• Физика тема механизмы синквейн. Мастер-класс "синквейн на уроках физики"

    Синквейн на уроке физики

    Использование современных образовательных технологий является необходимым условием достижения нового качества образования. Государственный образовательный стандарт по физике предполагает овладение учениками рядом исследовательских, проектных, информационно - коммуникативных умений, поэтому активно использую в практике своей работы элементы технологии развития критического мышления, информационных и проектных технологий.

    В интересах общества и самого человека обучение должно быть организовано так, чтобы достичь за минимальное время максимальных результатов развития. На современном этапе обучения важными становятся не только усвоенные знания, но и сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных сил и творческого потенциала учащихся.

    Современные технологии, быстрый темп жизни, развитие новых направлений медицины, техники, возникновение нано-технологий требуют того, чтобы молодые, подрастающие кадры обладали гибкой психикой и определенным научным видением мира. Всему этому сегодня должна научит школа. Современные образовательные стандарты, новейшие технологии обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы ребенок сам добывал себе знания.

    Сегодня учитель - это не просто «кладезь знаний», это профессия стала настолько универсальной, что границы, если конечно же их кто-то видит, определяет для себя каждый сам. Хотя вопрос в том, есть ли эти границы, так как «совершенству не пределов» и каждый учитель сам выбирает то, чем он хочет заниматься во внеурочной деятельности, собственно как и то, каким образов и как вести урок. Современный учитель должен уделять достаточное внимания вопросам межпредметных связей.

    Сегодня существенно поменялась и роль учителя, который не преподносит готовые знания, а лишь только координирует деятельность учащихся, помогая им самостоятельно ориентироваться в потоке информации. С недавнего времени, проектная и исследовательская деятельность учащихся занимает огромное место не только в образовательном, но и воспитательном процессе.

    “Ум — это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который необходимо зажечь”- говорил древнегреческий философ Плутарх. Зажечь факел умственных способностей позволяют методические приёмы, ориентированные на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.

    Одним из таких приемов является синквейн. Это почти стихи. Почти, потому что «столбиком», но не складно. Его называют пятистишьем, так как содержит пять строк. Написание синквейна требует умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяют быстро получить результат, но не всегда всё сразу получается. Чтобы синквейн получился удачным, очень важно обращать внимание на содержательность каждой строки.

    Правила написания синквейна таковы:

    На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна. На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна. На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой. Пятая строчка — это слово — резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
    Процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

    Меня, как предметника-учителя физики, интересует дидактический синквейн - прием технологии критического мышления через чтение и письмо.

    В дидактическом синквейне:

    1 строка-тема, заключает в себя одно слово (обычно существительное), которое обозначает предмет или объект, о котором идет речь

    2 строка - два слова (прилагательные), описывающие признаки и свойства предмета или объекта

    3 строка - три слова (глаголы), описывающие характерные свойства объекта

    4 строка- фраза или предложение, выражающие личное отношение к описываемому предмету или объекту

    5 строка - одно слово - синоним предмета или объекта.

    Начинаю использовать этот прием технологии критического мышления применять на своих уроках в седьмых классах т.к. физика - сложный предмет и не всем ученикам она дается, применение синквейна учит осмысленно использовать понятия и является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения этого понятия. Составлять синквейны учащиеся могут самостоятельно, в паре, а также группами. После прохождения теоретического материала я его чаще использую в качестве рефлексии. Составление синквейна можно использовать и в качестве домашнего задания. И все учащиеся - успевающие и слабоуспевающие справляются с этим заданием - это проявление и реализация творческих, интеллектуальных способностей.

    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для эмоциональности, чувственности.

    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, страхом ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учеников, отвечать на возникающие у них вопросы.

    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в короткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой произведения. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.

    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, зачитывают свои стихотворения. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учеников.

    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.

    Составление синквейна — это творческая деятельность и чаще применяется при изучении гуманитарных предметов -— литературы, истории. Но для того, чтобы разнообразить учебный процесс, сделать его более интересным, можно использовать данный прием и на уроках, физики, например. После ознакомления с темой «Свет», учитель предлагает детям составить синквейн.

    Свет

    Ответьте, используя прилагательные, какой он? Яркий, теплый

    Расскажите, используя глаголы, что он делает? Горит, озаряет, мерцает.

