• Межиров александр петрович - биография. Межиров александр петрович - биография Подлый поступок поэта александр межиров биография

    (р. 1923), русский советский поэт, переводчик.

    Биографические сведения о поэте крайне скупы. Редкие самопризнания отчасти компенсируют неизбежные пробелы. «Дом, в котором я родился и рос, – вспоминал он в 1995, – и теперь стоит на берегу Москвы-реки, окнами на Кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. На другом берегу – Замоскворечье, Болотный рынок, Кадашевские бани, купеческие особняки в тихих переулках, особый, еще не разбавленный замоскворецкий говорок». Невдалеке находился Храм Христа Спасителя, куда водила в детстве няня, и свидетелем сноса которого был Межиров. Через реку – знаменитый «Дом на набережной» (ему посвящен роман Ю.В.Трифонова), где жила партийная элита и в конце тридцатых годов происходили регулярные аресты.

    Межиров относится к поколению, на плечи которого пришлись все тяготы войны: «В сорок первом году, через несколько недель после выпускного вечера, я ушел на фронт. Воевал солдатом и заместителем командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах».

    В 1943 вступил в коммунистическую партию. В том же году, тяжело раненый, контуженный, был демобилизован. Вернувшись в Москву, посещал исторический факультет МГУ, прослушав там полный курс в качестве вольнослушателя, и одновременно учился в Литературном институте им. А.М.Горького, который окончил в 1948. Вся его дальнейшая жизнь связана с литературой. В газете «Комсомольская правда» от 23 марта 1945 появилась первая публикация – стихотворение В сорок первом . Вскоре начинает печататься в таких изданиях, как «Комсомольская правда», «Литературная газета», журналы «Знамя» и «Новый мир».

    В военных стихах Межирова картины войны чередовались с картинами мирной жизни, за военными событиями всегда присутствовало воспоминания о днях тишины.

    Факты и события частной жизни автора преображены в художественные образы, перед читателем – биография лирического героя, а не автора. Поэзия Межирова, в широком смысле слова, это роман со сквозными лейтмотивами, разыгрываемый по законам искусства. Это заявлено уже в названии первой книги Дорога далека (1947), перефразирующем четверостишие Н.И.Глазкова: Я сам себе корежил жизнь, / Валяя дурака. / От моря лжи до поля ржи / Дорога далека . Стихи эти, опубликованные много позднее, были прекрасно известны в литературной среде, знал их и Межиров, великолепный знаток русской поэзии, «поэтический всезнайка», способный часами читать стихотворение за стихотворением.

    Один из главных лейтмотивов в поэзии Межирова – «двойничество», возникший еще в 1944 (дату назвал сам автор, что отнюдь не типично, ведь даже в Избранном он принципиально не указывает, когда написано то или иное произведение) в стихотворении Человек живет на белом свете… , где сопоставляются две судьбы – неизвестного человека, который живет мирной жизнью, входит в теплый дом с мороза, поднимается по лестнице в свою квартиру, и лирического героя, от чьего лица написано стихотворение, человека, который лежит в холодном кювете, заметаемый снегом, ожидая приказа к атаке. Мотив этот развивается, варьируется. Впоследствии стихотворения, посвященные жизни таких «двойников», были объединены в поэме Alter ego , куда упомянутые стихи включены в качестве пролога. Опубликованная в сборнике Под старым небом (1976), поэма затем была вновь рассыпана на отдельные произведения.

    «Раздвоенность» отнюдь не случайна. Межиров недаром утверждал в стихах, полемически заостряя ситуацию, что у него две книги: Дорога далека , оплаченная «страданьем плоти», и Ветровое стекло , которую он «выстрадал сполна духовно». На самом деле за первым последовали сборники Новые встречи (1949), Коммунисты, вперед! (1955), Возвращение (1955), «Разные годы (1956). Лишь затем появился сборник Ветровое стекло (1961) – по слову автора именно книга, то есть цельное художественное образование («…специально задумать и написать книгу стихов невозможно. Она может сложиться или не сложиться, как складывается или не складывается жизнь», – сказал он позднее).

    Таким образом очерчены два круга тем. Стихи о войне, среди них ставшее впоследствии хрестоматийным стихотворение Музыка , где вновь разрабатывается тема если не «двойничества», то сопредельного, параллельного существования самых разных и незнакомых между собой людей: Стенали яростно, / навзрыд, / Одной-единой срасти ради / На полустанке – инвалид / И Шостакович в Ленинграде », и не менее известные Календарь , Утром , Воспоминание о пехоте , Коммунисты, вперед! . Герой их, «нежный отрок, еще не остывший от игр и мечтаний» (Л.Аннинский). В нем живет мальчишество, нерастраченная детскость. Он может вскрыть банку сгущенного молока, высунуть руку из окна поезда и смотреть, как длинная сладкая нить вьется вдоль идущего на фронт эшелона, не задумываясь, что потом он не раз вспомнит о своем ребячестве, грызя фронтовой сухарь (Проводы ).

