• Что за школьный предмет орксэ. О курсе орксэ

  • Регламент выбора в ГБОУ школе № 297 родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
  • Практические советы родителям «Как Вы можете помочь своему ребенку в изучении предмета ОРКСЭ»
  • Методическая копилка
  • Работы учащихся в рамках курса ОРКиСЭ
  • Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее — ОРКиСЭ) реализуется в 4-х классах общеобразовательных организаций во всех субъектах Российской Федерации в соответствии с распоряжениями Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. (ВП-П44-4632) и Правительства Российской Федерации от 28 января 2012 г. № 84-р.

    С 01.09.2015 года в учебный план для учащихся 4-х классов будет введен комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ) по 1 часу в неделю, включающий 6 модулей. Ребёнком и его семьей выбирается для изучения тот модуль, который более всего согласуется с образовательными запросами и семейными традициями, мировоззрением и морально-нравственными установками:

    • «Основы мировых религиозных культур»,
    • «Основы светской этики»,
    • «Основы православной культуры»,
    • «Основы исламской культуры»,
    • «Основы буддийской культуры»,
    • «Основы иудейской культуры».

    Целью комплексного курса ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    Основными задачами комплексного курса являются:

    • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
    • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
    • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

    С подробной информацией об «Основах религиозных культур и светской этики» Вы можете познакомиться на сайте СПбАППО и на специальном интернет портале .

    Зачем в школе вводится предмет «Основы религиозных культур и светской этики»?

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начнут систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями.

    Школьники вместе с учителями и родителями будут размышлять над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает?

    Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально будут говорить с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывать перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей.

    Одна из задач предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в том, чтобы помочь родителям в содержательном наполнении семейного воспитания. Каждый из модулей нового предмета раскрывает, с учетом младшего подросткового возраста, исторические, культурологические, нравственные основы одной из духовных традиций: религиозной (православие, ислам, буддизм, иудаизм, светская этика) или светской (история мировых религий, этика).

    Родители могут выбрать тот модуль, который согласуется с семейными традициями, мировоззрением, нравственными установками. Это позволяет использовать содержание избранного модуля для того, чтобы расширить, обогатить содержание семейного воспитания, усилить аргументацию в обосновании необходимости выбора детьми нравственных форм поведения, широко использовать значимые для ребенка примеры духовного подвига, морального поступка, семейного и общественного служения.

    Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации

    (региональный уровень)

    1. Распоряжение Комитета по образования Санкт-Петербурга «Об экспериментальном введении курса «Основы религиозных культур и светской этики в общеобразовательных учреждениях Санкт-Петербурга»

    Нормативные документы Министерства образования и науки Российской Федерации
    (федеральный уровень)

    «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ,
    УТВЕРЖДЕННЫЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 6 ОКТЯБРЯ 2009 Г. N 373″

    2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 8 июля 2011 г. N МД-883/03
    «О направлении методических материалов ОРКСЭ»

    3. Приказ МОиН РФ № 69 от 31.01.2012 о введении ОРКСЭ в начальной школе

    5. Распоряжение Правительства РФ

    Выбор предмета является законным правом родителей и должен быть свободным, добровольным и независимым.

    В случае, если через какое-то время после начала изучения модуля Вы и Ваш ребенок понимаете, что выбор был сделан неверно, Вы можете обратиться к директору школы с письменным заявлением о смене модуля с указанием причины.

    Первые 4 модуля ОРКСЭ - конфессиональные. Они посвящены древнейшим духовным традициям вероисповедания - христианству, исламу, буддизму и иудаизму, однако носят не вероучительный, а культурологический характер. Их изучение воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, любовь к семье, природе, Родине, уважение к правам и законным интересам сограждан вне зависимости от их социального положения, этнической, религиозной и иной принадлежности. Кроме того, обращение к традиционным ценностям способствует формированию крепкой духовно-нравственной основы и ценностных ориентиров для будущей взрослой жизни ребенка, что защитит его от различного рода зависимостей.

