• Платон мне друг но. Платон мне друг, но истина дороже - это

    Предлагаю обсудить приведенную в этом тексте информацию.

    ВНИМАНИЕ!

    Очень много букв!
    Честно говоря не уверен на сколько содержание соответствует действительности, но по крайней мере мысли занятные, предлагаю обсудить.

    Amicus Plato, sed magis arnica Veritas.

    Краткая предыстория данного изречения.
    У античного философа Платона наиболее успешным и любимым учеником был Аристотель. Однако, постигнув и усвоив философию учителя, Аристотель пришел к выводу о том, что Платон ошибается в самом главном – в вопросе о первооснове мира. Это и стало причиной их расставания. И когда Аристотелю задали вопрос о том, почему они расстались, он и ответил этой, теперь уже крылатой, фразой.

    Я не настаиваю на том, что вычисления, приведенные ниже, обладают абсолютной точностью и достоверностью. Разумеется, они очень приблизительны, для более точных и детальных расчетов, а по сути экономического анализа, необходимы время и данные которых у меня нет. Поэтому, указанные цифры и мысли следует воспринимать исключительно как «взятые на поверхности», без углубленного изучения, однако выводы, которые будут здесь, на мой взгляд, останутся даже при глубоком анализе.

    Платон мне друг, но истина дороже. А так ли уж плох и страшен этот Платон (Плати за тонны), как его малюют? Как много вы о нем знаете? Кстати, само название довольно странное, поскольку сумма уплачивается не за фактический вес перевозимого груза, а за дистанцию – километры, поэтому нужно было бы его назвать по другому «Платкил», «Плакры» и так далее. Ну, наверное, под тоннами все же подразумевался вес грузовика.

    В свое время было много уже шума по поводу данной… Хотел написать системы, но лучше, наверное, использовать слово налог, тогда смысл не теряется. Вообще, когда называешь вещи своими именами, то проще понимать суть происходящего и главное, ориентироваться в нашем не простом мире. Наши СМИ и официальные лица старательно избегают слова «налог» наивно полагая, что, заменив его на «система компенсации» или любое другое выражение, этот налог будет восприниматься более положительно.

    Да, в настоящее время слово «налог» совсем не популярно среди населения, и тем более не популярно словосочетание «новый налог» что, безусловно, может «вдарить» по репутации власть имущих и добавить негатива к народной поддержке ВВП в виде минуса от 89%. Впрочем, если говорить об исключительно понятийных значениях слова «налог», то да, «Платон», наверное, не назовешь таковым, однако, если рассуждать логически и основываться на современном понимании что такое налог, то «Платон» уже вполне себе такой налог. Единственное отличие в том, что его сбором занимается не налоговая (или иная государственная) служба РФ, а частная компания. Кстати, неплохой способ отжимать деньги у населения и в дальнейшем, не увеличивая «официальную налоговую нагрузку». Замечу, дорожный налог так и не отменили полностью, полагаю, что его отмена произойдет только после того как в Платон будут включены ВСЕ транспортные средства, которые эксплуатируются в России, включая мотоциклы.

    А теперь давайте разберемся, как это все организовано.

    Не буду мудрить, чья была идея, кто ее протолкнул, равно как, кто и кому что заплатил (попросил) за принятие решения о начале работы этого проекта, но первично, было выпущено Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 г. N 504 "О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн"

    Кстати, само постановление было опубликовано спустя 10 дней от его написания (24 июня 2013), а вступило в силу только в ноябре 2014. И уже в этом постановлении, есть идея о том, что этим делом будет заниматься кто-то другой кроме государства.

    Цитата ПП-504:

    2. "оператор " - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы.

    Теперь просто кратко опишу, как это работает.

    Между государством в лице Автодора (представляющего правительство РФ) и частной компанией ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» (50% которой принадлежит Игорю Ротенбергу) было заключено концессионное соглашение на реализацию системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Что такое «концессионное соглашение»? Это форма государственного и частного партнёрства, для эффективного управления государственной собственностью или предоставления услуг обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях. Вот так вот, ни больше, ни меньше. Многие официальные СМИ трезвонили и продолжают о том, что после определенного срока (10 лет) вся инфраструктура, созданная для функционирования системы Платон, будет передана государству безвозмездно. Ну хорошо, а кто это может подтвердить? Начал искать подтверждение этих заявлений, однако, я был очень удивлен, когда нигде не смог найти текст этого соглашения, ни на официальном сайте Платона, ни на сайте Росавтодора, ни тем более в интернете. И вот тут начинается самое интересное.

    Дело в том, что форм концессионного соглашения несколько, но в России есть определенный закон «Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ О концессионных соглашениях», который позволяет использовать только одну определенную форму - «Строительство - передача - управление».

    Слова «Концедент» и «Концессионер» ниже будут заменены на более простые, не меняющие смысла – «Государство» и «Исполнитель» соответственно – для упрощения восприятия. То есть, исполнитель строит «объект», который, по окончанию строительства передаётся государству в собственность, а после передачи в собственность, «объект» передаётся в эксплуатацию исполнителю.

    Цитата ФЗ-115:


    1. По концессионному соглашению одна сторона (исполнитель) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (государству), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а государство обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

    То есть, по ФЗ-115 однозначно имущество должно быть передано государству – уже хорошо.

