• Проект по биологии образец. Темы проектов по биологии

    В настоящее время широко обсуждается вопрос о модернизации образования, цель которого-создание условий для повышения качества учебно-воспитательного процесса.

    Проблема поиска решения задач модернизации заключается в том, как практически осуществить переориентацию доминирующей образовательной парадигмы на современную, соответствующую требованиям ХХI века?

    Одно из условий решения проблем – внедрение современных педагогических технологий, в том числе технологии проекта.

    Технология проекта помогает преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного», позволяющего продуктивнее усваивать знания, научиться их анализировать, обобщать, интегрировать, сделать их более практико – ориентированными, что в конечном счете и преследует программа модернизации образования.

    Проект обеспечивает тесную связь теории и практики. Для учителя это возможность реализовать теоретические знания через продуктивные педагогические технологии; для учеников – достижение такого уровня образованности, который обеспечит решение задач в различных сферах жизнедеятельности, используя теоретические знания.

    Поэтапность реализации проекта позволяет четко поставить проблему, цели, задачи, способы их реализации; создать условия для индивидуальной и коллективной деятельности, для самостоятельной и групповой работы учащихся, создания ситуации успеха и сотрудничества. Учитель вместе с учениками ставит задачу проблемного характера и указывает конечную цель работы на каждом этапе, что требует от учеников изучения, осмысления способов решения задачи, составления плана действий и самостоятельного его выполнения.

    Этапы реализации проекта

    Название этапа

    Время исполнения

    Подготовительный

    · Определение подтем исследования;

    · Выделение предполагаемых направлений работ;

    · Составление графика наблюдений;

    · Разработка критериев оценки результатов выполнения проекта.

    Сентябрь-октябрь

    начальный

    · Предварительное знакомство с методами наблюдения;

    · Определение проблемы и задач исследования (использование метода «круглого стола»);

    · Выдвижение гипотез и способов их решения;

    · Обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений, и т.д.);

    · Распределение работы между частниками группового проекта;

    · Начало работы по сбору информации.

    Ноябрь-декабрь

    основной

    · Продолжение работы по сбору информации;

    · Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта;

    составление схемы исследования.

    · Систематизация и анализ полученных данных;

    · Обсуждение способов оформления конечных результатов;

    Подведение итогов, оформление результатов

    Январь- июль

    заключительный

    · Представление результатов выполненных проектов (доклад, модель, схема, график и т.п.)

    · Презентация проекта

    · Рефлексия

    · Внесение коррективов в работу и оформление отчётов.

    Сентябрь-декабрь

    Школа работает по Базисному плану Республики Саха (Якутия) 2005 год, которые способствуют внедрению проектной деятельности, особенно в старших классах. Профильный курс по биологии включает учащихся 10 и 11 класса, поэтому работа над проектами ведётся в течении 2 лет. Первые 3 этапа подготовительной, начальной и основной реализуются в течении 10 класса; заключительный этап – 11 класс. Выбранные темы проектов актуальны, так как делается акцент на интересы учащихся, их окружение, экологию. Наиболее интересным является исследовательский монопредметный проект «Школа как экосистема», цель которого - выявить влияние окружающей среды на школу как экосистемы.

    Перед учащимися стояли задачи:

    1. Дать характеристику школе как экосистеме.

    2. Определить источники «загрязнения» среды в школе и меры снижения их воздействия на человека.

    3. Составить экологический паспорт школы.

    В течении 2 лет ребята вели экспериментальную работу, вычисляя загрязнение атмосферы пылевыми частицами, делая приблизительный расчёт выхлопных газов от автомобилей, проезжающих на ближайшей от школы автостраде. Учащиеся отметили, что загрязнение атмосферы вокруг школы незначительное, но экологическую дискомфортность вызывают общепоселковая котельная и бытовой мусор.

    В ходе работы был составлен экологический паспорт школы, где отмечается экологически чистая архитектурно-планировочная, визуальная шумовая среда, а также экологический дискомфорт в световой, температурной, электромагнитной среде.

    В заключении ребята определили проблемы школы как экосистемы и пути их решения.

    Проблемы школы как экосистемы и их решения

    проблемы

    решения

    Загрязнения окружающей среды

    1. Поддержание порядка на улицах.

    2. Акции в защиту окружающей среды.

    Экологическая привлекательность территории и визуальной школьной среды.

    1. Конкурс на лучший проект внешнего и внутреннего вида школы.

    2. Изменение ландшафтного дизайна, озеленение.

    Температурный и световой дискомфорт

    1. Улучшение температурного и светового режима.

    2. Рациональное использование ресурсов (воды, электроэнергии, тепла).

    Экологическая чистота деятельности человека

    1. Здоровый образ жизни.

    2. Экологическое воспитание школьников

    Обобщение работы представлено на районную научно-практическую конференцию «Шаг в будущее» в 2006 году. Учащиеся награждены дипломами I степени.

    «Профилистами» созданы такие интересные проекты как, «Квартира как экосистема», «Дизайн пришкольного участка», «Расстановка парт в классной комнате (психологическое пространство учащегося в классе)», «Мы в нашей школе. Рациональное питание – основа здоровья школьника».

    Проект «От глобального к локальному» настолько увлёк учащихся, что над этой темой стали работать «профилисты» физики, информатики, литературы, предпрофильного обучения, и это вылилось в научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», которая была проведена в школе с приглашением Администрации поселка Витим, депутатов поселкового совета. В результате данной экологической конференции были разработаны совместные определенные направления по улучшению санитарного состояния поселка.

    Последние 2 года широко используется проектная деятельность на уроках валеологии – 9 класс. Работа над мини-проектами ведется в течении всего учебного года. В конце года (апрель-май) идет защита.

    Темы проектов соответствуют основным темам программы, но обязательно привязываются к подростковому возрасту учащихся.

    Если теоретическую часть ребята могут взять из разных источников информации, то исследовательскую работу они выполняют сами.

    Работа над проектами вызывает интерес у учащихся, так как они изучают себя.

    Группа учащихся, работая над проектом «Познай самого себя» из области хиромантии проводила исследования среди одноклассников, но вскоре добровольно подключились к эксперименту другие ребята и учителя школы. В результате проводимой работы получены интересные характеристики.

    Вывод работы: мы никогда не сможем закончить исследования, относящиеся к области хиромантии. Ведь в конце концов, речь идет о теме, которая является неисчерпаемой, в которой ежедневно появляются новые вопросы, а в центре самое интересное существо, находящееся между небом и землей – человек.

    Все проекты имеют практическую направленность, исходящую из фактически проведенных экспериментов. Например, «формирование правильной осанки», теоретическая часть закрепляется практическими работами.

    1. Выявление нарушения осанки

    Порядок работы .

    1. Встаньте спиной к стене так, чтобы голова, плечи и ягодицы опирались на стену.

    2. Попробуйте меду поясницей и стеной просунуть кулак.

    3. Если это невозможно, просуньте туда ладонь.

    Оценка результатов

    В норме в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Если это имеет место, осанка нарушена. Осанку следует считать нормальной, если между поясницей и стеной проходит ладонь.

