• Усвоение антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР картотека (логопедия, подготовительная группа) на тему. Антонимы: примеры слов, понятие, упражнения Антонимы существительные

    Антонимы (гр. anti - против + onyma - имя) - это слова, различные по звучанию, имеющие прямо противоположные значения: правда - ложь, добрый - злой, говорить - молчать . Антонимы, как правило, относятся к одной части речи и образуют пары.

    Современная лексикология рассматривает синонимию и антонимию как крайние, предельные случаи, с одной стороны, взаимозаменяемости, с другой - противопоставленности слов по содержанию. При этом для синонимических отношений характерно семантическое сходство, для антонимических - семантическое различие.

    Антонимия в языке представлена `уже, чем синонимия: в антонимические отношения вступают лишь слова, соотносительные по какому-либо признаку - качественному, количественному, временному, пространственному и принадлежащие к одной и той же категории объективной действительности как взаимоисключающие понятия: красивый - некрасивый, много - мало, утро - вечер, удалять - приближать . Слова иных значений обычно не имеют антонимов; ср.: дом, мышление, писать, двадцать, Киев, Кавказ . Большинство антонимов характеризуют качества (хороший - плохой, умный - глупый, родной - чужой, густой - редкий и под.); немало и таких, которые указывают на пространственные и временн`ые отношения (большой - маленький, просторный - тесный, высокий - низкий, широкий - узкий; ранний - поздний, день - ночь) ; меньше антонимических пар с количественным значением (многие - немногие; единственный - многочисленный ). Встречаются противоположные наименования действий, состояний (плакать - смеяться, радоваться - горевать ), но таких немного.

    Развитие антонимических отношений в лексике отражает наше восприятие действительности во всей ее противоречивой сложности и взаимообусловленности. Поэтому контрастные слова, как и обозначаемые ими понятия, не только противопоставлены друг другу, но и тесно связаны между собой. Слово добрый , например, вызывает в нашем сознании слово злой, далекий напоминает о близком, ускорить - о замедлить .

    Антонимы "находятся на крайних точках лексической парадигмы", но между ними в языке могут быть слова, отражающие указанный признак в различной мере, т. е. его убывание или возрастание. Например: богатый - зажиточный - неимущий - бедный - нищий ; вредный - безвредный - бесполезный - полезный . Такое противопоставление предполагает возможную степень усиления признака, качества, действия, или градацию (лат. gradatio - постепенное повышение). Семантическая градация (градуальность), таким образом, свойственна лишь тем антонимам, смысловая структура которых содержит указание на степень качества: молодой - старый, большой - маленький, мелкий - крупный и под. Иные же антонимические пары лишены признака градуальности: верх - низ, день - ночь, жизнь - смерть, мужчина - женщина.

    Антонимы, обладающие признаком градуальности, в речи могут взаимозамещаться для придания высказыванию вежливой формы; так, лучше сказать худой , чем тощий; пожилой , чем старый . Слова, употребляемые с целью устранить резкость или грубость фразы, называются эвфемизмами (гр. еu - хорошо + phemi - говорю). На этом основании иногда говорят об антонимах-эвфемизмах, которые выражают значение противоположности в смягченной форме.

    В лексической системе языка можно выделить и антонимы-конверсивы (лат. conversio - изменение). Это слова, выражающие отношение противоположности в исходном (прямом) и измененном (обратном) высказывании: Александр дал книгу Дмитрию.- Дмитрий взял книгу у Александра; Профессор принимает зачет у стажера.- Стажер сдает зачет профессору .

    Существует в языке и внутрисловная антонимия - антонимия значений многозначных слов, или энантиосемия (гр. enantios - противоположный + sema - знак). Это явление наблюдается у многозначных слов, развивающих взаимно исключающие друг друга значения. Например, глагол отходить может означать "приходить в обычное состояние, чувствовать себя лучше", но он же может означать "умирать, прощаться с жизнью". Энантиосемия становится причиной двусмысленности таких, например, высказываний: Редактор просмотрел эти строки; Я прослушал дивертисмент; Оратор оговорился и под.

