• Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Николай некрасов Где жил некрасов в детстве

    Николай Некрасов принадлежал к дворянской, некогда богатой семье Ярославской губернии; родился в Винницком уезде Подольской губернии, где в то время квартировал полк, в котором служил отец Некрасова, поручик Алексей Сергеевич. Это был человек, много испытавший на своём веку. Его не миновала семейная слабость Некрасовых -- любовь к картам (Сергей Некрасов, дед поэта, проиграл в карты почти всё состояние) Детство Некрасова протекло в родовом имении Некрасовых, в деревне Грешневе Ярославской губернии и уезда, куда отец Алексей Сергеевич Некрасов (1788--1862), выйдя в отставку, переселился, когда сыну было 3 года. Огромная семья (у Некрасова было 13 братьев и сестёр [в живых осталось лишь трое -- два брата и сестра]), запущенные дела и ряд процессов по имению заставили отца Некрасова взять место исправника. Во время разъездов он часто брал с собой маленького Николая, а прибытие исправника в деревню всегда знаменует собой что-нибудь невесёлое: мёртвое тело, выбивание недоимок и т. п. -- и много, таким образом, залегло в чуткую душу мальчика печальных картин народного горя. В 1832 году Некрасов поступил в ярославскую гимназию, где дошёл до 5 класса. Учился он плохо, занятия большей частью прогуливал вместе со старшим братом Андреем, с гимназическим начальством не ладил (отчасти из-за сатирических стишков), и так как отец всегда мечтал о военной карьере для сына, то в 1838 году 16-летний Некрасов отправился в Петербург, для определения в дворянский полк.

    Однако встреча с гимназическим товарищем, студентом Глушицким, и знакомство с другими студентами возбудили в юном Некрасове такую жажду учиться, что он пренебрёг угрозой отца оставить его без всякой материальной помощи и стал готовиться к вступительному экзамену в Петербургский университет. Он его не выдержал и поступил вольнослушателем на филологический факультет. С 1839 по 1841 годы пробыл Некрасов в университете, но почти всё время уходило у него на поиски заработка. Некрасов терпел страшную нужду, не каждый день имел возможность обедать за 15 коп. "Ровно три года, -- рассказывал он впоследствии, -- я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где дозволяли читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для вида газету, а сам пододвинешь себе тарелку с хлебом и ешь".

    Не всегда у Некрасова была квартира. От продолжительного голодания он заболел и много задолжал солдату, у которого снимал комнатку. Когда, ещё полубольной, он пошёл к товарищу, то по возвращении солдат, несмотря на ноябрьскую ночь, не пустил его обратно. Над ним сжалился проходивший нищий и отвёл его в какую-то трущобу на окраине города. В этом ночлежном приюте Некрасов нашёл себе и заработок, написав кому-то за 15 коп. прошение. Ужасная нужда закалила Некрасова, но она же неблагоприятно повлияла на развитие его характера: он стал "практиком" не в лучшем значении этого слова.

    Неоконченные записки

    1
    В первые годы младенчества
    Помню я церковь убогую,
    Стены ее деревянные,
    Крышу неровную, серую,
    Мохом зеленым поросшую.
    Помню я горе отцовское:
    Толки его с прихожанами,
    Что угрожает обрушиться
    Старое, ветхое здание.
    Часто они совещалися,
    Как обновить отслужившую
    Бедную церковь приходскую;
    Поговорив, расходилися,
    Храм окружали подпорками,
    И продолжалось служение.
    В ветхую церковь бестрепетно
    В праздники шли православные, -
    Шли старики престарелые,
    Шли малолетки беспечные,
    Бабы с грудными младенцами.
    В ней причащались, венчалися,
    В ней отпевали покойников…

    Синее небо виднелося
    В трещины старого купола,
    Дождь иногда в эти трещины
    Падал: по лицам молящихся
    И по иконам угодников
    Крупные капли струилися.
    Ими случайно омытые,
    Обыкновенно чуть видные,
    Темные лики святителей
    Вдруг выступали… Боялась я, -
    Словно в семью нашу мирную
    Люди вошли незнакомые
    С мрачными, строгими лицами…

    То растворялось нечаянно
    Ветром окошко непрочное,
    И в заунывно-печальное
    Пение гимна церковного
    Звонкая песня вторгалася,
    Полная горя житейского, -
    Песня сурового пахаря!..

