• Метапредметные компетенции. "Формирование метапредметных компетенций в условиях совпеменного образования"

    Метапредметная компетентность педагога как необходимое условие повышения эффективности образовательного процесса

    В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года) под термином «образование» понимается: единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

    Если же образование понимать буквально, то его следует рассматривать как образование человека – созидание, а также создание им внешних и внутренних образовательных продуктов. При этом целью образования является не сам процесс образования и не развитие конкретного обучающегося, а получение на выходе образовательного результата, который будет полезен не только для обучающегося, но и окружающего его социума, а в глобальном масштабе и всего человечества.

    В основе Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) лежит системно - деятельностный подход, который обеспечивает:

    • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся

    Существует несколько подходов к определению урока. Например, Скаткин М.Н. определял урок как составную часть и основную организационную форму учебного процесса. Лернер И.Я. в монографии «Учебный предмет, тема, урок», писал: «Успех урока можно считать достигнутым, если обеспечиваются усвоение знаний и умений до уровня готовности к их творческому применению и сформированность эмоционально-ценностного к ним отношения в соответствии с общественным мировоззрением и идеалами…». Здесь важна ориентация на результат обучения, и в качестве такового результата понимается, способность применить полученные знания и умения, а также мотивированность на получение этих знаний и умений. Эти положения остаются актуальными и сейчас.

    В определении Татарченковой С.С.урок понимается как «организация учителем самостоятельной умственной деятельности ученика по качественному овладению полезным содержанием учебного материала за определенное время». Следует обратить внимание на то, что учебным материалом обучающийся овладевает самостоятельно и в процессе деятельности, задачей учителя является организация этой деятельности.

    Таким образом, с точки зрения стандарта, существенно изменились цели, содержательная наполненность, требования к метапредметным результатам учебной деятельности.

    Основной принцип метапредметности образования заключается в том, что основу содержания образовательного процесса составляют фундаментальные метапредметные объекты, которые обеспечивают возможность субъективного личностного познания их обучающимися.

    Метаспособы – это методы, которые используются человеком для открытия новых способов разрешения тех или иных задач.

    В соответствии с принципом человекосообразности образования человек выступает в качестве основного субъекта своего образования, поэтому ключевой целью образования можно считать реализацию внутреннего потенциала человека не только в отношении себя, но и внешнего мира. При этом деятельность человека является связующим звеном между его микро- и макрокосмосом и одновременно выступает в качестве фундаментальных оснований человека и всего мира. Метапредметный смысл образования и заключается именно в этих основаниях.

    Основными методическими принципами современного метапредметного урока являются:

    • субъективация (обучающийся является равноправным участником образовательного процесса);
    • метапредметность (формируются универсальные учебные действия - УУД);
    • деятельностный подход (в результате организованной поисковой и исследовательской деятельности обучающиеся самостоятельно добывают знания);
    • рефлексивность (обучающиеся оказываются в ситуации, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке);
    • импровизационность (готовность учителя к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения).

    Современный урок, сохранив свою структуру, изменил содержательную и организационную наполненность привычных этапов. Рассмотрим их подробнее.

    • Объявление темы урока. На традиционном уроке учитель сообщает обучающимся тему урока, а на уроке современного типа тему урока формулируют сами обучающиеся, при этом, учитель подводит к осознанию темы.
    • Сообщение целей и задач.На традиционном уроке учитель формулирует и сообщает обучающимся, чему должны научиться, чего должны достичь. Главная цель учителя – успеть то, что запланировано. На уроке современного типа цели и задачи формулируют сами обучающиеся, определив границы знания и незнания по схеме «вспомнить →узнать → научиться». Позиция учителя подвести обучающихся к осознанию целей и задач.
    • Планирование. Важный этап урока, на котором определяется что, сколько и в какой последовательности будет выполняться на уроке. На традиционном уроке ведущая роль принадлежит учителю, который сообщает обучающимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели. На со современном уроке обучающиеся сами планируют способы достижения цели, а учитель помогает, советует.
    • Практическая деятельность обучающихся. На традиционном уроке обучающиеся под руководством учителя выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности). На современном уроке обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), а учитель консультирует.
    • Осуществление контроля. На традиционном уроке учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы. На современном уроке обучающиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), а учитель консультирует.
    • Осуществление коррекции. На традиционном уроке учитель осуществляет коррекцию в ходе выполнения и по итогам выполненной работы обучающимися. На современном уроке обучающиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает.
    • Оценивание обучающихся. На традиционном уроке учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке. На современном - обучающиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности одноклассников), а учитель консультирует.
    • Итог урока. На традиционном уроке учитель выясняет у учащихся, что они запомнили, а на современном – проводится рефлексия, когда каждый участник урока анализирует свои успехи или неудачи на уроке.
    • Домашнее задание. На традиционном уроке, домашнее задание, чаще всего, предлагается для всех одинаковое, при этом учитель объявляет его и комментирует. На современном уроке обучающиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

    На каждом этапе современного метапредметного урока целенаправленно формируются разные универсальные учебные действия. Рассмотрим это подробнее.

    • Мотивация к учебной деятельности.

    Отвечая на вопрос, что значит мотивировать ребенка к учебной деятельности, необходимо обратить внимание на несколько аспектов:

    • актуализация требований к обучающемуся со стороны учебной деятельности, т.е. его обязанности как участника учебного процесса («надо»);
    • создание условий для того, чтобы необходимость стала внутренней потребностью («хочу»);
    • создание ситуации, в которой обучающийся почувствует уверенность в том, что он в состоянии решить задачи, возникающие в процессе обучения («могу»).
    • задание должно быть интересно обучающемуся, оно должно увлекать его. Формулировка задания должна быть такой, чтобы работа была выполнена относительно быстро;
    • тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. Оригинальность в данном случае заключается в способности нестандартно смотреть на традиционные, привычные предметы и явления. Это правило ориентировано на развитие важнейшей характеристики творческого человека – умение видеть проблемы. Истинного творца от посредственного, творчески не развитого человека отличает способность находить необычные, оригинальные точки зрения на разные даже хорошо известные предметы и явления.

    Создание внутренней мотивации к обучению формирует у обучающихся способность к самоопределению и смыслообразованию (личностные УУД); целеполагание (регулятивное УУД), а также планирование сотрудничества с педагогом и одноклассниками (коммуникативное УУД).

    2. Создание проблемной ситуации.

    Проблемная ситуация как этап урока организуется для подготовки учащихся к открытию нового знания. Дети выполняют предложенное им пробное учебное действие, актуализируя при этом известные им способы действия, и отмечают затруднения, связанные с этой работой. Желание что-либо исследовать возникает только тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес, поэтому:

    Следует помнить, что обучающийся должен заниматься всеми предметами и долгая целенаправленная работа в одном направлении вызовет сложности. В ходе работы над проблемной ситуацией, формируются познавательные логические учебные действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, а также умение извлекать необходимую информацию из различных источников, строить речевое высказывание. Регулятивные действия формируются, когда обучающиеся фиксируют индивидуальное затруднение в пробном действии. Обучающимся, в процессе коммуникациинеобходимо с достаточной полнотой и точностью выразить свое мнение, аргументировать его, учесть другие мнения, если таковые имеются – это коммуникативные УУД.

    3. Выявление причины затруднения.

