• Краткий пересказ мещанин во дворянстве брифли. Пересказ комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера

    Пересказ «Мещанин во дворянстве»

    Занавес! Сейчас перед вами предстанет частица жизни «почтенного» господина Журдена, которому вздумалось стать знатным господином.

    И началась погоня за аристократизмом. Нанял он портных, учителей, которые и стали делать из него дворянина. Каждый из них стремился обжулить Журдена, говоря при этом непомерные комплименты его вкусу, таланту и образованности.

    Появляется Журден, сразу же предлагающий оценить присутствующим экстравагантный халат. Конечно же, восхищениям учителей не было предела, ведь от оценки вкуса хозяина напрямую зависело количество полученных денег.

    Они наперебой приглашают его заняться музицированием и танцами – занятиями для знатных господ. Музыкант настаивает на еженедельных домашних концертах. Танцор сразу же бросается обучать Журдена менуэту.

    Однако изящные телодвижения прерывает учитель фехтования, заявивший, что его предмет – это наука наук. Увлекшись спором, учителя дошли до рукоприкладства.

    Пришедший учитель философии по просьбе Журдена попытался помирить дерущихся. Но едва он посоветовал учителям заняться философией – главнейшей из наук, как был втянут в драку.

    Изрядно потрепанный философ таки приступил к уроку. Однако Журден отказался заниматься этикой и логикой. Тогда преподаватель стал говорить о произношении, процесс которого вызвал просто детскую радость хозяина. Столь же велик был восторг Журдена от открытия, что он говорит прозой.

    Попытка улучшить текст записочки даме сердца Журдена не удалась. Почтенный буржуа оставил свой вариант как самый лучший.

    Пришедший портной для Журдена оказался важнее всяческих наук, поэтому философу пришлось ретироваться. Новый костюм по последней аристократической моде, приправленный лестью в виде «вашей светлости», значительно опустошил кошелек мещанина.

    Трезвомыслящая жена буржуа категорически против прогулки Журдена по парижским улицам, ибо и без этого он стал посмешищем в городе. Стремление впечатлить супругу и служанку плодами обучения не принесли успеха. Николь абсолютно спокойно произнесла «у», не задумываясь о том, как она это делает, а потом без всяких правил нанесла уколы шпагой своему хозяину.

    А вот и новый «друг» Журдена – граф Дорант, промотавшийся плут и лжец. Зайдя в гостиную, он, между прочим, заметил, что говорил о хозяине дома в королевских покоях. Граф уже взял взаймы у доверчивого буржуа 15800 ливров и теперь пришел занимать еще 2000. А в благодарность за это, он решает наладить амурные дела Журдена с маркизой Дорименой, ради которой затевался званый обед.

    Госпожа Журден обеспокоена судьбой дочери, ведь ее руки просит Клеонт – юноша, которому отвечает взаимностью Люсиль. Служанка Николь приводит юношу к Журдену. Но тот видит свою дочь маркизой либо герцогиней, поэтому отказывает Клеонту.

    Юноша в отчаянии, но его проворный слуга Ковьель, претендующий, кстати, на руку Николь, решает помочь хозяину. Он придумывает нечто такое, что должно привести Журдена к согласию на брак.

    Прибывают Доримена и Дорант. Граф приводит овдовевшую маркизу отнюдь не для ублажения хозяина дома. Он давно ухлестывает за знатной дамой, а безумные траты ополоумевшего буржуа ему на руку. Ведь их-то он приписывает себе.

    Не без удовольствия садится маркиза за роскошный стол и поглощает изысканные блюда под причудливые комплименты странноватого мужчины.

    Благолепная обстановка нарушается появлением разгневанной хозяйки дома. Журден заверяет ее, что обед дает граф. Но госпожа Журден не верит супругу. Доримена, обиженная обвинениями в свой адрес, а за ней и Дорант покидают дом.

    После ухода аристократов появляется новый гость. Это переодетый Ковьель, который рассказывает о том, что якобы отец Журдена был не купцом, а настоящим дворянином.

    После такого заявления ему смело можно вешать на уши любую лапшу. Ковьель говорит о том, что в столицу прибыл сын турецкого султана, который, увидев Люсиль, обезумел от любви и хочет на ней жениться. Но перед этим он желает посвятить будущего тестя в турецкого дворянина – мамамуши.

    Сыном турецкого султана выступает переодетый Клеонт, изъясняющийся на тарабарском языке, который Ковьель с серьезным видом переводит на французский. Все это сопровождается турецкой музыкой, танцами, песнями. Будущего мамамуши, как положено по ритуалу, избивают палками.

    В дом возвращаются Дорант и Доримена и серьезно поздравляют Журдена с высоким титулом. Новоиспеченному «дворянину» не терпится выдать замуж дочь за сына турецкого султана. Люсиль, узнав в шуте-турке переодетого возлюбленного, покорно соглашается исполнить волю отца. После того, как Ковьель шепотом посвящает госпожу Журден в истинное положение вещей, и она сменяет гнев на милость.

    Благословение отца получено. Гонец отправлен за нотариусом, услугами которого решили воспользоваться также Дорант и Доримена.

    Ожидая представителя закона, который официально скрепит намечающиеся браки, гости наслаждаются балетом в постановке учителя танцев.

    После просмотра пересказа «Мещанин во дворянстве» обратите внимание на другие сочинения, связанные с Мольером.

    Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» была написана в 1670 году. Произведение создано в рамках литературного направления реализм. В комедии «Мещанин во дворянстве» автор осмеивает типичного буржуа – невежественного господина Журдена, который пытался примкнуть к «высшему сословию», но у него получалось лишь неуклюже подражать жизни дворянства.

    Если вам нужно быстро понять о чем рассказ Мольера, рекомендуем прочитать краткое содержание «Мещанина во дворянстве» по действиям на нашем сайте. Также этот материал позволит быстро подготовиться к уроку мировой литературы. Пьеса «Мещанин во дворянстве» включена в школьную программу 8 класса.

    Главные герои

    Господин Журден – мещанин, который хотел быть дворянином. Окружающие смеялись над ним, но подыгрывали ему ради собственной выгоды.

    Госпожа Журден – жена господина Журдена; не разделяла его желания стать дворянином.

    Клеонт – молодой человек, влюблен в Люсиль.

    Ковьель – слуга Клеонта.

    Дорант – граф, знакомый Журдена, который постоянно занимал у мещанина деньги. Влюблен в Доримену.

    Другие персонажи

    Люсиль – дочь господина и госпожи Журден, влюблена в Клеонта.

    Николь – служанка Люсиль.

    Доримена – маркиза; Журден пытался добиться ее расположения через Доранта.

    Учителя танцев, музыки, фехтования, философии , которых нанимал Журден.

    Действие первое

    Явление 1

    Париж. Дом господина Журдена. Учитель музыки и учитель танцев готовятся к вечернему выступлению и обсуждают, что хотя Журден нисколько не разбирается в искусстве, «деньги выпрямляют кривизну его суждений, его здравый смысл находится в кошельке» .

