• Каменный гость действующие лица. Опера Даргомыжского «Каменный гость

    Как и другие «маленькие трагедии», «Каменный гость» был завершен А.С. Пушкиным в «болдинскую осень» (в 1830 году). Он не был издан при жизни поэта. Сюжет «Каменного гостя» традиционен. Пушкин дал известной легенде свою трактовку, насыщая ее новым художественным содержанием. Идея «Каменного гостя» - анализ любовной страсти, которой подчинена вся жизнь главного героя.

    Экспозиция образа главного героя

    Начинается сцена разговором испанского гранда Дона Гуана и его слуги Лепорелло у ворот Мадрита. В их планах - дождаться наступления ночи, чтобы войти в город. Дело в том, что Дон Гуан находится в изгнании - король отправил его в ссылку. А всему виной - дуэль, в которой Дон Гуан убил дворянина, чем навлек на себя гнев и угрозы мести его семьи. Король же решил спасти своего любимца и изгнал его из города. Дон Гуан недолго смог пробыть в изгнании, ему стало скучно. Более всего он разочаровался там в женщинах, привлекательных на первый взгляд, но безжизненных, подобных восковым куклам.

    Оказавшись рядом с Антоньевым монастырем, слуга Лепорелло вспоминает, как ждал в роще своего хозяина, который встречался здесь со своей возлюбленной женщиной. В кратком содержании «Каменного гостя» повествуется об этой любовной истории героя. Дон Гуану пришлось долго ухаживать за Инезой. И только спустя три месяца она покорилась. Инеза не отличалась красотой: женщина с печальным взором, помертвелыми губами, с тихим, как у больной, голосом. Но ее глаза произвели на Дон Гуана огромное впечатление. Однако у Инезы муж оказался очень ревнивым, он убил ее. Дон Гуан хочет забыть об этой истории и намерен искать другую свою возлюбленную - Лауру. Об этом он рассказывает своему слуге.

    Дона Анна

    Краткое содержание «Каменного гостя» повествует о появлении монаха. Увидев посетителей, он интересуется, не они ли сопровождают Дону Анну, которая сейчас должна прибыть на могилу своего мужа, убитого развратником Дон Гуаном. Монах и не подозревает, что разговаривает с самим злодеем. Он рассказывает, что бедная вдова поставила на могиле памятник и каждый день навещает могилу мужа, молится за упокой его души и плачет. Монах говорит о том, что Дона Анна очень привлекательная женщина, но она не разговаривает с мужчинами. Дон Гуан очень заинтересовался этой женщиной. Увидев ее завернутой в черное покрывало, Дон Гуан не успел рассмотреть ее, но решил с ней обязательно познакомиться. Слуга Лепорелло упрекает хозяина в безнравственности по отношению к бедной женщине.

    Лаура в «Каменном госте» Пушкина

    Комната актрисы Лауры. Ее гости за ужином хвалят ее талант и актерское мастерство. Они просят Лауру спеть. Она поет песню, которую сочинил ее друг и любовник Дон Гуан. Угрюмому Дон Карлосу тоже очень нравится ее пение, но, узнав об авторстве Дон Гуана, называет его безбожником и мерзавцем. Лаура в гневе обещает ему позвать слуг, чтобы они убили Дон Карлоса. Гости стараются успокоить их. Но затем Лаура вспоминает об убийстве Дон Гуаном родного брата Дон Карлоса, и поэтому прощает его. Перед прощанием с гостями Лаура вновь поет. Гости расходятся. Лаура просит Дон Карлоса задержаться. Он слишком похож своим темпераментом на Дон Гуана, ее любовника. Во время их беседы раздается стук в дверь. Входит Дон Гуан. Дон Карлос взбешен, когда узнал, кто этот гость. Он требует от Дон Гуана немедленного поединка. Несмотря на то, что Лаура протестует, они начинают сражаться. Во время сражения Дон Карлос погибает. Лаура возмущена. Но, узнав, что Дон Гуан по возвращении в город сразу пришел к ней, прощает его. Они предаются любви.

    Мнимый монах

    После убийства Дон Карлоса Дон Гуан скрывается в Антоньевом монастыре. Он размышляет о вынужденном отшельничестве. Дон Гуан благодарен судьбе за то, что теперь у него появилась возможность видеть Дону Анну каждый день. Он хочет привлечь к себе ее внимание и заговорить с ней. Стоя у статуи командора, Дон Гуан иронизирует: статуя его похожа на исполина, а в жизни он был тщедушным, маленького роста.

    Краткое содержание «Каменного гостя» продолжает появление Доны Анны. Она просит мнимого монаха помолиться, на что Дон Гуан отвечает, что не достоин повторять за ней ее молитвы. Он говорит о том, что он виноват перед ней, так как мешает «вольно изливаться» ее печали. Затем Дон Гуан признается, что любуется ею во время молитвы и завидует ее убиенному мужу, ее ангельская кротость восхищает его. Он красноречиво говорит ей о своей любви к ней, о том, что желал бы петь ей серенады, чтобы она поняла, как он любит ее. Дона Анна смущена. Он уговаривает ее о свидании, и она, в смятении, соглашается принять его на следующий день в своем доме. Но Дон Гуан не называет своего настоящего имени. Он называется Диего де Кальвадо.

    Приглашение командора

    Дон Гуан торжествует. Он рассказывает об этом своему слуге. Но Лепорелло не одобряет действий хозяина. Дон Гуан хочет, чтобы его слуга пригласил статую командора на свое завтрашнее свидание. Лепорелло выполнил требование своего хозяина. Но ему показалось, что командор кивнул ему в ответ. Не поверив трусливому слуге, Дон Гуан решил повторить свое приглашение. И статуя вновь кивнула. Хозяин и слуга, напуганные, уходят.