    Для того чтобы понять, почему при выполнении пробного задания возникло затруднение, обучающиеся должны восстановить выполненные операции, зафиксировать место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; затем на этой основе выявить причину, возникшей проблемы – каких знаний, умений недостаточно для решения задания и аналогичных задач. На этом этапе формируются УУД такие как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, подведение под понятие, определение основной и второстепенной информации, постановка и формулирование проблемы (познавательные УУД)); выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, разрешение конфликтов (коммуникативные УУД)).

    4. Поиски способов разрешения возникшего затруднения.

    На этом этапе обучающиеся ставят цель, выбирают способ и план (порядок действий) достижения цели, определяют средства, источники, ресурсы и сроки. Роль учителя в этом процессе, сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, подвести обучающихся к самостоятельному осуществлению исследования. На этом этапе создаются условия для формирования таких универсальных учебных действий как самоопределение и смыслообразование (личностные УУД). Наряду с познавательными и регулятивными действиями, происходит формирование таких УУД, как поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, планирование, прогнозирование, структурирование знаний. Продолжается формирование коммуникативных УУД, связанных с умением работать в команде, группе.

    5. Реализация плана разрешения возникшего затруднения.

    Работая в группе, обучающиеся предлагают различные варианты способов действия, которые обсуждаются всеми членами группы, и затем выбирается самый эффективный. Общее решение представляется во внешней речи и/или в виде схемы (знаково). Этот способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В результате затруднение должно быть преодолено, на что также обращается внимание. Эта деятельность формирует способность осознавать ответственность за общее дело, волевую саморегуляцию, познавательную инициативу. Для того чтобы успешно реализовать план, необходимо выдвигать гипотезы, искать необходимую информацию, использовать знаково-символические средства. На данном этапе, по-прежнему актуальны логические УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, установление причинно-следственных связей. Обучающийся строит логически непротиворечивую цепь рассуждений, учится выражать свои мысли полно и точно. Среди коммуникативных УУД на этом этапе первостепенное значение приобретают следующие: формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование разных позиций, использование критериев для обоснования своего суждения, достижение договоренностей и согласование общего решения, разрешение конфликтов.

    6. Проверка эффективности найденного способа деятельности.

    Обучающиеся решают типовые задания, используя новый способ действий. Эта работа может вестись в парах, в группах, или фронтально. Помимо УУД, о которых уже сказано, на этом этапе формируется способность действовать по алгоритму, моделирование и использование моделей разных типов.

    7. Самостоятельная работа и самопроверка.

    Обучающиеся работают самостоятельно: выполняют задания нового типа, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, выявляют и корректируют собственные ошибки. На этом этапе, помимо прочих, формируются регулятивные УУД: контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

    8. Рефлексия и самооценка.

    На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка обучающимися собственной учебной деятельности. От обучающихся требуется соотнести цель учебной деятельности и ее результаты, зафиксировать степень их соответствия и наметить цели дальнейшей деятельности. На этом этапе формируются универсальные учебные действия, позволяющие оценивать собственную деятельность: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

    Таким образом, метапредметный урок, помимо предметных, решает более широко направленные задачи:

    • формирование в каждый момент урока у обучающегося понимания того, какими способами он достиг новых знаний и какими способами ему нужно овладеть, чтобы узнать то, чего он еще не знает;
    • формирование целостного представления о мире, взаимосвязях его частей, пересекающихся в одном предмете или сочетающихся в нем, постижение противоречивости и многообразия мира в деятельности;
    • ориентация на тесную связь обучения с непосредственными жизненными потребностями, интересами и социокультурным опытом обучающихся;
    • обучение общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.

    Признаки метапредметного урока:

    • обязательным элементом метапредметного урока является целеполагание;
    • присутствие исследовательской, эвристической, проектной, коммуникативно-диалоговой, дискуссионной, игровой деятельности, суть которой заключается в том, что усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации;
    • создание проблемных ситуаций, требующих личностного самоуправления (т.е. регулятивных универсальных действий): учитель создает условия, в которых обучающиеся могут самостоятельно найти решения тех или иных поставленных задач;
    • активизация интереса и мотивации обучения обучающихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт каждого обучающегося;
    • на уроке происходит выведение учителя и обучающегося к надпредметному основанию, которым является сама деятельность обучающегося и педагога. В ходе движения в метапредмете ребенок осваивает сразу два типа содержания – содержание предметной области и деятельность;
    • рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
    • способы деятельности на уроке являются универсальными, то есть применимыми к различным предметным областям.

    Реализация ФГОС предусматривает изменение подходов к организации образовательного процесса. В меняющейся образовательной среде урок по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, но смысл урока как дидактической категории меняется в связи с изменяющимися целями и условиями обучения. Это требует от учителя овладения новыми компетенциями, которые направлены на достижение метапредметных образовательных результатов.

    Литература

    • Краевский В.В., Хуторской А.В. предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. - №2
    • Хуторской А.В. Метапредметный урок: Методическое пособие. – М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2016.
    • Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении: Научно-методическое пособие. 2-ое изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Эйдос», 2016.
    • Михеева Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. - [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260
    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
    • Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М.: Знание, 1988. С.11.
    • Татарченкова С.С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2008. С.15.
    1

    Наумова М.В. 1

    1 ФГБОУ ВПО «БГПУ им. М. Акмуллы»

    1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – (стандарты второго поколения).

    2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование-2009-№2-с.58-64.

    3. О развитии ключевых компетенций у учащихся при решении задач // Математика в школе. – 2010. - № 5. – С. 28-32.

    4. Компетентностный подход к решению неравенств // Математика: еженедельное приложение к газ. «Первое сентября». – 2010. - № 16. – С. 31-33.

    5. Математика 5-11 классы. Коллективный способ обучения: конспекты уроков, занимательные задачи / авт.-сост. И.В. Фотина. – изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2011.

    6. Лебедев, О. Оценка результатов школьного образования при переходе к ЕГЭ [Текст] / О. Лебедев // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 18-27.

    7. Хуторской А.В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) // http://www.eidos.ru/journal/2012/0229-10.htm

    8. Хуторской А.В. Работа с метапредметным компонентом нового образовательного стандарта // Народное образование №4 2013 – с. 157-171.

    В настоящей статье описаны результаты концептуального анализа метапредметной компетентности как условия развития мыслительной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе. Основное внимание автора обращено на содержание федеральных государственных образовательных стандартов в части необходимости формирования метапредметных компетенций, а также на методологическое обеспечение развития компетенций и учащихся средней школы. В качестве рекомендаций автором приведено множество педагогических методик развития мыслительной деятельности школьников. Выводы исследования свидетельствуют о необходимости совершенствования системы образования и информационно-аналитического обеспечения метапредметной компетентности.

    Введение

    Новые ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) существенно отличаются от предыдущих. Новые требования, которые предъявляются к результатам освоения программы учащимися, предполагают изменение содержания образования, опираясь на принципы метапредметности. По новым требованиям, метапредметные образовательные результаты учащихся должны не только проверять и оценивать, но и в начале обеспечить. Однако, не в самих ФГОС, не в научной литературе чёткого определения этому понятию нет. В связи с этим, мы можем констатировать наличие проблемы неопределенности основных аспектов метапредметности, а также методического обеспечения ее развития у школьников.

