• Как научиться терпению вопрос к священнику. Епископ Пантелеимон (Шатов): О терпении и страдании

    Как избавиться от обиды?

    Прежде всего надо себе уяснить, что наша жизнь - это школа, а все, что нам попускает Господь - скорби, искушения - это уроки, они необходимы, чтобы выработать в себе терпение, смирение, избавиться от гордыни, обиды. И Господь, когда попускает их нам, смотрит, как мы себя поведем: обидимся или сохраним мир в душе. А почему нас обижают? Значит, мы заслужили, чем-то согрешили...

    Для того, чтобы не было ни обиды, ни раздражения, чтобы душа в Боге успокоилась, надо очень много перетерпеть от ближних - и поношения, и оскорбления, и всякого рода неприятности. Это надо уметь встретить, не огрызаясь на обидчика. Не надо говорить колкости, если вас оскорбили. Просто подумайте про себя: "Это мне Господь дал возможность укрепиться в терпении, чтобы душа успокоилась". И душа наша успокоится. А если мы начнем: "А что это он на меня клевещет, лжет, оскорбляет? Меня!.. " И пойдем вразнос. Это дух сатаны живет в человеке.

    Никогда не успокоимся, если не научимся терпеть. Станем истеричными. Если нас кто-то оскорбил, обидел, не надо собирать информацию к ответной атаке, не надо добывать в разных уголках "компромат" на этого человека: "Вот, он такой и такой... "; не надо выжидать удобного момента, чтобы вылить ему на голову эти помои. Христианин, если узнал, что про него вот этот плохо говорит, должен сразу смирить себя: "Господи, Твоя воля! По грехам мне так и надо! Ничего, переживем. Все перемелется, перетрется! " Надо себя воспитывать. А то кто-то что-то сказал, и мы не можем успокоиться до тех пор, пока не выскажем ближнему все, что думаем о нем. А эти "мысли" нам на ухо шепчет сатана, а мы за ним повторяем всякую грязь. Христианин должен быть миротворцем, всем нести только мир и любовь. Никакой гадости - ни обиды, ни раздражения - не должно быть в человеке. Отчего унываем? Не от святости, конечно! Оттого унываем, что много дурим, много в голову берем, видим только грехи ближнего, а своих не замечаем. Пересеиваем чужие грехи, а от пустословия, от осуждения благодать Божия отходит от человека, и он уподобляет себя безсловесным тварям. И тут уже от человека всего можно ожидать. Такая душа никогда не получит мира и покоя. Христианин, если видит вокруг какие-то недостатки, старается все покрыть любовью. Никому не рассказывает, грязь никуда не разносит. Он сглаживает и покрывает чужие грехи для того, чтобы человек не озлоблялся, а исправлялся. Сказано у святых отцов: "Покрой грех брата твоего, и Господь твои покроет". А есть такой сорт людей, которые, если что-то заметят, сразу это стараются разнести по другим людям, по другим душам. Человек в это время себя возносит: "Какая я мудрая! Все знаю и так не делаю". А это есть нечистоплотность души. Это грязная душа. Христиане так себя не ведут. Они не видят чужих грехов. Господь сказал: "Для чистых все чисто" (Тит. 1, 15), а грязному - все грязно.

    Нет терпения, как его обрести?

    Терпению надо учиться. Вот, ушибли мы ногу до крови - надо спокойно подняться, перекрестить больное место, сказав: "Во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь...Так тебе и надо по грехам твоим. Пусть эта боль тебе напомнит об адских муках. " Забивали молотком гвоздь, да по пальцу ударили - не надо молоток бросать, на кого-то злиться. Спокойно положите молоток, палец перекрестите, подуйте на него и скажите: "Ничего, успокойся. Это тебе полезно для терпения твоего. Пройдет, все перемелется". А то как бывает: водитель машину заводит, а она не заводится, он вытаскивает рукоятку и давай ею машину бить-колотить, да матами посыпать. Тут, конечно, бесы помогут - машина заведется, когда водитель уже весь выйдет из себя. А надо запастись терпением. Стоим на остановке, ждем трамвай, а его все нет; и машины никакой, и автобуса... А у нас билет в кармане на поезд. Не надо волноваться, будьте покойны и ровны. Даже если у нас нет денег на второй билет. А что сделаешь? Слава Богу, значит, так надо. И в это время надо хранить душевный мир, не волноваться, терпеть... Если кто-то нас ругает, чистит, надо внутренне возрадоваться: идет очищение нашей души. Всегда осуждайте себя, так приобретете терпение. Утром не хочется вставать - надо мигом вскочить. Не хочется? Вставай, быстро! Так надо вскочить, чтобы лень под одеялом осталась. Работать не хочется? Значит, бес на тебе верхом сидит, ножки свесил. Здоровья у тебя нет? Молодая, а здоровья нет? Значит, надо потрудиться как следует. Тут как-то одна послушница восемнадцати лет у нас в монастыре говорит: "Батюшка, я болею". - "Что у тебя болит? " - "Голова, руки, ноги, живот, - все болит... " Посмотрел за обедом - а она так много ест! За десятерых. Понятна причина, почему все болит. Вызвал ее, говорю: "Давай-ка, дорогая, делай по 100 поклонов". - "Ой, батюшка, тяжело". - "Ничего. Поедешь на скит, будешь работать, там у тебя вся "болезнь" мигом выйдет". Она потрудилась месяц, приехала: "Как хорошо! И ем с аппетитом, и себя прекрасно чувствую". Тело силой налилось, и ничего не болит.

    Как обрести терпение? Как бороться с грехом, если он жалит непрестанно, безнаказанно?

    Это очень ценно, что человек намеревается вести борьбу. Бывает, человек так обуреваем пороками, страстями и они так сильно мучают его, что он начинает преступать заповеди Божий.

    Представьте себе: человек сорвался со скалы. Если он не успеет зацепиться за камень, то и полетит вниз. Точно так же все устроено и в духовной жизни. Если человек сорвался в одном искушении, то есть совершил какой-то грех, ему сразу же надо покаяться перед Господом. Иначе этот грех, как снежный ком, притянет к себе другие страсти, другие грехи. А пока не попал на исповедь, должен просить у Господа: "Боже, милостив буди мне грешному! Прости меня и помилуй! Согрешил я, преступил Твою заповедь! Господи, прости и помилуй меня!" И при первой возможности, надолго не откладывая, пойти на исповедь к священнику, принести покаяние.