    Помню я службу последнюю:
    Гром загремел неожиданно,
    Всё сотрясенное здание
    Долго дрожало, готовое
    Рухнуть: лампады горящие,
    Паникадилы качалися,
    С звоном упали тяжелые
    Ризы с иконы Спасителя,
    И растворилась безвременно
    Дверь алтаря. Православные
    В ужасе ниц преклонилися -
    Божьего ждали решения!..

    2
    Ближе к дороге красивая,
    Новая церковь кирпичная
    Гордо теперь возвышается
    И заслоняет развалины
    Старой. Из ветхого здания
    Взяли убранство убогое,
    Вынесли утварь церковную,
    Но до остатков строения
    Руки мирян не коснулися.
    Словно больной, от которого
    Врач отказался, оставлено
    Времени старое здание.
    Ласточки там поселилися -
    То вылетали оттудова,
    То возвращались стремительно,
    Громко приветствуя птенчиков
    Звонким своим щебетанием…

    В землю врастая медлительно,
    Эти остатки убогие
    Преобразились в развалины
    Странные, чудно красивые.
    Дверь завалилась, обрушился
    Купол; оторваны бурею,
    Ветхие рамы попадали;
    Травами густо проросшие,
    В зелени стены терялися,
    И простирали в раскрытые
    Окна - березы соседние
    Ветви свои многолистые…

    Их семена, занесенные
    Ветром на крышу неровную,
    Дали отростки: любила я
    Эту березку кудрявую,
    Что возвышалась там, стройная,
    С бледно-зелеными листьями,
    Точно вчера только ставшая
    На ноги резвая девочка,
    Что уж сегодня вскарабкалась
    На высоту, - и бестрепетно
    Смотрит оттуда, с смеющимся,
    Смелым и ласковым личиком…

    Птицы носились там стаями,
    Там стрекотали кузнечики,
    Да деревенские мальчики
    И русокудрые девочки
    Живмя там жили: по тропочкам
    Между высокими травами
    Бегали, звонко аукались,
    Пели веселые песенки.
    Так мое детство беспечное
    Мирно летело… Играла я,
    Помню, однажды с подругами
    И набежала нечаянно
    На полусгнившее дерево.
    Пылью обдав меня, дерево
    Вдруг подо мною рассыпалось:
    Я провалилась в развалины,
    Внутрь запустелого здания,
    Где не бывала со времени
    Службы последней…

    Объятая
    Трепетом, я огляделася:
    Гнездышек ряд под карнизами,
    Ласточки смотрят из гнездышек,
    Словно кивают головками,
    А по стенам молчаливые,
    Строгие лица угодников…
    Перекрестилась невольно я, -
    Жутко мне было! дрожала я,
    А уходить не хотелося.
    Чудилось мне: наполняется
    Церковь опять прихожанами;
    Голос отца престарелого,
    Пение гимнов божественных,
    Вздохи и шепот молитвенный
    Слышались мне, - простояла бы
    Долго я тут неподвижная,
    Если бы вдруг не услышала
    Криков: «Параша! да где же ты?..»
    Я отозвалась; нахлынули
    Дети гурьбой, - и наполнились
    Звуками жизни развалины,
    Где столько лет уж не слышались
    Голос и шаг человеческий…

    В городе Немиров Винницкой области в 1821 году в ноябре 28 числа родился будущий русский поэт и литературный деятель Николай Алексеевич Некрасов. Отец его был военным, впоследствии оставившим службу и поселившимся в своем родовом имении в селе Грешнево (ныне оно носит название Некрасово). Мать, дочь богатых родителей, вышла замуж против их воли.

    Детство

    Кратко останавливаясь на его детских годах, рассказывает, что они были не особенно счастливыми. Отец был нрава жесткого и даже где-то жестокого. Мальчик жалел мать и через всю свою жизнь пронес сочувствуя ее нелегкой доле. В это же время, наблюдая воочию тяжелую крестьянскую жизнь, Некрасов проникся заботами и тяготами крепостных людей своего отца.

