• Активные формы и методы обучения в спо. Интерактивные формы обучения студентов спо

    1

    Анализируются традиционные подходы к подготовке и ведению учебных занятий и нетрадиционные: активные и интерактивные. Определены факторы, способствующие совершенствованию учебно-познавательного процесса в вузе. Рассматриваются определения понятий: «активное обучение», «интерактивное обучение». Приведены примеры классификаций интерактивных методов обучения. Представлены различные интерактивные формы учебно-познавательного процесса. Предложен алгоритм проведения интерактивного занятия, рассмотрены правила, перечень необходимых условий, влияющих на эффективность обучения студентов в вузе. Установлено: интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыков, помогает установлению эмоциональных контактов между обучающимися, учит работать в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

    учебно-познавательный процесс

    коммуникативная среда

    методы обучения

    активизация учебно-познавательной деятельности

    интерактивные формы занятий

    активные

    1. Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н. Новгород: ННГАСУ. – 2013. – 97 с.

    2. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетентностей // Электронное научно-техническое издание «Наука и образование». – 2011. - № 4 [Электронный ресурс] http://technomag.edu.ru/doc/172651.html (дата обращения: 28.04.2014).

    3. Кругликов В. Н. Активное обучение в техническом вузе: теория, технология, практика. – СПб. : ВИТУ, 1998. – 308 с.

    4. Панина Т.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения. – 4-е изд., стер. – М.– 2008. – 176 с.

    5. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия». – 2009. – 192 с.

    6. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании // Среднее профессиональное образование. – 2011. - № 10. – С.12 -13.

    Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) предъявляет среди множества требований к учебному процессу - использование активных и интерактивных форм занятий с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Отмечено, что удельный вес таких занятий определяется содержанием конкретных дисциплин и составляет в целом 20 - 25 процентов аудиторных занятий по многим направлениям подготовки.

    Целью данного исследования является определение наиболее эффективных методов обучения, способствующих активизации учебно-познавательных действий студентов вуза. Для начала следует рассмотреть понятия «активные» и «интерактивные» методы обучения.

    Учебный процесс с применением активных и интерактивных методов, в отличие от традиционных занятий, где студент является пассивным слушателем, строится на основе включенности в него всех студентов группы без исключения, причем каждый из них вносит свой индивидуальный вклад в решение поставленной задачи с помощью активного обмена знаниями, идеями, способами деятельности. К сожалению, на сегодняшний день не существует четкого разграничения между активными и интерактивными методами обучения, одни и те же виды методов относят как к активным, так и к интерактивным, поэтому нет и четкой классификации интерактивных методов обучения.

    По мнению исследователя В.Н. Кругликова, активное обучение представляет собой такую организацию и ведение образовательного процесса, которые направлены на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого использования, как дидактических, так и организационно-управленческих средств, и методов активизации .

    Исследователь А.П. Панфилова предлагает свою классификацию интерактивных методов обучения :

    1. Радикальные - стремление перестроить учебный процесс на основе использования компьютерных технологий (дистанционное обучение, виртуальные семинары, конференции, игры и пр.).
    2. Комбинаторные - соединение ранее известных элементов (лекция-диалог, лекция в вдвоем и т.д).
    3. Модифицирующие (совершенствующие) - улучшение, дополнение имеющейся методики обучения без существенного ее изменения (например, деловая игра).

    Исследователи Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова классифицируют интерактивные методы обучения по трем группам :

    1. Дискуссионные: диалог; групповая дискуссия; разбор ситуаций из практики.
    2. Игровые: дидактические и творческие игры, в том числе деловые и ролевые,организационно-деятельностные игры.
    3. Тренинговые: коммуникативные тренинги; сензитивные тренинги (направлен- ные на формирование образной и логическойсфер сознания).

    Внедрение интерактивных форм обучения - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе, где преподавательпоказывает не только свою компетентность иэрудицию, но и умеетувлечь студентов новыми формами учебно-познавательной деятельности. Для этого организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная деятельность, проводятся ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Преподаватель создает такую среду образовательного общения, которая будет способствовать деловому взаимодействию участников при взаимной оценке и контроля.

    Интерактивный («Inter» - взаимный, «act» - действовать) означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие студентов не только с преподавателем, но и друг с другом. Преподаватель, как и прежде, разрабатывает план и содержание занятия, используя интерактивные методы с целью представления нового материала в наиболее интересной и эффективной форме .

    Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия, активности обучающихся, опоре на групповой опыт и обязательной обратной связи. Преподаватель на таком занятии выполняет роль помощника в исследовательской работе студентов. Активность преподавателя уступает место активности студентов, его задачей становится создание условий для их инициативы. Участники активно вступают в коммуникацию друг с другом, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, находят общие точки соприкосновения, идут на компромиссы. Организация занятия ведется преподавателем заблаговременно, тщательно отбираются задания и вопросы для обсуждения в группах .

    Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Главная цель состоит в создании педагогических условий обучения в вузе, при которых студент сможет стать уверенным в своей интеллектуальной состоятельности, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение - это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, а также между самими обучающимися :

    Задачами интерактивных форм обучения являются:

    • пробуждение у студентов интереса к обучению;
    • эффективное усвоение учебного материала;
    • самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);
    • обучение работе в команде: проявление толерантности к различным точкам зрения, уважение прав каждогона свободу слова;
    • формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;
    • выход на уровень осознанной компетентности студента.

    Самыми распространенными среди преподавателей являются следующие интерактивные формы:

    • круглый стол (дискуссия, дебаты);
    • мозговой штурм (брейнсторм, мозговая атака);
    • сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);
    • мастер-классы;
    • работа в малых группах;
    • обучающие игры (ролевые, имитационные, деловые, образовательные и др.);
    • использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии);
    • социальные проекты и другие внеаудиторные формы обучения (соревнования, фильмы, спектакли, выставки и др.);
    • интерактивная лекция с применением видео- и аудиоматериалов;
    • сократический диалог;
    • обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем (займи позицию, шкала мнений, ПОПС-формула);
    • «дерево решений», «анализ казусов», «переговоры и медиация», «лестницы и змейки»;
    • тренинги и др. .

    Следует обратить внимание на то, что в ходе подготовки занятия на основе интерактивных форм обучения перед преподавателем стоит вопрос не только в выборе наиболее эффективной формы обучения для изучения конкретной темы, но и в возможности сочетанияметодов обучения, что, несомненно, способствует наиболее глубокому осмыслению темы. При этом нужно опираться на следующие методологические принципы:

    • интерактивное занятие - это не лекция, а совместная работа обучающихся по определенной проблеме;
    • все участники учебного процесса равны независимо от возраста, социального статуса, опыта, места работы;
    • каждый участник имеет право на собственное мнение по изучаемому вопросу.
    • критика личности недопустима (подвергнуться критике может только идея или неверная информация).

    Алгоритм проведения интерактивного занятия:

    1. Подготовка занятия

    Ведущий производит подбор темы, ситуации, определение дефиниций. При разработке интерактивного занятия рекомендуем обратить особое внимание на следующие компоненты:

    • возраст участников, их интересы, будущая профессия;
    • временные рамки проведения занятия;
    • заинтересованность группы в данном занятии.

    2. Перечень необходимых условий:

    • четкое определение цели занятия;
    • уточнение проблем, которые предстоит решить;
    • подготовка программы занятия;
    • подготовка раздаточного материала;
    • обеспеченность технического оборудования;
    • подбор основных вопросов, определение их последовательности;
    • подбор практических примеров из жизни;
    • использование графиков, иллюстраций, схем, символов;
    • доверительные, позитивные отношения между обучающимися;
    • многообразие форм и методов предоставления информации, форм деятельности обучающихся и др.

    Вступление занятия состоит из сообщения темы и цели занятия. Участники знакомятся с предлагаемой ситуацией, с проблемой, над решением которой им предстоит работать, ставят перед собой цель, определяют задачи. Педагог информирует участников об условиях, дает четкие инструкции о правилах работы в группах. Если есть необходимость, то нужно представить участников (в случае, если занятие межгрупповое, междисциплинарное).