    Явление 2

    Журден хвалится перед учителями своим новым халатом, те во всем ему льстят.

    Мещанину кажется заунывным звучание скрипки. Учителя отмечают, что Журдену стоит учиться искусствам, так как «все распри, все войны на земле» , «все злоключения, коими полна история» происходят от незнания музыки и неумения танцевать.

    Действие второе

    Явление 1

    Журден распоряжается, чтобы к вечеру балет был готов, так как приедет особа, для которой он все это устраивает. Учитель музыки, предвкушая хорошую оплату, советует мещанину давать концерты по средам и четвергам, как это делают все знатные господа.

    Явления 2-3

    Пришедший учитель фехтования обучает мещанина, объясняя, что «весь секрет фехтования заключается в том, чтобы <…> наносить противнику удары» и «самому таковых не получать» . Учитель фехтования высказывает мысль, что танцы и музыка – бесполезные науки. Между учителями начинается спор.

    Явления 4-5

    Журден просит пришедшего учителя философии помирить ссорящихся. Ссылаясь на трактат Сенеки о гневе, философ пытается их успокоить, однако сам ввязывается в спор, который перерастает в драку.

    Явление 6

    Урок философии. Учитель предлагает обучить Журдена премудростям философии: логике, этике и физике, но они не вызывают у мещанина интереса. Журден просит научить его правописанию. Учитель рассказывает ему о том, что существуют гласные и согласные буквы.

    Журден просит философа помочь ему написать любовную записку, но в итоге они останавливаются на первоначальном варианте мещанина: «Прекрасная маркиза, ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви» . Неожиданно мещанин узнает, что всю жизнь выражался прозой.

    Явления 7-8

    Портной приносит Журдену новый костюм. Мещанин замечает, что костюм сшит из той же ткани, что и одежда на портном, а узор (цветочки) расположен вверх ногами. Портной успокаивает его тем, что так модно в высшем обществе.

    Явления 9-10

    Танцуя вокруг Журдена, подмастерья надевают на него новый костюм. Они называют мещанина «Ваша милость» , «Ваше сиятельство» , «Ваша светлость» , за что получают щедрую плату.

    Действие третье

    Явления 1-3

    Увидев новый наряд Журдена, Николь не может сдержать смеха. Госпожа Журден возмущена внешним видом мужа, который «вырядился шутом» , а над ним и так все смеются. Журден решает похвастаться перед женой и Николь полученными знаниями, но ничем не удивляет женщин. Более того, фехтуя с мужчиной, служанка с легкостью несколько раз колет его.

    Явления 4-5

    Дорант нахваливает новый костюм Журдена и упоминает, что говорил о нем «в королевской опочивальне» , чем тешит самолюбие мещанина.

    Дорант просит у Журдена «еще двести пистолей» , чтобы округлить сумму своего значительного долга. Возмущенная госпожа Журден называет своего мужа «дойной коровой» , а Доранта «проходимцем» .

    Явления 6

    Дорант сообщает, что уговорил маркизу приехать сегодня к мещанину, передав ей бриллиант – подарок Журдена. Николь случайно слышит часть разговора мужчин и узнает, что мещанин вечером отправляет жену в гости к сестре, чтобы их ничто «не стеснило» .

    Явления 7-11

    Госпожа Журден уверена, что ее муж «за кем-то приударяет» . Женщина хочет выдать свою дочь за влюбленного в нее Клеонта. Николь в восторге от ее решения госпожи, так как ей нравится слуга Клеонта.

    Госпожа Журден советует Клеонту сегодня же просить руки ее дочери у господина Журдена.

    Явление 12

    Клеонт просит руки Люсиль у господина Журдена. Мещанина интересует только то, дворянин ли будущий зять. Клеонт, не желая обманывать, признается, что таковым не является. Журден отказывает, так как хочет, чтобы его дочь была маркизой.

    Явления 13-14

    Ковьель успокаивает расстроенного Клеонта – слуга придумал, как «обвести вокруг пальца нашего простофилю» .

    Явления 15-18

    Доримена не хотела встречаться с Дорантом у нее либо у него дома, поэтому согласилась обедать у Журдена. Все подарки мещанина граф дарил маркизе от своего имени.

    Явления 19-20

    Встречая маркизу, Журден нелепо кланяется, чем очень забавляет женщину. Дорант предупреждает мещанина, чтобы он не упоминал о подаренном Доримене бриллианте, так как это неучтиво в светском обществе.

    Действие четвертое

    Явление 1

    Доримена удивлена тем, что ради нее устроили «роскошный пир» . Журден, обратив внимание на бриллиант на руке маркизы, называет его «сущей безделицей» , считая, что женщина знает, что это подарок от него.

    Явления 2-4

    Неожиданно появляется госпожа Журден. Женщина возмущена тем, что выпроводив жену, ее муж устраивает «пир» для другой дамы. Дорант пытается оправдаться, объясняя, что обед устроил он. Госпожа Журден не верит в это. Расстроенная маркиза уходит, за ней отправляется Дорант.

    Явления 5-8

    Переодетый Ковьель выдает себя за старого друга отца Журдена. Ковьель рассказывает, что отец мещанина был не купцом, а дворянином. Однако основная цель его визита – сообщение, что сын турецкого султана давно влюблен в дочь Журдена и хочет жениться на ней. Вскоре к ним присоединяется переодетый турком Клеонт и через переводчика-Ковьеля сообщает о своих намерениях.

    Ковьель просит Доранта подыграть им.

    Явления 9-13

    Турецкая церемония. Муфтий со свитой, дервиши и турки поют и танцуют, проводя посвящение Журдена, переодетого в турецкие одежды, в турка. Муфтий кладет на спину мещанина Коран, призывает Магомета.

    Действие пятое

    Явление 1

    Журден объясняет жене, что теперь он стал мамамуши. Женщина решает, что ее муж сошел с ума.

    Явления 2-3

    Дорант уговаривает Доримену остаться, чтобы поддержать идею Клеонта с маскарадом и посмотреть устроенный для нее балет.

    Явления 4-7

    Люсиль сначала отказывается выходить замуж, но, узнав в турке Клеонта, соглашается.

    Госпожа Журден также была против женитьбы, но когда Ковьель тихо объяснил ей, что происходящее только маскарад, распорядилась послать за нотариусом.

    Дорант объявляет, что они с маркизой тоже решили пожениться. Журден думает, что граф это сказал для отвода глаз. Радостный мещанин отдает Николь «толмачу» Ковьелю, а свою «супругу – кому угодно» . Ковьель удивляется, что «другого такого сумасброда на всем свете не сыщешь!» .

    «Комедия заканчивается балетом» .

    Заключение

    Комедия Мольера «Мещанин во дворянстве» входит в число самых известных драматических произведений. Пьесу ставили более двадцати ведущих театров, она четыре раза была экранизирована. Привлекая яркостью описанных характеров и тонким юмором, гениальное произведение остается интересным и для современных читателей.

