• Упражнения для работы над выразительностью чтения. Виды специальных упражнений для улучшения качества чтения у учащихся начальных классов

    Огромная роль в воспитании, образовании, развитии школьников отводится чтению. Чтение — это не только тот учебный предмет, которым надо успешно овладеть ребенку, но и предмет, благодаря которому он будет осваивать другие дисциплины. Поэтому одной из актуальных тем начальной школы является формирование навыка правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения.

    Как показывает опыт, быстро обычно читают те ученики, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность. Вслух долго читать невозможно, т.к. громкое чтение как средство извлечения информации нереально. При чтении «про себя» скорость чтения намного возрастает. При этом ученые и практики сходятся во мнении, что большинству учащихся вполне доступна скорость чтения 120 слов в минуту. Тогда возникает вопрос: как выйти на этот уровень? Как же научить ребенка осознанно и правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определить уровень понимания прочитанного? Как привести учеников к пониманию смысла текста, к пониманию и запоминанию условия арифметической задачи, грамматического правила и задания при однократном чтении, научить вычленять главное в научно-познавательной статье, учебном тексте? Как сделать уроки чтения и сам процесс чтения радостью для ученика? Наверное, каждый учитель задумывается над этими вопросами и каждый старается по-своему решить их.

    Работая с детьми, я заметила, что ученики всегда читают лучше, с интересом, когда изучают букварь. Проверка техники чтения в конце первого полугодия всегда показывает, что почти все ученики читают положенную норму (15-25 слов в минуту). Интерес к чтению теряется, дети начинают плохо читать со второго полугодия 1 класса. И чтобы не допустить этого, со второго полугодия на первый план необходимо ставить техническую сторону чтения.

    Интерес к чтению возникает в том случае, если читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения. Одним из вариантов повышения качества чтения в начальных классах является целенаправленное управление обучением чтению. В процессе работы я стараюсь формировать навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом с помощью специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: осмысление, технику, выразительность.

    В работе по совершенствованию навыков чтения используются следующие упражнения:

    • Упражнения, направленные на развитие четкости произношения.
    • Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения.
    • Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения.
    • Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст.

    Упражнения, способствующие четкости произношения

    Известно, что начинающий читать вслух недостаточно открывает рот и артикулирует звуки, поэтому, чтобы избежать монотонности, нечеткости произношения, такие упражнения необходимо давать всякий раз перед чтением. Дома тренироваться перед зеркалом.

    Задуйте свечу

    Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу. Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

    Обрызгайте белье водой (в один прием, три, пять)

    Глубокий вдох и имитация разбрызгивания воды на белье.

    Выдох со счетом

    Сделайте глубокий вдох, на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух. Использование скороговорки (хором):

    Как на горке, на пригорке

    Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)

    Раз Егорка, два Егорка...

    (и т. д. до полного выдоха).

    Необходимо отметить, что уже после нескольких занятий воздуха хватает на большее количество Егорок.

    Речевая разминка

    Скороговорки, чистоговорки, упражнения в четком произношении абзаца, строфы.

    Чтение сочетаний гласных и согласных

    Работа с таблицей согласных.

    Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:

    Чтение блоков

    Чтение слогов, трехбуквенных сочетаний и слов по таблицам.

    Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения

    Чтение слов с общим корнем

    Чтение слов с разным корнем, но с одинаковыми окончаниями.

    Чтение вслух непонятных слов из текста

    Установочное чтение

    Для выработки правильности чтения используется прием взаимопроверки: ученик читает текст из 1-2 абзацев своему соседу, тот следит за правильностью и отмечает ошибки. Затем роли меняются — другой читает следующие два абзаца. Все учащиеся заняты чтением, а учитель фиксирует в своем списке степень правильности чтения каждого ученика раз в неделю. Таким образом, у учителя имеется картина чтения, у детей воспитывается внимание к тексту.

    Упражнения, развивающие оперативную память и поле чтения

    В каждом наборе имеется 6 предложений, но не менее эффективно использовать наборы по 5 предложений, так как дети в 1-2 классе еще быстро утомляются и для них это большая по объему работа. Особенность предложений из наборов такова: если первое предложение содержит всего два слова «Тает снег» — 8 букв. Наращивание длины предложений происходит постепенно, по одной-две буквы. Время работы со всеми наборами составляет примерно два месяца.

    На доске пишут один набор предложений, но можно и заготовить написанные предложения на листах бумаги, тогда не нужно затрачивать много времени на письмо на доске. Закрывают листом бумаги. Потом лист сдвигают вниз так, чтобы было видно одно предложение, и ребята в течение определенного времени (оно указано в таблице) читают про себя, стараясь запомнить это предложение. По истечении времени учитель закрывает предложение или стирает и предлагает записать его в тетрадях. Затем следует экспозиция, чтение и запоминание второго предложения. После того, как предложение закрыто, его также записывают в тетрадь.

    Целесообразно записывать предложения на уроке чтения, так как на этом уроке дети много работают устно, а вот запись предложений послужит для смены вида деятельности. Эта работа занимает от 5 до 9 минут. Записи лучше выполнять в отдельной тетради, чтобы такая работа не повлияла на оценку в классной работе.

    Непременное условие выполнения зрительных диктантов состоит в том, что их необходимо проводить ежедневно, только тогда они принесут ожидаемый результат.

    Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают. За два месяца оперативная память развивается на столько, что ребенок может запомнить предложение, состоящее из 36 букв, то есть шести - восьми слов. Теперь он легко улавливает смысл предложения, читать ему становится интересно, а поэтому и процесс обучения чтению идет гораздо быстрее.

    Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и «про себя», умение угадывать последующий текст

    Упражнение «Губы»

    К плотно сжатым губам по команде читать «про себя» дети прикладывают палец левой руки, чем подкреплялась психологическая установка на беззвучное чтение. По мере привыкания детей к чтению без внешних признаков проговаривания команда «Губы» подавалась все реже, и, наконец, совсем отменялась.