    По мнению А.В. Хуторского, «включение метапредметности в общеобразовательные стандарты, является прогрессивным шагом, однако сама суть такого содержания, в стандартах не раскрыта» , что особо подчеркивает актуальность темы данного исследования.

    В нашей работе, опираясь на труды известных учёных современной отечественной педагогики (А.В. Хуторского, Н.В. Громыко, Ю.В. Громыко, О. В. Лебедева), мы постарались разобраться в том, какой смысл вкладывают ФГОС нового поколения в понятие метапредметных компетенций. И, самое главное, как развить мыслительную деятельность учащихся на уроках математики, опираясь на эти компетенции. Таким образом, целью настоящего исследования стало изучение концептуальных основ метапредметных компетенций и путей их развития на уроках математики в разрезе современных государственных образовательных стандартов.

    Для достижения поставленной цели необходимо, во-первых, рассмотреть принципы научного осмысления интеграции метапредметности в образовательный процесс. Во-вторых, следует провести анализ методологического обеспечения развития метапредметности у школьников, в частности - конкретные методы и технологии развития мыслительной деятельности. И, в-третьих, сопоставив требования к формированию метапредметности и настоящее содержание системы образования России, определить приоритетные направления разрешения проблемы исследования.

    Научное осмысление интеграции метапредметности в образовательный процесс

    В условиях перегруженности современного содержания образования, введение новых образовательных стандартов остаётся весьма проблематичной задачей. Поэтому постараемся рассмотреть внедрение в образовательный процесс метапредметных компетенций с точки зрения научного осмысления.

    Достижение метапредметных результатов, по мнению некоторых учёных современной педагогики, опирается на формирование ключевых компетенций, которые способны обеспечить эффективную деятельность в различных сферах человеческой жизни. Так, по мнению О. Лебедева, для достижения метапредметных результатов образования нужны «особые педагогические условия, создание которых может стимулироваться оцениванием образовательных результатов».

    Новые ФГОС как раз и опираются на деятельностный характер образования, который главной целью ставит развитие личности учащегося. Та система образования, к которой развивается современное общество, направлена на формирование интеллектуальной, высокообразованной личности учащегося.

    Современная школа должна сформировать у своих воспитанников целостную картину мира, опирающуюся на понимание широты связей всех явлений и процессов, происходящих в мире. Одной из причин фрагментарности знаний становится разобщённость предметов и отсутствие межпредметной связи.

    В современном мире происходит интеграция во всех областях человеческих знаний и человеческой деятельности: политической, культурной, экономической, информационной и т.д. Можно сделать неутешительный вывод о том, что деление общей картины мира и обособленность их изучения, слабая связь между предметами обуславливает серьёзные трудности в формировании целостной картины обучения, способствует ограниченному восприятию культуры. Следовательно, что все учебные предметы существуют каждый сам по себе и не удовлетворяют современным реалиям.

    Система образования старается идти в ногу со временем, меняться быстрыми темпами. Это является требованием современного информационного общества, которое развивается ускоренными темпами. Такого роста развития технологий общество не знало никогда. Поэтому, перед школой стоит труднейшая задача - готовить своих питомцев к такой жизни, о которой она сама ещё не имеет представления. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов.

    Опираясь на ФГОС сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности - это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

    Так, внедрение метапредметного подхода в школьное образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда ученик воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Используя такой подход, школа способна сформировать у ребёнка представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д.

    Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а так же обеспечить преемственность всех ступеней образования.

    Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, во-первых, рассмотрим их классификацию, данную Хуторским А.В.:

    • ценностно-смысловые компетенции;
    • общекультурные компетенции;
    • учебно-познавательные компетенции;
    • информационные компетенции;
    • коммуникативные компетенции;
    • социально-трудовые компетенции;
    • компетенции личностного самосовершенствования.

    Подчеркнём, что ссылаясь на данную классификацию, формирование метапредметных компетенций, опирается на формирование ключевых компетенций школьников.

    Методическое обеспечение формирования метапредметных компетенций

    Метапредметные умения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.

    Одним из направлений применения таких умений в математике является усиление прикладной направленности, т.е. появление целого пласта задач практической направленности. Такого рода задачи появились в итоговых контрольно-измерительных материалах по математике (ЕГЭ, ГИА), это задачи на умение использовать приобретённые математические знания в повседневной жизни. Данные задания позволяют развить метапредметные компетенции, показать связь математики с жизнью, что обуславливает усиление мотивации к изучению самого предмета.

    Приведём примеры классов задач такого рода.

    Это задачи по теме «Энергосбережение». В них нужно посчитать сумму оплаты семьи за израсходованную электроэнергию. В условиях предлагаются текущие и прошлые показания счётчика, а также стоимость одного киловатта электроэнергии. Причём в задачах ЕГЭ разграничивается тариф на дневной и ночной.

    Задачи на тему покупок. В них нужно посчитать: количество объектов, при заданной сумме имеющихся денег и цене товара, количество объектов при возрастании или снижении цены на определённое количество процентов.

    Задачи на нахождение количества лекарства необходимого выпить больному, когда известна ежедневная доза необходимая больному. Задачи статистического характера о нахождение группы жителей, по известному количеству всех жителей и процентному составу различных групп. Задачи экономического характера о банковских вкладах или кредитах с известной процентной ставкой.

    Отдельно стоят задачи на умение использовать графики зависимостей в повседневной жизни (читать графики). Обычно такие графики строятся с использованием наблюдений за погодой, статистических наблюдений за продажами на фондовом рынке, зависимости пропорциональных физических величин, а также ходе химических реакций.

    Так же в отдельное задание выделены задачи маркетингового характера. В них необходимо из предложенных вариантов, выбрать самый оптимальный. Это задачи связанные и с продуктовыми корзинами, и с покупкой определённых строительных товаров, и рейтингом бытовых приборов.

    Прикладные задачи с физическим или экономическим смыслом. В этих задачах дана не графическая интерпретация некоторых зависимостей одной величины от другой, а показана функциональная зависимость этих величин. Например, в них нужно отыскать месячный объём производства при известных затратах и сумме прибыли, или найти время движения объекта по известному закону движения и т.д.

    Рассмотрим, как на уроках математики можно сформировать коммуникативную компетенцию. Этому способствует групповая и парная работа на уроках. Работа в малых группах позволяет решить практически все дидактические задачи от изучения нового материала до закрепления и обобщения пройденного. Очень важным условием при комплектовании групп является учёт межличностных отношений между её членами, а также уровень знаний всех членов группы.

    Такая работа требует от учащегося собранности и учёта многих факторов. Работая в группе, нужно успевать работать в одном темпе, ясно формулировать свои мысли, учитывать свои возможности для решения всех задач, стоящих перед группой. Такая работа просто необходима для выработки умения работать в команде, формированию коммуникативных навыков, обучению рациональному поведению в конфликтах, применению конструктивного решения возникшей в ходе деятельности проблемы.

    Например, работу в группах можно провести на обобщающем уроке при сравнении различных функций при исследовании различных функциональных зависимостей.

    Работа в парах также эффективна для формирования коммуникативной компетенции. Эту форму работы можно применять для всех этапов урока. Следует сформировать пары с одинаковым интеллектуальным уровнем, дать индивидуальные задания, а затем устроить взаимопроверку. Для формирования пары желательно объединить более подготовленного ученика с более слабым. Такое взаимодействие развивает чувство ответственности друг за друга, а так же учит не смешивать личные отношения и деловой подход.

