• Дидактические игры по автоматизации звуков,, и развитию познавательных процессов у дошкольников с ОНР. Игры для автоматизации звуков в слогах Дидактические игры учителя логопеда для автоматизации звуков

    Логопедические игры по автоматизации и дифференциации звуков

    Работая с детьми, имеющими самые разные речевые отклонения (ОНР, ФФНР) я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

    Данная проблема возникает по разным причинам:

    • недостаточное развитие артикуляционной моторики;
    • недоразвитие фонематического восприятия;
    • нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
    • грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
    • отклонения в нервно-психической сфере;
    • снижение уровня познавательной активности;
    • отклонения в поведении детей.

    Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.

    Размышляя над тем, как сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, развивающими и познавательными для детей, я начала использовать разнообразные речевые игры. Все игры изготавливаются из цветного картона и предметных картинок. На каждую деталь приклеивается картинка с автоматизируемым звуком и несколько картинок с любым другим звуком.

    1. “Построй домик”.

    Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие.

    Материал : предметные картинки на прямоугольниках (кирпичиках) - 7-14 штук, и на большом треугольнике (крыша).

    Ход игры : построить домик для какого-нибудь героя (на звук, который автоматизировался), например: “Л” - построить домик для куклы Ларисы, выбирая только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук “Л”.

    2. “Собери цветочек”.

    Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, зрительную память.

    Материал : предметные картинки на цветных лепестках и на круглой сердцевине цветка.

    Ход игры : собрать цветочек, выбирая лепестки на заданный звук. После того как ребенок собрал цветок, педагог предлагает ребенку закрыть глаза и переворачивает несколько лепестков лицевой стороной вниз. Открыв глаза, ребенок должен вспомнить и назвать, какие картинки были на перевернутых лепестках.

    3. “Солнышко”.

    Цель игры : закреплять правильное произношение звука в словах, развивать фонематическое восприятие, звуковой анализ слова.

    Материал : предметные картинки на прямоугольниках желтого цвета (лучи) и на круге (солнце).

    Ход игры : педагог предлагает ребенку собрать лучи для солнышка, выбирая только те, в названии которых слышится заданный звук. Когда задание выполнено, учитель-логопед просит ребенка определить позицию звука в понравившихся картинках.

    4. “Собери яблочки”.

    Цель игры : закреплять умение дифференцировать оппозиционные звуки, развивать мелкую моторику.

    Материал: предметные картинки на яблоках из зеленого картона, 2 корзины с прорезями.

    Ход игры : педагог рассказывает, что ветер раскачал яблоню и с неё упали яблоки. Необходимо собрать яблочки в корзинки. В корзинку зайца надо собрать яблочки, на которых нарисованы картинки со звуком “З”, а в корзину собачки яблочки с картинками со звуком “С”. Подобно этой игре можно провести игры “Собери морковь”, “Собери груши” и т.д. Педагог в ходе игры может закреплять лексику по теме “Овощи-фрукты”.

    5. “Украсим елочку”.

    Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах, развитие мелкой моторики.

    Материал : силуэт елочки, на которой с помощью проволоки крепятся маленькие пуговички, небольшие круги с петелькой из тесьмы – “елочные шары”, на которые приклеены предметные картинки.

    Ход занятия : педагог предлагает ребенку украсить елочку шарами, на которых нарисована картинка с заданным звуком, прикрепляя шары с помощью петельки к елочке. Когда задание выполнено, логопед просит ребенка составить предложения про самые красивые шары.

    6. “Напои куклу чаем”.

    Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, фразах; развитие фонематического восприятия.

    Материал : предметные картинки, наклеенные на чашки из цветного картона, кукла.

    Ход игры : педагог знакомит ребенка с куклой Женей и рассказывает, что Женя очень капризная – она любит пить чай только из таких чашек, на которых нарисованы картинки с её любимым звуком “Ж”. Среди множества чашек учитель-логопед просит найти те, на которых есть такие картинки.

    7. “Кукла наряжается”.

    Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия.

    Материал : бумажная кукла, предметные картинки, наклеенные на силуэт платья.

    Ход игры : перед детьми раскладываются платья, педагог предлагает детям нарядить куклу только в платья, на которых есть картинка с заданным звуком.

    8. “Украсим комнату флажками”.

    Цель игры : автоматизация поставленных звуков в словах, фразах, развитие фонематического восприятия, развитие зрительной памяти.

    Материал : натянутая веревочка, предметные картинки, наклеенные на разноцветные флажки.

    Ход игры : педагог сообщает ребенку, что скоро праздник. В честь праздника логопед предлагает украсить кабинет флажками с картинками, выбирая только флажки с картинками на заданный звук. Когда задание выполнено, педагог просит ребенка отвернуться и по памяти назвать картинки на флажках.

    9. “Собери бусы”.

    Эту игру лучше всего проводить с двумя детьми - один ребенок собирает бусы с одного конца, другой - с другого.

    Цель игры : автоматизация поставленного звука в словах, развитие фонематического восприятия, развитие мелкой моторики.

    Материал : длинный шнурок, предметные картинки, наклеенные на небольшие разноцветные круги, по краям которых с помощью дырокола проделаны два отверстия.

    Ход игры : педагог предлагает детям собрать бусы, выбирая только такие, на которых наклеена картинка с заданным звуком.

    Далее я решила игры немного усложнить. Помня о том, что основная задача - автоматизация звуков и развитие фонематического восприятия, я решила внести в игры элемент развития познавательной сферы. За основу были приняты давно известные развивающие игры, где дети должны сравнивать, анализировать, соотносить детали, цвет и форму.

    10. “Сложи пирамидку”.

    Цель игры: автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

    Материал: предметные картинки, наклеенные на разноцветные колечки (овалы, прямоугольники, квадраты) разной величины.

    Ход игры : педагог предлагает ребенку сложить пирамидку из фигур, выбирая только такие фигуры, на которых наклеена картинка с заданным звуком. Ребенок должен сложить пирамидку по всем правилам, отбирая кольца в порядке их уменьшения. Фигуры для пирамидки могут быть самой разнообразной формы: овалы, прямоугольники, квадраты, трапеции и др.

    11. “Веселые матрешки”.

    Цель игры

    Материал: предметные картинки, наклеенные на матрешек разной величины.

    Ход игры : педагог предлагает ребенку построить матрешек по росту, выбирая только тех, которые украшены картинками с заданным звуком.

    12. “Сложи снежинку”.

    Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

    Материал : нарисованный образец снежинки, предметные картинки, наклеенные на части снежинки.

    Ход игры : педагог предлагает ребенку внимательно рассмотреть образец снежинки, сделанной из разных геометрических фигур и сложить точно такую же по форме снежинку, выбирая те фигуры, в названии картинок которых слышится заданный звук.

    13. “Подбери фигуры”.

    Цель игры : автоматизация поставленного звука, развитие фонематического восприятия, развитие зрительного восприятия, мышления.

    Материал : на куске цветного картона любой формы (круг, квадрат, овал) вырезаются фигуры самой разнообразной формы и величины. Это могут быть одни треугольники разной величины или разнообразные геометрические фигуры, а также любые другие. К каждой или нескольким вырезанным фигурам вырезается точно такая же, чтобы у ребенка был выбор, и все фигуры украшаются картинками.

    Ход игры: строится по типу игры “Доска Сегена”. Ребенку предлагается подобрать к каждому отверстию подходящую фигуру с заданным звуком, например “Л”, и закрыть отверстие. Основой для вырезанных фигур может послужить силуэт платья или кофты (они должны быть достаточно большими по размеру, чтобы детям было удобно). В этом случае игра может называться “Украсим платье” или “Украсим кофточку” .

    Все эти игры помогут ребенку сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Ребенок с удовольствием будет ходить на индивидуальные занятия с учителем-логопедом, а, следовательно, повысится эффективность работы.
    Данные игры можно использовать на фронтальных или подгрупповых занятиях по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте. Дети с удовольствием играют, соревнуясь в командах, что дополнительно повышает мотивацию к занятию.


    Разделы: Логопедия

    Классы: д/с, 1

    Коррекция звуковой культуры речи у детей представляет собой одну из важных задач учителя-логопеда как в дошкольных учреждениях, так и в школьных. Цель этапа автоматизации звука – научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах. Параллельно продолжается работа по развитию навыков звукового анализа и синтеза, умению определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком. Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.