    В ходе занятия следует добиваться однозначного семантического понимания терминов, понятий и т. п. Для этого с помощью вопросов и ответов следует уточнить понятийный аппарат, рабочее определение изучаемой темы. Своевременное уточнение понятийного аппарата сформирует у студентов привычку оперировать только хорошо понятными терминами, избегать малознакомых слов или попутно выяснять их значение, систематически пользоваться справочной литературой.

    3. Примерные правила работы в группе:

    • быть активным и доброжелательным;
    • не перебивать собеседников, уважать мнение других участников;
    • быть открытым для взаимодействия;
    • стремиться дойти до истины;
    • придерживаться регламента;
    • проявлять креативность и т.д.

    Особенности основной части определяются выбранной формой интерактивного занятия. Определение позиций участников следует делать очень корректно. Интерактивное позиционирование участников заключается в осмыслении общего для их позиций содержания, а также в формировании нового набора позиций на основании приведенных фактов и доводов.

    4. Рефлексия проводится на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. Обязательным этапом является оценочный, который определяет отношение участников к содержательному аспекту использованных методик, актуальности выбранной темы и др. Рефлексия заканчивается общими выводами, сделанными обучающимися с помощью наводящих вопросов преподавателя.

    Примерные вопросы для проведения рефлексии:

    • произвела ли на вас впечатление проведенная дискуссия?
    • была ли ситуация, которая удивила вас в процессе занятия?
    • чем вы руководствовались в процессе принятия решения?
    • учитывалось ли вами мнение других участников группы?
    • как вы оцениваете свои действия и действия группы?
    • что бы вы хотели изменить в организации подобных занятий?

    Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели вуза, и отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы, как:

    • работа в малых группах , дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения, разрешать возникающие разногласия;
    • ролевая игра , в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;
    • мини-лекция - одна из эффективных форм преподнесения теоретического материала, излагаемого на доступном для обучающихся языке, при этом каждому термину обязательно дается определение со ссылкой на авторитетных авторов и источники. По окончании выступления происходит обсуждениевозникшихвопросов, а также способы использования полученной информацию на практике;
    • разработка проекта позволяет участникам мысленно выйти за пределы аудитории и составить проект действий по обсуждаемому вопросу, главное, чтобы каждыйимел возможность защитить свой проект, доказать его преимущество перед другими;
    • «мозговой штурм», «мозговая атака» (метод «дельфи») - это метод, при котором принимается любой ответ обучающихся на заданный вопрос, при этом оценка высказываемым точкам зрения дается не сразу, а после всех выступлений, главное - это выяснение информированности и/или отношения участников к определенному вопросу;
    • лекция-вдвоем позволяет распределитьучебный материал проблемного содержания в диалогическом общении двух преподавателей, при этом профессиональные дискуссии как бы разворачиваются между разными специалистами, например, теоретиком и практиком, сторонником и противником определённой концепции. Этот вид лекций заставляет студентов активно включаться в мыслительный процесс, сравнивать разные точки зрения и свой выбор;
    • лекция с заранее запланированными ошибками направлена на умение студентов обнаружить ошибки занести их в конспект и вынести на обсуждение. Такая лекция выполняет, как правило, не только стимулирующую функцию, но и контрольную;
    • лекция-визуализация способствует преобразованию устной и письменной информации в визуальную форму при использовании схем, рисунков, чертежей и т.п. Такая лекция способствует успешному решению проблемной ситуации, т.к. активно включается мыслительная деятельность обучающихся при широком использованиинаглядности и т.д.

    Исследование, проведенное нами, показало, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение точности восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги. Интерактивное обучение способствует развитию коммуникативных умений и навыковобучающихся, помогает установлению эмоциональных контактов между ними, активизирует работу в команде, расширяет спектр образовательных возможностей.

    Рецензенты:

    Жуков Г.Н., д.п.н., профессор, директор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», г. Кемерово.

    Петунин О.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой естественнонаучных и математических дисциплин ГОУ ДПО (ПК) «Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования», г. Кемерово.

    Библиографическая ссылка

    Привалова Г.Ф. АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3.;
    URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=13161 (дата обращения: 19.12.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по математике для студентов медицинских колледжей по теме"Проценты в нашей жизни". В данной методической разработке связаны такая тема математики как "проценты" и употребление ПАВ.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

    КОМИТЕТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ОБОУ СПО "ЛЬГОВСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ"

    (из опыта работы преподавателя математики ОБОУ СПО "Льговский медицинский колледж" Азарцовой Л.А.)

    Льгов - 2012

    ВВЕДЕНИЕ.....................................................................................................4

    АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ

    И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ............................................................................7

    Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Математика" Тема: Проценты в нашей жизни.................................14

    Приложение 1……………………………………………………………..34

    Приложение 2……………………………………………………………..36

    Введение

    Информационные технологии имеют огромный диапазон и потенциал возможностей для совершенствования учебного процесса средних учебных заведений и системы образования в целом. Одним из дидактических средств, обладающих значительным развивающим потенциалом, является мультимедиа, позволяющая использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога, что расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает обучаемому целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

    Сегодня мультимедиа используется для разработки образовательных технологий и формирования новых эффективных средств обучения.

    «Мультимедиа, представляют особый вид компьютерных технологий, которые объединяют в себе как традиционную статическую визуальную информацию (текст, графику), так и динамическую (речь, музыку, видеофрагменты, анимацию), обусловливая возможность одновременного воздействия на зрительные и слуховые органы чувств обучающихся, что позволяет создавать динамически развивающиеся образы в различных информационных представлениях (аудиальном, визуальном)».

    В образовательном процессе активно применяются мультимедийные технологии как средства при проведении различного типа занятий. В процессе чтения лекций применяются презентации, содержащие различные виды информации: текстовую, звуковую, графическую, анимации. Большую популярность приобрели электронные учебники, где представлен достаточно широкий арсенал мультимедийных средств, что не идет в сравнение с использованием обычных «бумажных» учебников. Кроме того, электронный учебник является одним из инструментов самостоятельной подготовки обучаемого по предмету. На практических занятиях – использование тестовых программ для закрепления и контроля знаний, электронных обучающих тетрадей, интерактивных задачников с разным уровнем сложности представления информации, видео задач.

    При подборе мультимедийного средства обучения преподавателю необходимо учитывать своеобразие и особенности конкретной учебной дисциплины, предусматривать специфику соответствующей науки, ее понятийного аппарата, особенности методов исследования ее закономерностей. Мультимедийные технологии должны соответствовать целям и задачам курса обучения и органически вписываться в учебный процесс.

    В соответствии с требованиями к условиям реализации ФГОС нового поколения преподавание математики не может обойтись без использования информационных технологий, как инструмента для совершенствования и оптимизации учебного процесса.

    Во время занятия презентация демонстрируется на экран большого размера, позволяя студентам хорошо видеть все, что на нем появляется.

    Презентация применяется на различных этапах занятия. Например, на этапе актуализации опорных знаний, в ходе фронтального опроса, текст вопроса появляется на экране, а после правильного ответа студентов осуществляется переход по гиперссылке к слайду с визуализацией ответа. В качестве фреймовых опор визуализируются этапы решения задач, от которых легко и быстро можно перейти на слайд с новыми начальными условиями или рисунком, а затем продолжить решение задачи, а в случае необходимости вернуться назад к общей схеме. Это позволяет значительно экономить время и опрашивать большее количество студентов.

    На этапе объяснения нового материала, широко используется анимация объектов. На некоторых слайдах присутствует до 20 эффектов анимации. Все дополнительные построения и описание этапов решения появляются не в готовом виде, а по ходу решения, что позволяет быстрее понять и запомнить их последовательность.

    Благодаря возможностям Power Point в презентации вставлены видеоролики, позволяющие проиллюстрировать связь математики с медициной и с достижениями человеческой цивилизации.