    И тот же герой, уже возмужавший, ищет свое место в послевоенном мире. Для этого круга тем характерна Баллада о цирке , повествующая о жизненном пути героя от рождения в цирковом шарабане, через войну, к литературе. Вертикальная стена, по которой он ездит на мотоцикле (популярный довоенный и послевоенный зрелищный номер) предстает новым кругом дантовского ада. «Но это все-таки работа…», – уговаривает он себя, признавая при том, что номер «ложный». Цирковая тема присутствует и в других стихотворениях.

    «Разорванность» (вариант «двойничества») существует и в неявном, однако напрашивающемся сопоставлении большого мира, родины с ее просторами, приметами которой стали для автора такие московские уголки, как Лебяжий переулок и Арбат до реконструкции, – и от сборника к сборнику приобретающего все более конкретные черты мира спорта, искусства, мира профессиональных игроков, кастового и потому для многих враждебного. Балетные студии, мастерские художников, ипподром, бильярдная, карточный стол – места, где случайность может разрушить то, чего добиваются упорным трудом, неделями и месяцами репетиций и тренировок, но где везение либо азарт и дерзость способны принести внезапный успех, становятся для лирического героя в каком-то смысле заменой большого мира.

    В такой художественной системе, независимо от авторских намерений, некоторые произведения воспринимаются как аллегории. Таковы стихи Мы под Колпином скопом стоим, / Артиллерия бьет по своим , стихотворение Закрытый поворот , где желание вписаться в этот закрытый поворот опять-таки аллегорично (здесь и смелость, и безрассудство, и вызов, брошенный опасности). Для стихов этого периода характерно и стремление к афористичности, иногда в ущерб стилю: До тридцати – поэтом быть почетно / И срам кромешный – после тридцати (Всё то, что Гёте петь любовь заставило… ).

    В начале творческого пути Межиров создал несколько неудачных поэм (На рубежах , Годы Чкалова и др.), где сюжет ослаблен или подменен риторикой, но вскоре осознал, что единица его поэтического мышления – отдельное стихотворение. Отсутствие датировки дает возможность перетасовывать, выстраивать стихи, создавая сверхсюжет.

    Произведения Межирова часто издаются, выходят многочисленные сборники: Стихи и переводы (1962), Стихотворения (1963), Прощание со снегом (1964), Ладожский лед (1965), Подкова (1967), Лебяжий переулок (1968), Стихотворения (1969), Невская Дубровка (1970), Поздние стихи (1971), Тишайший снегопад (1974), Недолгая встреча (1975), Времена (1976).

    К концу 1970-х поэтика Межирова претерпевает заметные изменения. Тщательно сконструированный поэтический мир приобретает остросовременные черты, прошлое лирического героя подвергается переосмыслению, иногда получает отрицательную оценку.

    Рефлексия становится постоянна, однако не очевидна. Данная не впрямую, она также может восприниматься читателем как автопризнание лирического героя, переплетенное с биографическими мотивами автора.

    Драматична судьба персонажа одного из стихотворений – игрушечного мастера, выступающего в роли демиурга (разумеется, речь идет о любом творце, в частности, о литераторе): Он был умен, бездушен, пустотел, – / Слагая строки полые, тугие, / Чем занимался и чего хотел, – Сказать неправду лучше, чем другие (Мастер ). Созданные им игрушки – Петрушки, Матрешки и Буратино – многое у него переняли и «простерли» над своим создателем «непререкаемую власть». Теперь мастер и его творения связаны навсегда, они цепляются друг за друга, чтобы не упасть, не потерять равновесия.

    Цирковая тема, как бы завершив круг, возвращается к исходной точке: Быть может, номера у нас и ложные, – / Но все же мы работаем без лонжи, – / Упал – пропал, костей не соберешь. / Так размышляет он. И тем не менее – / Сомнительное самоутешение (Зима ).

