• Системно-деятельностный подход - основа стандарта. Презентация «системно-деятельностный подход в условиях введения фгос в дошкольном отделении Как изменяются функции педагога при реализации компетентностной модели

    Системно-деятельностный подход в рамках реализации ФГОС

    Презентацию подготовила учитель начальных классов

    МАОУ СОШ г. Нестерова Карловская Е.Л.

    август 2016 г

    г.Нестеров


    Начальная школа - новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

    Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения.


    Одним из эффективных направлений в оптимизации образовательного процесса становится системно-деятельностный подход , который сочетает в себе деятельностный и системный подходы. Идея соединения двух указанных подходов для практической реализации возникла еще в 1985 году, тогда же новому подходу и было дано его название.

    Однако различные общественно-политические катаклизмы на некоторое время отодвинули внедрение системно-деятельностного подхода в школьную практику. Сегодня он стал основой среднего образования в России, положен в основу современного ФГОС и нацелен на развитие личности.



    1) Принцип деятельности – ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности – преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности – формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ). 4) Принцип мимнимакса –школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).


    5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6) Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.


    Главной целью образования согласно ФГOС становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика, его способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться .



    Системно-деятельностный подход реализуется с помощью технологии деятельностного метода - метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Он становится маленьким ученым, делающими свое собственное открытие.

    Деятельностный метод обучения младших школьников, снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для ее исправления. Такой подход к решению проблем, особенно в трудных ситуациях, необходим и в жизни: в случае неудачи не впадать в уныние, а искать и находить конструктивный путь.

    Структура уроков ведения нового знания при системно-деятельностном подходе

    1.Мотивирование к учебной деятельности

    2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

    Организуется подготовка и мотивация учащихся к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

    3.Выявление места и причин затруднения .

    Учитель организует выявление учащимися места и причин затруднения. Для этого учащиеся должны восстановить выполнение операции и зафиксировать место возникновения затруднения, соотнести свои действия с используемым способом действий, выявить и зафиксировать те конкретные знания, умения и способности, которых недостаёт для решения исходной задачи.

    4. Построение проекта выхода из затруднения

    Учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель – возникшее затруднение, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства – алгоритмы, модели. Этим процессом руководит учитель: сначала с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, позднее – с помощью исследовательских методов.

    5. Реализация построенного проекта.

    Осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действия используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения

    6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

    Учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

    7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону .

    Используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий.

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

    Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

    Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся её цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


    Задача учителя включить ученика в учебную деятельность.

    На своих уроках я стараюсь создать такие условия, при которых учащиеся погружаются в исследовательскую деятельность, делают сами открытие нового. При таких условиях у детей развивается не только умение учиться, но и огромный интерес к изучаемым предметам. Мною на каждом уроке разрабатываются различные задания проблемного, поискового характера, а также тесты, проводятся опыты.


    Урок окружающего мира.

    Вода. Свойства воды

    Практическая работа

    Проведем опыты и определим свойства воды


    Урок математики. Письменные приёмы вычитания

    Деятельность учителя

    На доске записаны два примера на вычитание:

    Деятельность учеников

    Выполните решение данных примеров.

    Почему невозможно применить письменный алгоритм вычитания для решения второго примера?

    Как бы вы предложили решить эту проблему?

    Решение 1 примера выполняют быстро, а с решением второго примера испытывают затруднения.

    Потому что невозможно из 3 вычесть 9.

    Учитель вместе с детьми выбирает правильное предположение и выстраивает алгоритм письменного приёма вычитания с переходом через разряд.

    Дети выдвигают различные предположения, приводят свои аргументы и доказательства.

    Дети согласно новому алгоритму выполняют решение 2 примера.


    Урок русского языка. Образование сложных слов.

    Деятельность учителя

    Деятельность учеников

    В словах, которые записаны на доске, выделите корень.

    Все согласны?

    Ученик у доски в слове «ледокол» выделяет один корень - ледокол.

    Нет. В слове «ледокол» два корня: - лёд - и

    Почему вы так решили?

    - кол - .

    Дети исследуют лексическое значение слова с использованием знаний получаемых из толкового словаря и формулируют ответ.


    Урок окружающего мира. Правила поведения

    - С.53 прочитайте как поговорили по телефону Попугай и пёс Рыжик.(Можно обыграть, по ролям)

    Получился у них разговор?

    Составьте разговор по телефону, используя слова на карточках, наклейте карточки.

    Работа в группах.

    • Петя приглашает на День рождения друга Сашу
    • Катя приглашает подругу Нину пойти в кино
    • Саша спрашивает домашнее задание у учительницы Елены Леонидовны
    • Кристина приглашает подругу Таню в гости
    • Аня интересуется, почему подруга Алла не пришла в школу
    • Результаты работы (листы) на доску и обыграть

    Урок русского языка. Образование наречий.

    Деятельность учителя

    Прочитайте столбики слов, записанных на доске:

    Деятельность учеников

    ловкий - ловко

    сладкий - сладко

    мелкий – мелко

    - Что можете о них сказать?

    Разберите по составу слова каждого столбика.

    Дети читают слова про себя.

    Проверим.

    Это родственные слова. В первом столбике прилагательные, а во втором – наречия.

    Почему вы считаете, что во втором столбике разбор слов выполнен неправильно?

    Ученик у доски выделяет в наречиях окончание – о.

    Докажите. К какой части речи относятся слова 2 столбика?

    Что такое наречие?

    Дети выражают своё несогласие с результатом выполнения задания учеником у доски.

    Потому что в этих словах нет окончаний.

    Но тогда чего не может быть у наречий?

    Это наречия.

    Неизменяемая часть речи.

    Окончания.


    Урок окружающего мира. Где живут белые медведи.

    Где всегда холодно и не бывает смены времён года? Попробуйте показать с помощью белых полосок. Подумайте, договоритесь и прикрепите бумажные полоски туда, где всегда холодно.

    Что вам помогло?

    Давайте прочитаем, что написано на этих участках

    - Определили холодные районы Земли, теперь проверьте себя

    Почему там так холодно?

    Какие полюса расположены в этих районах?

    Что хотели бы узнать об этих районах?

    Возьмите конверт с силуэтами животных и поселите их туда, где они обитают

    Для проверки откройте страницы учебника 12 – 13, посмотрите внимательно иллюстрации: верно ли вы выполнили задание?