    Для закрепления нового материала используется разбор решения задач на готовых примерах. Это позволяет значительно увеличить объем решенных задач.

    Подведение итогов занятия, рефлексия также проводится с помощью презентации. На слайде выводится своего рода «опорный конспект», и каждый студент сам для себя определяет степень усвоения новых знаний на данном аудиторном занятии, что будет создавать дополнительную мотивацию для выполнения домашнего задания по теме.

    Студенты отмечают, что такие занятия красочные, наглядные, динамичные, запоминающиеся. К недостаткам можно отнести усталость глаз, ведь демонстрационный экран – это тот же монитор компьютера, только увеличенный в несколько раз. Поэтому необходимо проводить физкультминутки для глаз, а также разумно сочетать мультимедийное сопровождение занятий и традиционные методы преподавания математики.

    Использование информационных технологий на занятиях по математике стимулирует познавательную активность студентов, облегчает восприятие новой информации, делает более успешным запоминание материала, основанного на динамичных зрительных образах, развивает пространственное воображение и умение логически мыслить.

    АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

    Прежде чем рассматривать проблему использования активных и интерактивных форм и методов обучения, надо уточнить понятия.

    Метод (от греческого methodos, что в дословном переводе на русский язык означает «путь исследования, теория» и способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи

    Метод рассматривают как сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов, то есть представляет собой систему совместных действий преподавателя и студентов, которые вызывают специфические изменения в психике, в деятельности субъекта учения, обеспечивающие формирование у субъектов учения определенного вида деятельности. Метод обучения может быть открыт, а способ обучения – изобретен.

    Рассмотрим соотношение таких терминов как метод, методика, технология.

    1. Метод, лежащий в основе той или иной технологии, раскрывает структурный аспект всех выполняемых действий
    2. Методика реализуется в образовательной практике с помощью определенной системы методов и приемов.
    3. Технология обладает определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели, т.е. инструментовкой всех действий для ее достижения

    Активные методы

    Что слышу - забываю; что вижу - помню;

    что делаю - понимаю.

    Конфуций

    Активные методы - это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты. В основе традиционного объяснительно-иллюстративного подхода к обучению лежит принцип передачи студентам знаний в готовом виде. В случае же использования активных методов происходит смещение акцентов в направлении активизации умственной деятельности студентов.

    Активные методы обучения позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи

    1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

    2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

    3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

    Активные методы
    (классификация А.М. Смолкина)

    Неимитационные

    1. проблемная лекция, лекция вдвоём, лекция с заранее запланированными ошибками, лекция пресс-конференция;
    2. эвристическая беседа;
    3. поисковая лабораторная работа студента;
    4. учебная дискуссия;
    5. самостоятельная работа с литературой
    6. семинары;

    Имитационные

    игровые

    1. деловая игра;
    2. педагогические ситуации;
    3. педагогические задачи;
    4. ситуация инсценирование различной деятельности

    неигровые

    1. коллективная мыслительная деятельность;
    2. ТРИЗ работа

    Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса

    1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т.д.

    2 этап – контроль знаний (закрепление) , могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

    3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые и неигровые методы.

    Интерактивные методы

    От англ. (inter - “между”; act – “действие”)– позволяющие учиться взаимодействовать между собой. Интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностоориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, фасилитатора, создателя условий для инициативы учащихся. Интерактивное обучение основано на прямом взаимодействии учащихся со своим опытом и опытом своих друзей, так как большинство интерактивных упражнений обращается к опыту самого учащегося, причем не только учебному. Новое знание, умение формируется на основе такого опыта.

    Классификация интерактивных методов обучения

    1. Творческие задания.

    2. Работа в малых группах.

    3. Обучающие игры.

    3.1. Ролевые.

    3.2. Деловые.

    3.3. Образовательные.

    4. Использование общественных ресурсов.

    4.1. Приглашение специалиста.

    4.2. Экскурсии.

    5. Социальные проекты.

    5.1. Соревнования.

    5.2. Выставки, спектакли, представления и т.д.

    6. Разминки (различного рода).

    7. Изучение и закрепление нового информационного материала.

    7.1. Интерактивная лекция.

    7.2. Ученик в роли учителя.

    7.3. Работа с наглядным пособием.

    7.4. Каждый учит каждого.

    7.5. Использование и анализ видео-, аудио- материалов;

    7.6. Практическая задача, кейс-метод; разбор ситуаций из практики участника;

    8. Работа с документами.

    8.1. Составление документов.

    8.2. Письменная работа по обоснованию своей позиции.

    9. Обсуждение сложных и дискуссионных проблем

    10. Тестирование, экзамен с последующим анализом результатом

    Педагогический процесс в нашем учебном заведении предполагает обучение, обеспечивающее максимальное развитие интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, формирование познавательных интересов и способностей, творческой активности будущего специалиста.

    При подготовке медицинского работника среднего звена применяются активные формы проведения занятий, где студенты являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, манипуляции, вступают в диалог с преподавателем. Основные методы это творческие задания, вопросы от студента к преподавателю, и от преподавателя к студенту.

    Значительная роль отведена также интерактивному обучению – обучению, построенному на взаимодействии всех студентов, включая преподавателя. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и студент и преподаватель являются субъектами учебного процесса. Преподаватель чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы обучающихся.

    Преподаватели специальных дисциплин применяют на занятиях игровое обучение. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Особенностями игрового обучения являются: творческий характер деятельности, импровизация; состязательность участников в процессе игры; имитационный характер деятельности, в которой моделируется профессиональная сторона жизни человека; ограниченность местом действия, продолжительностью, рамками пространства и времени.

    При выборе и разработке практических ситуаций учитываются требования: содержание ситуации отражает реальные события и факты (заболевания пациентов, комплексная оценка здоровья и др.).

    Деловые игры направлены на снятие определенных практических проблем, приобретение навыков выполнения конкретных приемов деятельности.
    Ролевые игры позволяют отработать тактику поведения, действий конкретного лица воображаемой ситуации. Для проведения этих игр разрабатывается модель ситуации, между студентами распределяются роли (роль фельдшера, медицинской сестры, пациента и др.).

    Активные методы, направленные на первичное овладение знаниями способствуют развитию мышления, познавательных интересов и способностей, формированию умений и навыков самообразования, но требуют значительного времени.

    В практике преподавания дисциплин математического цикла в нашем учебном заведении применяется многообразие интерактивных форм обучения, которые обеспечивают педагогическое взаимодействие преподавателя и студентов.

    Для решения воспитательных и учебных задач используются следующие интерактивные формы: интерактивная экскурсия; использование кейс - технологий; проведение видеоконференций; круглый стол; мозговой штурм; дебаты; фокус – группа; деловые и ролевые игры; анализ конкретных практических ситуаций; учебные групповые дискуссии; тренинги.


    Умелое применение методов и приемов активной и интерактивной форм проведения занятий позволяет формировать познавательный интерес обучающихся с целью достижения определенных учебно-воспитательных целей и выполнения образовательных задач.

    МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ "МАТЕМАТИКА"

    ТЕМА: "Проценты в нашей жизни"

    Пояснительная записка

    "Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни".

    Демокрит

    Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6-10 лет.

    За последние два десятилетия отмечают рост потребления психоактивных веществ (ПАВ), вызывающих зависимость, а также распространенность различных видов наркомании и токсикомании.

    Показатель, распространенности токсикоманиями, алкоголизма среди подростков составляет 21,9 на 100 тыс. подростков и является самым высоким за последние 10 лет. Одновременно чрезвычайно высока численность подростков, злоупотребляющих алкоголем без признаков сформировавшегося алкоголизма (профилактическое наблюдение) – 827,1 на 100 тыс. подростков, что выше ее уровня в населении в целом в 3 раза.

    Среди подростков уровень распространенности наркомании за последние 10 лет увеличился в 14 раз.

    В настоящее время наркомания и алкоголизм приняли настолько угрожающую масштабность, что ставится под вопрос не только здоровье будущего поколения, но и общества в целом.

