Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР картотека (логопедия, подготовительная группа) на тему. Антонимы: примеры слов, понятие, упражнения Антонимы существительные
Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать . Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.
Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических - семантическое различие.
Антонимия в языке представлена `уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать . Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ . Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временн`ые отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный ). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать ), но таких немного.
Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый , например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить - о замедлить .
Антонимы "находятся на крайних точках лексической парадигмы", но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый - зажиточный - неимущий - бедный - нищий ; вредный - безвредный - бесполезный - полезный . Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio - постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой - старый, большой - маленький, мелкий - крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх - низ, день - ночь, жизнь - смерть, мужчина - женщина.
Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой , чем тощий; пожилой , чем старый . Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.
В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору .
Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать "приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше", но он же может означать "умирать, прощаться с жизнью". Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.
По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция ). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: в ложить - вы ложить, при ставить - от ставить, за крыть - от крыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой ), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается "приглушенной" (немолодой - это еще не означает "старый"). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.
Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в "незакрытом", многочленном ряду, ср.: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.
Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические. Например:
умный - глупый грустить - радоваться разумный - бестолковый печалиться - веселиться мудрый - безмозглыйтосковать - ликовать головастый - безголовый толковый - тупойПодобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.
Холодный и горячий, мелкий и глубокий, полезный и вредный, самостоятельный и зависимый, лето и зима, любовь и ненависть, радость и печаль, взлетать и приземляться, начинать и заканчивать, хорошо и плохо, серьезно и легкомысленно. Как вы думаете, это какие слова? Антонимы! Примеры таких слов, а также собственно понятие "антоним" мы представим в этой статье.
Антонимы: понятие
Итак, в лексике современного русского языка есть такое понятие, как "антонимы". Примеры слов с противоположными значениями можно приводить до бесконечности. Сладкий — горький; мило — мерзко; подниматься — опускаться; суета — покой. Именно такие слова называются антонимами.
Примеры слов, приведенные выше, доказывают, что назвать антонимами можно только такие слова, которые являются одной и той же частью речи. То есть слова "любовь" и "ненавидеть", "всегда" и "частый", "светлеть" и "темно" не являются антонимами. Можно ли назвать антонимами прилагательные "низкий" и "счастливый"? Нет, потому что сравнивать слова можно только по одному признаку. А в нашем случае их два. Кроме этого, если антонимы обозначают какое-то качество, то этим качеством они должны обладать или не обладать в равной мере. Так, "мороз" и "тепло" не являются полноценными антонимами, так как мороз — это высокая степень холода, а тепло — средняя степень температуры выше ноля.
Антонимы-существительные: примеры слов
В русском языке антонимы-существительные встречаются довольно часто. Следует отметить, что существительные, у которых есть антонимы, имеют в своем значении оттенок качества.
Например: принципиальность — беспринципность; минус — плюс; доходы — убытки; выход — вход; подъем — спуск; день — ночь; свет — мрак; слово — молчание; сон — явь; грязь — чистота; плен — свобода; прогресс — регресс; успех — неудача; молодость — старость; купля — продажа; начало — окончание.
Прилагательные с противоположным значением
Среди прилагательным можно встретить наибольшее количество пар антонимов.
Примеры слов: пустой — полный; дневной — ночной; задорный — унылый, счастливый — несчастный; легкий — тяжелый; простой — сложный; дешевый — дорогой; платный — бесплатный; уверенный — неуверенный; главный — второстепенный; значительный — пустяковый; реальный — виртуальный, родной — чужой; строптивый — покладистый; взволнованный — спокойный; гладкий — шершавый; искусственный — естественный; любимый — нелюбимый; сырой — сухой.
Наречия
Наречия в этом плане ничуть не уступают прилагательным. Среди них также много антонимов.
Примеры слов: легко — сложно; дешево — дорого; сразу — постепенно; глупо — умно; банально — оригинально; долго — недолго; достаточно — недостаточно; вразумительно — невнятно; правильно — неправильно, холодно — жарко.
Глаголы-антонимы: примеры слов в русском языке
Встречаются в русском языке и глаголы, противоположные по смыслу.
Например: ругать — хвалить; брать — отдавать; работать — бездельничать; болеть — выздоравливать; поправляться — худеть; отказываться — соглашаться; приучать — отучать; замечать — игнорировать; терять — находить; увеличивать — уменьшать; зарабатывать — тратить; зарывать — откапывать; уходить — возвращаться; прощаться — здороваться; поворачиваться — отворачиваться; гладить — мять; снимать — надевать; одеваться — раздеваться.