    Сцена свидания и трагическая развязка

    Повествование «Каменного гостя» Пушкина продолжается беседой Дон Гуана и Доны Анны. Она невесела, так как воспоминания о ее потере еще свежи. Она рассказала ему, что замуж выходила не по зову сердца, а по воле матери, потому что ее семья была бедна, а жених оказался богатым. Дон Гуан говорит о своей зависти к ее мужу Дону Альваро. Он жалеет, что не встретил Дону Анну раньше. Ведь он тоже богат. Дона Анна смущается. Ей не дают покоя мысли о погибшем муже, который никогда бы, окажись он вдовцом, не принял влюбленную даму. Она считает, что должна сохранить верность и гробу мужа. В разговоре Дон Гуан раскрывает Доне Анне свое имя и говорит о том, что это он убил ее мужа. Дона Анна лишается чувств. Когда она приходит в себя, начинает обвинять Дон Гуана в злодействе. Он соглашается с ней, но говорит о своем перерождении после того, как полюбил ее. На прощание Дона Анна целует его.

    Leporello. O statua gentilissima
    Del gran’ Commendatore!..
    …Ah, Padrone!

    Don Giovanni.

    СЦЕНА I

    Дон Гуан и Лепорелло

    Дон Гуан
    Дождёмся ночи здесь. Ах, наконец
    Достигли мы ворот Мадрита! скоро
    Я полечу по улицам знакомым,
    Усы плащом закрыв, а брови шляпой.
    Как думаешь? узнать меня нельзя?

    Лепорелло
    Да! Дон Гуана мудрено признать!
    Таких, как он, такая бездна!

    Дон Гуан
    Шутишь?
    Да кто ж меня узнает?

    Лепорелло
    Первый сторож,
    Гитана или пьяный музыкант,
    Иль свой же брат нахальный кавалер,
    Со шпагою под мышкой и в плаще.

    Дон Гуан
    Что за беда, хоть и узнают. Только б
    Не встретился мне сам король. А впрочем,
    Я никого в Мадрите не боюсь.
    Дон Гуан
    А кого вы ждёте?

    Монах
    Сейчас должна приехать Дона Анна
    На мужнину гробницу.

    Дон Гуан
    Дона Анна
    Де Сольва! как! супруга командора
    Убитого… не помню кем?

    Монах
    Развратным,
    Бессовестным, безбожным Дон Гуаном.

    Лепорелло
    Ого! вот как! Молва о Дон Гуане
    И в мирный монастырь проникла даже,
    Отшельники хвалы ему поют.

    Монах
    Он вам знаком, быть может?

    Лепорелло
    Нам? нимало.
    А где-то он теперь?

    Дон Гуан
    Что, что ты врёшь?

    Лепорелло
    Молчите: я нарочно…

    Дон Гуан
    Так здесь похоронили командора?

    Монах
    Здесь; памятник жена ему воздвигла
    И приезжает каждый день сюда
    За упокой души его молиться
    И плакать.

    Дон Гуан
    Что за странная вдова?
    И не дурна?

    Монах
    Мы красотою женской,
    Отшельники, прельщаться не должны,
    Но лгать грешно; не может и угодник
    В её красе чудесной не сознаться.

    Дон Гуан
    Недаром же покойник был ревнив.
    Он Дону Анну взаперти держал,
    Никто из нас не видывал её.
    Я с нею бы хотел поговорить.

    Монах
    О, Дона Анна никогда с мужчиной
    Не говорит.

    Дон Гуан
    А с вами, мой отец?

    Монах
    Со мной иное дело; я монах.
    Да вот она.

    Входит Дона Анна.

    Дона Анна
    Отец мой, отоприте.

    Монах
    Сейчас, сеньора; я вас ожидал.

    Дона Анна идёт за монахом.

    Лепорелло
    Что, какова?

    Дон Гуан
    Её совсем не видно
    Под этим вдовьим чёрным покрывалом,
    Чуть узенькую пятку я заметил.

    Лепорелло
    Довольно с вас. У вас воображенье
    В минуту дорисует остальное;
    Оно у нас проворней живописца,
    Вам всё равно, с чего бы ни начать,
    С бровей ли, с ног ли.

    Дон Гуан
    Слушай, Лепорелло,
    Я с нею познакомлюсь.

    Лепорелло
    Вот ещё!
    Куда как нужно! Мужа повалил
    Да хочет поглядеть на вдовьи слёзы.
    Бессовестный!

    Дон Гуан
    Однако уж и смерклось.
    Пока луна над нами не взошла
    И в светлый сумрак тьмы не обратила,
    Взойдём в Мадрит.

    Лепорелло
    Испанский гранд как вор
    Ждёт ночи и луны боится – боже!
    Проклятое житьё. Да долго ль будет
    Мне с ним возиться? Право, сил уж нет.

    СЦЕНА II

    Комната. Ужин у Лауры.

    Первый гость
    Клянусь тебе, Лаура, никогда
    С таким ты совершенством не играла.
    Как роль свою ты верно поняла!

    Второй
    Как развила её! с какою силой!

    Третий
    С каким искусством!

    Лаура
    Да, мне удавалось
    Сегодня каждое движенье, слово.
    Я вольно предавалась вдохновенью.
    Слова лились, как будто их рождала
    Не память рабская, но сердце…

    Первый
    Правда.
    Да и теперь глаза твои блестят
    И щёки разгорелись, не проходит
    В тебе восторг. Лаура, не давай
    Остыть ему бесплодно; спой, Лаура,
    Спой что-нибудь.

    Лаура
    Подайте мне гитару.

    Все
    О brava! brava! чудно! бесподобно!

    Первый
    Благодарим, волшебница. Ты сердце
    Чаруешь нам. Из наслаждений жизни
    Одной любви музыка уступает;
    Но и любовь мелодия… взгляни:
    Сам Карлос тронут, твой угрюмый гость.

    Второй
    Какие звуки! сколько в них души!
    А чьи слова, Лаура?

    Лаура
    Дон Гуана.

    Дон Карлос
    Что? Дон Гуан!

    Лаура
    Их сочинил когда-то
    Мой верный друг, мой ветреный любовник.

    Дон Карлос
    Твой Дон Гуан безбожник и мерзавец,
    А ты, ты дура.