    Актуальность проблемы повышается, что определяется множеством причин:

    1. Во- первых, это постоянный рост числа лиц подросткового и даже детского возраста, вовлекаемых в употребление ПАВ.
    2. Во-вторых, отчетливо заметна тенденция к снижению возраста начала употребления ПАВ.
    3. В-третьих, с развитием фармакологической и химической промышленности наблюдается расширение группы используемых психоактивных веществ, а также способов их введения.

    Прогрессирующее ухудшение наркоситуации в России сопровождается также такими негативными тенденциями, как неуклонное «омоложение» современной российской наркомании (средний возраст 12-13 лет), повышение уровня вовлеченности в употребление, прямая зависимость между ростом случаев наркомании среди несовершеннолетних и ростом случаев правонарушений, совершаемых детьми и подростками в наркотическом и алкогольном опьянении или в связи со злоупотреблением наркотиками и алкоголем. У преобладающего большинства детей и подростков отсутствует примитивная психологическая защита и ценностные барьеры, обеспечивающие иммунитет в приеме наркотических веществ.

    Таким образом, общество не может чувствовать себя в безопасности, не найдя эффективного механизма предупреждения наркомании и алкоголизма, их лечения и организации социального контроля над их распространением.

    Тяжелые последствия наркомании в последние годы значительно усилилось эпидемическим распространением среди потребителей наркотиков ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов.

    По данным международной статистики круг заболеваний, связанных с наркоманией, дает около 10% всех смертей и 20% госпитализаций. Поэтому, очень важно проводить работу по профилактике зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде.

    Термин аддиктивное поведение (от англ. addiction - пристрастие, пагубная привычка, порочная склонность) описывает злоупотребление изменяющими психическое состояние веществами (табак, алкоголь, наркотики и не входящие в список наркотиков вещества) без сформированной физической зависимости: обозначает не болезнь, а нарушение поведения.

    Учитывая актуальность проблемы профилактики аддиктивного поведения среди подростков нами было проведено исследование.

    Объект исследования – студенты Льговского медицинского колледжа в количестве 200 человека.

    Предмет исследования

    Мотивы курения и употребления алкоголя;

    Осведомленность студентов по вопросам употребления психоактивных веществ.

    Цель:

    Выяснить причины употребления психоактивных веществ среди студентов и разработать профилактические мероприятия.

    Задачи

    Проанализировать литературные и Интернет источники по выбранной теме;

    Разработать анкеты для выявления зависимости студентов от психоактивных веществ;

    Провести анкетирование по всем специальностям;

    Обработать и интерпретировать полученные данные, сделать выводы;

    Разработать психопрофилактические мероприятия по предупреждению аддиктивного поведения среди студентов.

    Гипотеза

    Если использовать способы профилактики зависимости от психоактивных веществ в студенческой среде, то количество студентов их употребляющих уменьшится.

    Методы и методики исследования : анкетирование и наблюдение.

    Результаты исследования

    После проведенного исследования получили следующие результаты:

    По анкете №1.

    Попробовали курить - 69% респондентов. В возрасте 10-13 лет - 25%, 14-16 лет - 62%, 17-18 лет - 13%

    Мотивами курения у большинства студентов является: желание новых ощущений (48 %) и пример родителей (21 %).

    На данный момент курят: 35% опрошенных, большинство из которых желают бросить курить, но не получается (69%) и им необходима помощь специалистов.

    По анкете №2.

    Употребляют алкоголь: 77% респондентов, хотя осознают, что это пагубная привычка. Начали употреблять алкоголь с 10 - 13 лет: 42%, с 14-18 лет: 58%, Первый раз попробовали алкоголь в компании (69%), с родителями (31%).

    Большинство (52%) предпочитают пиво.

    Наиболее благоприятными условиями для распития спиртных напитков являются:

    Употребляют алкоголь дома и в компании друзей 40%, в кафе, баре 38%, на улицах, в

    парках 22% Основным мотивом употребления алкоголя является стресс и депрессия (54%).

    Готовы отказаться от употребления алкоголя 70%.

    По анкете №3.

    Никогда на пробовали наркотики 94% опрошенных.

    Мотивами употребления наркотиков считают: получение удовольствия (37%), различные проблемы (21%), стресс (42%) и др.

    У 83% респондентов нет знакомых, употребляющих наркотики.

    Отношение к людям, употребляющим наркотики различное: равнодушное у 40%, жалость у 36%, презрение у 24%

    Таким образом, можно сделать следующие выводы:

    1. У большинства студентов имеются признаки аддитивного поведения.
    2. Однако, они признают, что это пагубная привычка и готовы от нее отказаться, но им необходима помощь специалистов.
    3. Знания студентов по профилактике применения психоактивных веществ ограничены.
    4. Для сохранения здоровья студентов необходимо проводить психопрофилактические мероприятия как индивидуальные, так и групповые.

    Задумываясь над всем вышесказанным, мы решили предложить такое групповое профилактическое мероприятие по предупреждению аддиктивного поведения, которое разработали со студентами посещающими математический кружок. Мы решили связать между собой такую тему математики как "Проценты" и потребление ПАВ.

    Почему мы выбрали тему «Проценты»?

    Тема «Проценты» является универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Обучающиеся встречаются с процентами на уроках физики, химии, чтении газет, просмотре телепередач.

    Проценты – это одна из сложнейших тем математики, и очень многие студенты затрудняются или вообще не умеют решать задачи на проценты. А понимание процентов и умение производить процентные расчёты необходимы для каждого человека. Прикладное значение этой темы очень велико и затрагивает финансовую, экономическую, демографическую и другие сферы нашей жизни. Изучение процента продиктовано самой жизнью. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.

    Немецкий физик 18-го столетия Лихтенберг сказал: « То, что вы были принуждены открыть сами, оставляет в вашем уме дорожку, которой вы сможете снова воспользоваться, когда в том возникнет необходимость». Поэтому мы решили и сделали подборку задач где применяется знание данной темы.

    Тема: Проценты в нашей жизни.

    Методическая цель:

    1. Внедрение технологии интерактивного обучения студентов.

    2. Расширение знаний о применении процентных вычислений в задачах и из разных сфер жизни человека;

    Цели занятия:

    1. Образовательные:

    1. Обобщить учебный материал по теме «Проценты», представив его как систему знаний;
    2. выявить уровень овладения знаниями и качество знаний по данной теме;
    3. актуализировать имеющиеся знания;
    4. научить использовать приобретённые знания при решении задач;
    5. создать условия для объективной самооценки обучающихся;

    2. Развивающие:

    1. Совершенствовать интеллектуальные умения (наблюдать, сравнивать, размышлять, применять знания, делать выводы);
    2. привить обучающимся умение выделять главное в материале с целью создания компьютерных презентаций;
    3. привить навыки работы с научно-популярной литературой, ресурсами Интернета;
    4. углубить знания обучающихся, расширить их кругозор;
    5. наглядно показать широкую сферу практического приложения знаний о процентах;
    6. развитие зрительного и мысленного анализа, умения выделять основное;
    7. развить умения планировать полный или частичный ход решения;
    8. осуществлять целенаправленные поисковые действия умственного и практического плана;
    9. развивать наглядно-образное мышления, умение самоорганизовываться, осуществлять самоконтроль, доводить начатое дело до результата;
    10. развитие познавательного интереса, мотивации обучения.

    3. Воспитательные:

    1. Повысить интерес обучающихся к предмету;
    2. учить видеть практическую пользу знаний;
    3. воспитывать чувство любви к ближнему, доброжелательность, взаимовыручку;
    4. воспитывать прилежание, активность, внимание, умение переключаться с одного вида работы на другой;
    5. продолжить формирование коммуникативных умений.

    Формируемые компетенции:

    1. Учебно-познавательные:

    Ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы, формировать выводы;

    Анализировать наблюдаемые факты, обозначать свою позицию по отношению к изучаемой проблеме;

    Умение логически мыслить;

    Умение планировать учебную деятельность с целью достижения прогнозированного результата.