    Использование дидактических игр с целью коррекции нарушений звуков у детей позволяет всесторонне развивать ребят, но не всегда является условием активности и высокой работоспособности детей на протяжении всего занятия. К сожалению, у большинства воспитанников отмечается соматическая ослабленность, имеются нарушения со стороны вегетативной и центральной нервной системы, эмоциональная неустойчивость. Нарушения артикуляционной моторики к тому же обычно сочетаются с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

    На своих занятиях я стараюсь соединять логопедические задания и дидактические игры с движениями, что приводит к повышению активности детей, развитию двигательной сферы. Почему это происходит? Двигательная активность усиливает капиллярное кровообращение, что способствует притоку питательных элементов ко всем органам и системам человека. Мозг здесь не исключение, активное кровообращение усиливает мозговую деятельность. В головной мозг ребёнка поступают нервные сигналы от рецепторов, расположенных по всему организму. Физические упражнения увеличивают поток нервных импульсов в различные отделы головного мозга, это помогает ему гармонично развиваться. Сочетание логопедических заданий и дидактических игр с двигательной нагрузкой позволяет логопеду повысить тонус и работоспособность детей, нормализовать эмоционально-мотивационную сферу логопатов, снять напряжение, что повышает эффективность проводимой коррекционной работы в целом.

    Приведу примеры игровых заданий с движениями по автоматизации звука [Л], которые я использую в работе с дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

    1. “Звуковые дорожки”. Для автоматизации изолированного звука или в слогах.

    Как белке попасть в дупло, волку в логово, а лягушке – на болото? Как лосихе помочь найти своего лосенка, а слонихе – слоненка? Как Золушке попасть на бал? Используем наглядный материал. А также изготавливаем “кочки”. Это могут быть цветные геометрические фигуры, обведенный след ноги ребенка; можно выложить произвольной формы условные кочки из веревочек. Ребенок перемещается по выложенным на полу кочкам и произносит “Л-Л-Л-Л” или “ЛА – ЛА – ЛА”, “ЛО – ЛО – ЛО”, “ЛА – ЛЫ – ЛЭ – ЛУ” и т. п.

    2. Игры - “ходилки”. Для автоматизации звука [Л] в словах и фразах. Разложить на полу картинки (игрушки). Варианты заданий:

    1. Ребенок наступает рядом с картинкой и правильно ее называет. Двигаться можно по-разному, в разном темпе, через картинку, выбирая только заданные картинки (только живое или неживое, только продукты или одежда и т.п.), но произносить слова нужно четко.
    2. Ребенок, наступая на картинку, называет слово во фразе: “Я встал на лодку”, “Я встала на лыжи” и т.п.
    3. Назови и посчитай. Картинки повторяются (до пяти-шести). Ребенок подходит к одинаковым изображениям и считает их: “Один осел, два осла, три осла”.
    4. Подойди и назови. Логопед говорит о местонахождении картинки: “Эта картинка слева от ласточки (справа от Луны, под лопатой, между столом и стулом и т.п.)”.
    5. Угадай по описанию и подойди к картинке (игрушке): съедобный, горький (лук); металлическая, столовая, чайная (ложка); электрический прибор (лампа); водный транспорт (лодка); тонкая, острая, металлическая (игла, булавка); деревянный, глубокий, с водой (колодец); рогатое дикое животное (лось); домашнее животное (лошадь); бывает на небе только ночью (луна); надевают на спину лошади (седло) и т. п.
      Назови предмет правильно. Назови его ласково.
    6. Игры “Желтый – голубой”, “Алый – белый”. Соответствующие цветам игры заготовки-кочки (можно вырезать из картона) располагаются в хаотичном порядке на полу. Логопед называет слово, ребенок подходит (подпрыгивает, скачет на одной ноге, подходит приставным шагом, подбегает и т. п.) к цветной “кочке” и согласовывает слово-существительное с прилагательным: “Желтое солнце, голубой колокольчик”.

    Лексический материал: халат, блузка, платье, колготки, плащ, галстук, колпак, футболка, лампа, луковица, яблоко, пастила, мармелад, ландыш, флоксы, фиалка, пенал, полка, заколка, скакалка, одеяло, закладка, пластилин, флаг.

    3. Игра “Сделай как я”. Логопед выполняет (или имитирует) определенное действие (например, топает), после выполнения сообщает: “Я топала”, ребенок повторяет действие и говорит “И я топал (-а)”.

    Лексический материал: (я) стояла, ходила, сидела, хлопала, топала, искала, махала, кивала, видела, ела, жевала, пила, спала, думала, копала, упала, гладила, подняла, солила, читала, плыла, лепила, слушала, села.

    4. Игра “Около”. Логопед выкладывает картинки на полу в ряд, где по горизонтали 6–8 картинок и по вертикали 6–8 картинок. Ребенок и логопед (или двое – трое детей) по очереди произвольно выбирают две картинки, про которые можно сказать так: “Около лодки – весло” и одну из названных картинок переворачивают. Перевернутая картинка в игре уже не участвует. Игра заканчивается, когда нельзя будет применить фразу “Около…”. Побеждает тот, кто сделал последний ход.

    Детям нравится называть героев сказок и мультфильмов: Алладин, Балу, Белоснежка, Волк, Колобок, Колыван, Лунтик, Лосяш, Малыш, Соловей-разбойник, Карлсон, Халк, Черепаха Тортила, Шалтай-Болтай, Золушка, Русалочка. Подобные картинки можно найти на интернет-ресурсах.

    5. Игра “Вагончики”. Сказочные герои со звуком [Л] хотят отправиться в путешествие. Поезд уже ждет пассажиров. Но надо правильно их разместить по вагонам: в том из них, где одно окно, будут ехать пассажиры, в названии которых один слог. Аналогично: два окна – два слога, три окна – три слога, четыре окна – четыре слога.

    6. Игра “Какая картинка лишняя?” Ребенок называет все картинки в ряду, определяет “лишнюю”, обосновывает свой выбор. Можно передвигаться прыжками, а около “лишней” картинки не останавливаться, перепрыгнуть ее. Также можно предложить собрать “лишние” картинки и придумать к ним слова по смыслу со звуком [Л]. Например, мочалка – мыло, лупа – молоток, клоп – пчела, полка – стул.

    Лексический материал: 1) плащ, платье, халат, калоши; 2) половник, лупа, ложка, вилка; 3) белка, волк, лось, лама; 4) клоп, акула, лосось, плотва; 5) колокольчик, лотос, яблоко, ландыш; 6) лопата, полка, пила, молоток; 7) мармелад, мел, шоколад, пастила; 8) лодка, полочка, стол, стул; 9) салфетница, салатница, солонка, салат; 10) футболка, пилотка, блузка, колготки; 11) велосипед, теплоход, самосвал, лодка.

    7. Игра “Подарки”. Лосяш и Белка рады подаркам. Лосяшу нравятся предметы, которые начинаются на звук его имени [Л], а Белке – где звук [Л] в середине слова. Раздай подарки нашим героям. Будь внимателен! Сначала четко и правильно назови картинку, а потом подумай, кому ты ее отдашь. Как ты думаешь, что будут делать наши герои со своими подарками? Расскажи.

    Примерный перечень картинок: баклажан, шоколад, булочка, колбаса, колокольчик, желудь, лавка, лампа, ландыш, лодка, лук, лыжи, лукошко, молоко, мыло, флаг.

    8. “Что с чем дружит?” Выложить картинки, которые можно объединить обобщающим словом или как-то иначе по смыслу. Школьнику можно предложить карточки со словами. Ребенок ищет пару, называет слова, объясняет свой выбор: “Шило дружит с пилой, это инструменты”.

    Лексический материал: шило и пила, кукла и юла, салат и колбаса, ложка и вилка, лошадь и седло, лодка и велосипед, платье и плащ, стол и стул, лук и свекла, ландыш и лотос, голубь и дятел, ласточка и соловей, лампа и лампочка, пастила и шоколад, волк и белка, акула и лосось, ласты и водолаз, блокнот и фломастер, мыло и мочалка.