    Тест по комедии

    После прочтения краткого содержания не забудьте пройти тест:

    Рейтинг пересказа

    Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 3251.

    Тема, идея, главная мысль, проблематика

    «Мещанин во дворянстве» анализ

    «Мещанин во дворянстве» — комедия-балет в пяти актах Мольера и Жана Батиста Люлли, написанная в 1670 году.

    Литературное направление — классицизм

    Жанр — социально-бытовая комедия, с елементомы любовной и социально-психологической комедии

    Тема — стремление богатого буржуа Журдена попасть в высшее общество

    «Мещанин во дворянстве» проблематика
    • место человека в обществе; факторы, которыми это место определяется;
    • господствующие нравственные идеалы в государстве;
    • проблемы образования, воспитания, искусства, любви, человеческого достоинства и др.

    Главная мысль — разоблачение социальных и человеческих пороков

    Главные герои — Господин Журден, госпожа Журден, Люсиль, Клеонт, Дорант, Доримена, Ковель, Николь

    Художественные особенности «Мещанин во дворянстве»

    Комедия написана в рамках классицизма, в ней сохранено обязательное для классической пьесы триединство:

    • единство места (дом господина Журдена),
    • времени (действие заключается в 24 часов)
    • действия (вся пьеса построена вокруг одной главной идеи).

    В каждом из основных персонажей подчеркнута одна ведущая черта в сатирическом преувеличении.

    «Мещанин во дворянстве» сюжет

    Действие происходит в доме господина Журдена, мещанина. Граф Дорант,бравший в займы денег у Журдена,был влюблён в аристократку, маркизу Доримену. Журден стремясь казаться выше и завоевать расположение графа, во всём пытается подражать дворянскому сословию. Госпожа Журден и её служанка Николь высмеивают его. Желая сделаться дворянином, Журден отказывает Клеонту в руке своей дочери Люсиль. Тогда слуга Клеонта, Ковьель, придумывает хитрость: под видом турецкого дервиша он посвящает господина Журдена в мнимый турецкий дворянский сан мамамуши ́ и устраивает женитьбу Люсиль с сыном турецкого султана , который на самом деле переодетый турком Клеонт.

    Жан Батист Мольер

    Мещанин во дворянстве

    Действующие лица комедии

    Господин Журден-мещанин.

    Госпожа Журден-его жена.

    Люсиль — дочь Журдена.

    Клеонт — влюбленный в Люсиль.

    Доримены — маркиза.

    Дорант — граф, влюбленный в Доримену.

    Николь — горничная в Журден.

    Ковьель — слуга Клеонта.

    Учитель музыки.

    Ученик учителя музыки.

    Учитель танцев.

    Учитель фехтования.

    Учитель философии.

    Его ученик.

    Два лакеи.

    Действующие лица балета

    В первом действии

    Двое певцов.

    Танцоры.

    В втором действии

    Ученики портному (танцующие).

    В третьем действии

    Повара (танцующие).

    В четвертом действии

    Трое певцов.

    Турецкая церемония

    Турки, помощники Муфтия (танцующие).

    Дервиши (что поют).

    Турки (танцующие).

    В пятой действия

    Балет наций. Действие происходит в Париже, в доме господина Журдена.

    Действие первое

    Учитель музыки и учитель танцев приглашают певцов, танцоров войти в зал, пока не придет хозяин. Затем учитель музыки берет у своего ученика серенаду, которую он написал для господина, и показывает ее учителю танцев. Просмотрев арию, оба учителя начинают разговор о господина Журдена. Учитель музыки говорит, что они нашли именно такого человека, который им и нужен. Господин Журден прикидывается галантного шляхтича, а сам ничегошеньки не понимает в исскуства, однако хорошо платит, и это самое главное. По его слова учитель танцев отвечает, что его, кроме денег, влечет еще и слава. Ему приятно работать для людей, которые способны ощутить все тонкие нюансы искусства. Учитель музыки соглашается с учителем танцев, им «искренние аплодисменты не накормят желудка!»

    Это, может, и хорошо, что господин Журден человек темная и аплодирует каждой бессмыслицы, потому что за его деньги можно простить Журдену всякую глупость. Учитель музыки отмечает, что господин прославит их талант среди великого общества:

    «… он нам платить за других, а они нас восхвалять за него».

    В зал входит господин Журден. Он немного замешкался, потому что сегодня наряжался именно так, как убирается благородное панство. Журден попросил учителей остаться у него, пока не принесут его нового наряда, которым господин желал похвастаться, и начал рассказывать, что он очень элегантен. Это господин Журден обусловливал тем, что на нем индийский халат, новые красные бархатные штаны и зеленый бархатный камзол. Учителя друг перед другом начали восхвалять его великолепный внешний вид. Затем господин прослушал новую арию, которая, по его мнению, была печальной, и спел в ответ бессмысленную песенку про овечку. Учитель музыки и учитель танцев теперь начали восхвалять прекрасный голос хозяина и доказывать, что музыка и танцы воспитывают у человека чувства прекрасного. Учитель музыки сосредоточил внимание на том, что все неурядицы, все войны, которые творятся в мире, возникли именно потому, что никто не учится музыке. А учитель танцев сказал, что человек делает иногда неверный шаг в жизни, и не умеет хорошо танцевать. Господин Журден согласился с их мнением и размышлял, где бы его найти свободное время овладевать всеми видами искусства, поскольку, кроме учителя фехтования, он еще пригласил учителя философии, который должен был начать занятия этим утром. В конце хозяин послушай музыкальный диалог, который понравился ему «ловкенькимы» выражениями, а танцоры исполнили несколько танцев, чтобы господин Журден увидел образец грациозных движений.

    Действие второе

    Господину Журдену понравились танцы, а учитель музыки пообещал под музыку создать замечательный балет. Хозяин ответил, что это ему сегодня пригодится, поскольку к нему должна была прийти какая знатная лицо на обед. Он попросил учителей все упорядочить — прислать к обеду певцов и танцоров. Сам господин Журден надел поверх ночного колпака шляпу и начал танцевать с учителем танцев, чтобы доказать свое мастерство в этом виде искусства. Затем он попросил научить его кланяться маркизе.

    «Да; маркизе, называемый Доримены».

    Лакей сообщает господина Журдена, пришедший учитель фехтования. Хозяин просит учителя музыки и учителя танцев, чтобы они остались посмотреть, как он фехтует.

    Учитель фехтования берет в лакея обе рапиры, одну из которых представляет Журден, и начинает учить, как надо правильно фехтовать. После занятия он рассказывает о том, что этот вид искусства заслужил большое уважение в государстве, и он выше всякие другие науки. Учителя музыки и танцев начинают спорить с учителем фехтования о том, что он пренебрежительно относится к непревзойденной красоты музыки и танцев. Дело чуть не доходит до драки, а господин Журден все время пытается прекратить между ними ссору.