    Вообще, надо заметить, что в этом законе в конце любого значимого пункта, какой-либо статьи, встречается словосочетание «если концессионным соглашением не установлено иное». А это значит, как мы все понимаем, что данный пункт/условие в соглашении вполне могут быть изменены на другие, в том числе в корне отличающиеся от текста, после которого и стоит эта формулировка, и этих пунктов в законе не мало. Как я и писал выше – текста соглашения между Автодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» в свободном (открытом) доступе нет, и что там написано никто из нас не знает, а всяческие заявления, исходящие от «заинтересованных» лиц, просто не могут быть документально подтверждены, а по сему – это просто слова.

    Но продолжим по порядку.

    В 2014 году, было выпущено распоряжение правительства РФ от 29.08.2014 № 1662-р «О заключении концессионного соглашения с «РТ-Инвест Транспортные Системы» на реализацию системы взимания платы с транспортных средств разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн», подписанное Председателем Правительства Российской Федерации Д. А. Медведевым.

    Текст довольно скучен, но вот некоторые основные и важные факты из него я приведу, а если конкретно, то из той части озаглавленной как: «Основные условия концессионного соглашения в отношении объектов, предназначенных для взимания платы, используемых в целях обеспечения функционирования системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Комментарии прилагаются.

    Цитата РП-1662:

    2. В концессионном соглашении содержатся сведения о составе и технико-экономических характеристиках следующих объектов системы взимания платы:
    а) стационарные (не менее 481 единицы) и мобильные (не менее 100 единиц) объекты системы контроля за движением транспортных средств по автомобильным дорогам и за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в части компенсации ущерба, наносимого транспортными средствами автомобильным дорогам;

    предполагается, что это все должно быть организовано за счет исполнителя.

    5. м) предоставление владельцам транспортных средств на безвозмездной основе технических устройств, предназначенных для определения местонахождения (маршрута движения) таких транспортных средств при помощи технологий спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS в целях расчета платы, в соответствии с условиями концессионного соглашения;

    ну хоть за устройства платить не нужно, и на том спасибо, однако контроль за передвижением транспорта будет осуществляться, что очень не нравится частным извозчикам и компаниям, которые везут сборные грузы, равно как и транспортникам делающих три фактические доставки за одну (по документам одну). Многими это преподносится как огромный плюс в борьбе с «черными извозчиками», это плюс разумеется – я не спорю, но как быть с остальным? Кстати, в распоряжении прописано и количество этих устройств – не менее 2 миллионов штук.

    Цитата РП-1662:

    8. Базовый размер платы государства по концессионному соглашению составляет 10610 млн. рублей (без учета НДС) в год и состоит из неиндексируемой и индексируемой частей.

    Индексируемая часть базового размера платы государства по концессионному соглашению составляет 46 процентов базового размера платы государства по концессионному соглашению. Индексация осуществляется в соответствии с фактическим изменением индекса потребительских цен. Механизм индексации индексируемой части базового размера платы исполнителя устанавливается в концессионном соглашении.

    Базовый размер платы государства по концессионному соглашению должен быть уменьшен по итогам проведенного исполнителем независимого технологического и ценового аудита проектной документации на создание системы взимания платы.

    не совсем ясно кто кому должен платить, исходя из текста выше - государство платит исполнителю. Иначе, если бы подразумевалось оплата исполнителем государству, то было бы записано не «концедента», а «концеденту», неужели в правительстве с русским языком настолько плохо? Можно допустить, что это опечатка, но в таких делах их просто не должно быть, значит, это сделано намеренно? То есть, минимальный платеж государства для компании исполнителя будет составлять 10,6 миллиардов рублей в год. Плюс индексация может быть любой, «по способу указанному в концессионном соглашении», которое никто не видел.

    Цитата РП-1662:

    11. Плата концедента начисляется концессионеру за каждое календарное полугодие (первое полугодие - с 1 января по 30 июня, второе полугодие - с 1 июля по 31 декабря) эксплуатации объектов системы взимания платы и исполнения концессионером (исполнителем) своих обязательств в качестве оператора объектов системы взимания платы в соответствии с концессионным соглашением. Платежный период соответствует календарному полугодию.

    вот тут уже яснее, по тексту получается, что плата начисляется концессионеру (исполнителю), которую должен оплатить концедент (государство).

    Давайте сравним наглядно:

    Цитата РП-1662:

    8. Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составляет…

    Цитата РП-1662:

    11. Плата концедента начисляется концессионеру за каждое календарное полугодие…

    Все равно очень скользко и не конкретно. А вот интересно, исполнитель будет потом вправе требовать с государства возврат НДС?

    Однако, в то же самое время:

    Цитата РП-1662:

    15. Индексируемая часть платы государства индексируется в соответствии с фактическим индексом потребительских цен, опубликованным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере государственной статистической деятельности с января 2016 года по последний месяц i-го платежного периода включительно.

    думается мне, что этот пункт будет просто ссылкой (фактической величиной) в формуле расчёта индексации, эдакой константой среди остальных иксов и игреков, состоящих в механизме расчёта индексации индексируемой части базовой платы, которая прописана в «секретном» соглашении между Автодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы».

    Цитата РП-1662:

    18. Принятие государством на себя части расходов на создание и использование (эксплуатацию) объекта системы взимания платы не предусматривается.

    а этого и не нужно, исполнителю и так не плохо денег привалит.

    И вот теперь, мы подходим к самому интересному и вкусному (с точки зрения исполнителя) – тому, что записано в ФЗ-115 о концессионных соглашениях.