    Упражнение «Угадай»

    Упражнение «Угадай» усваивается в двух вариантах:

    • Учитель раздает карточки с предложениями, в которых нет окончаний отдельных слов. Читая эти предложения вслух, он побуждает детей читать их «про себя», устно восполняя отсутствующие окончания. Затем эти предложения прочитывают дети самостоятельно.
    • Предлагаются на карточках тексты с пронумерованными предложениями, отдельные слова в которых лишены окончаний. Пропущенные буквы помещены на обороте карточек. Дети прочитывают про себя текст, стараясь понять его содержание. В случае затруднений разрешалось пользоваться ключом. Проверка антиципации проводилась после чтения.

    Упражнение «Финиш»

    Учитель называет по учебнику слово (или группу слов) до которого дети должны как можно быстрее «про себя» дочитать текст. Дочитав до заданного слова, дети поднимают руку. Учитель проверяет выборочно правильность (дети показывали ему заданное слово). Чтобы предупредить скольжение по тексту и стимулировать внимание, нужно обязательно задать вопросы по содержанию прочитанной части текста.

    Упражнение «Фотоглаз»

    На прозрачной пленке написаны (сфотографированы) столбцы четырех-, пяти-, шестибуквенных слов, которые показывались по одному; время предъявления каждого слова фиксировалось: 1,0; 0,75; 0,5; 0,25 секунды. Дети считывают слова с экрана молча. Для контроля после каждого десятка слов учитель спрашивает, было ли предъявлено такое-то слово. При этом названное слово в данном десятке могло и отсутствовать. В упражнение «Фотоглаз» позже включается наряду со словами, состоящими из шести букв, словосочетание из двух-трех слов, состоящее из семи-девяти букв, считая также пробел между словами.

    Упражнение «Буксир»

    Учитель громко читает текст, варьируя скорость чтения в соответствии с заранее намеченным планом в пределах скорости чтения учеников. Дети читают этот текст «про себя» стараясь поспевать за учителем. Таким образом, они приучаются изменять скорость и ритм чтения в целесообразной связи с содержанием и структурой самого текста.

    Проверка внимания и соблюдения режима скорости чтения детьми осуществляется путем внезапной остановки учителя на каком-либо слове и повторении его. Дети должны также остановиться на этом слове и указать последнее слово, а учитель, пройдя между рядами, делает выборочную проверку.

    Упражнение «Молния»

    Упражнение «Молния» заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости чтения молча с чтением вслух. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде «Молния!» и продолжается от 20 секунд (вначале) до двух минут (после освоения упражнения). Тренировки проводятся по несколько раз на каждом уроке чтения.

    «Чтение с остановками»

    Дети читаю до заданного слова (фразы, абзаца) и делают остановку. Далее размышляют, как будут происходить действия, предугадывают сюжет произведения. .

    Дидактические тренажеры и дидактические тренировочные средства для чтения

    Опыт свидетельствует о том, что применение дидактических тренажеров и дидактических тренировочных средств вносит в учебный процесс элементы новизны и занимательности, вызывает у школьников, особенно младших, большой интерес, стимулирует их внимание. Работа с тренажерами приобретает эмоциональную окраску. Все это значительно повышает коэффициент полезного действия труда учителя.

    С помощью дидактических тренажеров очень быстро воссоздаются условия конкретной дидактической задачи, которую должны решить уча-щиеся. За счет экономии времени на воспроизведение условий задачи (а именно это подчас требует больших затрат времени, особенно в начальной школе) удается значительно увеличить количество таких задач-операций и обеспечить интенсивную тре-нировку учащихся в отрабатываемой деятельности и в выполне-нии необходимых действий, операций и т.п.

    Дидактический тренажер «Решетка»

    Тренажер «Решетка» представляет собой комплект четырехугольников, вырезанных из плотной бумаги размером 16х10 см. В каждом четырехугольнике вырезаны окошки размером 6х1 см. Решетки различаются шириной перегородки. В решетке №4 все перегородки между окошками равняются 4 мм. В решетке №5 — ширина перегородки 5 мм, в №6 — 6 мм.

    Тренировка чтения текстов начинается с решетки №4. Она накладывается на читаемую часть страницы и постепенно сдвигается вниз. При наложении решетки на текст перпендикулярные перегородки перекрывают некоторые участки текста (буквы, буквосочетания, слова).

    Обучаемые, воспринимая видимые в окошках элементы текстов, должны мысленно восполнить перекрытые перепонками участки строки, восстанавливая смысл. Если логические связи содержания в отдельных местах теряются, можно разрешить сдвигать решетку на 2-3 мм влево или вправо, чтобы увеличить поле видимого участка текста. Для облегчения восстановления перекрытых участков текста можно переходить к чтению вполголоса.

    Тренировка чтения с решеткой продолжается не более 5 минут непрерывно и сменяется чтением без решетки в течение 2-3 минут. Общее время тренировки не более 10-15 минут. Решетку №4 надо сменить на №5, когда появится ощущение легкого чтения.

    Таким образом, если систематически проводить упражнения для совершенствования техники чтения на первой половине уроков, начиная с первого класса, можно научить учеников читать, воспитывая у них любовь к чтению.

    Литература:

    1. Баранова Е.Е., Разумовская О.К. Как научить Вашего ребенка читать. — М., 2003.
    2. Волокшина М.И. Белгородские учителя осваивают современные технологии обучения // Начальная школа. — 1998. - №1.
    3. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. — М., 1991.
    4. Колганова Н.Е. Обучение полноценному чтению детской литературы // Начальная школа. — 2005. — №6.
    5. Локакова Н.И. Как преодолеть медленное чтение у школьников // Начальная школа. — 1998. — №18.
    6. Оморокова М.И., Рапопорт И.А., Постоловский И.З. Преодоление трудностей. — М., 1990.