Таким образом, антонимами богаты почти все части речи. Их можно найти даже среди предлогов: в — из, на — под и т. д.
Упражнения
Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.
1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:
Вот тараторка для ребят:
Когда молчат, не говорят.
Когда сидят на одном месте,
Не совершают путешествий.
Что далеко, совсем не близко.
А высоко, не очень низко.
И как приехать, не уехав.
И съесть орех, раз нет орехов.
Никто лежать не хочет стоя.
Лить из порожнего в пустое.
Не написать на белом мелом
И не назвать безделье делом.
2. Вставьте вместо точек антонимы:
- ... человека кормит, а... портит.
- ... ... не разумеет.
- ... телом, да... делом.
- ... на еду, да... на работу.
- ... оседлали, но... поскакали.
- День дню рознь: нынче..., а завтра...
- Готовь телегу..., а сани...
- Один брат..., а второй...
- Сегодня море..., а вчера было совсем...
- У Алеши легкий характер: он помнит... и забывает...
- Ты всегда так..., почему же сегодня...?
- Корень учения..., зато плоды...
Упражнение № 1: молчат — говорят; далеко — близко; высоко — низко; приехать — уехать; лежать — стоять; безделье — дело.
Упражнение № 2:
- Труд, лень.
- Сытый, голодного.
- Мал, велик.
- Здоров, хил.
- Рано, поздно.
- Тепло, мороз.
- Зимой, летом.
- Молчун, говорун.
- Бурное, тихое.
- Добро, зло.
- Весел, радостен.
- Горек, сладки.
По смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание. Определить значение одного антонима очень просто через другой, достаточно ему придать форму отрицания. Например, прямой антоним к слову говорить - не молчать, грустный - не веселый и так далее. В данной статье мы более подробно рассмотрим понятие «антонимы» и узнаем их виды.
Общие сведения
Ввиду богатства русского языка существует множество нюансов и тонкостей у любой части речи. Недаром в школах и некоторых высших учебных заведениях изучаются многочисленные учебники по языкознанию.
- Примечательным является то, что в связи с многозначностью антонимы одного и того же слова в разном контексте отличаются. Например: старый кабан - молодой кабан, старый автомобиль - новый автомобиль, старый сыр - свежий сыр и так далее.
- Антонимы бывают не у каждой лексической единицы. Их нет, например, у слов шить, институт, книга и так далее.
- Основным признаком является противопоставленность слов, которые могут обозначать:
- признаки предмета (умный - глупый, злой - добрый) ;
- социальные и природные явления (талант - бездарность, жара - холод );
- состояния и действия (разбирать - собирать, забывать - вспоминать ).
Виды антонимов
Они бывают разными по структуре.
- Однокорневые антонимы - это слова, противоположные по смыслу, но имеющие один корень. Например: любовь - нелюбовь, прогресс -регресс . Они образуются путем присоединения приставок (не-, без/с- , ре-, де- и так далее).
- Разнокорневые антонимы - это слова, полярные по значению и имеющие разные корни. Например: большой - маленький, черный - белый .
В свою очередь первый вид, также подразделяется на: антонимы-эвфемизмы (лояльно выражают противоположность, разность, например: значительный - незначительный) и энантиосемы (выражают противопоставление одним и тем же словом, например: просмотреть (в смысле увидеть) и просмотреть (в смысле пропустить).
Также выделяют еще одну группу: контекстуальные антонимы - это слова, которые разнятся по значению лишь в каком-то конкретном случае. Например, в авторском исполнении: у нее были не глаза - а очи .
По значению антонимы бывают следующие.
- Противоположные: они обозначают полярность действий, явлений или признаков. Как правило, между подобными антонимами можно поставить слово с нейтральным значением: радость - апатия - грусть, позитив - равнодушие - негатив.
- Векторные: они обозначают разнонаправленные действия: надеть - снять, открыть - закрыть.
- Противоречащие: указывают на полярность предметов, явлений и признаков, каждый из которых исключает другой. Между ними поставить нейтральное слово невозможно: вправо - влево.
В предложении антонимы играют стилистическую роль и используются для придания речи большей выразительности. Нередко они используются в качестве антитезы (противопоставление, контраст). Пример: "Кто был никем, тот станет всем". Иногда антонимы образуют оксюморон (соединение несоединимого). Пример: "Горячий снег", "Живой труп".
Антонимы широко используются не только в названиях произведений, но и в пословицах и поговорках.
О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.
Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.