    Помогают развитию метапредметных компетенций и активные методы обучения. Одним из таких методов является конференция. Здесь первостепенная роль от подготовки до проведения и подведения итогов отдаётся ученикам. Учитель же выполняет роль консультанта и организатора. Учащиеся вырабатывают навык работы с другими источниками информации помимо учебников. Это может быть научная и научно - популярная литература, а также источники, взятые из сети Интернет.

    Конференции так же значительно способствуют развитию устной речи, пополнению лексикона, особенно словами в определённой предметной области. Это довольно сложная форма работы, для учащихся среднего звена. Предпочтительнее проводить ее с учащимися старших классов.

    Так как проведение конференций ведёт за собой достаточно большие временные и организационные затраты, как для учителя, так и для учеников, их достаточно проводить два-три раза в год. Например, конференцию можно провести на уроках геометрии при обобщении темы «Пространственные фигуры».

    Ещё одной формой активных методов обучения являются мастерские. В технологии мастерских упор делается на освоение знаний, через практическую работу. Например, мастерскую можно провести, изучая тему «Длина окружности». Даётся задание начертить окружность, измерить её длину, это можно сделать с помощью нитки, измерить диаметр. Затем находится отношение длины окружности к диаметру. Так как все чертят разные окружности, а отношения длины окружности к радиусу получается одинаковым у всех, это наводит учеников на мысль, что такое положение вещей происходит всегда.

    Таким образом, вводится число π и выводится формула длины окружности. Мастерскую можно провести и на закрепление темы прямоугольный треугольник, свойства прямоугольника. Задача может быть следующей: как на местности, имея только подручные средства (например, верёвку и колышки) «разбить» дом, т.е. построить прямоугольник и проверить, является ли данная фигура прямоугольником.

    Чтобы сформировать у ребёнка ценностно-смысловые компетенции, нужно, чтобы он чётко представлял какие знания он получит на сегодняшнем уроке, на какие умения опирается данная тема, ближайшие перспективы применения полученных знаний, и где в дальнейшем эти знания понадобятся. Для формирования этого вида компетенций применимы определённые приёмы. На первом уроке изучения нового раздела нужно провести обзор всей темы, дать представление о месте и роли изучаемых понятий во всей системе знаний. Обязательно нужно организовывать самостоятельную работу с учебником. Это может быть тезирование какого-либо теоретического материала по заданной теме или самостоятельный детальный разбор примера. Всё это позволяет глубоко понимать материал, учиться выбирать главные мысли, самое важное в теме.

    Для развития ценностно-смысловой компетенции подходит проведение предметных олимпиад. В них всегда присутствуют нестандартные задачи, для решения которых нужно применить комплексный подход, всесторонние знания, как по математике, так и по другим дисциплинам, например, по логике. Такие задания позволяют развить математическое, алгоритмическое мышление, умение представить задачу наглядно, схематически. Так же можно говорить, что данная компетенция связана с профориентационной деятельностью, так как осознание своих сил в данной области и своего интереса, в дальнейшем помогает выбору профессии или хотя бы вектора самореализации.

    Общекультурная компетенция формируется при решении текстовых задач. Учась решать текстовые задачи на математике, ребёнок может перенести это умение на другие науки - физику, химию. Здесь важным является умение составлять математическую модель процесса, формализовать задачу, выработать. В данном случае от учителя требуется систематическая работа в этом направлении для того чтобы дети получили опыт такой работы и осмысления этого опыта.

    Для развития лексического запаса терминологических слов, которые способствуют развитию устной речи у детей, целесообразно проводить математические диктанты, включая в них, например, правильное написание и произношение имён числительных, а также специальных математических терминов.

    Не стоит забывать о проведении внеклассных мероприятий, например, предложить детям написать фантастические рассказы и сказки. Нужно подбирать для решения текстовые задачи, в которых числовые характеристики записаны в скрытом виде, например, употреблять вместо чисел слова: неделя, сутки, век и т.д. или употреблять числительные. Полезно так же решать задачи со скрытой информативной частью. Это могут быть задачи с экологической, гигиенической, бытовой и др. подоплёками. При их решении следует обращать внимание детей на общекультурные составляющие задачи.

    Познавательный интерес лежит в основе позитивного отношения к жизни вообще и к учёбе в частности. Если у человека сформирован такой интерес, то человек активно ищет ответы на вопросы, которые сам себе задаёт. При этом если ребёнок увлечён, то создаётся ситуация успеха, школьник испытывает эмоциональный подъём, радуется собственным познаниям и своей удачи от решения вопроса. Такой вид компетенции особо эффективно развивается, когда для решения предлагаются занимательные, нестандартные задачи, задачи - фокусы, задачи на перекладывание спичек, задачи исторического содержания. Например, дети очень любят, при изучении координат точки, строить фигуры по заданным координатам.

    Информационная компетенция формируется в процессе освоения учениками информационных технологий. Но при этом у ребят должно сформироваться устойчивое мнение, что информационные технологии используются не только на уроках информатики, но и на всех других. Целесообразно проводить интегрированные уроки математики и информатики. Тема «Диаграммы и графики» очень созвучна теме «Построение графиков и диаграмм в табличном процессоре».

    Социально-трудовая компетенция формируется при решении контрольных работ, выработке навыков устного счёта.

    Компетенция личностного самосовершенствования может формироваться при решении задач влияющих на самосознание детей. Например, когда требуется сделать проверку, или если стоит условие составить задачу обратную данной.

    Формированию метапредметных компетенций на уроках математики способствует не только решение задач, но и следующие формы, методы и приёмы:

    • интерактивные технологии;
    • метод сотрудничества;
    • методики проектирования;
    • использование ИКТ;
    • деятельностный подход;
    • работа по алгоритму и др.

    Следует остановиться на методе проектов, относящихся к личностно-ориентированным технологиям. Это такой способ организации самостоятельной работы учеников, который собирает в себе исследовательские, рефлексивные, проблемные групповые методики работы. Проекты могут быть как небольшими, рассчитанными на один урок, так и достаточно объёмными, требующими от учащихся внеурочной подготовки. Как показывает практика, авторы наиболее интересных, неординарных проектов обладают более высокими показателями метапредметных компетенций. Как и другие методики, метод проектов создаёт сильную мотивацию к обучению, самообразованию. Обязательное включение в этот вид деятельности презентаций способствует формированию информационных компетенций. Хорошо разрабатываются проекты, связанные с историей математики «Как формировался календарь», «Системы счисления», «Золотое сечение».

    Для облегчения запоминания, можно предложить использование мнемонических приёмов. Так, при изучении формул приведения, можно легко запомнить: меняется функция или нет. Нет, голова поворачивается вправо влево, углы 0 и 180 градусов, да вверх, вниз, углы 90, 270 градусов.

    Да, все вышеперечисленные методы и средства образовательной деятельности появились не вчера, прогрессивные, прозорливые педагоги, на протяжении последних десятилетий, фрагментарно разрабатывали и включали в свою деятельность все эти педагогические технологии. Но на сегодняшний день такая система обучения должна быть не фрагментарной, а всеобъемлющей.

    Чем же метапредметный урок отличается от традиционного? На что следует опираться?