    В чем ценность исповеди? Когда мы приходим и каемся, жалуемся Богу на дьявола, искусившего нас, нападающего на нас, Господь запрещает ему вводить нас в соблазн. Господь знает: то, что мы раньше не видели в себе, нашли, обнаружили порок в своей душе, покаялись в грехе, сознались перед Ним, и Он по великой Своей милости прощает нам нашу нечистоту, наш грех и дает благодатную силу на борьбу с этим грехом.

    Терпение - наш первый помощник в борьбе со страстями. Первый раз человеку тяжело собраться с духом и отказаться от своего намерения согрешить. После покаяния он снова может пасть, и тогда ему снова нужно каяться. И так до тех пор, пока придет время и человек полностью избавится от этой страсти. В падениях особенно важны молитва и сердечное сокрушение.

    Великий русский писатель Ф.М.Достоевский был глубоко предан Православию. Однако у него была слабость - страсть к игре в рулетку. Он ездил за границу и там играл. Никак не мог от этой страсти избавиться. Но однажды утром проснулся, почувствовал полное отвращение к игре. Господь его помиловал и освободил душу от пагубной азартной страсти. Почему? Потому что он постоянно каялся в своей слабости.

    Нам надо научиться терпеть себя, не унывая, не отчаиваясь, и постоянно трудиться над собой: "Добрые дела, труд все в жизни перетрут".

    Год назад начала ходить в храм. Со священником духовный контакт наладился, но прихожане как-то не приняли меня. А в другом храме мне спокойно, но не чувствую, что он мне близок. В каком храме мне молиться?

    Если нас поливают словесной грязью, почему бы нам не потерпеть? Ведь это своего рода сокровище, когда нас за добрые дела ругают, клевещут.

    Надо ходить в храм до тех пор, пока не получите духовного выздоровления. А оно наступит тогда, когда Вам будет все равно, ругают Вас или хвалят, а потом Вы будете радоваться поношениям, принимать их как заслуженное по грехам Вашим.

    Обиду мы чувствуем тогда, когда у нас душа больная. Ее надо лечить такими вот "грязевыми ваннами". Надо терпеть ругателей, настроить себя заранее, с утра или даже с вечера, что сегодня Вас будут ругать. Скажите себе: "Диавол видит, что я тут молюсь, спасаюсь, хорошо исповедуюсь и очищаюсь. Он хочет прогнать меня из этого храма. А я не уйду. Бог мне поможет, и я вытерплю." Настройте себя так: тот день, в который меня не ругали, прошел зря.

    На работе начальник в буквальном смысле слова издевается над людьми. К нему нельзя никак подступиться - ни по-хорошему, ни по-плохому. Как терпеть, когда уже невмоготу?

    Какой бы ни был человек, даже самый отъявленный бандит, в его душе "под пеплом теплится огонек". Только надо суметь подуть на эту искорку, и тогда, возможно, огонек превратить в пламень. Молитесь за него и постарайтесь привести его в состояние доброжелательности и даже к вере.

    В отношениях между подчиненными и начальствующими всякое бывает. Случается, что и начальствующие от подчиненных страдают.

    Расскажу такую историю. Однажды лиса пробегала по лесу. И вдруг видит - лежит на дорожке змееныш, умирает от жажды. Она сжалилась, достала ему пищи, воды. Вернула к жизни, стала подкармливать. И змееныш ожил. Так они сдружились, что просто стало не разлить водой.

    Прошло время. Змееныш вырос в крупного змея. Как-то раз нужно было им переправиться через реку. Змей говорит:

    Я боюсь плыть, река такая быстрая, меня может унести.

    Лиса предложила:

    Ну что ж, обвернись вокруг меня, а свою голову положи на мою. Так мы вдвоем и переплывем.

    Поплыли. Доплыли до середины реки, змей вдруг говорит:

    Слушай, лиса! Я хочу тебя ужалить.

    Сейчас, - отвечает лиса, - не время болтовней заниматься, надо побыстрее плыть.

    Совсем немного осталось до берега. Змей говорит:

    Не могу терпеть. Все-таки я тебя ужалю.

    Стала лиса ему напоминать:

    Вспомни, кто ты был? Ты же погибал. Я тебя выкормила, вырастила и вдруг - укусить меня хочешь.

    А мне так хочется.

    Ну что ж, тогда повернись ко мне, в последний раз хочу посмотреть в твои безстыжие глаза, а потом кусай.

    Змей повернул голову к ней. Она его - хвать! За шиворот и на берег, задавила, сбросила с себя. Вытянула вдоль берега и говорит:

    Вот так! Хватит тебе вилять. Дружба должна быть прямой.

    Бывают такие случаи: начальник приголубит какого-то человека, окажет ему помощь, а тот, неблагодарный, за все добро отплатит злом. Порой даже с места столкнет и сам станет начальником. Или оберет, все деньжата выманит. Обхитрит. Такие люди у Бога на последнем месте. Если не покаются, их ждет вечный огонь.

    Анна, Караганда

    Как научиться терпению и побороть крайнее отчаяние?

    Добрый день! Я пишу сюда, потому что не знаю, куда писать и что делать. Я чувствую полное опустошение, уныние и покинутость. Почему Господь меня всегда покидает? Чувствую свою ненужность никому в этом мире. Хотя я не прошу много, всего лишь чуть, чтобы хватило на учёбу. У меня нет друзей, кто мог бы мне оказать помощь, а те, кто меня не знают, не верят моим проблемам. Очень жду, когда Господь пришлёт ко мне смерть. Как мне, Батюшка, найти силы пережить это? Как побороть уныние? Иногда даже есть соблазн подумать плохо о Боге. В принципе я понимаю, для чего мне всё это, но сил всё меньше и меньше. Ничего не могу поделать с этим. Тем более что вокруг люди считают, что если чего-то нет, то ты какой-то дурачок. Хоть я не особо ведусь на это и перестала общаться с такими людьми, но жить это всё равно мешает. Как мне научиться терпению? Спасибо за ответ.

    Добрый день! Вне зависимости от причины уныния, важнейшим средством является молитва. Христос в своем Евангелии призывает к себе «труждающихся и обремененных », обещая им покой. Причем радость Он не взял с Собой, а оставил нам в своих Евангелии и Церкви. Богослужения и особенно исповедь и причастие помогают исцелить уныние, потому что в церкви для него места быть не должно. А церковные таинства напрямую действуют против бесовских искушений, в особенности таинство исповеди и причащения, устраняя их причину. Во время исповеди человек слагает с себя бремя грехов, и душа, очистившись от тяжестей греха, становится легче и бодрей.