    По структуре антонимы делятся на разнокорневые (день - ночь) и однокорневые (приходить - уходить, революция - контрреволюция ). Первые составляют группу собственно лексических антонимов, вторые - лексико-грамматических. У однокорневых антонимов противоположность значения вызвана различными приставками, которые также способны вступать в антонимические отношения; ср.: в ложить - вы ложить, при ставить - от ставить, за крыть - от крыть. Следовательно, пpoтивoпоcтaвлeниe таких слов обязано словообразованию. Однако следует иметь в виду, что добавление к качественным прилагательным, наречиям приставок не-, без- чаще всего придает им значение лишь ослабленной противоположности (молодой - немолодой ), так что контрастность их значения в сравнении с бесприставочными антонимами оказывается "приглушенной" (немолодой - это еще не означает "старый"). Поэтому к антонимам в строгом значении этого термина можно отнести далеко не все приставочные образования, а только те, которые являются крайними членами антонимической парадигмы: удачный - неудачный, сильный - бессильный.

    Антонимы, как уже было сказано, обычно составляют в языке парную корреляцию. Однако это не значит, что то или иное слово может иметь один антоним. Антонимические отношения позволяют выражать противопоставление понятий и в "незакрытом", многочленном ряду, ср.: конкретный - абстрактный, отвлеченный; веселый - грустный, печальный, унылый, скучный.

    Кроме того, каждый член антонимической пары или антонимического ряда может иметь свои, не пересекающиеся в антонимии синонимы. Тогда образуется некая система, в которой по вертикали располагаются синонимические единицы, а по горизонтали - антонимические. Например:

    умный - глупый грустить - радоваться разумный - бестолковый печалиться - веселиться мудрый - безмозглыйтосковать - ликовать головастый - безголовый толковый - тупой

    Подобная корреляция синонимических и антонимических отношений отражает системные связи слов в лексике. На системность же указывает и взаимосвязь многозначности и антонимии лексических единиц.

    Холодный и горячий, мелкий и глубокий, полезный и вредный, самостоятельный и зависимый, лето и зима, любовь и ненависть, радость и печаль, взлетать и приземляться, начинать и заканчивать, хорошо и плохо, серьезно и легкомысленно. Как вы думаете, это какие слова? Антонимы! Примеры таких слов, а также собственно понятие "антоним" мы представим в этой статье.

    Антонимы: понятие

    Итак, в лексике современного русского языка есть такое понятие, как "антонимы". Примеры слов с противоположными значениями можно приводить до бесконечности. Сладкий — горький; мило — мерзко; подниматься — опускаться; суета — покой. Именно такие слова называются антонимами.

    Примеры слов, приведенные выше, доказывают, что назвать антонимами можно только такие слова, которые являются одной и той же частью речи. То есть слова "любовь" и "ненавидеть", "всегда" и "частый", "светлеть" и "темно" не являются антонимами. Можно ли назвать антонимами прилагательные "низкий" и "счастливый"? Нет, потому что сравнивать слова можно только по одному признаку. А в нашем случае их два. Кроме этого, если антонимы обозначают какое-то качество, то этим качеством они должны обладать или не обладать в равной мере. Так, "мороз" и "тепло" не являются полноценными антонимами, так как мороз — это высокая степень холода, а тепло — средняя степень температуры выше ноля.

    Антонимы-существительные: примеры слов

    В русском языке антонимы-существительные встречаются довольно часто. Следует отметить, что существительные, у которых есть антонимы, имеют в своем значении оттенок качества.

    Например: принципиальность — беспринципность; минус — плюс; доходы — убытки; выход — вход; подъем — спуск; день — ночь; свет — мрак; слово — молчание; сон — явь; грязь — чистота; плен — свобода; прогресс — регресс; успех — неудача; молодость — старость; купля — продажа; начало — окончание.

    Прилагательные с противоположным значением

    Среди прилагательным можно встретить наибольшее количество пар антонимов.