    «Чужое», заимствованное слово встраивается в текст, столкновение разнородной лексики переходит в словесную какофонию: Позвоню на виллу Сименону, / Сименон ажанам позвонит – / Тары-бары, и тебя без шмону / Выпустят в объятья аонид (Alter ego ). С одной стороны, так выражается жесткая ирония, почти сарказм поэта по отношению к описываемым характерам и ситуациями – быту богемы, псевдоинтеллектуалов, нуворишей, сильных мира сего (в действительности – замкнутого мирка), с другой стороны какофония эта противопоставлена высокой музыкальности, наличие которой в стихах Межирова неоднократно отмечали критики.

    В 1970-х книги Межирова выходят чуть реже, но регулярно. Это сборники Очертанья вещей (1977), Медальон (1979), Избранные произведения в двух томах (1981), Тысяча мелочей (1984), Теснина (1984), Закрытый поворот (1985).

    За сборник Проза в стихах (1982, 1989), где новая поэтика полностью утвердилась, Межиров был награжден Государственной премией СССР (1986).

    Религиозные мотивы, неявно присутствовавшие и прежде, здесь превращаются в мотивы эсхатологические. Ожидание Страшного суда все томительней, все напряженней. Такая трактовка очевидна в свете событий, определивших судьбу Межирова. Привычный ход жизни был в одночасье сломлен, весь порядок жизни нарушен. Работа над стихами и переводами – Межиров активно переводил литовских и особенно грузинских поэтов – ушла в прошлое.

    В январе 1988 машина, за рулем которой находился Межиров, сбила человека. Межиров скрылся с места аварии, пешеход скончался. Этот поступок, никак не вязавшийся с образом фронтовика, интеллигента, носителя высоких нравственных норм, и тайная неприязнь писательской публики к удачливому и преуспевающему собрату по перу стали причиной долгого разбирательства в Союзе писателей и резкого общественного осуждения. Межиров, в конце концов, не выдержал остракизма. С 1994 он живет в США. До отъезда увидели свет только книги Избранное (1989) и дважды изданная Бормотуха (1989, 1991).

    Книга Межирова Поземка (1997), где наряду со старыми стихами напечатаны и новые, продемонстрировала изменения в строе стиха: «чужое» слово почти сходит на нет, но утрачена и музыкальность. Привычная языковая стихия будто бы отчуждается, волею случая поэт обречен убыванию слова / Неродного-родного (Потому что непреодолима граница… ). Тяжкое признание в устах литератора, для которого русская культура была почти всем. И томит вопрос без ответа: За что? За то, что может быть однажды / Из вас случиться с каждым и любым… (Набросок ).

    Возвращение Межирова к российской аудитории началось с телепередачи, показанной по центральному телевидению осенью 2003 и приуроченной к восьмидесятилетию поэта.

    Сочинения: Из книги «День благодарения». – «Новый мир», 1991, № 2; Сквозь вавилонские реки . – «Знамя», 1995, № 8; Изнутри и откуда-то со стороны. Стихи последних лет . – «Вопросы литературы», 1995, вып. 6

    Вильям-Вильмонт Н. Еще не найденная дорога . – «Литературная газета», 1948, 11 февраля
    Кожинов В. Всего опасней – полузнанья . – «Московский комсомолец», 1966, 15 июня
    Таганов Л. Возраст поэта. Лирика А. Межирова . – В кн.: Л.Таганов. На поэтических меридианах . Ярославль, 1975
    Евтушенко Е. Одной-единой страсти ради . – В кн.: Е.Евтушенко. Талант есть чудо неслучайное . М., 1980
    Урбан А. Динамика поэтического мира. Александр Межиров . – В кн.: Урбан А. В настоящем времени . Л., 1984
    Пьяных М. Поэзия Александра Межирова . Л., 1985

    Межиров Александр Петрович (родился 26.9.1923, Москва), русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Родился в семье юриста. Участник Великой Отечественной войны 1941‒45. Вошёл в литературу как поэт военной темы: сборники «Дорога далека» (1947), «Возвращение» (1955) и другие. В последующих сборниках ‒ «Ветровое стекло» (1961), «Прощание со снегом» (1964), «Ладожский лёд» (1965), «Подкова» (1967), «Поздние стихи» (1971) и других ‒ лирика М. приобретает преимущественно философский характер. Его поэзия связана с традицией А. Блока. Успешно работает в области перевода (главным образом грузинских поэтов). Преподаёт в Литературном институте имени М. Горького (с 1967). Стихи М. переведены на многие иностранные языки.

    Соч.: Лебяжий переулок, М., 1968; Стихотворения, М., 1969; Невская Дубровка, Л., 1970.

    Лит.: Аннинский Л., Неисчерпаемость поэзии, «Москва», 1963; № 12; Евтушенко Е., Одной ‒ единой страсти ради. О поздней лирике Александра Межирова, «Дружба народов», 1972, № 4; Урбан А., «На фронт ушедшие из школ...», «Звезда», 1972, № 5.