    Цитата ФЗ-115:

    Статья 3. Концессионное соглашение

    здесь у меня случился лёгкий когнитивный диссонанс. Статья 3, пункт 7 четко указывает, что доходы это собственность исполнителя. И снова цитата из распоряжения правительства (приведу оригинал):

    Цитата РП-1662:

    8. Базовый размер платы концедента по концессионному соглашению составляет 10610 млн. рублей (без учета НДС) в год и состоит из неиндексируемой и индексируемой частей.

    то есть, исполнителю помимо доходов, полученных по пункту 7 статьи 3, государство будет платить ещё дополнительно. А исполнитель вообще должен что-то отдавать государству? Ах да, есть же волшебная фраза: «если концессионным соглашением не установлено иное», и что там, в соглашении между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»? 50, 20, 5 процентов от прибыли отчисляется государству? Может в распоряжении правительства есть еще что ни будь, что проясняет суть? Я не нашел.

    Цитата ПП-514:

    5. Для взимания платы оператор заключает с владельцем транспортного средства договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет на основании сведений о транспортном средстве (тип и марка, государственный регистрационный номер, идентификационный номер, разрешенная максимальная масса в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства), к которым владелец транспортного средства прилагает копию свидетельства о регистрации транспортного средства.

    как интересно. Оператор, получив средства от владельца ТС отчисляет их сразу в бюджет. Все ли средства, или часть? Если часть, то размер её, нигде не указан. Очень умиляет формулировка: «договор об оказании услуг по расчету платы и обеспечению перечисления ее в федеральный бюджет». Если я правильно понимаю, то «договор услуг» не может быть навязан, или я ошибаюсь?

    Цитата ПП-514:

    6. Оператор на основании договора, предусмотренного пунктом 5 настоящих Правил:

    а) перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства владельца транспортного средства в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, на основании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов;

    б) предоставляет владельцу транспортного средства на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования;

    обращаем внимание на выделенные слова, далее это очень пригодится. Испольнитель просто посредник, который перекачивает средства от облагаемых налогом граждан в федеральный бюджет. В каком объеме? Опять же, помним о фразе «если концессионным соглашением не установлено иное». На секунду абстрагируемся от факта создания всей системы и инфраструктуры (затрат) исполнителем, о них будет далее, и вспомним что государство должно заплатить 10,6 млрд. рублей исполнителю при том что об остальных платах исполнителем (и размерах) в федеральный бюджет нам не известно. А сколько у нас грузовиков в стране больше 12 тонн?

    В России зарегистрировано около 1,5 млн. транспортных средств массой свыше 12 тонн. Кроме этого, по территории России передвигаются около 400 тыс. автомобилей массой свыше 12 тонн, зарегистрированных в других странах и осуществляющих транзитные перевозки. При этом наблюдается рост парка таких автомобилей.

    Отбросим транзитные авто, и посчитаем только зарегистрированные. Разумеется, 1,5 млн. грузовиков это далеко от реальности, и не все они эксплуатируются. Конкретных и достоверных данных об этом я не смог найти, но субъективно, грузовиков в эксплуатации от 750 до 890 тысяч, возьмем среднюю – 820 тысяч, то есть 54,7% от количества зарегистрированных, согласитесь, довольно низкая цифра.

    Если верить статистике за 2014 год от Аналитического центра при правительстве РФ, средняя дальность для авто перевозок 1 тонны груза – 45 км. http://ac.gov.ru/files/publication/a/7400.pdf страница пять. Это без учета типа грузовиков, вообще, такой разбивки по дальности перевозок в зависимости от грузоподъемности я не нашел. Основываться буду на информации предоставленной знакомым работающим в логистической компании (довольно большой). По его данным дальность перевозок, выполняемых их грузовиками выше 12 тонн 350-450 км. то есть средняя 400 км. Тариф за 1 км. по Платону составляет 3,06 рубля цитата с официального сайта Платон:

    с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года тариф будет увеличен до 3,06 руб./км. Это самый низкий размер платы среди аналогичных систем в Европе. Например, в Австрии ставка доходит до $0,49, в Белоруссии – $0,16. Российский тариф по сегодняшнему курсу - $0,025, что в 6 раз ниже, чем, например, в Белоруссии

    Но дорог федерального значения 50 800 км! Куда делись еще 2700 километров? Не уж то Росавтодор не отвечает за эти участки федеральных дорог? Не понятно. Возможно, что Ведомости ошиблись, ну ладно, посчитаем по минимуму.

    1. 40 млрд./48100=997 506,23 рублей налога с километра в год.
    2. 997506,23/3,06=325 982,43 грузовика в год проезжающих по каждому километру дорог в год.
    3. 325982,43/365=893 грузовика в сутки будет проезжать по каждому километру дороги.

    Вполне уже реальные цифры, интенсивность движения грузовиков например по М1 или М9 конечно в разы больше, но мы ведь считаем среднюю (кстати МКАД не относится к дорогам федерального значения). Обратите внимание на расчетное количество грузовиков в год – 325 983 (округлим в большую сторону) единицы, или всего 21,73% от общего количества зарегистрированных грузовиков. А если мы используем 50 800 километров при расчете, то цифры будут ниже. Слишком пессимистичный прогноз у Росавтодора, не находите? Пересчитаем это количество грузовиков с нашей средней 400 км.