    Лаура
    Ты с ума сошёл?
    Да я сейчас велю тебя зарезать
    Моим слугам, хоть ты испанский гранд.

    Дон Карлос
    (встаёт)
    Зови же их.

    Первый
    Лаура, перестань;
    Дон Карлос, не сердись. Она забыла…

    Лаура
    Что? что Гуан на поединке честно
    Убил его родного брата? Правда: жаль,
    Что не его.

    Дон Карлос
    Я глуп, что осердился.

    Лаура
    Ага! сам сознаешься, что ты глуп.
    Так помиримся.

    Дон Карлос
    Виноват, Лаура,
    Прости меня. Но знаешь: не могу
    Я слышать это имя равнодушно…

    Лаура
    А виновата ль я, что поминутно
    Мне на язык приходит это имя?

    Гость
    Ну, в знак, что ты совсем уж не сердита,
    Лаура, спой ещё.

    Лаура
    Да, на прощанье,
    Пора, уж ночь. Но что же я спою?
    А, слушайте.

    Все
    Прелестно, бесподобно!

    Лаура
    Прощайте ж, господа.

    Гости
    Прощай, Лаура.

    Выходят. Лаура останавливает Дон Карлоса.

    Лаура
    Ты, бешеный! останься у меня,
    Ты мне понравился; ты Дон Гуана
    Напомнил мне, как выбранил меня
    И стиснул зубы с скрежетом.

    Дон Карлос
    Счастливец!
    Так ты его любила.

    Лаура делает утвердительно знак.
    Очень?

    Лаура
    Очень.

    Дон Карлос
    И любишь и теперь?

    Лаура
    В сию минуту?
    Нет, не люблю. Мне двух любить нельзя.
    Теперь люблю тебя.

    Дон Карлос
    Скажи, Лаура,
    Который год тебе?

    Лаура
    Осьмнадцать лет.

    Дон Карлос
    Ты молода… и будешь молода
    Ещё лет пять иль шесть. Вокруг тебя
    Ещё лет шесть они толпиться будут,
    Тебя ласкать, лелеять, и дарить,
    И серенадами ночными тешить,
    И за тебя друг друга убивать
    На перекрёстках ночью. Но когда
    Пора пройдёт, когда твои глаза
    Впадут и веки, сморщась, почернеют
    И седина в косе твоей мелькнёт,
    И будут называть тебя старухой,
    Тогда – что скажешь ты?

    Лаура
    Тогда? Зачем
    Об этом думать? что за разговор?
    Иль у тебя всегда такие мысли?
    Приди – открой балкон. Как небо тихо;
    Недвижим теплый воздух, ночь лимоном
    И лавром пахнет, яркая луна
    Блестит на синеве густой и тёмной,
    И сторожа кричат протяжно: «Ясно!..»
    А далеко, на севере – в Париже -
    Быть может, небо тучами покрыто,
    Холодный дождь идёт и ветер дует.
    А нам какое дело? слушай, Карлос,
    Я требую, чтоб улыбнулся ты…
    – Ну то-то ж! -

    Дон Карлос
    Милый демон!

    Дон Гуан
    Гей! Лаура!

    Дон Гуан
    Отопри…

    Лаура
    Ужели!.. Боже!..

    (Отпирает двери, входит Дон Гуан.)

    Дон Гуан
    Здравствуй…

    Лаура
    Дон Гуан!..

    (Лаура кидается ему на шею.)

    Дон Карлос
    Как! Дон Гуан!..

    Дон Гуан
    Лаура, милый друг!..

    (Целует её.)
    Кто у тебя, моя Лаура?

    Дон Карлос
    Я,
    Дон Карлос.

    Дон Гуан
    Вот нечаянная встреча!
    Я завтра весь к твоим услугам.

    Дон Карлос
    Нет!
    Теперь – сейчас.

    Лаура
    Дон Карлос, перестаньте!
    Вы не на улице – вы у меня -
    Извольте выйти вон.

    Дон Карлос
    (её не слушая)
    Я жду. Ну что ж,
    Ведь ты при шпаге.

    Дон Гуан
    Ежели тебе
    Не терпится, изволь.

    Лаура
    Ай! Ай! Гуан!..

    (Кидается на постелю.)

    Дон Карлос падает.

    Дон Гуан
    Вставай, Лаура, кончено.

    Лаура
    Что там?
    Убит? прекрасно! в комнате моей!
    Что делать мне теперь, повеса, дьявол?
    Куда я выброшу его?

    Дон Гуан
    Быть может,
    Он жив ещё.

    Лаура
    (осматривает тело)
    Да! жив! гляди, проклятый,
    Ты прямо в сердце ткнул – небось не мимо,
    И кровь нейдёт из треугольной ранки,
    А уж не дышит – каково?

    Дон Гуан
    Что делать?
    Он сам того хотел.

    Лаура
    Эх, Дон Гуан,
    Досадно, право. Вечные проказы -
    А всё не виноват… Откуда ты?
    Давно ли здесь?

    Дон Гуан
    Я только что приехал
    И то тихонько – я ведь не прощён.

    Лаура
    И вспомнил тотчас о своей Лауре?
    Что хорошо, то хорошо. Да полно,
    Не верю я. Ты мимо шёл случайно
    И дом увидел.

    Дон Гуан
    Нет, моя Лаура,
    Спроси у Лепорелло. Я стою
    За городом, в проклятой венте. Я Лауры
    Пришёл искать в Мадрите.

    (Целует её.)

    Лаура
    Друг ты мой!..
    Постой… при мёртвом!.. что нам делать с ним?

    Дон Гуан
    Оставь его: перед рассветом, рано,
    Я вынесу его под епанчою
    И положу на перекрёстке.

    Лаура
    Только
    Смотри, чтоб не увидели тебя.
    Как хорошо ты сделал, что явился
    Одной минутой позже! у меня
    Твои друзья здесь ужинали. Только
    Что вышли вон. Когда б ты их застал!

    Дон Гуан
    Лаура, и давно его ты любишь?