    • - второй сын Петра Великого от первого его брака с Евдокией Федоровной Лопухиной, род. в селе Преображенском 3-го октября 1691 г., крещен 1-го ноября того же года в Чудовом монастыре, умер 14-го мая 1692 г. и погребен в...
    • - второй сын Петра I , скончавшийся в детстве.Смерть этого царевича была громадной утратой для царицы Евдокии Федоровны: с тех пор особенно охладел к ней царь Петр и мать его, царица Наталия...

      Биографический словарь

    • - Андреев, Александр Петрович, гидрограф. Главнейшие его исследования касаются Ладожского озера, прибрежья Финского залива и рек Невы и Ижоры...

      Биографический словарь

    • - род. 10 февр. 1935 в д. Шафторка Сасовского р-на Рязанской обл. Композитор. В 1959-1961 обучался в Муз. училище им. Гнесиных, в 1952-1955 участник семинара самодеятельных композиторов при СК СССР...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - полковник генерального штаба, род. в 1868 г., погиб на броненосце "Петропавловск"...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - Род. 1906, ум. 1981. Инженер-строитель, дважды Герой Соц. Труда. Возглавлял строительство Цимлянского гидроузла, начальник управления строительства правого берега "Куйбышевгидростроя", начальник "...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - спец. в обл. теории познания, онтологии, истории философии, д-р филос. наук, проф. Род. в Москве. Окончил филос. ф-т МГУ, асп. кафедры филос. гуманит...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - Член Президиума и ученого Совета Российского географического общества; родился 11 сентября 1933 г.; доктор географических наук, профессор; профессор кафедры ВМА; член-корреспондент РАЕН...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - Директор Инженерного центра СВС, заведующий кафедрой "Материаловедение в машиностроении" Самарского государственного технического университета; родился 29 ноября 1947 г. в с. Хорошенка Куйбышевской области...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - генерал-лейтенант корпуса флотских штурманов, гидрограф, посвятивший всю свою жизнь отечественному землеведению, род. в Роченсальме 28-го июля 1820 г., ум. в С.-Петербурге, 30-го мая 1882 г., Воспитание получил в 1-м...

      Большая биографическая энциклопедия

    • - русский гидрограф. Главнейшие его исследования касаются Ладожского оз., прибрежья Финского зал. и pp. Невы и Ижоры...
    • - мст. Подольской губ., Литинского у., при pp. Ровке и Рове. Жит. 2448, дв, 261. Известно с 1591 г. В 1612 г. его опустошили татары, а в 1613 г. возобновил Жолкевский. Првсл. црк., костел, синагога, 3 евр. молитв...

      Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

    • - советский инженер-строитель, дважды Герой Социалистического Труда. Член КПСС с 1940. В 1933 окончил Среднеазиатский автодорожный институт...
    • - Александр Петрович, русский советский поэт. Член КПСС с 1943. Родился в семье юриста. Участник Великой Отечественной войны 1941-45...

      Большая Советская энциклопедия

    • - инженер-строитель, дважды Герой Социалистического Труда...

      Большой энциклопедический словарь

    • - поэт В лоне смерти бесконечно рождается жизнь...

      Сводная энциклопедия афоризмов

    "Межиров Александр Петрович" в книгах

    Александр Петрович Сухов

    Из книги Воспоминания автора Лихачев Дмитрий Сергеевич

    Александр Петрович Сухов Лагерное начальство было очень падко на устройство различных лекций. Они предполагали этим поддержать миф о том, что в лагере не наказывают, а исправляют. Содержание лекций и количество присутствующих их интересовало меньше. Им была необходима

    СКУГАРЕВСКИЙ Александр Петрович

    Из книги Офицерский корпус Армии генерал-лейтенанта А.А.Власова 1944-1945 автора Александров Кирилл Михайлович

    СКУГАРЕВСКИЙ Александр Петрович Подполковник РККАПолковник ВС КОНРРодился в 1892 г. в Смоленской губернии. Русский. Из крестьян. Окончил артиллерийское училище в 1915 г. Офицер Русской Императорской Армии. Участник Первой мировой и Гражданской войн. Член КП с 1941 г. В РККА

    РУДАКОВ Александр Петрович

    автора

    РУДАКОВ Александр Петрович (11.09.1910 - 10.06.1966). Секретарь ЦК КПСС с 23.11.1962 г. по 10.06.1966 г. Член ЦК КПСС в 1962 - 1966 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1956 - 1962 гг. Член КПСС с 1931 г.Родился в поселке Пологи (ныне город Запорожской области) в крестьянской семье. Русский. С 1927 г. работал на