    Хозяин просит философа, который только что пришел, унять ссору между учителями. И философ начинает рассказывать, что нет худшего, бесчестной за гнев, что надо постоянно управлять своими чувствами, а не оскорблять друг друга. Он доказывает, что люди не должны спорить из суетную славу. На его слова учителя музыки и танцев ответили, что до танцев и музыки человечество испокон веков относилось с уважением, а какой фехтовальщик оскорбляет такие высокие виды искусства. После их доказательств, учитель философии сам вспыхнул гневом, потому как в его присутствии можно называть наукой вещи, которые просто жалкие ремесла сравнению с философией. И снова между учителями началась ссора, которую никак не мог остановить господин Журден.

    Господин Журден думал о том, что вообще лучше не вмешиваться в драку, потому что можно порвать одежду, да и самому может перепасть.

    Учитель философии поправляет свой воротник и предлагает Журденом вернуться к их лекции. Журден рассказывает ему, что очень хочет стать ученым и злится на родителей, которые не учили его различных наук в детстве. Учитель поддерживает его рассуждения и предлагает начать изучать логику, которая учит нас троих процессов мышления. Но Журденом названия процессов мышления показались сложными, и он не захотел их изучать. Тогда философ предлагает изучать мораль или физику. Журден не понравились и эти науки, поскольку в них тоже много путаницы. А на вопрос учителя, что же они тогда будут изучать, Журден ответил:

    «Научите меня орфографии».

    И философ начал обучать Журдена, как надо правильно произносить гласные и некоторые согласные звуки. Такое занятие понравилось хозяину, ибо оно не требовало никаких умственных усилий. После этого господин Журден обратился к учителю с просьбой. Он просил помочь ему написать нежную записочку к одной благородной дамы, в которую он влюбился. Учитель согласился. Он только спросил, прозой или стихами хочет написать господин, и разъяснил Журденом значение слов «проза» и «стих». Когда Журден узнал, что такое проза, то был очень удивлен:

    «Право, более сорока лет разговариваю я прозой, а мне это никогда и в голову не приходило».

    Хозяин и учитель согласились встретиться завтра и решить все дела.

    Господин поинтересовался у лакея, не принесли еще его нового наряда. Лакей ответил, что еще не принесли, и Журден, как только мог, обругал портного.

    Пришел портной и принес новые наряды. Господин Журден начал жаловаться на чулки, которые он ему прислал, потому были очень узкими. На это господин услышал ответ:

    «Так вам только кажется».

    Тогда портной начал рассказывать, какой он сшил хороший костюм Журдена, а когда господин Журден спросил, почему цветочки на костюме головками вниз, то узнал, что сейчас так носят все аристократы. Мерить новое платье хозяин решил под музыку.

    Кравец приказал надеть на господина Журдена наряд так, как одевают знатных лиц. Под музыку четверо ребят, танцуя, одевают Журдена. Господин ходит к ним, а они разглядывают, хорошо подогнанный на него костюм. После этого один из учеников портного называет хозяина благородным господином и просит дать денег, чтобы выпить за его здоровье. Журдену понравилось, что его так назвали, и он дает парню деньги. Тогда ученик портного называет Журдена светлейшим, за что вновь получает деньги. А сам господин делает вывод:

    «Вот оно что значит убираться так, как убираются знатные лица».

    Четыре ученики портного танцуют на радостях, что господин Журден так их одарил.

    Действие третье

    Журден решает в новом наряде пройтись по городу. Он приказывает двум лакеям идти рядом с ним, чтобы все видели, что они его лакеи, и просит позвать к нему Николь.

    Подходит Николь и начинает смеяться наряд господина Журдена. Ему не нравится такое поведение горничной, он начинает ее ругать и угрожает дать пощечину. Но Николь не перестает смеяться. Она говорит, что пусть лучше господин ее побьет, поскольку она не может удержаться от смеха. Господин Журден продолжает ругать Николь и приказывает убрать в комнатах в связи с приездом гостей.

    Госпожа Журден удивлена новой одеждой мужа. Она говорит, что он нарядился, как огородное чучело, на него все пальцами будут скоро тыкать. Мало того, что в доме каждый день на скрипках играют и песни поют, так он еще разные чудаства выдумывает. Госпожа Журден вместе с Николь начинают спрашивать, зачем господину в таком возрасте нужны учителя танцев, фехтования, философии. Жена просит его фоне подумать о том, что надо уже дочку замуж отдавать. На ее слова господин Журден отвечает, что жена ничего не понимает и говорит глупости. Она даже не знает, что говорит прозой. Тогда господин Журден начинает объяснять Николь, как надо произносить звуки. Жена на все его пояснювання отвечает, что это ерунда, и учителей надо вообще выгнать из дома. Она говорит, что выдумки мужа начались с тех пор, как он «связался» с аристократами. А они только деньги одалживают у Журдена, как, например, тот, что сейчас пришло.

    Это пришел Дорант. Он поздоровался с хозяевами и начал расхваливать роскошный наряд господина Журдена, в котором Журден, по его мнению, выглядел очень стройно. Тогда он рассказал господину, что сегодня говорил о нем в королевской спальне и попросил подсчитать, сколько он задолжал Журден. Журден назвал окончательную сумму, но вместо того, чтобы отдать долг, Дорант попросил еще занять денег и добавить их к общему счету. Гость объяснил, что занимает у господина Журдена, ибо это его лучший друг и «я боялся, что вы обидитесь, если я одолжу у кого другого». Господин Журден снова одолжил Доранта деньги, ибо говорил о нем в королевской спальне. А во время их беседы госпожа Журден думала, какой же ее муж дурак.

    Дорант интересуется, почему госпожа Журден в плохом настроении и где их дочь. Он приглашает семью Журдене посетить днях к королевскому дворцу посмотреть балет и комедию. По его приглашению госпожи Журден отвечает, что ей сейчас не очень хочется посмеяться над комедии.

    Господин Журден одалживает Доранта двести луидоров *. Гость ему очень благодарен и обещает пригодиться при дворе. Тогда они отходят от госпожи Журден, и Дорант говорит, что он отдал маркизе подарок Журдена — бриллиантовый перстень. Дорант доказывает, что этим подарком хозяин завоюет расположение маркизы, что она поймет его безграничное любви. Он подчеркивает, чтобы господин Журден больше дарил маркизе подарков, потому что женщины это очень любят. А сегодня маркиза приедет к ним в дом посмотреть балет. Дорант рассказывает, что он сам ухаживал за маркизой, а когда узнал о любви к ней Журдена, то решил ему помогать в «сердечных делах». А тем временем госпожа Журден просит Николь подслушать, о чем говорит ее муж с Дорант.

    * Л у и д е р — старинная французская золотая монета.

    Госпожа Журден разговаривает с Николь о том, что давно уже замечает, как мужчина, видимо, впадает круг некой дамы. Только она никак не может узнать, кто же эта женщина.