    9. Игра “Повтори, не ошибись”. Текст чистоговорки или считалки сопровождается движениями головы, рук, ног, туловища. Ребенок повторяет слова и движения за логопедом. Движения каждый раз меняются. Выполняется в разном темпе в зависимости от произносительных возможностей ребенка. Образец:

    Слова Движения
    Раз – колол полено Коля.
    Два – вязала блузку Оля.
    Три – Нил яблони сажал.
    На четыре – он устал.
    Пять – ходил на лыжах Толя
    Шесть – зашила платье Поля.
    Семь – на полке были булки.
    Восемь – золото в шкатулке.
    Девять – лужа на Луне.
    Десять – снилось это мне.
    Правая рука на пояс.
    Левая рука в сторону.
    Правая рука на правое плечо.
    Левая рука на левое плечо.
    Круговые вращения локтями.
    Правая рука вверх.
    Левая рука вверх.
    Хлопок в ладоши над головой.

    Подпрыгнуть на месте на двух ногах.
    Слова Движения
    Раз – лакал кот молоко.
    Два – олени далеко.
    Три – лапшу положим в плошки.
    На четыре – взяли ложки.
    Пять – стекло Олег разбил.
    Шесть – бульон в котле остыл.
    Семь – булавок в лавке мало.
    Восемь – стелем одеяло.
    Девять – хлопнула хлопушка.
    Десять – квакнула лягушка.
    Топнуть левой ногой.
    Руки вытянуть перед собой.
    Круговое движение руками перед собой.
    Хлопок в ладоши под согнутой в колене правой ногой.
    Наклон туловища вниз, достать ладонями до пола.
    Руки в стороны.
    Топнуть правой ногой.
    Наклоны туловища влево и вправо.
    Два хлопка в ладоши перед собой.
    Присесть и встать.

    10. Задание “Расскажи стихотворение и покажи движения”.

    11. Игра “Расскажи сказку”. По мотивам русской народной сказки “Репка”, только герои другие. Например: посадил Лосяш лук. А помогали ему слон, антилопа, лама, лошадь, козел, волк, белка. Не только закрепляем произношение звука [Л], но и развиваем лексико-грамматический строй речи, связную речь, память.

    12. Игры с перекидыванием или перекатыванием мяча.

    Варианты игр:

    А) “Отвечай-ка”. Ребенок ловит мяч и, бросая его логопеду, отвечает на вопрос полным ответом.

    Лексический материал насыщен звуком [Л]: Что Мила приготовила из клубники? Что Слава испачкал смолой? Что клоун делал под куполом? Кто слушал пение соловья? Где Алла покупала халву и пастилу? Кто испугался голодного волка? Кто долбил ствол сосны? У кого теплое дупло? Почему стул упал на пол? Кто мыл куклу мылом? Водолаз ныряет мелко или глубоко? Куда прячется волк? Где хранятся молоко и масло? Кто ловко вдел нитку в иголку? У кого есть хобот? Что дает человеку корова? Чем Клава моет руки?

    Б) Исправь ошибку Незнайки (или “Небылицы”).

    Лексический материал: Халат надел маму. На белке сидела елка. Лось лает на собаку. У лужи был дом. Стол поставили на лампу. Мяч ловко ловит Милу. У голубого платья есть кукла. Вилкой едят суп. Океан плыл по кашалоту. Алфавит учил Милу. На гладиолусах появилась клумба. Ёлка ходила около лося. Оладьи съели Милу. Белое небо плыло по голубому облаку. Салат торчал из ложки. Голуби вылетели в голубятню. Фиалка села на пчелку. Колодец подошёл к Павлу. На лукошке стоял полный стол. Около голубей сидела лужа. Посёлок осветил молодую луну. Лошадь скакала на всаднике. Хозяин лаял на Полкана. Подсолнух полил Клаву. Слон нарисовал художника. Ёлка выросла под ландышем.

    Литература.

    1. Логопедия для учителей, психологов, родителей / Л.А. Барсукова, Н.А. Румега, Н.Е. Земская. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.
    2. Логопед у вас дома / Т.А. Ткаченко. – М.: Эксмо, 2011.
    3. Логопедические скороговорки и считалки. Речевой материал для автоматизации звуков у детей.: пособие для педагогов и родителей / Т.А. Куликовская. – М.: ГНОМ, 2014.
    4. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. – М. : ГНОМ, 2011.
    5. Сборник логопедических упражнений / Я.Л. Юдина, И.С. Захарова. – М. : ВАКО, 2011.
    6. Двигательные способности человека / Романенко В.А. – Донецк: УК Центр, 1999.

    Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

    Автоматизация правильного произношения звуков С и СЬ: игры, стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки, пословицы, песенки, рассказы со звуком С, занимательные задания для детей.

    При нормальном речевом развитии к пяти годам ребенок правильно произносит все звуки родной речи. Если же у малыша есть недостатки звукопроизношения, то работа по их исправлению идет в три этапа:

    • Артикуляционные подготовительные упражнения для конкретной группы звуков (в данном случае это свистящие звуки С, Сь, З, Зь, Ц)
    • Вызов данного звука по подражанию (его постановка),
    • Закрепление правильного произношения этого звука в слогах, словах, во фразах.

    Обучение правильному произношению свистящих звуков ведется в определенной последовательности:

    1. Сначала идет работа над звуком С и его мягким вариантом Сь и проводятся игры и упражнения для автоматизации правильного произношения данных звуков.
    2. Затем ребенок учится произносить звуки З и Зь. И проводятся упражнения и игры на автоматизацию данных звуков.
    3. И далее ребенок упражняется в правильном произношении звука Ц.

    Автоматизация свистящих звуков С, СЬ: речевые игры, стихи, чистоговорки, скороговорки, видео

    Сегодня в этой статье Вы узнаете, как помочь ребенку научиться правильно произносить звуки С и Сь (свистящие звуки). Мы поговорим о третьем этапе – автоматизации правильного произношения данных свистящих звуков. О предыдущих этапах (первом и втором этапах обучения произношению звука С и Сь) Вы можете прочитать в статье В ней Вы найдете артикуляционную гимнастику, а также видео с демонстрацией приемов постановки свистящих звуков и вызова их по подражанию. Когда правильный звук появился в речи ребенка, нужно автоматизировать правильное звукопроизношение. Для этого используются игры, игровые упражнения, чистоговорки, шутки, загадки, поговорки, скороговорки, песенки, рассказы, в которых часто встречается звук С и СЬ.

    Для игр и упражнений по автоматизации звуков С и СЬ в речи ребенка Вам понадобится список слов со звуками С и Сь, который дан ниже.

    Это важно знать и учитывать: При подборе слов для автоматизации звуков С и Сь нужно учитывать, что в русском языке перед мягкими согласным ть, ль, нь, звук С произносится мягко. И поэтому в словах брусника, ослик, слива, костюм, градусник мягкий звук Сь, а не твердый С.

    Слова со звуком С:

    • Звук С с начале слова – санки, собака, сыр, сапоги, свеча, свинья, стол, сова, скамейка, совок, сандалии, салют, спутник, скакалка, сосна, сорока, самокат, самолет, стакан, сом, сабля, свисток, сок, стул, садик, сайка, сало, сумка, судно, стройка, строитель, скалка, слойка, скатерть, слава, сладость, сахар, слякоть, сковорода, соловей, снег, снежинка, снеговик, снегопад, снегурочка, солдат, сосулька, слон, смех, спицы.
    • Звук С в середине слова – колесо, маска, весы, капуста, лиса, краска, носок, посуда, масло, маслёнка, бусы, редиска, колесо, насос, колбаса, ласты, песок, мясо, пылесос, кастрюля, галстук, кусты, весна, носорог, стадо, пастух, подснежник, бейсболка, маслята, барсук, космонавт, космодром, самосвал, миска.
    • Звук С в конце слова – нос, глобус, колос, кокос, навес, ананас, автобус, абрикос, теннис, компас, гладиолус, поднос, квас, час, лес, рис, бокс, насос, кактус, овёс, кекс, парус, пёс, морс, пояс, мороз (пишем букву з, но слышится звук с)

    Слова со звуком СЬ:

    • Звук Сь в начале слова – селедка (сельдь), сено, сёмга, сюрприз, сервант, серьги, сердце, седло, сестра, середина, сирень, слива,.
    • Звук Сь в середине слова – гуси, апельсин, такси, осень, осел, поросенок, письмо, сосиски, ослик, велосипед, беседка, васильки, листья, брусника, костюм, градусник.
    • Звук Сь в конце слова – гусь, лось, карась, рысь.