    Примеры слов: пустой — полный; дневной — ночной; задорный — унылый, счастливый — несчастный; легкий — тяжелый; простой — сложный; дешевый — дорогой; платный — бесплатный; уверенный — неуверенный; главный — второстепенный; значительный — пустяковый; реальный — виртуальный, родной — чужой; строптивый — покладистый; взволнованный — спокойный; гладкий — шершавый; искусственный — естественный; любимый — нелюбимый; сырой — сухой.

    Наречия

    Наречия в этом плане ничуть не уступают прилагательным. Среди них также много антонимов.

    Примеры слов: легко — сложно; дешево — дорого; сразу — постепенно; глупо — умно; банально — оригинально; долго — недолго; достаточно — недостаточно; вразумительно — невнятно; правильно — неправильно, холодно — жарко.

    Глаголы-антонимы: примеры слов в русском языке

    Встречаются в русском языке и глаголы, противоположные по смыслу.

    Например: ругать — хвалить; брать — отдавать; работать — бездельничать; болеть — выздоравливать; поправляться — худеть; отказываться — соглашаться; приучать — отучать; замечать — игнорировать; терять — находить; увеличивать — уменьшать; зарабатывать — тратить; зарывать — откапывать; уходить — возвращаться; прощаться — здороваться; поворачиваться — отворачиваться; гладить — мять; снимать — надевать; одеваться — раздеваться.

    Таким образом, антонимами богаты почти все части речи. Их можно найти даже среди предлогов: в — из, на — под и т. д.

    Упражнения

    Чтобы закрепить изученный материал, полезно выполнить несколько упражнений.

    1. Прочтите стихотворение известного детского поэта и найдите в нем все антонимы:

    Вот тараторка для ребят:

    Когда молчат, не говорят.

    Когда сидят на одном месте,

    Не совершают путешествий.

    Что далеко, совсем не близко.

    А высоко, не очень низко.

    И как приехать, не уехав.

    И съесть орех, раз нет орехов.

    Никто лежать не хочет стоя.

    Лить из порожнего в пустое.

    Не написать на белом мелом

    И не назвать безделье делом.

    2. Вставьте вместо точек антонимы:

    1. ... человека кормит, а... портит.
    2. ... ... не разумеет.
    3. ... телом, да... делом.
    4. ... на еду, да... на работу.
    5. ... оседлали, но... поскакали.
    6. День дню рознь: нынче..., а завтра...
    7. Готовь телегу..., а сани...
    8. Один брат..., а второй...
    9. Сегодня море..., а вчера было совсем...
    10. У Алеши легкий характер: он помнит... и забывает...
    11. Ты всегда так..., почему же сегодня...?
    12. Корень учения..., зато плоды...

    Упражнение № 1: молчат — говорят; далеко — близко; высоко — низко; приехать — уехать; лежать — стоять; безделье — дело.

    Упражнение № 2:

    1. Труд, лень.
    2. Сытый, голодного.
    3. Мал, велик.
    4. Здоров, хил.
    5. Рано, поздно.
    6. Тепло, мороз.
    7. Зимой, летом.
    8. Молчун, говорун.
    9. Бурное, тихое.
    10. Добро, зло.
    11. Весел, радостен.
    12. Горек, сладки.

    По смыслу, но принадлежащие к одной и той же части речи слова. Они имеют разное написание и звучание. Определить значение одного антонима очень просто через другой, достаточно ему придать форму отрицания. Например, прямой антоним к слову говорить - не молчать, грустный - не веселый и так далее. В данной статье мы более подробно рассмотрим понятие «антонимы» и узнаем их виды.

    Общие сведения

    Ввиду богатства русского языка существует множество нюансов и тонкостей у любой части речи. Недаром в школах и некоторых высших учебных заведениях изучаются многочисленные учебники по языкознанию.