    2. Сохранение правильной осанки при стоянии

    Порядок работы .

    1. Встаньте к стене.

    2. Голову держите прямо, смотрите вперед (не поднимайте нос кверху и не выдвигайте подбородок).

    3. Поднимите и слегка отведите плечи назад.

    4. Втяните живот.

    5. Таз продвиньте вперед. Щель между стеной и поясницей должна быть сужена до нормы. Проконтролируйте это рукой.

    6. Отойдите от стены, сохраняя принятое положение. Запомните это положение и пытайтесь удерживать его в будущем. Дайте оценку своей осанке.

    3. Сохранение правильной осанки в положении сидя и при ходьбе

    Порядок работы .

    1. Положите на голову хоккейную шайбу.

    2. Попробуйте сесть на стул, пройтись по комнате.

    3. Чтобы проконтролировать себя, проделайте следующее подойдите к шкафу или стене, обопритесь о них головой, лопатками и ягодицами. Теперь присядьте на корточки, скользя по опоре. Если шайба упадет, определите какую ошибку Вы совершили.

    4. Определение наличия плоскостопия

    Порядок работы .

    1. Встаньте мокрыми, босыми ногами на лист бумаги. Получившийся след обведите карандашом.

    2. Измерьте ширину плюсневой части отпечатка ноги в сантиметрах.

    3. Измерьте ширину отпечатка стопы в её средней и пяточной частях.

    4. Число, означающее ширину отпечатка стопы в средней части, разделите на число, означающее ширину её плюсневой части. Результат выразите в процентах. Если полученное процентное отношение не будет превышать 33%, нога нормальная, плоскостопия нет.

    Признаки правильной осанки; признаки правильной посадки за столом; признаки правильной походки.

    Такие исследовательские работы, как «Слуховой анализатор», «Чувство вкуса у человека»; «Глаз человека»; «Здоровье в школе»; «Экология человека» - расширяют знания учащихся, дают возможность заниматься самовоспитанием, уделять внимание своему здоровью

    Исследовательские проекты – это одно из условий формирования качества личности, обеспечивающих решение познавательных коммуникативных, развивающих творческих задач.

    Список используемой литературы

    1. Величковский В.Г. Здоровье человека и окружающая среда. –М: Новая школа, 1997.

    2. Делакур Ж.Б. Большой словарь характеров. –М: «Зевс», 1997.

    3. Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. – М: Торговый дом «Гранд», 2001.

    4. Фёдорова Л.И. Технологи обучения биологии в современной школе. –Якутск. Институт повышения квалификации работников образования, 2001.

    Рассмотрим примеры проектов по биологии школьников.

    Проект "Растения нашего края" (межмпредметный информационный проект). Учащиеся вспоминают основные признаки семейств двудольных растений, отрабатывают навыки работы с определительным карточками по гербарным образцам и выполняют проектные работы. На первом уроке учащиеся делятся на 7 групп (по количеству семейств изучаемых растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные, злаковые, лилейные). Каждая группа выполняет проектную работу о растениях нашего края выбранного ими семейства .

    Цель проекта:

    создать книгу о растениях нашего края (для конкретного семейства).

    Задачи проекта:

    собрать материал о 15 представителях данного семейства;

    подобрать иллюстрации;

    найти загадки, предания, стихи;

    составить ребусы или кроссворд;

    оформить книгу. школьный биологический возрастной образование

    Оформляют свои книги они на уроках информатики, отрабатывая навыки печатания текста, сканирования картинок, составления таблиц и т. д.

    Последние 2 урока идет презентация книг (защита проектных работ) и рефлексия .

    Проект "Естественнонаучные музеи СПб" (межмпредметный информационный проект).

    Цель проекта:

    создать страницу на школьном сайте о естественнонаучных музеях в нашем городе.

    Задачи проекта:

    собрать материал о естественнонаучных музеях в нашем городе;

    подобрать иллюстрации;

    найти или разработать маршруты проезда от школы в музеи.

    Проекты "Общая биология 10-11" (межмпредметный информационный проект).

    Основной материал учащимся знаком и в начале курса предлагается ребятам выбрать информационные проекты по темам курса .

    История развития биологии и методы исследования в биологии.

    Цитология наука о клетке.

    Неорганические вещества в клетке.

    Органические вещества в клетке.

    Органоиды в клетке.

    Неклеточные формы жизни, прокариоты, эукариоты.

    Энергетический обмен в клетке.

    Пластический обмен в клетке.

    Формы размножения в клетке.

    Онтогенез.

    История развития генетики и ее методы.

    Изменчивость.

    Методы исследования генетики человека.

    Наследственные болезни.

    Эволюционные учения.

    Движущие силы эволюции.

    Микро и макроэволюция.

    Основные методы селекции.

    Биотехнологии.

    Гипотезы о происхождении человека.

    Антропогенез.

    Расы, расоведение и расизм.

    Основы экологии.

    Современные представления о происхождении жизни.

    Основные этапы происхождения жизни на Земле.

    Эволюция биосферы.

    С проектной деятельностью к этому времени они хорошо знакомы и четко понимают, что от них требуется. В зависимости от объема информации проектную работу могут выполнять от 1 до 3 человек. Получается, что за курс каждый ученик принимает участие в проекте . Ребята с интересом относятся к работе, внимательно слушают и конспектируют выступления, задают вопросы выступающим, критично оценивают работу и выступление, зная, что завтра на этом месте выступать им.

    Цель проекта:

    раскрыть тему проекта, собрав и проанализировав информационные источники.

    Задачи проекта:

    собрать информацию на заданную тему;

    проанализировав информацию составить необходимые схемы и таблицы;

    построить выступление и материал таким образом, чтобы одноклассники могли подготовиться к проверочной работе по данной теме.

    Также метод проектов используется непосредственно на уроках биологии. Например, в 6 классе при изучении ботаники учащиеся должны выполнять лабораторные работы по систематике растений, но, как правило, времени на это катастрофически не хватает. После того, как учащиеся знакомятся с основными признаками семейств цветковых растений и правилами работы с определительными карточками проводится урок "Узнай кто перед тобой". В начале урока класс делится на 5 групп (по 5 человек), которые занимают подготовленные столы в классе. Каждая группа получает 5 гербарных образцов с карточками для определения растений.

    На отдельном столе находиться информация об этих растениях (готовится заранее учителем).

    Цель мини-проекта:

    определить название растения.

    Задачи мини-проекта:

    отработать навыки работы с определительными карточками;

    собрать материал о растениях, с которыми работал;

    подготовить отчет (письменный и устный).

    Учащиеся работают в течение 30 минут. За тем каждая группа выступает с отчетом (по 3 мин.). Оценка за урок складывается из оценок за письменный и устные отчеты.

    Презентации как продукт проектной деятельности.

    Развитие новых информационно-коммуникационных технологий требует иного подхода к преподаванию школьных предметов. Увеличивающийся поток информации лучше усваивается учениками, если он излагается в доступной, наглядной форме. Этим требованиям отвечает работа с презентациями.