    Игры для развития фонематического восприятия. Звук С, СЬ.

    Игра «Хлопки». Вариант игры 1.

    Попросите ребенка хлопнуть, если он услышит в слове звук С.

    Говорите вперемешку слова со звуком С в разных позициях (в начале, в середине или в конце слов). Например: телефон, сапоги, папа, морс, книга, дождь, соловей.

    Ребенок хлопает, когда услышит слово со звуком С (не путайте сами звуки С и СЬ – это разные звуки, хотя буква одна!)

    Если ребенку трудно выделить на слух звуки в слове, то говорите слова протяжно, например мммоооорррсссс. Эта игра учит ребенка различать в речи разные звуки, развивает фонематический слух.

    Вариант усложнения игры: Можно дать задание хлопнуть, если услышишь звук С и топнуть, если услышишь звук СЬ.

    Игра «Хлопки». Вариант игры 2.

    Скажите ребенку: «Хлопни, если услышишь слог Са». Далее мы говорим последовательность слогов, например: са, на, ша, са, за, ра, да, са, ца, са, ла, ча. Различает ли звук С и слог СА ребенок в речевом потоке? Не путает ли его с другими похожими звуками? Дети очень часто путают слог са со слогами за или ца, а также с шипящими – со слогом ша. И нам очень важно научить ребят различать эти звуки и слоги. Это важно и для обучения письму в школе, чтобы ребенок не путал данные звуки и буквы, обозначающие их, в письменной речи, когда он начнет писать.

    Игра «Эхо»

    Повторяйте три слога подряд, а ребенок должен их повторить как эхо, то есть чуть тише, чем говорите Вы. Если ребенок легко повторяет три слога, увеличьте количество слогов в цепочке для повторения. Обязательно хвалите и подбадривайте маленькое «эхо». Если «эхо» ошиблось, повторите цепочку слогов еще раз.

    Примеры заданий:

    • са-со-сы
    • ас-ус-ис-ас
    • сам-сад-сав,
    • со-су-си-су
    • аса-асо-асу-асы и т.п.

    Игра «Угадай, что свистит?»

    Вам понадобятся две картинки – «насос» и «вода течет из крана». Можно нарисовать их самим (схематично изобразив насос и кран). Главное – чтобы они были узнаваемы для ребенка.

    Покажите ребенку картинку насоса. Скажите: «Воздух, выходя из насоса свистит так: ссссссссссссс. Он свистит сердито ссс!»

    Покажите вторую картинку и скажите: «Вода льется из крана. Вода свистит мягко, вот так сьсьсьсьсь».

    Попросите ребенка сказать, как свистит вода (сь-сь-сь) и показать соответствующую картинку. Затем попросите его изобразить, как свистит воздух из насоса – ссссс – и показать нужную картинку.

    Далее скажите: «Сейчас мы будем играть в игру на внимательность. Если ты услышишь песенку насоса — твердый звук ссс — то подними картинку с насосом. А если услышишь песенку воды – мягкий звук сь – то подними картинку с водой» . Вы говорите эти звуки вразбивку (с-с-сь-с-с-сь-сь-с), а ребенок поднимает нужную картинку.
    Сначала игра проводится со звуками, затем уже со словами. Вы говорите перечень разных слов вразбивку: дверь, соловей, сельдь, мороз, банан, шапка, вода и так далее. Если в слове есть «песенка насоса – твердый звук С», то ребенок поднимает вверх картинку с насосом. А если в слове есть звук сь – мягкий звук, «песенка водички», то нужно поднять картинку с водой. Если нет ни одного, ни второго звука, то картинки поднимать не надо.

    Игра-шутка со звуком С «Путаница»

    Детям предлагается отгадать, какие слова перепутались и расставить их по местам.

    • Вот так дочка! Красота! У дочки длинная коза! (не коза, а коса).
    • У Анечки дома миска живет, танцует, играет и песни поет! (Не миска, а мишка. Другой правильный вариант для замены — киска).
    • Ела Катя вкусный зуб. Заболел у Кати суп. (Наоборот, ела суп, а заболел зуб).
    • В комнате стоит сова. А в лесу сидит софа. (Нет. В комнате – софа, а в лесу сова).

    Дети обычно смеются, слыша шутку — путаницу. Но исправить ошибку и распутать путаницу может далеко не каждый ребенок. Если у ребенка есть речевые нарушения, то часто приходится делать подсказку – «Какое слово заблудилось? Какое слово подходит по смыслу? Отгадка тоже начинается со звука м. Это игрушка. Догадайся, что это?»)

    Игры для автоматизации звука С и Сь в словах

    Игра «Хвосты» (автор идеи – С.А.Максаков)

    Покажите ребенку полосочку бумаги и скажите, что в ней запрятаны – зашифрованы разные слова. Слова все разные, но начало у них одно. Надо разгадать, какие это слова.

    Пример задания – в полоске спрятаны слова, начинающиеся так — «ска». Какие это слова? Скажите малышу: «Я начну, а ты говори дальше: ска-… (мейка), ска… (калка), Ска…(зка), ска… (терть)». Если ребенку трудно разгадывать, нарисуйте маленькую картинку, на которой изобразите часть предмета и попросите разгадать, что это за предмет и что это за слово, начинающееся со «ска».

    Еще один пример для этой игры – слова, начинающиеся с «са»: са…(молет), сама, сани, самокат, Саратов, Саша, Саня, самостоятельный, Самарканд, сало, саквояж, самовар, сапог, Савка, сад, садовый, садовод, сажа, сазан, салют, сачок, сабля, сарделька, сардины.

    Если Вам трудно подобрать слова на определенный слог, то есть хороший помощник – словарь. Познакомьте ребенка со словарем русского языка, покажите, как находить в нем слова, прочитайте ему о нескольких новых словах, начинающихся с нужного слога.

    Игра «Собери в лукошко»

    Я обычно провожу игру «Хвосты» и другие варианты игр немного по-другому. Детям дошкольного возраста очень важно видеть наглядно результат своих действий. А в речи обычно такого наглядного результата, который можно увидеть или пощупать, нет. Именно поэтому дети очень любят рисовать, лепить, делать разные поделки, но не очень любят речевые упражнения. Давайте учтем данную особенность маленьких детей. Я придумала особый игровой прием обучения речи и назвала его в своем исследовании «наглядный результат детской речи». Несмотря на столь сложное название приема, он очень простой и интересный, и нравится всем детям, заинтересовывая их в выполнении речевого задания. Суть данного приема в том, чтобы малыш увидел, что его речевое действие приводит к наглядному осязаемому и жизненно важному результату.

    Скажите детям, что Старичок-Речевичок растерял все слова из своего лукошка и очень расстроился. Как же ему помочь? Слова растерялись — разбрелись по всему свету (или по всему альбому) и надо их собрать снова в одно лукошко. В лукошке лежали слова со звуком С. Надо их найти среди других слов. Это игровая ситуация, в которой мы будем использовать наглядную оценку речи. Давайте посмотрим, как в ситуации с лукошком можно организовать наглядную оценку речевых действий детей.

    Мы рисуем на доске или мольберте силуэт лукошка, которое будем «наполнять» словами. Задача – наполнить лукошко полностью. Наполнять лукошко нужно так. Как только вы с ребенком придумали слово, рисуете в силуэте лукошка это слово (например, это будет овал) и закрашиваете его (раскрашиваете овал). Это как будто мы «положили» слово в «лукошко». Далее каждое слово со звуком С прибавляет в лукошко еще один овал. Игра заканчивается, когда мы полностью «заполнили лукошко словами».

    Можно взять настоящее лукошко и заполнять его «словами» — кубиками из строительного набора.

    В этой игре можно давать любые задания – в одно лукошко положить слова со звуком С, а в другое – слова со звуком Сь. Или собрать в лукошко только слова, в которых звук С стоит в середине слова. Или только слова,начинающиеся со слога Са.

    Дети обычно хорошо помнят, где находится придуманное каждым ребенком слово в лукошке, какого оно цвета, показывают пальчиком: «Это я положил. А это Светино слово». Если Вы играете в паре с ребенком, то он хорошо помнит, где Ваше слово, а где его слова и «кто больше слов положил»:).