    Осуществление анализа собственной деятельности, способность к самооценке и рефлексии.

    Выдвижение гипотез при решении учебно-познавательных проблем;

    1. Социокультурные:

    Определить своё место и роль в коллективе;

    Владеть нормами речевого этикета, умение понимать и использовать их в процессе общения.

    1. Коммуникативные:

    Овладевать способами совместной деятельности в группе;

    Владение различными видами речевой деятельности (монолог, диалог).

    Уважение иной точки зрения;

    Умение ценить совместную работу;

    Умение выступать перед аудиторией;

    Навыки работы в группе: способность к совместной работе ради достижения цели;

    Умение представить аудитории итоги проделанной работы.

    1. Информационные:

    - самостоятельно искать, извлекать, систематизировать и отбирать необходимую для решения учебно-производственных задач информацию;

    Владеть навыками работы с различными источниками информации: учебниками и справочниками на бумажных и электронных носителях, Интернетом;

    Ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное, необходимое;

    Владение навыками работы с персональным компьютером для решения учебных задач;

    1. Здоровьесберегающие:

    Знать и уметь применять правила техники безопасности в учебно-производственных ситуациях.

    1. Профессиональные:

    Организовывать собственную деятельность,

    Выбирать способы решения задач;

    Владеть профессиональной терминологией;

    Умение проявлять инициативу;

    1. Целостно-смысловые:

    Владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;

    Умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

    Уровни усвоения учебного материала:

    1. Уровень: Студент должен знать:

    Определение процента;

    Определение концентрации растворов;

    Методы решения задач на проценты.

    II. Уровень: Студент должен уметь:

    Решать основные задачи на проценты;

    Составлять и решать пропорции;

    Использовать математические методы в профессиональной деятельности.

    Тип занятия: внеклассное мероприятие по предмету, по теме "Проценты"

    Вид занятия: комбинированное

    Технология:

    1. использование компьютерных технологий;
    2. представление презентаций;

    Методы и приемы обучения:

    1. самостоятельная работа с последующей самопроверкой;
    2. проектная деятельность;

    Межпредметные связи:

    1. Психология. «Аддиктивное поведение».
    2. Здоровье мужчины и женщины. «Действие ПАВ на организм человека».
    3. Медицинская статистика. «Демографический кризис в России»
    4. Акушерство и гинекология. «Течение нормальной беременности».
    5. Информационные технологии: «Работа с офисными программами».

    Место проведения: учебная аудитория.

    Оснащение:

    1. Компьютер, мультимедийный проектор.
    2. Мультимедийная презентация.
    3. Социальные ролики о вреде курения, алкоголизма и наркомании.

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Слайд 1.

    1. Из истории происхождения процентов

    Слайд 2.

    Слово «процент» происходит от латинского pro centum, что буквально означает «за сотню» или «со ста». Процентами очень удобно пользоваться на практике, так как они выражают целые части чисел в одних и тех же сотых долях.

    Слайд 3.

    Первые упоминания о процентах были еще в Вавилоне и Древнем Риме! Знак «%» происходит, как полагают, от итальянского слова cento(сто), которое в процентных расчетах часто писалось сокращенно cto . Существует и другая версия возникновения этого знака.

    Слайд 4.

    Предполагается, что этот знак произошел в результате нелепой опечатки, совершенной наборщиком. В 1685 году в Париже была опубликована книга "Руководство по коммерческой арифметике" Матье де ла Порта. В одном месте речь шла о процентах, которые тогда обозначались cto. Однако наборщик принял это " cto" за дробь и напечатал %. Так из-за опечатки этот знак вошел в обиход.

    Проценты применялись только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты встречаются в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике, медицине. Ныне процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).

    Слайд 5.

    В современной жизни знание процентов необходимо при: вычислении цен на распродаже, расчете тарифов за коммунальные услуги, подсчете голосов на выборах, начислении пени, оформлении кредита, начислении зарплаты, подсчете статистических данных, вычислении процентных отношений веществ и многого другого.

    Слайд 6.

    2. Решение задач на проценты разными способами

    При решении задач на проценты применяют следующие правила:

    1. Нахождение процентов от числа:

    Чтобы найти проценты от числа нужно, проценты превратить в десятичную дробь и умножить на это число.

    1. Нахождение числа по его процентам:

    Чтобы найти число по его процентам нужно, проценты превратить в десятичную дробь и число разделить на эту дробь.

    1. Нахождение процентного отношения чисел:

    Чтобы найти процентное отношение чисел, надо отношение этих чисел умножить на 100.

    Задачи на проценты можно решать разными способами: составляя пропорцию; по действиям; обозначив неизвестное за х , составляя и решая уравнение; используя логические рассуждения; используя правила.

    Слайд 7.

    Мы в своем пректе предлагаем обсудить проблемный вопрос «Жить или... » и сделали подборку задач при решении которых вывод напрашивается сам собой. А вот выбор делать Вам.

    Слайд 8.

    Демокрит говорил: "Подобно тому, как бывает болезнь тела, бывает также болезнь образа жизни".

    Слайд 9.

    Современная молодежь считает: "Что не запрещено - то разрешено".

    И именно в этом возрасте, только самое небольшое число подростков задумываются о своем здоровье и последствиях потребления психоактивных веществ (ПАВ). Привязанность к табаку, алкоголю, наркотикам может усугубиться настолько, что переходит в финальную стадию - зависимость. А это самое страшное. Поэтому, решая даные задачи, остановитесь и задумайтесь о том, что для вас важнее минутное удовольствие, или долгая и счастливая жизнь, в которой вы только начинаете строить планы.

    Слайд 10 (видеоролик).

    Наиболее опасное влияние на здоровье оказывает употребление табака, алкоголя, наркотиков. Под их воздействием поражаются внутренние органы (сердце, легкие, желудок и пр.), сосуды, головной мозг. Снижается работоспособность человека, ослабевает зрение, слух, память. Меняется поведение людей: они становятся неуправляемыми и способны совершать поступки, опасные для их жизни и жизни окружающих. Жизнь таких людей становится однообразной, они перестают стремиться к цели, их не интересует окружающий мир, они многое не узнают в жизни.

    Это связано стем, сто попадая в организм ПАВ становятся неотъемлемой частью обменных процессов, и он начинает требовать тех компонентов, которые вредны для здоровья.

    Слайд 11.

    Задача 1. (Приложение 1)

    При решении этой задачи получаем, что синильной кислоты содержится 1%, табачного дегтя – 15%, окиси углерода – 9%, полония – 6%.

    Решение этой задачи наводит на мысль о том, что все ядовитые вещества влияют на органихм человека. В результате чего курильщики страдают от различных заболеваний.

    Слайд 12.

    Посмотрим данные статистики, они показывают, что среди курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%.

    Задача 2. (Приложение 1)

    Может быть решая эту задачу многие задумаются о том, почему же все-таки люди курят? А то, что начинается это в подостковом возрасте уже очевидно.

    Решив задачу и получив ответ, можно сделать вывод, что почти половина подростков не задумывается о своем здоровье.

    Слайд 13.

    Задача 3. (Приложение 1)

    Решив ее получаем 57,8 лет.

    Курящие подростки чаще болеют.

    Задача 4. (Приложение 1)

    Решив задачу получаем – 14 учащихся по 2, 6 учащихся по 1 заболеванию. Т.е – ни одного здорового.

    Слайд 14.

    Дети, рожденные в семьях курильщиков в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями. Такие дети более раздражительные.

    Слайд 15 (видеоролик).

    Слайд 16.

    Задача 5. (Приложение 1)

    Решая задачу получаем: 4%, 9%.

    Согласитесь с тем, что полностью здоровым этот малыш не будет, и всю жизнь ему придется расплачиваться за легкомыслие своих родителей.

    Слайд 17.

    Курение не только ухудшает здоровье всех членов семьи, но и серьезно подрывает семейный бюджет. А ведь эти деньги могли быть потрачены на полезные вещи.

    Слайд 18.