    1. 325983х2448=798 006 384 в сутки
    2. 798006384х30= 23 940 191 520 в месяц
    3. (23940191520х12)/1,08=266 002 128 000 в год.

    Какие к чёрту 40 млрд.? О чём мы вообще?

    Еще немного о ценах на дороги.

    В России существуют четыре основных типа дорог: федеральные, региональные, местные и частные. За федеральные трассы, на которые ложится самая большая нагрузка (50% всех перевозок), отвечает Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) и его департаменты в регионах. Всего под надзором Росавтодора 48 100 км дорог, 5560 мостов и путепроводов и 27 автотоннелей.

    В проекте федерального бюджета на 2016 г. на финансирование Росавтодора выделяется 553 млрд руб. Из них 130 млрд руб. пойдет в регионы (в том числе на софинансирование строительства и реконструкцию 808 км дорог), 64,7 млрд руб. – на строительство Керченского моста, 97,2 млрд руб. – на строительство федеральных дорог, а на ремонт и содержание федеральных – 248,5 млрд руб. За эти деньги Росавтодор сможет, по собственным расчетам, выполнять ремонт и капитальный ремонт порядка 9000 км федеральных дорог, а также построить или реконструировать 734,2 км (или 4029,8 км в однополосном исчислении) новых дорог. Согласно федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России», в среднем ремонт 1 км дороги обойдется в 27,6 млн руб., а строительство и реконструкция – в 132,4 млн руб./км.

    Как сообщили в Росавтодоре, за 2016 г. агентство планирует построить 56 км новых автодорог и искусственных сооружений и еще 283,5 км ввести в эксплуатацию после реконструкции. Как объясняет представитель Росавтодора, средняя стоимость строительства дороги высшей, 1-й категории в 2015 г. составила 66,5 млн руб., 2-й категории – 48,7 млн руб., 3-й категории – 44,8 млн руб. В 2014 г. цена строительства дороги 1-й категории составляла 59 млн руб.

    Фиксируем минимум 44,8 миллиона рублей за 1 км. дороги. Дотируемые суммы в разы больше чем те, которые хотят получать с Платона. И сколько можно построить, и отремонтировать дорог на 40 миллиардов рублей?

    • Построить – 892,86 км.
    • Отремонтировать – 1449,28 км.

    Однако, по тем средствам которые выделяются сейчас, со слов самого Росавтодора, они могут выполнять ремонт и капитальный ремонт порядка 9000 км федеральных дорог, а также построить или реконструировать 734,2 км (или 4029,8 км в однополосном исчислении) новых дорог. Улучшение финансирования от Платона составит всего – 16,1%. Не густо.

    А теперь внимание, вопрос – в каком куске пирога больше всего возможностей «заработать в тихую»?

    И тут недавно, была рассмотрена возможность введения Платона для легковых автомобилей… Знаете почему отказались от этой идеи? Не потому что это «негатив», «не целесообразно» или «нет необходимости», а потому, что столько денег они просто не прожуют по тихому.

    В заключение, хочется отметить, что дорожный налог по-прежнему уплачивается, да, не полностью, а за вычетом суммы уплаченной в Платон, тем не менее, этот налог платят все граждане имеющие ТС. Общее количество зарегистрированных ТС в России порядка 44 миллионов единиц. Очень и очень грубо, средний дорожный налог в год это порядка 9000 рублей с ТС (учитывая грузовую технику), итого – 396 млрд. рублей, не дотягивает до выделяемых 553 млрд. Если рассматривать Платон как 40 млрд. то это смех, а если как 266 млрд. то мы уже говорим о полной самоокупаемости Росавтодора – 662 млрд, и даже с наваром в 109 млрд. Но увидим ли мы эти деньги, или они останутся во взаимоотношениях между Росавтодором и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы»? А мы ведь помним что:

    Цитата ФЗ-115:

    Статья 3. Концессионное соглашение

    7. Продукция и доходы, полученные исполнителем в результате осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, являются собственностью исполнителя, если концессионным соглашением не установлено иное.

    Что получается из всего выше сказанного?

    1. Заявленные 40 млрд. прибыли совсем не бьются с приблизительными расчетами.
    2. Выявленная разница слишком большая что бы списать на колебания чего-либо или погрешности.
    3. Соглашение между Росавтодор и ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» не доступно и нет данных о его условиях.

    Что это может быть? Вряд ли коррупция, уж больно суммы большие, и тут на ум приходит словосочетание «государственная теневая экономика», которое уже не кажется таким абсурдным как я думал ранее. Зачем? А плюсов очень много если подумать.

    Не пытаюсь быть экспертом в последней инстанции и бить себя пяткой в грудь о верности всего вышеизложенного, просто приглашаю к диалогу для того что бы попытаться выявить наиболее возможную ситуацию, и хоть немного её проанализировать.

    Платон мне друг, но истина дороже
    С латинского: Amicus Plato, sed magis arnica Veritas (амикус плато, сэд ма-гис амика вэритас).
    В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.
    Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.
    Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».
    Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».
    Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент.

    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. - М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

    Платон мне друг, но истина дороже

    Греческий философ Платон (427-347 гг. до н.э.) в сочинении "Федон" приписывает Сократу слова: "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Аристотель в сочинении "Никомахова этика", полемизирует с Платоном и имея в виду его, пишет: "Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине". Лютер (1483-1546) говорит: "Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть" ("О порабощенной воле", 1525). Выражение "Amicus Plato, sed magis amica veritas" – "Платон мне друг, но истина дороже", сформулировано Сервантесом во 2-й части, гл. 51 романа "Дон Кихот" (1615).

    Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .


    Смотреть что такое "Платон мне друг, но истина дороже" в других словарях:

      Платон мне друг, но истина дороже - крыл. сл. Греческий философ Платон (427 347 гг. до н. э.) в сочинении «Федон» приписывает Сократу слова: «Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине». Аристотель в сочинении «Никомахова этика», полемизирует с Платоном и имея в виду… … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

      - (Plato) (428/427 348/347 до н.э.) древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят многие направления классического философствования и европейский… … Новейший философский словарь

      Древнегреческий философ, классик философской традиции; мыслитель мирового масштаба, к чьей оригинальной философской концепции генетически восходят мно гие направления классического философствования и европейский стиль мышления в целом. Основные… … История Философии: Энциклопедия

      Ср. Правды не боюсь. Хлеб соль ешь, а правду режь, говорит русская пословица. И еще: Варвара мне тетка, а правда мне мать. Салтыков. Сатиры в прозе. 4. Ср. Мне истина всего дороже. Подумать не успев, скажу: ты всех милей; Подумав, я скажу все то… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

      Афоризмы можно разделить на две категории: одни попадаются нам на глаза, запоминаются и иногда используются при желании блеснуть мудростью, другие же становятся неотъемлемой частью нашей речи и переходят в категорию крылатых фраз. Об авторстве… … Сводная энциклопедия афоризмов

      В Викицитатнике есть страница по теме Латинские пословицы Во многих языках мира, в том числе в … Википедия

      НИКОМАХОВА ЭТИКА - «НИКОМАХОВА ЭТИКА» (Ἠθικὰ Νικομάχεια), сочинение Аристотеля, датируется 2 м афинским периодом (334 322 до н. э.); представляет собой запись лекционного курса, другой вариант которого (предположительно, более ранний) известен как «Евдемова… … Античная философия

      Высшая лига 1998 Сезон 12 й Место проведения Московский дворец молодёжи Название сезона Сезон проблем Количество команд 15 Количество игр 7 … Википедия

    Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений Серов Вадим Васильевич

    Платон мне друг, но истина дороже

    Платон мне друг, но истина дороже

    С латинского: Amicus Plato, sed magis amica veritas [амикус плато, сэд магис амика вэритас].

    В мировой литературе впервые встречается в романе (ч. 2, гл. 51) «Дон Кихот» (1615) испанского писателя Мигеля Сервантеса де Сааведра (1547-1616). После выхода романа в свет выражение стало всемирно известным.

    Первоисточник - слова древнегреческого философа Платона (421- 348 до н. э.). В сочинении «Федон» он вкладывает в уста Сократа такие слова: «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». То есть Платон советует ученикам выбирать истину, а не веру в авторитет учителя.

    Похожая фраза есть и у Аристотеля (IV в. до н.э.), который в своем сочинении «Никомахова этика» писал: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». У других, более поздних, античных авторов это выражение встречается в форме: «Сократ мне мил, но истина всего милее».

    Таким образом, история знаменитого выражения парадоксальна: его фактический автор - Платон - стал одновременно и его «героем», и именно в этом, отредактированном временем виде слова Платона вошли в мировую культуру. Это выражение послужило основой для формирования однотипных фраз, самая известная из которых - слова немецкого церковного реформатора Мартина Лютера (1483-1546). В своей работе «О порабощенной воле» он написал: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть».

    Смысл выражения: истина, точное знание - это высшая, абсолютная ценность, а авторитет - это не аргумент.

    Из книги Энциклопедический словарь (Е-Й) автора Брокгауз Ф. А.

    Истина Истина сама по себе – то, что есть, в формальном отношении – соответствие между нашею мыслью и действительностью. Оба эти определения представляют И. только как искомое. Ибо во 1-х спрашивается, в чем состоит и чем обусловлено соответствие между нашею мыслью и ее

    Из книги Как зовут вашего бога? Великие аферы XX века [журнальный вариант] автора

    Пролог. Друг Альберт и друг Ивар В феврале 1932 года Альберт Эйнштейн, опередив эпоху ровно на семьдесят лет, выступил с революционной речью на международной конференции в Сайта Барбаре (Калифорния) и предложил ни больше, ни меньше, как план разоружения всех государств

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИС) автора БСЭ

    Из книги Новейшая книга фактов. Том 3 [Физика, химия и техника. История и археология. Разное] автора Кондрашов Анатолий Павлович

    Получение какой электроэнергии обходится дороже – атомной или солнечной? Несмотря на бесплатность солнечного света, в настоящее время электроэнергия, получаемая непосредственно от Солнца, обходится в 5 раз дороже

    Из книги Крылатые слова автора Максимов Сергей Васильевич

    Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

    Печной горшок тебе дороже, / Ты пищу в нем себе варишь Из стихотворения «Поэт и толпа» (1829) А. С. Пушкина (1799-1837). Первая публикация его состоялась под названием «Чернь». Чернь (толпа) упрекает поэта в том, что его песня хотя и свободна как ветер, «зато как ветер и бесплодна». И

    Из книги Тайны еврейского секса автора Котлярский Марк

    Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман Из стихотворения «Герой» (1830) Л. С. Пушкина (1799-1837): Тьмы низких истин мне дороже Нас возвышающий обман... Оставь герою сердце! Что же он будет без него?

