего образования принцип «минимакса»: учебный материал предложен по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму, то есть стандарт. Таким образом, каждый ребенок берет столько, сколько он может, но это не всегда реализуется, так как по привычке требуется выучить все, что не всегда возможно.

    Несмотря на то, что «Школа 2100» существует уже достаточно давно, постоянно развивается и совершенствуется, но она сохраняет свою целостную структуру и использование основных принципов обучения.

    Разделы: Администрирование школы , Общепедагогические технологии

    Наступила эпоха перемен в образовании. В школах стоят проблемы между старым хорошим и новым. Изменяется взгляд на реально существующую жизнь. Перед педагогами встаёт вопрос: “Что делать?”

    В России нет центральной единой программы. Есть государственные вариативные программы.

    Образовательная система “Школа 2100” названа программой будущего образования в России. Лучшие наработанные материалы, созданные за многие годы – это ОС “Школа 2100”.Основная идея данной системы – это сохранить старое лучшее, но по-новому, учитывая современную жизнь. Учить по-новому, используя лучшее старое новыми методами. Приложение 1

    Научить ребёнка не выживать, а жить полноценной жизнью в окружающей среде и быть достойным человеком - главная цель ОС “ Школы 2100”. Сформировать личность, умеющую отвечать за себя, за своих близких – государство ставит такую задачу. Как этого добиться? Лучшие умы объединяются вместе для решения этой проблемы. ОС “Школа 2100” ставит также главную задачу сформировать грамотную личность. Функционально грамотная личность – это личность обладающая потенциалом к:

    • Самоподготовке(учить учиться людей);
    • Встречей с нестандартной ситуацией;
    • Жизнь – это поиск разумных компромиссов;
    • Умение адаптироваться (а не приспосабливаться) в социуме и достигать поставленной цели;
    • Реализация мыслительной деятельности через речь.

    Общение с помощью языка, коммуникация - этому никогда не учили в школе – это задача ОС “ Школа 2100”.

    Многие идеи ОС “ Школа 2100” взяты у Крупской, Луначарского, Блонского, Выготского, Гальперина, Амонашвили, Ямбурга, Тубельского.

    Главные проблемы, которые решает ОС “Школа 2100”

    1. Преемственность дошкольного и начального образования.

    Что значит подготовить ребёнка к школе? Это не умение читать, писать. Это развитие памяти, интеллектуальных операций, умение работать в коллективе, развитые моторика руки, воображение, речь, фонематический слух. Выпущены пособия для дошкольников с 3 до 7 лет.

    2. Преемственность начальной и средней школы.

    3. Проблема комплектов учебников.

    Всё в комплексе для работы учителя: учебники, методические рекомендации, учебные программы, наглядные пособия. Работать необходимо по комплекту, нельзя использовать разные системы, разные методики при обучении.

    4. Проблема нас самих.

    Работать по ОС “ Школа 2100” профессионально может каждый, а эмоционально - нет!

    5. Развитие, формирование интеллектуальных способностей первично в “Школе 2100”. ЗУН – вторично.

    6. Принцип минимакса во всех учебниках.

    Дать максимум, а ребёнок выбирает минимум или максимум. По данному принципу построены все учебники, ничего к уроку дополнительно искать не надо.

    Побуждать ребёнка к говорению, развивать речь. Коммуникативное общение, сотрудничество учителя и ученика.

    8. Роль отметки.

    Больше оценок, меньше отметок! В Ос “ Школа 2100” разработана и применяется технология оценивания.

    Технология урока отличается от традиционного урока. Правила:

    1. В ОС “ Школа 2100” нет неправильных ответов детей.
    2. Из правильных выбирается один, которым будем пользоваться.
    3. Научить ребёнка отвечать на знакомом материале, а потом переходить на новый материал.
    4. Максимум оценок - минимум отметок.
    5. Конкурировать внутри класса знаниями, а не отметками.
    6. Ничего не навязывать, а попытаться, чтобы дети сами добывали знания. Создать на уроке ситуацию поиска.

    Уроки могут быть разные, главное был бы результат. Переход к творчеству должен преобладать.

    Должен работать коллектив единомышленников, работающих по ОС “ Школа 2100” и применяющих современные технологии, способствующие качественному обучению школьников.

    Какие бы технологии мы не применяли, главное чтобы они соответствовали выбранной системе обучения.