    Курение опасно не только для самого курильщика, но и для его окружающих. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещени равносильно пяти выкуренным сигаретам. Всемирная организации здравоохранения выдвинула тезис: «Право некурящих на чистый воздух выше права курящего на курение».

    Слайд 19.

    Причины, по которым подросток впервые попробовал алкоголь, могут быть разными: с подачи родителей или в компании сверстников. Но не стоит недооценивать вред алкоголя для молодого организма, даже если он пока ограничивается только пивом или баночными коктейлями.

    Слайд 20 (видеоролик).

    Удар в мозг. Содержащийся в алкогольных напитках этанол, он же этиловый спирт , влияет на головной мозг , который в подростковом возрасте находится на стадии структурных и функциональных изменении, поэтому особенно уязвим для влияния химических веществ. Результаты экспериментов на животных и добровольцах-людях показывают, что даже однократная и небольшая доза спиртного может нарушить химический механизм мозга, ответственный за обучение. Наступает задержка развития мышления, нарушается выработка нравственных и этических норм, могут угаснуть уже проявившиеся способности. Под действием алкоголя подросток буквально тупеет: и интеллектуально и эмоционально. А недостаточно зрелый мозг подростка быстрее формирует зависимость от алкоголя.

    Удар в живот. Печень подростка разрушается под действием алкоголя гораздо быстрее, чем у взрослого человека, ведь проницаемость сосудистых стенок у подростков выше, а механизмы работы ферментов в печени еще не сформированы окончательно. Алкоголь приводит к жировому перерождению клеток печени и нарушению синтеза витаминов, ферментов, белкового и углеводного обмена. Наблюдаются и сбои в работе желудочно-кишечного тракта - под действием алкоголя изменяются свойства и количество желудочного сока, нарушается работа поджелудочной железы, что может привести не только к панкреатиту, но и к диабету. Даже самое легкое пиво - сильное мочегонное средство. И, если его употреблять регулярно, из организма вымываются минеральные и питательные вещества, потеря которых для растущего организма подростка может оказаться невосполнимой. А сладкие слабоалкогольные коктейли в баночках, очень популярные в подростковой среде - настоящая гремучая смесь из сахара, красителя и спирта. Которая, помимо дозы алкоголя, поставляет в организм подростка избыточное количество калорий. Нередко в таких баночках содержится и кофеин, негативно влияющий на нервную и сердечно-

    сосудистую системы.

    Удар по будущему. Сексуальные контакты без контрацепции в подростковой среде чаще всего случаются именно «по пьяни». Подобные случайные связи могут привести к заражению инфекциями, передающимся половым путем, гепатиту В и С, ВИЧ-инфицированию. Нередко незащищенный секс может стать причиной ранней беременности у девочек, аборта и следующих за ним гинекологическим проблемам.

    Все остальное. Не закончивший свое формирование организм очень болезненно отвечает на поступающий в него этанол. Нарушается деятельность сердечно-сосудистой системы: появляются тахикардия, перепады артериального давления. Иммунная система перестает полноценно выполнять свои функции: употребляющий алкоголь подросток становится очень восприимчив к инфекционным заболеваниям. И не только простудным - среди выпивающих молодых людей нередко встречаются инфекции мочевыводящих путей и почек и хронические воспалительные заболевания дыхательных путей, нередко осложняющиеся еще и курением.

    Слайд 21.

    Демографический кризис в России в высокой степени является результатом алкогольной сверхсмертности.

    Задача 6. (Приложение 1)

    Ответ: 541500 человек.

    Слайд 22 (видеоролик).

    Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет.

    Слайд 23.

    Задача 7. (Приложение 1)

    Ответ: 896 студентов.

    Пьющие люди не думают не только о своем здоровье, но и о здоровье своих будущих детей.

    Слайд 24(видеоролик).

    Слайд 25.

    Задача 8. (Приложение 1)

    Ответ: 570150 детей могли бы родиться здоровыми.

    Наркомания – беда 21 века. И возраст современной наркомании постепенно уменьшается. Как много соблазнов и опасностей таит в себе жизнь, и как порой трудно их разглядеть, почувствовать, распознать, особенно когда ты молод, полон надежд и веришь, что впереди только лучшее. Но соблазны буквально подстерегают подростков на пути и они могут без особых усилий попасть в их тонкие сети. Одним из таких соблазнов, пожалуй самых страшных, часто смертельно опасных стала наркомания. Молодое поколение практически не задумывается о том, к каким последствия может привести употребление наркотиков.

    Слайд 26 (видеоролик).

    Слайд 27.

    Задача 9. (Приложение 1)

    Ответ: около 0,03%.

    Слайд 28.

    Наркомания - (от греч. оцепенение, сон, безумие) – это тотальное поражение личности, к тому же в большинстве случаев сопровождающееся осложнениями со стороны физического здоровья.

    Физическая зависимость развивается в результате того, что организм "настраивается" на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный принцип прост: наркотики - каждый препарат по-своему - начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, производящимися самим организмом.

    Слайд 29 (видеоролик).

    Слайд 30.

    Среди беременных, к сожалению, наркомания встречается все чаще. Наркотики оказывают куда больший вред еще неродившемуся ребенку, чем его матери. Такой ребенок после рождения становится сам предрасположен к наркомании. Практически все наркотики вызывают задержку физического и умственного развития плода, а некоторые угрожают его жизни, провоцируют невынашивание, всевозможные пороки развития.

    Что чувствует плод во время наркотического опьянения матери или во время "ломки", которую она испытывает? Скорее всего, то же, что им мать. Наркотические вещества проникают через плаценту в кровь плода и вызывают изменения в его психике. Мать, употребляющая наркотики, рискует получить не только физически слабого ребенка с "запрограммированной" умственной отсталостью, но и психического инвалида.

    К сожалению, постоянная "бомбардировка" организма ребенка токсичными для него веществами не ограничивается наркотиками. Их употребление, как правило, сопровождается курением и принятием алкоголя. В результате эффект злостного воздействия на плод умножается многократно.

    Кроме того, при применении ряда наркотических веществ значительно увеличивается риск передачи опасных гемотрансмиссивных инфекций, таких как ВИЧ и гепатиты, а ребенок практически в 100% случаев заражается ими от матери.

    Дети женщин, употреблявших при беременности наркотики, рождаются с наркотической зависимостью, через несколько часов после рождения у них начинается синдром отмены – ломка, которая очень тяжело протекает и при отсутствии адекватной помощи может стоить ребенку жизни.

    Слайд 31 (видеоролик).

    Слайд 32.

    Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%.

    Задача 10. (Приложение 1)

    Ответ: 95-97 человек из 100 обратившихся, так и не перестанут употреблять наркотики.

    Слайд 33 (видеоролик).
    3. Вывод:
    Юноши и девушки! Вы познакомились с вредом, наносимым организму алкоголем, наркотиками, табаком. Вы внимательно просмотрели презентацию? А теперь сделайте свой выбор.
    Подумайте о том, что вас ждет впереди.Алкоголь, наркотики, табак коварны, и расплата неотвратима.

    Трудно бороться с вредными привычками? Безусловно, но если подойти к этому делу со всей серьезностью, изучить некоторые приемы, то порвать с вредными привычками сможет практически любой человек.

    Слайд 34.

    Необходимо сосредоточить основные усилия на формировании положительных привычек, а не только на избавлении от вредных привычек.

    О вреде курения и алкоголизма, а уж тем более наркомании, сейчас говорят очень много. Все знают, что здоровье и эти вредные привычки – несовместимы. И всё же с каждым днём всё больше молодых людей, которые начинают либо курить, либо выпивать, а кто-то идёт и на самое страшное – принимает наркотики. Им нужно знать, что всё это ведёт к болезням и очень ранней смерти. Мы должны сами бережно относиться к своему здоровью и к своей жизни. Жизнь – это самое прекрасное, что есть на земле. Курильщиками, алкоголиками и наркоманами не рождаются, ими становятся в силу многих причин. Здоровье любого из нас – это самый драгоценный дар, который даёт нам природа. Ни за какие деньги нельзя приобрести безотказное сердце, могучие лёгкие, налитые силой мускулы. Здоровье потерять легко, а вот вернуть – очень и очень трудно.