    Из книги Стервология. Уроки красоты, имиджа и уверенности в себе для стервы автора Шацкая Евгения

    Что есть истина? Из Библии. В Новом Завете (Евангелие от Иоанна, гл. 18, ст. 37) приводится диалог между Иисусом и допрашивавшим его Понтием Пилатом. Иисус сказал: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине». На что Пилат спрашивает его: «Что есть

    Из книги Русская литература сегодня. Новый путеводитель автора Чупринин Сергей Иванович

    Договор дороже денег Согласно Галахе, жениху и невесте в течение недели, предшествующей свадьбе, запрещено видеться друг с другом, а согласно принятому относительно недавно галахическому постановлению, и говорить друг с другом по телефону. Некоторые современные раввины

    Из книги Великие аферы XX века. Том 1 автора Голубицкий Сергей Михайлович

    Из книги Новейший философский словарь. Постмодернизм. автора

    ИСТИНА И ЖИЗНЬ Ежемесячный иллюстрированный христианский журнал, выпускавшийся с ноября 1990 года как «католический вестник», а с 1995 года заявивший о себе как об издании межконфессионального диалога под евангельским девизом: «Да будет все едино…». Тираж в 2000 - 2 500

    Из книги Новейший философский словарь автора Грицанов Александр Алексеевич

    Друг Альберт и друг Ивар В феврале 1932 года Альберт Эйнштейн, опередив эпоху ровно на семьдесят лет, выступил с революционной речью на международной конференции в Санта-Барбаре (Калифорния) и предложил ни больше, ни меньше, как план разоружения всех государств планеты с

    Из книги Энциклопедия шокирующих истин автора Гитин Валерий Григорьевич

    ИСТИНА - понятие, акцентированно выведенное философией постмодерна (см.) из круга основных философских вопросов. Согласно постмодернизму, единственной и предельной предметностью является наделенный множественностью смыслов текст (см.), рассматриваемый в качестве

    Из книги автора

    ИСТИНА - универсалия культуры субъект-объектного ряда (см.: Универсалии, Категории культуры), содержанием которой является оценочная характеристика знания в контексте его соотношения с предметной сферой, с одной стороны, и со сферой процессуального мышления - с другой. (1)

    Исследователи сходятся во мнении, что автором фразеологизма "Amitus Plato, sed magis amica veritas", что переводится, как "Платон мне друг, но истина дороже" является известный древнегреческий философ Сократ. Которому также приписывается такое высказывание "Следуя мне, меньше думай о Сократе, а больше об истине". Об этом изречении учёные узнали из малоизвестного широкой публике сочинения Платона (427-347 до Р.Х.), которое называется "Федон". В этой книге любопытным моментом является то, когда Федон, который являлся в то время учеником Сократа общается с Эхекратом философом-пифагорейцем. Из этой беседы мы узнаём, как провёл свои последние часы Сократ и о его общении со своими друзьями перед казнью.

    Применение выражения в литературе

    "Как-то вечером, когда у короля было дурное настроение, он лишь слегка улыбнулся, узнав, что существует вторая девушка ле Фонтан. Он помог ей с замужеством и выдал за богатого молодого судью, хотя и буржуазного происхождения. Кроме того, предоставил ему почётный титул барона. Кода же вандеец спустя год попросил устроить государя судьбу своей третьей дочери, он ответил ему язвительным тонким голосочком на латинском языке "Amicus Plato, sed magis amica Natio", что можно перевести, как "Платон - друг, но нация дороже" ("Загородный бал" Оноре де Бальзак)

    "Здесь у меня возникло одно дело, которое скорее всего отправит меня в немилость к королю, и меня это приводит в уныние, но ничего поделать нельзя. Ведь в конце концов мне придётся считаться с неудовольствием или удовольствием, сколько со своим собственным предназначением, как говорится в известном выражении "amicus Plato, sed magis amica veritas" ("Дон-Кихот" М. Сервантес)

    "Вникая во все подробности Плеханов, спрашивал и спрашивал, как-будто пытаясь проверить себя самого. Хотя по большому счёту это было похоже на экзамен старого приятеля старому же приятелю. Понимал ли вообще приятель всю высоту задачи, которую так яростно проповедует, и какой он придерживается тактики. Amicus Plato, sed magis amica veritas (Друг Платон, но истина выше дружбы), - Об этом говорил его ледяной взгляд" ("Георгий Валентинович Плеханов. Из личных воспоминаний" О. Аптекман)

    "Прошу прощения, но мне очень стыдно так говорить о человеке, который научил меня настоящей дружбе, но amicus Plato, amicus Socrates, sed magis amica veritas - ты слвоно свинка, которая бы стала доказывать человеку, что зря он кушает бананы, что жёлуди гораздо вкуснее" (Н. Чернышевский)

    Писательница Марко Вовчек выбрала эпиграфом для своей книги "Путешествие внутрь страны" выражение "Amicus Plato, sed magis amica Veritas" (Марина Вовчек - это псевдоним Марии Александровны Вилинской)