    Кроме того, пора уже и о дочери позаботиться. Госпожа Журден хочет, чтобы Люсиль вышла замуж за Клеонтом, ибо они друг друга любят. На ее слова Николь отвечает:

    «… Вам нравится господин, а мне еще больше — его слуга. Ох, и хорошо же было бы, если бы нас обвенчали одновременно!

    Тогда хозяйка приказывает Николь побежать к Клеонта и позвать его к ним, чтобы пойти вместе к мужу попросить у него согласия на брак.

    Николь приходит к Клеонта, но он вместе с Ковьель ее выгоняет и приказывает передать предательской барышне, что ей больше не удастся его обмануть. Николь ничего не может понять и бежит скорее к Люсиль.

    Клеонт рассказывает Ковьель, как он очень любит Люсиль. А последний раз, встретившись на улице, она прошла мимо него молча. Ковьель ему отвечает, что Николь тоже так сделала. И они решают навсегда забыть своих возлюбленных, порвать с ними все отношения, потому девушки лукавые и неблагодарные.

    Клеонт просит, чтобы слуга ему постоянно напоминал о плохие черты барышни, изображал ее в худшем виде. Но как только Ковьель начинал говорить, что в Люсиль большой рот, маленькие глаза и рост, Клеонт сразу начинал это отрицать. Но вот появляются Люсиль и Николь.

    Люсиль и Николь спрашивают Клеонта и Ковьель случившегося. Видимо, они на них злые, потому смущены сегодняшней встречей. Клеонт отвечает, что рвет все отношения с Люсиль, а Ковьель его поддерживает:

    «А куда он, туда и я».

    Есть Ковьель будет равнодушным к Николь. Люсиль пытается объяснить Клеонта, почему она уклонилась от встречи с любимым, но он не хочет и слушать.

    Наконец, Клеонт унимается, но теперь Люсиль не хочет с ним разговаривать. Тогда он заявляет, что барышня видит его в последний раз. Люсиль и Клеонт начинают спорить, а потом барышня объясняет, почему она не подошла к любимому. С ними шла ее старая тетка, которой не нравится, когда мужчина приближается к девушке. Тетя считает, что этим поступком человек збезчещуе ее. Клеонт и Ковьель обрадовались, что в этом и весь секрет.

    Госпожа Журден просит Клеонта воспользоваться возможностью и попросить сейчас у мужа разрешения жениться на Люсиль. Для Клеонта это большая радость, потому что он давно этого хочет.

    Клеонт обращается к господина Журдена, чтобы тот разрешил жениться на его дочери. Он говорит, что тогда бы считал себя самым счастливым человеком в мире. Прежде чем дать ответ, Журден спрашивает, шляхтич претендент в зятья. Клеонт отвечает ему благородно и честно — нет. Он отмечает, что не главное быть шляхтичем по социальному положению. Обеспечить семью Клеонт способен, а выдавать из себя шляхтича может каждый дурак, и не надо прятать свое истинное положение. Выслушав Клеонта господин Журден ответил:

    «… дочь моя не для вас».

    Госпожа Журден сразу начала защищать Клеонта, сказала, что они сами с мещанства, а муж ее уже, наверное, с ума сошел. Она никогда не согласится на неравный брак и никогда не захочет видеть свою единственную дочь маркизой, как того желает человек. На ее слова господин Журден ответил:

    «Хватит болтовни! А таки наперекор вам всем, дочь моя будет маркизой! А как разозлит меня еще сильнее, то я с нее герцогиню сделаю!

    Госпожа Журден подбадривает Клеонта. А Люсиль приказывает сказать отцу, щськрим Клеонта ни за кого другого не пойдет.

    Ковьель говорит Клеонтом, что он натворил беды своим благородством. Но у него есть хорошая идея: обмануть благородного господина Журдена. Скоро будет маскарад, а для идеи Ковьель именно это и нужно.

    Господин Журден злится, что все его упрекают благородными господами. А для него нет ничего приятнее, как разбираться с вельможным панством.

    «Право, я рад бы себе на руке два пальца отрубить, чтобы родиться второй раз — графом или маркизом».

    Лакей сообщает господина Журдена, пришедший граф с какой-то дамой.

    Лакей пересказывает гостям, что господин сейчас выйдет.

    Доримены колеблется, не допустила она ошибки, позволив привести себя в дом, где она ни с кем не знакома. Дорант ее успокаивает:

    «А в каком другом месте, госпожа, могло бы приветствовать вас моя любовь? Ведь, боясь молвы, вы не хотите встречаться со мной наедине ни у вас, ни у меня ».

    Маркиза говорит Доранта, что уже привыкла к его любви, дорогих подарков, а наиболее ее поразил бриллиантовый перстень. У нее уже нет сомнений, что она даст ему согласие на брак. Разговор маркизы и Доранта прервал господин Журден, который зашел в комнату.

    Журден подходит слишком близко к Доримены и просит ее сделать шаг назад, чтобы он смог поклониться. Господин Журден очень рад, что маркиза одарила его такой лаской — пожаловала в гости. Но маркизу все время поражают смешные манеры хозяина. Тогда Дорант отрекомендовывает хозяина, а сам потихоньку говорит Журден, чтобы тот ничего не спрашивал у Доримены о бриллианте, потому что это с его стороны будет ужасно невежливо.

    Лакей сообщайте, что все готово, и Дорант приглашает всех к столу и приказывает:

    «… пусть позовут музыкантов».

    Шесть поваров танцуют, после чего вносят накрытый стол, уставленный всевозможными яствами.

    Действие четвертое

    Доримены в восторге от роскошного банкета. А Дорант в свою очередь говорит, что весьма благодарен хозяину, который их так радушно приветствует, и соглашается с мнением господина Журдена, что этот банкет не достоин маркизы. За обедом хозяин обратил внимание на замечательные ручки маркизы. Доримены ответила, что ему, видимо, понравился бриллиант, потому что руки у нее совсем обыкновенные. Господин Журден стал отрицать, потому что он был «благородным человеком». После разговора Доримены пригласила к хорошему обеду музыку. Вышли певцы и начали петь о любви. Маркизе понравились прекрасные песни, а также комплименты господина Журдена. Она даже отметила, что не надеялась галантности от хозяина.

    Дорант же обратил внимание маркизы на то, что господин Журден доедал все кусочки пищи, к которой Доримены прикоснулась.

    В комнату заходит госпожа Журден и начинает упрекать мужа, что он ее отправил на обед к сестре, а сам устраивает банкеты с музыкой. Он неизвестных дам приветствует, нанимает певцов и комедиантов, «… а меня вон из собственной господи!»

    В разговор вмешивается Дорант. Дорант говорит, что этот обед устроил он, что откуда госпожа Журден взяла, будто ее муж тратит на них деньги. Господин Журден только предложил свою усадьбу для развлечения. Дорант, конечно, ее обманул. Он даже не стесняясь рекомендует одеть госпожа Журден очки, чтобы она лучше видела, что творится у нее в доме и не говорила глупостей. Госпожа Журден сильно рассердилась на его слова. Она начала говорить, что Дорант потакает блажью мужа, а маркизе вообще … не подходит сеять в семье ссоры и позволять господину Журдену возле нее впадать. Доримены обижается и уходит из комнаты. Дорант бежит вслед за ней.