    Готовые презентации по биологии могут быть предложены учителем в качестве наглядного и краткого пособия при изучении нового материала, закреплении знаний, коррекции знаний. Наиболее эффективной является работа в сотрудничестве "ученик - учитель биологии - учитель информатики". При этом создаются условия для реализации творческого потенциала учащихся, развития интереса к предмету. Ученик, сам, создавая презентацию, переосмысливает получаемую информацию и передает ее одноклассникам. При этом повышается качество знаний самого ученика.

    Изложение материала в форме презентаций занимает немного урочного времени, при этом не теряется эффективность обучения. Это наиболее ценно при повторении материала и подготовке к экзаменам.

    Приобретаемые навыки работы с научной литературой, интернет-ресурсами способствуют не только учебной деятельности и выбору профессии, но и обогащают жизненный опыт подростка .

    Учитель, работая в сотрудничестве с учениками, создает методическую копилку презентаций, которую можно использовать и при изучении новых тем, и при повторении, и при индивидуальной коррекции знаний.

    Учеником 7 класса представлен проект на тему "Исследование электромагнитного излучения бытовых электроприборов".

    Цель: Исследование электромагнитного излучения квартиры среднестатистического вологжанина.

    Объект исследования: квартира среднестатистического вологжанина. ?Предмет исследования: электромагнитное излучение квартиры. ?Гипотеза: В квартире существуют места, с очень сильным электромагнитным излучением приборов.

    Можно самостоятельно проверить уровень электромагнитного излучения. Тест не лабораторный, но наличие и ориентировочную силу излучения покажет.

    Включить приборы, которыми вы чаще всего пользуетесь -- компьютер, телевизор, микроволновку, тостер, утюг, электрочайник, это не ошибка утюг и электрочайник. Холодильник включать не нужно он всегда включен в сеть, но работает он периодически.

    Подойдите к включенному прибору с радиоприемником. Вы услышите треск, писк и разные шумы. Чем сильнее шумы тем сильнее электромагнитное поле, следовательно, вреднее испытуемый прибор.

    Пройдите вдоль стен с включенным радиоприемником, сквозь них проникает электромагнитные волны от аппаратуры работающей за стеной, в других помещениях. Желательно переставить кровати или кресла если они находятся в зоне сильных электромагнитных волн. Результаты представлены в таблице 9 и на рисунке 1.

    Таблица 9 - Результаты исследования

    Название прибора

    Степень ЭМ излучения

    Компьютер

    Микроволновая печь

    Стиральная машина

    Телевизор

    Холодильник

    Рисунок 1 - Результаты исследования

    Проведя свои измерения, пришли к выводу: сильнее всех излучает электромагнитные волны - холодильник. На втором месте идёт пылесос. На третьем - компьютер. На последнем - утюг.

    Результаты нашего исследования практически совпадают с результатами исследований в Интернете.

    Таким образом, наша гипотеза, о том, что существуют места в квартире, где будет очень сильное электромагнитное излучение приборов нашла в ходе эксперимента свое полное подтверждение.

    Можно предложить следующие меры защиты от электромагнитного излучения бытовой техники.

    При приобретении бытовой техники обращать внимание на отметку о соответствии прибора требованиям "Международных санитарных норм допустимых уровней физических факторов при применении товаров народного потребления в бытовых условиях".

    Помнить, что чем меньше мощность бытового прибора, тем меньше уровень его поля, то есть вредность.

    По возможности приобретать аппаратуру с автоматическим управлением.

    Размещать бытовую технику на расстоянии не менее 1,5 м от места, где постоянно находитесь: спите, отдыхаете или работаете.

    Не включать одновременно несколько источников магнитного поля.

    Стараться, чтобы провода не образовывали "кольца" и "петли".

    Поскольку электромагнитное излучение исходит от всех частей монитора (многие измерения показали, что уровень излучения по бокам и сзади монитора выше, чем спереди), наиболее безопасно установить компьютер в углу комнаты или в таком месте, где те, кто на нем не работает, не оказывались бы сбоку или сзади от машины.

    На ночь не оставлять технику работать в режиме stand-by, проще говоря, красный огонек на панели должен погаснуть.

    Таким образом, в ходе исследования было изучено электромагнитное излучение, как физическое явление. Выявлено его влияние на живой организм. Проведено исследование квартиры среднестатисческого вологжанина, согласно разработанной методике. Проведен анализ полученных результатов. Предложены пути решения проблемы.

    Разумеется, полностью и безоговорочно отказаться от использования любых электроприборов в условиях современного города невозможно. Хотя бы потому, что вы неминуемо попадете под воздействие излучения, находясь в общественном транспорте, в офисе и даже просто на улице, проходя под высоковольтными линиями электропередачи. Но ограничить воздействие можно и нужно.

    Необходимо вести разъяснительную работу по сохранению здоровья человека при влиянии на него электромагнитных полей, разработать меры предосторожности и пропагандировать их.

    Учеником 10 класса представлен проект на тему "Индикация состояния окружающей среды по частоте встречаемости фенов белого клевера на территории города Вологды".

    Цель исследования: Оценка состояния окружающей среды на территории города Вологды по частоте встречаемости фенов белого клевера.

    Объект исследования: популяции белого клевера.

    Предмет исследования: влияние загрязнения окружающей среды на фены (форму седого рисунка на пластинках листа) и частоту их встречаемости у белого клевера.

    Рабочая гипотеза: можно предположить, что на территории улицы Ленинградской города Вологды, где наблюдается большая антропогенная нагрузка, процент растений с изменённым фенотипом будет высокий и соответствует сильному загрязнению территории.

    Оценка состояния окружающей среды нескольких районов на территории г. Вологды осуществлялась с использованием методики Т. Я. Ашихминой "Индикация состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера". В качестве фенотипического индикатора использован белый клевер Trifoliym repens (клевер ползучий). Первоначально изучено его морфологическое описание.

    Выбрано это растение не случайно. Во-первых, оно широко распространено на территории города Вологда. Во-вторых, фены белого клевера хорошо изучены, по признаку "Седой рисунок" выявлено больше десятка фенов. В третьих, Т.Я. Ашихминой разработана методика индикации состояния окружающей среды по частотам встречаемости фенов белого клевера.

    Частота встречаемости фенов белого клевера - это процентная доля фенов с рисунком - свидетельствует о техногенной нагрузке и о вероятности загрязнения среды на территории обследования.

    Таким образом, форма седого рисунка на пластинках листа и частота встречаемости - это индикатор загрязнения среды.

    Исследования проведены в августе-сентябре 2013 года на 8 площадках.

    Площадка №1: ул. Горького школьный двор МОУ "Средняя школа №15" (интенсивность движения по улице средняя, площадка находится в 40 м от дороги).

    Площадка №2: ул. Горького, район площади Чайковского (окружена со всех сторон автомобильными дорогами).

    Площадка №3: берег реки Вологда на ул. Набережная VI Армии (пешеходная зона, есть небольшое движение транспорта).

    Площадка №4: Территория Соборной горки на берегу реки Вологда (пешеходная зона).

    Площадка №5: Парк Ветеранов (парковая зона, парк со всех сторон окружён дорогами с не очень интенсивным движением машин).