    СМИРНОВ Александр Петрович

    Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

    СМИРНОВ Александр Петрович (1878 - 09.02.1938). Член Оргбюро ЦК РКП(б) - ВКП(б) с 02.06.1924 г. по 26.06.1930 г. Кандидат в члены Оргбюро ЦК ВКП(б) с 13.07.1930 г. 12.01.1933 г. Секретарь ЦК ВКП(б) с 11.04.1928 г. по 26.06.1930 г. Член ЦК РКП(б) - ВКП(б) в 1922 - 1933 гг. Кандидат в члены ЦК партии в 1907 - 1917 гг. Член партии с

    Агафонов Александр Петрович

    автора Северин Максим Сергеевич

    Агафонов Александр Петрович 28 апреля 1983-го были мои проводы, пили, как положено, весь вечер, утром я приехал в военкомат, призывников посадили на автобусы и повезли в Калугу. Там на пересылочном пункте я и еще несколько ребят из Кирова и Людиново просидели два дня, а

    Устинов Александр Петрович

    Из книги Я дрался в Афгане. Фронт без линии фронта автора Северин Максим Сергеевич

    Устинов Александр Петрович Сперва я был направлен на службу в город Иолотань Туркменской ССР. То, что вскоре окажемся в пекле затянувшейся войны, мы поняли из слов нашего замполита, остановившего собравшегося в очередной раз нас муштровать ротного, сказавшего: «Не

    АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КАЗАНЦЕВ

    Из книги Красный сфинкс автора Прашкевич Геннадий Мартович

    АЛЕКСАНДР ПЕТРОВИЧ КАЗАНЦЕВ Родился 20 августа (2. IX) 1906 года в Акмолинске.«Что помню я об Акмолинске? Двухэтажный дом на площади, большую комнату с отгороженной перилами лестницей в нижний этаж. И еще гигантские шаги. Лечу все выше и выше, и у меня захватывает дух». Реальное

    Александр Петрович Сумароков

    Из книги Эпоха Павла I автора Балязин Вольдемар Николаевич

    Александр Петрович Сумароков Биография поэта и драматургаМастер чуть ли ни всех жанров литературы - поэт, прозаик, драматург, автор песен и стихотворных трагедий, переводчик и критик - Александр Петрович Сумароков (1717–1777) родился в Петербурге, в старинной дворянской

    Кондрашев Александр Петрович

    автора

    Кондрашев Александр Петрович Родился 25 декабря 1921 г. в деревне Андреевское Московской губернии. Окончил 7 классов, школу ФЗУ, Подольский аэроклуб, в 1942 г. - Качинскую военную авиационную школу.Свою первую победу Кондрашев одержал под Великими Луками в декабре 1942г. В

    Филатов Александр Петрович

    Из книги Советские асы. Очерки о советских летчиках автора Бодрихин Николай Георгиевич

    Филатов Александр Петрович Родился в 1921 г. Свою боевую биографию Филатов начал сержантом в начале 1943 г. Уже за первые 3 месяца боев он одержал 12 побед, причем 3 самолета сбил в ходе Курской битвы за один день. 11 июля 1943 г. был сбит над территорией, занятой противником,

    Межиров Александр Петрович

    Из книги Большая Советская Энциклопедия (МЕ) автора Из книги Режиссерская энциклопедия. Кино Европы автора Дорошевич Александр Николаевич

    ПЕТРОВИЧ АЛЕКСАНДР (Petrovic Aleksandar). Югославский кинорежиссер. Родился 14 января 1929 г. в Париже, умер в 1994 г. там же. Закончил философский факультет Белградского университета, в 1948 г. учился на режиссерском факультете Пражской киноакадемии (ФАМУ), но был вынужден прервать учебу и

    АЛЕКСАНДР МЕЖИРОВ: «Я ЛЕЖУ В ПРИСТРЕЛЯННОМ КЮВЕТЕ…»

    Из книги Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах автора Аннинский Лев Александрович

    АЛЕКСАНДР МЕЖИРОВ: «Я ЛЕЖУ В ПРИСТРЕЛЯННОМ КЮВЕТЕ…» Этими хрестоматийными строчками позиция удостоверена изначально и на всю жизнь. Кювет. Пристрелянный врагами. Прочие подробности биографии артистично недостоверны. Начиная со времени и места рождения.В справочниках

    Александр Петрович Межиров родился 26 сентября 1923 года в Замоскворечье в еврейской семье, переселившейся в Москву из Чернигова незадолго до его рождения: отец - юрист по профессии Пинхус (Пётр) Израилевич Межиров (1888-1958) - работал в московском представительстве Черниговского крайсоюза, позже экономистом, мать - учительница немецкого языка Елизавета Семёновна Межирова (1888-1969).