    Школьные годы

    В 1832 году будущего поэта отдают в Ярославскую гимназию. Биография Некрасова кратко описывает этот период потому, что мальчик быстро закончил свое образование, едва дотянув до пятого класса. Отчасти это случилось из-за проблем с учебой, отчасти - по причине конфликта с руководством гимназии на почве сатирических стишков юного поэта.

    Университеты

    Будучи в прошлом военным, отец прочил такую же карьеру и своему сыну. Поэтому Некрасов отправляется в Санкт-Петербург для поступления на службу в Дворянский полк. Но этому не суждено было случиться. Встреча с гимназическим товарищем перевернула его судьбу. Он, вопреки угрозам отца оставить его без копейки денег, пытается поступить в университет. Попытка не увенчалась успехом, и Некрасов становится вольнослушателем на филологическом факультете.

    Три года лишений (1838 - 1841 гг.), голодный паек, общение с нищими - это все биография Некрасова. Кратко этот период можно охарактеризовать как годы нужды и лишений.

    Литературная деятельность и первая проба пера

    Постепенно дела Некрасова стали налаживаться. Статьи в газеты, сочинения для лубочных изданий, написание водевилей под именем Перепельского позволили поэту сколотить некие сбережения, которые были пущены на выпуск небольшого сборника стихов под названием «Мечты и звуки». Мнения критиков были противоречивы: биография Некрасова кратко упоминает о благосклонных отзывах Жуковского и пренебрежительных - Белинского. Это настолько уязвило поэта, что он скупал издания своих стихов, чтобы их уничтожить.

    Сотрудничество с журналом «Отечественные записки», приобретение в аренду в 1846 году «Современника» - это все краткая биография Некрасова как литературного деятеля. Белинский, ближе познакомившись с молодым поэтом, оценил его по достоинству и немало поспособствовал успеху Некрасова на ниве издательского дела. В 1948 году, несмотря на реакционные веяния, «Современник» был самым лучшим и популярным журналом того времени.

    В середине 50-х годов писатель Некрасов, биография которого была омрачена тяжелой болезнью, уезжает в Италию, чтобы восстановить здоровье. Вернувшись на родину, он с новыми силами вливается в общественную жизнь. Отдавшись стремительному потоку передового движения, общаясь с Добролюбовым и Чернышевским, Некрасов примеряет на себя роль поэта-гражданина и придерживается этих взглядов до самой своей смерти.

    В 1877 году 27 декабря после продолжительной болезни Некрасова не стало. Он был похоронен на территории в сопровождении тысяч людей, что явилось первым всенародным признанием его творчества.

    Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов родился 10 декабря 1821 г. в местечке Немирове Каменец-Подольской губернии. Его отец, Алексей Сергеевич, небогатый помещик, служил в то время в армии в чине капитана. Через три года после рождения сына, выйдя в отставку майором, он с семьей навсегда поселился в своем родовом ярославском имении Грешневе. Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

    Детские воспоминания Некрасова связаны с Волгой, которой он потом посвятил столько восторженных и нежных стихов. «Благословенная река, кормилица народа!» – говорил он о ней. Но здесь же, на этой «благословенной реке», ему довелось испытать первое глубокое горе. Однажды он бродил по берегу в жаркую погоду и вдруг увидел бурлаков, которые брели вдоль реки,

    Почти пригнувшись головой
    К ногам, обвитым бечевой...

    Мальчик долго бежал вслед за бурлаками и, когда они расположились на отдых, приблизился к их костру. Он услышал, как один из бурлаков, больной, замученный трудом, сказал товарищам: «А кабы к утру умереть – так лучше было бы еще...» Слова больного бурлака взволновали Некрасова до слез:

    О, горько, горько я рыдал,
    Когда в то утро я стоял
    На берегу родной реки,
    И в первый раз ее назвал
    Рекою рабства и тоски!

    У впечатлительного мальчика очень рано появилось то страстное отношение к людским страданиям, которое и сделало его великим поэтом.