    Какие животные живут во льдах Северного Ледовитого океана? В Антарктиде?


    Урок окружающего мира. Что такое деньги

    Всегда ли существовали деньги?

    Давайте заглянем в далёкое прошлое.

    Кто это? (Первобытные люди)

    Как вы думаете, у них были деньги?

    Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.

    Прошли тысячи лет. Люди многому научились. В каждом деле были умельцы. Одни шили сапоги, другие – делали посуду, третьи – ткани. У людей появились лишние предметы (товар) и они хотели приобрести другие изделия, другой товар.

    Как же они должны были поступить, чтобы получить то, что хот ят?


    Системно - деятельностный подход дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.


    «Образованный человек –
    это тот, у кого есть образ
    собственного я.
    И школа должна помогать
    человеку выявлять этот образ
    себя, лелеять его и развивать»
    А. Тубельский

    Аксиомы деятельности:

    АКСИОМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
    Учение осуществляется как УПД, если
    школьник овладевает не только знаниями,
    но и способами их приобретения; если
    эти способы не даны ему в готовом виде,
    самостоятельно строятся самим
    учеником и вытекают из поставленной им
    учебной задачи; если ученик усваивает не
    только способы работы со знаниями, но и
    способы работы с самим собой, т.е.
    приемы самоконтроля и самооценки.
    \А.К.Маркова, Т.А.Матис, А.Б.Орлов.
    Формирование мотивации учения. – М.,
    1990. С.34-35\.

    Теория учебной деятельности является научным приоритетом России

    ТЕОРИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ЯВЛЯЕТСЯ НАУЧНЫМ ПРИОРИТЕТОМ
    РОССИИ
    Разработчики теории поставили
    «новую проблему в теории обучения
    - изменение самого субъекта
    деятельности в процессе действий,
    воспроизводящих объективные
    свойства познаваемого предмета
    при решении учебных задач
    обобщенными способами
    действий» [И.А.Зимняя, с. 191].

    Основные идеи теории деятельности

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    положение о общественноисторической обусловленности
    психического развития личности
    школьника (Выготский Л.С.);
    принцип единства психики и
    деятельности (Рубинштейн С.Л.,
    Леонтьев А.Н.);
    учение о структуре психологической
    структуре деятельности (Рубинштейн
    С.Л., Леонтьев А.Н.);

    Основные идеи теории Деятельности

    ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ТЕОРИИ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    теория поэтапного формирования
    умственной деятельности (Гальперин
    П.Я., Талызина Н.Ф.);
    концепция УД в системе
    развивающего обучения (Давыдов
    В.В., Эльконин Д.Б., Л.В.Занков и др.);
    активизация учебно-познавательной
    деятельности (Щукина Г.И. и др.).

    Реализация деятельностного подхода (леонтьев А.Н.)

    Потребность
    Мотив
    Результат
    РЕАЛИЗАЦИЯ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО
    ПОДХОДА (ЛЕОНТЬЕВ А.Н.)
    Цель
    Предмет
    Средства
    Действия,
    операции

    В начале 60-ых годов XX века
    в московской школе № 91,
    под руководством
    Д.Б.Эльконина проводился
    длительный эксперимент по
    формированию учебной
    деятельности, были получены
    материалы, представляющие
    общую структуру учебной
    деятельности.
    Д.Б. Эльконин пишет: «Оказалось, что
    важным компонентом учебной
    деятельности выступает учебная
    задача...»

    Как идет усвоение действий по Д.Б.Эльконину?

    КАК ИДЕТ УСВОЕНИЕ ДЕЙСТВИЙ ПО
    Д.Б.ЭЛЬКОНИНУ?
    Первый компонент, который усваивает
    ученик - это контроль, второй- оценка, т.е.
    установление того, усвоено или нет
    учебное действие.
    Важной представляется идея Д.Б.
    Эльконина о том, что учебная деятельность
    - это деятельность общественно значимая
    и общественно оцениваемая, эта
    деятельность, которая позволяет ребенку
    менять свою позицию.

    КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

    рассматривается как средство
    достижения нового качества
    образования
    КОМПЕТЕНТНОСТЬ
    способность решать проблемы и
    типичные задачи, возникающие в
    реальных ситуациях с
    использованием знаний, умений,
    жизненного опыта.

    КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

    Проект «Среднее образование для Европы»
    Политическая и социальная компетентность
    Компетентность, реализующая способность и желание
    учиться всю жизнь
    Компетентность жизни в поликультурном обществе
    Коммуникативная компетентность
    Информационная компетентность

    КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

    Стратегия модернизации содержания общего
    образования
    Компетентости –
    в социально-правовой сфере
    в информационной сфере
    в коммуникативной сфере

    КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ

    ЮНЕСКО
    Учиться знать – конструировать
    свое собственное знание
    Учиться делать – применять
    изученное
    Учиться жить вместе –
    действовать, понимая, что все
    имеют равные права
    Учиться быть – знать и развивать
    свой потенциал

    Реализация компетентностного подхода

    РЕАЛИЗАЦИЯ
    КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
    Новая
    способность
    Компетентность
    Ценности
    Опыт
    Первичная
    способность
    Знания
    Умения
    Навыки

    Обучение (учение) через реконструкцию опыта Джон Дьюи, Дэвид Колб

    ОБУЧЕНИЕ (УЧЕНИЕ) ЧЕРЕЗ РЕКОНСТРУКЦИЮ ОПЫТА
    ДЖОН ДЬЮИ, ДЭВИД КОЛБ
    Ощущение
    затруднения
    Осознание
    проблемы
    Критическое
    осмысление
    проблемы
    Выдвижение
    гипотезы
    Проверка
    гипотезы
    (действие)

    Целеполагание
    Мотивация
    Осуществление действий
    Получение результата
    Оценка результата

    Преобразование условий учебной задачи
    Моделирование задачи в графической или буквенной форме
    Решение задачи
    Контроль за выполнением действий
    Оценка результата решения учебной задачи

    Изменения на уровне учебного предмета

    ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ УЧЕБНОГО
    ПРЕДМЕТА

    Образец изменений в содержании
    начального образования
    Было: понятие пространственных фигур (куб
    многогранник) - по изображению, модели.
    Результат - узнавание и называние.
    Будет: нахождение фигур в окружающем
    пространстве, работа с моделями (раскрашивание
    граней, получение отпечатков вершин, граней,
    ребер, выполнение сечений и развертки) и др.
    Результат - умение работать с пространственными
    фигурами, простейшие представления планиметрии,
    основы для формирования пространственного
    мышления.