    "Совсем недавно в нашем городе случился пожар. При этом сгорело несколько хо-лостых строений во дворе мещанки Залупаевой. Спросите, кто последним прибыл на этот пожар. Мне стыдно города в котором я проживаю, но ради истины (amicus Plato, sed magis arnica Veritas) я должен всем рассказать, что самой последней к месту трагедии приехала городская пожарная команда, и причём тогда, когда пожар был потушен усилиями соседей" ("Сатиры в прозе" М. Салтыков-Щедрин)

    "Если вы считаете, что льстить живым дело неблагодарное, то как при этом называть лесть мёртвым? Тем же гражданам, которые могут посчитать, что я являюсь приятелем Грановского, и что мне неприлично высказываться о нём с большей строгостью, могу ответить старинным, но от этого не менее звучным выражением amicus Plato, sed magis arnica Veritas" (А. Герцен)

    "А что сказать о защитниках своих произведений и своих авторов, которые похоже лично оскорбились отзывами "Отечественных записок" о Марлинском? Попытайтесь объяснить им, что если бы наш журнал ошибался в мнении об этом авторе, то за ним следует оставить собственный взгляд на различных авторов...и что amicus Plato, sed magis amica Veritas" (В. Белинский)

    Очень часто, в каком-либо споре, мои оппоненты, вместо необходимой собственной аргументации приводят какие-либо цитаты. Интересно, что часто индивидуум, приводящий ту или иную цитату, даже не знает её точного происхождения. Здесь расчёт на то, что крылатые выражения всем известны и лишь в силу этого кажутся неоспоримыми. Вот, представил себе, на минуту, следующее: Цитатами заговорил бы, например, мой сосед Василий, будучи с большого «бодуна», а я вот и не знал бы, что эти выражения так известны и был бы уверен, что он и есть их автор. Я бы ответил бы ему? Конечно, ответил бы (я от природы жутко язвительный). Нет бесспорных утверждений, так же как и нет утверждений, которые нельзя осмеять.
    Ниже приводятся пять самых часто употребляемых в спорах цитат и мои комментарии к ним.


    1. «Платон мне друг, но истина дороже».
    Истина дороже, а Платон подешевле, получается? Ну, значит такой ты друг, что на всё ценники вешаешь. Явно, вы с Платоном в одном полку не служили. Платоша, ау! Не дружи с таким козлом!

    2. «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».
    Ага. И в этом прибежище он и отбивается от нападающих гнусных мерзавцев. Вот же, негодяй, какой!

    3. «Исключение только подтверждает правила».
    Правдивейшая правда! Вот исключили тебя, к примеру, из школы благородных девиц, да? А в правилах этого заведения, что было написано, а? Что трансвеститам там не место! Всё подтвердилось!

    4. «Лучшее - враг хорошего».
    Ага, а наилучшее - враг лучшего, а супернаилучшее - враг наилучшего, и т.д. Ну, и разведут же сами себе врагов! И главное, что все как бы - неплохие.

    5. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
    Какая-то кошмарная перспектива вырисовывается - каждый день ходить биться, как на работу прямо. Да при таком графике личная свобода отпадает однозначно. Тоже мне, жизнь называется, каторга какая-то … и на хрена нам это всё?

    Поскольку, в большинстве случаев, мои оппоненты сами точно не знали, кто же является автором приводимых ими цитат (путали авторство), я им немного помогу. Вот вся необходимая информация по приведённым выражениям:

    1. «Платон мне друг, но истина дороже».
    Почему-то считается, что это сказал Аристотель. Это, мягко говоря, не совсем так. Вообще-то эти слова принадлежат … Платону. В одном из его произведений, было написано «Следуя мне, меньше думайте о Сократе, а больше об истине». А Аристотель, полемизируя, также в письменном виде, высказал следующее мнение: «Пусть мне дороги друзья и истина, однако долг повелевает отдать предпочтение истине». Впоследствии это изречение перефразировал известный средневековый христианский богослов Мартин Лютер: «Платон мне друг, Сократ мне друг, но истину следует предпочесть», а уже это изречение перефразировал Мигель Сервантес, он и является его автором в современном виде. Данное высказывание имеет следующее толкования:
    - Точное, конкретное знание (т.е. - истина) является главной ценностью, а поэтому важнее, чем авторитет учителя.
    - Такой-то, такой-то мне друг, но я выскажусь против него, потому, что некая абстрактная справедливость мне дороже (в советское время, кстати, эту фразу частенько употребляли на различных партсобраниях).

    2. «Патриотизм — последнее прибежище негодяя».
    Это сказал английский деятель 18 века Сэмюэль Джонсон. В дальнейшем, фраза была вырвана из основного контекста. Сказал он это в своей речи, направленной против оппозиции. В Англии того времени, было постоянное противостояние между представителями двух партий - вигов и тори. У власти, на тот момент, были тори, а виги были в оппозиции. Джонсон поддерживал действующую власть - тори. Виги именовали себя «патриотами» и выставляли своих противников (тори) как антинациональную силу. Вообще, у Джонсона есть целое произведение, посвящённое разоблачению «ложного патриотизма» вигов, как проявления политической демагогии, в противопоставление настоящему истинному патриотизму. Например, в своём эссе на данную тему, он утверждал, что место в парламенте могут занимать только истинные патриоты (т.е. - такие как он, тори, надо полагать). Слово «патриот», он всегда писал с большой буквы. Я про него довольно много читал и, соответственно, много мог бы написать, при желании. Тот ещё типчик был, честно говоря. В России это изречение стало известно благодаря Л. Н. Толстому.
    Данное высказывание, как ни странно, имеет три различных и крайне противоречивых толкования:
    - Призыв не доверять громким словам о патриотизме и гражданском долге.
    - Не все пропало даже для самого последнего негодяя. Патриотизм, может стать для него последним убежищем. Став патриотом своей страны, он имеет последний шанс морально возродиться, как птица Феникс, и вновь стать полноправным гражданином.
    - Патриотизм (любовь к Родине) аморален и свойственен только недостойным негодяям, тогда как достойные члены человеческого общества должны любить весь мир (быть толерантны).