    Игра «Сумка и сетка»

    Эта игра родилась у меня неожиданно на речевых занятиях с дошкольниками. Я знаю, что не всем детям интересно подбирать слова со звуками, а мне хотелось сделать это задание увлекательным для малышей. Но очень не хотелось использовать для мотивации соревнование (кто больше придумает слов?) Почему?

    • Во-первых, потому, что некоторые дети в этом соревновании заведомо находятся в невыгодном положении.
    • Во-вторых, потому что слишком много в нашей жизни конкуренции, и слишком мало при этом сотрудничества.

    Поэтому мы стали играть в игру «сумка и сетка» — в игру, которая учит делать задания всем вместе и вместе радоваться общим результатам. И всем детям упражнение по подбору слов со звуками стало нравиться, более того, дети продолжали игру в сумку и сетку даже после занятий.

    Как играть?

    • Рисуем прямоугольник с ручками – это наша сумка, в которую мы будем складывать продукты. Рядом рисуем овал с ручками. Это наша сетка.
    • Определяем с детьми, с какого звука начинается слово «сумка». Да, со звука С. Это звук твердый. Поэтому в сумку мы будем класть продукты, в названии которых есть твердый согласный С.
    • А слово «сетка» с какого звука начинается? Да, со звука Сь. Это звук мягкий. Поэтому в сетку мы будем класть только слова, в названии которых есть мягкий звук Сь.
    • Начинаем собираться в путешествие и складывать необходимые вещи в сумку и сетку. Задача – не перепутать, что куда положить. И успеть собраться в дорогу и уложить предметы в сумку и сетку за 5 минут. Ставим таймер.

    Варианты игры:

    • Можно дать детям набор картинок, которые надо разложить в сумку, в сетку, при этом есть лишние картинки, которые надо отложить в сторону и не нужно использовать в игре (так как в этих словах нет заданных звуков).
    • Можно поставить задачу по-другому, без картинок – придумать как можно больше наименований со звуками С и СЬ. Каждое придуманное ребенком или группой детей слово рисуем как прямоугольник внутри контура сумки или сетки. И выполняем задачу – наполнить сумку и сетку за заданное время.

    Мы с детьми в этой игре придумывали более 50 слов! Я всегда удивляюсь активности детей в этом упражнении, удивляюсь тому, как им хочется «уложить» свое слово в общую сетку или сумку. В конце игры мы радуемся, что вместе смогли так много придумать!!!
    Кстати, еще одна идея, которая подойдет для детей от 6 лет и старше. Перед началом игры спросите детей, сколько слов вы вместе сможете положить в сумку и сетку. Запишите предполагаемый результат. Потом сравните. Покажите детям, сколько они планировали слов подобрать и сколько реально нашли. Обычно дети говорят, что смогут подобрать 10, 15, 20 слов. Как же они удивляются, что смогли подобрать всей группой так много слов, в два – три раза больше! «Даже не ожидали! «– так обычно восклицают они. И это очень важно для формирования у малышей уверенности в себе, представления, что они могут очень многое, даже то, что еще пока о себе не знают!

    Вот слова для сумки и сетки по теме «Продукты. Еда», которые мы насобирали все вместе:). Признаюсь, что я даже не ожидала, что сумка и сетка у нас будут такими наполненными, даже места не хватило! А дети были довольными и счастливыми от своего успеха!

    СЛОВАРЬ ДЛЯ ИГРЫ:

    • В сумке будут: салат, суп, соус, сардельки, сушки, масло, сыр, спагетти, капуста, рассольник, соль, сахар, ананас, абрикос, суфле, слива, рис, чернослив, спаржа, кокос, редис, брусника, смородина, сыроежка, расстегай, сок, сырники, сметана, квас, морс, бефстроганов.
    • В сетке будут сосиски, сироп, семечки, лосось, карась, апельсин, сельдь, подосиновики, лисички, персики, кисель, овсяная каша, сёмга.

    Игра «Угадай, что в руке»

    Положите в мешочек предмет или игрушку, в названии которой есть звук С (или звук Сь – в зависимости от задания). Дайте мешочек в руки ребенку. Предложите на ощупь догадаться, что лежит в мешочке. Ребенку нужно не только отгадать, но и правильно произнести звук в названии этого предмета.

    Игры для автоматизации звука С во фразах

    Игра «Иди сюда»

    Это игра для группы детей, но в нее можно играть и в паре. Тогда нужно показать вместе с ребенком инсценировку, как зверюшки играют в такую игру.

    Вариант 1. Игра в группе. Ведущий в игре встает в стороне от группы детей. Он зовет кого-то из детей к себе, называя по имени. При этом он должен придумать слово со звуком С. Например, ведущий — Вася. Вася зовет: «Лена, иди сюда! Я нашел свисток!» (то есть ребенок придумал, что он нашел – предмет, в названии которого есть звук С). Лена подбегает к Васе и придумывает, что она нашла и кого позовет. Лена зовет: «Катя! Иди сюда! Я нашла киску!». Катя подбегает и придумывает, что она нашла. Повторять слова нельзя. Катя говорит: «Денис! Иди сюда! Я нашла сказку!» и так далее. В игре надо следить за правильным произношением звука. Если звук произнесен неправильно, то нужно еще «что-то найти», то есть придумать еще одно слово со звуком С и правильно его произнести.

    Вариант 2. Инсценировка. Если Вы будете проводить такую игру с игрушками на индивидуальном занятии, то расскажите ребенку, как однажды игрушки играли в игру «Иди сюда». Предложите поиграть так же. Подбираете для игры игрушки со звуком с: киска, лиса, собака, лось, матрос, кукла Саша и другие. Далее инсценируете игру с игрушками. За первого водящего говорите Вы, а далее играет ребенок, выполняя все роли по очереди. Например, лиса говорит: «Киска! Иди сюда! Я нашла сосиску». Подбегает киска и зовет следующую игрушку: «Матрос! Иди сюда. Я нашла колесо».

    Игра «Магазин»

    Вам понадобятся игрушки или картинки с изображением предметов, в названии которых есть звук С (см. список слов со звуками С и Сь в начале статьи). Чтобы «купить» игрушку или картинку в нашем магазине, нужно правильно ее назвать, «выговорив» все звуки и сказать, где находится звук С в данном слове – в начале слова, в его середине или в конце слова. При произнесении названия предмета звук С чуть-чуть выделяется, произносится утрированно, например, «сссслон – звук С твердый, стоит в начале слова», «миссссска – звук С твердый, стоит в середине слова», «лосььььь – звук С мягкий, находится в конце слова».

    Примерный диалог в игре дан ниже (диалог, разумеется, можно изменять, насытив другими словами со звуком С). Обратите внимание на правильное произношение звука С детьми во всех репликах диалога продавца и покупателя.

    Примечание: Данный диалог можно вводить тогда, когда ребенок уже достаточно хорошо произносит звук с. Иначе тройная задача «произнести правильно звук + вести диалог+ определять, где находится звук в слове» будет слишком сложной для детей.

    — Здравствуйте!

    — Здравствуйте! Проходите, пожалуйста. Что Вы хотите приобрести?

    — Дайте, мне, пожалуйста, слона. Сколько он стоит?

    — У нас в магазине есть секрет. Отгадаете секрет — сможете получить слона в подарок. Скажите, где в слове слон спрятан звук С?

    — В слове «сссслон» звук С твердый, стоит в начале слова.

    — Правильно! Вот Ваш слон! До свидания! Будем Вас рады видеть еще!

    — До свидания!

    Чистоговорки для автоматизации звуков С и Сь

    Чистоговорки часто кажутся не специалисту смешными и ненужными или даже бесполезными. И действительно, на первый взгляд, зачем ребенку в пять – шесть лет повторять такие простые слова и фразы, которые понятны даже двухлетке? На самом же деле, чистоговорки очень нужны. Спортсмен перед прыжком делает разбег, чтобы достичь лучшего результата. Так и чистоговорка – это своеобразный «разбег» для ребенка, который помогает ему перейти от правильного произношения звука в слоге к правильному произношению звука во фразе. Это тренировка артикуляционных органов, в которой ребенку легко проследить за своим правильным произношением. Кроме того, чистоговорки-рифмовки можно вполне сочинять вместе с ребенком и составлять свои собственные варианты. Ниже Вы найдете и видео с чистоговорками – песенками для автоматизации правильного произношения звуков С и СЬ.