    Изменения на уровне образовательного учреждения

    ИЗМЕНЕНИЯ НА УРОВНЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
    УЧРЕЖДЕНИЯ

    Авангардные проекты (ФЦПРО 11-15)

    АВАНГАРДНЫЕ ПРОЕКТЫ
    (ФЦПРО 11-15)
    - Школьная инфраструктура
    - Интерактивные образовательные среды для
    семьи (эксплуаториумы, музей науки и пр.)
    - Исследовательские проекты с участием детей
    - Различные формы он-лайнового «незаочного»
    образования
    - Иное, Федеральные инновационные площадки
    22

    Как изменяются функции педагога при реализации компетентностной модели?

    КАК ИЗМЕНЯЮТСЯ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА ПРИ
    РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ
    МОДЕЛИ?
    .

    ФУНКЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

    Содействие образованию школьника
    Проектирование индивидуального
    образовательного маршрута
    Управление
    Рефлексия
    Самообразование

    СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ (По Е.В.Пискуновой)

    СОДЕЙСТВИЕ ОБРАЗОВАНИЮ
    (ПО Е.В.ПИСКУНОВОЙ)
    опора на самостоятельность в обучении
    создание условий для проявления активности,
    творчества и ответственности обучении
    создание условий для расширения
    жизненного опыта и опыта обучения из жизни
    формирование мотивации к непрерывному
    обучению

    Отбор учителем содержания образования по
    предмету - на основе пересечений
    информационных потоков учителя и учащихся,
    опоры на скрытый опыт учащихся, а также
    межпредметной интеграции знаний в учебных и
    социальных проектах;

    ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    Выбор учителем образовательных технологий проектного, исследовательского,
    рефлексивного обучения, развития критического
    мышления, не только решающих задачи
    освоения содержания предмета, но и
    способствующих становлению компетентностей
    учащихся

    ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    Формирование учителем открытой
    образовательной среды, представляющей
    собой совокупность образовательных
    ресурсов
    открытая образовательная среда
    способствует становлению и проявлению
    компетентностей школьников, когда
    предметные знания становятся основой для
    решения реальных жизненных проблем

    ИЗМЕНЕНИЯ ШКОЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

    Выбор разнообразных способов оценки
    достижений - формализованной и аутентичной
    (портфолио, дневник достижений, профиль
    умений и пр.)

    Литература

    ЛИТЕРАТУРА
    Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного
    процесса обучения в условиях перехода к
    информационному обществу. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.
    Герцена, 2004.- 254 с.
    Акулова О.В., Писарева С.А., Пискунова 2Е.В., Тряпицына
    А.П. Школьное образование в современных
    социокультурных условиях: Монография / Под ред. проф.
    А.П.Тряпицыной – СПб.: ПетроПресс, 2005. - 181 с.
    Крылова О.Н. Социокультурная динамика содержания
    школьного образования: Научно-методические
    материалы. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2008. – 192с.
    Пискунова Е.В. Социокультурная обусловленность
    изменений профессионально-педагогической
    деятельности учителя: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им.
    А.И.Герцена, 2005. – 324 с.
    Президентская инициатива: «Наша новая школа», 2008.

    Н.А. Разагатова, заведующий лабораторией «Стандарты II поколения» МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования городского округа Самара», к.п.н. 2 0.0 9.2010

    Слайд 2: Системно-деятельностный подход позволяет на каждой ступени общего образования:

    представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности; на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи; выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся.

    Слайд 3: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского общества;

    Слайд 4: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

    ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования; признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся; учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

    Слайд 5: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

    обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

    Слайд 6: Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования?

    Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике

    Слайд 7: В жизни нам постоянно приходится решать проблемы! А учит ли этому школа?

    Структура традиционного урока 1. Учитель проверяет д/з учеников 2. Учитель объявляет новую тему 3. Учитель объясняет новую тему 4. Учитель организует закрепление знаний учениками Решение проблем в жизни 1. Жизнь ставит нас в ситуацию затруднения. Мы формулируем цель: «Чего мы хотим добиться?» 2. Мы обдумываем варианты решения, определяем, хватит ли знаний и умений. 3. Мы пытаемся решить проблему (при необходимости добывая новые знания) 4.Получив результат, мы сравниваем его с целью. Делаем вывод – добились своего или нет.

    Слайд 8: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования;

    Слайд 9

    ориентир для оценки состояния системы общего образования Требования к результатам освоения основных образовательных программ - системообразующий компонент ФГОС основа аккредитации ОУ основа для аттестации учителей и руководителей ОУ основа для нормирования условий и создания ресурсов критериальная база для итоговой аттестации обучающихся;



    10

    Слайд 10

    Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

    11

    Слайд 11: ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ

    Предметные результаты знания умения, опыт творческой деятельности и др. Метапредметные результаты способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях Личностные результаты система ценностных ориентаций, интересы, мотивации, толерант-ность ФГОС: изменение требований к ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ РЕЗУЛЬТАТУ Портрет выпускника – гражданина России: Патриот. Уважающий ценности иных культур. Креативный, мотивированный. Уважающий других людей, готовый сотрудничать. Способный принимать самостоятельные решения

    12

    Слайд 12: Результаты освоения основных образовательных программ как «приращения» в личностных ресурсах обучающихся:

    личностные результаты – фактор развития мотивационных личностных ресурсов; метапредметные результаты - фактор развития инструментальных ресурсов Предметные результаты - Фактор развития когнитивных ресурсов.

    13

    Слайд 13: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

    ГОС.СТАНДАРТ 2004 г.: «…ориентации образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на РАЗВИТИЕ его личности » Как меняются требования к результату? Для справки психологи: Развитие – формирование в процессе взаимодействия с миром способностей и функций, воспроизводящих человеческие качества. Развитие – интеллектуальное Развитие – личностное Развитие - социальное КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ Какой требовался результат? «Хорошее прошлое положительно опасно, если делает нас удовлетворенными настоящим и, следовательно, не готовыми к будущему» Чарльз В. Элиот ФГОС «Смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний - РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности» В чем принципиально изменились требования к результату?

    14

    Слайд 14: Чему учили и чему научили на этих уроках?

    15

    Слайд 15: Чему учили и чему научили на этих уроках?