    Со школьной скамьи в 1941 Межиров ушел на фронт. В 1942-1943 воевал под Ленинградом в 1-м батальоне 864-го стрелкового полка 189-й стрелковой дивизии, которая в разное время входила в состав 42-й, 67-й и 55-й армий. С 1942 - заместитель командира стрелковой роты по политчасти, в 1943 году был принят в ВКП(б). Участник боёв по прорыву блокады Ленинграда на синявинском и красноборском направлениях. В марте 1943 под Саблино был контужен. В 1944 после лечения демобилизован в звании младшего лейтенанта.

    В 1948 Межиров окончил Литературный институт им. А.М. Горького, а годом раньше вышла его первая книга стихов «Дорога далека» (1947 ), в которую было включено стихотворение «Человек живет на белом свете...» (поэт не ставит под стихами дат их написания, считая, что время их создания должно быть ощутимо и без дат), оказавшееся программным для всего творчества Межирова. Здесь истоки контрастных и символических образов - «холода» войны и «тепла» мира, которые пройдут через все творчество поэта. Символический оттенок есть и у образа «человека... на белом свете». Для поэта, лежащего в «ледяном кювете», это воображаемое обобщенно-идеальное лицо, являющееся одновременно и его собственным двойником («Мой далекий отсвет! Мой двойник!»), образ которого и помогает преодолеть «гробовую полосу» войны и смерти.

    Поэзия Межирова чаще всего воспринимается в ее обыденном, реально-бытовом плане. Любой житейский случай, как правило, описывается обстоятельно и вроде бы излишне подробно. Такое же пристрастие к нагнетанию деталей легко заметить в последующих стих, поэта: «Баллада о цирке», «Одиночество гонит меня...», «Календарь», «Музыка», «Эшелон», «Серпухов», «Ну а дальше что? Молчанье. Тайна», «На всякий случай...», «Черкешенка» и многие другие. Пристрастие к реалистическим деталям свидетельствовало о стремлении поэта выявить в бытовом бытийное, увидеть в простом и обыденном нечто значительное, высокое, идеальное. Драматический, а порой и трагедийный путь к идеалу в поэзии Межиров несомненно носит романтический характер.

    Первым послевоенным рубежом, на котором романтические идеалы Межирова столкнулись с суровой действительностью, было ужесточение сталинского режима после войны, пагубно сказавшееся на творчестве многих писателей. Влияние официальной идеологии сказалось и на сборники стихов Межирова этих лет: «Новые встречи» (1949 ) и «Коммунисты, вперед!» (1950 ), в которых лирическая раскованность и открытость миру, проявившиеся в книге стихов «Дорога далека», уступили место балладным ритмам, внутренней сдержанности и волевым усилиям, направленным на преодоление трудных жизненных рубежей.

    Преподавал на кафедре литературного мастерства Литературного института имени А.М. Горького с 1966 . Многие годы вёл в этом институте поэтический семинар на Высших литературных курсах (ВЛК). Оказал влияние на молодых поэтов 1960-х годов - Е. А. Евтушенко, И.И. Шкляревского, О.Г. Чухонцева, А.К. Передреева.

    Творческий взлет у Межирова, как и у многих поэтов разных поколений, приходится на конец 1950-х - начало 1960-х - на время «оттепели». Вслед за сборником «Возвращение» (1955 ) последовали «Ветровое стекло» (1961 ), «Прощание со снегом» (1964 ) и «Подкова» (1967 ). В них продолжает играть немалую роль волевое балладное начало, однако теперь уже осложненное лирическими монологами («Баллада о цирке» и др.). Нередко лирическое начало, обретая внутреннюю раскованность, становится песенным.

    Мелодия народной песни «Лучинушка» помогает в стихотворении «Любимая песня» обострить нравственный слух и найти моральное очищение в сострадании и любви.

    Духовно-нравственная чуткость позволяет Межирову одинаково глубоко воспринимать и «музыку» эпического, общенародного единства в годы великой войны, и «музыку» отдельных человеческих судеб, преимущественно женских.