    Площадка №6: улица Ленинградская (расположена рядом с дорогой, движение машин интенсивно).

    Кроме того, были выбраны для сравнения показателей несколько площадок в местах с меньшей антропогенной нагрузкой и удалённых от города.

    Площадка №7: п. Молочное ул. Парковая (парковая зона).

    Площадка №8: около деревни Смыково за п. Молочное (площадка удалена от дорог и видимой антропогенной нагрузки не наблюдалось).

    В ходе исследований были изучены 1600 куртинок белого клевера. Обнаружены куртинки с листьями без седого рисунка - фенотип 1, и большинство куртинок отличались четко выраженным "седым" рисунком. Наиболее характерными для исследуемых территорий являются фены № 1, 2, 3,4,5,6,7 и 8 (смотри приложение 6).

    Большее разнообразие фенов обнаружено на улицах Ленинградская и Горького, по которым постоянно движутся транспортные средства. Так же, на этих площадках были обнаружены растения "новые формы" с четырьмя листьями. Вероятно, выхлопные газы действуют на растения, вызывая морфологические и анатомические изменения. Растения на этих площадках отличались от остальных своей запылённостью.

    Наименьшее разнообразие фенов характерно для контрольных площадок п. Молочное ул. Парковая и территория рядом с деревней Смыково, что обусловлено низким уровнем антропогенной нагрузки.

    Рассчитав индекс соотношения фенов (ИСФ) для каждой пробной площадки, определен уровень загрязнённости и получены результаты, представленные в таблице 10 и на рисунке 2.

    Таблица 10 - Характеристика состояния окружающей среды

    по индексу соотношения фенов на исследуемых площадках № пл.

    Местонахождение площадки

    Индекс соотношения фенов (ИСФ)

    Степень загрязнённости

    Ул. Горького МОУ "Средняя школа №15" (школьный двор)

    Улица Горького, район площади Чайковского

    Сильно загрязнённая территория

    берег реки Вологда на ул. Набережная VI Армии

    Соборная горка на берегу реки Вологда

    Средне загрязнённая территория

    Парк Ветеранов

    Средне загрязнённая территория

    Ул. Ленинградская

    Сильно загрязнённая территория

    Поселок Молочное

    Территория со слабым влиянием неблагоприятных факторов

    Около деревни Смыково

    Чистая территория


    Рисунок 2 - Показатели индекса соотношения фенов (ИСФ) на исследуемых площадках

    Анализируя полученные данные видно, что на всех исследуемых площадках, за исключением контрольной площадки №8 (территория рядом с деревней Смыково за п. Молочное), индекс соотношения фенов (ИСФ) выше 30%, что согласно методике Т.Я. Ашихминой, говорит о загрязнённости территории. Это свидетельствует о том, что на всех исследуемых площадках растения клевера белого в разной степени испытывали на себе последствия деятельности человека.

    Самый высокий показатель индекса соотношения фенов (ИСФ) 91% зафиксирован на площадке №6 (ул. Ленинградская). Этот показатель соответствует сильному уровню загрязнения окружающей среды.

    Такой же уровень загрязнения характерен для площадки №1(школьный двор МОУ "Средняя школа №15 на ул. Горького" и №2 (ул. Горького, район площади Чайковского), где ИСФ составил 71% и 76% соответственно.

    Объяснить полученный результат в условиях нашего города несложно, т.к. ул. Ленинградская и Горького являются главными автотранспортными магистралями, которые создают значительный поток движущегося транспорта, в часы пик, приводящий к возникновению пробок, что вызывает образование большого количества выхлопных газов на ограниченной территории. Рост числа автотранспорта на дороге способствует увеличению шинной пыли, которая оседает на почве и листьях растений, нанося им определённый вред.

    Показатель на ул. Горького несколько ниже, чем на ул. Ленинградская, что обусловлено чуть меньшим транспортным потоком.

    Средний уровень загрязнения отмечен на площадках №3,4,5, на которых индекс соотношения фенов (ИСФ) составил от 51 до 58,5%. Загрязнение этих территорий вероятно вызвано интенсивным потоком людей, засорением территории бытовым мусором, а так же значительным потоком машин. Но показатель ИСФ несколько ниже предыдущих площадок, что обусловлено некоторой удалённостью от главных автомагистралей.

    Посёлок Молочное достаточно удалён от города и находится примерно на расстоянии 17 км от центра Вологды. В отличие от предыдущих площадок, для него характерна низкая транспортная загруженность. Согласно данным исследованиям, показатель индекса соотношения фенов (ИСФ) для площадки №7 составил 43%.

    Это говорит о том, что посёлок Молочное находится в зоне со слабым влиянием неблагоприятных факторов.

    Наилучший показатель зафиксирован на территории рядом с деревней Смыково (за п. Молочным) - 29%, что свидетельствует о чистоте исследуемой территории и благоприятном состоянии окружающей среды в данном населенном пункте. Что объясняется низкой антропогенной загруженностью.

    Муниципальное образовательное учреждение Ореховская средняя общеобразовательная школа

    Проект по биологии

    «10 самых удивительных растений мира»

    Руководитель:

    учитель географии и биологии,

    Рассейкина И.Г.

    с.Ореховка, 2014

    Введение

    1.Десять самых удивительных растений мира

    1.1.Вельвичия удивительная – дерево или куст?

    1.2. Раффлезия или «трупная лилия1»

    1.3. Аморфофаллус – «цветочный гигант»

    1.4. Опунция Биджелоу

    1.5. Карнегия гигантская

    1.6. Непентес

    1.7. Венерина мухоловка

    1.8 Фикус Бенгальский

    1.9. Секвойя вечнозеленая

    1.10. Пуйя Раймонда

    Заключение

    ВВЕДЕНИЕ

    Растительный мир очень красив и многообразен. Сегодня существует около 360.000 различных видов растений (деревья, травы, кустарники и другие). Среди них есть особенные, удивительные виды, которые превзошли все другие виды растений по различным показателям, прочно закрепив за собой звание «самых-самых».

    На нашей Земле 90% биологической массы составляют растения, их почти полмиллиона видов. Без растений жизнь на земле была бы невозможна, так как они являются лёгкими планеты. Растения поглощают углекислый газ и другие вредные вещества и по ночам выделяют кислород, которым мы дышим. Я хочу рассказать Вам о самых удивительных растениях нашей планеты.

    Цель: познакомиться с удивительными растениями Земли.

      Изучить литературу по данному вопросу.

      Составить описание редких и удивительных растений

      Рассмотреть область применения растений.

      Оформить работу и сделать презентацию

    1) Работа с источниками информации: дополнительная литература, справочники, атлас-определитель.

    2) Сравнение, анализ, описание.

    На нашей планете существует огромное количество всевозможных растений, увидев которые можно только удивляться тому, как природа смогла придумать нечто подобное. Невероятное количество видов и подвидов растений, многие из которых поражают своими качествами – от выживаемости и приспосабливаемости, до расцветки и размеров.