    3. «Исключение только подтверждает правила».
    Точное происхождение этого выражения не установлено, но, как правило, приписывается Цицерону. Считается, что данная фраза была им произнесена во время защитной речи, когда его наняли адвокатом для Луция Бальба Старшего. Луций Корнелий Бальб был олигархом и личным банкиром Юлия Цезаря. Народ Рима обвинил его в том, что он имеет двойное гражданство (ну, это как сейчас иметь в наглую два паспорта на руках, например израильский и российский, но тогда считалось, что это совсем плохо). Цицерон, будучи непревзойдённым оратором, произнёс защитную речь, и олигарх был оправдан. Вообще-то Цицерону приписывается много всяких выражений. Как закончил свой жизненный путь Цицерон? Ему отрубили голову, насадили на шест и выставили на ораторской трибуне, с которой он так любил выступать. Довыражался. В России же упомянутое изречение стало известно благодаря И. С. Тургеневу. Данное высказывание обычно имеет следующие толкования:
    - Нет правил без исключений. И если очень надо, то сделать исключение можно.
    - Происшедшее неожиданное исключение не ставит под сомнение существующие правила.

    4. «Лучшее - враг хорошего».
    Первым подобную мысль высказал Шекспир в одной из своих трагедий: «Стремясь к лучшему, мы часто портим хорошее» (есть мнение, что до него подобное выражение уже использовалось у итальянцев). Но известной эта фраза стала после того, как её стал использовать в своих произведениях Вольтер (в романе и в одной из статей). Известное нам крылатое выражение и есть перевод с французского вольтеровской версии данного афоризма.
    Данное высказывание имеет следующие толкования:
    - Одобрение действий того, кто готов отказаться от хорошего во имя лучшего, так как «нельзя останавливаться на достигнутом».
    - Предостережение. Ибо, несмотря на все усилия, «лучшего» можно так и не достичь, при этом потеряв уже достигнутое «хорошее».

    5. «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой».
    Эта фраза из трагедии И.В.Гете «Фауст».

    Фауст говорит:
    «…Я предан этой мысли! Жизни годы
    Прошли не даром, ясен предо мной
    Конечный вывод мудрости земной:
    Лишь тот достоин жизни и свободы,
    Кто каждый день за них идёт на бой!
    Всю жизнь в борьбе суровой, непрерывной
    Дитя, и муж, и старец пусть ведёт,
    Чтоб я увидел в блеске силы дивной
    Свободный край, свободный мой народ!
    Тогда сказал бы я: Мгновенье!
    Прекрасно ты, продлись, постой!
    И не смело б веков теченье
    Следа, оставленного мной!
    В предчувствии минуты дивной той
    Я высший миг теперь вкушаю свой».

    Т.е. - это его пожелания и наставления, что должны делать «дитя, и муж, и старец», по его разумению.

    Вот после этой пламенной речи, Фауст сразу и умирает.
    После чего следует последняя глава поэмы, под названием «Положение в гроб» о похоронах Фауста. Из неё мне, кстати, запомнились такие строчки:

    «Так почему же зал стоит
    Без мебели, убого?
    Всё было куплено в кредит,
    И кредиторов много».

    Но, в основе своей, это всё же произведение на религиозную тематику, поэтому и неудивительно, что, в конце-то концов, душа Фауста унеслась в рай (если дистанционироваться от высокой поэзии и просто вникнуть в смысловое значение последней главы, то становится ясно, что ангелы «развели» бесов как «лохов»), а Мефистофель сокрушается о грубом нарушении, так сказать, юридических норм, несмотря на наличие договора у него на руках.
    Кроме того, некоторые исследователи считают, что на написание «Фауста» повлияло то, что автор был масоном (Иоганн Вольфганг фон Гёте был членом масонской ложи «Амалия» и не особо-то скрывал это).

    Небольшое отступление: А ещё говорят, что читать «Фауста» надо только на языке подлинника (ну, мне так дважды умники какие-то написали). Совсем другое впечатление создаётся. Может быть, но немецким не владею. Я, вообще, не полиглот, увы. И это ещё мягко сказано. Кое-как, еле-еле, читаю на английском и испанском, также на славянских языках (в основном - на украинском и болгарском), на слух воспринимаю ещё и тюркские языки (знаю некоторые общетюркские слова и выражения), пожалуй и всё. Бегло разговариваю только на русском и русском-матерном. Ну, не судьба, стало быть, не вышло мне стать полиглотом. И, вообще, кто понимает «Фауста» на немецком, тот пусть и цитирует его на немецком … немцам. А мы тут на русском говорим.

    Данное высказывание имеет следующее толкование:
    - Как призыв к защите неких прав, свобод и личных интересов.
    - Поощрительно-шутливая вариация на тему «и вся-то наша жизнь есть борьба».

    P.S. Как-то вот так. Что скажете?