    16

    Слайд 16

    Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий

    17

    Слайд 17: КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

    1. Подробно описать новый результат в виде конкретных задач: Зачем учить? (ЦЕЛЬ) Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: 2. Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

    18

    Слайд 18: ЧТО МЕШАЕТ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ?

    (АКТУАЛИЗАЦИЯ)

    19

    Слайд 19: Готова ли школа к новому результату или продолжаем «давать знания»?

    20

    Слайд 20: Что мешает учителю работать на новый результат?

    Раз но стиль ные учебники Методики обучения Приемы воспитания

    21

    Слайд 21: Что мешает всей школе работать на новый результат?

    ИСТОРИК ФИЛОЛОГ БИОЛОГ МАТЕМАТИК ГЕОГРАФ ХИМИК «В началке учили не тому, что я хочу!»


    22

    Слайд 22: ФГОС: I. Общие положения. п. 7

    В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения социально желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;

    23

    Слайд 23: ФГОС: каким образом можно получить новый результат?

    ОРГАНИЗОВАТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКОВ: СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

    24

    Слайд 24: КАК сделать? Простроить цели до конкретных действий на уроке

    «Главное не знания, а умения ими пользоваться» академик А.А.Леонтьев (1995 г.) Портрет выпускника начальной школы Универсальные учебные действия личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные Цели предметов – линии развития (какие жизн.задачи помогает решать) Учебные задания, развивающие предметные умения =

    25

    Слайд 25

    Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Деятельностная парадигма образования: планируемые результаты и система оценки Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

    26

    Слайд 26: Организация учебно-воспитательного процесса

    Технология – способ освоения деятельностного пространства Методика – способ личностного освоения технологий Деятельность – система действий человека, направленная на достижение определенной цели Цель – предвосхищение в сознании результата деятельности

    27

    Слайд 27

    Педагогическая технология – описание процесса достижения планируемых результатов обучения. (И.П. Волков)

    28

    Слайд 28: Признаки педагогических технологий:

    В основе – конкретные педагогические теории, идеи Строгий порядок действий Воспроизводится любым педагогом Индивидуальный и дифференцированный подход Четкие критерии оценки результатов Гарантированность педагогического процесса

    29

    Слайд 29

    Базовые образовательные технологии: подходы к отбору Основа – планируемые результаты и их проекция на различные этапы учебного процесса Дифференциация требований к освоению содержания образования: базовые и повышенные Целенаправленная организация учебной деятельности на основе учебных задач и ситуаций «Встроенность» системы текущего, промежуточного и итогового оценивания в учебный процесс

    30

    Слайд 30

    Базовые технологии стандартов второго поколения Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира) Технология, основанная на реализации проектной деятельности Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения

    31

    Слайд 31

    ОБУЧЕНИЕ НА ОСНОВЕ « УЧЕБНЫХ СИТУАЦИЙ » Базовые образовательные технологии Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие


    32

    Слайд 32

    Учебные ситуации: подходы структурная «единица» учебной деятельности: ее полный замкнутый цикл: дети – самостоятельно или с помощью учителя –обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают; содержательная основа – планируемые результаты; учет возрастных особенностей

    33

    Слайд 33

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами игровой деятельности: соревнования – командные и индивидуальные; сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

    34

    Слайд 34

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности: «Пишем книгу» ; «Готовим праздник» «Делаем подарки» «Сообщаем вам …» …

    35

    Слайд 35

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение, (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

    36

    Слайд 36

    Проектирование и отбор учебных ситуаций: примеры Ежедневно используемые учебные ситуации: Математика: счёт, вычисления, решение задач, обсуждение Русский язык и чтение: «чисто-» и скороговорки, чтение вслух и про себя, письмо, «Дневник читателя», повествование/описание, обсуждение Окружающий мир: Дневник наблюдений

    37

    Слайд 37

    Некоторые примеры учебной деятельности: Математика Игры и эксперименты (с числами и числовыми закономерностями, с телами и формами, с величинами, с возможностями различных исходов событий и др.) Работа с учебными моделями (числа и их свойства, отношения, операции и др.) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение (чисел, тел и форм, величин, данных исследований и т.д.) Описание и оценка (свойств, взаимного положения объектов, закономерностей и т.д.) Конструирование и создание (моделей, математи- ческих выражений, схем и т.д.) Ежедневный счет, вычисления, решение задач

    38

    Слайд 38

    Некоторые примеры учебной деятельности: Русский язык Игры и эксперименты (со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами) Работа с учебными моделями (слова, устные высказывания, тексты) Наблюдения, обсуждения, описание и анализ (слова и конструкции, тексты; особенности их построения и употребления; порядок действий) Группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение Преобразование и создание (списки слов, тексты, памятки, плакаты и т.д.) Ежедневное чтение (вслух и “ про себя ”) и письмо (списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т.д.)

    39

    Слайд 39

    УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Базовые образовательные технологии Основные принципы: открытость системы требований, предъявление образцов деятельности, «ножницы» между базовым и повышенными уровнями требований, посильность базового уровня, обязательность его освоения всеми учащимися, добровольность в освоении повышенных уровней требований, работа с группами «подвижного» состава, накопительная система оценивания. Основа: дифференциация требований к уровню освоения, явное выделение базового и повышенных уровней

    40

    Слайд 40: Базовые образовательные технологии

    Дифференциация обучения на основе выделения обязательных требований к подготовке учащихся предполагает такую организацию учебного процесса, при которой все школьники имеют возможность получать полноценное обучение, в соответствии с рекомендуемыми Министерством образования и науки программами и учебниками, и вместе с тем иметь ясное представление о том минимально обязательном наборе требований к их знаниям, интеллектуальным и практическим умениям, навыкам познавательной и коммуникативной деятельности, которые будут им предъявлены к моменту окончания изучения курса, раздела или каждой отдельной темы.

    41

    Слайд 41: Базовые образовательные технологии

    В условиях этой технологии ученик – это, прежде всего, партнер, имеющий право на принятие решений (на выбор содержания своего образования, уровня его усвоения и т.д.). Ответственность за выполнение принятого решения ложится на ученика. Главная же задача и обязанность учителя – помочь ребенку принять и выполнить принятое им решение. Помочь сделать правильный выбор, определиться в сфере своих познавательных интересов. Помочь составить или откорректировать программу самообразования, подобрать нужную литературу, поставить познавательную задачу, адекватную интересам и возможностям ученика, своевременно его проконсультировать и проконтролировать, обеспечить своевременное достижение каждым, как минимум, обязательного уровня общеобразовательной подготовки.