    Вы должны знать, что бесы действительно являются причиной уныния, так как сами, как падшие ангелы, постоянно пребывают в данном состоянии и не имеют утешения в общении с Богом, так как отпали от Него. И их единственная радость — распространение грехов, и, в частности, данных грехов печали и уныния. У каждого человека есть свободная воля и соответственно возможность покаяться и изменить себя, прийти к Богу.

    Также может помочь и занятие простым физическим трудом. Понятно, что сил мало, и падающий духом человек не всегда способен к труду, но надо заставлять себя и работать даже тогда, когда кажется, что это не приносит никакого результата. Дело в том, что труд потихоньку приводит в порядок и тело, а потом и дух. И начать стоит с самого простого — с уборки. С наведения физической и гигиенической чистоты вокруг Вас. И удовлетворение от чистоты вокруг понудит Вас привести в порядок и душу, очистив ее покаянием и молитвой.

    Преподобный Иоанн Лествичник пишет: «Из всех восьми представителей злобы дух уныния есть тягчащий ». И если на каждую страсть греховную есть побеждающая ее добродетель, то против уныния такого оружия нет. И если чревоугодие можно победить воздержанием, гордость — смирением, а сребролюбие — нестяжанием, то против уныния бороться тяжело и сложно. По словам Святых Отцов, уныние поселяется в душе того, кто, будучи сильно привязан к земному и погружен в чувственные наслаждения, совсем забыл о своей вечной душе. И значит, дабы победить уныние, надо усилить молитву и труды, и в первую очередь навести порядок в своих целях и желаниях. Подумайте тщательно, если у Вас что-либо не получается, может Вам это и не надо?

    С чего начинается прощение? Если кто-то неправ, обличать или молчать? Можно ли причащаться, если не всех простил? Протоиерей Виталий Весёлый, настоятель Серафимовского храма Горловки поговорил с нами о том, как научиться принимать и терпеть тех, кого принимать и терпеть совсем не хочется.

    Обычно люди учатся у кого-то. Православному человеку, на мой взгляд, естественно учиться у Самого Господа. Тому, как Он прощал и прощает - в том числе. Но прежде всего нужно научиться искать прощения у Бога. А для этого Он дал нам разные средства: таинства исповеди и причастия Святых Христовых Таин, регулярное участие в богослужениях и частную молитву (то есть домашнюю, или келейную).

    Весь смысл богослужений сводится к словам «Господи, помилуй!» Мы постоянно ищем милости у Бога и Его прощения. И только таким образом, стремясь к Его прощению и употребляя для этого все средства, мы сможем приблизиться к Нему. А в общении с Господом будем учиться терпеть недостатки ближних и строить отношения с ними.

    Естественно, в нашем окружении есть разные люди: и воцерковлённые, и невоцековлённые, и православные, и иноверцы. И все - с разными характерами. Они могут обидеть, оскорбить, оклеветать, доставить большие неудобства. Порой очень тяжело всё это выдерживать, особенно - терпеливо. Но, тем не менее, Господь терпел и терпит всех, поэтому мы тоже должны стараться уподобляться Ему в этом по возможности. И если трудно, всё-таки понуждать себя к прощению.

    Господь говорит: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12). К добру нужно себя понуждать, и к прощению тоже. Через «не хочу». Тогда Господь простит и множество наших грехов. Мы ведь не знаем, насколько тяжело Господу терпеть наши грехи, но Он прощает нас, значит, и мы должны стараться.

    Бывают ситуации, когда простить никак не получается. В таких случаях бывает полезно сделать паузу в общении. Предательство, измена - это особые обстоятельства, когда действительно сложно найти силы для приятия или прощения. Особенно тяжело бывает, когда человек даже не осознаёт, что причинил боль, и не пытается исправить то, что сделал. Он считает, что всё нормально, а может, даже видит нашу неправоту в ситуации. Конечно, молиться за такого всё-таки нужно, чтобы Господь изменил его сердце по отношению к нам, вразумил, дал увидеть ошибку. Но пока не получается, не нужно насильно себя понуждать к прощению. Надо сделать паузу в общении, реже встречаться.

    Спрашивают, как быть в такой ситуации: человек трудится над тем, чтобы простить, хочет часто исповедоваться и причащаться, чтобы с помощью этих таинств преодолеть обиду, неприязнь. Священник перед разрешительной молитвой спрашивает: «Всем всё прощаете?» Что отвечать, если ещё не простил? Можно ли причащаться?

    Я думаю, что в причастии человек получает необходимые ему силы для борьбы со своими немощами. И мне кажется, что нет лицемерия в ответе «да, прощаю», потому что мы хотим простить, мы в процессе борьбы с собой. Этот процесс может продолжаться всю жизнь - что же тогда, вообще не причащаться? Наоборот: причащаться нужно, потому что своими силами невозможно простить, только с Богом.

    Как быть, если проблема неприязни к недостаткам ближнего возникла в семье? Как вести себя? Говорить о своих обидах или неприятии каких-то черт близкого? Думаю, можно указывать людям на их недостатки, но нужно делать это с максимальной деликатностью, чтобы не обидеть, не оскорбить.

    Очень важно помнить о недостатках собственных. Возможно, если подумать о них перед разговором, то это придаст нам бережности и такта. И как бы ни было трудно, надо стараться обращаться к ближним со смирением. Порой хочется обличать, делать это пафосно, с торжеством, но прежде лучше постараться стяжать смирение, побороться со своей гордыней, и тогда обличать не захочется. Вы станете бережно исправлять и врачевать недостатки ближних, с Божьей помощью.

    Недостатки всегда легко увидеть. А вы попробуйте разглядеть добродетели. Отыщите их! Грешить всегда легко, а вот понудить себя на действительно доброе дело - тяжело. А ведь это доброе дело - если мы будем стараться увидеть добрые качества в человеке неприятном. Не надо лениться в этом. Нужно стараться побуждать себя к такому труду.

    И, конечно, не оставлять духовной работы над собой, потому что без благодати Божьей, своими силами невозможно справиться ни со своими недостатками, ни с недостатками ближних. А благодать Божья вразумляет человека, как правильно поступать в той или иной ситуации, как прощать. Помогает в этом, даёт силы. Поэтому всегда нужно молиться. Даже если вы уже вошли в конфликт, главное - встрепенуться, остановиться и постараться бурю свести на нет - по возможности, конечно. А если противоположная сторона не хочет примирения, то остаётся только молитва и духовная борьба.