    Лаура
    Кого? ты, видно, бредишь.

    Дон Гуан
    А признайся,
    А сколько раз ты изменяла мне
    В моём отсутствии?

    Лаура
    А ты, повеса?

    Дон Гуан
    Скажи… Нет, после переговорим.

    СЦЕНА III

    Памятник командора.

    Дон Гуан
    Всё к лучшему: нечаянно убив
    Дон Карлоса, отшельником смиренным
    Я скрылся здесь – и вижу каждый день
    Мою прелестную вдову, и ею,
    Мне кажется, замечен. До сих пор
    Чинились мы друг с другом; но сегодня
    Впущуся в разговоры с ней; пора.
    С чего начну? «Осмелюсь»… или нет:
    «Сеньора»… ба! что в голову придёт,
    То и скажу, без предуготовленья,
    Импровизатором любовной песни…
    Пора б уж ей приехать. Без неё -
    Я думаю – скучает командор.
    Каким он здесь представлен исполином!
    Какие плечи! что за Геркулес!..
    А сам покойник мал был и щедушен,
    Здесь, став на цыпочки, не мог бы руку
    До своего он носу дотянуть.
    Когда за Эскурьялом мы сошлись,
    Наткнулся мне на шпагу он и замер,
    Как на булавке стрекоза – а был
    Он горд и смел – и дух имел суровый…
    A! вот она.

    Входит Дона Анна.

    Дона Анна
    Опять он здесь. Отец мой,
    Я развлекла вас в ваших помышленьях -
    Простите.

    Дон Гуан
    Я просить прощенья должен
    У вас, сеньора. Может, я мешаю
    Печали вашей вольно изливаться.

    Дона Анна
    Нет, мой отец, печаль моя во мне,
    При вас мои моленья могут к небу
    Смиренно возноситься – я прошу
    И вас свой голос с ними съединить.

    Дон Гуан
    Мне, мне молиться с вами, Дона Анна!
    Я не достоин участи такой.
    Я не дерзну порочными устами
    Мольбу святую вашу повторять -
    Я только издали с благоговеньем
    Смотрю на вас, когда, склонившись тихо,
    Вы чёрные власы на мрамор бледный
    Рассыплете – и мнится мне, что тайно
    Гробницу эту ангел посетил,
    В смущённом сердце я не обретаю
    Тогда молений. Я дивлюсь безмолвно
    И думаю – счастлив, чей хладный мрамор
    Согрет её дыханием небесным
    И окроплен любви её слезами…

    Дона Анна
    Какие речи – странные!

    Дон Гуан
    Сеньора?

    Дона Анна
    Мне… вы забыли.

    Дон Гуан
    Что? что недостойный
    Отшельник я? что грешный голос мой
    Не должен здесь так громко раздаваться?

    Дона Анна
    Мне показалось… я не поняла…

    Дон Гуан
    Ах вижу я: вы всё, вы всё узнали!

    Дона Анна
    Что я узнала?

    Дон Гуан
    Так, я не монах -
    У ваших ног прощенья умоляю.

    Дона Анна
    О боже! встаньте, встаньте… Кто же вы?

    Дон Гуан
    Несчастный, жертва страсти безнадежной.

    Дона Анна
    О боже мой! и здесь, при этом гробе!
    Подите прочь.

    Дон Гуан
    Минуту, Дона Анна,
    Одну минуту!

    Дона Анна
    Если кто взойдёт!..

    Дон Гуан
    Решётка заперта. Одну минуту!

    Дона Анна
    Ну? что? чего вы требуете?

    Дон Гуан
    Смерти.
    О пусть умру сейчас у ваших ног,
    Пусть бедный прах мой здесь же похоронят
    Не подле праха, милого для вас,
    Не тут – не близко – дале где-нибудь,
    Там – у дверей – у самого порога,
    Чтоб камня моего могли коснуться
    Вы лёгкою ногой или одеждой,
    Когда сюда, на этот гордый гроб
    Пойдёте кудри наклонять и плакать.

    Дона Анна
    Вы не в своём уме.

    Дон Гуан
    Или желать
    Кончины, Дона Анна, знак безумства?
    Когда б я был безумец, я б хотел
    В живых остаться, я б имел надежду
    Любовью нежной тронуть ваше сердце;
    Когда б я был безумец, я бы ночи
    Стал провождать у вашего балкона,
    Тревожа серенадами ваш сон,
    Не стал бы я скрываться, я напротив
    Старался быть везде б замечен вами;
    Когда б я был безумец, я б не стал
    Страдать в безмолвии…

    Дона Анна
    И так-то вы
    Молчите?

    Дон Гуан
    Случай, Дона Анна, случай
    Увлёк меня. – Не то вы б никогда
    Моей печальной тайны не узнали.

    Дона Анна
    И любите давно уж вы меня?

    Дон Гуан
    Давно или недавно, сам не знаю,
    Но с той поры лишь только знаю цену
    Мгновенной жизни, только с той поры
    И понял я, что значит слово счастье.

    Дона Анна
    Подите прочь – вы человек опасный.

    Дон Гуан
    Опасный! чем?

    Дона Анна
    Я слушать вас боюсь.

    Дон Гуан
    Я замолчу; лишь не гоните прочь
    Того, кому ваш вид одна отрада.
    Я не питаю дерзостных надежд,
    Я ничего не требую, но видеть
    Вас должен я, когда уже на жизнь
    Я осуждён.

    Дона Анна
    Подите – здесь не место
    Таким речам, таким безумствам. Завтра
    Ко мне придите. Если вы клянётесь
    Хранить ко мне такое ж уваженье,
    Я вас приму; но вечером, позднее, -
    Я никого не вижу с той поры,
    Как овдовела…

    Дон Гуан
    Ангел Дона Анна!
    Утешь вас бог, как сами вы сегодня
    Утешили несчастного страдальца.

    Дона Анна
    Подите ж прочь.

    Дон Гуан
    Ещё одну минуту.