    42

    Слайд 42: Уровневый подход

    Уровни усвоения знаний Первый уровень: воспроизведение и запоминание Второй уровень: применение знаний в знакомой ситуации по образцу Третий уровень: применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески Уровни сформированности способов действий Первый уровень: следование образцу, правилу, алгоритму без необходимости понимать, почему надо действовать именно так. Второй уровень: действие с пониманием оснований того способа, который необходим для решения задачи Третий уровень: преобразование освоенного способа действия применительно к новому контексту Уровневый подход

    43

    Слайд 43

    ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Базовые образовательные технологии Информатизация образования – это приведение системы образования в соответствие с потребностями и возможностями информационного общества Образовательная деятельность на основе ИКТ: открытое (но контролируемое) пространство информационных источников, инструменты «взрослой» информационной деятельности, среда информационной поддержки учебного процесса, гибкое расписание занятий, гибкий состав учебных групп, современные системы управления учебным процессом


    44

    Слайд 44

    Критерии оценки задания: ИКТ-компетентность учащихся ИКТ используется для приобретения новых знаний, ключевых компетентностей З адание невозможно или затруднительно, или непрактично выполнять без применения ИКТ

    45

    Слайд 45

    Образовательная среда: учебное и игровое пространства Назначение: для подвижных занятий и для спокойной работы, для общения и для уединения, для «пробы сил» и для демонстрации достижений, для поиска информации Учебное пространство: место учителя, свободно оформляемое место для работы учащихся, «центральное» место для выступлений, «центральная» доска, рабочие доски, уголок книг и других информационных источников, аудио- и видеоцентр, центр «письма» стол с раздаточными материалами выставки, стенды и т.п.

    46

    Слайд 46

    Традиционный урок 1.Проверка д/з учеников учителем 2.Объявление темы учителем 3.Объяснение темы учителем 4.Закрепление знаний учениками Проблемно-диалогический урок 1.Создание проблемной ситуации учителем и формулирование проблемы учениками 2.Актуализация учениками своих знаний 3. Поиск решения проблемы учениками 4.Выражение решения, 5. Применение знаний учениками Проблемно-диалогическая технология (с1999г.) Цель - обучить самостоятельному решению проблем Средство - открытие знаний вместе с детьми

    47

    Слайд 47: Пример проблемной ситуации (задание с затруднением)

    Задание на сложение дробей (не изучали) 2/4 + 1/4 = ? «Математика», 4 класс Разные результаты (не знают правила): Ответы: ¾ или 3/8 ! Что-то не так… А мы умеем складывать дроби (осознание затруднения)? К акая у нас сегодня цель урока? УЧЕБНАЯ ПРОБЛЕМА: Научиться складывать дроби! РЕШЕНИЕ: АЛГОРИТМ / ПРАВИЛО СЛОЖЕНИЯ ДРОБЕЙ

    48

    Слайд 48: Какие УУД прежде всего развивает проблемный диалог?

    Организационные – умение решать проблемы Коммуникативные – вести диалог Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора

    49

    Слайд 49: Классификация образовательных технологий

    50

    Слайд 50: По категории обучающихся

    Массовая технология Продвинутого образования (углубленное, лицейское, спец. образование) Компенсирующие (коррекция, поддержка, выравнивание) Виктимологические (сурдо, орто, тифло, олигофренопедагогика) Технологии работы с трудными детьми Технологии работы с одаренными детьми

    51

    Слайд 51: По ориентации на личностные структуры

    Информационные (формирование знаний, умений, навыков) Операционные (формирование способов умственных действий) Эмоционально- художественные (воспитание эстетических отношений) Эмоционально- нравственные (воспитание нравственных отношений) Саморазвитие (формирование самоуправляющих механизмов) Эвристические (развитие творческих способностей)

    52

    Слайд 52: По отношению к ребенку со стороны взрослых

    Авторитарные (требование и принуждение, подавление инициативы) Дидактоцентрические (невнимание к личности ребёнка) Личностно-ориентационные (в центре личность ребёнка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития) Гуманно-личностные (гуманистическая сущность, психотерапевтическая направленность на поддержку личности, помощь ей. Уважение и любовь к ребёнку, вера в его творческие силы)

    53

    Слайд 53: По отношению к ребенку со стороны взрослых

    Технологии сотрудничества (демократизм, равенство, партнёрство; состояние сотрудничества и сотворчества) Технологии свободного воспитания (предоставление ребёнку свободы выбора и самостоятельности в разных сферах его деятельности) Развитие критического мышления осмысление, переработка, применение знаний

    54

    Слайд 54: По преобладающему (доминирующему) методу

    Догматические, репродуктивные Объяснительно-иллюстративные Развивающее обучение Модульная педагогическая технология Проблемные, поисковые Творческие Программированное обучение (управление деятельностью и поведением учащихся)

    55

    Слайд 55: По преобладающему (доминирующему) методу

    Диалогические + дискуссии (коллективный поиск истины) Игровые Саморазвивающее обучение Информационные (компьютерные) Проектная Составление портфолио (сбор и структурирование материалов по определенной теме)

    56

    Слайд 56: По организационным формам

    Классно-урочные Альтернативные Академические Клубные Индивидуальные Групповые Коллективный способ обучения Дифферинцированное обучение

    57

    Слайд 57: По концепции усвоения

    Ассоциативно-рефлекторные Развивающие Бихевио-ристические Гештальт-технологии Интериоризаторские Суггестивные Нейролингвистические

    58

    Слайд 58: Здоровьесберегающие технологии

    Медико-гигиенические Физкультурно – оздоровительные Обеспечение безопасности жизнедеятельности Здоровьесберегающие образовательные технологии: Педагогика сотрудничества Технологии развивающего обучения Технология уровневой дифференциации Технология саморазвития Марии Монтессори Технология психологического сопровождения

    59

    Слайд 59: «Золотые правила» использования приемов технологий

    60

    Слайд 60

    Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса; Веди ученика от собственного опыта к общественному; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши; Учи анализировать каждый этап работы; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики!