    Предлагаем алгоритм разработки такого урока:

    1. Формирование темы занятия.
    2. Формирование предметных, метапредметных целей урока.
    3. Выявление фундаментальных образовательных объектов, которые нужно отработать учащимся.
    4. Определение способности учеников, на которые предполагается опираться.
    5. Основой метапредметного урока будет какая-либо проблемная образовательная ситуация.

    Ядром творческого метапредметного урока является проблемная образовательная ситуация:

    1. Нужно сформулировать одну или несколько основных проблем, которые способны помочь детям проявить себя. Проблема должна быть поставлена так, чтобы ученик захотел её решить, т.е. вызвать интерес у учеников. И проблема должна носить метапредметный характер.
    2. Задания для учеников должны быть чётко сформулированы на каждом этапе урока.
    3. Желательно определить конкретный образовательный продукт, который в результате должен быть получен.
    4. Обязательно нужно продумать рефлексию учениками своей деятельности.
    5. Тщательно подобрать диагностику образовательного продукта, созданного учеником.

    Очень многие составляющие учебно-познавательных компетенций были в арсенале учителя математики всегда, на протяжении десятилетий. Сама наука способствует формированию таких умений как способность к абстракции, развитию критически и алгоритмически мыслить, аналитически подходить к информации.

    Заключение

    Подводя итоги исследования, отметим, что ведение метапредметных компетенций в образовательный процесс, это ответ системы образования на требования времени и общества, которые требуют от школы воспитания в её питомцах умения «эффективно действовать за пределами учебных ситуаций и сюжетов» (В.А. Болотов, В.В. Сериков). Учителя математики очень быстро подхватили эту идею. Математика - это наука о фундаментальных структурах реального мира. На протяжении веков, развитие математики способствовало развитию научно - технического прогресса всего человечества. Математически образованная личность, легко применит её технологии в изучении любой новой для человека проблематике.

    Ещё раз подчеркнем, что математика имеет широкое прикладное применение. Задача школы нашего века не предвидеть будущее, а творить его уже сегодня, вкладывая все знания, умения, профессионализм и частичку души учителей в своих учеников.

    Новые ФГОСы с одной стороны должны быть реализованы, т.к. они являются законодательно утверджёнными, но с другой стороны, подчеркнём ещё раз, в них нет чёткости определения метапредметных компетенций и, следовательно, они нуждаются в корректировке. И то и другое школе придётся делать одновременно.

    Стоит признать, самому учителю это не под силу. Он нуждается в научно методической поддержке и сопровождении. Нужно подготовить к метапредметному обучению самих учителей. Учителям нужно выявить какие фундаментальные образовательные объекты они могут изучать в рамках своего предмета, пересмотреть планирование учебного материала по отношению к ним. Следующим этапом целесообразно сделать диагностику подготовленности учеников. Затем, проведя определённую, достаточно продолжительную, учебную деятельность, продиагностировать результаты этой деятельности и на основе результатов скорректировать свою деятельность. Всё это сложно сделать на уровне учителей или даже школ. Необходима поддержка со стороны специалистов в данной области, профессиональных учёных.

    В настоящий момент, говорить о каких, либо результатах введения новых ФГОС ещё очень рано. Учёные, занимающися развитием метапредметных компетенций достаточно давно, показывают хороший уровень развития своих учеников, доказывая, что движется система образования в нужном направлении. А значит, представляется необходимой комплексная методическая помощь учителям со стороны специалистов, гарантом которой может выступить только государство.

    Таким образом, сущность метапредметной компетентности, на наш взгляд, недостаточно проработана и структурирована в системе ФГОС. Мы констатируем необходимость совершенствования информационно-аналитического и правового аппарата обеспечения метапредметных компетенций, на которые правительством России в последнее время обращено значительное внимание. Более того, необходимо разработать эффективную методологическую базу формирования метапредметных компетенций у учащихся, а также специальные методические проекты для педагогов. Иными словами, образовательной системе предстоит масштабная работа по оптимизации ФГОС, решающим фактором которой должен стать комплексный подход.

    Библиографическая ссылка

    Наумова М.В. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 7-1. – С. 129-133;
    URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=5527 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Муниципальное общеобразовательное учреждение г. Иркутска лицей № 3

    Является базовой (опорной) площадой

    «Повышение квалификации педагогов по метапредметным компетенциям»

    Региональный тематический инновационный комплекс – это сетевое партнерское объединение образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием, центров развития образования, имеющих один из статусов: базовая опорная площадка, пилотная площадка, инновационная педагогическая площадка.

    Статус «Базовая опорная площадка» получает образовательная организация, достигшая общезначимых инновационных результатов, обладающая условиями для организации практической отработки слушателями (стажерами) эффективных образовательных и управленческих моделей.

    Статус «Пилотная площадка» получает образовательная организация, обеспечивающая «стартовую» апробацию новых идей, моделей, программ, технологий.

    Базовые опорные и пилотные площадки утверждены распоряжениями министерства образования Иркутской области.

    Статус «Инновационная педагогическая площадка» получает образовательная организация, реализующая инновационные проекты, программы по актуальным направлениям инновационной политики в области образования.

    С приказом № 42 от 07.05.2018 г. можно ознакомиться

    Метапредметные результаты обучения по ФГОС.

    Что это такое?

    В последнее время общество меняется так динамично, что не представляется возможным точно спрогнозировать, какие именно знания пригодятся ребенку в его взрослой жизни. Поэтому в обучении школьников на первый план выходит вопрос формирования у них умений самостоятельно продолжать образование на протяжении всей жизни, т.е. обладать метапредметными компетентностями. Pedsovet.su выяснил, что включает это понятие.

    Начало формы

    Конец формы

    Общая характеристика метапредметности

    Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на одно из первых мест выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.

    Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности во ФГОС . Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.

    Понятие «метапредметность» имеет несколько смыслов. В дидактике чаще всего оно употребляется в значении «надпредметности», т.е. объема знаний, который формируется и используется не в процессе преподавания какого-то определенного школьного предмета, а в ходе всего обучения. Метапредметные знания необходимы для решения как образовательных задач, так и различных жизненных ситуаций.

    В ФГОС метапредметные компетентности увязаны с универсальными учебными действиями , которые делают любую деятельность осознанной и результативной. Среди них:

    • стратегические;
    • исследовательские;
    • проектировочные;
    • сценирующие;
    • моделирующие;
    • конструирующие;
    • прогнозирующие.

    Метапредметная компетентность основывается на следующих понятиях.

    • Метадеятельность - умение совершать любую деятельность с предметами, универсальный способ жизнедеятельности.
    • Метазнания - сведения о методах и приемах познания, структуре знаний и способах работы с ними.
    • Метаспособы - методы, которые помогают находить новые способы решения задач, нестандартные планы деятельности.
    • Метаумения - универсальные общеучебные навыки и умения.

    К таким метаумениям относятся:

    • основы теоретического мышления (определение понятий, систематизация, классификация, доказательство, обобщение);
    • обладание навыками переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументирование);
    • критическое мышление (работа с фактами: сопоставление, умение отличать недостоверную информацию, находить логическое несоответствие, определять двусмысленность и т.д.);
    • задатки творческого мышления (определение проблем в стандартных ситуациях, нахождение альтернативного решения, совмещение традиционных и новых способов деятельности);
    • регулятивные умения (ставить вопросы , формулировать гипотезы, определять цели, планировать, выбирать способ действий, контролировать, анализировать и корректировать свою деятельность );
    • главные качества мышления (диалектичность, гибкость и т.д.)