    Записала Екатерина Щербакова

    Один мой знакомый, студент медицинского университета как-то листал при мне книгу «Я полюбил страдание…» святителя и хирурга Луки Войно-Ясенецкого.

    — Что за бред, – бормотал Дима. – Ну разве это врач? Врач должен уметь облегчать страдания, а не учиться их любить.

    — Ты мыслишь плоско. Он был прекрасным врачом, оперировал, и страдания других облегчал. А свое страдание – полюбил, он себя имеет в виду.

    Короленко писал, что человек создан для счастья как птица для полета, Достоевский – что человек должен заслужить счастье страданием. Оба правы, как и все классики. Анатоль Франс утверждал, что всему, что есть в нем доброго – он обязан страданию. А кого-то наоборот страдание ломает и ожесточает…

    Терпеть или нет, когда все в твоих силах изменить, и что делать – когда ты не в силах этого сделать?

    Позже эти – свои и Димины — вопросы я задала епископу Пантелеимону (Аркадию Шатову), председателю Комиссии по церковной социальной деятельности при епархиальном совете г. Москвы.

    – Почему терпение – это не только добродетель, но и необходимое условие христианской жизни?

    – Терпеть нужно не только в христианстве. Терпеть приходится всем людям, даже тем, которые не верят в Бога. Почему с Красной площади нужно далеко идти до Университета на Воробьевых горах? Потому что они в разных точках пространства. Почему нужно терпеть? Потому что мы живем во времени. Терпение — это естественное состояние человека, который живет во времени. В этом времени могут происходить явления, которые будут для нас трудными и тяжелыми. Иногда хочется, чтобы это мгновение остановилось, потому, что оно прекрасно, а иногда – только и ждешь «Поскорее бы это закончилось». Но часто мы не в силах что-то изменить и поэтому приходится терпеть. Но некоторые терпят нетерпеливо, со злостью, отчаянием, а некоторые терпят терпеливо, с надеждой и внутренним спокойствием. В христианстве терпение носит другой характер.

    – У терпения есть две грани: можно быть рабом обстоятельств и ничего не пытаться изменить к лучшему. «Об меня ноги вытирают, а я терплю» — и это признак слабости. И когда человек с честью все терпит, потому что не может ничего изменить и это признак силы…

    — Да, в терпении не должно быть пассивности. Есть такой рассказ про двух лягушек, которые попали в кувшин с молоком. И одна из них терпеливо сложила лапки и опустилась на дно, а другая терпеливо барахталась, продолжала трудиться, пока не взбила молоко в масло и не выбралась. И терпение может быть очень активным действием. Можно терпеливо делать свою работу, не отступать, как бы ни было тяжело.

    Можно терпеливо бороться со страхом, с унынием, с грехом. И это не значит пассивность. Терпение – это явление активное. Можно терпеливо идти, каждый раз подниматься после ударов судьбы, и снова идти в бой. Можно терпеливо строить что-то, терпеливо заниматься творчеством. Не получается – снова и снова этим заниматься. Терпение – совсем не означает какой-то проигрыш.

    – Наверное, много чего не нужно терпеть в жизни. Приведу пример: медсестра работает в отделении для престарелых. И вроде бы у нее благие намерения, в этом отделении персонала мало, все только и говорят о важности ее работы. Но она терпеть не может работать с престарелыми, и каждый день собирается перейти в детское отделение, потому что ей нравится работать с детьми. Получается, что она себя ломает в этой ситуации? Или нет – просто воспитывает в себе терпение?

    – Невозможно заглянуть и понять – что в голове и в сердце этой девушки. В каком-то случае нужно обязательно, срочно уходить. Если у нее есть такое призвание – работать с детьми, способности, талант, данный Богом, то это, конечно, хорошо. Если же она просто привыкает к тому, что происходит, перестает чувствовать, то она и с детьми перестанет потом работать. И то, что ей кажется: с детьми будет у нее хорошо, – это может только казаться так. И поэтому ей лучше, может, все-таки научиться любить бабушек и дедушек. Дети, конечно, – это цветы жизни… Но я знаю многих воспитательниц детских садов, детских домов, которые поработали с детьми – и вымотаны гораздо больше, чем работающие с бабушками.

    Дети иногда такое устраивают! Для работы с ними нужно гораздо больше энергии. Если у нее это есть – то, конечно, можно и нужно бросать бабушек. Может быть, она как раз мучается от того, что у нее есть какой-то запас сил, и она не может их израсходовать в работе с бабушками. Надо понять, в чем причина этой нелюбви.

    Вообще, если человек верит в Бога, то он должен искать исполнения воли Божьей. Что такое воля Божья? Это не значит, что наверху сидит деспот, который изначально все определил. Нет! Воля Божья – это то, ради чего мы созданы и где мы можем найти наибольшую свободу и наибольшую радость.

    Человек – это особенное существо, это особый мир, очень богатый и сравнимый с целой Вселенной. И вот ему, этому миру, дана такая возможность от Бога, исходя из его качеств, талантов, воспитания, окружающей обстановки, времени, в котором он живет, места, где он родился — наиболее реализовать себя, получить наибольшую радость. И если человек идет против этой воли Божьей, то он обедняет сам себя. Вот, например, гвоздь. Можно попытаться гвоздь употреблять в пищу. Или попробовать вырастить цветочек из него какой-нибудь. Но это гвоздь — ничего не получится. Человек – это не гвоздь. У него нет только одной функции, ради которой он сделан. И человек в особых условиях может раскрыться и стать удивительно прекрасным. А в каких-то условиях он может исказить себя до неузнаваемости, превратиться во что-то мерзкое и отвратительное. Так что надо искать исполнение воли Божией.