    Знаете ли Вы, что высота самых высоких деревьев превышает 100 метров? Слышали ли вы что-нибудь про растения, которые способны «убивать» и «съедать» животных?

    Десять самых удивительных растений мира

    1.1.Вельвичия удивительная - дерево или куст?

    Рис.1 Вельвичия удивительная

    Растет на юге Африки, в пустыне Намибии. Возраст этого пустынного дерева-карлика может достигать 2000 лет. Из короткого пенькообразного ствола растения в обе стороны отходят два огромных листа, которые по мере роста продольно разрываются на ленты, а кончики отсыхают. Возраст этих гигантских листьев равен возрасту дерева. Листья постоянно растут от основания, а кончики отмирают. В отдельных случая длинна листьев, может достигать 8 метров, а ширина 1,8 метров.

    Род Вельвичия назван английским ботаником Джозефом Гукером в честь австрийского (словенского) ботаника и путешественника Фридриха Вельвича, который в 1860 году открыл это растение на юге Анголы.

    Племена бушменов называют это растение «отджи тумбо», что означает «большой господин».

    Вельвичию можно культивировать как оранжерейное или комнатное растение. Делают это не из-за её высоких декоративных качеств, а по причине исключительной непохожести вельвичии ни на одно другое растение.

    Вельвичия растёт очень медленно. Чувствительна к заморозкам. Требует хорошо дренированной почвы, слой которой должен быть достаточно глубок для её длинного главного корня. Для нормального развития необходим сухой климат, прямое солнечное освещение; дневная температура 21-23 °C, ночная - 10-12 °C. Поливать растение в период роста следует регулярно, но умеренно, без чрезмерной пересушки земляного кома; между поливами необходимо дать просохнуть верхнему слою почвы. Во время периода покоя растение не поливают.

    1.2.Раффлезия или «трупная лилия»

    Рис.2 Раффлезия

    У раффлезии отсутствуют органы, в которых бы шёл процесс фотосинтеза; более того, у представителей этого рода отсутствуют и стебли, и листья. Все вещества, необходимые для своего развития, раффлезия получает из тканей (корней или стеблей) растения-хозяина через корни-присоски.

    Местные жители острова Суматра, в лесах которого была открыта раффлезия, издавна знали это растение и использовали его в лекарственных целях. В частности, экстракт из бутонов раффлезии применялся для восстановления фигуры у женщин после родов.

    1.3.Аморфофаллус – «цветочный гигант»

    Рис.3 Аморфофаллус

    Эти растения бывают разных размеров - от маленьких до гигантских. Растут из подземных клубней размером с грейпфрут и весом около 5 кг, некоторые из корневищ или столонов. У этих растений имеется период покоя, некоторые из них - вечнозелёные травы.

    Клубень сжато-шаровидной формы, иногда неравномерно цилиндрически удлинённый, реповидной или конусовидной формы

    Род Аморфофаллус , также как и род Раффлезия славится своим "тонким ароматом" разлагающейся плоти. Запах, исходящий от цветка ужасен. Без противогаза любоваться аморфофаллусом способны немногие. Цветок большинства представителей этого рода огромен в размерах и может достигать высоты 2,5 метра при диаметре 1,5 метра. Во многих восточных странах клубни этого растения используются при приготовлении различных кулинарных блюд и лекарств.

    Клубни Аморфофаллуса широко используются в традиционной японской кухне для приготовления супов или для добавления в тушёные блюда. Из них также делают муку для лапши и желатиноподобное вещество, из которого затем делают особые тофу.

    Считается, что употребление в пищу блюд, в состав которых входят клубни аморфофаллуса, способствует очищению желудочно-кишечного тракта от шлаков и снижению веса. Это растение выращивают в Китае уже на протяжении 1500 лет и применяют клубни аморфофаллуса как диетический продукт для снижения уровня холестерина и сахара в крови.

    В медицине клубни аморфофаллуса используются как сырьё для изготовления диабетических продуктов.

    1.4.Опунция Биджелоу

    Рис.4 Опунция Биджелоу

    Опунция Биджелоу - этоодин из самых удивительных видов рода Опунция семейства Кактусовых. Это удивительные пушистые кактусы, высотой до двух метров.

    Опунции распространены на обширных территориях Северной и Южной Америки, включая Вест-Индию. В Мексике, являющейся главным районом произрастания рода, сосредоточена почти половина видов опунции. Согласно легенде ацтеков, Теночтитлан (нынешний Мехико) был основан на месте, где росла опунция, на которой сидел орёл, поедающий змею. Эта сцена из легенды отображена на гербе Мексики. Как интроцуцированные растения некоторые виды опунции распространились в тропических и субтропических регионах всего мира.

    Опунция возделывается ради своих плодов, а также в качестве корма для скота и живой изгороди.

    На острове Мальта из плодов опунции производят ликёр (Ambrosia Bajtra 21 % vol.), являющийся национальным алкогольным напитком.

    1.5.Карнегия гигантская

    Рис.5 Карнегия гигантская

    Карнегия гигантская (Сагуаро ) ещё одно удивительное растение семейства Кактусовых. Самой удивительной особенностью этого кактуса являются его большие размеры. Высота отдельных растений составляет около 14 метров, а диаметр более 3 метров! При этом возраст отдельных кактусов достигает 150 лет.

    Род назван в честь Карнеги, Эндрю (1835-1919), американского предпринимателя, сталепромышленника и мультимиллионера.

    Произрастает в Мексике, Калифорнии и Аризоне.

    1.6.Непентес

    Рис.6 Непентес

    Непентес. Большинство растений из этого рода можно без преувеличения назвать "хищниками", которые получают необходимые недостающие питательные вещества, "переваривая" пойманных насекомых. Растение имеет видоизменённые листья, которые по форме напоминают кувшинчики. Внутренняя поверхность кувшинчика выстлана клетками, выделяющими нектар, который служит для привлечения насекомых, а также "клетками-волосками", делающими освобождение попавшего "в сети" насекомого невозможным. Поверхность "горлышка" кувшинчика очень скользкая, поэтому шансов у прогуливающегося по горлышку насекомого не соскользнуть вниз практически нет. Насекомое падает в воду (у отдельных видов в кувшинчике может содержаться до 2 литров воды) и тонет. Далее вырабатываются ферменты, которые полностью "переваривают" насекомое. Иногда в ловушке оказываются не только насекомые, но и даже мыши, крысы, птицы.

    Виды рода - большей частью кустарниковые или полукустарниковые лианы, произрастающие во влажных местообитаниях. Их длинные тонкие травянистые или слегка одревесневшие стебли взбираются по стволам и крупным ветвям соседних деревьев на десятки метров в высоту, вынося свои узкие конечные кистевидные или метельчатые соцветия к солнечному свету.

    1.7.Венерина мухоловка

    Рис.7 Венерина мухоловка

    Венерина мухоловка - это ещё более удивительное "растение-убийца", которое предпринимает более активные действия по умерщвлению своей добычи. Видоизменённые листья-"челюсти" этого растения покушаются на жизнь не только насекомых, но и на жизнь улиток и даже лягушек.