    Схватка с самим собой – дело не легкое. Преодоление вредной привычки – наиболее сильное испытание воли.

    Самое трудное – суметь преодолеть искушение наедине с самим собой.

    Испытайте и закалите свою волю, выработайте самодисциплину, совершенствуйте самоорганизацию.

    Помните: здоровье, радости жизни и счастье в ваших руках.

    Приложение 1.

    Задачи на проценты.

    Задача 1.

    В табачном дыме одной сигареты содержится много ядовитых веществ, разрушающих организм, например никотина – 2%. Определить % содержание самых ядовитых веществ: синильной кислоты, табачного дегтя, окиси углерода, полония - в одной сигарете. Если синильная кислота составляет 1/2 часть никотина, табачного дегтя в 7,5 раз больше. Чем никотина, окись углерода составляет 3/5 от количества табачного дегтя, полоний составляет 2/3 от количества окиси углерода.

    Задача 2.

    Данные статистики показывают, что среди курящих подростков мальчиков – 60%, девочек – 40%.

    Определить используя статистические данные, сколько курящих подростков в школе, если в ней 350 мальчиков и 390 девочек.

    Задача 3.

    Курящие дети сокращают жизнь на 15%.

    Определить, какова продолжительность жизни (предположительно) нынешних курящих детей, если средняя продолжительность жизни в России 68 лет.

    Задача 4.

    При проверке состояния здоровья группы студентов колледжа из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по 2 заболевания (органов дыхания и пищеварения). Остальные – по 1 заболеванию. Определить, сколько студентов этой группы имеют по 2 и сколько по 1 заболеванию?

    Задача 5.

    Средний вес новорожденного ребенка 3 кг 300 г. Если у ребенка курит отец, то вес малыша будет меньше среднего на 125 г, а если курит мать – меньше на 300 г. Определить, сколько % в весе теряет новорожденный, если курит папа, а если мама?

    Задача 6.

    25 % смертей в России прямым или косвенным образом связано с алкоголем. Вычислить какое количество людей погибает ежегодно преждевременно, если средняя смертность по России за год составляет 2 млн. 166 тыс. человек.

    Задача 7.

    Около 70% подростков потребляют алкогольные напитки. Определить какое количество студентов колледжа употребляют алкоголь, если в нем обучаются 530 юношей и 750 девушек.

    Задача 8.

    Более 90% детей в России страдающих физическими и психическими расстройствами – это дети пьющих родителей. Вычислить, какое количество детей родившихся за год могло бы быть здорово, если их родители не употребляли бы алкоголь. По данным статистики в среднем за год в России рождается 1 млн. 267 тыс. детей и ½ из них с различными видами заболеваний.

    Задача 9.

    В России проживает 142 млн. 857 тыс. человек, ежегодно от

    употребления наркотиков гибнут 40 тыс. человек. Вычислить, сколько % от общего количества населения умирает от наркотиков.

    Задача 10.

    Наркологи утверждают, что эффективность лечения наркомании составляет 3-5%.
    Вычислить, сколько человек из 100 обратившихся за помощью к наркологу так и не перестанут употреблять наркотики.

    Литература

    1. «Внеклассная работа по математике», Альхова З.Н., Макеева А.В., Саратов ОАО Издательство «Лицей»,2003.
    2. Алипов В.И,Алкоголизм и материнство,Л.,1999
    3. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодёжи. М.: Юридическая литература, 1988.
    4. Буянов М.И. Размышления о наркомании: Книга для учителя. М.: Просвещение,1990.
    5. Воспитательная работа в школе 1005. №3.
    6. Горкова Л.Л. Почему это опасно. М.: Просвещение,1989.
    7. Гурски С.,Внимание-наркомания!,М.,2001
    8. Деглин В.Я. Пагубные пристрастия. М.: Знание,1972.
    9. Дорофеев Г.В., Седова Е.А. Процентные вычисления. М. Дрофа 2003.
    10. Запорожченко В.Г,Образ жизни и вредные привычки,М.,1984
    11. Классный руководитель 2001. №8.
    12. Классный руководитель 2007.№5,№6.
    13. Наркомании и их профилактика: Учебное пособие, составители: Лиферов А.П. и др.; Рязанский государственный педагогический университет им. С.А.Есенина.- Рязань,2004.
    14. Макеева А.Г. Не допустить беды,- М.: Просвещение,2003.
    15. Профилактика подростковой наркомании: наглядно-методическое пособие.- М.: Центр «Планетариум»,2003.
    16. Шереги Ф.Э., Арефьев А.Л. Наркоситуация в молодёжной среде: структура, тенденции, профилактика, - М.: Издательский Дом «Генжер».-2003.
    17. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана: Книга для учителя. М.: Просвещение,1989.
    18. Ягодинский В.Н. Школьникам о вреде никотина и алкоголя: Книга для учителя. 2-е изд., переработанное. М.: Просвещение, 1986.

    В специальной литературе есть разные трактовки терминов "метод обучения" и "прием обучения". По сути — это способ взаимодействия учителя и учащихся, с помощью которого происходит передача знаний, умений и навыков.

    Разница в том, что прием — это кратковременный способ, который предполагает работу с одним, конкретным ЗУНом. А метод — процесс длительный, состоящий из нескольких этапов и включающий в себя множество приемов.

    Таким образом, прием обучения — лишь составная часть того или иного метода.

    Классификация методов обучения

    Методы классифицируют по разным признакам:

    • по характеру учебной деятельности: репродуктивные, проблемные, исследовательские, поисковые, объяснительно-иллюстративные, эвристические и пр.;
    • по степени активности педагога и учащихся: активные и пассивные;
    • по источнику учебного материала: словесные, практические;
    • по способу организации учебно-познавательной деятельности: методы формирования ЗУН на практике, методы получения новых знаний методы проверки и оценивания.

    Активные методы обучения: определение, классификация, особенности
    Что такое активные методы обучения?

    Активные методы обучения строятся по схеме взаимодействия "учитель = ученик". Из названия понятно, что это такие методы, которые предполагают равнозначное участие учителя и учащихся в учебном процессе. То есть, дети выступают как равные участники и создатели урока.

    Идея активных методов обучения в педагогике не нова. Родоначальниками метода принято считать таких прославленных педагогов, как Я. Коменский, И. Песталоцци, А. Дистервег, Г. Гегель, Ж. Руссо, Д. Дьюи. Хотя мысль, что успешное обучение строится, прежде всего, на самопознании, встречается еще у античных философов.

    Признаки активных методов обучения

    • активизация мышления, причем учащийся вынужден быть активным;
    • длительное время активности — учащийся работает не эпизодически, а в течение всего учебного процесса;
    • самостоятельность в выработке и поиске решений поставленных задач;
    • мотивированность к обучению.

    Классификация активных методов обучения

    Самая общая классификация делит активные методы на две большие группы: индивидуальные и групповые. Более подробная включает такие группы:

    • Дискуссионные.
    • Игровые.
    • Тренинговые.
    • Рейтинговые.

    Методы и приемы активного обучения

    В процессе обучения педагог может выбирать как один активный метод, так и использовать комбинацию нескольких. Но успех зависит от системности и соотношения выбранных методов и поставленных задач.