    Упражнения для освоения техники скорочтения будут максимально полезны тому, кто недоволен своей скоростью понимания и запоминания информации при прочтении текстов различного типа и уровня сложности.

    С какого возраста можно упражняться в скорочтении?

    Для взрослого человека крайне важно не просто уметь продемонстрировать способность как можно быстрее прочитать кусок текста «на секундомер», а реально необходима возможность экономить время благодаря скоростному чтению. Поэтому при прочтении текста на ту или иную тему взрослый просто обязан уметь «пропускать мимо» ненужные, неинформативные части текста, при этом вылавливая взглядом ключевые слова, отражающие главную мысль автора.

    Наиболее распространенная рекомендация в отношении детей: не стоит обучать ребенка скорочтению до 14 лет. Мы согласны, что поверхностное чтение «по диагонали» — не самый лучший вариант для школьников, которым прежде всего нужно качественно усвоить учебную программу и научиться наслаждаться произведениями художественной литературы.

    Безусловно, каждый ребенок и его способности уникальны, поэтому разумно будет ориентироваться на ключевые моменты готовности детей к освоению техники скорочтения. Так, если ваш ребенок уже умеет читать вслух, легко прочитывает страницу за пару минут и понимает смысл прочитанного (может пересказать суть своими словами), можно ставить задачу повышения скорости чтения с помощью набора упражнений для скорочтения.

    5 ключевых навыков для высокой скорости чтения

    Обучаясь скорочтению, важно постоянно тренировать следующие умения:

    • концентрация внимания;
    • подавление артикуляции (привычки проговаривать текст);
    • улучшенный зрительный навык — широкое поле периферического зрения;
    • умение быстро выделять в тексте ценную, полезную информацию и не растрачивать внимание на «воду»;
    • хорошая память — усвоение ценной информации из прочитанного материала;
    • повышение скорости мышления.

    Секрет освоения техники скорочтения — регулярные упражнения в развитии памяти, внимания и овладении другими навыками быстрого чтения.

    Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

    Наибольшую пользу несут те упражнения, которые устраняют причину низкой скорости восприятия и обработки визуальной информации.

    Основным ошибками, создающими барьер в скорости чтения и у детей, и у взрослых, считают непроизвольные возвратные движения глаз (регрессию) и ненужную артикуляцию, которой обучились мы как раз в детстве.

    Главные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

    • проблемы с концентрацией внимания;
    • небольшой угол (поле) зрительного охвата текстовой информации.

    Так, упражнения для скорочтения в 1 классе должны быть направлены в первую очередь на развитие способности концентрировать внимание и на расширение поля охвата информации. «Малое поле зрения» является, пожалуй, важнейшей причиной, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, затем по целым словам, фразами и предложениями с выражением, подтверждающим понимание читающим смысла написанного.

    Умением воспринимать длинные фразы и целые предложение «одним взглядом» может похвастаться и далеко не каждый взрослый. На этом развитие зрительных навыков чтения у большинства людей и останавливается.

    Расширяем поле зрения

    «Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

    Регулярные тренировки с помощью таблиц Шульте позволят Вашему ребенку не только интересно провести время, но и поспособствуют повышению концентрации внимания, расширению периферического зрения и развитию памяти.

    «Расфокусированный взгляд» . Основная задача тренировки — использование рассредоточенного взгляда для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять в различных вариантах, например, для поиска с помощью рассеянного зрения одинаковых элементов или для запоминания большего количества элементов, которые удалось охватить не перемещая взгляд с центрального объекта внимания.

    Улучшаем концентрацию внимания

    «Активизация обоих полушарий» . Возьмите текст знакомой для вас тематики и читайте по абзацу попеременно то правым, то левым глазом. Благодаря такому нехитрому приему вы по очереди активизируете оба полушария мозга.

    «Выделение главного» . Многие выдающие личности пользовались этим приемом. Просто взять маркер или карандаш и выделить 2-3 самые важные мысли со страницы. Еще лучше это упражнение усовершенствовать и не просто выделить главное, а знаками проставить свои критические замечания: очень важная информация — «!» или «NB», согласны — ставим «+», не согласны — «-» и т.п.

    «Называем цвет» . Называйте вслух при чтении следующего цветного текста цвета слов. Именно цвета, а не то, что написано.

    Красный . Зеленый. Синий. Желтый. Фиолетовый. Оранжевый. Коричневый. Синий .

    Красный . Синий. Зеленый. Фиолетовый. Желтый. Коричневый. Синий. Зеленый. Синий.

    Не спешите сделать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

    «Найди слово» . Варианты выполнения упражнения:

    • Искать на странице все слова, начинающиеся на определенную букву.
    • Искать на странице все случаи упоминания определенного слова или фразы.

    Отгадывание загадок - простой и очень эффективный способ тренировки навыков концентрации внимания в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки обманки или вопросы на логику с подвохом .

    Избавляемся от регрессии

    «Режем пол строки» . Читая текст, закрывайте листом бумаги половину строчки (верхнюю часть). Таким образом, вы заставите мозг догадываться о написанном и в то же время в такой ситуации закономерно захочется увидеть следущую строку еще до того, как Вы «срежете» ее часть. Это упражнение приучит вас при чтении забегать вперед и одновременно не возвращаться к прочитанному.

    «Указка» . Чтобы отучиться от привычки возвращать взгляд назад к уже прочитанному, пусть ваш взгляд постоянно следует за ручкой, карандашом или пальцем, который будет все время вести вас вперед.

    «Чтение на скорость» . Вспомним тест на скорость чтения в начальной школе. Берем таймер и замеряем свой нынешний результат по прочтению одной страницы, главы или статьи.

    Подавляем артикуляцию

    «Альтернативный текст» . Параллельно с чтением проговариваем что-либо, не имеющее отношения к предмету внимания. Например, напеваем мотив песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорки, или ведем счет по порядку независимо от количества прочитанных слов или строк. Главное при этом не терять концентрацию.