    Метапредметный подход к образовательному процессу заменяет традиционную практику разделения знаний по отдельным школьным предметам на современные технологии, направленные на изучение целостной картине мира. Это позволяет объединить личное, познавательное и общекультурное развитие и саморазвитие школьника, преемственность начальной, средней и старшей ступени обучения.

    В Федеральном государственном образовательном стандарте указано двенадцать основных критериев, которым должны соответствовать метапредметные результаты овладения общеобразовательной программой основного общего образования. Их условно можно разделить на несколько групп.

    Умение планировать и осуществлять свою деятельность :

    • самостоятельно определить цель обучения, определять и ставить перед собой новые учебные или познавательные задачи, расширять познавательные интересы;
    • проанализировать поставленную задачу и те условия, в которых она должна быть реализована;
    • сопоставить содержание указанной задачи с имеющимися знаниями и умениями;
    • самостоятельно спланировать способы достижения поставленных целей, находить эффективные пути достижения результата, умение искать альтернативные нестандартные способы решения познавательных задач;
    • способность сопоставлять собственные действия с запланированными результатами, контролировать свою деятельность, осуществляемую для достижения целей;
    • рассматривать разные точки зрения и выбрать правильный путь реализации поставленных задач;
    • оценить свои действия, изменять их в зависимости от существующих требований и условий, корректировать в соответствии от ситуации;
    • оценить правильность выполнения познавательной задачи, свои имеющиеся возможности ее достижения;
    • уметь осуществлять самоконтроль, самооценку, принимать решения и осуществлять осознанный выбор в познавательной и учебной деятельности.

    Умение работать в коллективе:

    • организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками, сотрудничать;
    • эффективно работать и в группе , и самостоятельно;
    • согласовывать свои мотивы и позиции с общественными, подчинять свои интересы коллективным;
    • находить общее решение, которое будет удовлетворять общим интересам;
    • проявлять толерантность, терпимость, уметь решать конфликты ;
    • выслушивать другие мнения, а также формулировать, отстаивать и аргументировать свое мнение.

    Умение осуществлять познавательные действия:

    • определять суть понятий, обобщать объекты;
    • находить аналогии;
    • самостоятельно находить критерии и основания для классификации, осуществлять классификацию;
    • устанавливать причинно-следственные связи;
    • выстраивать логические рассуждения, делать умозаключения и собственные выводы;
    • создавать, использовать и изменять символы, знаки;
    • создавать схемы и модели для решения различных познавательных или учебных задач;
    • осуществлять смысловое чтение (вычитать текст, правильно понять его содержание , оценить степень достоверности и применить на практике).

    Умение использовать компьютерные технологии:

    • использовать различные источники получения информации с помощью компьютера;
    • определять надежность и достоверность источника;
    • уметь выбирать нужную информацию;
    • знать способы передачи, копирования информации;
    • использовать возможности Интернета для продуктивного общения, взаимодействия.

    Наличие коммуникативных умений:

  • иметь высокую культуру речи.
  • Развитое экологическое мышление, которое ребенок должен применять во всех сферах своей деятельности, в том числе и в профессиональной.

    Установление ФГОС новых образовательных результатов с включением метапредметных компетентностей требует реализации нового методологического подхода к учебно-воспитательному процессу , ориентируя практику обучения не только на осознание и осмысление учебной информации, но и на формирование универсальных учебных действий.

    Выступление Валиевой Э.Ф., учителя химии МБОУ "АСОШ №1" Актанышского района Республики Татарстан

    на республиканском научно – методическом семинаре для учителей «Инновационные методики преподавания в школе и их реализация»

    (в рамках республиканских инновационных площадок «Модели организации внеурочной деятельности школьников в соответствии с требованиями ФГОСООО»

    и «Актуальные проблемы реализации ФГОС общего образования» на базе «Лицей №5» Вахитовского района г.Казани

    Здравствуйте уважаемая аудитория. Добрый день. Меня зовут Эльвира Фанисовна. Я учитель химии МБОУ «Актанышская средняя школа №1» Актанышского муниципального района Республики Татарстан.

    1 слайд Тема «Формирование метапредметных компетенций обучающихся через проектно – исследовательскую деятельность»

    2слайд. Древнеримский Философ Сенека говорил: «Не для школы, а для жизни мы учимся». Сегодня эти слова приобретают особую актуальность. В новых стандартах общего образования в качестве нового методологического подхода заложено требование к метапредметным результатам обучения. Общество нуждается в человеке, владеющем универсальными умениями информационного характера, в человеке, способном самообучаться, прогнозировать и принимать решения.

    Я считаю, что организация проектно - исследовательской деятельности обеспечивает благодатные условия для выхода на метапредметный результат. Однако успешному ее выполнению мешают определенные трудности. Одна из которых – противоречие между достаточным объемом знаний учащихся и практической неспособностью применять метапредметные знания в реальной жизни, данную проблему я попытаюсь раскрыть и решить в моем выступлении. (Многие наши школьники знают материал, но не умеют с ним работать в повседневной жизни).

    Для решения данной проблемы я перед собой поставила цель - создать условия для формирования метапредметных компетенций учащихся через проектно – исследовательскую деятельность. Считаю, что для повышения мотивации школьников необходимо формировать навыки критического и креативного мышления

    Механизмом достижения цели является метапредметный подход, так как он предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но и осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире. Это требования второго поколения образовательных стандартов, которые сейчас разработаны и активно внедряются в обучение.

    3 слайд. Гипотеза моего собственного исследования заключается в том, что эффективность развития жизненно- ориентированных способностей жизненно – ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве метапредметного компонента.

    4 слайд. В своей педагогической деятельности использую труды американского философа - прагматика Джона Дьюи (1859 - 1952). Он является основоположником "метода проектов" в мировой практике. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей.

    В российской системе образования с начала ХХI века компетенции стали трактоваться как новый подход к конструированию образовательных стандартов.

    Под эвристическим обучением мы понимаем обучение, ставящее целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.

    Прародителем данной методики был древнегреческий философ Сократ. Делал это он еще в V веке до Рождества Христова. Сократ - автор метода, названного впоследствии «сократической беседой». Сейчас этот метод называется «частично поисковым» или «эвристическим».

    5 слайд.

    Что такое метапредметность?

    Метапредметность подразумевает, что существуют обобщенные системы понятий, которые используются везде, а учитель с помощью своего предмета раскрывает какие- то их грани. На своих уроках я часто использую понятия метпредметного характера. Название многих химических веществ учащимися трудно запоминается и суть этих веществ не все полностью понимают. Для того чтобы ученик промысливал и прослеживал происхождение важнейших понятий, я ознакомливаю учащихся с бытовыми (обиходными) названиями веществ, и тем самым обеспечиваю целостное представление ученика об окружающем мире. ГИПЕРССЫЛКА. Например, дигидрат сульфата кальция -гипс, гидрокарбонат натрия - питьевая сода; карбонат кальция - мрамор, мел, известняк и т.д.

    Чтобы учащиеся смогли использовать полученные знания на практике на уроках задаю действенные вопросы практико – ориентированного характера .

    Например,

    1. Почему после чистки зубов нельзя употреблять яблоко?
    2. Почему нельзя употреблять горячую пищу?
    3. Почему на жареном мясе образуется румяная корочка?