    Дона Анна
    Нет, видно, мне уйти… к тому ж моленье
    Мне в ум нейдёт. Вы развлекли меня
    Речами светскими; от них уж ухо
    Моё давно, давно отвыкло. – Завтра
    Я вас приму.

    Дон Гуан
    Ещё не смею верить,
    Не смею счастью моему предаться…
    Я завтра вас увижу! – и не здесь
    И не украдкою!

    Дона Анна
    Да, завтра, завтра.
    Как вас зовут?

    Дон Гуан
    Диего де Кальвадо.

    Дона Анна
    Прощайте, Дон Диего.

    Дон Гуан
    Лепорелло!

    Лепорелло входит.

    Лепорелло
    Что вам угодно?

    Дон Гуан
    Милый Лепорелло!
    Я счастлив!.. «Завтра – вечером, позднее…»
    Мой Лепорелло, завтра – приготовь…
    Я счастлив, как ребёнок!

    Лепорелло
    С Доной Анной
    Вы говорили? может быть, она
    Сказала вам два ласкового слова
    Или её благословили вы.

    Дон Гуан
    Нет, Лепорелло, нет! она свиданье,
    Свиданье мне назначила!

    Лепорелло
    Неужто!
    О вдовы, все вы таковы.

    Дон Гуан
    Я счастлив!
    Я петь готов, я рад весь мир обнять.

    Лепорелло
    А командор? что скажет он об этом?

    Дон Гуан
    Ты думаешь, он станет ревновать?
    Уж верно нет; он человек разумный
    И, верно, присмирел с тех пор, как умер.

    Лепорелло
    Нет; посмотрите на его статую.

    Дон Гуан
    Что ж?

    Лепорелло
    Кажется, на вас она глядит
    И сердится.

    Дон Гуан
    Ступай же, Лепорелло,
    Проси её пожаловать ко мне -
    Нет, не ко мне – а к Доне Анне, завтра.

    Лепорелло
    Статую в гости звать! зачем?

    Дон Гуан
    Уж верно
    Не для того, чтоб с нею говорить -
    Проси статую завтра к Доне Анне
    Прийти попозже вечером и стать
    У двери на часах.

    Лепорелло
    Охота вам
    Шутить, и с кем!

    Дон Гуан
    Ступай же.

    Лепорелло
    Но…

    Дон Гуан
    Ступай.

    Лепорелло
    Преславная, прекрасная статуя!
    Мой барин Дон Гуан покорно просит
    Пожаловать… Ей-богу, не могу,
    Мне страшно.

    Дон Гуан
    Трус! вот я тебя!..

    Лепорелло
    Позвольте.
    Мой барин Дон Гуан вас просит завтра
    Прийти попозже в дом супруги вашей
    И стать у двери…

    Статуя кивает головой в знак согласия.
    Ай!

    Дон Гуан
    Что там?

    Лепорелло
    Ай, ай!..
    Ай, ай… Умру!

    Дон Гуан
    Что сделалось с тобою?

    Лепорелло
    (кивая головой)
    Статуя… ай!..

    Дон Гуан
    Ты кланяешься!

    Лепорелло
    Нет,
    Не я, она!

    Дон Гуан
    Какой ты вздор несёшь!

    Лепорелло
    Подите сами.

    Дон Гуан
    Ну смотри ж, бездельник.

    (Статуе.)
    Я, командор, прошу тебя прийти
    К твоей вдове, где завтра буду я,
    И стать на стороже в дверях. Что? будешь?

    Статуя кивает опять.
    О боже!

    Лепорелло
    Что? я говорил…

    Дон Гуан
    Уйдём.

    СЦЕНА IV

    Комната Доны Анны.
    Дон Гуан и Дона Анна.

    Дона Анна
    Я приняла вас, Дон Диего; только
    Боюсь, моя печальная беседа
    Скучна вам будет: бедная вдова,
    Всё помню я свою потерю. Слёзы
    С улыбкою мешаю, как апрель.
    Что ж вы молчите?

    Дон Гуан
    Наслаждаюсь молча,
    Глубоко мыслью быть наедине
    С прелестной До ной Анной. Здесь – не там,
    Не при гробнице мёртвого счастливца -
    И вижу вас уже не на коленах
    Пред мраморным супругом.

    Дона Анна
    Дон Диего,
    Так вы ревнивы. – Муж мой и во гробе
    Вас мучит?

    Дон Гуан
    Я не должен ревновать.
    Он вами выбран был.

    Дона Анна
    Нет, мать моя
    Велела мне дать руку Дон Альвару,
    Мы были бедны, Дон Альвар богат.

    Дон Гуан
    Счастливец! он сокровища пустые
    Принёс к ногам богини, вот за что
    Вкусил он райское блаженство! Если б
    Я прежде вас узнал, с каким восторгом
    Мой сан, мои богатства, всё бы отдал,
    Всё за единый благосклонный взгляд;
    Я был бы раб священной вашей воли,
    Все ваши прихоти я б изучал,
    Чтоб их предупреждать; чтоб ваша жизнь
    Была одним волшебством беспрерывным.
    Увы! – Судьба судила мне иное.

    Дона Анна
    Диего, перестаньте: я грешу,
    Вас слушая, – мне вас любить нельзя,
    Вдова должна и гробу быть верна.
    Когда бы знали вы, как Дон Альвар
    Меня любил! о, Дон Альвар уж верно
    Не принял бы к себе влюблённой дамы,
    Когда б он овдовел. – Он был бы верен
    Супружеской любви.

    Дон Гуан
    Не мучьте сердца
    Мне, Дона Анна, вечным поминаньем
    Супруга. Полно вам меня казнить,
    Хоть казнь я заслужил, быть может.

    Дона Анна
    Чем же?
    Вы узами не связаны святыми
    Ни с кем. – Не правда ль? Полюбив меня,
    Вы предо мной и перед небом правы.

    Дон Гуан
    Пред вами! Боже!

    Дона Анна
    Разве вы виновны
    Передо мной? Скажите, в чём же.