    «С закрытым ртом!» Если во время чтения у вас еще и шевелятся губы или двигается язык, нужно их чем-то занять. Эта ошибка нередко присутствует у детей после постоянного чтения вслух в младших классах. Попробуйте параллельно грызть карандаш или сухари или жевать жевательную резинку.

    «Барабанная дробь» . Выстукиваем пальцами по столу какой-нибудь ритм, чем сложнее он будет, тем лучше. Если заняты пальцы рук, автоматически будет хотя бы частично блокироваться речевой центр мозга.

    «Чтение под отвлекающую музыку» . Отличный способ для подавления желания проговаривать читаемый текст — прослушивание музыки, не имеющей постоянного ритма. Лучше всего для этой цели подойдет джаз.

    Развиваем память

    «Нестандартное чтение» . Чтение текста, повернутого от вас на 90 градусов, на 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переворачиваем страницу вверх ногами и ставим задачу прочтения текста задом наперед (т.е. справа налево). Такая тренировка особенно полезна для детей с целью сформировать в памяти эталоны целостных букв независимо от того, как они расположены.

    «Восстанови пропущенные буквы». Отличное упражнение на развитие словесно-логической памяти. Во время прочтения текста с пропущенными буквами остановки для «отгадывания» очередного слова вынуждают держать в памяти слова и смысл прочитанного ранее. Хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения таких помех быстрого чтения, как возвратные движения глаз и артикуляция.

    Развитие скорости мышления

    Одна из основных причин, по которой возможно существенно развить скорость чтение у любого человека — избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно, размещаемых в интернете), начиная от предназначенных для привлечения внимания заголовков и вводных конструкций, до отдельных слов со слабой или вовсе отсутствующей смысловой нагрузкой.

    Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, вырабатывает навык «включения слепоты» в отношении избыточной информации и «мгновенного» восприятия важных мыслей. Достигается это, в первую очередь, благодаря регулярным упражнениям в скорости восприятии условий задачи и понимания сути задаваемого вопроса. Осознанный анализ структуры задач развивает навык дробления заданий на условия и группы условий, выделение одного или нескольких вопросов, осознание оптимального порядка решения подзадач, поиск вариантов решения.

    Выполнение заданий от LogicLike поможет в любом возрасте:

    • улучшить концентрацию внимания;
    • развить скорость мышления;
    • повысить способность мыслить логически правильно;
    • и в результате существенно повысить скорость чтения и запоминания важной информации.

    20-30 минут занятий на ЛогикЛайк каждый день - проверенный способ развить логику и скорость мышления, внимание и память.

    Упражнения для улучшения техники чтения

    Упражнения для развития техники чтения.

      Чередование чтения вслух и чтения про себя .

      Чтение жужжащее. Чтение хором .

      Чтение в темпе скороговорки . Дети отрабатывают четкое и правильное, а главное – быстрое чтение текста. Окончания слов не должны “проглатываться” ребенком, а должны четко проговариваться. Упражнение длится не более 30 секунд.

      Чтение «цепочкой» (по одному слову, предложению, абзацу)

      Динамическое чтение . На доске или карточке записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах. Также можно использовать упражнение «Словесная лесенка»

      Бинарное чтение . Один текст читают два ученика одновременно

      «Буксир»:

    а) учитель читает вслух, изменяя ско­рость чтения. Ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;

    б) учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показы­вают слово, где остановился учитель.

      «Ловушка». Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами. Ученики ищут эту замену.Похожее упражнение - “Мнимое слово”:

    Взрослый в ходе чтения произносит неправильно слово, ребенок прерывает чтение и прочитывают слово с исправлением. Этот вид чтения привлекателен тем, что они имеют возможность поправить взрослого, что поднимает его собственный авторитет и придает уверенность в своих силах.

      «Прыжки». Чтение через слово, через два слова, через три слова.

      «Голова и хвост». Учитель или уче­ник начинает читать предложение, дети
      быстро его находят и дочитывают все вместе.

      «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и
      последнего слова на строчке, первого и по­следнего слова в предложении.

      «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается
      на букву а; состоит из двух слогов; с ударе­нием в конце слова и др.). Похожее упражнение - поиск в тексте заданных слов: Задаются 1-3 слова, которые ребенок должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Желательно, чтобы слова встречались в тексте несколько раз. Отыскав их, ребенок может подчеркнуть их или обвести в кружок.

    Это упражнение формирует способность схватывать целостные образы слов и опираться на них в задаче поиска. А так же развивает словесную память. Особую пользу это упражнение приобретает, если ребенку последовательно предлагать различные слова в одном и том же тексте и при этом просить его проделывать это в максимально быстром темпе.

    13. «Кто быстрее?» На доске написано предложение, на столе разложены несколько карточек с текстами. По сигналу ученики ищут в текстах данное предложение.

    14. «Фотоаппарат» На доске столбик слов, которые уче­ники читают определенное время. Слова закрываются, дети по памяти восстанавливают слова. Другая разновидность этого упражнения: На доске записано несколько слов. За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?»

    14. «Сканирование». За 20-30 секунд ученики «пробегают» глазами текст в поис­ках важной информации.

    15. Многократное чтение. Школьнику предлагается начать чтение и продолжать его в течение одной минуты. После этого ученик отмечает, до какого места он дочитал. Затем следует повторное чтение этого же отрывка текста. После этого ученик снова замечает, до какого слова он дочитал, и сравнивает с результатами первого прочтения. Естественно, что во второй раз он прочитал на несколько слов больше /кто-то на 2 слова, кто-то на 5, а кто-то на 15/. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у ребенка, ему хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует этого делать!