    Модуль «Основы мировых религиозных культур» знакомит с элементарными представлениями об истории и особенностях основных религий мира, с культурными традициями народов России, влияющими на жизнь людей.

    Модуль «Основы светской этики» формирует у учащихся первоначальные знания о светской этике, ее роли в истории и современной жизни России, знакомит школьника с принятыми в светском обществе нормами морали без опоры на культурные ценности традиционных религий России.

    Модуль «Основы православной культуры» имеет ценность не только для тех, кто исповедует Православие. Если человек искренне стремится к тому, чтобы знать и глубже понимать отечественную историю, литературу, искусство, культурные традиции жизни наших предков, то он должен иметь представление о Православии. Православие является историческим основанием культуры и государственности России.

    Структура комплексного учебного курса (34 часа)

    • Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).
    • Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов).
    • Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов).
    • Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).

    Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся.

    Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.

    Учебные пособия для комплексного учебного курса

    Учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» подготовлены для экспериментального курса «Основы религиозной культуры и светской этики» для 4-5 классов основной школы. Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

    В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков.

    С сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации введен обязательный для изучения в 4 классе средней школы комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Курс апробирован в 2010-2011 годах в общеобразовательных школах 19 регионов Российской Федерации.

    Курс введен с целью формирования у младшего подростка мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

    В курсе предлагаются на выбор 6 модулей. Одновременное изучение двух или более модулей курса ОРКСЭ одним ребенком не предусмотрено.

    1. Основы православной культуры,
    2. Основы исламской культуры,
    3. Основы буддийской культуры,
    4. Основы иудейской культуры,
    5. Основы мировых религиозных культур,
    6. Основы светской этики.

    Модуль «Основы православной культуры» – учебная дисциплина для всех, кто хочет глубже понять отечественную историю, литературу и искусство. Кроме того, выбор этого предмета будет способствовать принятию определенных ценностных ориентиров у детей. Модуль учитывает возрастные особенности ребенка и дает оптимальное для усвоения содержание.

    Религиозное воспитание как таковое не является целью курса ОРКСЭ. Все модули курса основаны на светском культурологическом подходе к их преподаванию. Предмет «Основы православной культуры» отличается от Закона Божия подходом преподавания. Есть вероучительный подход, и есть подход культурологический. Вероучительный подход заключается в том, что от человека, изучающего этот предмет, требуется применение полученных знаний в собственной жизни. Так например, вероучительный подход требует от учащегося знание молитвы и молитвенного по силам подвига, церковной жизни.

    При культурологическом подходе лишь объясняется, почему человек молится, почему он живет церковной жизнью и что в результате этого он получает, что есть добро и что есть зло, а как жить – это уже выбирает сам человек, сам ученик. «Мы просто даем ему возможность выбора, просвещая его» (Игумен Георгий Шестун, доктор педагогических наук, автор книги «Основы православной педагогики», заведующий кафедрой православной педагогики Самарской епархии).

    Главный критерий результативности курса духовно-нравственной направленности – качество нравственной жизни человека, его моральный облик, его поступки.

    Двоек и пятерок за изучение курса ставить не будут. Этот курс безотметочный, т.к. уровень нравственности невозможно измерять в баллах. В документах будет отмечено, что ребенок изучил курс ОРКСЭ.

    Родителям школьников нужно ответственно отнестись к выбору модуля в рамках курса ОРКСЭ, понимая, что они выбирают мировоззренческую основу для своего ребенка, на которой он будет строить свою жизнь. Кроме того, этот выбор не должен вступать в противоречие с теми принципами, которыми живет семья.

    Непосредственное участие родителей понадобится при подготовке домашних заданий и совместных проектов. Помощь родителей ощущается, когда они проявляют интерес к тому, что изучает ребенок.

    Модуль «Основы православной культуры» (ОПК) преподают не священники, а подготовленные педагоги. Для того чтобы священник мог официально работать в муниципальном или государственном общеобразовательном учреждении, он должен иметь педагогическое образование и соответствующий диплом государственного образца. Такие священники есть, но их очень мало. К тому же они, как правило, весьма заняты исполнением своих непосредственных обязанностей.