    1. Примечательным является то, что в связи с многозначностью антонимы одного и того же слова в разном контексте отличаются. Например: старый кабан - молодой кабан, старый автомобиль - новый автомобиль, старый сыр - свежий сыр и так далее.
    2. Антонимы бывают не у каждой лексической единицы. Их нет, например, у слов шить, институт, книга и так далее.
    3. Основным признаком является противопоставленность слов, которые могут обозначать:
    • признаки предмета (умный - глупый, злой - добрый) ;
    • социальные и природные явления (талант - бездарность, жара - холод );
    • состояния и действия (разбирать - собирать, забывать - вспоминать ).

    Виды антонимов

    Они бывают разными по структуре.

    • Однокорневые антонимы - это слова, противоположные по смыслу, но имеющие один корень. Например: любовь - нелюбовь, прогресс -регресс . Они образуются путем присоединения приставок (не-, без/с- , ре-, де- и так далее).
    • Разнокорневые антонимы - это слова, полярные по значению и имеющие разные корни. Например: большой - маленький, черный - белый .

    В свою очередь первый вид, также подразделяется на: антонимы-эвфемизмы (лояльно выражают противоположность, разность, например: значительный - незначительный) и энантиосемы (выражают противопоставление одним и тем же словом, например: просмотреть (в смысле увидеть) и просмотреть (в смысле пропустить).

    Также выделяют еще одну группу: контекстуальные антонимы - это слова, которые разнятся по значению лишь в каком-то конкретном случае. Например, в авторском исполнении: у нее были не глаза - а очи .

    По значению антонимы бывают следующие.

    • Противоположные: они обозначают полярность действий, явлений или признаков. Как правило, между подобными антонимами можно поставить слово с нейтральным значением: радость - апатия - грусть, позитив - равнодушие - негатив.
    • Векторные: они обозначают разнонаправленные действия: надеть - снять, открыть - закрыть.
    • Противоречащие: указывают на полярность предметов, явлений и признаков, каждый из которых исключает другой. Между ними поставить нейтральное слово невозможно: вправо - влево.

    Функции антонимов

    В предложении антонимы играют стилистическую роль и используются для придания речи большей выразительности. Нередко они используются в качестве антитезы (противопоставление, контраст). Пример: "Кто был никем, тот станет всем". Иногда антонимы образуют оксюморон (соединение несоединимого). Пример: "Горячий снег", "Живой труп".

    Антонимы широко используются не только в названиях произведений, но и в пословицах и поговорках.

    О словарном запасе ребенка хорошо говорит знание им синонимов и антонимов. И с теми, и с другими, как правило, у детей плоховато. А ведь в этом нет ничего сложного. Есть такая детская игра в антонимы - "Противоположности". Один называет слово, второй подбирает антоним к нему. Эта игра пользуется огромным вниманием у аниматоров детских и даже взрослых и она является частым развлечением на праздничных вечеринках. Так и вы можете поиграть со своим ребенком в антонимы, а он запомнит эти слова и блеснет знаниями не только на празднике, но и в своих будущих сочинениях.

    Для начала, антонимы - это слова, противоположные по значению. Словари антонимов огромны, порой, даже взрослый человек не знает значения некоторых слов в них, что уж говорить о значении противоположном... На этой страничке мы собрали для вас только простые антонимы к простым словам, уровень начальной школы, подвластный запоминанию учениками 1,2,3,4 классов.

    Краткий словарь антонимов:

    аккуратный - неряшливый
    антоним - синоним
    белый - черный
    бледнеть - краснеть, темнеть
    блестеть - мерцать, тускнеть
    близкий - далекий
    богач - бедняк
    большой - маленький
    быстрый - медленный
    век - мгновение
    верный - ошибочный
    веселый - грустный, печальный, скучный
    ветреный - безветренный
    ветхий - новый
    включить - выключить
    внутри - снаружи
    вопрос - ответ
    восток - запад, вест(мор)
    восход - закат
    входить - выходить
    высокий - низкий
    гасить - зажигать
    гладкий - шершавый
    гласный - согласный
    глубокий - мелкий
    говорить - молчать
    голодный - сытый
    город - село, деревня
    горький - сладкий
    горячий - холодный
    греть - охлаждать
    грязь - чистота
    грязный - чистый
    делать - бездельничать
    день - ночь
    диалог - монолог
    добро - зло
    друг - враг
    дюжий - хилый
    ехать - останавливаться
    жара - холод
    жёсткий - мягкий
    замкнутый - общительный
    здоровый - больной
    зелёный - зрелый, спелый
    зима - лето
    искренний - лицемерный
    истина - заблуждение, обман
    исток - устье
    крепкий - непрочный
    кислый - сладкий
    лентяй - труженик
    лишний - необходимый
    ловкий - неуклюжий
    ложиться - вставать
    любить - ненавидеть
    мёрзнуть - согреваться
    мир - война, ссора
    много - мало
    могучий - слабый
    мокрый - сухой
    мудрый - глупый
    мягкий - твердый
    надежда - отчаяние
    нарочный - нечаянный
    невозмутимый - неуравновешенный
    немудрёный - зымысловатый
    новый - старый
    обильный - скудный
    оборонять - нападать
    образованный - невежественный
    огорчить - утешить
    острый - тупой
    отважный - трусливый, малодушный
    откровенный - скрытный
    открыть - закрыть
    очевидный - сомнительный
    плюс - минус
    победа - поражение
    повесить - снять
    полезный - вредный
    положить - взять
    польза - вред
    помогать - мешать
    правда - ложь
    правдивый - лживый
    привередливый - неприхотливый
    приятный - отталкивающий
    пустой - полный
    пушистый - гладкий
    радость - грусть, печаль
    различие - сходство
    расторопный - медлительный
    решительный - неуверенный
    робкий - смелый
    Родина, отчизна - чужбина
    свет - тьма, темнота
    светать - смеркаться
    север - юг, зюйд(мор)
    смеяться - плакать
    спасти - погубить
    спать - бодрствовать
    старт - финиш
    сытый - голодный
    твердый - мягкий
    темный - светлый
    тесный - просторный
    толстый - тонкий
    тонкий - толстый
    труд - отдых
    трудный - легкий
    тужить - радоваться
    уверить - разубедить
    угрюмый - приветливый
    удаляться - приближаться
    узкий - широкий
    умышленный - нечаянный
    упрямый - покладистый
    успех - неудача
    участливый - равнодушный
    халатный - добросовестный
    храбрый - трусливый
    частый - редкий
    честный - подлый
    широкий - узкий
    щедрый - скупой
    яркий - тусклый
    яростный - кроткий
    ясный - пасмурный, ненастный

    подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни. приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Усвоения антонимов детьми дошкольного возраста с ОНР.

    Овладение родным языком, развитие речи является одним из самых важных приобретений дошкольника и становится общей основой воспитания и обучения личности. В современной логопедической литературе слово рассматривается как знак, обозначающий результат познания, мышления. Главной особенностью слова является единство его лексического и грамматического значений. Слова в языке входят в единую лексическую систему. Вокруг слова формируются семантические поля. В связи с этим изучение антонимии позволяет выявить особенности организации ядра семантического поля, точность значения слова. Выполнение заданий на подбор антонимов требует от ребенка достаточного объема словаря, сформированности семантического поля, в котороевключено данное слово, умения выделять в структуре значения слова диференцированный семантический признак, сравнения слова по существенному семантическому признаку. Эти задания могут успешно выполняться только при условии активного поиска словапротивоположного значения. Правильный поиск слова осуществляется лишь в том случае, когда у ребенка сформирован определенный антонимический ряд.

    При проведении логопедической работы по развитию лексики необходимо учитывать современных лингвистические и психолингвистические представления о слове, структуре значения слова, закономерностях формирования лексики в онтогенезе, особенностях лексики у дошкольников с речевой патологией.

    С учетом данных факторов формирование лексики проводится по следующим направлениям;

    Расширение объема словаря одноременно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания и др.);

    Уточнение лексического значений слов;

    Активизация словаря, совершенствование процессов поиска слова, перевода слова из пассивного словаря в активный словарь.