    Господин Журден кричит на женщину, что она его осрамила и выгнала вельможных панов. Счастье жены, господин Журден не треснул ее тарелкой. В ответ ему жена говорит:

    «плюнули я на твой обед! Я защищаю свои права, и все женщины будут стоять за меня ».

    Господин Журден остался один в комнате и ругает жену, испортила все удовольствие.

    Заходит переодетый Ковьель, которого не узнает господин Журден. Ковьель начинает рассказывать, что знал хозяина еще ребенком и был большим другом его покойного отца — настоящего благородного шляхтича. Господину Журдену понравилось, что хоть кто назвал отца шляхтичем. Он просит Ковьель засвидетельствовать всем его благородное происхождение, а не меркантильное, как доказывает жена. Ковьель соглашается и рассказывает, как он вернулся из долгого путешествия и приехал сообщить господину, что сын турецкого султана посетил города. Сын султана очень чтит личность господина Журдена и хочет сватать его дочь, в которую влюбился. Ковьель говорит, что султанский сын приедет сегодня в Журдена в дом и будет просить руки Люсиль. Приедет он еще и для того, чтобы предоставить господину Журдену почетный сан во всем мире — мамамуши, потому что очень уважает отца возлюбленной. Хозяин обрадовался таким новостям, но подчеркнул:

    «Дочь моя ужасно упрямая, — влюбилась по уши в какого Клеонта».

    Ковьель успокаивает господина Журдена, потому что сын султана очень схож с этим Клеонтом. А вот и он сам.

    Заходит Клеонт в турецком наряде, и три пажи несут полы его кафтана. Клеонт начинает разговаривать по-турецки, а Ковьель переводит Журдену, что гость поздоровался с хозяином и просит его поскорее идти с ним готовиться к церемонии чинопроизводства, потому желает поскорее увидеться с Люсиль и сыграть свадьбу.

    Ковьель смеется, какой же дурак господин Журден.

    Ковьель просит Доранта помочь в одном деле. Надо заставить Журдена отдать дочь за его паныча. Дорант смеется, говорит, что сразу узнал Ковьель и теперь понял, почему он так одет. Он гарантирует успех, если за дело взялся Ковьель.

    Первый выход балета. Турецкая церемония. Шестеро турок входят под музыку на сцену по двое. Они несут три ковра и, протанцевав несколько фигур, поднимают их высоко вверх.

    Другие турки, поет, проходят под теми коврами и становятся по обе стороны сцены. Муфтий с дервишами заканчивает этот «поход». Турки стелют на полу ковры, Муфтий становится на них колени и молится несколько раз. После молитвы двое дервишем идут в господина Журдена.

    Господин Журден стоит в турецком наряде, с бритой головой без тюрбана и без сабли, а Муфтий говорит ему бессмысленные слова.

    Муфтий, турки танцуют и поют о господина Журдена непонятном языке.

    Турки, танцуют и поют.

    Второй выход балета.

    Муфтий в праздничном тюрбане, украшенном зажженными свечами.

    Дервиши вводят господина Журдена и ставят его на колени так, чтобы руками он прикасался земли, а спина его служила пюпитром * для корана **. Муфтий кладет господину Журдену на спину коран и начинает, кривляясь, молиться. Когда коран сняли со спины господина Журдена, тот тяжело вздохнул. Муфтий и турки начинают петь в Журдена, не мошенник ли он, не обманщик.

    Третий выход балета.

    Турки, танцуют, одевают под звуки музыки на господина Журдена тюрбан. Муфтий подает саблю и говорит: «Ты уже не шляхтич, — я не брехай».

    Четвертый выход балета.

    Турки, танцуют, бьют господина Журдена саблями и вместе с Муфтием произносят:

    «Бейте, бейте, не жалейте!

    Пятый выход балета. Турки, танцуют, бьют господина Журдена под музыку палками. Муфтий в это время говорит:

    «Не стесняться, не кричать, — если хочешь господином стать!

    Он вновь призывает Магомета ***, а турки, танцуют и поют, начинают прыгать вокруг Муфтия. Наконец все вместе выходят из комнаты и выводят под руки господина Журдена.

    * Пюпитр-подставка для нот или книг в виде наклонной рамки или доски.

    ** Коран — книга, содержащая изложение догм и положений мусульманской религии.

    *** Магомет-пророк, который основал мусульманскую религию — магометанство.

    ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

    Госпожа Журден удивлена, почему ее муж так нарядился, как на маскарад собрался. Он отвечает, что с ним надо теперь важно разговаривать, потому что он «мамамуши», то есть имеет высокий сан в мире.

    После этого господин Журден начал выкрикивать бессмысленные фразы. А госпожа Журден перепугалась и решила, что ее муж сошел с ума. Здесь появляются Дорант и маркиза.

    Дорант рассказывает Доримены, что ее в Журдене ждет интересное развлечение, потому что такого сумасшедшего, как господин Журден, еще не видел. Кроме того, надо помочь Клеонтом получить любимую девушку и поддержать его выдумку по этому маскараду. Доримены отвечает, что этот молодой человек достоин своего счастья, и им не мешало бы уже жениться можно быстрее, ибо Дорант скоро останется без денег, делая ей дорогие подарки. Дорант обрадовался, он уже давно этого добивался. Заходит господин Журден.

    Дорант и Доримены приветствуют господина Журдена с присвоением ему нового сана и браком дочери с сыном турецкого султана. Журден ответил, что бесконечно благодарен за визит и просит прощения за «дикарский выходку» своей жены. Доримены прощает все госпожа Журден, ибо она, видимо, очень дорожит своим мужем. Господин Журден начинает признаваться в любви маркизе, но Дорант прерывает его. Он отмечает, что высокий сан его приятеля не мешает ему не забывать знакомых. Появляется Клеонт, сидит турком.

    Дорант свидетельствует Клеонта глубокое уважение, как почетному зятю господина Журдена. А тем временем хозяин беспокоится, ‘где делся переводчик, потому что сын султана, пожалуй, ничего не может понять. Он пытается сам перевести слова Доранта, но в Журдена это получается очень смешно.

    Господин Журден просит Ковьель перевести Клеонта, что знатные лица — Дорант и Доримены свидетельствуют ему свою признательность и уважение. Ковьель начинает переводить, а хозяин в восторге от турецкого языка.

    Журден просит подойти Люсиль ближе и подать руку Клеонта, который будет ее будущим мужем. Люсиль сначала удивилась, почему ее отец так одет.

    «Не комедию вы играете?»

    Потом сказала, что ни за кого замуж не выйдет, кроме Клеонта. Вдруг Люсиль узнает переодетого любимого и с радостью повинуется воле отца.