    16. Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста

    Школьник читает отрывок текста, затем ребенку объясняем так: “Теперь, снова читай текст, но чуть-чуть медленнее, зато красиво, выразительно”. Ваш ученик прочитывает отрывок до конца, но взрослый не останавливает его. Ребенок переходит на незнакомую часть текста. И вот здесь происходит маленькое чудо. Оно состоит в том, что ребенок, несколько раз прочитавший один и тот же отрывок текста выработавший уже здесь повышенный темп чтения, при переходе на незнакомую часть текста продолжает читать ее в том же повышенном темпе. Его возможностей надолго не хватает, но если ежедневно проводить такие упражнения длительность чтения в повышенном темпе будет увеличиваться. Через две-три недели чтение ребенка заметно улучшится.

    17. “Бросок – засечка”. Ребенок кладет руки на колени и начинает читать текст вслух по команде “Бросок”. Когда раздается команда “Засечка” читатель отрывает голову от книги, закрывает глаза и несколько секунд отдыхает, руки при этом остаются на коленях. По команде “Бросок” ребенок должен отыскать глазами то место в книге, на котором он остановился и продолжить чтение вслух. Это упражнение может длиться около 5 минут.

    18. “Молния”. Чередование чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной ребенку скорости. Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по команде учителя “Молния!” и продолжается от 20 секунд вначале до 2 минут после освоения.

    20. Чтение перевернутого текста. Страница обычного текста переворачивается вверх ногами, т.е. на 180 градусов. Задача ребенка прочитать текст. Говорится, что ребенок совершает путешествие по перевернутому миру и ему крайне необходимо быстро научится в нем читать.

    21. Восполнение пропусков букв в словах. Предъявляется напечатанный текст с пропущенными буквами (количество пропусков зависит от уровня подготовки ребенка). Пропуски отмечаются пробелами или точками.

    Восполнение пропусков способствует быстрому чтению и внутреннему анализу целого слова, учитывая и соотнося его первые и последние буквы в едином зрительном образе. Упражнение формирует умение учитывать контекст каждого слова, обращать внимание на соседние слова, забегая глазами вперед, что типично для хорошо сформированного навыка чтения.

    Это упражнение способствует так же развитию словесно-логической памяти, благодаря остановкам из-за пропуска букв возникает необходимость удерживать в памяти прочитанное ранее.

    23. «Дом, который построил Джек»

    Дети прочитывают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

    В некотором царстве...
    В некотором царстве, в некотором государстве...
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
    В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

    Упражнения для формирования навы­ков выразительного чтения.

      Артикуляция: гласные исогласные звуки, слоги различных видов.

    БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС

    КВМСПЛБШГРДБЛСТ

    ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

    ВМРГКТБДЗЩЗБЧВН

    ФЩМЖДШХЧМКПБРВС

    ПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

    ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
    ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
    ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

    Читаем гласные с ударением на одном из них:

    ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ

    Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

    ЖЗИ ТНО КТРИ

    ДРУ ЗБИ СТРУ

      Чтение скороговорок. Можно разнообразить это упражнение (дети читают скороговорку в соответствии с заданием)

    немое кино (беззвучно)

      Чтение труднопроизносимых слов (демократия, экскаватор, эскалатор).

    Чтение скороговорок.

      «На одном дыхании». Сделать глубо­кий вдох, прочитать предложение от начала
      до конца.

      Чтение одного предложения с разной интонацией.

      «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с
      той же интонацией.

      «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая темп исилу голоса.

      Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.

      Чтение под музыку. Сначала учитель сам подбирает соответствующую мелодию к тексту. В дальнейшем предлагает ученикам 3 – 4 фрагмента мелодий. Дети должны выбрать ту, которая больше под­ходит к тексту, и прочитать текст под му­зыку.

      Чтение-пение. Выбирается мотив знакомой песни ипропевается текст сти­хотворения или небольшого рассказа.

      «Замена». Чтение с изменением го­лоса героя (например, слова кошки голосом
      мышки).

      Чтение по ролям.

      Инсценирование.

      Дикторское чтение. Текст делится на части, каждый «диктор» готовится заранее, чтобы показать образец чтения. Учитель за­нимается с каждым «диктором».

      Чтение с настроением Один ученик читает текст, другие должны угадать его
      настроение.

      В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

    После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

    «Словарь настроений и состояний»

    Беспокойное, боевое

    Приветливое, радостное

    Бодрое, боязливое

    Прихотливое, робкое

    Бурное. веселое

    Светлое, сердитое

    Возбужденное

    Серьезное

    Возмущенное

    Скорбное

    Волшебное

    Героическое

    Сонное, солнечное

    Добродушное

    Сочувствующие

    Спокойное

    Загадочное

    Таинственное

    Ликующее

    Тоскливое

    Печальное

    Шутливое

    Насмешливое

    Хвастливое

    Упражнения для понимания смысла текста

      Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

      Озаглавливание текста.

      Деление текста на части, составление плана.

      Определение темы текста, главной мысли.

      Определение типа текста.

      Подбор иллюстрации к тексту.

      По иллюстрации определить содержа­ние текста.

      Составление диафильма. Текст делит­ся на части и распределяется между детьми. Ученик читает свой отрывок, выполняет к нему рисунок и делает короткую подпись. Все рисунки скрепляются друг с другом и используются для краткого пересказа.

      Выборочное чтение. Найти в тексте описание героя, природы и др.

      «Пропущенное слово». Учитель чи­тает текст и пропускает одно слово. Дети должны вставить слово, подходящее по смыслу.

      Восстановление логической после­довательности текста. Статьи из журналов,
      газет разрезаются на части, перемешивают­ся и даются ученику в конверте.

      Восстановление текста Небольшой текст пишется крупными буквами на листочке, разрезается на мелкие кусочки. Группа из 2-3 человек восстанавливает текст. Задание можно усложнить, если в конверт положить кусочки из других текстов или смешать несколько статей.

      Распространение предложений.

      Различные фантазии при работе с текстом.