    61

    Слайд 61

    Учитель начальной школы Позиционирование учителя Позиция учителя-профессионала демонстрирует культурные образцы действий инициирует пробные действия детей консультирует, корректирует действия ищет способы включить в работу каждого Позиция воспитателя создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции …), самостоятельной выработки жизненных ценностей “ со-участник ”, “ третейский судья ” Позиция педагогической поддержки оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать


    62

    Слайд 62

    Учитель начальной школы Профессиональное мастерство Проектирование учебного процесса Организация работы учащихся Оценочная деятельность ИКТ-компетентность

    63

    Слайд 63

    Портрет выпускника дошкольник - начальная школа деятельный и активный креативный любознательный инициативный открытый внешнему миру, доброжелательный и отзывчивый положительное отношение к себе, уверенность в своих силах коммуника- тивность навыки самоорганизации и здорового образа жизни исследова- тельский интерес саморегуляция ответственность чувство собственного достоинства уважительное отношение к окружающим, к иной точке зрения УЧЕБНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ≡ УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ

    64

    Слайд 64: Портреты выпускников

    Начальная школа любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Основная школа любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством; уважающий других людей; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.

    Слайд 1

    Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС

    Слайд 2

    СОДЕРЖАНИЕ:
    1 Тема 1. Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС НОО. Традиционный, компетентностный и системно-деятельностный подходы. Деятельностный подход в психологии: принцип сознания и деятельности; проблема личности; категория деятельности; принцип психического развития ребенка; ведущий вид деятельности; структурные единицы деятельности; структура деятельности; ученик как субъект учебной деятельности. Дидактические принципы системно-деятельностного подхода. Условия реализация системно-деятельностного подхода
    2 Тема 2. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как один из аспектов системно-деятельностного подхода. Мотивация как совокупность личностных (устойчивых) и ситуативных (динамических) факторов. Система мотивов школьника. Способы и методы поддержания и активизации мотивационной сферы школьника. Целеполагание как основа системной организации учебной деятельности школьников.

    Слайд 3

    В истории образования выделены три конкурирующих подхода к разработке стандартов:
    Традиционный подход может быть назван «ЗУНовским». Он сводит образование к знаниям, умениям и навыкам. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. Системно-деятельностный подход.

    Слайд 4

    Компетентностный подход
    Компетентность – способность применять имеющиеся знания и умения в новых ситуациях, проявляющаяся в организации и планировании деятельности в необычных ситуациях и нововведениях.

    Слайд 5

    Виды компетентности:
    Психологическая (индивидуальная): характеризует индивидуальность человека при выполнении им своих обязанностей, «мягкие требования». Техническая (профессиональная): характеризует получаемый результат, связана со стандартами выполнения обязанностей, «жесткие требования».

    Слайд 6

    Компетентностный подход
    Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

    Слайд 7

    Компетентностный подход
    Информационная компетентность – это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию. Коммуникативная компетентность – это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления. Компетентность разрешения проблемы – целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

    Слайд 8

    Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно–деятельностный подход!

    Слайд 9

    Традиционное обучение Инновационное Развивающее обучение
    1 Базируется на принципе доступности Опирается на зону ближайшего развития
    2 Учащийся выступает в роли объекта Учащийся действует как субъект собственной учебной деятельности
    3 Ориентирование на усвоение определенной суммы знаний Нацелено на усвоение способов познания как конечной цели учения
    4 Развивает обыденное мышление, эмпирический способ познания Развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания
    5 Решая конкретно-практические задачи, учащиеся усваивают частные способы деятельности На первый план выступают учебные задачи, решая их учащиеся, усваивают общие способы умственной деятельности
    6 В результате формируется человек, способный к исполнительской деятельности Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности

    Слайд 10

    Понятие системно-деятельностного подхода
    Системный подход, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и целый ряд исследователей), Деятельностный подход, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие исследователи).

    Слайд 11

    Проблема деятельности разрабатывалась:
    философия (Э.В.Ильенков, М.С.Каган, П.В.Копнин, В.А.Лекторский, Э.Г.Юдин и др.); психология (А.Г.Асмолов, М.Я.Басов, Г.С.Костюк, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, В.В.Рубцов и др.); обучение и воспитание ребенка (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Д.И.Фельдштейн, Л.М.Фридман, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин, К.Ван Парререн, Ж.Карпей, Э.Эриксон); развивающее обучение (А.Б.Воронцов, А.К.Дусавицкий, В.В.Репкин и др.).

    Слайд 12

    Системно-деятельностный подход
    Системный подход – это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

    Слайд 13

    Известный психолог А.Н.Леонтьев:
    «Человеческая жизнь – это «система сменяющих друг друга деятельностей».

    Слайд 14

    Деятельностный подход в психологии
    С.Л. Рубинштейн: принцип единства сознания и деятельности. «Субъект в своих деяниях не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Тем, что он делает, можно определить то, что он есть; направлением его деятельности можно определять и формировать его самого».

    Слайд 15

    Принцип единства сознания и деятельности
    Фиксирует тот факт, что сознание (или шире – психическое) не управляет деятельностью извне, а составляет с ней органическое единство, будучи как предпосылкой (мотивы, цели), так и результатом (образы, состояния, навыки и т.д.) деятельности.

    Слайд 16

    Вопрос: всегда ли человек осуществляет деятельность?
    Деятельность в отличие от реакции – это процесс активного отношения человека к действительности, поэтому проблематика деятельностного подхода включает в себя и проблему личности.

    Слайд 17

    Проблема личности
    Л.С. Выготский: «Историческое состояние нашей науки таково, что существует много психологий, но не существует единой психологии»

    Слайд 18

    А.Г. Асмолов рассматривает человека в качестве элемента трех различных систем:
    в системе биологического вида homo sapiens человек выступает как индивид; в системе общества он становится носителем совокупности социальных качеств и выступает как личность; системно-исторический план анализа позволяет выделить специфическое качество личности – индивидуальность.

    Слайд 19


    Индивид – человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека. Личность – человек, как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других. Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Субъект – человек, как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил. Универсум – высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

    Слайд 20

    В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев «Основы человеческой антропологии: психология человека»
    Формула: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают»

    Слайд 21

    Эволюционно-исторический смысл индивидуальных различий между людьми
    Вопрос: Зачем нужны индивидуальные различия между людьми?

    Слайд 22


    Индивидуальность теперь воспринимается не как синоним индивидуализма, не в противопоставлении к коллективизму, а как важнейшее условие эффективного функционирования общества. Вопрос: Каким образом ФГОС реализует идею индивидуальности (неопределенности)?