    Госпожа Журден отрицает бракосочетания дочери с каким сыном турецкого султана. Господин Журден просит ее замолчать, а Доримены и Дорант говорят, что не надо отказываться от такого брака, потому что это большая честь, и Люсиль сама соглашается на этот брак. Госпожа Журден не хочет слушать их советов, а Люсиль обещает задушить собственными руками, если он женится с сыном султана. Тогда в разговор вмешивается Ковьель, он обещает все устроить, поговорив с госпожа Журден наедине. Она сначала не хочет его и слушать, а когда госпожа Журден убедили, то Ковьель объясняет хозяйки тихо, что это все маскарад. Сын турецкого султана — Клеонт, которого она желает видеть своим зятем, а он будто его переводчик. Выслушав Ковьель госпожа Журден соглашается на брак дочери и приказывает послать за нотариусом, чтобы поскорее заключить брачный контракт. Дорант говорит, что это хорошо, потому заодно он женится на маркизой. Его слова господин Журден воспринимает как способ надувательства госпожа Журден, которая ревнует мужа к маркизы, и без возражений соглашается это сделать в его присутствии. Дорант запропоновуе, в знак решение всех дел мирным путем, посмотреть балет. А Николь остается с Ковьель, который думает о том, что более глупой человека, чем господин Журден, пожалуй, в целом мире не найдешь.

    Комедия заканчивается балетом p>

    Казалось бы, чего еще нужно почтенному буржуа г-ну Журдену? Деньги, семья, здоровье — все, что только можно пожелать, у него есть. Так ведь нет, вздумалось Журдену стать аристократом, уподобиться знатным господам. Мания его причиняла массу неудобств и волнений домочадцам, зато была на руку сонме портных, парикмахеров и учителей, суливших посредством своего искусства сделать из Журдена блестящего знатного кавалера. Вот и теперь двое учителей — танцев и музыки — вместе со своими учениками дожидались появления хозяина дома. Журден пригласил их с тем, чтобы они веселым и изысканным представлением украсили обед, который он устраивал в честь одной титулованной особы.

    Представ перед музыкантом и танцором, Журден первым делом предложил им оценить свой экзотический халат — такой, по словам его портного, по утрам носит вся знать — и новые ливреи своих лакеев. От оценки вкуса Журдена, по всей очевидности, непосредственно зависел размер будущего гонорара знатоков, посему отзывы были восторженными.

    Халат, впрочем, стал причиной некоторой заминки, поскольку Журден долго не мог решить, как ему сподручнее слушать музыку — в нем или без него. Выслушав же серенаду, он счел ее пресноватой и в свою очередь исполнил бойкую уличную песенку, за которую снова удостоился похвал и приглашения помимо прочих наук заняться также музыкой с танцами. Принять это приглашение Журдена убедили заверения учителей в том, что каждый знатный господин непременно обучается и музыке, и танцам.

    К грядущему приему учителем музыки был подготовлен пасторальный диалог. Журдену он, в общем-то, понравился: раз уж нельзя обойтись без этих вечных пастушков и пастушек — ладно, пусть себе поют. Представленный учителем танцев и его учениками балет пришелся Журдену совсем по душе.

    Окрыленные успехом у нанимателя, учителя решили ковать железо, пока горячо: музыкант посоветовал Журдену обязательно устраивать еженедельные домашние концерты, как это делается, по его словам, во всех аристократических домах; учитель танцев тут же принялся обучать его изысканнейшему из танцев — менуэту.

    Упражнения в изящных телодвижениях прервал учитель фехтования, преподаватель науки наук — умения наносить удары, а самому таковых не получать. Учитель танцев и его коллега-музыкант дружно не согласились с заявлением фехтовальщика о безусловном приоритете умения драться над их освященными веками искусствами. Народ подобрался увлекающийся, слово за слово — и пару минут спустя между тремя педагогами завязалась потасовка.

    Когда пришел учитель философии, Журден обрадовался — кому как не философу вразумлять дерущихся. Тот охотно взялся за дело примирения: помянул Сенеку, предостерег противников от гнева, унижающего человеческое достоинство, посоветовал заняться философией, этой первейшей из наук… Тут он переборщил. Его стали бить наравне с прочими.

    Потрепанный, но все же избежавший увечий учитель философии, в конце концов, смог приступить к уроку. Поскольку Журден отказался заниматься как логикой — слова там уж больно заковыристые, — так и этикой — к чему ему наука умерять страсти, если все равно, коль уж разойдется, ничто его не остановит, — ученый муж стал посвящать его в тайны правописания.

    Практикуясь в произношении гласных звуков, Журден радовался, как ребенок, но когда первые восторги миновали, он раскрыл учителю философии большой секрет: он, Журден, влюблен в некую великосветскую даму, и ему требуется написать этой даме записочку. Философу это было пара пустяков — в прозе, в стихах ли. Однако Журден попросил его обойтись без этих самых прозы и стихов. Знал ли почтенный буржуа, что тут его ожидало одно из самых ошеломительных в жизни открытий — оказывается, когда он кричал служанке: «Николь, подай туфли и ночной колпак», из уст его, подумать только, исходила чистейшая проза!

    Впрочем, и в области словесности Журден был все ж таки не лыком шит — как ни старался учитель философии, ему не удалось улучшить сочиненный Журденом текст: «Прекрасная маркиза! Ваши прекрасные глаза сулят мне смерть от любви».

    Философу пришлось удалиться, когда Журдену доложили о портном. Тот принес новый костюм, сшитый, естественно, по последней придворной моде. Подмастерья портного, танцуя, внесли обнову и, не прерывая танца, облачили в нее Журдена. При этом весьма пострадал его кошелек: подмастерья не скупились на лестные «ваша милость», «ваше сиятельство» и даже «светлость», а чрезвычайно тронутый Журден — на чаевые.

    В новом костюме Журден вознамерился прогуляться по улицам Парижа, но супруга решительно воспротивилась этому его намерению — и без того над Журденом смеется полгорода. Вообще, по ее мнению, ему пора уже было одуматься и оставить свои придурковатые причуды: к чему, спрашивается, Журдену фехтование, если он не намерен никого убивать? зачем учиться танцам, когда ноги и без того вот-вот откажут?

    Возражая бессмысленным доводам женщины, Журден попытался впечатлить ее со служанкой плодами своей учености, но без особого успеха: Николь преспокойно произносила звук «у», даже не подозревая, что при этом она вытягивает губы и сближает верхнюю челюсть с нижней, а рапирой она запросто нанесла Журдену несколько уколов, которые он не отразил, поскольку непросвещенная служанка колола не по правилам.

    Во всех глупостях, которым предавался ее муж, г-жа Журден винила знатных господ, с недавних пор начавших водить с ним дружбу. Для придворных франтов Журден был обычной дойной коровой, он же, в свою очередь, пребывал в уверенности, что дружба с ними дает ему значительные — как их там — пре-ро-га-тивы.