    а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.). Ученики фантазируют, как изменится содержание;

    б) придумать продолжение рассказа;

    в) всем ученикам раздаются листы, на которых написаны 2-3 фразы (одни и те
    же) Это начало рассказа. Дальше каждый продолжает по-своему. Затем рассказы за­читываются и определяются лучшие.

    15.Составление кроссвордов по тексту.

    16. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

    17. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.

    18.Подбор загадок к словам из текста.

    19. Подбор пословиц и поговорок, рас­крывающих тему текста.

    20. Составление ребусов к словам из текста.

    21. Выражение мысли другими словами.
    Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

    Нынешняя зима будет очень холодной.

    Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

    22. Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

    озеро медведь карандаш

    Например:

    Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

    Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

    Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

    «Зачеркни букву»

    Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

    Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

    «Читай цепочки»

    «Помоги гласным и согласным подружиться»

    Убери одну букву и получи новое слово

    полк краска склон экран беда тепло

    добавь одну букву и получи новое слово.

    Выполни математическое действие и прочитай слово

    ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
    ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

    СОМ+БАЛ-ОМ+КО-С+Н= БАЛКОН

    Переставь буквы

    В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

    (В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

    целостные образы из разрозненных предметов.

    Найди слово в слове

    гроза газета кустарник
    шутка поднос шоколадка
    часовщик щепка ярмарка

    Закончи предложение

    По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

    Найди название животных среди строк

    Насос сосет речную воду,
    И шланг протянут к огороду.
    Среди кустов царит покой,
    Здесь хорошо бродить одной.

    Чтение слов и предложений, записанных наоборот

    АНИШАМ (машина) АКЛОП (полка) АЛОКШ (школа)

    ЬТАТИЧ ЬТЕМУ ОШОРОХ КАК

    Сколько спряталось слов?

    ВОЛЧИШКОТКРЫТОЛЩЕНОКНОЧЬ

    Найди слова, в которых спрятался слог –КРА:

    краска крот

    икра кран

    красота крапива

    красный кроткий

    украл краб

    Прочитай зашифрованные слова, найди лишнее (на основе этого упражнения можно зашифровывать главных героев читаемых произведений, а также можно зашифровывать словарные слова на уроках русского языка)

    ИТК КИТ
    КУАЛА АКУЛА
    ЛЕДФИНЬ ДЕЛЬФИН
    ЯЛИЛИ ЛИЛИЯ

    Чтение текстов с деформированными словами

    Береги здоровье.

    Чистота – ЛОАЗГ РОДОЗЯВЬ. Борись с грязью и пылью. Чаще чисти ЁОВС ТЬЕАЛП и обувь. Обязательно ВЕТРИПРОВАЙ НАКОМТУ. Помни: солнце, воздух и вода – твои ИЕШЧУЛ ЗЬЯРУД.

    Зашифрованное слово

    Из каждого слова взять только первые слоги (второй слог, последний слог)

    КОЛОС, РОТА, ВАЗА (КО-РО-ВА)

    ЗМЕЯ, РАМА (Я-МА)

    СОЛОМКА, ПОРА, МЕЛЬ (КА-РА-МЕЛЬ)

    Усложнённое задание (без указания слогов)

    САПОГИ, ПАРАШЮТ, ФАНТАЗИЯ (СА-РА-ФАН)

    Прочитай слово, используя только буквы русского алфавита

    Упражнения для развития навыков чтения для учащихся младшего школьного возраста

    Основная цель данных упражнений - совершенствование навыка чтения, т. к. слабая техника чтения неизменно сказыва ется на понимании прочитанного. У начинающего читателя понимание прочитанного слова часто идёт не вместе с чтением, а после него, когда он проследит весь буквенный ряд.

    Постепенно глаз получает возможность за бегать вперёд и понимание осуществляется вместе с чтением. Перечислим наиболее значимые упражнения этого набора:

    1. Читай по кругу целыми словами столбики и строчки слов, повторяя после каждого все предыду щие слова максимально быстро. НАПРИМЕР: ДОМ, ДОМ - ЗУБ, ДОМ - ЗУБ - НОС, ДОМ - ЗУБ - НОС - ЛЕС, ДОМ - ЗУБ - НОС -ЛЕС - СЫР,...

    2. Читай как одно слово служебные слова с тем словом, к ко торому они относятся. Например: в лесу, по реке; и сказала.

    3. Читай скороговорку многократно от начала до конца « по кругу» постепенно увеличивая скорость чтения, показывая паль цем читаемое слово. Устройте соревнование с помощью секун домера.

    4. Выбери 2-3 предложения, прочитай первое слово, а затем, быстро повторив первое слово ещё раз, прочитай второе; повто рив первые два, читай третье и так до конца. НАПРИМЕР: «СЕ ЛИ». «СЕЛИ ГУСИ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ». «СЕЛИ ГУСИ НА ВОЛНУ ВЕЧЕРОМ» Старайся каждый раз читать предыду щие слова всё быстрее, дойдя до конца предложения, ещё раз прочитай его.

    5. Выполни упражнения на расстановку логического ударения (выделяя голосом наиболее важные по смыслу слова. Прочитай, расставляя логические ударения в вопросе и ответе:

    Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

    Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

    Это кошка Маруська? Это кошка Маруська.

    6. Выполни упражнения регулирующие темпы чтения.

    Темпы чтения: МЕДЛЕННО, но целыми словами, плавно. СРЕДНЕ - норма чтения со всеми правилами вырази тельности. БЫСТРО - скороговорка.

    7. Чтение отрывков в разных темпах.

    а) Чтение, с изменением силы звучания голоса: ТИХО -ОБЫЧНО - ГРОМКО; ГРОМКО - ТИХО - ОБЫЧНО;

    8. Читай только вперёд, не повторяя прочитанное. Читая предложение, старайся вспомнить подобные картины и поста райся передать своё отношение к прочитанному.