    Возможна ситуация, когда уроки посещают священнослужители, осуществляющие сотрудничество с конкретной школой. Приход может оказывать методическую помощь преподавателю ОПК, помогать администрации школы в консультировании родителей и в сопровождении педагога. Священник может участвовать в беседах с учащимися (но не проводить уроки по программе модуля), организовывать экскурсии в храме и т.д.

    Разделение на модули не должно стать причиной для вражды, так как разделение классов на группы давно и широко практикуется в школе, например, при изучении иностранных языков. К тому же, все модули без исключения имеют общую стержневую идею (любовь к Родине-России, единство Российского государства, межконфессиональный мир и сотрудничество на общее благо) и общие темы для занятий в начале, середине и конце каждой программы.

    Опыт деления учащихся на группы при изучении ими конфессиональных модулей давно практикуется в странах Европы. Например, в Литве при изучении предмета «Религия», в Польше при изучении предмета «Закон Божий», в Германии и т.д.

    В процессе изучения курса ОРКСЭ учащийся имеет право поменять изучаемый модуль. Для этого необходимо написать заявление на имя директора школы, который обязан обеспечить ребенку такую возможность.

    Азнабаева Р.З. , заместитель директора по УВР в начальных классах МОАУ «Подольская СОШ»

    «Содержание модулей курса ОРКСЭ»

    Уважаемые участники муниципального родительского собрания! Хочу начать свое выступление с приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 января 2012 г. №69, где сказано, что Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этик и», т. е., с 2012- 13 уч. года предмет «Основы религиозных культур и светской этики» (сокращенно ОРКСЭ) является обязательным для изучения предметом.

    «В рамках учебного предмета Основы религиозных культур и светской этики с IV класса по выбору обучающихся или по выбору их родителей (законных представителей) изучаются основы православной культуры, основы исламской культуры, основы буддийской культуры, основы иудейской культуры, основы мировых религиозных культур, основы светской этики»

    Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений»

    Задачи учебного курса ОРКСЭ :

      Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

      Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

    3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

    4. Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия

    Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» в современных условиях уникален. Впервые за последние десятилетия российских школьников начали систематически знакомить с историческими и культурологическими основами традиционных религий: православия, ислама, буддизма, иудаизма, составляющих фундамент тысячелетней культуры нашей страны, с национальными духовными и этическими традициями. Школьники вместе с учителями и родителями размышляют над важнейшими вопросами жизни: Что такое человек? В чем смысл жизни? Почему надо следовать добру и избегать зла? Как правильно строить отношения с другими людьми? Почему нравственная личность созидает и живет, а безнравственная разрушает и умирает? Школьные учителя последовательно, глубоко, профессионально говорят с детьми о морали, нравственности, духовности, об их значении в жизни человека, семьи и общества, о душе, совести, обязанностях человека, раскрывают перед ними жизненные смыслы традиционных нравственных заповедей

    Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой и включает в себя 6 модулей:

      Основы православной культуры;

      Основы исламской культуры;

      Основы буддийской культуры;

      Основы иудейской культуры;

      Основы мировых религиозных культур;

      Основы светской этики.

    Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). Содержание каждого модуля ориентировано на знакомство с соответствующей культурой и религиозной или светской традицией и не содержит критических оценок других религий и мировоззрений .