    На данные вопросы нельзя ответить односложно, необходимо размышлять и уметь отстаивать свою точку зрения, что способствует развитию критического мышления.

    Также стараюсь на своих уроках создавать ситуация успеха, чтобы ученики могли гордится и радоваться своим победам и открытиям. Для этого на дом задаю выполнение лабораторных работ.

    Например,

    Приготовьте лимонад. Налейте в стакан охлажденную кипяченую воду, положите чайную ложечку варенья, щепотку лимонной кислоты и хорошо перемешайте. Добавьте щепотку пищевой соды, энергично размешайте и выпейте приготовленный лимонад. Запишите уравнения реакций.

    С учащимися решаем задачи и задания валеологического и жизненного характера . Так как метапредметность - это жизнь, ребенок добывая информацию о мире, расширяет кругозор.

    В середине марта, садоводы начинают готовить семена огурцов. Для прогревания их подвешивают над батареей. Затем на 10 мин. Помещают в 5 % раствор поваренной соли. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Приготовьте 80 г такого раствора.

    Для обеспечения целостности представлений об окружающем мире вместе с учащимися создаем исследовательские проекты и учебные проекты.

    6 слайд . Более подробно остановлюсь на учебном проекте.

    7 слайд. Конечным продуктом проектной деятельности учащихся может быть не только презентация, а модели , макеты, какой – то химический продукт (например, производство мыла), видеоклипы учащихся (Химия- королева наук), справочники, публикации, серии иллюстраций, коллекции, статьи, буклеты и т.д. Модели, макеты, конечные продукты успешно используется для баскет - метода («Экскурсия в химический музей». Продукты находят место в АМО (для другой аудитории). Учебно – проектные работы являются началом участия учащихся на н-практических конференциях разного уровня.

    8 слайд. Сопоставительный анализ метапредметных и проектных компетенций.

    Проектные (исследовательские) компетенции – одна из составляющих метапредметных. Проектно – исследовательские компетенции развивают метапредметные компетенции. Метапредметные компетенции связаны с проектной, тем самым они дополняют друг друга.

    Развивая проектно – исследовательской деятельности формируется валеологическая и экологическая культуры учащихся.

    9 слайд . Результат проектно – исследовательской деятельности может быть выражен формулами типа

    «Я смог создать что –то!», «Я могу использовать полученные знания в жизни!», «Я хочу исследовать теперь и …»

    10.Слайд: Я считаю, использование проектно – исследовательских методов в качестве метапредметного компонента в моей практике способствовали формированию Следующих личностных результатов:

    1. Постепенное выстраивание собственного целостного мировоззрения;

    2. Осознание жизненной ситуации с точки зрения безлпасного образа жизни и сохранения здоровья.

    3. Формулирование экологического мышления;

    4.Участие в делах, приносящих пользу людям.

    1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

    2) Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

    3)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

    4) Повысился интерес к учебным предметам и сформироваться внутренняя познавательная мотивация учащихся;

    5) Сформировались умения пользоваться информационными ресурсами и средствами коммуникации;

    6)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

    7) Формирование научно-теоретического, нестандартного мышления обучающихся.

    Слайд 12, 13. Предметные результаты:

    - Повысились количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

    - Повысились качественные показатели (творческий потенциал школьников);

    Многие работы получили высокую оценку на Поволжских и республиканских научно-практических конференциях.

    Повысилтсь количественные показатели успешности обучающихся (участие и победы в конкурсах, фестивалях, проектах различного уровня, повышение качеств знаний);

    Как Вы видите в таблице участие школьников на творческих конкурсах повышается не только в количественном соотношении, но и качественными показателями.Победа моих учеников –это моя победа.

    Слайд 14. Я считаю, что гипотеза доказана. Эффективность развития проектно –исследовательских жизненно- ориентированных способностей учащихся на занятиях химии и в повседневной жизни повышается, если основу обучения составляет учебная, проектная и исследовательская деятельность в качестве метапредметного компонента.

    Благодарю за внимание!

    1

    В данной статье рассмотрены актуальные проблемы формирования метапредметных компетенций как педагогической категории. Понятие «метапредметность» не имеет однозначного определения и отражает различные взгляды исследователей. Авторы анализируют определения и мнения различных авторов о метапредметности, метапредмете, универсальных учебных действиях, метапредметных результатах. На основе их анализа авторы приходят к выводу о том, что данные понятия объясняются на основе раскрытия содержания того, что они должны отражать. Анализ требований к результатам образования ФГОС также позволяет авторам статьи прийти к выводу, что в качестве метапредметного результата обучения следует рассматривать уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах, так именно такой результат обеспечивает более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

    развивающее обучение

    универсальные учебные действия

    напредметные компетенции

    метапредметные компетенции

    обучение

    1. Глазунова О.С. Метапредметный подход. Что это? // Учительская газета 2011. № 9 . [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ug.ru/article/64

    2. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.

    3. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320 с.

    4. Прокопенко М.Л. Метапредметное содержание обучения в начальной школе. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход. [Электронный ресурс]: Материалы пед.конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования "Эйдос", науч. шк. А. В. Хуторского; под ред. А. В. Хуторского. – М.: ЦДО «Эйдос», 2010 // Интернет-магазин «Эйдос»: [сайт]. .URL: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm.

    5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – 0-13 Москва: Проспект, 2013. – 160 с.

    Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования - это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества лидера, а самое главное - умение ориентироваться в большом потоке информации. В этих условиях образовательная практика нуждается в реализации метапредметного подхода, так как этому способствуют определенные факторы. Во-первых, наблюдается бурное развитие научного знания, образование в прошлом было ориентировано на подготовку специалистов конкретных областей знания. Это привело к потере некой универсальности, целостного восприятия мира. Технологизация общества предоставила возможность открытости и информатизированности, мгновенности овладения знаниями. Во-вторых, метапредметный подход обеспечивает, кроме целостности развития учащегося, студента, также и преемственность всех ступеней образовательного процесса. В-третьих, метапредметный подход требует изменения предметного содержания образования, в котором приобретенные знания - для осмысленного использования в своей практической деятельности, а не только сведения для запоминания. В-четвертых, метапредметность позволяет педагогу работать творчески, на перспективу. Меняется также и роль педагога, она трансформируется в роль партнера, тьютора. Все это отражается и в ФГОС. Новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) - это возможность перейти на более высокий уровень образования за счет обеспечения его непрерывности. На государственном уровне определена цель: воспитание творческой, свободной личности, исповедующей ценности демократического общества. Перед школой стоит задача выявления и развития способностей каждого ученика, достижение им не только предметных, но и метапредметных и личностных результатов. Стандарт ориентирует педагогов на формирование у ученика ключевых компетенций, которые обеспечат ему гибкость и адаптивность по отношению к быстро изменяющемуся миру. Это проявляется как соответствие и взаимосвязь содержания образования и методов работы специфическим особенностям обучающихся на разных возрастных этапах развития, а также в интеграции разных типов образования, обеспечивающих необходимый уровень и широту образовательной подготовки на определенном этапе развития ребенка. Понятие метапредметность не имеет однозначного определения и отражает различные взгляды исследователей . Несмотря на долгую историю понятия, до сих пор нет единого его толкования, различные научные школы трактуют его по-разному.