    Чистоговорки с твердым звуком С для автоматизации звука С:

    Чистоговорки с мягким звуком Сь:

    Чистоговорки-песенки (видео) для автоматизации свистящего звука С.

    Оса — автоматизация твердого согласного С

    Лиса — автоматизация твердого согласного С

    Юмористические чистоговорки «Исправь ошибку»

    Существует особый вид чистоговоркок – чистоговорки- шутки с преднамеренной ошибкой. Вот наши авторские чистоговорки с ошибками. Придумывайте подобные чистоговорки сами – это просто и весело! Дети тоже могут участвовать в придумывании чистоговорок – шуток для их сверстников и малышей. Обязательно записывайте сочинения детей. Этим Вы не только сохраняете незабываемые мгновения детства на будущее ребенка, но и показываете ему, как важно и значимо его речевое творчество.

    • Са-са-са-са, надо мной летит лиса. (Не лиса, а оса!)
    • Сы-сы-сы-сы, у синички есть усы. (Нет, у синички усов нет. А у кого они есть? Какое слово заблудилось? У котенка есть усы, у бельчонка есть усы, у тигренка есть усы – придумайте разные правильные варианты чистоговорки)
    • Су-су-су-су, я котеночка пасу. (Нет, котеночка не пасут. Нужно сказать по-другому: я козленочка пасу, или я ягненочка пасу).
    • Со-со-со-со, загрустило колесо (Нет, колесо не живое, нужно сказать по-другому: «со-со-со-со, покатилось колесо, отвалилось колесо, завертелось колесо, закружилось колесо, заскрипело колесо» – придумайте разные варианты).

    Кроме чистоговорок, есть еще очень интересные речевые упражнения под названием «Отвечалки- повторялки».

    Отвечалки – повторялки со звуком С

    Приведу пример отвечалок, придуманных известным логопедом Т. А. Ткаченко. Много разных отвечалок- повторялок Вы найдете в ее книгах из серии «Правильно произносим звуки». Во время отвечалок – повторялок нужно приучать ребенка следить за тем, чтобы правильно произносить звуки. Можно сразу же давать ответ к вопросу в отвечалке — повторялке, а лучше всего дать задание догадаться, как нужно ответить на вопрос. Правило – в слове ответа должен быть звук с и это слово должно рифмоваться.

    • Заглянуло что в оконце? Солнце, солнце, солнце, солнце.
    • Что мы будем пить сейчас? Квас, квас, квас, квас.
    • Кого мы видели в лесу? Лису, лису, лису, лису.
    • Что есть девичья краса? Коса, коса, коса, коса.
    • Где я яблоки найду? В саду, в саду, в саду, в саду.
    • Что зимой в руках у Саньки? Санки, санки, санки, санки.
    • Что в обед нам всем нальют? Суп, суп, суп, суп.

    Скороговорки и фразы со звуком С

    Стихи со звуком С

    В стихах нужно следить за правильным произношением ребенком освоенного им звука С или СЬ. Если малыш ошибается, то попросить его поправить себя, напомнить, что его язычок уже научился говорить звук С. Также обратите внимание на интонационную выразительность речи ребенка. С какой интонацией лучше произнести фразу? Попробуйте одну и ту же фразу повторить удивленно,радостно, печально, восхищенно, испуганно.

    Самолет построим сами,
    Понесемся над лесами,
    Понесемся над лесами,
    А вернемся к маме (А. Барто).

    Сидел воробей на сосне.
    Заснул – и свалился во сне.
    Если бы он не свалился во сне –
    До сих пор бы сидел на сосне.

    Пахнет маляр
    Скипидаром и краской.
    Пахнет стекольщик
    Оконной замазкой.
    Мимо столярной идешь мастерской-
    Стружкою пахнет
    И свежей доской. (Дж. Родари)


    Сорока однажды на груше сидела,
    Сорока однажды на груше сидела,
    Решала сорочьи дела.
    И спрыгнула раз – и обратно взлетела,
    И спрыгнула два – и обратно взлетела,
    И спрыгнула три – и обратно взлетела,
    Но всё же решить не смогла
    Сорока сорочьи дела. (Е. Бергер)

    Кискино горе.
    Плачет киска в коридоре.
    У нее
    Большое горе.
    Злые люди
    Бедной киске
    Не дают
    Украсть
    Сосиски. (Б. Заходер).

    Две синицы прилетели на сосну,
    Две синицы засвистели про весну.
    — Сколько света! Сколько света!
    Стала синей высота!
    Скоро лето! Скоро лето!
    Красота! Красота! (В. Суслов)

    Смотрит солнышко в окошко,
    Светит в нашу комнатку.
    Мы захлопаем в ладошки,
    Очень рады солнышку! (А. Барто)

    Снег растаял! Снег растаял!
    Эта новость не простая!
    Это значит – наступает
    Настоящая весна!

    Травка зеленеет,
    Солнышко блестит.
    Ласточка с весною
    В сени к нам летит.
    С нею солнце краше
    И весна милей.
    Прощебечь с дороги
    Нам привет скорей.
    Дам тебе я зерен,
    А ты песню спой.
    Что из стран далёких
    Принесла с собой.

    Сосулька испугалась высоты.
    Сосулька от испуга стала плакать.
    И потому опять настала слякоть.

    Сонный день, сонный день.
    Сонным ветрам дунуть лень.
    Сонным курам клюнуть лень.
    Сонный день, сонный день…

    Киска, киска, киска, брысь!
    На дорожку не садись!
    Наша Симочка идет –
    Через киску упадет!

    Спит в углу моя слониха,
    Двое маленьких слонят
    Спать давным – давно хотят.

    Совята.
    Взгляни на маленьких совят,
    Малютки рядышком сидят.
    Когда не спят, они едят,
    Когда едят, они не спят.

    Колыбельная.
    Спят луга, спят леса,
    Пала свежая роса.
    В небе звездочки горят,
    В речке струйки говорят.
    К нам в окно луна глядит,
    Малым детям спать велит.

    В лесу темно.
    Все спят давно.
    Одна сова не спит.
    На суку сидит.

    Слоны умны,
    Слоны смирны,
    Слоны спокойны
    И сильны.

    Здравствуй, гостья-зима!
    Просим милости к нам –
    Песни севера петь
    По лесам и степям.

    Такой мороз!
    Такой мороз!
    Берет за нос,
    Дерет до слёз.
    Такой мороз трескучий!
    Пристал, пристал, прискучил.
    Такой мороз, такой мороз!
    Укроешь нос,
    К бровям прирос.
    Такой мороз здоровый!
    Идёт, хрустит дорогой.

    Сосны.
    Сосны до неба хотят дорасти,
    Небо ветвями хотят подмести,
    Чтобы в течение года
    Ясной стояла погода. (И. Токмакова)

    Как-то четверо ребят
    С горки покатилось.
    Двое в саночках сидят.
    Сколько в снег свалилось? (Н. Кончаловская).

    Пословицы и поговорки со звуком С

    Почему так говорят?

    • Не в свои сани не садись.
    • Сколько волка ни корми, он всё в лес смотрит.
    • Береги нос в сильный мороз.

    Видео для речевых занятий с детьми по автоматизации свистящих звуков С и СЬ. Песенки.

    Варит сам самовар.

    Соня очень любит спать. Стали Соню соней звать.

    Соня — сонюшка

    Поросёнок.

    Стихи-диалоги со звуком С

    Прочитайте стихотворение по ролям.

    Спят ли волки?
    Спят. Спят.
    Спят ли пчелки?
    Спят. Спят.
    Спят ли птички?
    Спят. Спят.
    А лисички?
    Спят. Спят.
    Все на свете
    Спят. Спят.
    Только я и паровоз –
    Мы не спим,
    Мы не спим,
    И летит до самых звёзд
    К небу дым,
    К небу дым.

    Игра-диалог для автоматизации звука С и Сь во фразах по стихотворению «Все ли сыты»

    В основе этой придуманной мной игры для речевых занятий с детьми – стихотворение И.Г. Сухина.