    Слайд 23

    Системно-деятельностный подход позволил сказать новое слово об индивидуальности:
    При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются: существующий разброс в темпах и направлениях развития детей; индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.

    Слайд 24

    Слайд 25


    Деятельность как система: Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя: цель средство сам процесс преобразования его результат.

    Слайд 26

    Группа разработчиков Стандартов:
    «…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».

    Слайд 27

    ЛИЧНОСТНЫЕ
    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
    ПРЕДМЕТНЫЕ
    Самоопределение: внутренняя позиция школьника; самоиндификация; самоуважение и самооценка
    Смыслообразование: мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»
    Морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков
    Регулятивные: управление своей деятельностью; контроль и коррекция; инициативность и самостоятельность
    Коммуникативные: речевая деятельность; навыки сотрудничества
    Познавательные: работа с информацией; работа с учебными моделями; использование знако-символических средств, общих схем решения; выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, подведения под понятие
    Основы системы научных знаний
    Опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию и применению нового знания
    РЯ
    ЛЧт
    ИЯ
    Мат
    ОМ
    Муз
    ИЗО
    Тех
    Физ
    Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
    Планируемые результаты: три основные группы результатов

    Слайд 28

    Системно-деятельностный подход:
    Деятельность, в том числе социально ведущая деятельность, это всегда целеустремленная система, система, нацеленная на результат. Образование как ведущая социальная деятельность общества, нацелено на результат как системообразующий фактор деятельности.

    Слайд 29

    Системно-деятельностный подход:
    Второе понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь. Н.А.Бернштейн называл ее «коррекцией»; П.К.Анохин – «обратной ориентацией»; сегодня: аттестация, аккредитация, лицензирование, тестирование. Важно увидеть все процедуры не разорванными, а в целостном системно-деятельностном анализе!

    Слайд 30

    Развитие личности ребенка
    Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Реальная форма – это натуральные, природные свойства человека, представляющие органическую основу развития психических свойств. Идеальная форма – продукт исторического развития человечества. В культуре содержатся в готовом виде формы поведения, способности, качества личности, которые должны возникнуть у ребенка в ходе его развития. Вне взаимодействия с культурными (идеальными) формами индивид никогда не разовьет в себе специфически человеческих качеств.

    Слайд 31

    Развитие личности ребенка
    Л.С. Выготский обосновывает: принцип психического развития ребенка. Подражание и сотрудничество, общение со взрослыми выступают как основные пути возникновения и развития у ребенка культурных форм поведения. Механизмом преобразования культуры в мир личности выступает механизм интериоризации – превращение внешнего во внутреннее.

    Слайд 32

    Развитие личности ребенка
    Л.С. Выготский: движущая сила психического развития ребенка – обучение как специально организованный процесс воздействия на ребенка. Обучение и развитие – понятия не тождественные: процесс развития имеет внутреннюю логику и представляет собой процесс возникновения новых качеств, которые отсутствовали на более ранних этапах развития. Внутренняя связь обучения и развития – зона ближайшего развития ребенка.

    Слайд 33

    Зона ближайшего развития
    На определенном этапе своего развития ребенок может решать некоторые задачи только с помощью другого; эти задачи и составляют зону его ближайшего развития, поскольку впоследствии они могут выполняться самостоятельно. Интериоризация, преобразование внешнего во внутреннее, превращение зоны ближайшего развития в уровень актуального развития и составляют суть и ход психических изменений развития ребенка.

    Слайд 34

    А.Н. Леонтьев: категория деятельности
    Движущая сила психического развития – собственная деятельность ребенка, в котором он под руководством взрослых присваивает исторически сложившиеся человеческие способности. Формы деятельности ребенка меняются: ведущую роль в психическом развитии играют одни формы активности, в другом – другие. С этим связан термин «ведущий вид деятельности».

    Слайд 35

    Слайд 36

    Д.Б.Эльконин: категория деятельности
    Ведущая деятельность – это не просто деятельность, наиболее часто встречаемая на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени. Под ведущей деятельностью понимается «такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии».

    Слайд 37

    Возраст Ведущий тип деятельности
    0-1 год Непосредственно-эмоциональное общение
    1-3 года Предметно-манипулятивная деятельность
    3-7 лет Сюжетно-ролевая игра
    7-10 лет Учебная деятельность
    10-15 лет Общение
    15-17 лет Учебно-профессиональная деятельность

    Слайд 38

    Д.Б.Эльконин: типы ведущих деятельностей
    деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный взрослый»: непосредственно-эмоциональное общение младенца, ролевая игра дошкольника, общение подростка. деятельность в системе отношений: «ребенок – общественный предмет»: предметно-манипулятивная деятельность детей раннего возраста, учебная – младших школьников, учебно-профессиональная – юношей и девушек.

    Слайд 39

    Категория деятельности
    Человеку, как живому существу, свойственна активность. Активность человека проявляется в форме операций, действий или деятельностей, которые могут быть внешними (объективно наблюдаемыми изменениями вещественных объектов), так и внутренними (реализуемыми в психике индивида).

    Слайд 40

    Структурные единицы деятельности

    Формы активности Характеристики активности Характеристики активности
    Формы активности Определение формы активности Условия активизации
    Деятельность Целеустремленная активность, потенциально удовлетворяющая осознанную потребность субъекта Активизируется только осознанной потребностью
    Действие Операция или совокупность операций, сознательно избранных и выполняемых субъектом для достижения определенной частной цели Может активизироваться и мотивом, и внешним стимулом
    Операции Изменение положения или состояния субъекта, вызывающие изменения объекта, на который направлена активность субъекта Может активизироваться и стимулом, и неосознанно

    Слайд 41

    Категория деятельности
    Активная позиция деятельности заключается в формировании новых мотивов, их целенаправленной перестройке. Цель, даже самая близкая, выводит человека за пределы непосредственного настоящего, строит проект будущего. Это положение относится и к действиям взрослого и к действиям ребенка. Разница в том, что ребенок постепенно переходит от простых и близких целей к целям более отдаленным и перспективным. Деятельность – потребность (мотив) – деятельность.

    Слайд 42

    Структура деятельности:
    Потребность – нужда в чем-то необходимом для человека. Осознание потребности. Формирование мотива. Выбор способа реализации мотива. Планирование деятельности. Перечень действий. Выполнение каждого действия (частная цель). Операции, с учетом условий и имеющихся средств. Удовлетворение потребности. Реализация мотива (результат деятельности: предмет, воплощенный в мотиве и попутные результаты осуществления: опыт, навыки, знания, убеждения, эмоции).