    Обязательный минимум содержания основных
    образовательных программ

    Россия - наша Родина. Основы православной культуры
    Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.
    Основы исламской культуры
    Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия. Пророк Мухаммад - образец человека и учитель нравственности в исламской традиции. Столпы ислама и исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
    Основы буддийской культуры
    Введение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия. Будда и его учение. Буддийские святые. Будды. Семья в буддийской культуре и её ценности. Буддизм в России. Человек в буддийской картине мира. Буддийские символы. Буддийские ритуалы. Буддийские святыни. Буддийские священные сооружения. Буддийский храм. Буддийский календарь. Праздники в буддийской культуре. Искусство в буддийской культуре.
    Основы иудейской культуры
    Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия. Тора - главная книга иудаизма. Классические тексты иудаизма. Патриархи еврейского народа. Пророки и праведники в иудейской культуре. Храм в жизни иудеев. Назначение синагоги и её устройство. Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Иудаизм в России. Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев. Ответственное принятие заповедей. Еврейский дом. Знакомство с еврейским календарём: его устройство и особенности. Еврейские праздники: их история и традиции. Ценности семейной жизни в иудейской традиции.
    Основы мировых религиозных культур
    Культура и религия. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.
    Основы светской этики
    Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.
    Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

    Все модули курса согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания. Каждый из модулей разделяется на 4 блока.

    1. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час);

    2. Основы традиционных религий и светской этики (16 часов).

    3. Традиционные религии и этика в России (13 часов);

    4. Духовные традиции многонационального народа России (4 часа).

    Такая конструкция дает возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими блоками, обеспечивая педагогическое единство предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

    Модульное построение нового учебного предмета реализует неотъемлемое право гражданина демократического государства на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Школа обязана их учитывать. Но формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их духовному размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

    Во-первых, предмет имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна – культура многонационального народа России.

    Во-вторых, содержание всех модулей комплексного учебного предмета подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к одной из национальных духовных традиций.

    В-третьих, содержание всех модулей группируется вокруг трех базовых национальных ценностей – 1) Отечество, 2) семья и 3) отечественная культурная традиция (православная, исламская, буддийская, иудейская, светская). На этих базовых ценностях – Родина, семья и традиция - будет осуществляться воспитание детей в рамках нового предмета.

    В-четвертых, новый предмет организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определенный модуль, получат общие представления и о содержании других модулей

    И по месту в учебном плане, и по содержанию курс служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников. С одной стороны, учебный курс ОРКСЭ дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся учащиеся основной школы. С другой стороны, этот курс предваряет предмет «История», который школьники будут изучать в 5 классе.

    Структура курса предполагает максимально тесное взаимодействие детей и родителей.

    Для курса «Основы религиозной культуры и светской этики» издательством «Просвещение» выпущены учебные пособия «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики» Каждый ученик получает одно из шести предлагаемых учебных пособий, имеющих общую структуру из четырех блоков и связанных общими методологическими принципами, а также целями и задачами курса указанными выше.

    В качестве методологического принципа разработки всех учебных пособий выбран культурологический подход, способствующий формированию у учащихся первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики, учитывающий уже имеющийся круг знаний учащихся, а также межпредметное взаимодействие. В рамках преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ не предусматривается обучение религии (преподавание вероучения).

    Все представленные материалы учебных пособий курса ОРКСЭ адаптированы с учетом возрастного восприятия младших подростков

    Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:

    В результате изучения Основ религиозных культур и светской этики ученик должен:
    знать/понимать:
    основные понятия религиозных культур;
    историю возникновения религиозных культур;
    историю развития различных религиозных культур в истории России;
    особенности и традиции религий;
    описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь;
    уметь:
    описывать различные явления религиозных традиций и культур;
    устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;
    излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;
    соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;
    строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;
    осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;
    готовить сообщения по выбранным темам».

    Преподавание знаний об основах религиозных культур и светской этики призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения.

    С февраля по апрель в Красноярском крае проходят родительские собрания по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). А еще до их начала в ряде СМИ прозвучала избитая фраза, что «детей будут учить религии». Причина этому - низкая информированность и необъективная подача не только со стороны журналистов, но и учителей, и представителей конфессий. Чтобы выяснить, как на самом деле ведут себя три стороны - учителя, родители и священники, мы отправились на родительское собрание.

    Школу мы выбирали не наобум. Были изучены списки, отзывы о собраниях прошлых лет, опрошены знакомые родители, дети которых уже изучили курс. Так выявились откровенно «проблемные» школы, в которых собрания вовсе не проводятся, и успешные, где все до малейших деталей ювелирно выверено.