    Играем так. Раскладываем перед ребенком картинки с изображением девочек (можно найти много картинок в Интернете и распечатать их для этой игры). Под каждой картинкой должна быть надпись (напечатано имя девочки).

    Как играть?

    • Знакомимся с карточками. Ребенка просят прочитать или отгадать имена девочек. В каждом имени есть звук С. Проверяем, запомнил ли ребенок все имена (в одной игре участвуют 3-5 карточек).
    • Далее загадываем одну из девочек. Для этого под одну из картинок мы кладем пиктограмму – схематичное изображение недовольной рожицы. Эта девочка в игре будет голодна, «не сыта». Ее нужно будет отгадать в игре. Положить пиктограмму под изображение девочки нужно так, чтобы ребенок не видел Ваших действий.
    • Просим малыша угадать, кого забыли накормить, кто не сыт? Проговариваем текст. Например, ребенок спрашивает: «Сыта ли Света?» Вы отвечаете «Света сыта», если эта картинка не загадана. Или отвечаете «Света не сыта! Она голодна!» Тогда ребенок угадал, поздравьте его, и в следующей игре поменяетесь ролями – ребенок Вам загадывает девочку, а Вы его спрашиваете и должны угадать имя загаданной девочки.

    Игра очень интересная! Дети обожают угадывать! Иногда им нужно подсказывать имена, если они еще не умеют читать.

    Полезные советы по проведению речевой игры «Все ли сыты?»

    • Также можно поиграть и с именами мальчиков. Список имен для игры Вы найдете ниже.
    • В игре нужно обратить внимание не только на правильное произношение звуков С и Сь, но и на правильную интонацию – вопросительную и повествовательную в вопросе и в ответе.
    • Можно как вариант игры дать задание ребенку выбрать угощение и «накормить» девочку, найдя картинку с изображением еды, в названии которой есть звук С.
    • Для одной игры берите 4-5 картинок с именами девочек, не более. Затем в последующих играх меняйте картинки на новые, с новыми именами. Тогда ребенку не надоедает игра. Кроме того, он знакомится с новыми именами. И мы продолжаем упражнять его в правильном произнесении звука С.

    Примерный диалог в игре

    Сыта Нюся?
    Сыта Нюся.
    Сыта Настя?
    Сыта Настя.
    Сыта Софья?
    Сыта Софья.
    Сыта Анфиса?
    Сыта Анфиса.
    Сыта Тося?
    Нет. Тося не сыта!
    (И.Г. Сухин)
    Имена для игры:

    • Имена девочек: Нюся, Настя, Софья, Соня, Оксана, Анфиса, Света, Тося, Таисия, Ася, Дуся, Ксения, Сима, Муся.
    • Имена мальчиков: Саша, Савва, Сева, Вася, Осип, Сеня, Степа, Стасик, Максим, Афанасий.

    Подвижная игра «Солнечные зайчики»

    Дайте одному ребенку зеркальце. Он говорит текст:

    «Солнечные зайчики
    Играют на стене.
    Помани их пальчиком –
    Пусть бегут к тебе!»

    Ведущий, говоря текст, должен правильно произнести в нем звук С. Иначе зеркальце переходит к другому ребенку. Если ребенок ошибся, попросите его поправить себя.

    Подвижная игра «Два Мороза». Автоматизация звука С в речи

    Разделите площадку для игры на две половины. На одной половине площадки будут гулять дети, на другой – жить два Мороза. На стороне, где живут дети, начертите дом, куда ребята будут убегать от Морозов.

    Морозы говорят:

    «Я Мороз Красный нос!

    Я Мороз Синий нос!»

    И вместе: «Заморозим вас!».

    Дети отвечают Морозам:

    «Не боимся мы угроз!

    И на страшен нам Мороз!»

    После этих слов ребята бегут на свою сторону в дом, а морозы их ловят и пойманных детей уводят на свою половину. Пойманные дети становятся помощниками Морозов и в следующей игре тоже ловят детей.

    Загадки со звуком С

    Заучивая с детьми загадки, нужно всегда это делать ради решения какой-то интересной жизненной задачи. Например, выучить загадки для того, чтобы загадать их бабушке или папе или загадать на детском утреннике или Дне рождения. Необходимо следить за правильным произношением звуков С и СЬ ребенком в тексте загадки. Ниже Вы найдете перечень загадок, в которых часто встречается звук С:

    Уснули телята,
    Уснули цыплята,
    Не слышно веселых скворчат из гнезда.
    Один только мальчик –
    По имени Ванька,
    По имени Ванька
    Не спит никогда! (Отгадка – Ванька – Встанька)

    Без досок, без топоров
    Через речку мост готов.
    Мост – как синее стекло:
    Скользко, весело, светло. (Отгадка – лед).

    Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья).

    Кто на себе свой дом носит? (Улитка).

    Сперва блеск, за блеском треск, за треском плеск. (Гроза).

    В воде искупался, а сух остался. (Гусь).

    Пословицы и поговорки со звуком С.

    Попросите ребенка ответить на вопрос: «Почему так говорят?»

    • Береги нос в большой мороз.
    • Мороз не велик, да стоять не велит.
    • Весна красна цветам, а лето- снопами.

    Рассказы для упражнения детей в правильном произношении звука С и СЬ

    Рассказ «Лесенка» (авторы — В.И. Рождественская, Е.И. Радина. Из книги:Воспитание правильной речи у детей) для автоматизации произношения звука С

    Прочитайте рассказ ребенку. Вместе вспомните те слова из рассказа, в которых есть звук С и звук СЬ. Зачитайте предложения с теми словами, которые ребенок не заметил, и попросите найти слова со звуком С в данном предложении. Инсценируйте рассказ с помощью игрушек. При инсценировании нужно следить за правильным произношением звука С ребенком, просить его исправить свою ошибку.

    «Стоит на дворе лесенка. На ней пять ступенек. На первую ступеньку вскочил петух и громко запел: «Ку-ка-ре-ку!».
    На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала: «Мяу-мяу-мяу».
    На третью ступеньку прыгнул пёс. Сидит, на кошку рычит.
    На четвертую ступеньку сел Боря. Сидит, ножками болтает.
    А на пятую ступеньку села Сима. Песенку запела:
    «Мы сидим на лесенке,
    И поем мы песенки».
    Вдруг подул ветер. Часто, часто застучал дождь.
    Петух прыгнул под крыльцо. И пёс туда же забрался.
    Кошка ловко прыгнула в окошко.
    А Боря и Сима сидят, с лесенки не уходят. Плачут.
    Пришла мама. Детей с лесенки сняла и увела их домой».

    Рассказ для автоматизации правильного произношения звука С во фразовой речи «Сонин уголок». Автор – М.Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения»

    «У Сони свой уголок. Там стоят Сонин стол, стул. Стол стоит у окна. Окно выходит в сад. На окне стоят кактусы. На маленькой скамейке у стола Сонины куклы: Оксана и Алиса. Над скамейкой полка. На полке стоят Сонины книги. Соня любит свой уголок»

    После чтения рассказа задайте вопросы по его содержанию. Попросите ребенка еще раз прослушать рассказ и запомнить его (можно выложить на мольберте или коврографе из картинок комнату Сони). Далее скажите ребенку: «Представь, что ты художник и рисуешь Сонину комнату. Как бы ты ее нарисовал?»

    Ребенок отвечает примерно так: «Я бы нарисовал стол и стул. Стол я бы нарисовал у окна. На столе была бы голубая скатерть. А на окне я бы нарисовал бы кактусы. Кактусы были бы зеленые и с большими колючками, на одном кактусе я бы нарисовал большой цветок – он он расцвел, — и так далее».

    В этом упражнении – словесном рисовании – не только автоматизируется звук С во фразовой речи, но ребенок учится употреблять в речи сослагательное наклонение глаголов (нарисовал бы). Словесное рисование всегда интересно детям, так как дает возможность для творчества и широкий простор для воображения.

    Рассказ «В саду» для автоматизации правильного произношения звука С. Автор – М. Ф. Фомичева. Из книги «Воспитание у детей правильного произношения».

    С этим рассказом можно провести речевую работу, аналогичную описанной выше.