    Рассмотрим самые распространенные методы активного обучения:

    • Презентации — наиболее простой и доступный метод для использования на уроках. Это демонстрирование слайдов, подготовленных самими учащимися по теме.
    • Кейс-технологии — используются в педагогике с прошлого века. Строится на анализе смоделированных или реальных ситуаций и поиске решения. Причем различают два подхода к созданию кейсов. Американская школа предлагает поиск одного-единственного правильного решения поставленной задачи. Европейская школа, наоборот, приветствует многогранность решений и их обоснование.
    • Проблемная лекция — в отличие от традиционной, передача знаний во время проблемной лекции происходит не в пассивной форме. То есть учитель не преподносит готовые утверждения, а лишь ставит вопросы и обозначает проблему. Правила выводят сами учащиеся. Этот метод достаточно сложен и требует наличия у учеников определенного опыта логических рассуждений.
    • Дидактические игры — в отличие от деловых игр, дидактические игры регламентируются жестко и не предполагают выработку логической цепочки для решения проблемы. Игровые методы можно отнести и к интерактивным методам обучения. Все зависит от выбора игры. Так, популярные игры-путешествия, спектакли, викторины, КВН — это приемы из арсенала интерактивных методов, так как предполагают взаимодействие учащихся друг с другом.
    • Баскет-метод — основан на имитации ситуации. Например, ученик должен выступить в роли гида и провести экскурсию по историческому музею. При этом его задача — собрать и донести информацию о каждом экспонате.

    Интерактивные методы обучения: определение, классификация, особенности

    Что такое интерактивные методы обучения?

    Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.

    Задачи интерактивных методов обучения

    • Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
    • Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
    • Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.

    Методы и приемы интерактивного обучения

    • Мозговой штурм — поток вопросов и ответов, или предложений и идей по заданной теме, при котором анализ правильности/неправильности производится после проведения штурма. Читайте подробнее о .
    • , сравнительные диаграммы, пазлы — поиск ключевых слов и проблем по определенной мини-теме.
    • Интерактивный урок с применением аудио- и видеоматериалов, ИКТ . Например, тесты в режиме онлайн, работа с электронными учебниками, обучающими программами, учебными сайтами.
    • Круглый стол (дискуссия, дебаты) — групповой вид метода, которые предполагает коллективное обсуждение учащимися проблемы, предложений, идей, мнений и совместный поиск решения.
    • Деловые игры (в том числе ролевые, имитационные, луночные) — достаточно популярный метод, который может применяться даже в начальной школе. Во время игры учащиеся играют роли участников той или иной ситуации, примеривая на себя разные профессии.
    • Аквариум — одна из разновидностей деловой игры, напоминающая реалити-шоу. При этом заданную ситуацию обыгрывают 2-3 участника. Остальные наблюдают со стороны и анализируют не только действия участников, но и предложенные ими варианты, идеи.
    • Метод проектов — самостоятельная разработка учащимися проекта по теме и его защита.
    • BarCamp , или антиконференция. Метод предложил веб-мастер Тим О´Рейли. Суть его в том, что каждый становится не только участником, но и организатором конференции. Все участники выступают с новыми идеями, презентациями, предложениями по заданной теме. Далее происходит поиск самых интересных идей и их общее обсуждение.

    К интерактивным методам обучения на уроке также относят мастер-классы, построение шкалы мнений,

    Интерактивное обучение - это специальная форма организации образовательного процесса, суть которой состоит в совместной деятельности учащихся над освоением учебного материала, в обмене знаниями, идеями, способами деятельности.

    Целью интерактивного обучения является создание комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство.

    Учебный процесс с помощью интерактивного обучения предусматривает активное взаимодействие всех учащихся. Это базируется на сотрудничестве, взаимо-обучении: учитель - ученик, ученик - ученик. При этом учитель и ученик - равноправные, равнозначные субъекты обучения. Интерактивное взаимодействие исключает доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой. Во время такого общения ученики учатся быть демократичными, общаться с другими людьми, критически мыслить, принимать обоснованные решения.

    Каждый педагог, в каком бы учебном заведении он не работал, хорошо знает, что от создания активности в обучении во многом зависит успех урока, лекции, беседы, любого воспитательного мероприятия. Создание учебных проектов, посещение кружков, элективных курсов порождает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. Благодаря применению на практике знаний из других областей науки их навыки конкретизируются, становятся более жизненными.

    Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на уроках организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

    Одним из таких интерактивных методов обучения является деловая игра, так как «при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в деловой игре) — до 90%».

    Деловая игра - это имитация рабочего процесса, моделирование, упрощенное воспроизведение реальной производственной ситуации.

    Деловая игра содействует развитию теоретического и практического мышления будущего специалиста, воспитанию у студентов таких необходимых «производственных» качеств как способность принимать решения, умение конструктивного подчинения, формированию и развитию умений и навыков, способствующих более успешной социализации выпускников.

    Характерными признаками деловой игры являются:

    1. Распределение ролей между участниками игры.
    2. Взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.
    3. Наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.
    4. Наличие управляемого эмоционального напряжения.
    5. Наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

    Участвуя в деловой игре, студенты имеют возможность проявить свои профессионально важные личные особенности и качества.

    Знания, умения и навыки студентов, полученные в процессе обучения, а так же профессионально важные качества являются основой для формирования профессиональных компетенций. Но необходим еще опыт «производственной» деятельности.

    Деловая игра ценна именно тем, что дает опыт профессиональной деятельности еще до прохождения практики и этим создает условия для реализации знаний в профессиональной деятельности и, следовательно, для формирования профессиональных компетенций.

    Поэтому основными целями деловой игры являются формирование умения применять теоретические знания в практических ситуациях и формирование профессиональных компетенций студентов.

    Проведение деловой игры на тему «Учет торговых операций в программе «1С: Бухгалтерия» завершает изучение программы «1С: Бухгалтерия 8.1» в рамках модуля «Обработка отраслевой информации». Игра проводится со студентами второго курса. Проведению деловой игры предшествует цикл практических работ по решению сквозной задачи в программе «1С: Бухгалтерия 8.1» (начиная от создания организации и заканчивая завершением месяца).

    Для организации игры требуется тщательная подготовка:

    • определяется цель игры;
    • описывается игровая ситуация;
    • формулируются правила проведения игры;
    • подготавливается реквизит;
    • определяется система оценивания результатов игры (оценочный лист).

    В ходе деловой игры:

    • студенты знакомятся с перечнем общих и профессиональных компетенций, предусмотренных ФГОС по своей специальности и при изучении данной дисциплины;
    • распределяются роли между участниками игры (команды ПОСТАВЩИКОВ И ПОКУПАТЕЛЕЙ);
    • заключаются договоры на поставку/покупку товара в соответствии с правилами игры;
    • оформляются необходимые документы и отчеты по продаже/покупке товара в программе «1С: Бухгалтерия»;
    • проводится «аудиторская проверка» оформленных командами документов и отчетов.

    В процессе проведения деловой игры:

    • отрабатываются различные профессиональные действия студентов;
    • значительно активизируются междисциплинарные связи;
    • реализуется творческий потенциал студента;
    • происходит переход от репродуктивного уровня усвоения учебного материала к продуктивному;
    • преобладает доля групповой и парной деятельности студентов;
    • формируется умение студентов работать в команде;
    • студенты учатся самостоятельно организовывать свою деятельность;
    • повышается мотивация студентов к освоению будущей профессии;
    • растет самооценка студентов;
    • занятие проходит в обстановке состязательности;
    • преподавателю легче обнаружить пробелы в базовых знаниях студентов и, следовательно, внести коррективы в преподавание дисциплин на последующих этапах.

    Критерием оценки формирования профессиональных компетенций является количество набранных баллов. Оцениваются составление договора, количество оформленных в программе «1С: Бухгалтерия» документов и отчетов, соотношение вопросов, которые задавали и на которые отвечали члены команды, участие в «аудиторской» проверке. Данные заносятся в оценочный лист, в котором каждый вид работы оценивается отдельно. Итоговая оценка зависит от количества набранных баллов.

    Подготовка такого занятия трудоемка и требует от преподавателя определенных навыков, в том числе умения конструировать игровую ситуацию в зависимости от содержания учебного материала и его направленности на формирование профессиональных компетенций. Но студенты ждут такие занятия, откликаются на все просьбы преподавателя о помощи в их подготовке, с удовольствием участвуют в них, а затем обсуждают и с юмором вспоминают о своих ошибках.

    Деловая игра играет значительную роль при реализации компетентностного подхода в обучении и, следовательно, способствует повышению качества профессиональной подготовки выпускников.