    Составьте предложение или словосочетание, которое выражает отношение к теме, и является своеобразным выводом. Необходим людям.

    Подведите итог, выразив его одним словом. Сияние.

    При составлении синквейна на уроках:

    • повышается интерес к изучаемому материалу;
    • развивается образное мышление;
    • развиваются творческие способности учащихся;
    • совершенствуются коммуникативные навыки и умения емко и лаконично выражать свои мысли;
    • развивается мышление и воображение;
    • вырабатывается способность к анализу;
    • уменьшается время, отводимое на запоминание информации;
    • расширяется словарный запас.

    Составление синквейна на уроке занимает сравнительно немного времени, но при этом он является эффективным способом развития образной речи, который способствует быстрому получению результата.

    В ходе работы по данной методике ученики способны не только углубить свои знания по любой теме, но и усовершенствовать умения работать самостоятельно с дополнительными источниками информации, планировать свою учебную деятельность.

    Использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

    В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

    (Двигатель внутреннего сгорания).

    Распространенный, тепловой.

    Впускает, сжимает, работает, выпускает.

    Превращает внутреннюю энергию в механическую.

    Машина.

    (Тепловое движение).

    Беспорядочное, изменяемое.

    Колеблются, движутся, ускоряются.

    Температура зависит от скорости.

    Движение молекул.

    (Напряжение).

    Переменное, постоянное.

    Изменяется, измеряется, характеризует.

    Работа по переносу заряда.

    Разность потенциалов.

    Активно использую написание синквейнов уже в 5 классе (веду курс «Введение в естественнонаучные предметы»). Во время изучения темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» обучающиеся на каждом уроке получали в качестве домашнего задания синквейн по теме урока.

    Давление.

    Высокое, низкое.

    Изменяют, измеряют, вычисляют.

    Действие силы на опору.

    Физическая величина.

    Стративная Алена, 5Б

    Закон Паскаля.

    Нужный, важный.

    Объясняет, показывает, работает.

    По всем направлениям давление одинаково.

    Гидравлический пресс.

    Паршина Анастасия, 5А

    На мой взгляд, у педагогов естественных наук есть некоторое преимущество в вовлечении детей в научную деятельность. На уроке биологии, природоведении, химии, физики очень легко «совершать научное открытие». Помощником является здесь лабораторный опыт, в котором все четко и понятно. Добавил один реактив к другому - получил результат, посадил семечко - будет результат в виде нового растения. Их научно-исследовательские работы проводятся с материалом, который можно потрогать руками, понюхать, осязать.

    Школа - это место, где соединяются прошлое и будущее, где верны традициям и смотрят в будущее.

    Школа - это место, где соединяются прошлое и будущее, где верны традициям и смотрят в будущее, применяя лучшие научные разработки на практике.

    наш мир существует в соответствии с фундаментальными законами Вселенной. Важнейшим из них я считаю вечный закон резонанса. Ведь самое главное - понять и быть понятой.

    Сколько бы ни путешествовал человек, самые красивые цветы открываются в родном городе, в родной школе. Это цветы детских душ. Какими сияющими глазами смотрят ребята на мир!

    Профессия педагога настолько широка и многогранная, это не просто только работы с детьми, хотя стоит признать, что это главная часть нашей работы, но это и конструирование урока, что занимает очень много времени, так как технологии и методики не стоят на месте и как и все в мире развиваются, и хочется их освоить и сделать урок интереснее.

    Таким образом, учитель - профессия достаточно сложная… Но когда ты видишь благодарные глаза детей, слышишь приятные отзывы родителей, становится понятно, что ты идешь по правильному пути...

    Чем разнообразнее формы и методы в нашей работе, тем вероятнее, что ученику на вашем уроке не будет скучно, и он будет с удовольствием и интересом ходить на уроки.

    Подвести итог я вам предлагаю в творческой форме. Есть такая форма стихотворения «Синквейн». Слово синквейн происходит от французского «пять».

    Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

    1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

    2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

    3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

    4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

    5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

    Составим синквейн по теме «давление».