    – Так это самое сложное…

    – Конечно. Это самое сложное для нас, потому что мы закрыты от Бога. Бог Свою волю не хранит от нас, как тайну за семью печатями. Узнавать волю Божью, конечно, сложно. Бог не всем открывает это, потому что то, что легко дается — мало ценится. Человек должен употребить усилие, чтобы ясно было, что, узнав эту волю Божью, он использует ее во благо себе. И Бог хочет ее открыть нам. А то, что мы уши свои закрываем и глаза зажмуриваем и не хотим услышать и узнать, к чему нас призывает Бог, – это наша вина. Нужно отказаться от своей порочной воли. Потому что у нас есть свое неправильно сформированное мнение о нас самих. Вот сумасшедший. Он считает, что он – великий писатель или изобретатель. А его держат в психушке и мешают ему осчастливить человечество гениальными изобретениями. Но на самом деле он – сумасшедший, больной человек. И многие из нас совершенно искаженные грехом люди, которые нуждаются в лечении, прежде всего. Вот его полечить – и он будет хорошим, может быть, садовником или хорошим сантехником, писателем, бухгалтером. Но сначала надо полечиться. И вот воля Божья о нем – находиться ему в этой психлечебнице, принимать лекарства, слушаться врачей.

    – И в каком направлении идти, чтобы понять волю Божию?

    – Прежде всего нужно об этом спросить Бога. И спрашивать его постоянно. Часто воля Божья открывается через чтение Евангелия. Есть люди в Церкви, которые помогают узнать волю Божью. Это старцы. Воля Божья открывается всегда, когда человек понимает, что есть Бог, и хочет узнать Его волю о себе, узнать, ради чего он Богом создан. Все-таки мы не сами себя произвели на свет. Есть молитва «Отче наш»: «Да будет воля Твоя» — прошение этой молитвы. Если повторять его каждый день утром и вечером — есть шанс, что ты узнаешь волю Божью. Конечно, нужно и остальное соблюдать. Если мы хотим узнать волю Божью, мы должны исполнять то, что говорит нам Христос. Мы не сами себя сделали из ничего, а нас создал Бог для чего-то. И создал нас, конечно, для счастья. Но счастье это открывается в определенных условиях. Если ты будешь есть железные опилки, если ты будешь ходить голым в 40-градусный мороз, если ты будешь есть одни конфеты, если ты не будешь обследоваться у врачей, ты, скорее всего, заболеешь и умрешь. И вот тут тоже нужно терпение, чтобы заставить себя все-таки услышать то, что хочет сказать Бог.

    — Христианство учит терпению. «Терпи», «попробуй смириться». А если у человека есть очевидные возможности изменить все к лучшему?

    Моя подруга сейчас пробует поступить на стипендию в какой-нибудь университет Европы. Потому что её не очень устраивает её жизнь на данный момент, её работа, то, что живет она с родителями и пр. Человек пытается самореализоваться, пытается улучшить свою жизнь и не желает терпеть те обстоятельства, которые ему кажутся неудобными. Это же нормально – стремиться к лучшему? Зачем терпеть?

    — В этом есть обман какой-то. Потому что в Европе та же самая жизнь, что и здесь, в России. Люди везде одинаковы, по большому счету. Кажется, что ты там чувствуешь себя другим. Но я думаю, что все-таки это – обольщение. Потому что это пройдет со временем. И она опять упрется в ту же самую стену, перед которой она стоит здесь. Преодоление этой стены заключается не в изменении места жительства, а в изменении состояния сердца, в изменении устроения души.

    – Может быть, у человека там изменится сердце…

    – Может быть. Я не говорю, что не надо ехать в Европу, и что нет на это воли Божьей… Просто надо как следует подумать и все взвесить.

    Нужно понимать, что воля Божья – в том, чтобы мы, даже уехав в Европу, шли внутрь себя, внутрь своего сердца. Чтобы мы искали ту дверь в своем сердце, которая ведет в Царство Небесное. Эта дверь – не в Европе и не в России. Она – в нашем сердце. И человек, нашедший это сокровище, открывший для себя Царство Небесное — он исполнил свое предназначение.

    Можно всю жизнь блуждать по плоскости. А можно выйти в трехмерное пространство. И человек, обретший веру, знающий Бога, выходит в другое пространство, в другое измерение.

    А вообще, мне нравится народная мудрость, которая говорит: «Сиди, лягушка, в луже, чтоб не было хуже».

    – Будет хуже – можно всегда вернуться.

    – Не всегда. В одну реку нельзя войти дважды. Вернешься уже не туда, откуда ты уехал, и не тем, каким ты был тогда. И поэтому, конечно, лучше Родину не оставлять.

    –А как можно человеку сказать: «Терпи», если он тяжело болен, и нет никакой надежды на его выздоровление?

    – Отец Иоанн (Крестьянкин), когда мы начинали заниматься с сестрами милосердия, сказал, что цель сестры милосердия – «научить больных полюбить свою болезнь».

    – А это возможно? По-моему, ее ненавидят, свою болезнь.

    –Отец Иоанн (Крестьянкин) еще и так говорил: «Каждой скорби нужно в ножки поклониться и ручку у нее поцеловать».

    – Мне кажется, это недостижимый идеал, удел святых…

    – Леночка, ты еще – человек молодой. Я еще тоже не очень старый, но, тем не менее, я понимаю сейчас, что все скорби, которые отпустил мне Бог в моей жизни, все болезни, которые были в моей жизни, – они помогли мне не стать хуже, чем я есть.

    – Бывает и наоборот…

    – Если нет веры в Бога – конечно, бывает. Это происходит тогда, когда человек не верит.

    У меня было много в жизни тяжелых моментов. Конечно, я не пережил весь страшный ХХ век. Я не знал войны, не знал голода, не знал гонений на церковь. Но в моей жизни было, конечно, много всяких сложностей и трудностей. И я понимаю, что это было отпущено не зря, и я благодаря этому не стал хуже. И многое во мне плохое не получило своего развития, потому что я претерпел вот эти прижигания болезнями. Я стал сочувственнее относиться к горю других, пережив сам какие-то трудности. Я перестал думать только о своем теле. Потому что когда тело страдает, ты невольно как-то понимаешь, что ты – не только тело. Что только телом жить нельзя, что у человека есть душа. Эти страдания и скорби подготавливают нас к смерти. Если бы мы всю жизнь жили безбедно и совершенно спокойно, мы бы не захотели никогда умирать. Я знал женщину, которая заболела раком и тяжело страдала. И она очень хотела жить, несмотря ни на что. Но в конце концов, она примирилась со смертью. Перед кончиной сказала: «Нет, я жить больше не хочу. Я хочу умереть скорей». Эта жизнь – прихожая. Эта жизнь –преддверие чего-то. Нужно это понимать. И понимать – что в прихожей не ставят диван, не пьют чай.

    – Для верующих это очевидно. А для неверующих?