    Научное видовое название (muscipula ) переводится с латыни как «мышеловка», вероятно, по ошибке ботаника, по крайней мере так принято считать.

    Русское название вид получил в честь Венеры - римской богини любви и растений.

    1.8.Фикус Бенгальский

    Рис.8 Фикус Бенгальский

    Фикус Бенгальский - дерево семейства Тутовые, произрастающее в Бангладеш, в Индии и на Шри-Ланке. Разрастаясь, он способен превратиться в большое дерево, занимающее несколько гектаров, имеющее окружность кроны длиной 610 метров.

    Образует мощные ветви для поддержки которых отрастают побеги, которые отпускаясь вниз до земли укореняются, образуя мощные колонны-стволы.

    Плоды растения поедаются птицами и млекопитающими.

    1.9.Секвойя вечнозелёная

    Рис. 9 Секвой вечнозеленая

    Это самое высокое дерево нашей планеты. Наши леса умеренного пояса - это трава по сравнению с лесом, состоящим из этих могучих исполинов. Высота многих деревье превышает 110 метров, а возраст более 3500 лет! Раньше в стволах секвой выдалбливали дома и даже прорубали тоннели сквозь которые проходили автомобильные дороги. В ветренную погоду многим посетителям леса великанов становится не по себе от шумного "скрежета" и раскачиваний могучих стволов секвой.Произрастает в Калифорнии. Название роду было дано в честь Секвойи (Джорджа Гесса) (Sequoyah, ок. 1770 - ок. 1843) - индейского вождя племени чероки, изобретателя слоговой азбуки чероки (1826), основателя газеты на языке чероки.

    1.10.Пуйя Раймонда

    Рис.10 Пуйя Раймонда

    Пуйя Раймонда.

    Принадлежит к семейству Бромелиевых произрастающее в Боливийских и Перуанских Андах имеет самое большое соцветие диаметром 2,5 метра и высотой около 12 метров, состоящее из приблизительно 10000 простых цветков. Очень жаль, что цветёт это удивительное растение только при достижении 150-летнего возраста, а затем погибает.

    Пуйя Раймонда является еще и чутли не самым редким растением на нашей планете. Когда-то давно, пуйя росла практически повсеместно в горных районах, а сейчас ее можно встретить только в перуанских и боливийских Андах на высоте 4000 метров над уровнем моря. Но даже в этих местах можно увидеть лишь одну пуйу на одном квадратном километре.

    Заключение

    Н аша планета богатой флорой, которая не перестает удивлять нас своими уникальными растениями. Они могут отличаться от привычного разнотравья и захватывать дух своей экзотичностью.

    Жизнь людей всегда была тесно связана с миром растений. С древнейших времен человек употреблял растения в пищу, изготовлял из них одежду, инструменты, оружие, использовал для постройки жилища, получал из них краски, лекарства, яды.

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новониколаевская средняя общеобразовательная школа имени В.С.Иванченко»

    Гайского городского округа Оренбургской области

    Пластиковая болезнь цивилизации

    Исследовательский проект

    Выполнил: Ломакин Владимир,

    ученик 6 класса.

    Руководитель: Ломова Оксана

    Вячеславовна,

    учитель биологии

    С.Новониколаевка 2017

    Оглавление

    1.Введение …………………………………………………………3

    1.1.Общие сведения о пластиковых отходах ……………………3

    1.2. Проблема ……………………………………………………...3

    1.2. Актуальность………………………………………………….3

    1.3. Цель ……………………………………………………………4

    1.4. Задачи………………………………………………………….4

    2. Описание проектной работы и её результаты………………...5

    …………………..5

    ……………6

    2.3. Анализ состояния проблемы в с.Новониколаевка………….6

    3.Практическая часть……………………………………………...7

    4. ………………………………………9

    5. Заключение……………………………………………………11

    6.Список использованной литературы…………………………12

    7.Приложение…………………………………………………….13

    1.Введение

    1.1.Общие сведения о пластиковых отходах

    В современной цивилизации природа загрязняется промышленными выбросами, которые оказывают вредное действие на людей, животных, растения, почву. Загрязнение может быть химическим, биологическим и др. Большое влияние на природу оказывает деятельность человека. Часто эти изменения выражаются в неблагоприятной форме загрязнения. Так, например пластиковая бутылка неотъемлемый атрибут нашей жизни. Пластиковая тара очень удобна в использовании, дешёвая в производстве. За короткий период времени она стала наиболее востребованной емкостью. Одновременно увеличивается и количество мусорных свалок, на которые ежедневно отправляют использованные пластиковые бутылки. И её утилизация стала проблемой всего мира. Это накопление твердых бытовых отходов в наше время является одной из глобальных проблем человечества, которое несет в себе большую угрозу экологической катастрофы планеты.

    1.2. Проблема

    У нас в селе Новониколаевка улицы, дороги захламлены пластиковым мусором. От него очень трудно избавиться: закапывать нельзя, сжигать вредно для человека и природы. Эта проблема касается каждого жителя нашего села. Каждый житель может внести посильный вклад в её решение. Поэтому я поставил для себя проблему в противоречии между положительными свойствами пластиковых бутылок и её негативным влиянием на природу

    1.3.Актуальность

    42 года назад человечество изобрело пластиковую бутылку. Первые образцы весили 135 г (на 96% больше, чем сейчас). Сейчас она весит 69 граммов. В наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы бутылок. Небольшой город каждый месяц выбрасывает около 20 тонн пластиковых бутылок. И с каждым годом отходы из пластиковых бутылок растут на 20%. Огромное количество мусора на улицах села заставило меня задуматься над вопросом: что несёт пластиковая бутылка человеку – пользу или вред?

    1.4. Цель

    1.Привлечь к оригинальному и доступному способу вторичного использования бутылок.

    2.Улучшить экологическое состояние нашего села за счет уменьшения количества пластиковых отходов, которое можно достичь только при привлечении к проблеме жителей.

    1.5.Задачи

    1. Выяснить историю создания и применения пластиковых бутылок.

    2. Способствовать возникновению желания изготавливать из пластиковых бутылок различные поделки, развивая фантазию и творческие способности людей.

    3. Изучить химические свойства пластиковых бутылок.

    4. Разработать способы борьбы с пластиковыми отходами.

    5. Привлечь к проблеме жителей села.

    Объект исследования : ненужные пластиковые бутылки.

    Предмет исследования : возможность вторичного использования пластиковых бутылок.

    Практическая значимость : привлечь бережно относиться к окружающей нас природе, придумать вторую жизнь пластиковым бутылкам.

    Методы:

      изучение литературных и интернет источников;

      исследование;

      опрос;

      эксперимент.

    2. Описание проектной работы и её результаты

    2.1. История появления пластиковой бутылки

    Бутылка - емкость для долговременного хранения жидкостей, высокий сосуд преимущественно цилиндрической формы и с узким горлом, удобным для закупоривания пробкой. Изготавливается преимущественно из стекла, часто тёмного, в последнее время распространены бутылки из полимерных материалов (обычно из полиэтилена). Реже встречаются бутылки из керамики, металла и других материалов.