    Например:

    Давление

    Высокое, низкое

    Изменяют, измеряют, изучают

    Действие силы

    Температура

    Абсолютная, критическая

    повышается, понижается - изменяется

    определяет степень нагретости тел

    величина

    Энергия

    Потенциальная, критическая

    изменяется, сохраняется

    превращается из одного вида в другой

    Джоуль

    Заряд

    Положительный, отрицательный

    притягивается, отталкивается, взаимодействует

    переходит от одного тела к другому

    Кулон

    Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

    Физика.

    Нужная, интересная.

    Исследует, развивает, помогает думать.

    Физика—наука о природе.

    Законы.

    Чикинов Илья, 7А

    Температура.

    Измеряемая, зависимая.

    Повышается, понижается - изменяется.

    Степень нагретости тела.

    Величина.

    Козлов Александр, 8А

    Линза

    Выпуклая, вогнутая

    Собирает, рассеивает, преломляет

    Используется в оптических приборах

    Очки

    Молекула.

    Маленькая, подвижная.

    Движется, притягивается, отталкивается.

    Молекула - это то, из чего состоит вещество.

    Частица.

    Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

    Атмосфера

    Воздушная, прозрачная

    Защищает, давит, поглощает

    Наличие атмосферы - одно из условий существования жизни

    Воздушная оболочка

    Давление

    Атмосферное, гидравлическое

    Передается, изменяется, измеряется

    Давление - физическая величина

    Действие силы

    Манометр.

    Жидкостный, металлический.

    Измеряет, уточняет.

    Манометр - для измерения давления.

    Прибор.

    Тихонова Анна, 7В

    Закон сохранения и превращения энергии.

    Нужный, полезный.

    Превращается, сохраняется, не изменяется.

    Энергия превращается из одного вида в другой.

    Один из основных законов природы.

    Изотова Римма, 8В

    Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.

    Задачи:

    1. познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
    2. организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
    3. привлечь педагогов города к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.

    В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация (Приложение 1) "Синквейн на уроках физики", созданная преподавателями специально для проводимого мастер-класса. Однако любой учитель-предметник, классный руководитель может использовать презентацию в качестве учебного пособия при знакомстве с данным методом.

    Ход мероприятия.

    Рубцова Л.Г.

    Хочется начать с того, что многое в работе педагога зависит от того, как он построит взаимоотношения с коллегами. Даже самый образованный, начитанный, эрудированный учитель не может и не должен работать в одиночку. Самые неожиданные и плодотворные идеи рождаются именно при постоянном сотрудничестве разных, не похожих друг на друга людей. Мы очень активно работаем в параллели не первый год, благо собрались вместе разные учителя-предметники: математик, физик, филолог. Кстати сказать, в прошлом выпуске с нами ещё работали историк и учитель иностранного языка. Начиная с пятого класса, мы часто проводим для ребят интеллектуальные игры на самые разные темы. На одной из таких игр дети выбрали для себя такой девиз: "Ни дня без радости открытий!" Очень бы хотелось, чтобы вы тоже сделали для себя сегодня маленькое, но открытие.

    Впервые с понятием "синквейн" я столкнулась в 2006 году, прочитав в методической газете "Литература. Первое сентября" об использовании синквейна на уроках литературы.

    Что же такое синквейн?

    Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.

    Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

    Дидактический синквейн

    • 1 строка -тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
    • 2 строка -два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
    • 3 строка -образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.
    • 4 строка -фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
    • 5 строка -одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

    В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Что мы и сделали в 2006 году. При подготовке к выпускному вечеру, школьники создали на уроках информатики мультимедийную энциклопедию "От А до Э".Каждому выпускнику была посвящена отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн, составленный одноклассником.Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно "испытать" его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.

    В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.

    Пахыч.
    Добрый, отзывчивый.
    Учусь, живу, радуюсь.
    Всегда помогу в беде.
    Скромняга.
    Чистоколов Павел, 7В

    Сашка.
    Энергичная, жизнерадостная.
    Всегда помогает, понимает, поддерживает.
    Чувство локтя!
    Подружка.
    Караваева Ксения, 7А

    Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.

    В своей работе учителя-словесника я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой – я-то понимаю, что настоящая литература есть что-то живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми всё-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определённой технологией.

    Это вовсе не значит, что следует отказаться от данного вида работы. Данный метод представляется нам удачным на уроках физики, биологии, географии и т.д. Передаю слово учителю физики Абрамовой О.А.

    Абрамова О.А.