    Одним из таких великосветских друзей Журдена был граф Дорант. Едва войдя в гостиную, этот аристократ уделил несколько изысканных комплиментов новому костюму, а затем бегло упомянул о том, что нынче утром он говорил о Журдене в королевской опочивальне. Подготовив таким манером почву, граф напомнил, что он должен своему другу пятнадцать тысяч восемьсот ливров, так что тому прямой резон одолжить ему еще две тысячи двести — для ровного счета. В благодарность за этот и последующие займы Дорант взял на себя роль посредника в сердечных делах между Журденом и предметом его поклонения — маркизой Дорименой, ради которой и затевался обед с представлением.

    Г-жа Журден, чтобы не мешалась, в этот день была отправлена на обед к своей сестре. О замысле супруга она ничего не знала, сама же была озабочена устройством судьбы своей дочери: Люсиль вроде бы отвечала взаимностью на нежные чувства юноши по имени Клеонт, который в качестве зятя весьма подходил г-же Журден. По ее просьбе Николь, заинтересованная в женитьбе молодой госпожи, так как сама она собиралась замуж за слугу Клеонта, Ковьеля, привела юношу. Г-жа Журден тут же отправила его к мужу просить руки дочери.

    Однако первому и, по сути, единственному требованию Журдена к соискателю руки Люсиль Клеонт не отвечал — он не был дворянином, тогда как отец желал сделать дочь в худшем случае маркизой, а то и герцогиней. Получив решительный отказ, Клеонт приуныл, но Ковьель полагал, что еще не все потеряно. Верный слуга задумал сыграть с Журденом одну шутку, благо у него имелись друзья-актеры, и соответствующие костюмы были под рукой.

    Тем временем доложили о прибытии графа Доранта и маркизы Доримены. Граф привел даму на обед отнюдь не из желания сделать приятное хозяину дома: он сам давно ухаживал за вдовой маркизой, но не имел возможности видеться с нею ни у нее, ни у себя — это могло бы скомпрометировать Доримену. К тому же все безумные траты Журдена на подарки и разнообразные развлечения для нее он ловко приписывал себе, чем в конце концов покорил-таки женское сердце.

    Изрядно позабавив благородных гостей вычурным неуклюжим поклоном и такой же приветственной речью, Журден пригласил их за роскошный стол.

    Маркиза не без удовольствия поглощала изысканные яства под аккомпанемент экзотических комплиментов чудаковатого буржуа, когда все благолепие неожиданно было нарушено появлением разгневанной г-жи Журден. Теперь она поняла, зачем ее хотели спровадить на обед к сестре — чтобы муженек мог спокойно спускать денежки с посторонними женщинами. Журден с Дорантом принялись заверять ее, — что обед в честь маркизы дает граф, и он же за все платит, но заверения их ни в коей мере не умерили пыл оскорбленной супруги. После мужа г-жа Журден взялась за гостью, которой должно было бы быть стыдно вносить разлад в честное семейство. Смущенная и обиженная маркиза встала из-за стола и покинула хозяев; следом за ней удалился Дорант.

    Только знатные господа ушли, как было доложено о новом посетителе. Им оказался переодетый Ковьель, представившийся другом отца г-на Журдена. Покойный батюшка хозяина дома был, по его словам, не купцом, как все кругом твердили, а самым что ни на есть настоящим дворянином. Расчет Ковьеля оправдался: после такого заявления он мог рассказывать все что угодно, не опасаясь, что Журден усомнится в правдивости его речей.

    Ковьель поведал Журдену, что в Париж прибыл его хороший приятель, сын турецкого султана, без ума влюбленный в его, Журдена, дочь. Сын султана хочет просить руки Люсиль, а чтобы тесть был достоин новой родни, он решил посвятить его в мамамуши, по-нашему — паладины. Журден был в восторге.

    Сына турецкого султана представлял переодетый Клеонт. Он изъяснялся на жуткой тарабарщине, которую Ковьель якобы переводил на французский. С главным турком прибыли положенные муфтии и дервиши, от души повеселившиеся во время церемонии посвящения: она вышла очень колоритной, с турецкими музыкой, песнями и плясками, а также с ритуальным избиением посвящаемого палками.

    Доранту, посвященному в замысел Ковьеля, удалось наконец уговорить Доримену вернуться, соблазнив возможностью насладиться забавным зрелищем, а потом еще и отменным балетом. Граф и маркиза с самым серьезным видом поздравили Журдена с присвоением ему высокого титула, тому же не терпелось поскорее вручить свою дочь сыну турецкого султана. Люсиль сначала ни в какую не желала идти за шута-турка, но, как только признала в нем переодетого Клеонта, сразу согласилась, делая вид, что покорно исполняет дочерний долг. Г-жа Журден, в свою очередь, сурово заявила, что турецкому пугалу не видать ее дочери, как собственных ушей. Но стоило Ковьелю шепнуть ей на ухо пару слов, и мамаша сменила гнев на милость.

    Журден торжественно соединил руки юноши и девушки, давая родительское благословение на их брак, а затем послали за нотариусом. Услугами этого же нотариуса решила воспользоваться и другая пара — Дорант с Дорименой. В ожидании представителя закона все присутствующие славно провели время, наслаждаясь балетом, поставленным учителем танцев.

    Краткое содержание комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

    Другие сочинения по теме:

    1. В 1670 году после посещения французского двора турецким послом, который пренебрежительно заявил, что на лошади его повелителя драгоценных камней больше,...
    2. В произведениях выдающегося французского комедиографа Мольера отразились проблемы и эстетичные поиски его времени, а его судьба отобразила положение писателя в...
    3. Мольер — литературный псевдоним Жана Батиста Поклена, выдающегося французского драматурга и театрального деятеля. Он родился в 1622 году в Париже...
    4. Что такое честь? Что она значит в жизни человека? Следует ли жертвовать ею ради своих корыстных целей? Честь — это...
    5. Темой комедии являются изображения стремления господина Журдена попасть во дворянство. Желание занять высшее место в обществе — естественное для человека,...
    6. По своему жанру — «Мещанин во дворянстве» Мольера — комедия. Вместе с тем, если говорить о своеобразии жанрового решения комедии,...
    7. Цели: показать комическое в пьесе, заключающееся в контрасте между простодушной и грубоватой натурой Журдена и его претензиями на аристократичность; обогатить...
    8. Все события в комедии происходят на протяжении одного дня в доме господина Журдена. Первые два акта являются экспозицией комедии: здесь...
    9. Цель: учить определять средства создания комического в произведении и делать обобщения и выводы, определять основную установку классицизма — стремление воспитывать...
    10. Пьесу предваряет посвящение Генриетте Английской, супруге брата короля, официального покровителя труппы. Авторское предисловие извещает читателей о том, что ответы осудившим...
    11. Интересно, как живет литературное произведение после смерти своего автора! Иногда целиком выдуманных героев или ситуации мы начинаем встречать в жизни,...