    Дон Гуан
    Нет!
    Нет, никогда.

    Дона Анна
    Диего, что такое?
    Вы предо мной не правы? в чём, скажите.

    Дон Гуан
    Нет! ни за что!

    Дона Анна
    Диего, это странно:
    Я вас прошу, я требую.

    Дон Гуан
    Нет, нет.

    Дона Анна
    А! Так-то вы моей послушны воле!
    А что сейчас вы говорили мне?
    Что вы б рабом моим желали быть.
    Я рассержусь, Диего: отвечайте,
    В чём предо мной виновны вы?

    Дон Гуан
    Не смею.
    Вы ненавидеть станете меня.

    Дона Анна
    Нет, нет. Я вас заранее прощаю,
    Но знать желаю…

    Дон Гуан
    Не желайте знать
    Ужасную, убийственную тайну.

    Дона Анна
    Ужасную! вы мучите меня.
    Я страх как любопытна – что такое?
    И как меня могли вы оскорбить?
    Я вас не знала – у меня врагов
    И нет и не было. Убийца мужа
    Один и есть.

    Дон Гуан
    (про себя)
    Идёт к развязке дело!
    Скажите мне, несчастный Дон Гуан
    Вам незнаком?

    Дона Анна
    Нет, отроду его
    Я не видала.

    Дон Гуан
    Вы в душе к нему
    Питаете вражду?

    Дона Анна
    По долгу чести.
    Но вы отвлечь стараетесь меня
    От моего вопроса. Дон Диего -
    Я требую…

    Дон Гуан
    Что, если б Дон Гуана
    Вы встретили?

    Дона Анна
    Тогда бы я злодею
    Кинжал вонзила в сердце.

    Дон Гуан
    Дона Анна,
    Где твой кинжал? вот грудь моя.

    Дона Анна
    Диего!
    Что вы?

    Дон Гуан
    Я не Диего, я Гуан.

    Дона Анна
    О боже! нет, не может быть, не верю.

    Дон Гуан
    Я Дон Гуан.

    Дона Анна
    Неправда.

    Дон Гуан
    Я убил
    Супруга твоего; и не жалею
    О том – и нет раскаянья во мне.

    Дона Анна
    Что слышу я? Нет, нет, не может быть.

    Дон Гуан
    Я Дон Гуан, и я тебя люблю.

    Дона Анна
    (падая)
    Где я?.. где я? мне дурно, дурно.

    Дон Гуан
    Небо!
    Что с нею? что с тобою, Дона Анна?
    Встань, встань, проснись, опомнись: твой Диего,
    Твой раб у ног твоих.

    Дона Анна
    Оставь меня!

    (Слабо.)
    О, ты мне враг – ты отнял у меня
    Всё, что я в жизни…

    Дон Гуан
    Милое созданье!
    Я всем готов удар мой искупить,
    У ног твоих жду только приказанья,
    Вели – умру; вели – дышать я буду
    Лишь для тебя…

    Дона Анна
    Так это Дон Гуан…

    Дон Гуан
    Не правда ли, он был описан вам
    Злодеем, извергом. – О Дона Анна, -
    Молва, быть может, не совсем неправа,
    На совести усталой много зла,
    Быть может, тяготеет. Так, разврата
    Я долго был покорный ученик,
    Но с той поры, как вас увидел я,
    Мне кажется, я весь переродился.
    Вас полюбя, люблю я добродетель
    И в первый раз смиренно перед ней
    Дрожащие колена преклоняю.

    Дона Анна
    О, Дон Гуан красноречив – я знаю,
    Слыхала я; он хитрый искуситель.
    Вы, говорят, безбожный развратитель,
    Вы сущий демон. Сколько бедных женщин
    Вы погубили?

    Дон Гуан
    Ни одной доныне
    Из них я не любил.

    Дона Анна
    И я поверю,
    Чтоб Дон Гуан влюбился в первый раз,
    Чтоб не искал во мне он жертвы новой!

    Дон Гуан
    Когда б я вас обманывать хотел,
    Признался ль я, сказал ли я то имя,
    Которого не можете вы слышать?
    Где ж видно тут обдуманность, коварство?

    Дона Анна
    Кто знает вас? – Но как могли прийти
    Сюда вы; здесь узнать могли бы вас,
    И ваша смерть была бы неизбежна.

    Дон Гуан
    Что значит смерть? за сладкий миг свиданья
    Безропотно отдам я жизнь.

    Дона Анна
    Но как же
    Отсюда выйти вам, неосторожный!

    Дон Гуан
    (целуя ей руки)
    И вы о жизни бедного Гуана
    Заботитесь! Так ненависти нет
    В душе твоей небесной, Дона Анна?

    Дона Анна
    Ах если б вас могла я ненавидеть!
    Однако ж надобно расстаться нам.

    Дон Гуан
    Когда ж опять увидимся?

    Дона Анна
    Не знаю.
    Когда-нибудь.

    Дон Гуан
    А завтра?

    Дона Анна
    Где же?

    Дон Гуан
    Здесь.

    Дона Анна
    О Дон Гуан, как сердцем я слаба.

    Дон Гуан
    В залог прощенья мирный поцелуй…

    Дона Анна
    Пора, поди.

    Дон Гуан
    Один, холодный, мирный…

    Дона Анна
    Какой ты неотвязчивый! на, вот он.
    Что там за стук?.. о скройся, Дон Гуан.

    Дон Гуан
    Прощай же, до свиданья, друг мой милый.

    (Уходит и вбегает опять.)
    А!..

    Дона Анна
    Что с тобой? A!..

    Входит статуя командора.
    Дона Анна падает.

    Статуя
    Я на зов явился.

    Дон Гуан
    О боже! Дона Анна!

    Статуя
    Брось её,
    Всё кончено. Дрожишь ты, Дон Гуан.

    Дон Гуан
    Я? нет. Я звал тебя и рад, что вижу.

    Статуя
    Дай руку.