    Уже второй год я использую этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

    В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

    Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

    С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

    Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

    Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

    Физика.
    Нужная, интересная.
    Исследует, развивает, помогает думать.
    Физика-наука о природе.
    Законы.
    Чикинов Илья, 7А

    Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

    Молекула.
    Маленькая, подвижная.
    Движется, притягивается, отталкивается.
    Молекула – это то, из чего состоит вещество.
    Частица.
    Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

    В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала.Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.

    Манометр.
    Жидкостный, металлический.
    Измеряет, уточняет, работает.
    Служит для измерения давления.
    Прибор.
    Тихонова Анна, 7В

    Закон сохранения и превращения энергии.
    Нужный, полезный.
    Превращается, сохраняется, не изменяется.
    Энергия превращается из одного вида в другой.
    Один из основных законов природы.
    Изотова Римма, 8В

    Температура.
    Измеряемая, зависимая.
    Повышается, понижается – изменяется.
    Степень нагретости тела.
    Величина.
    Козлов Александр, 8А

    В-четвёртых, можно придумать огромное количество способов работы с готовым синквейном. Например, можно составить краткий рассказ на заданную тему, используя подготовленный дома синквейн как подсказку. Можно, используя все свои знания по теме, внести коррекцию и совершенствовать текст, созданный товарищем, или текст с сознательно, запланировано сделанными ошибками. Наконец, можно учиться определять тему синквейна при отсутствующей части, к примеру, без первой строчки.

    Давайте попробуем стать учениками 8 класса и составить синквейн по такому понятию, как "сила".

    Чтобы вам было интересно, я предлагаю немного поиграть. Попробуйте догадаться по деформированному тексту, на какую тему был составлен синквейн.

    (Двигатель внутреннего сгорания) .
    Распространенный, тепловой.
    Впускает, сжимает, работает, выпускает.
    Превращает внутреннюю энергию в механическую.
    Машина.

    (Тепловое движение).|
    Беспорядочное, изменяемое.
    Колеблются, движутся, ускоряются.
    Температура зависит от скорости.
    Движение молекул.

    Согласитесь, что использование этого приёма на уроках физики оправдано. Чем разнообразнее формы и методы нашей с вами работы, тем больше шанс, что ребёнку на уроке не будет скучно, что каждый день принесёт ему радость пусть маленького, но открытия. Надеемся, что открытие сегодня сделал и каждый из вас. Желаем вам дальнейших творческих успехов в нашем нелёгком, но благодарном труде, дорогие коллеги!

    Синквейн

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Синквейн на уроках физики как средство развития творческих способностей учащихся

    Синквейн на уроках физики позволяет не только развить творческие способности учащихся, но и помогает кратко обобщить изученное понятие или тему, выразить личное отношение к ней, то есть формирует навыки рефлексии.

    Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

    Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

    1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

    2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

    3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

    4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

    5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

    Цель урока: Раскрыть значение физической теории, познакомить с научным методом познания.

    Задачи урока:

    1. Образовательные:

    • напомнить понятия «физика», «законы», «опыт», «наблюдение», другие физические термины;
    • познакомить с понятием «синквейн».

    2. Воспитательные:

    • воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки для дальнейшего развития человеческого общества, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
    • учить уважительно относиться к мнению других.

    3. Развивающие:

    • развивать познавательные интересы, самостоятельность в приобретении новых знаний с использованием дополнительной литературы.

    Межпредметные связи. Этот урок связан с такими учебными дисциплинами, как география, биология, экология, математика, астрономия.

    Синквейн дает возможность подвести итог полученной информации, изложить сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах. Данная форма работы дает возможность усвоить важные предметы, понятия изученного материала; творчески переработать важные понятия темы, создает условия для раскрытия творческих способностей учащихся.

    Учитель, при помощи синквейна может увидеть проблемы, возникшие при усвоении учеником данной темы, и, исходя из этого, скорректировать дальнейший ход урока. «Это форма свободного творчества, но по определенным правилам».

    Примеры синквейнов.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    Учитель рассказывает, что будут изучать учащиеся в этом году. Напоминает технику безопасности на уроках физики и во время проведения лабораторных работ. Раздает раздаточный материал – научную статью.

    2. Изучение нового материала.

    Задание №1.