    Слайд 43

    Категория деятельности
    Основным объектом внимания при организации учебной деятельности, как отмечают Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, выступает ее психологический механизм, т.е. осознание учащимися процесса учения. Результатом целенаправленной работы по организации учебной деятельности обучающихся, согласно их теории, должна стать последовательно приобретаемая школьниками способность самостоятельно и осознанно организовывать все компоненты деятельности, т.е. становится субъектом деятельности.
    Способность к анализу – поиск и выделение в объекте сущностного, главного и его частных особенностей. Способность к планированию – умение мысленно построить цепочку действий для достижения поставленной цели, а затем выполнить их на фактическом материале. Способность к рефлексии – основной механизм продвижения школьника в учении.

    Слайд 47

    Учебная деятельность
    Учебная деятельность школьников отличается от всех остальных деятельностей тем, что в результате любой другой деятельности всегда получается некий материальный или интеллектуальный продукт. Учебная деятельность приносит только субъективно новый результат для учащегося. Истинным же продуктом учебной деятельности являются изменения, которые происходят при выполнении в самом субъекте, его самоизменение, саморазвитие.

    «Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 18 имени Н.В. Менчинского

    Павлово-Посадского муниципального района Московской области» (МОУ СОШ № 18)

    142500, Московская область, ppschool 18@ mail . ru

    г. Павловский Посад, ул. Мира, д. 1 тел. 8(49643)21524


    “ Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра”. Джон Дьюи.


    «Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели бы сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л. Н. Толстой


    Требования ФГОС к результатам освоения основной общеобразовательной программы

    Метапредметные

    Личностные

    Предметные

    Основы системы научных знаний.

    Опыт «предметной» деятельности по получению, и применению нового знания

    Усвоенные межпредметные понятия и УУД.

    Управление своей деятельностью, самостоятельность.

    Речевая деятельность, навыки сотрудничества.

    Работа с информацией. Сравнение, анализ, обобщение, классификация и т.д.

    Внутренняя позиция школьника, самоуважение, самооценка. Мотивация. Способность к решению моральных проблем. Оценка своих поступков и т.д.


    Ученые – основоположники теории

    системно-деятельностного подхода

    Л.С. Выготский

    А.Н. Леонтьев

    Д.Б. Эльконин

    П.Я. Гальперин

    В.В. Давыдов


    Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

    А. Дистервег,

    немецкий педагог-демократ XIX в.,

    последователь Песталоцци


    как концептуальная основа ФГОС общего образования

    Обеспечивает:

    • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
    • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
    • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
    • построение образовательного процесса с

    учётом индивидуальных возрастных,

    психологических и физиологических

    особенностей обучающихся.


    Система дидактических принципов:

    • Принцип деятельности;
    • Принцип непрерывности;
    • Принцип целостности;
    • Принцип минимакса;
    • Принцип психологической комфортности;
    • Принцип вариативности.

    « Как обучать?»

    • Как организовать современный урок с точки зрения системно-деятельностного подхода?
    • Как сформулировать цели урока с позиций планируемых результатов образования?
    • Какой учебный материал отобрать и как его структурировать?
    • Какие методы и средства обучения выбрать?
    • Как обеспечить рациональное сочетание форм и методов обучения?

    Системно-деятельностный подход служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

    Системно-деятельностный подход

    Основной результат – развитие личности ребенка

    на основе универсальных учебных действий

    Основная педагогическая задача –

    создание и организация условий,

    инициирующих детское действие

    Вектор смещения акцентов нового стандарта

    Чему учить?

    обновление

    Как учить?

    обновление

    средств

    обучения

    Ради чего

    учить?

    ценности

    образования


    Педагогические технологии.

    Группа технологий

    Педагогические технологии СДП

    1. Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

    Педагогика сотрудничества

    Технологии уровневой дифференциации

    2. Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

    Игровая технология

    Проблемное обучение

    Технология критического мышления

    3. Педтехнологии развивающего обучения

    Технология полного усвоения

    Технология развивающего обучения

    4. Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

    Групповые технологии

    Педагогика сотрудничества


    Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника




    Деятельность

    Структура деятельности согласно методологической версии теории деятельности с использованием технологии

    развития критического мышления

    Пробное действие

    Затрудне-

    Реализация проекта

    Само-контроль

    Само-оценка

    Мотивация



    Прямой

    Равные

    Разные

    Острый


    Прием «Инсерт»

    (уже знал)

    (узнал новое

    • Многоугольник
    • Вершина многоугольника
    • Р многоугольника
    • Диагональ многоугольника
    • Угол многоугольника
    • Противоположные стороны, вершины четырехугольника

    (думал иначе)

    • Внутренняя, внешняя область многоугольника
    • Выпуклый многоугольник
    • (n-2)*180°

    (есть вопросы)

    • определение многоугольника
    • не понял как получили формулу

    Прием «ЗХУ»

    • Как складывать дроби с разными знаменателями?
    • Как вычитать дроби с разными знаменателями?
    • Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями

    Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.

    Чтобы сложить, вычесть дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.

    Алгоритм +,- дробей с разными знаменателями.


    Синквейн

    Пересекающиеся, параллельные.

    Строим, переносим, совмещаем.

    Нет ни начала, ни конца?!

    Бесконечность!


    Пример 1: Урок по теме « Сумма углов треугольника» – геометрия 7 класс УМК А.В. Погорелова или Л.С.Атанасяна.

    Проблемная ситуация (задание невыполнимое вообще): Постройте треугольник с углами 90 0 , 120 0 , 60 0 .

    Побуждающий диалог .

    Учитель : – Вы можете начертить такой треугольник? (Побуждение к осознанию противоречия.)

    Ученик : – Нет, не получается! (осознание затруднения.)

    Учитель : – Какой же вопрос возникает? (Побуждение к формулировке проблемы.)

    Ученик: – Почему не строится треугольник? (Проблема как вопрос, не совпадающий с темой урока.)

    Формулировка учебной проблемы .

    Диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотезы .

    Начертите треугольник.

    Измерьте его углы транспортиром.

    Найдите сумму углов.

    Какие результаты у вас получились?

    К какому круглому числу приближаются ваши результаты?

    Что же можно предположить о сумме углов треугольника?

    Сверим вывод с учебником.

    А почему у вас получились неточные результаты?


    «Великая цель образования – это не знания, а действия»