Краткий словарь антонимов:
аккуратный - неряшливый
антоним - синоним
белый - черный
бледнеть - краснеть, темнеть
блестеть - мерцать, тускнеть
близкий - далекий
богач - бедняк
большой - маленький
быстрый - медленный
век - мгновение
верный - ошибочный
веселый - грустный, печальный, скучный
ветреный - безветренный
ветхий - новый
включить - выключить
внутри - снаружи
вопрос - ответ
восток - запад, вест(мор)
восход - закат
входить - выходить
высокий - низкий
гасить - зажигать
гладкий - шершавый
гласный - согласный
глубокий - мелкий
говорить - молчать
голодный - сытый
город - село, деревня
горький - сладкий
горячий - холодный
греть - охлаждать
грязь - чистота
грязный - чистый
делать - бездельничать
день - ночь
диалог - монолог
добро - зло
друг - враг
дюжий - хилый
ехать - останавливаться
жара - холод
жёсткий - мягкий
замкнутый - общительный
здоровый - больной
зелёный - зрелый, спелый
зима - лето
искренний - лицемерный
истина - заблуждение, обман
исток - устье
крепкий - непрочный
кислый - сладкий
лентяй - труженик
лишний - необходимый
ловкий - неуклюжий
ложиться - вставать
любить - ненавидеть
мёрзнуть - согреваться
мир - война, ссора
много - мало
могучий - слабый
мокрый - сухой
мудрый - глупый
мягкий - твердый
надежда - отчаяние
нарочный - нечаянный
невозмутимый - неуравновешенный
немудрёный - зымысловатый
новый - старый
обильный - скудный
оборонять - нападать
образованный - невежественный
огорчить - утешить
острый - тупой
отважный - трусливый, малодушный
откровенный - скрытный
открыть - закрыть
очевидный - сомнительный
плюс - минус
победа - поражение
повесить - снять
полезный - вредный
положить - взять
польза - вред
помогать - мешать
правда - ложь
правдивый - лживый
привередливый - неприхотливый
приятный - отталкивающий
пустой - полный
пушистый - гладкий
радость - грусть, печаль
различие - сходство
расторопный - медлительный
решительный - неуверенный
робкий - смелый
Родина, отчизна - чужбина
свет - тьма, темнота
светать - смеркаться
север - юг, зюйд(мор)
смеяться - плакать
спасти - погубить
спать - бодрствовать
старт - финиш
сытый - голодный
твердый - мягкий
темный - светлый
тесный - просторный
толстый - тонкий
тонкий - толстый
труд - отдых
трудный - легкий
тужить - радоваться
уверить - разубедить
угрюмый - приветливый
удаляться - приближаться
узкий - широкий
умышленный - нечаянный
упрямый - покладистый
успех - неудача
участливый - равнодушный
халатный - добросовестный
храбрый - трусливый
частый - редкий
честный - подлый
широкий - узкий
щедрый - скупой
яркий - тусклый
яростный - кроткий
ясный - пасмурный, ненастный
подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.
Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.
При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.
С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;
Расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);
Уточнение лексического значений слов;
Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.
При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.
У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.
При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.
Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.
Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)
- Осень
- Весна
Весной природа оживает, а осенью (замирает).
Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).
Зимой снег белый, а ранней весной (серый)
- Зима
- Вставьте нужное слово.
В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.
В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).
- Лето
- Дикие животные.
- Какого слова не хватает? Дополните предложения.
Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).
Летом медведь сытый, а весной (голодный).
У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).
- Домашние животные.
- Сад. Фрукты. Ягоды.
- Дополните предложение.
Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).
Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).
- Птицы.
- Овощи. Огород.
- Дополните предложения.
Помидоры бывают зрелые и (незрелые)
Морковь сладкая, а лук (горький).
Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).
Укроп сеют густо, а морковь (редко).
Весной картошку сажают, а осенью (копают).
- Транспорт Город
- Мебель
- Закончи предложения
Стул твердый, а диван (мягкий).
На стуле посидели, потом (встали).
Стул уронили, потом (подняли).
Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).
- Дом.
старый - новый наружный - внутренний | порядок - беспорядок |
- Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.
Старый дом разрушили, а новый - построили.
Снаружи стены красят, а внутри - клеят обоями.
- Одежда Обувь.
- Посуда. Продукты питания.
- Скажите, какого слова не хватает.
Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу - раскладывают в... (мелкую) тарелку.
Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).
Молоко жидкое, а сметана (густая).
В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод - пить (горячий) чай.
- Семья.
- Ответьте, какого слова не хватает.
Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).
Сестренка послушная, а братик (дерзкий).
Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).
- Мое тело. Человек.
- Дополните предложения.
Если вас спросили, надо (отвечать).
Сначала заболел, а потом (выздоровел).
Не надо печалиться, надо (радоваться).