    1.1. Во время чтения вы должны делать следующие пометки на полях:

    • «V» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
    • «–» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы знаете, или думали, что знаете;
    • «+» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;
    • «?» – поставьте эту пометку на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

    Таким образом, в процессе чтения статьи Вы будете делать четыре типа пометок на полях в соответствии со своими знаниями и пониманием.

    1. 2. После прочтения текста и расстановки пометок на полях Вам следует заполнить маркировочную таблицу. При этом записывайте в нее только ключевые слова или фразы:

    1.3. Обсудите содержание заполненных таблиц с соседом по парте, а противоречия и вопросы, сформулированные в ваших таблицах, предложите всему классу для обсуждения.

    1.4. Обсуждение противоречий и вопросов, возникнувших при работе в парах.

    3. Закрепление материала.

    Задание №2. Составить синквейн к слову «физика».

    Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

    Правила написания синквейна:

    1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.
    2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.
    3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
    4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в I-ой строчке.
    5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в I-ой строчке, обычно существительное.

    Пример синквейна к слову «электризация»:

    1. Электризация.
    2. Вредная, полезная.
    3. Притягиваются, трутся, искрятся.
    4. Сообщение телу электрического заряда.
    5. Ей поддаются все тела.

    Пример синквейна к слову «физика»:

    1. Физика.
    2. Фундаментальная, макроскопическая.
    3. Изучает, описывает, формулирует.
    4. Область естествознания, изучающая наиболее общие и фундаментальные закономерности, определяющие структуру и эволюцию материального мира.
    5. Наука.

    4. Задание на дом.

    Введение, §1, §2, выписать в тетрадь и выучить определения.

    Физика

    Интересная, Загадочная

    Выдвигает, проверяет, обучает.

    Науки делятся на физику и собирание марок.

    Нужно

    Физика

    Нужная, противная

    Не люблю, плачу, зубрю

    Прорвемся

    Физика.

    Занимательная, экспериментальная

    Развивается, уточняется, учит.

    Физика – мать естественных наук.

    Учись

    Физика

    Точная, умная.

    Интересоваться, любопытствовать, думать, мечтать.

    Наука связанная со всеми науками.

    Загадочно

    Физика

    Точная, интересная.

    Изучает, обучает, открывает

    Наука об окружающем мире

    Работа

    Физика

    Сложная, занимательная

    Учит, познавать, помогает

    Помогает познавать мир.

    Сложная

    Физика

    Занимательная, интересная

    Смотреть, искать, делать.

    Физика – вокруг нас.

    Мир

    Физика

    Важная, интересная

    Изучает, объясняет, развивается

    Важная наука, изучающая самые глубокие законы природы.

    Жизнь вокруг нас.

    Физика

    Динамично, инертно

    Двигаться, электризоваться, притягивать

    Все в мире относительно

    Природа.

    Физика

    Объективна и точна

    Вычисляет, помогает, определяет

    Полезная естественная наука.

    Интересна.

    Физика.

    Интересна, полезна.

    Объясняет, дает знать, Развивает

    Рассказывает о том, как устроен мир

    Необходима

    Физика

    Сложная, интересная

    Смотри, познавай, удивляйся

    Просто изучай этот мир

    Эксперимент

    Физика

    Интересная, сложная

    Изучай, думай, понимай

    Физика изучает законы природы

    Физика

    Физика

    Тяжелая, интересная.

    Учи, познавай, думай

    Очень необычная наука, изучающая законы природы.

    Физика

    Интересная, занимательная

    Знать, учить, понимать

    Благодаря ей, новые изобретения.

    Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой строки подчинено определенным принципам, правилам:

    Синквейн по теме "Дисперсия"


    Таким образом, происходит краткое резюмирование, подведение итогов по изученному учебному материалу. Написание синквейна — это свободное творчество, которое требует от учащегося находить и выделять в изучаемом материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

    Как использовать синквейны на уроке?

    Тема, выбранная для составления синквейна должна быть близкой и интересной учащимся. Лучших результатов можно достигнуть, если есть простор для творчества.
    Не всегда дети сразу включаются в работу. Затруднения могут быть связаны с необходимостью анализа, осмысления темы, недостаточностью словарного запаса, непониманием определенных терминов, боязнью ошибиться. Чтобы помочь ребятам, возникает необходимость задавать наводящие вопросы, расширять кругозор, поощрять любое стремление учащихся, отвечать на возникающие у них вопросы.
    Основной задачей учителя, применяющего метод синквейна на уроке, является необходимость продумать четкую систему логически взаимосвязанных элементов, воплощение которых в образы позволит учащимся осмыслить и запомнить материал предмета.