    Вблизи усадьбы Некрасовых проходила дорога, по которой гнали в Сибирь закованных в кандалы арестантов. Будущий поэт на всю жизнь запомнил «печальный звон – кандальный звон», раздававшийся над проторенной цепями» дорогой. Рано открылось ему «зрелище бедствий народных». Дома, в родной семье, ему жилось очень горько. Его отец был одним из тех помещиков, каких тогда было множество: невежественный, грубый и буйный. Он угнетал всю семью и нещадно бил своих крестьян. Мать поэта, любящая, добрая женщина, бесстрашно заступалась за крестьян. Защищала она и детей от побоев сердитого мужа. Его это так раздражало, что он набрасывался с кулаками и на жену. Она убегала от мучителя в дальнюю комнату. Мальчик видел слезы матери и горевал вместе с ней.

    Кажется, не было другого поэта, который так часто, с такой благоговейной любовью воскрешал бы в своих стихах образ матери. Ее трагический образ увековечен Некрасовым в стихотворениях «Родина», «Мать», «Рыцарь на час», «Баюшки-баю», «Затворница», «Несчастные». Задумываясь в детстве о печальной судьбе матери, он уже в те годы научился сочувствовать всем бесправным, униженным, замученным женщинам. По словам Некрасова, именно под влиянием воспоминаний о матери им написано столько произведений, протестующих против угнетения женщины («Тройка», «В полном разгаре страда деревенская...», «Мороз, Красный нос» и др.).

    Когда Некрасову исполнилось десять лет, его отдали в Ярославскую гимназию. Учителя в гимназии были плохие: они требовали от учеников только зубрежки и за всякую провинность секли их розгами.

    Ничему путному такие учителя не могли научить любознательного, богато одаренного мальчика. Некрасов не кончил гимназию. Он ушел из V класса, так как отец отказался вносить плату за его обучение.

    В эти годы Некрасов полюбил книги. Они заменили ему школу. С жадностью прочитывал он все, что мог раздобыть в провинциальной глуши. Но этого ему было мало, и вскоре он задумал уехать из деревни в Петербург, чтобы поступить в университет, стать студентом.

    Ему шел семнадцатый год, когда он покинул родительский дом и в ямщицкой телеге впервые приехал в столицу. При нем была лишь большая тетрадь его полудетских стихов, которые он тайком мечтал напечатать в столичных журналах.

    В Петербурге Некрасову жилось очень трудно. Отец хотел, чтобы сын поступил в военную школу, а сын стал хлопотать, чтобы его приняли в университет. Отец рассердился и заявил, что не вышлет ему больше ни копейки. Юноша остался без всяких средств к жизни. С первых же дней по приезде в столицу ему пришлось добывать себе пропитание тяжелым трудом. «Ровно три года, – вспоминал он впоследствии, – я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным. Приходилось есть не только плохо, но и не каждый день...»

    Поселился он в убогой каморке, которую снимал с одним товарищем. Однажды им нечем было заплатить за нее, и хозяин выгнал их на улицу. Ютясь то на чердаке, то в подвале, без хлеба, без денег, без теплой одежды, Некрасов на себе испытал, каково живется бедноте и как обижают ее богатые люди.

    Некоторые из своих ранних стихов ему удалось напечатать в журналах. Увидев, что юноша талантлив, петербургские книготорговцы стали ради наживы заказывать ему разные книжки, за которые платили гроши. Некрасов, чтобы не умереть с голоду, сочинял для них всевозможные стихи и рассказы, писал день и ночь, не разгибая спины, и все же оставался бедняком.

    В это время он познакомился и близко сошелся с великим русским критиком, революционным демократом Виссарионом Григорьевичем Белинским. Он требовал от современных писателей правдивого, реалистического изображения русской действительности. Некрасов и был таким писателем. Он обратился к сюжетам, подсказанным ему подлинной жизнью, стал писать проще, без всяких прикрас, и тогда особенно ярко засверкал его свежий, многосторонний талант.

    В 1848 г. писатель Панаев вместе с Некрасовым приобрели журнал «Современник». Им вместе с Белинским удалось превратить его в боевой печатный орган, на страницах которого печатались произведения самых передовых и даровитых писателей: Герцена, Тургенева, Гончарова и многих других. Там же, в «Современнике», Некрасов помещал и свои стихотворения. В них он с гневом писал о жестоких обидах, которые приходилось терпеть при царе трудовому народу. Вся лучшая молодежь того времени с восторгом читала «Современник». А правительство царя Николая I возненавидело и Некрасова, и его журнал. Поэту не раз угрожала тюрьма, но он бесстрашно продолжал свое дело.