    Одна из знакомых мам (она пожелала остаться анонимной) рассказала: когда ее ребенку выбирали модуль, представителей религиозных конфессий на собрания не приглашали. Предварительно рассылали ознакомительную информацию, затем на собрании рассказывали о курсе и предлагали сделать выбор. А занятия по курсу проводил… учитель труда! Мы решили проверить эту информацию и выбрали среднюю общеобразовательную школу № 4 в Центральном районе.

    Чтобы максимально объективно оценить ситуацию, не дать возможности подготовиться и пусть даже не нарочно приукрасить действительность, о своем участии в собрании мы не предупредили его участников. По этой же причине мы отказались от фотосъемки. Кстати, у моего коллеги по «ПСС» визит на собрание в одну из школ вообще сорвался - виной тому были административные «проволочки». Мне повезло больше.

    Разговор на перемене

    В школьной администрации узнали о нашем приходе за несколько минут до собрания. Роль проводить собрание доверили заместителю директора по учебно-воспитательной работе Оксане Грачевой, преподавателю с большим опытом работы, обладателю наград за профессиональные успехи, в том числе, и от первых лиц города и края.

    Наш визит ее нисколько не смутил (либо она старалась этого не показывать). С ней нам удалось пообщаться на перемене. Любезно предложив присесть, зам. директора рассказала о выборе модулей курса ОРКСЭ, сообщила, что регулярные родительские собрания проводятся в школе с 2012 года. Раньше родители всегда выбирали «Основы мировых религиозных культур». Ситуация начала меняться в последние два года, когда родители стали делать выбор в пользу православной, исламской, буддийской и иудейской культур.

    Иногда это приводило к неоднозначным ситуациям. Так, преподаватель рассказала, что был случай, когда буддийскую культуру выбрали только для одного ребенка. Через некоторое время было решено модуль сменить: всех устраивали и знания, и качество преподавания, но ребенок просто не хотел оставаться учиться один, когда все расходились по домам.

    Когда речь зашла о сегодняшнем собрании, учитель показала письмо, которое накануне получили родители третьеклассников. Помимо информации о модулях, оно включило сообщение, касающееся непосредственно выбора. Так, родителей предупредили о том, что они вправе учитывать мнение ребенка, но окончательное решение остается за ними, и что заявление о выборе они должны заполнить лично после собрания и они не имеют права отказаться от курса.

    Слово учителю

    В этом учебном году здесь всего один 3-й класс, 19 учеников. На собрание пришли родители семерых из них, по одному представителю от 6-ти семей и от одной - в полном составе. Все они оставались в неведении о присутствии журналиста (для них это был просто человек, который сидел в классе рядом со священником).

    Оксана Грачева представила родителям учебный план, чтобы они убедились в том, что курс обязателен для всех, и перешла к рассказу о назначении предмета.

    - Освоение учебного содержания каждого из модулей должно обеспечить понимание значения духовности, нравственности, знание основных норм светской и религиозной морали, понимание их значения в жизни человека, семьи, общества, - отметила педагог.

    Затем учитель объяснила, почему курс изучается именно в четвертом классе:

    - В этом возрасте дети уже достаточно взрослые, имеют некоторый личный опыт и знания, осведомлены о событиях, происходящих в стране и мире. В то же время, они еще дети. Они открыты для всего нового. Они готовы учиться.

    Приступив к освещению модулей, преподаватель подчеркнула, что в каждом из них есть понятия, единые для всех - «любовь», «сострадание», «милосердие». «Таким образом, неважно, какую культуру будет изучать ребенок. Все будут говорить об одном и том же», - добавила Оксана Александровна, подчеркнув: «Выбирая модуль, вы должны подумать о традициях, предпочтениях, которых придерживается семья, принципах воспитания» .

    Рассказ сопровождался компьютерной презентацией, где были четко расписаны названия уроков для каждого из модулей. Родители внимательно прочитали все, некоторые даже сфотографировали на телефон.