    Дон Гуан
    Вот она… о, тяжело
    Пожатье каменной его десницы!
    Оставь меня, пусти – пусти мне руку…
    Я гибну – кончено – о Дона Анна!

    Проваливаются.

    На создание «Каменного гостя» Пушкина вдохновила опера Моцарта «Дон Жуан» в русской версии. Александр Сергеевич кое-что позаимствовал из либретто Лоренцо да Понте, но создал свое, оригинальное произведение, восхитившее В. Белинского. Известный критик писал о «Каменном госте» с восторгом:

    Теперь мы приблизились к перлу созданий Пушкина, к богатейшему, роскошнейшему алмазу в его поэтическом венке… Для кого существует искусство как искусство, в его идеале, в его отвлеченной сущности, для того «Каменный гость» не может не казаться, без всякого сравнения, лучшим и высшим в художественном отношении созданием Пушкина. Какая дивная гармония между идеею и формою, какой стих, прозрачный, мягкий и упругий, как волна, благозвучный, как музыка! какая кисть, широкая, смелая, как будто небрежная! какая антично-благородная простота стиля! какие роскошные картины волшебной страны, где ночь лимоном и лавром пахнет!..

    В европейской литературе Дон Хуан, или Дон Жуан был героем комедийным. Пушкин впервые увидел и представил Дон Жуана как героя трагедии.

    Трагедия «Каменный гость» была завершена 4-го ноября 1830 года все в том же . Об этом свидетельствует соответствующая надпись, сделанная Пушкиным на рукописи пьесы.

    Впервые эта трагедия была напечатана в 1839 году в Альманахе, издаваемом Смирдиным под названием «100 русских литераторов».

    Известный русский композитор Александр Сергеевич Даргомыжский написал по трагедии Пушкина оперу «Каменный гость», но не успел ее завершить. Работу над оперой закончили Ц. А. Кюи и Н.А Римский-Корсаков. Опера создавалась в 1866-1869 годах, и поставлена в Мариинском театре в Петербурге в 1872 году.

    Мелодрама.

    Она - прокурор; строгая на работе, угрюмая и неулыбчивая дома. Пять лез назад она потеряла любимого мужа.

    Однажды, вернувшись с работы, она приходит в недоумение: в вазе с цветами, которую она еще утром наполнила до краев, почти нет воды. Удивившись, вновь ее наполняет, а к утру обнаруживает, что ваза разбита. Дальше - больше…

    Следы чужого присутствия в квартире доводят ее до отчаяния: то ли она сходит с ума, то ли дух мужа вступает с ней в контакт, в чем уверяет ее подруга, увлекающаяся экстросенсорикой.

    Она вступает в этот контакт: советуется, жалуется, получает подтверждающие контакт ответы, то стуком в стену, то в собственном компьютере. Удивлению и радости нет предела - она снова с любимым мужем, хоть это только его дух.

    Но вот однажды ночью из камина выпадает мужчина, приведя ее в ужас. Оказывается, что он-то и был на контакте.... Он - беглец, незаконно обвиненный в убийстве в связи с подставой его партнера по бизнесу, вознамерившегося присвоить себе все, что было на двоих. Спасаясь от погони, он случайно находят убежище в заброшенном камине ее квартиры. Поверив, она помогает ему уйти из-под суда. Да и тот, что оговорил, справедливо наказан.

    Пережитый кошмар последних дней помогает ей отпустить боль былой потери и возродиться к новой жизни. И спутником в этой новой жизни может оказаться он — ее "каминный гость".

    Режиссер: Анатолий Матешко
    В ролях: Мария Шукшина, Андрей Федорцов, Алексей Череватенко, Ирма Витовская, Андрей Саминин, Андрей Исаенко, Андрей Дебрин, Анастасия Походенко-Матешко

    Год: 1830 Жанр: трагическая пьеса

    Главные герои: молодой Дон Гуан, его возлюбленная Лаура, жена Анна, враг Карлос

    Это произведение является третьей маленькой трагедией, его действие представлено в четырёх сценах.

    Первая сцена начинается с того, что в Мадрид приезжает Дон Гуан, вместе со своим слугой Лепорелло. Незадолго до этого Гуана изгнали из Мадрида за дуэлянство, и поэтому сейчас он тайно собирается посетить свою знакомую Лауру. Но по пути Гуан останавливается у старого монастыря, где его встречает инок. Инок рассказывает ему, что скоро на кладбище должна приехать Донна Анна де Сольва, для того чтобы оплакивать своего умершего мужа. Гуан осознаёт, что это именно он, когда убил на поединке мужа Анны. У него возникает великолепная идея соблазнить эту чудесную женщину.

    Во второй сцене, в квартире Лауры проходит званый ужин. В разговоре она случайно упоминает имя Гуана. Один из гостей затевает ссору, ведь когда-то наш главный герой убил его брата на дуэли. Ссору удаётся прекратить, ведь Гуана уже давно изгнали из города, все успокаиваются. Вскоре вечером приезжает и сам Гуан. Карлос, ещё недавно затеявший ссору, вновь рвётся в бой, но Гуан спокойно его убивает. Лаура переживает, что нужно бы убрать труп, но Гуан предлагает ей избавиться от него утром.

    Третья сцена начинается с того, что Гуан в целях безопасности решает остаться в монастыре. В это время Гуан наблюдает за каждый день приезжающей на могилу Анной. В скорее он решается к ней подойти, много врёт, очаровывает и наконец, всё таки соблазняет. Анна назначает Гуану встречу, но только для разговора. Гуан на радостях рассказывает обо всём Лепорелло. Но в этот момент статуя убитого мужа Анны начинает двигаться. Гуан с насмешкой говорит, чтобы статуя по присутствовала на завтрашнем свидании. В ответ следует кивок, но главный герой не придаёт этому значения.

    Финальная сцена проходит в доме Донны Анны. Анна рассказывает Гуану, что тогда давно вышла замуж не по любви, а из-за того что её будущий супруг был очень богат, а сейчас Анну мучает совесть. Гуан всячески утешает Анну, и в надежде на то, что сможет склонить её к страсти, рассказывает историю о том, как убил её мужа. Анна в растерянности и практически в обмороке, Гуан продолжает её утешать. Но тут в доме появляется статуя её покойного мужа. Оживший покойник разговаривает с Гуаном, а потом утаскивает в ад.