    Как научить детей писать синквейн?

    В первую очередь, необходимо рассказать, что синквейн — это стремление уместить в краткой форме свои знания, мысли, чувства, эмоции, ассоциации, это возможность выразить свое мнение, касающееся любого вопроса, предмета, события, явления, которое и будет являться основной темой. Затем нужно объяснить основные правила написания пятистишия, для наглядности привести несколько примеров. И только после этого учитель объявляет тему, оговаривая время, отведенное на данную работу.
    После завершения творческого процесса, дети, по желанию, демонстрируют свои синквейны. Если работа проходила, например, в качестве домашнего задания, учитель может зачитать (или попросить сделать это автора произведения) наиболее интересные варианты. В качестве примера можно попробовать составить один общий синквейн, записав его на доске. Допускается работа в парах или группах. Но наиболее эффективной считается индивидуальная работа, так как она позволяет учителю понять глубину понимания материала каждым из учащихся.

    Области применения

    Синквейн как метод обучения универсален. Его можно применять к темам любого предмета школьной программы. Он позволяет заинтересовать учащихся, помогает лучше понять и осмыслить изучаемый материал. Составлять пятистишие достаточно просто, поэтому использовать его допустимо в работе с детьми любого возраста.
    Синквейн — это особое стихотворение, которое является результатом анализа и синтеза уже имеющихся или только что полученных данных. Его можно использовать на стадии актуализации новых знаний, когда учащиеся, еще до ознакомления с новой темой, составляют стихотворение, исходя из той информации, которая им известна на данный момент. Это позволяет учителю понять, что уже знают ребята по данному вопросу и даст возможность подкорректировать ту информацию, которую необходимо донести до детей для правильного усвоения ими материала.
    На стадии осмысления написание синквейна позволяет учителю оценить, как учащиеся понимают изучаемую тему, разнообразить учебный процесс, сделаеть его более интересным, ведь синквейн — это и игровая деятельность. В данном случае методика является сменой деятельности, способствующей некоторой эмоциональной разгрузке школьников.
    А можно использовать на стадии рефлексии. Мысль, переведенная в образ, позволяет учителю оценить уровень понимания изученного материала учащимися. Синквейн относят к быстрому, но очень мощному инструменту рефлексии.

    Цель: создание оптимальной среды, позволяющей участникам мастер-класса за короткое время погрузиться в сущность представляемого опыта, оценить возможность использования представленного метода в собственной практике.

    Задачи:

    • познакомить коллег с приёмом технологии критического мышления через чтение и письмо; пропагандировать использование синквейна в урочной и внеурочной деятельности;
    • организовать профессионально-педагогическое общение по существу представленного опыта;
    • привлечь педагогов города к участию в целенаправленном создании нового опыта профессионального взаимодействия.

    В ходе мероприятия используется мультимедийная презентация (Приложение 1) "Синквейн на уроках физики", созданная преподавателями специально для проводимого мастер-класса. Однако любой учитель-предметник, классный руководитель может использовать презентацию в качестве учебного пособия при знакомстве с данным методом.

    Ход мероприятия.

    Что же такое синквейн?

    Изначально синквейн возник в США как стихотворная форма. Разработала его американская поэтесса Аделаида Крэпси, опираясь на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хокку и танка. Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом его стихе. Если интересно, то его слоговая структура – 2-4-6-8-2, всего 22 слога. Авторы, развивавшие стихотворную форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций: обратный синквейн, зеркальный, "бабочка", корона и даже гирлянда синквейнов.

    Но нас, как учителей-предметников, будет интересовать дидактический синквейн – приём технологии критического мышления через чтение и письмо.

    Дидактический синквейн

    1 строка-тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    2 строка-два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    3 строка-образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные свойства объекта.