    Дальше Оксана Грачева рассказала о ведущем курс педагоге. Им оказалась учитель технологии (возникает уже другое впечатление, чем при фразе «учитель труда», не правда ли?) и изобразительного искусства высшей категории. Она ведет курс с самого его появления в школе (5 лет), много раз проходила переподготовку и курсы повышения квалификации. Ежегодно участвует в семинарах по ОРКСЭ и межрегиональной конференции - Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях.

    Слово священнику

    Традиционно на собраниях в школах присутствует представитель от Красноярской епархии. Правда, сама школа никого конкретно не приглашает, инициативу проявляют священники, чему зачастую рады как учителя, так и родители. Стоит заметить, что представителей других конфессий, кроме Русской Православной Церкви, на собраниях в этой школе не бывало.

    В этот раз на беседу с родителями пришел председатель Епархиального отдела православных психологов, психолог-консультант Епархиального отдела по профилактике и реабилитации зависимостей, штатный священник Покровского кафедрального собора Красноярска иерей Родион Петриков.

    - В современном мире, полном тревог, у человека должна быть точка опоры, ясность, понимание того, что такое «хорошо» и «плохо» , - начал отец Родион. - Если у человека пусто в душе, то рано или поздно это место кто-то займет. И этот кто-то может быть совсем не дружелюбным.

    Священник отметил, что некоторые люди думают, что религия - это информация, которая не имеет отношения к жизни, хотя вера дает ответы на самые важные вопросы.

    - Христианству более 2000 лет, и за это время еще никто не был обманут. Каждый человек, который стал христианином, так или иначе, соприкоснулся с Богом , - добавил отец Родион.

    Председатель Епархиального отдела православных психологов выделил три главных тезиса касательно модуля «Основы православной культуры»:

    • ОПК - это тот предмет, который может рассказать человеку о религии, и она может стать для него духовной защитой. Ребенок, который знает православную культуру, будет защищен от сект. Это не сказки, а реальный факт.
    • ОПК - это возможность познакомиться с религией, которая может защитить вашего ребенка со всех сторон и познакомить с той страной, в которой мы живем. Мы - христианская страна. Нашу страну создала православная вера.
    • ОПК - это не Закон Божий. Никто ваших детей не будет втягивать в Церковь, учить молиться и т.д. Это лишь один из вариантов знакомства с духовно-нравственной культурой.

    Вопросы с места

    Первая реакция родителей на слова священника оказалась положительной (по крайней мере, открыто никто не возмущался). Одна из родительниц сказала: «Мы только рады». Но после первых эмоций пошли вопросы. Публикуется в сокращении.

    Родитель № 1: А если заинтересовали два модуля, как быть?

    Учитель: Если говорить о выборе между ОПК и светской этикой, то об этике вы можете почитать сами в Интернете. А за самостоятельное изучение ОПК я бы не взялась, например. Этим должны заниматься специалисты, которые могут все подробно объяснить.

    Родитель № 1: Православие православием. Ребенок должен знать его, но он должен знать и обо всех мировых религиях тоже.

    Родитель № 2: В четвертом классе это будет каша в голове.

    Учитель: Самое главное - какая бы ни была культура, ценности там все равно одинаковые: мама, семья, Отечество, Родина, добро и зло, справедливость.

    Родитель № 1: В этом отношении «Основы мировых религиозных культур» выигрывают. У нас многонациональные классы. Есть и православные, и мусульмане, и те, кто вообще ни во что не верит.

    Учитель: Поэтому мы и ставим задачу выбрать модуль для себя, для своей семьи, для своего ребенка.

    В рассуждениях даже возник небольшой спор о духовно безопасном выборе. Столкнулись разные точки зрения родителей, один из которых считал, что, выбирая конкретный модуль, он лишает ребенка возможности выбора и навязывает свою позицию. Другой же настаивал: «Чтобы личность могла сделать правильный выбор, она должна быть духовно зрелой».