    9.Выбери 2-3 предложения и читай их по очереди со взрос лым, записывая время:

    Взрослый: 23 сек, 21 сек, 19 сек, 17 сек.

    Ребёнок: 1 мин.16 сек, 1 мин, 50 сек, 46 сек

    Далее предлагаются конкретные задания по типу которых каждый педагог может составить подобные . Назначением этих упражнений является совершенствование технической успешности чтения младшего школьника без насилия, на основе развития интереса к данному виду деятельности.

    1. . Найди в каждом столбике слова, которые отличаются одной буквой. Соедини их стрелкой.

    ОСЫ мак

    Кот усы

    Рот кит

    рак рог

    2.Скажи, чем похожи и чем отличаются.

    ДЕРЕВО и КУСТ, РУЧКА и КАРАНДАШ, ПОРТФЕЛЬ и СУМКА

    3.К аждый последующий слог произноси всё громче, затем всё тише:

    Ра-ру-ры-ри-рэ-ре. за-зу-зы-зи-за-зя

    4.Исправь ошибки.

    Бьётся как рыба о мёд.

    Лентяй да шалопай - два родных врата.

    5.Прочитай предложения с интонацией вопроса и ответа.

    Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг. Осенью грачи улетают на юг.

    6.Прочитай и напиши названия птиц. Для этого

    надо переставить слоги.

    НИЦАСИ РОКАСО ВЕЙЛОСО ЛИНФИ

    Читай слова в столбиках и строчках « по кругу»

    Кит

    и у кита

    хомяки

    кот

    у кота

    тюлени

    заяц

    бобр

    растут у бобра

    мотыльки сверчки

    морж

    у моржа

    тигры

    крот

    отпустил

    львы

    лиса

    и у лисы

    мыши

    Все слова первого столбика измени по образцу лиса - лисы.

    Все слова третьего столбика измени по образцу; лисы – лиса

    7.Прочитай скороговорку, причитывай по одном слову.

    У осы не усы, не усищи, а усики.

    8.Читай, причитывая по одному слову. А где ты сделаешь паузу и возьмёшь дыхание?

    Медведь не по одной ягодке срывает, а вес куст целиком обсасывает.

    9.Прочитай предложение с интонацией: удивле ния, осуждения, возмущения.

    Ну и жадный же ты, мишка!

    10.Читай: сначала тихо, а закончи чтение очень громко; сначала очень громко, а закончи очень тихо.

    Смотри, объешься - живот заболит.

    11. Какие они по-твоему? Соедини слова стрелками.

    Волк осторожная, хитрая.

    Лиса злой, жадный.

    Заяц запасливая, пугливая.

    12. Расставь правильно перепутанные слоги:

    дыш-когнёз

    точ-ки-лис

    гол-и-ки

    13. Найди и напиши по пять слов, которые спрятались в этих слогах:

    Ли-са-ды-ра-ки-ты

    ла-па-ра-но-ша-лун

    14.Найди в каждой строчке имя и напиши рядом.

    ФЫВАИВАНГОР _________

    САШАИТЮБЬЛТ _____________

    ОНМАКНГТАНЯ _________________

    15.Прочитай предложения. Следи за вдохом и выдо хом.

    Была гроза (вдох) и гром. Была гроза и гром, (выдох). Саше не слышно было, (вдох) прошла ли гроза.

    Почему киты молчат? Ничего не говорят.

    Почему киты молчат? Ничего не говорят.

    Почему киты молчат? Ничего не говорят.

    17.Предложение прочитай с интонациями: удивления, сомнения, радости.

    "Хорошо в лесу осенью!"

    17.а)Сопровождай фразу: "Я очень рад" различными жестами:

    Протяни радостно руку для приветствия,

    Отдёрни руку испуганно,

    Сердито пригрози пальцем,

    Пожми равнодушно плечами,

    Подзови хитро к себе.

    18.Прочитай слова в порядке усиления действия:

    пронеслась, прошла, пробежала

    19.Соедини пословицы в левой части с половинкой правой.

    Ученье – свет, а по уму провожают

    По одежде встречают, и не будет скуки

    Не сиди сложа руки а неученье – тьма

    20.Исправь ошибку.

    Рог до ушей - хоть завязки пришей.

    21.Читай скороговорку « по кругу», увеличивая скорость.

    Наш Полкан попал в капкан.

    22. Прочитай предложения, распределяя правильно дыхание.

    (вдох) И дом у него без печки (вдох) - \просто собачья будка, (вдох) \а там соломка постелена, (вдох) \а ему не холодно.

    23.Какой слог надо добавить, чтобы получились слова? Напиши эти слова.

    Мисс___ реп___ масс____ чаш___ лож_____

    24. Среди букв спрятались названия зверей. Найди и подчеркни.

    ФЫВАПРЕНОТМ

    ЯЧСМЕДВЕДЬ

    ЭЖДВОРОНАПА

    КЕНРОМЫШИ

    Расставь паузы «/».

    Лиса тащит детям то мышк у, то птицу, то зайца . Сядет в сторону и следит как лисята добычу ловить учатся.

    26. К данным словам подбери слова с противополож ным значением.

    Глубокая-? Длинная- ?

    Чистая - ? Грустная- ?

    Сядет - ?

    27.Читай как одно слово предлоги со словами.

    На рыбалку от воды к реке на берегу за поплавком

    28. Исправь ошибки.

    На безрыбье и бак - рыба.

    Под лежачий камень мода не течёт.

    Купить кита в мешке.

    29. В каком порядке можно поставить эти слова?

    Ручей, лужа, пруд, река, море, океан, озеро

    30.Прочитай слова и найди среди них такие, которые можно читать наоборот.

    РЕКА, КАЗАК, СУМКА,

    РЮКЗАК, ШАЛАШ, БЕРЁЗА.

    31.Ответь. Кто летает? Бегает? Плавает?