    Среди стихотворений Межирова, в которых определяющим является мотив женственности («Сон», «Календарь», «С войны», «Штраф», «Аттракцион», «Прощание с Кармен», «На всякий случай...», «Как же мог умолчать я об этом...», «Черкешенка», «Лестница» и др.), особое место занимает лирико-драматическая баллада «Серпухов», в которой простая русская женщина - няня Дуня, воспитавшая поэта,- становится олицетворением России (как это было в известном стихотворении В. Ходасевича «Не матерью, но тульскою крестьянкой...»).

    Третий период в творчестве Межирова, проходящий под знаком углубления духовного начала и трагедийного парадоксализма, отличается от предшествующих периодов суровым аскетизмом, сухостью и жесткостью в изображении предметного мира и человеческих взаимоотношений, стремлением отжать как можно больше «влаги» из «сырой» действительности, обострением антитезы между «прозой» и «поэзией» жизни, реальным и идеальным. Особенности этого периода нашли свое выражение в книгах стихов «Под старым небом» (1976 ), «Очертания вещей» (1977 , здесь в полном виде представлена поэма «Alter ego»), «Проза в стихах» (1982 ) «Бормотуха» (1991 ).

    В конце 1980-х начал также писать стихи для детей. На протяжении всего творческого пути Межирова успешно занимался переводами, в основном грузинских и литовских поэтов (И. Абашидзе, С. Чиковани, Ю. Марцинкявичус и др.).

    С 1992 проживал в США, сначала в Портленде (штат Орегон, где ранее поселились его дочь и внучка), затем в Нью-Йорке. Продолжал писать стихи. Последней крупной работой поэта стала поэма «Позёмка» (1993 ).

    Александр Межиров скончался 22 мая 2009 года в больнице Рузвельта в Нью-Йорке. 25 сентября 2009 года урна с прахом покойного, привезённая из США дочерью поэта, была захоронена на Переделкинском кладбище.

    Юрий Гребенщиков был знаком с поэтом Александром Межировым. В тот вечер они оба присутствовали на вечере памяти Владимира Высоцкого. А через пару часов по трагическому стечению обстоятельств Межиров и Гребенщиков снова встретились, в результате чего актер оказался на кладбище.

    Талантливый актер

    Юрий Сергеевич Гребенщиков был уроженцем Свердловска. Отец Юрия работал геологом и нередко брал сына с собой в экспедиции. Однако Гребенщиков-младший не пошел по стопам родителя. С детства он увлекался театром и участвовал в художественной самодеятельности, а после поступил в школу-студию МХАТ. Закончив учебу, Юрий остался в столице и был принят на службу в театр имени Станиславского. В кино он сыграл более чем в 20-ти фильмах, среди которых «Грачи», «Валентина», «Профессия – следователь», «Отряд специального назначения».

    Первой супругой Гребенщикова стала актриса Ольга Бган, известная по таким картинам как «За витриной универмага» и «Человек родился». Но брак распался. Оставив квартиру бывшей жене, Юрий Сергеевич перебрался в общежитие. Однако его одиночество не продлилось долго. Вскоре он женился во второй раз. Его избранницей снова оказалась его коллега Наталья Орлова. В 1972 году семья пополнилась: на свет появился сын Кирилл.

    Роковая встреча

    25 января 1988 года поклонники Владимира Высоцкого отмечали его 50-летие. Не стали исключением и представители тогдашней богемы, многие из которых были лично знакомы с покойным артистом. Организовали вечер памяти в ресторане ВТО на Пушкинской площади. На мероприятие среди прочих пришли и актер Юрий Гребенщиков, и поэт Александр Межиров.

    Юрий Сергеевич покинул ресторан в самом разгаре творческой встречи, а Межиров задержался. Однако по роковому стечению обстоятельств они снова встретились через 2 часа возле станции метро «Сокол». Находясь за рулем собственного автомобиля, Межиров сбил Гребенщикова. Актера госпитализировали.

    Несколько месяцев Юрий Гребенщиков балансировал между жизнью и смертью. В конце концов последняя одержала верх. Пробыв на больничной койке остаток зимы и всю весну, 14 мая 1988 года он скончался.

    Трусливый поэт или убитый горем человек?

    В актерской среде поговаривали о том, что Межиров сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, что поэт, испугавшись содеянного, забросал тело еще живого Гребенщикова снегом и, не удосужившись даже вызвать «Скорую помощь», просто уехал. Нашли его благодаря одной старушке, которая, несмотря на поздний час, бодрствовала, стоя у окна. Она якобы видела саму аварию и даже запомнила номер машины-убийцы.