    – Да, неверующий пытается устроиться в прихожей. Но кончается все равно плохо. Все равно прихожая не может быть спальней, не может быть рабочим кабинетом.

    Бог дал нам свободу. А неверующего пожалеть просто можно. Ну что с ним сделаешь? Надо пожалеть его, помочь ему, утешить, погладить его по головке, успокоить…

    Мир, в котором мы живем, – это промежуточный этап, это промежуточная какая-то станция нашего пути, через которую мы должны пройти. Если человек хочет на этой станции поселиться навсегда – на дороге, на шпалах, на проезжей части, неминуемо какие-то беды у него будут.

    Почему люди не верят в Бога? Потому что верующие люди очень часто представляют образ Бога не таким, какой он есть на самом деле. Неверующие с этим не могут согласиться. Я сам был неверующим долгое время, потому что я думал, что Бог – это дедушка, который сидит на облаке и распоряжается судьбами этого мира. Но я этим неверующим остался и сейчас. Я верю в другого Бога.

    Мы все умрем все равно. Ну куда от этого деться? Если ты едешь на поезде и знаешь, что в конце будет обрыв, пропасть… Ну нельзя же ехать в нем спокойно! Надо что-то делать!

    Если бы человек был создан только для смерти, после которой ничего нет, то тогда он не задумывался бы ни о чем. Был бы тогда цветочком, или комаром каким-нибудь, который живет один день. И поэтому человека и мучают такие вопросы – о Боге, о вечности. И пострадать такой человек готов, и потерпеть — потому что он понимает, что страдание есть выражение любви. Потому что иначе нельзя научиться любить, без этого не станешь человеком.

    – Получается, что дьявол не может любить, потому что он не хочет страдать?

    –Когда нам дается свобода от Бога, то у нас есть некая тенденция попробовать стать абсолютным властителем всего того, что есть в мире. Эта свобода, неправильно истолковываемая человеком. Бог есть свобода и любовь. А дьявол — это свобода без любви. Его свобода – подавлять свободу других.

    А Сам Бог – Он смирился. Он унизил Себя до того, что стать человеком. Он унизил Себя до того, что стал рабом, стал подсудимым, умер на кресте, между двух разбойников. И этим явил нам Свою любовь. И сказал каждому: «Возьми свой крест и иди за Мной. Иди за Мной, смиряясь, страдая ради других, жертвуя собой ради других.» Я эти слова повторяю с трудом, потому что я тоже так не живу и так не делаю. Это очень трудно. Но я понимаю правду этих слов и стараюсь их хотя бы в малой степени исполнить.

    Мне кажется, многие люди не верят в Бога, потому что не хотят принять свободу, которая есть любовь. Они не хотят учиться любви, а желают быть властителями и тиранами в этом мире, хотят стать центром этого бытия. Ну, или допустить существование разных центров бытия, автономных, договориться о каких-то границах власти.

    А есть другой образ жизни — когда ты всем готов пожертвовать ради другого, когда ты становишься любовью.

    – Мы подошли к теме страдания. Многие великие писатели, философы и святые отцы утверждали, что страдание очищает душу. Есть книга и высказывание архиепископа Луки: «Я полюбил страдание, которое так удивительно очищает душу». Непонятно, почему такая роль отведена именно страданию – очищать, возвышать? А почему не любовь, не радость душу очищает, а именно страдание?

    – Если за этим страданием нет любви – тогда, конечно, это неправильно. Оно бессмысленно в таком случае. И показывать Бога страдающего, как сделано, скажем, в фильме «Страсти Христовы» — неправильно. Там видно страдание и не видно любви Божьей. Страдание есть выражение любви. И послушание есть выражение любви. Мне бабушка говорила в детстве: «Аркаша, ну будь смиренным». Меня это возмущало до глубины души… Взорваться был готов. Как это так? Перед чем смиряться? Перед кем? Зачем? Но если есть любовь, то это становится понятным. Если я люблю свою бабушку – я буду её слушаться.

    Если девушка любит какого-то юношу… Да она в лепешку расшибется, чтобы сделать ему приятное. Если мать любит своего ребенка – так она даст себя на кусочки разрезать, лишь бы ему было хорошо. Она примет любое страдание. И ей от этого будет хорошо.

    Есть притча про человека, которому сказали: «Надо принести сердце матери». И он пошел, вырвал у неё сердце, несет сердце – и вдруг упал. И сердце матери ему говорит: «Ты не ушибся, сынок?»

    А само по себе страдание – бессмысленно. Адское страдание мучительно тем, что безысходно и не имеет ни цели, ни какого-то смысла даже. Человек обрекает себя на бессмысленное страдание такой вот совершенно бездумной жизнью. А человек, который любит Христа, своим страданием свидетельствует о любви. Бог для меня сделал вот это, вот это, вот это, и вот это. Он ради меня умер на кресте. Ради меня Он пострадал. Чем я могу ответить Ему? Ему же ничего не нужно. И если Он посылает мне какое-то страдание, терпя это страдание, как праведный Иов, я говорю себе: «Я должен и хорошее принимать от Бога, и плохое. Я не могу ни от чего отказываться». Этим я свидетельствую свою любовь и верность Ему. Терпением и страданием.

    – Но страдания нужны не Богу, а нам?

    – Конечно. Страданием моя душа очищается от греха, укрепляется моя вера, усиливается моя любовь, проверяется мое устроение души.

    – Можно научиться любить не страдая?

    – Невозможно. Потому что любовь – это когда ты выходишь из себя, когда ты отказываешься от себя ради кого-то.

    Страдание было даже в раю. И терпение. Когда Адам с Евой получили заповедь не есть от этого дерева – им сначала было делать это легко. Но потом настал момент искушения — когда Еве захотелось съесть запретный плод. Она послушалась голоса змея. И если бы она потерпела, если бы она пошла на страдание ради любви к Тому, Кто дал заповедь ее мужу не есть плодов от этого дерева ради послушания Богу, тогда не было бы всего того ужаса, который есть сейчас на земле.

    — В общем, страдать и терпеть – удел человека. А если у человека есть возможность прекратить страдание, когда оно уже достигнет апогея? Такого, когда становится неполезным?

    Приведу пример: жила жена с мужем-алкоголиком. Всю жизнь он издевался над ней, бил. А она все терпела и страдала. И наступил день, когда терпение ее лопнуло, и она пырнула его ножом. Нашло на нее какое-то затмение. Было бы правильнее, наверное, ей не терпеть и не страдать, а гораздо раньше с мужем расстаться. Где этот критерий – что все, пора прекращать терпеть?