    Термины «метапредмет», «метапредметность» имеют глубокие исторические корни, впервые об этих понятиях речь вел еще Аристотель. В отечественной педагогике метапредметный подход получил развитие в конце XX века, в работах Ю.В. Громыко, А.В. Хуторского, и, наконец, в 2008 году был заявлен как один из ориентиров новых образовательных стандартов .

    У Ю.В. Громыко под метапредметным содержанием образования понимается деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета . Если приоритетом общества и системы образования является способность вступающих в жизнь людей самостоятельно решать встающие перед ними новые, еще неизвестные задачи, то результат образования «измеряется» опытом решения таких задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений. Это и становится одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации.

    Традиционная отечественная педагогика, добившаяся в XX веке определённых успехов, базировалась на двух основных принципах - это ориентация на знания, умения и навыки и энциклопедический подход. Первое давало возможность технологизировать образование, сделать его действительно массовым. Второе обеспечивало универсальность школьного образования, являющегося базой для профессионального образования различных уровней. Такая система достаточно успешно работала вплоть до информационной революции, связанной с внедрением компьютеров и различных информационных технологий в повседневную жизнь. Но с началом эры информатизации ситуация в педагогике резко изменилась.

    По мнению М.М. Поташника и М.В. Левита, метапредметные компетенции определяются как овладение основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными и познавательными. Важнейшей задачей ФГОС является формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к самостоятельной работе, следовательно, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее - знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать. Любое знание состоит частично из «информации» («чистое знание») и частично из «умения». Процесс изучения того или иного предмета преследует своей целью как сообщение учащимся той или иной информации, касающейся этого предмета, так и создание определенных умений. Умение - это мастерство, это способность использовать имеющиеся сведения для достижения своих целей. Умение - это совокупность определенных навыков. Это овладение способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях освоенных обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Метапредметные результаты объясняются как освоенные учащимися межпредметные, надпредметные умения и универсальные действия (общеучебные умения), способность к построению индивидуальной образовательной траектории. Термин «метапредметный результат» может означать результат, который:

    Соучаствует в освоении учебных предметов;

    Соединяет в некую общность учебные предметы;

    Означает совокупное действие учебных предметов;

    Возникает между предметами;

    Возникает вслед за освоением учебных предметов;

    Возникает для того, чтобы освоить учебные предметы, иными словами обслуживает учебные предметы.

    Изменяет (углубляет, расширяет) понимание учебных предметов .

    В новых стандартах метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается каждый человек на разных этапах своего жизненного пути в условиях быстро меняющегося общества.

    Таким образом, понимание смысла термина «метапредметные результаты» разнообразно, вариативнее и гораздо шире. С одной стороны, такое понимание показывает, что «метапредметные результаты» есть родовое понятие, которое включает в себя видовые понятия: «надпредметные» и «межпредметные» умения; «универсальные учебные действия» (они же «общеучебные умения и навыки»). С другой стороны, предложенное понимание позволяет по-новому, существенно глубже оценить возможности единства образовательного процесса, и, что еще важнее, выстраивает мост (или - лестницу) между предметными и личностными результатами. Это позволяет учителю «подниматься» от предмета к формированию личности и «спускаться» от сформированных черт личности к все более глубокому пониманию предмета. К метапредметным результатам относятся универсальные учебные умения, межпредментные умения и навыки, а также надпредметные умения и навыки. Стандарт второго поколения существенно преобразует традиционную дидактику. Обновленная дидактика ФГОС сдвигает акцент с описания процессов обучения (формы, методы, средства, условия и т.п.) на достижение непосредственных образовательных результатов.

    В конструктивно-техническом плане стандарты следует рассматривать как систему рамочных ограничений, определяющих поле широкого конструирования вариативного содержания образования. Стандарт устанавливает те элементы образования, без которых нельзя считать полноценным образование выпускника каждой ступени. В первую очередь это относится к структуре содержания, которая должна быть представлена в стандарте во всей ее полноте. Проектирование содержания образования осуществляется на нескольких уровнях. На первом уровне проектирования содержание образования в его нормативном виде фиксируется в форме допредметного минимума . Обучение пронизано множеством условий, задач, которые определяют дидактические принципы. Кардинально меняется роль учителя на уроке, из транслятора знаний он превращается в организатора учебного процесса, помощника и советчика детей.

    Педагог должен четко видеть перспективы развития каждого ребенка и коллектива в целом. Учитель каждую минуту должен быть готов к импровизации, неожиданным поворотам на уроке. Несомненно, он должен прекрасно владеть учебным материалом и стремиться к знаниям, быть в постоянном поиске методических приемов, обеспечивающих развивающее обучение. Наставник детей должен владеть самоанализом, адекватной самооценкой, должен уметь корректировать результаты своей деятельности. Всю особенность учебного процесса можно понять и прочувствовать лишь через собственный опыт работы.

    Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей. Целью развивающего обучения является формирование человека, способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи, находить оптимальные средства и способы их решения. Метод развивающего обучения, формирования учебной деятельности - учебные задания (задачи). Учебное задание - это ситуация, когда обучающемуся необходимо найти ответ, а готовых способов и средств для этого нет. Ситуация предполагает самостоятельное нахождение способа действия. В процессе решения учебного задания пересекаются педагогическая деятельность учителя и учебная деятельность обучающегося. В системе развивающего обучения основной единицей содержания учебного материала является понятие (система понятий) - понимание сущности вещи или явления, целостная совокупность суждений, отражающая внутреннюю сущность предмета. Уровень сформированности понятийного мышления - показатель развития личностных и метапредметных компетенций. Систематическая самостоятельная познавательная деятельность обучающихся на основе развивающих заданий формирует у них активную деятельностную позицию, тем самым развивающее обучение закладывает деятельностный подход к усвоению знаний.

    Таким образом, установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Также требуются разработки вариативных организационно-правовых моделей сетевого взаимодействия общего, дополнительного и профессионального образования, поиска новых механизмов, процедур, технологий организации воспитания и социализации обучающихся, совершенствования нормативно-правовой базы, позволяющей сохранить достоинства каждого из типов образования и создать условия для системы непрерывного общего образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

    Таким образом, ответ на вопрос, что является результатом метапредметного обучения, который дается в ФГОС, а именно универсальные учебные действия, является недостаточно технологичным. За этой версией не стоит отчетливое понимание того, что, по сути, представляют собой универсальные учебные действия, отсутствует указание на конкретную образовательную практику и технологии, где такой результат обучения достигается. Поэтому у учителя нет образца, на который он должен ориентироваться в своей работе с детьми. Значительно удобнее и правильнее рассматривать в качестве метапредметного результата обучения уровень развития базовых способностей учащихся: мышления, понимания, коммуникации, рефлексии, действия. Этот образовательный результат является универсальным и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах. Своевременно сформированные метапредметные УУД являются условием успешного овладения учебным материалом по различным предметам, а, следовательно, средством повышения качества и эффективности обучения школьника в целом.

    Рецензенты:

    Барахсанова Е.А., д.п.н., профессор кафедры ИВТ педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Министерства образования и науки РФ, г. Якутск;

    Неустроев Н.Д., д.п.н., профессор кафедры начального образования педагогического института Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Министерства образования и науки РФ, г. Якутск.

    Библиографическая ссылка

    Николаева А.Д., Маркова О.И. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20437 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»