    Однако родственники Межирова утверждали, что все это полная ложь. Поэт, мол, сразу же набрал «03» из ближайшего телефона-автомата и скрываться совсем не думал. Кроме того, по словам дочери Александра Межирова, отец очень переживал случившееся и сожалел о несчастном случае до конца своих дней.

    Теперь мы вряд ли узнаем, что на самом деле произошло в тот вечер. А замечательного актера Юрия Гребенщикова уже не вернуть. Что касается виновника его смерти – поэта Межирова, то тот каким-то чудом избежал наказания, а через 4 года и вовсе уехал на ПМЖ в Соединенные Штаты. Он умер в Нью-Йорке в 2009 году.

    Когда-то он написал стихотворение под названием «Коммунисты, вперед!» Те, кто был уверен в том, что именно действия Межирова, а не трагические обстоятельства, повлекли за собой смерть актера Гребенщикова, после эмиграции стали называть поэта «Коммунисты, назад!»

    Межиров Александр Петрович (1923-2009), русский советский поэт, переводчик.

    Летних сумерек истома
    У рояля на крыле.
    На квартире замнаркома
    Вечеринка в полумгле.
    <...>
    И под вальс веселой Вены,
    Шаг не замедляя свой,
    Парами-в передвоенный,
    Роковой, сороковой.

    Межиров Александр Петрович

    Биографические сведения о поэте крайне скупы. Редкие самопризнания отчасти компенсируют неизбежные пробелы. «Дом, в котором я родился и рос, - вспоминал он в 1995, - и теперь стоит на берегу Москвы-реки, окнами на Кремлевскую набережную и Лебяжий переулок. На другом берегу - Замоскворечье, Болотный рынок, Кадашевские бани, купеческие особняки в тихих переулках, особый, еще не разбавленный замоскворецкий говорок». Невдалеке находился Храм Христа Спасителя, куда водила в детстве няня, и свидетелем сноса которого был Межиров. Через реку - знаменитый «Дом на набережной» (ему посвящен роман Ю.В.Трифонова), где жила партийная элита и в конце тридцатых годов происходили регулярные аресты.

    Межиров относится к поколению, на плечи которого пришлись все тяготы войны: «В сорок первом году, через несколько недель после выпускного вечера, я ушел на фронт. Воевал солдатом и заместителем командира стрелковой роты на Западном и Ленинградском фронтах, в Синявинских болотах».

    В 1943 вступил в коммунистическую партию. В том же году, тяжело раненый, контуженный, был демобилизован. Вернувшись в Москву, посещал исторический факультет МГУ, прослушав там полный курс в качестве вольнослушателя, и одновременно учился в Литературном институте им. А.М.Горького, который окончил в 1948. Вся его дальнейшая жизнь связана с литературой. В газете «Комсомольская правда» от 23 марта 1945 появилась первая публикация - стихотворение В сорок первом. Вскоре начинает печататься в таких изданиях, как «Комсомольская правда», «Литературная газета», журналы «Знамя» и «Новый мир».

    В военных стихах Межирова картины войны чередовались с картинами мирной жизни, за военными событиями всегда присутствовало воспоминания о днях тишины.

    Факты и события частной жизни автора преображены в художественные образы, перед читателем - биография лирического героя, а не автора. Поэзия Межирова, в широком смысле слова, это роман со сквозными лейтмотивами, разыгрываемый по законам искусства. Это заявлено уже в названии первой книги Дорога далека (1947), перефразирующем четверостишие Н.И.Глазкова: Я сам себе корежил жизнь, / Валяя дурака. / От моря лжи до поля ржи / Дорога далека. Стихи эти, опубликованные много позднее, были прекрасно известны в литературной среде, знал их и Межиров, великолепный знаток русской поэзии, «поэтический всезнайка», способный часами читать стихотворение за стихотворением.

    Один из главных лейтмотивов в поэзии Межирова - «двойничество», возникший еще в 1944 (дату назвал сам автор, что отнюдь не типично, ведь даже в Избранном он принципиально не указывает, когда написано то или иное произведение) в стихотворении Человек живет на белом свете…, где сопоставляются две судьбы - неизвестного человека, который живет мирной жизнью, входит в теплый дом с мороза, поднимается по лестнице в свою квартиру, и лирического героя, от чьего лица написано стихотворение, человека, который лежит в холодном кювете, заметаемый снегом, ожидая приказа к атаке. Мотив этот развивается, варьируется. Впоследствии стихотворения, посвященные жизни таких «двойников», были объединены в поэме Alter ego, куда упомянутые стихи включены в качестве пролога. Опубликованная в сборнике Под старым небом (1976), поэма затем была вновь рассыпана на отдельные произведения.