    При работе над антонимами сначала целесообразно использовать приемы работы над изолированными словами, затем – с такими же словами в предложениях и связных высказываниях.

    У детей с общим недоразвитием речи отмечаются замены прилагательных, существенные признаки которых – величина, высота, ширина, толщина, не дифференцируются: высокий-длинный, низкий-маленький, узкий-маленький, узкий-тонкий, короткий-маленький, пушистый-мягкий и другие.

    При таком смешении необходимо разбирать антонимические ряды с использованием наглядности.

    Итак, подбор антонимической пары является очень сложным актом мыслительной деятельности для ребенка с общим недоразвитием речи. Чтобы ему помочь в усвоении антонимической пары, необходимо руководствоваться принципом наглядности, направлять ребенка в течении всего коррекционного периода на исследование отличий двух понятий на примере картинок, предметов, подвижных игр, вырабатывать желание к использованию слов в повседневной жизни.

    Ниже приведен практический материал для усвоения антонимов детьми с ОНР при изучении некоторых лексических тем (использованы материалы Пожиленко Е.А., Лалаевой Р.И. и некоторые собственные адаптированные материалы)

    1. Осень
    1. Весна

    Весной природа оживает, а осенью (замирает).

    Вода в ручье мутная, а в реке (прозрачная).

    Зимой снег белый, а ранней весной (серый)

    1. Зима
    • Вставьте нужное слово.

    В морозную погоду снег рассыпчатый, а в оттепель липкий.

    В гору на лыжах поднимаемся, а с горы (спускаемся).
    Зимой наступают холода, а с приходом весны холода (заканчиваются).

    1. Лето
    1. Дикие животные.
    • Какого слова не хватает? Дополните предложения.

    Осенью медведи, ежи, барсуки засыпают, а весной (просыпаются).

    Летом медведь сытый, а весной (голодный).
    У лисы шерстка пушистая, а у лося (гладкая).

    1. Домашние животные.
    1. Сад. Фрукты. Ягоды.
    • Дополните предложение.

    Банан сладкий, а гранат (кислый).
    Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
    Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
    Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (гладкая).

    Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
    Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

    1. Птицы.
    1. Овощи. Огород.
    • Дополните предложения.

    Помидоры бывают зрелые и (незрелые)

    Морковь сладкая, а лук (горький).

    Сырой картофель твердый, а вареный (мягкий).

    Укроп сеют густо, а морковь (редко).

    Весной картошку сажают, а осенью (копают).

    1. Транспорт Город
    1. Мебель
    • Закончи предложения
      Стул твердый, а диван (мягкий).
      На стуле посидели, потом (встали).

    Стул уронили, потом (подняли).

    Спинка у стула вверху, а ножки (внизу).

    1. Дом.

    старый - новый
    прочный - ветхий
    старинный - современный
    многоэтажный - одноэтажный

    наружный - внутренний

    порядок - беспорядок
    уют - запущенность
    чистота - грязь
    строить - разрушать
    забивать - выдергивать
    прибить - оторвать
    высоко - низко
    внутри - снаружи
    красиво - некрасиво

    • Составьте предложения со словами строить, разрушать, снаружи, внутри.

    Старый дом разрушили, а новый - построили.

    Снаружи стены красят, а внутри - клеят обоями.

    1. Одежда Обувь.
    1. Посуда. Продукты питания.
    • Скажите, какого слова не хватает.

    Борщ наливают в глубокую тарелку, а кашу - раскладывают в... (мелкую) тарелку.

    Эмалированная кастрюля прочная, а фарфоровая чашка... (хрупкая).

    Молоко жидкое, а сметана (густая).

    В жару приятно есть (холодное) мороженое, а в холод - пить (горячий) чай.

    1. Семья.
    • Ответьте, какого слова не хватает.

    Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

    Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

    Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

    1. Мое тело. Человек.
    • Дополните предложения.

    Если вас спросили, надо (отвечать).
    Сначала заболел, а потом (выздоровел).
    Не надо печалиться, надо (радоваться).