    Сорока, собака, воробей, щука, заяц, лещ, воро на, аист, тюлень, снегирь, журавль, пчела, жи раф, мышь, окунь, волк, синица, акула.

    32.Вычеркни буквы, которые повторяются дважды. Что написано?

    ТЮИГЮФРЖЯДЫШЧМЫКБЭМЗ ВЯЗЛЧАЭЕДСОПКАЖЭБОУШП

    33. Буратино подчёркивал буквы как на образце: А и Б . Найди ошибки.

    Й Ц У А К Е Е Н А Н Г Ш Б Ш Щ Д Ф Х Ъ Ф А Ы В А П Е Р О Л Е Д Ж Э А Я Ч С Е Б И А Т Ь Б Ю Й Ц Б


    Дарья Долгова
    Упражнения для формирования качества полноценного навыка чтения.

    ЗОЛОТОЙ ПОДСНЕЖНИК.

    После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

    Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

    Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

    (К. Пронин)

    Упражнения для развития беглости, правильности, сознательности и выразительности чтения .

    Правильность чтения :

    1. У «Кто быстрее?» - в этом упражнении класс делится на небольшие подгруппы и по команде учителя начинают читать текст, та подгруппа которая быстрее и лучше других прочитает текст выигрывает. Задачи : увеличение объема слухового и зрительного восприятия;

    развитие периферического зрения;

    развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;

    2. Предложить ребенку, который читает текст, отвлекаться на ребят, показывая иллюстрации : весенняя природа, мать-и-мачеха, подснежник, пчелы, улей; ребенок должен каждый раз отвлекаться и возвращаться к чтению текста , с того момента где он остановился. Задачи : Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте засчёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, тренируется распределении внимания.

    3. Предложить детям превратится в пчел, и «прочитать» тескт жужжащим голосом. Упражнение «Жужжащие чтение » . Это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Задача :развитие артикуляционного аппарата.

    Сознательность чтения .

    1.?-.

    Ледоход-ледокол, пчела-пчелы. Задача : развитие внимания, памяти.

    2. Закончи предложение : Этот золотой подснежник растет на соныхлнеч глинистых схклона. Необходимо прочитать слова правильно и обьяснить их значение. Задача : развитие внимания.

    Выразительность чтения .

    1. Прочитай этот текст с передачей эмоций .

    Задача : учить читать, предавать текст с разной интонацией.

    2. Предложить детям проанализировать текст, с целью чтобы они самостоятельно определили с какой интонацией, настроением можно и нужно этот текст прочитать.

    Сознательность чтения .

    1. Составьте текст (перестановка предложений) . В тексте переставляются предложения, для того чтобы дети могли самостоятельно определить как надо их переставить так, как это было изначально (не искажая смысл текста) . Например :

    После холодной, суровой зимы все ждут весну. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

    Кто открывает весну?

    Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах.

    2. Найди названия цветов в тексте (мать-и-мачеха, подснежник, назови времена года, встречающиеся в тексте. Задачи : развитие памяти, словаря.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Дарья Долгова
    Упражнения для формирования качества полноценного навыка чтения.

    Упражнения для формирования каждого качества полноценного навыка чтения .

    ЗОЛОТОЙ ПОДСНЕЖНИК.

    После холодной, суровой зимы все ждут весну. Кто открывает весну?

    Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

    Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев.

    (К. Пронин)

    Упражнения для развития беглости, правильности, сознательности и выразительности чтения .

    Правильность чтения :

    1. У «Кто быстрее?» - в этом упражнении класс делится на небольшие подгруппы и по команде учителя начинают читать текст, та подгруппа которая быстрее и лучше других прочитает текст выигрывает. Задачи : увеличение объема слухового и зрительного восприятия;

    развитие периферического зрения;

    развитие умения одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контурам угадать 2-3 последующих;

    2. Предложить ребенку, который читает текст, отвлекаться на ребят, показывая иллюстрации : весенняя природа, мать-и-мачеха, подснежник, пчелы, улей; ребенок должен каждый раз отвлекаться и возвращаться к чтению текста , с того момента где он остановился. Задачи : Это упражнение приучает к быстрой ориентировке в тексте засчёт расширения угла зрения, увеличивается кратковременная память, тренируется распределении внимания.

    3. Предложить детям превратится в пчел, и «прочитать» тескт жужжащим голосом. Упражнение «Жужжащие чтение » . Это когда все ученики читают одновременно вполголоса, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Задача :развитие артикуляционного аппарата.

    Сознательность чтения .

    1. «Что общего в этих словах и чем они различаются» ?- упражнение на развитие навыка сознательности чтения .

    Ледоход-ледокол, пчела-пчелы. Задача : развитие внимания, памяти.

    2. Закончи предложение : Этот золотой подснежник растет на соныхлнеч глинистых схклона. Необходимо прочитать слова правильно и обьяснить их значение. Задача : развитие внимания.

    Выразительность чтения .

    1. Прочитай этот текст с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т. д.) .

    2. Предложить детям проанализировать текст, с целью чтобы они самостоятельно определили с какой интонацией, настроением можно и нужно этот текст прочитать.

    Сознательность чтения .

    1. Составьте текст (перестановка предложений) . В тексте переставляются предложения, для того чтобы дети могли самостоятельно определить как надо их переставить так, как это было изначально (не искажая смысл текста) . Например :

    После холодной, суровой зимы все ждут весну. Цветет этот чудесный цветок около двух месяцев. Мать-и-мачеха распускается раньше всех трав – до выставки ульев, до вылета первых пчел, до ледохода.

    Кто открывает весну?

    Весну цветов открывает ранний первенец – мать-и-мачеха. Этот золотой подснежник растет на солнечных глинистых склонах.

    2. Найди названия цветов в тексте (мать-и-мачеха, подснежник, назови времена года, встречающиеся в тексте. Задачи : развитие памяти, словаря.