    После смерти Белинского Некрасов привлек для работы в журнале продолжателей дела Белинского – великих революционных демокра­тов Чернышевского и Добролюбова, и «Современник» стал еще бесстрашнее и последовательнее призывать к революции. Влияние «Современника» росло с каждым годом, но вскоре над ним разразилась гроза. В 1861 г. умер Добролюбов. Через год арестовали и (после заключения в крепости) сослали в Сибирь Чернышевского.

    Правительство, вступившее на путь жестокой расправы со своими врагами, решило уничтожить ненавистный журнал. В 1862 г. оно приостановило издание «Современника» на несколько месяцев, а в 1866 г. совсем запретило его издание.

    Но не прошло и двух лет, как Некрасов стал редактором журнала «Отечественные записки»; в качестве соредактора он пригласил великого сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина . «Отечественные записки» стали таким же боевым жур­налом, как и «Современник». Они следовали революционным заветам Чернышевского, в них впервые проявился во всей своей мощи сатирический гений Салтыкова-Щедрина. Некрасову вместе с Салтыковым-Щедриным приходилось по-прежнему вести упорную борьбу с царской цензурой.

    Наивысший расцвет творчества Некрасова начался с 1855 г. Он закончил поэму «Саша», в которой заклеймил так называемых «лишних людей», выражавших свои чувства к народу не делами, а болтовней. Тогда же он написал: «Забытая деревня», «Школьник», «Несчастные», «Поэт и гражданин». В них обнаружились его могучие силы народного певца.

    Первый сборник стихов Некрасова (1856) имел огромный успех – не меньший, чем в свое время «Евгений Онегин» и «Мертвые души». Царская цензура, испугавшись такой популярности поэта, запретила газетам и журналам печатать хвалебные отзывы о нем.

    Стихи Некрасова прекрасны и певучи, написаны они замечательно богатым и в то же время очень простым языком, тем самым, которому поэт научился еще в детские годы, живя в ярославской деревне. Когда мы читаем у него:

    Стала скотинушка в лес убираться,
    Стала рожь-матушка в колос метаться,

    мы чувствуем, что это подлинная, живая народная речь. Как хороши, например, здесь два слова: рожь-матушка, выражающие любовь и даже нежность крестьянина к тем долгожданным колосьям, которые он с таким упорным трудом взрастил на своей скудной земле!

    Много в поэзии Некрасова ярких, метких и чисто народных выражений. Он говорит о ржаных колосьях:

    Стоят столбы точеные,
    Головки золоченые.

    И о свекле, которую только что выдернули из земли:

    Точь-в-точь сапожки красные
    Лежат на полосе.

    О весеннем солнце, окруженном веселой толпой облаков, Некрасов пишет:

    Весной, что внуки малые,
    С румяным солнцем-дедушкой
    Играют облака.

    Некоторые из этих сравнений он брал из народных загадок, поговорок и сказок. В сказках он нашел и замечательный образ Мороза-воеводы – могучего богатыря и чародея. Особенно близки Некрасову русские народные песни. Слушая с детства, как поет их народ, он и сам научился создавать такие же прекрасные песни: «Солдатская песня», «Песня дворового», «Песня убогого странника», «Русь», «Зеленый Шум» и др. Кажется, будто их сложил сам народ.

    Пристально изучая крестьянскую жизнь, поэт готовился к великому литературному подвигу – к созданию большой поэмы, прославляющей великодушие, героизм, могучие духовные силы русского народа. Поэма эта – «Кому на Руси жить хорошо». Герой ее – все многомиллионное «мужицкое царство». Такой поэзии еще не бывало в России.

    Некрасов начал поэму вскоре после «освобождения» крестьян в 1861 г. Он очень хорошо понимал, что никакого освобождения не было, что крестьяне по-прежнему остались под властью помещиков и что, кроме того,

    На место сетей крепостных
    Люди придумали много иных...