    Это произведение учит читателя задумываться о последствиях своих поступков, быть честным и праведным. Главная мысль этого произведения в том, что все беды и объяснения жизни всегда нужно искать в нас самих.

    Картинка или рисунок Каменный гость

    Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

    • Краткое содержание Приключения Тома Сойера Марк Твен

      Это роман о детях, об их характерах и нравах. В школьном возрасте ребята придумывают себе развлечения. Главный герой – озорник и выдумщик, и всегда ищет приключения на свою голову.

    • Краткое содержание Крапивин Мальчик со шпагой

      История начинается на маленькой железнодорожной станции, куда приходит юный герой. Мальчик Серёжа Каховский совсем один, но все замечают, какой он воспитанный и вежливый. Там он находит себе друга – бездомного лохматого пса.

    • Краткое содержание Горе одному Дубова

      Эта история рассказывается в двух книгах романа. О детстве главного героя Леши Горбачева говорится в книге "Сирота". Мальчик потерял родителей на войне, попал в детский дом. В книге

    • Краткое содержание Осеева Сыновья

      Три соседки стояли у колодца и набирали воду. Рядом сидел старичок, он слушал разговор, который завязался между ними. Женщины обсуждали своих сыновей. Первая расхваливала своего сына,

    • Краткое содержание Чехов Белолобый

      В этом рассказе несчастная волчица много думает, но, естественно, о том, как добыть еду, как прокормить и защитить волчат. Она вспоминает былые годы, жалеет о своей ушедшей силе

    «Маленькие трагедии» - цикл драматических произведений, который А.С. Пушкин написал осенью 1830 года, «запертый» в деревне Болдино когда эту часть России охватила эпидемия холеры. Одной из трагедий, входящих в цикл, является «Каменный гость» - небольшое, но очень емкое произведение, написанное на популярный сюжет о Дон Жуане. Легендарный соблазнитель женских сердец, дуэлянт и «хулиган» был весьма популярным персонажем начиная с эпохи Возрождения. Пушкин использовал знаменитый сюжет о соблазнении Донны Анны, вдовы убитого на дуэли Дон Жуаном Командора, который явился из преисподней, чтобы отомстить своему убийце.

    А.С.Пушкин. «Каменный гость». Краткое содержание

    В трагедии четыре сцены. Первая - тайное прибытие Дон Жуана со слугой Лепорелло из ссылки в Мадрид. Дожидаясь темноты возле монастырских стен, он узнает о том, что сюда на могилу мужа, убитого им на дуэли, приходит Донна Анна. Жуан желает познакомиться с ней, его охватывает азарт, он мечтает о новых победах над женщинами, а безутешная вдова - подходящая для этого цель. На Мадрид спускается темнота, и сластолюбец спешит к своей прежней возлюбленной Лауре.

    Краткое содержание «Каменный гость». Сцена вторая

    В своей комнате Лаура принимает гостей. Один из них - брат убитого Дон Жуаном командора Дон Карлос. Он раздражен и раздосадован, ведь Лаура исполняет песню, сочиненную когда-то ее ветреным любовником Жуаном. Внезапно появляется и он сам. Происходит его стычка с Карлосом, ссора, дуэль, и тот падает замертво.

    «Каменный гость»: краткое содержание. Сцена третья

    Проведя ночь у Лауры, Дон Жуан на другой день возвращается к монастырю и, переодевшись монахом, ждет приезда Донны Анны. Появляется молодая вдова. Она предлагает помолиться вместе с ней, но испанец признается в том, что он не монах, а влюбленный в нее кабальеро. Он искушает женщину страстными речами и просит тайного свидания у нее дома. Та соглашается. Предвкушая очередную победу и торжествуя, Дон Жуан посылает своего слугу на могилу к командору, чтобы тот пригласил его на совместный обед у вдовы. Слуге, исполняющему приказание, кажется, что статуя кивнула в ответ. Испугавшись, он докладывает об этом хозяину. Дон Жуан, не поверив, решает сам повторить свое приглашение и с ужасом замечает кивок статуи.

    Краткое содержание. «Каменный гость»: сцена четвертая, заключительная

    Вечером в своем доме донна Анна принимает у себя, не ведая о том, убийцу мужа. Дон Жуан, назвавшись именем Диего, признается ей в страстной любви, пытаясь соблазнить молодую вдову. Видя ее благосклонность, он решается признаться в том, кем является на самом деле. Донна Анна, увидев и поняв, кто перед ней, в смятении. Слышатся шаги, дверь распахивается, входит статуя командора. Все в ужасе. Дон Жуан, однако, смело приветствует его, протягивая руку. Они вместе падают в преисподнюю.

    Это только краткое содержание. «Каменный гость» - произведение, входящее в цикл, объединенный названием «Маленькие трагедии», небольшое, но очень емкое и значимое. В пьесах других авторов о Дон Жуане этот персонаж изображен резко отрицательно. Он страшный грешник, растлитель и погубитель женщин, превративший любовь в азартную игру. У А.С. Пушкина Дон Жуан, несмотря на его отрицательные характеристики, очень привлекателен. За счет чего? Это образ цельный и сильный. Скука окружающей жизни заставляет его постоянно искать приключений и бросать вызов судьбе. «Есть упоение в бою и мрачной бездны на краю», - писал Пушкин в другом своем произведении. Это упоение на краю мрачной бездны и привлекает Дон Жуана. Находясь постоянно на краю пропасти, он рискует упасть, сгинуть. Страшно ли ему? Возможно, но азарт всегда побеждает страх. Чтобы передать только поверхностную фабулу произведения, достаточно привести краткое содержание. «Каменный гость» - сложная философская драма, смысл которой можно постичь, прочитав ее полностью и задумываясь над каждой фразой.