    2.2.Экологические проблемы пластиковых бутылок

    Использованные бутылки являются большой экологической проблемой для окружающей среды, особенно если учесть, что время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет, а пластиковой от 500 до 1000 лет.

    Скопления пластиковых бутылок на планете уже образуют настоящие плавающие материки в океанах. Этим угроза со стороны пластиковой тары для экологии Земли не ограничивается. На производство пластиковых бутылок в одних только США уходит около 18 миллионов баррелей нефти в год.

    Периоды разложения продуктов промышленности (для сравнения):

    бумага разлагается в земле в течение 1 месяца, банановая кожура – 6 месяцев, шерсть – 1 год, деревянные столбы – 4 года

    бумажные чашки – 5 лет, крашеное дерево – 13 лет, консервная банка – 100 лет пластиковая бутылка – от 500 лет до 1000 лет, время распада стеклянной бутылки занимает 1 миллион лет

    Люди уже устали от пластикового мусора, который они сами же и создают. Создание пластиковой упаковки решило множество проблем, но и породило не меньше. Мусор, который оставляли в местах отдыха наши отцы, уже давно превратился в пыль, а наши пластиковые бутылки увидят даже наши праправнуки, потому что они «вечные».

    2.3. Анализ состояния проблемы в с.Новониколаевка

    Не обошли стороной экологические проблемы и жителей нашего села. Пластиковые бутылки на обочинах дорог, возле магазинов и дворов, в окрестностях села. Что же можно сделать, чтобы уменьшить вредное воздействие использования человеком пластиковых бутылок на окружающую среду?



    3. Практическая часть

      Практическое исследование

    Цель наблюдения : выявить примерный объём товаров в пластиковой таре в торговых точках села, наличие освободившихся пластиковых бутылок на улицах.

    ВЫВОД: в магазинах нашего села действительно продается много продуктов и товаров в пластиковой таре.

      Опрос семей учеников нашей школы

    Я опросил учеников нашей школы:

      Покупаете ли вы продукты в пластиковой таре?

    Ответили-да-93%, нет-7%

      Как Вы поступаете с бутылкой после использования?

      Эксперимент по влиянию химических реактивов на продукты производства

    Продукт

    Раствор серной кислоты

    Щёлочь

    Пластиковая

    бутылка

    Бумага

    При помешивании рвётся на части

    Слабо разрушается

    Капрон(лента)

    Начался процесс разложения

    Остались мелкие частицы

    Изменился но не сильно

    Атлас (лента)

    незначительные изменения

    Незначительные изменения

    Резина (шарик)


    ВЫВОД: проведённый эксперимент доказывает, что пластиковая бутылка и резина не разрушаются под воздействием даже химических реактивов. Следовательно, при попадании в землю они не будут разлагаться, и перегнивать, а будут лишь захламлять почву. При сжигании пластиковых бутылок выделяется ядовитый дым, который загрязняет воздух и плохо влияет на здоровье человека.

      Вторая жизнь пластиковой бутылки

    Многим людям эти факты не дают спокойно спать, и они придумывают весьма оригинальные способы использования бутылок в хозяйстве. Из бутылок делают скворечники, мышеловки, воронки и горшочки для рассады. Вешают на забор в качестве пугала от ворон, а также используют в качестве водонепроницаемых колпаков на верхушках столбов. В Казахстане из пластиковой бутылки делают рукомойники, а в Индонезии - стабилизаторы для придания устойчивости рыбацким лодкам. В Монголии их сжигают в качестве жертвоприношения духам. В странах третьего мира, где обычная европейская посуда и ёмкости редки, пластиковые ёмкости имеют существенный спрос. В Эфиопии использованные бутылки продаются прямо на рынках. В странах Африки из сплющенных полуторалитровых бутылок делают сандалии.

    Бутылки с записками внутри использовались спасшимися мореплавателями для посылки сообщений о кораблекрушениях, в настоящее время такие бутылки используют учёные для исследования морских течений.

    Собирание коллекций бутылок является одним из видов коллекционирования упаковки.

    Я обнаружил много сайтов, на которых люди делятся своими изобретениями и поделками из бутылок. Например:

    Бутылки – это экологичный солнечный нагреватель воды.

    Китайский фермер расположил 66 бутылок на крыше своего дома, соединив их нехитрой системой из трубок. Вода в бутылках нагревается практически моментально и поступает в дом.

    Горячей воды достаточно для принятия горячего душа трём членам семьи предприимчивого китайца. Изобретение настолько понравилось соседям, что они без промедления решили воспользоваться этой идеей.

    Фантастическое пластиковое судно

    Команда французских исследователей собирается проплыть под парусом от Сан-Франциско до Австралии (18000 км) на 18 метровом судне, полностью изготовленном из пластиковых бутылок (за исключением парусных мачт). На постройку яхты ушло 16000 двух литровых пластиковых бутылок, которые были заполнены сухим льдом (для придания твёрдости).

    Миллион бутылок на постройку храма

    Именно столько бутылок использовали, заботящиеся об окружающей среде буддийские монахи Таиланда, для постройки своего храма. При строительстве храма монахи использовали зелёные бутылки из-под пива Heineken и коричневые – из-под пива Chang. В храме даже туалеты и крематории сделаны из пустых бутылок.

    Новый уникальный и экономичный способ застеклить теплицу на своем дачном участке придумал братчанин Виктор Швецов. В работе лишь подручные средства – ножницы, паяльник и... обычная пластиковая бутылка. Вот ещё примеры использование ненужных пластиковых бутылок






      Заключение

    Экологическое состояние нашего села в опасности, но его можно улучшить за счет уменьшения количества пластикового мусора. Для этого нужно научиться правильно обращаться с ненужными пластиковыми отходами. Хочется, чтобы мой проект позволил сделать наше село хоть чуточку чище. Ведь пластиковым бутылкам, которые должны были отправиться в мусорную яму, можно подарить вторую жизнь. Я получил достаточные сведения по данной теме, изучая различные информационные источники и опытным путём. Изучил возможности вторичного использования пластиковых бутылок, провел необходимую работу по экологическому просвещению в школе.

    Творческий проект по биологии: «Когда под рукой нет часов».

    Виноградова Валерия, учащаяся 9 класса, МБОУ СОШ № 7 городского округа город Шарья Костромской области
    Описание: Данный материал можно использовать учителям биологии, начальной школы, воспитателям для изучения темы по биоритмам цветов.
    Цель: Создание творческого проекта по биологии.
    Задачи: Собрать информацию о цветочных часах, провести наблюдение, создать проект-схему клумбы.

    Каждое лето я провожу в деревне у дедушки и бабушки. Однажды мне удалось сделать открытие. Перед окном у нас был луг, весь белоснежный от множества цветущих ромашек... Все говорили: «Очень красиво. Какой белоснежный луг». Это была середина июня. Однажды рано утром я заметила, что луг был не белоснежный, а зеленый. Когда же я посмотрела на луг около полудня, луг был опять весь белоснежный. Я стала наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошла, отыскала ромашку, и оказалось, что она сжала свои лепестки, все равно как если бы у нас пальцы со стороны ладони были белые и, сжав пальцы в кулак, мы закрыли бы белое. Утром, когда солнце взошло, я увидела, как ромашки раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять белоснежным. С этих пор ромашка стал для меня одним из самых интересных цветов, потому что спать ромашки ложились вместе со мной, вместе со мной вставали».