    4 строка-фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    5 строка-одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

    В этом случае текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки. Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

    Изучить этот приём работы с текстом можно на уроках литературы, русского языка, риторики, а использовать можно на всех предметах и во внеклассной работе. Что мы и сделали в 2006 году. При подготовке к выпускному вечеру, школьники создали на уроках информатики мультимедийную энциклопедию "От А до Э". Каждому выпускнику была посвящена отдельная страничка. И одним из элементов на страничке был синквейн, составленный одноклассником. Многие из присутствующих являются классными руководителями и, прежде чем использовать этот приём на уроке, можно "испытать" его сначала во внеклассной работе. Это очень интересная форма работы, дающая эффектный результат.

    В прошлом году на факультативе по литературе мы с сегодняшними восьмиклассниками рассмотрели этот методический приём, на классном часе ребята составили синквейны о себе и о своём лучшем друге.

    Добрый, отзывчивый.

    Учусь, живу, радуюсь.

    Всегда помогу в беде.

    Скромняга.

    Энергичная, жизнерадостная.

    Всегда помогает, понимает, поддерживает.

    Чувство локтя!

    Подружка.

    Караваева Ксения, 7А

    Как вы думаете, при работе над каким текстом ребята испытывают наибольшие затруднения? Конечно, над первым. Способность резюмировать что-либо, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – это важное умение. Поэтому мы сейчас предлагаем вам очутиться в роли учеников и составить синквейн о себе или о своём коллеге. Рекомендуемое время создания текста 5-7 минут, но мы сократим его до 3-4.

    В своей работе учителя-словесника я использую этот метод развития образной речи нечасто. Есть несомненные плюсы: за короткий промежуток времени ребята создают тексты, которые они считают высокохудожественными. Дети на таких уроках могут почувствовать себя успешными. С одной стороны, не хочется разочаровывать авторов, с другой – я-то понимаю, что настоящая литература есть что-то живорождённое, а тексты, составленные по определённой методике, таковыми всё-таки не являются. Созданные образы являются навязанными определённой технологией.

    Абрамова О.А.

    Уже второй год я использую этот приём технологии развития критического мышления на уроках физики в среднем звене. Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Относительная простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Эта работа требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе, а также развитого образного мышления. Метод эффективен как при работе с отстающими, так и при работе с одарёнными детьми. Каждый ребёнок имеет реальную возможность стать успешным, почувствовать радость от процесса познания. А это в нашей работе самое главное.

    В методике синквейн является быстрым, эффективным инструментом для анализа, синтеза и обобщения понятия и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего пять строк. Ребёнок на основе больших объёмов информации, вырабатывая свою способность к анализу, составляет относительно небольшой текст. Составление этого текста требует сравнительно небольших временных затрат, хотя и имеет жёсткие рамки по форме изложения.

    Физика – сложный предмет, не всем она даётся, поэтому не все любят её. Особенно часто приходится сталкиваться с проблемой непонимания у детей гуманитарного склада ума. Их надо заинтересовать. Это сложно. А вот написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей: интеллектуальных, творческих, образных.

    С точки зрения педагогики, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трёх основных образовательных походов: информационного, деятельностного и личностно-ориентированного.

    Как можно использовать этот приём и соответственно как я его использую в своей практике?

    Во-первых, можно составлять текст как в школе, на уроке (я уже упоминала, что времени этот вид работы требует немного), так и дома, в качестве домашнего задания. Дети могут выполнять его как индивидуальное задание или как дополнительное к основному.

    Нужная, интересная.

    Исследует, развивает, помогает думать.

    Физика-наука о природе.

    Чикинов Илья, 7А

    Во-вторых, работать над составлением синквейна можно как самостоятельно, так и в паре и даже в группе. Рассмотрев какой-либо теоретический материал на уроке, я предлагаю в качестве рефлексии составить синквейн вдвоём. Если в паре оказываются учащиеся с разными способностями (а как правило так и происходит), то более сильный ученик, используя посильную поддержку второго, анализирует изученное. Более сложной является работа в группе. Здесь кроме интеллектуальных способностей ребёнок должен проявить и коммуникативные.

    Молекула.

    Маленькая, подвижная.

    Движется, притягивается, отталкивается.

    Молекула – это то, из чего состоит вещество.

    Изотова Римма, Семенов Илья, 8В

    В-третьих, использовать данный приём можно как для анализа достаточно узкого понятия (например, при рассмотрении понятия "Манометр"), так и при изучении достаточно объёмного материала. Изучив такую сложную тему как законы сохранения и превращения энергии, я даю такое задание в качестве творческого.