    – Есть церковные правила – когда брак разрушается другим супругом, ты вправе его оставить. Потому что брак разрушен. Зачем жить с человеком, который тебе не муж? Он своим поведением перестал быть ее мужем.

    Если дело касается физической боли – наверное, лучше сразу пойти к врачу и определить, что происходит с тобой. И для каждого человека такие правила – они разные. Подвижники клали себе в обувь острые камни, носили на себе вериги. Мы тоже должны потерпеть, но в свою меру… Друг друга терпеть, не раздражаться, не обижаться, хотя это сложно.

    Жару нужно терпеть, не уезжать на Северный полюс, когда жарко летом в Москве. Специально, аскетически брать на себя какие-то подвиги, носить на себе вериги смогут далеко не все. И в наше время совершать подобные подвиги, конечно, могут только единицы, избранные. Потому что наше время – это время благодушного перенесения скорбей. То, что посылается, ты терпи. А большего тебе, наверное, не нужно искать. Специально терпеть, чтобы тебя кушали комары, как кушали они подвижников, современные люди не смогут. Уж лучше купить репеллент.

    Подвижники специально шли навстречу страданиям. Но возможно ли такое для тебя, лучше определять с помощью человека, который более опытен, чем ты. Чтобы не ты сам это решил, а чтобы помог в этом кто-то другой. Потому что когда ты сам решаешь, тут очень большой соблазн или взять на себя больше, чем ты можешь, и сломаться. Или, наоборот, не дотянуть до той планки, которую ты мог бы все-таки преодолеть.

    – То есть с человеком со стороны полезно иногда бывает советоваться…

    – Полезно, чтобы у человека был духовник. Раз мы встроены в систему человеческих взаимоотношений, то у нас должен быть руководитель. Как есть у нас люди, которых мы воспитываем. Общество – оно иерархично. Если мы выпадаем из этой иерархии – сложно придется.

    – Нужно ли в наше время избегать страданий, которых в принципе можно избежать? Яркий пример: обезболивание в родах. Моя знакомая своего первого ребенка рожала в России. Роды были очень тяжелые, она их с трудом перенесла. А потом они с мужем переехали в США, и там она узнала, что при родах всем делают спинальную анестезию — то есть все рожают более-менее безболезненно. И тогда они решились на второго ребенка. Она прекрасно родила второго, и говорила, какое же это прекрасное изобретение — анестезия. Потому что сколько бы ни прошло лет после того первого ребенка, она до сих пор свои ужасные роды помнит. Зато с анестезией эта мама и на третьего готова решиться.

    – Я очень рад, что мне никогда не придется испытывать родовые схватки, поскольку я являюсь мужчиной. И поэтому я не имею права сказать: «Знаешь, нужно потерпеть, так написано в Библии, что «в страдании будешь рождать детей»…

    – Многие на это ссылаются!

    – В наше время далеко не все, что написано в Библии можно с точностью исполнить, потому, что времена сильно изменились и, разумеется, ситуации разные бывают. И поэтому сказать так женщине нельзя – рожай и все, без обезболивания! Говорят, что не всегда это полезно бывает, но это надо у врачей выяснять и исходя из конкретной ситуации. Раньше же делали операции без наркоза вовсе. Раньше люди страдали от жары, от холода, страдали во время голода, страдали от многого… Сейчас жизнь стала намного комфортней. И здесь важен, конечно, не уровень страданий, потому что мы в наше время не способны к такому страданию, которое переживали наши предки. А важно само допущение того, что страдание – оно есть, и оно неизбывно, оно необходимо, оно есть свидетельство любви. И хоть мало, хоть немного, но пострадать нужно обязательно. Вот это должно быть, мне кажется, воспитано в человеке. А в какой степени – это решается индивидуально.

    – Книгу Льюиса «Страдание». Ещё нужно читать Евангелие — оно очень многое объяснит, поможет. Через Евангелие с тобой может говорить Бог, может Христос явить себя. Как это было в случае с митрополитом Антонием Сурожским, который, читая Евангелие, уверовал во Христа, потому что реально почувствовал Его присутствие.

    – Когда я училась в университете, нам на социологии говорили, что корень коррупции, безнаказанности и многих проблем в России – в долготерпении русского народа, которое стало притчей во языцех…

    Виноваты сами люди, потому что они пассивны, они привыкли жить под прессом, они привыкли, что за них все решено, привыкли смиряться и терпеть. А сейчас уже ситуация, мне кажется, меняется, и многие, в том числе и православные люди подают в суд, пытаются доказать свою правоту, пытаются что-то оспаривать. Даже с чиновниками было несколько случаев, когда простые смертные судились и выигрывали. Это прогресс?

    – Я скажу, что это совершенно неправильный взгляд. Потому что пока русские люди терпели, Россия существовала как великая держава и шла на вершину своего бытия. Когда русские люди подняли мятеж, когда они захотели переустроить этот мир и взялись за топоры, то началось для России самое кровавое время, которое только было в истории. И получилось государство, в котором никто не хочет ничего терпеть, а все хотят вершить свою волю. Вот мы живем в мире, который создан как раз теми людьми, которые не захотели терпеть, а захотели переустроить этот мир — революционерами. А терпение Христа создало величайшую христианскую цивилизацию. И Россия была создана людьми – великая Россия, русская культура, литература – людьми, которые умели и хотели терпеть.

    Наше освобождение от богоборческого ига связано прежде всего с терпением мучеников, которые положили свои жизни, для того чтобы Россия освободилась от этого безбожья, от страшного наваждения. И освободили ее не демократы, не диссиденты, которые были просто коммунистами наоборот. А освободили ее мученики, их кровь, их страдания. Если поставить во главу угла вот этот принцип: «Надо протестовать, надо добиваться…» – все закончится плохо. Я не говорю, что не надо протестовать. В каких-то случаях, может, это и нужно. Понятно, я не говорю о таких примерах – как война, когда напали на твою родину, и ты пошел её защищать. Но главным все-таки должно быть терпение, смирение, жертва. Если я хочу что-то сделать, я должен себя принести в жертву. Вот тогда я чего-то добьюсь. Если я не готов к этому, если я готов жертвовать другими, готов других «строить», другими распоряжаться – ничего хорошего не будет. Пока не принесена жертва, доброе дело не получается.

    – Если сосед мне спать не дает, врубает музыку ночью – я же могу написать заявление в милицию на него? Я же не обязана терпеть.