    Мы с мамой часто ходим в лес. Вот там я для себя сделала ещё одно открытие. Раз, собирая землянику, мама наклонилась над одним растением, посмотрела, разогнулась и сказала, что пора поторапливаться скоро будет темнеть - уже около шести вечера. Меня тогда это удивило, как она узнала время? А когда я пришла домой, удивлению не было предела - часы показывали ровно шесть часов.


    Я начала изучать информацию о растениях и узнала, что есть в природе такие цветы, по которым можно узнать время, т.е. есть «цветочные часы». Но прочитать это одно дело, а проверить – действительно ли это так - другое.
    Я стала наблюдать за растениями нашего приусадебного участка, выбрав самые распространенные растения.


    Для меня стояли несколько проблемных вопросов
    Можно ли узнать время по растениям?
    Всегда ли цветы показывают точное время, или это зависит от разных факторов?
    Можно ли на своём приусадебном участке вырастить «цветочные часы»?
    Я выдвинула гипотезу:
    У одних растений цветы раскрываются утром, у других - днем, у третьих - под вечер, а у четвертых - ночью. И закрываются они также в определенной последовательности, каждое в свое время. Это приводит к мысли, что в природе есть цветочные часы - «часы флоры».
    Чтобы проверить гипотезу я:
    Подобрала и изучила научно - популярную литературу
    Провела наблюдение за растениями приусадебного участка
    Создала проект-схему для создания клумбы «цветочные часы».
    В 20-х г. 18 века были изобретены цветочные часы.
    Знаменитый шведский ботаник Карл Линней заметил, что раскрывание и закрывание цветков разных растений происходит в определенное время. Сначала Линней тщательно наблюдал и записывал, в котором часу раскрываются или закрываются цветы. Он составил список приблизительно 50 растений, которые указывали ему время.


    Затем собрал эти растения и высадил у себя в саду на специальную клумбу, расположив их так, чтобы, взглянув, можно было с достаточной точностью определить время. Это обстоятельство и легло в основу создания цветочных часов, «пущенных в ход» в городе Упсала в двадцатых годах 18 века.


    Но первооткрывателем был все же не он. Первые цветочные часы были известны еще в Древней Греции и в Древнем Риме
    По живым часам можно узнать не только время, но и изменения погоды, сроки наступления сезонов года, наилучшие сроки посадки или посева растений, ловли определённых видов рыб и.т.д.
    Весь «цветочный язык» изучить довольно сложно, поскольку распускание цветов зависит от многих факторов. Поэтому знакомство с миром цветов и их жизнью я начала с самого простого – установления названий видов растений и времени их цветения в течение дня. Эту работу я начала проводить в середины июня и наблюдала в течении месяца. Параллельно вела календарь наблюдений, чтобы посмотреть, как различные факторы влияют на точность показаний цветов. И в этот период наблюдения и день – самый длинный. Наблюдения за цветущими растениями в это время особенно интересны.
    Наблюдение за растениями приусадебного участка.


    Мак.
    Красиво маковое поле. Крупные цветки, возвышающиеся на длинных стеблях, напоминают застывших бабочек.
    Цветёт растение в июне-июле.
    Цветок живёт два дня, затем опадает.
    Открываются лепестки венчика
    в 5 часов, закрываются в 14-15 часов.


    Лилии.
    Многолетнее луковичное растение.
    Цветёт растение в июне-июле.
    Раскрываются цветки в 5 часов и закрываются в 19-20 часов.


    Картофель.
    С конца июня, весь июль и август поля картофеля покрываются бело-фиолетовыми цветами.
    Ранним утром между 6-7 часами цветки картофеля раскрываются и во второй половине дня, в 14-15 часов, закрываются.
    Картофель – травянистое клубненосное растение высотой 60-100 см, семейства паслёновых.


    Колокольчик.
    Колокольчик - травянистое многолетнее растение.
    Цветки - голубого, сине-фиолетового или светло-лилового цвета (редко белого).
    Цветёт в июне - июле.
    Раскрываются цветки в 7 часов и закрываются в 19 часов.


    Бархатцы.
    Бархатцы
    Бархатцы - род однолетних и многолетних растений из семейства Астровые, или Сложноцветные.
    Цветут обильно с июня до заморозков.
    Раскрываются цветки в 8 часов и закрываются в 15-16 часов.


    Календула
    Жёлто-оранжевые цветы- ромашки этого растения известны всем. Его часто высеивают вокруг клумб и россыпью по газонам.
    Цветёт долго с начала июня до конца октября.
    Раскрываются цветки в 9 часов и закрываются в 16-17 часов.


    Мне стало интересно, на что ориентируется цветок, что вызывает неравномерный рост листочков околоцветника? Чаще всего это свет и темнота, в чем нетрудно убедиться на опыте.
    Я провела опыт, ранним утром накрыла ведром несколько еще нераспустившихся бархатцев, а ближе к полудню их открыла. День был ясный и солнечный, тугие зеленые бутончики раскрылись буквально на глазах. Провела этот же опыт в пасмурную погоду раскрытие бутона произошло несколько позже, однако и в том и в другом случае сразу после снятия затенения цветки еще будут закрыты, контрастируя со своими сородичами, растущими в непосредственной близости.
    Наряду с освещением на открывание и закрывание цветков влияет и температура воздуха. Так, если срезанные лилии поставить в теплое помещение, то цветки начнут открываться, а в прохладном месте они будут стоять закрытыми.
    Я выяснила причину способности цветов растений раскрываться и закрываться в определенное время
    Прежде всего, это связано с влиянием солнечных лучей.
    Определенное влияние на суточные ритмы оказывают также влажность и температура воздуха.
    Суточный ритм движения лепестков - результат неравномерного роста верхней (внутренней) и нижней (наружной) сторон.
    Наблюдая за цветками конкретного растения, я заметила, что они распускаются приблизительно в одно и то же время. Конечно, в ясный день и в ненастную погоду соцветия практически всех растений распускаются не в одно и то же время. Солнечным утром цветы большинства цветковых распустятся раньше, торопясь навстречу свету и теплу. Если небо затянуто тучами, цветы не спешат "проснуться", а в дождь они, тем более, останутся закрытыми, приберегая пыльцу для насекомых. В целом можно говорить о том, что цветки одного и того же вида "пробуждаются ото сна" в свое определенное время.
    Проведя исследование-наблюдение, я пришла к выводу:
    Действительно, можно узнать время по некоторым цветам.
    Не всегда цветы показывают точное время, это зависит от разных факторов - света, тепла
    Следующим летом я планирую посадить на садовой клумбе живые цветочные часы. Клумбу оформлю в виде модульного цветника.
    Модульный цветник-это декоративное оформление с помощью различных цветочных композиций в контейнерах.
    Проект-схему цветочных часов моей будущей клумбы предлагаю вашему вниманию.