    Текст рассказа:

    «Соня и Саня в саду. У Сони совок. Она высыпает в миску сухой песок. У Сани самокат. Самокат стоит у скамейки. Саня на скамейке смотрит книгу. У Сони и Сани собака Бокс. Бокс в своей будке. У будки стоит миска. В миске суп для Бокса. В саду – клумба. Соня и Саня сами посадили на клумбе маки. Высоко над садом летел самолет. Соня и Саня увидели самолет».

    Рассказ «Семья» (слова с мягким согласным СЬ). Автор – М. Ф. Фомичева.

    «Сегодня дома вся семья. Все отдыхают в саду. Сима и Сеня сидят в беседке. Сима собирает синие бусинки. Сеня делает свисток. Мама беседует с Люсей. Папа и Вася гонят из сарая гусей».

    До новых встреч на сайте «Родная тропинка». Если эта статья Вам помогла и показалась интересной, буду благодарна за комментарий. Поделитесь ссылкой на статью со своими друзьями, которым интересна тема развития речи детей. Всегда рады Вас видеть в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы», в которой Вы найдете много дополнительного материала по развитию речи детей.

    Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

    "Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

    Овладение ребенком правильным произношением звука на логопедических занятиях – сложный и трудоёмкий процесс, занимающий от нескольких недель до нескольких месяцев. Автоматизация (закрепление звука в речи) требует усидчивости, сосредоточенности, концентрации внимания ребенка на занятиях, а от логопеда и родителей – настойчивости, изобретательности в плане подачи речевого материала для поддержания устойчивого интереса малыша к выполняемой им работе.

    Ниже для родителей и логопедов на примере звука [Л] мы предлагаем 10 ВАРИАНТОВ ИГР для автоматизации [Л] в словах в начальной позиции, способствующих не только закреплению самого звука, но и развитию грамматического строя речи и фонематического слуха. Аналогичные игры могут быть использованы для автоматизации любых других звуков в разных позициях.

    1. «НАЗОВИ ЛАСКОВО»

    Ребенка просят повторить слово — название большого предмета и образовать его уменьшительно-ласкательную форму.

    Ложка — ложечка, лук – лучок, лапа – лапка, лужа – лужица и т.д.

    1. «ИЗМЕНИ ЧИСЛО»

    Взрослый произносит слово, обозначающее один предмет (слово в единственном числе), а малыш называет слово, обозначающее множество таких предметов (слово во множественном числе).

    Лоб –лбы, локоть – локти, лопата – лопаты и т.д. НО: лук – много лука , слова лыжи, луна не изменяются.

    1. «АССОЦИАЦИИ»

    В игре нужно заменить названное слово синонимичным или близким по значению словом со звуком [Л] в начале. Объяснить разницу в значении парных слов.

    Рука – ладонь, вермишель – лапша, совок – лопата, конь –лошадь, корзинка – лукошко, месяц – луна, скамейка – лавка, вход – лаз, крушить – ломать, гавкать – лаять.

    1. «ПОСЧИТАЙ ПРЕДМЕТЫ»

    Взрослый: — Посчитай лужи (лукошки, лучи и т.д.) до пяти.

    Ученик: — Одна лужа, две лужи, три лужи, четыре лужи, пять луж. Одно лукошко, два лукошка, три лукошка, четыре лукошка, пять лукошек. Один луч, два луча, три луча, четыре луча, пять лучей.

    1. «ОПРЕДЕЛИ КАТЕГОРИЮ»

    Ребенок должен повторить предложенное слово и назвать группу, к которой относится предмет.

    Лавка – мебель, лодка – водный транспорт, ласточка – птица, Лада – имя девочки и т.д.

    1. «У КОГО БОЛЬШЕ?»

    Взрослый: — У меня один лось, а у тебя много …

    Малыш: — А у меня много лосей.

    Одна лампа – много ламп, одни лыжи – много лыж, одно лукошко – много лукошек. НО: луна всегда одна.

    1. «ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ?

    Игра для слов-глаголов. Нужно изменить по лицам предложенные глаголы.

    Ломать, ловить, лазить, лаять.

    Я ломаю, ты ломаешь, он ломает, мы ломаем, вы ломаете, они ломают.

    Я ловлю, ты ловишь, он ловит, мы ловим, вы ловите, они ловят.

    1. «КТО (ЧТО) ТАКИМ БЫВАЕТ?»

    Игра для слов-прилагательных. Необходимо подобрать предметы, обладающие названным признаком (желательно существительные разного рода).

    Кто (что) бывает ловким? Ловкий человек, ловкие руки, ловкое тело, ловкая гимнастка.

    Кто (что) бывает лучшим? Лучший друг, лучшие оценки, лучшая мама, лучшее время.

    Кто (что) бывает лыжным? –Трасса, палки, спорт.

    Кто (что) бывает лунным? – Свет, сияние, дорожка.

    Ломкий (волосы, прутик), ласковый (взгляд, животное, прикосновения), лысый (мужчина, люди, голова), лучистый (солнце, улыбка), луговой (цветы, клевер, трава), луковый (вкус, головка, горе), лосиный (голова, рога), лодочный (причал, станция, вёсла), лошадиный (топот, грива, копыта, седло).

    1. «ДОБАВЬ СЛОГ»

    Игра для детей старше 5 лет. Ребенку дают один из четырёх слогов ЛА (ЛЫ, ЛО, ЛУ), который будет являться началом слова. К нему поочередно нужно добавлять предложенные взрослым конечные слоги и называть получившиеся слова.

    ЛА – ма, -па, -вка, -ска, -йка, -мпа, -пша, -зить, -ять.

    ЛО – дка, -жка, -кон, -си, -коть, -шадь, -мик, -мать.

    ЛУ – чи, -жа, -па, -на, -ша, -га, -пить, -чше.

    ЛЫ – жи, -сый, -ко, -жник.

    1. «ЗАМЕНИ ЗВУК»

    Игра для детей старше 5 лет. Необходимо заменить первый звук в слове на

    звук [Л]. Назвать новое слово, которое получилось.

    Мак –лак, сук –лук, ком –лом, нуга –луга, папа-лапа, Павка –лавка, ножка – ложка, маска – ласка, кокон – локон, бадья – ладья, таять – лаять.

    Интерес у детей к выше перечисленным играм будет значительно больше, если взрослый для закрепления материала по звукопроизношению предложит ребенку не просто слова, а картинки с изображением названных слов-предметов.

    Одним из направлений логопедической коррекционной работы в ДОУ, является формирование правильного звукопроизношения у детей. Порой не так трудно поставить звук, как автоматизировать и ввести его в самостоятельную речь. Как правило, ребенок сможет свободно употреблять поставленный звук только после повторения этого слова от семидесяти до девяноста раз.

    И.А. Смирнова отмечает, что логопед должен формировать у ребенка мотивы, волевые качества, необходимые для продолжительной работы, дающие стабильные результаты. И это необходимо делать легко, непринужденно, в игровой форме, заинтересовывая ребенка . Но многократное повторение одного и того же слова утомляет детей, не стимулирует к самостоятельному его употреблению. Для формирования правильного звукопроизношения логопеду важно максимально использовать наглядность и игровые приемы, учитывая, что игра – ведущая деятельность для дошкольника. Благодаря использованию игр процесс автоматизации поставленных звуков проходит в доступной и привлекательной для детей форме

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Коптяева Елена Владимировна. Дидактическая игра на автоматизацию и дифференциацию звуков «Помоги слону». Цель: автоматизация и дифференциация звука в слове. Материалы: картинки: слон, звуковые ведерки, цветочная клумба. Ход игры: ребенку предлагается помочь слону полить клумбу с цветами, выбрать ведерко с картинкой на заданный звук. Ребенок выбирает картинку, называет её, также можно провести работу со звуком(определение места заданного звука в слове)

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    «Отнимем у мышки сосиски» Цель: автоматизация (С),(сь)в словах. Материал: красочная сюжетная картинка с изображением мышки, и вырезанные из картона сосиски, на которых есть предметные картинки. Ход игры Рассматриваем картинку, называем предметы и продукты, имеющиеся на кухне. Обращаем внимание ребенка на мышку, за которой тянется вереница сосисок (выкладываем заранее сосиски за мышкой так, будто она их тащит). Мышка стащила сосиски, и надо их у нее отнять. Ребенку предлагается назвать изображенный предмет. Назвал правильно - сосиска отнята, сделал ошибку - сосиску съест мышка.