    – В крайнем случае, – конечно. Но сначала вы можете попробовать с ним поговорить, помолиться за него.

    – А если я испробовала все и ничего не получается. Я хочу ночью спать, почему я должна слушать его?

    – Если девочка хочет спать, она может задушить младенца, как в известном рассказе Чехова. Вот она не захотела больше терпеть. А преподобный Серафим Саровский, когда к нему пришли грабители, сложил руки на груди и терпел, как они его избивали. И чего он достиг этим? Он достиг того, что эти мужики бросили свой разбой и пришли к нему, попросили прощения. Он спас этих разбойников, своим терпением. Да, можно повторить – он святой, а мы обычные люди. Не каждый в потенциале – Пушкин, Достоевский, Бах или Моцарт. Но каждый человек в потенциале – святой. Если он не реализует свою святость, ему будет очень горько.

    Не все будут такими святыми, как Серафим Саровский. Но быть подобными ему может каждый. В Евангелии не написано: «Если будут убивать тебя – ты не сопротивляйся». Просто Серафим Саровский – он совершил больше, чем предписывает Евангелие. Если тебя оскорбляют – отвечай любовью. Тебя унижают – отвечай любовью. Молись за этого человека. Вот это надо выполнять обязательно. И это будет уже святость. Не такая, как у преподобного Серафима Саровского, но подобная ему.

    – А если унижают, ты терпишь, смиряешься, а человека совсем не трогает то, что ты с любовью отвечаешь на все унижения…

    – А его и не должно это трогать. Это ты делаешь для Бога, чтобы спасти свою душу.

    – Какие в Вашей пастырской практике были ситуации, когда к Вам обращались люди с просьбой о помощи, и Вы в одном случае говорили: терпеть, а в другом – подавать в суд?

    – Одна женщина пустила к себе по просьбе других людей семью, у которой не было места где жить. Пустила их на время. Эти люди оккупировали ее квартиру, заполнили своими вещами, стали указывать, как ей нужно жить и что делать. И она терпела года полтора этих людей, хотя пустила их на два или три месяца, как договаривались. В конце концов, я ей сказал, что хватит терпеть. Мы попросили знакомых, они пришли и вывезли вещи этих людей. И она их не пускает в квартиру. Они теперь с ней судятся, пытаясь доказать, что она сначала их пустила, потом забрала их вещи…

    И второй случай. Была у меня одна прихожанка замечательная. У нее была свекровь неверующая, которую вера снохи очень раздражала. Эта свекровь детей специально приглашала к себе в комнату, кормила их мясом во время поста, показывала им по телевизору всякие фильмы… Эта свекровь ее мучила, ругалась, вела себя совершенно безобразно. И сноха терпела несколько лет. И вот незадолго до смерти эта свекровь попросила позвать священника и сноху, поклонилась ей, как могла, попросила у нее прощения и сказала, что она виновата. И умерла, примирившись с ней и примирившись с Богом. Сноха своим подвигом, терпением спасла ее душу.

    Елена Коровина

    Настоящее терпение никогда не лопается. А то, что лопается - это пузырь личных амбиций

    Здравствуйте,

    Как научиться смирению и терпению? Наверное, вы помните замечательное выражение “развлекательная психология ”. Даже здесь вы его встречали несколько раз.

    Такая психология на вопрос как научиться терпению , отвечает примерно так. «Попробуйте отвлечься. Подумайте о чем-то другом. Попробуйте сосчитать до десяти. »

    Забавно, правда?

    Ведь понятно, что человек, который действительно стремится обрести смирение, не хочет “пробовать переключиться на что-то приятное”. Потому что это - бегство от проблемы. Знаете, когда внутри все бушует, а я такой внешне очень позитивный.

    Сегодня мы пойдем другим путем.

    Сложно научиться чему-то без понимания, как это работает. Невозможно научиться смирению, если не знать, что это такое. Невозможно обрести навык терпения без понимания, что терпение бывает истинным и ложным.

    В чем разница между тупым терпением и реальным смирением?

    Как научиться терпению?

    Есть тупое терпение. Есть осознанное . В чем разница?

    Тупое терпение - это когда мы внутренне не согласны с тем, что у нас есть.

    Мы тупо и напряженно терпим, думая: нужно быть смиренным, нужно терпеть, это мой урок.

    Однако это - не самая перспективная позиция жизни. Куда бо́льший потенциал нам дает внутренняя позиция ученика. Позиция ученика - это когда у нас есть система ценностей, по которой все, что приходит в жизнь - благоприятно. Почему?

    Потому что оно исходит из высшего источника.

    • Читайте подробнее -

    И вот когда есть вот это убеждение, вот это понимание, как устроена жизнь… что есть Высшее любящее начало, и я - его частичка… а все, что дается мне, дается для моего роста и развития - если есть это убеждение, обратите внимание, терпение становится совсем другим.

    Оно становится мягким . Без ненависти.

    Это все зависит от того, есть ли в нашем характере изначальные убеждения относительно того, как устроен мир и какие мои взаимоотношения в нем.

    Есть терпение с ненавистью. Есть терпение с любовью. Большая разница.

    Итак, если нет позиции ученика - что бы мы ни делали, занимаясь психологией, или другой эзотерической практикой - мы не получим никаких истинных результатов. Потому что сама позиция - ложная.

    Даже терпение - хорошее качество, которое прославляется в разных культурах - но если это терпение с ненавистью, то чем больше я терплю, тем более злым становлюсь к тому, что происходит . Замечали?

    И чем такое терпение закончится?

    Взрывом. Выплеском. Может даже неуместной агрессией.

    Как научиться смирению?

    Истинное смирение основано на этом понимании, как устроен мир и жизнь. На том, что самое благоприятное здесь есть.

    Нужно просто открыться и принять. В проблемах искать урок, а не осуждать.

    Любая ситуация обучает нас. И проявление гордыни - это когда мне что-то не нравится, задавать вопрос «Почему так?». Но позиция смирения - это другой вопрос: «Зачем, для чего это пришло в мою жизнь?»…

    Как вы это воспринимаете?

    Если вы здесь впервые, сейчас можно подписаться, нажав сюда . Если вы знаете кого-то, кому может быть полезна эта статья, пришлите ему ссылку на эту страницу (социальные кнопки - чуть ниже).

    По тренингу Олега Гадецкого «Свобода и самореализация. Трансформация негативных убеждений»