    В центре своей эпопеи Некрасов поставил Савелия, «богатыря святорусского», человека, как бы созданного для революционной борьбы. По убеждению Некрасова, таких богатырей в русском народе – миллионы:

    Ты думаешь, Матренушка,
    Мужик – не богатырь?..
    Цепями руки кручены,
    Железом ноги кованы,
    Спина... леса дремучие
    Прошли по ней – сломалися...
    И гнется, да не ломится,
    Не ломится, не валится...
    Ужли не богатырь?

    Рядом с Савелием в поэме встают привлекательные образы русских крестьян. Это Яким Нагой, вдохновенный защитник чести трудового народа, Ермил Гирин, деревенский праведник. Самим своим существованием эти люди свидетельствовали о том, какая несокрушимая сила скрыта в народной душе:

    Сила народная,
    Сила могучая –
    Совесть спокойная,
    Правда живучая!

    Сознание этой нравственной «силы народной», предвещавшей верную победу народа в борьбе за счастливое будущее, и было источником того оптимизма, который чувствуется в великой поэме Некрасова.

    В 1876 г. после перерыва Некрасов снова вернулся к поэме, но у него уже не было сил закончить ее. Он тяжело заболел. Врачи отправили его в Ялту, на берег моря, но ему с каждым днем становилось все хуже. Трудная операция лишь на несколько месяцев отсрочила смерть.

    Страдания Некрасова были мучительны, и все же нечеловеческим напряжением воли он находил в себе силы слагать свои «Последние песни».

    Когда читатели узнали из этих песен, что Некрасов смертельно болен, его квартиру завалили телеграммами и письмами. В них была скорбь о любимом поэте.

    Особенно растрогал больного прощальный привет Чернышевского из ссылки в августе 1877 г.

    «Скажи ему, – писал Чернышевский одному литератору, – что я горячо люблю его как человека, что я благодарю за его расположение ко мне, что я целую его, что я убежден: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов. Я рыдаю о нем. Он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума».

    Умирающий выслушал этот привет и сказал еле слышным шепотом: «Скажите Николаю Гавриловичу, что я очень благодарю его... Я теперь утешен... Его слова мне дороже, чем чьи-либо слова...»

    Умер Некрасов 27 декабря 1877 г. (по новому стилю 8 января 1878 г.). Его гроб, несмотря на сильный мороз, провожало множество народа. ()

    Некрасов всегда страстно желал, чтобы его песни дошли до народа. Надежда поэта сбылась. Да и как было народу не петь этих некрасовских песен, если в них высказывались те самые чувства, которые всегда волновали народные массы! Поэт в мрачную пору предчувствовал и приветствовал будущую всенародную революцию:

    Рать подымается –
    Неисчислимая!
    Сила в ней скажется –
    Несокрушимая!

    Список всеми узнаваемых произведений Николая Алексеевича Некрасова достаточно большой. От стихотворений «Дедушка Мазай и зайцы», «Мужичок с ноготок» до эпической поэмы «Кому на Руси жить хорошо».

    Именно Некрасов расширил диапазон стихотворного жанра разговорной речью и народной фольклорностью. До него никто не практиковал таких сочетаний. Это нововведение оказало большое влияние на дальнейшее развитие литературы.

    Некрасов первым решился на сочетание грусти, сатиры и лирики в пределах одного произведения.

    Историю развития Николая Алексеевича, как поэта биографы любят делить на три периода:

    Момент выхода сборника «Мечты и звуки». Это образ поэта, который был создан в лирике Пушкина, Лермонтова, Баратынского. Юноша ещё желает походить на этот образ, но уже ищет себя в своём, личном творчестве. Писатель ещё не определился со своим направлением, и пытается подражать признанным литераторам.

    С 1845 года. Теперь в стихах поэт изображает уличные сценки, и это нравится, это приветствуется. Перед нами поэт нового формата, который уже знает, что он хочет сказать.

    Конец 40-х - Некрасов известный поэт и успешный литератор. Он редактирует наиболее влиятельный, на тот момент литературный мир.

    В начале творческого пути

    Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.

    И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу - стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта.

    Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы - вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.

    К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.

    Современник

    Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.

    Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».

    Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич - это новый тип редактора. Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».

    Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.

    Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.

    Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.

    После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.

    Творческий расцвет

    В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.

    Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника - это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.

    Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.

    Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.

    Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.

    Я за то глубоко презираю себя,
    Что живу - день за днем бесполезно губя;
    Что я, силы своей не пытав ни на чем,
    Осудил сам себя беспощадным судом...

    Самые яркие произведения

    В творчестве автора случались разные периоды. Они все нашли своё отражение: классическая проза, поэзия, драматургия.

    Дебютом литературного таланта можно считать стихотворение «В дороге» , написанное в 1945 году, где разговор барина и крепостного крестьянина обнажает отношение знати к простому народу. Захотели господа - взяли в дом на воспитание девочку, а после ревизии крепостных, выросшую, воспитанную девушку, взяли да и выставили из барского дома. К деревенской жизни она не приспособлена, да до этого никому нет дела.

    Около десяти лет Некрасов печатается на страницах журнала, редактором которого сам же и является. Не только стихи занимают литератора. Сблизившись с писательницей Авдотьей Панаевой, влюбившись в неё, оценив её талант, Николай создаёт своеобразный тандем.

    Один за другим выходят романы, написанные в соавторстве. Панаева печаталась под псевдонимом Станицкий. Самые заметные «Мёртвое озеро», «Три страны света» .

    К ранним значимым произведениям можно отнести стихи: «Тройка», «Пьяница», «Псовая охота», «Родина» .

    В 1856 году увидел свет его новый сборник стихов. Каждый стих был пропитан болью о народе, его тяжёлой долей в условиях полного бесправия, нищеты и безвыходности: «Школьник», «Колыбельная песня», «К временщику» .

    В муках рождённое стихотворение «Размышления у парадного подъезда» в 1858. Это был обычный жизненный материал, только увиденный из окна, и тут же, разложенный на темы зла, суда и возмездия.

    В зрелом творчестве поэт себе не изменял. Он описывал те трудности, с которыми столкнулись все слои общества, после отмены крепостного права.

    Особое хрестоматийное место занимают такие прозвания:

    Большой стих, посвящённый сестре поэта, Анне Алексеевне «Мороз, Красный нос» .

    «Железная дорога» , где автор без прикрас показывает оборотную сторону медали строительства. И не стесняется говорить, что в жизни получивших вольную крепостных ничего не меняется. Их также эксплуатируют за копейки, а хозяева жизни обманным путём используют неграмотный люд.

    Поэта «Русские женщины» , изначально должна была называться «Декабристки». Но автор сменил название, стараясь подчеркнуть, что любая русская женщина готова на жертвенность, и у неё хватит душевных сил, чтобы преодолеть все преграды.

    Несмотря на то что поэма «Кому на Руси жить хорошо» задумывалась, как объёмное произведение, свет увидело только четыре части. Николай Алексеевич не успел закончить свой труд, но он постарался придать произведению законченный вид.

    Крылатые выражения

    О том насколько творчество Некрасова остаётся актуальным по сей день, можно судить по самым известным фразам. Вот только некоторые из них.

    Стихотворением «Поэт и гражданин» открывался сборник 1856 года. В этом стихотворении поэт бездействует, не пишет. И тут к нему входит гражданин и призывает начать работать.

    Поэтом можешь ты не быть,
    Но гражданином быть обязан.

    В этих двух строчках заложена такая философия, что литераторы до сих пор по-разному трактуют их.

    Автор постоянно использовал евангельские мотивы. За основу стихотворения «Сеятелям», написанного в 1876 году, была взята притча о сеятеле, который сеял зерно. Иное зерно взошло, и принесло добрые плоды, а иное упало на камень и погибло. Здесь поэт восклицает:

    Сеятель знанья на ниву народную!
    Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
    Худы ль твои семена?

    Сейте разумное, доброе, вечное,
    Сейте! Спасибо вам скажет сердечное
    Русский народ…

    Вывод напрашивается сам собой. Далеко не всегда и не все говорят спасибо, но сеятель сеет, выбирая плодородную почву.

    А этот отрывочек, известный каждому, из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» можно считать кульминационным последним аккордом творчества Некрасова:

    Ты и убогая,
    Ты и обильная,
    Ты и могучая,
    Ты и бессильная,
    Матушка Русь!