    Здесь же родители поинтересовались о возможности приглашать на занятия священника и посещать храмы с экскурсиями. Оксана Грачева объяснила, что здесь все зависит от самих родителей, от их инициативы, а храмы всех конфессий всегда рады принять гостей. Отец Родион в свою очередь добавил о том, что такие экскурсии и встречи играют положительную роль и, «по опыту, дети лучше откликаются на священника» .

    Возник вопрос и об отметках, на что родители получили однозначный ответ: «Курс отметок не подразумевает».

    Волновала родителей и возможность смены модуля. Педагог заверила, что если возникнут проблемы, то в сентябре родители смогут изменить решение . И тут диалог приобрел интересный поворот.

    Родитель № 3: А я могу выбрать на полгода мусульманскую культуру, и на полгода - православную, чтобы он понимал и то, и другое? Я мусульманин, соответственно, и сын тоже, но я хочу, чтобы и другие культуры он знал.

    Учитель: Тогда можете выбрать «Основы мировых религиозных культур». Там все культуры сразу - и православная, и мусульманская, и буддийская, и иудейская.

    Родитель № 3: Буддийская, иудейская…хм… Мне надо, чтобы у него было понимание православной культуры.

    Учитель: Наверняка вы поддерживаете ислам в семье, у вас особые традиции. Вы этому научите сами. Поэтому выберите ОПК. Чему вы сами не сможете научить, научат другие.

    Кто победил?

    Результаты собрания стали известны после выходных. При этом на момент написания статьи из 19 человек заявления принесли родители 17 детей. В итоге, родители сделали выбор в пользу трех модулей: «Основы православной культуры» - 7 человек, «Основы светской этики» - 6 человек, «Основы мировых религиозных культур» - 4 человека.

    Если говорить только о тех, кто был на собрании, то из них ОПК выбрали 4 человека, ОСЭ - 2 человека и ОМРК - 1 человек. Интересно, что мужчина-мусульманин, который хотел, чтобы его ребенок знал еще и православную культуру, выбрал «Основы светской этики». О причинах перемены его выбора мы можем только догадываться.

    На примере школы № 4 мы увидели несколько не то чтобы нарушений, а причин, искоренив которые можно достигнуть иных результатов при выборе модуля.

    Первая - школа не проявляет достаточной инициативы в представлении модулей. Да, священники приходят, но без приглашения со стороны администрации. Представителям других конфессий тоже подобные предложения не поступают.

    Положительный момент здесь идет от учителя. Проводившая собрание Оксана Грачева со своей стороны постаралась максимально полно осветить все предлагаемые для изучения модули.

    Священник так же смог объяснить преимущества модуля ОПК, озвучив его прямое назначение, не навязывая собственную точку зрения.

    Вторая - поведение родителей. Пришедшие на собрание оказались действительно заинтересованы нравственным образованием ребенка. Что думают о модулях остальные родители, как и причины их отсутствия на собрании (от значимых обстоятельств до обыкновенной лени), остались загадкой.

    Несомненно, собрания в положительном ключе проходят не в каждой школе. Но в каждой важна объективная и заинтересованная роль трех сторон - учителей, родителей, священников. Только тогда возможно сформировать единую позицию по нравственному воспитанию, не вызывающую вопросов и домыслов ни у родителей, ни у детей.

    Митрополит Красноярский и Ачинский Пантелеимон

    - Надо уяснить для самих себя, что ОПК - это не закон Божий. Это даже не размышление и не рассуждения о личности Творца, Бога. Для этого есть Церковь, мечеть, синагога, буддистский дацан, молитвенные дома и просветительные здания других конфессий.

    На мой взгляд, Церковь обладает тысячелетним опытом воспитания человека, внесения в жизнь людей непреходящих ценностей, которые обязаны помогать человеку стать свободным от всего насильственного, и особенно, идеологического.

    ОПК - культурологический предмет, который поставлен с целью возродить драгоценнейшее отношение к родной земле, научить разбираться в религиозном многообразии, которое окружает и учителей, и детей, и остаться педагогом.

    ЦИФРЫ

    Сайт Главного управления образования Администрации города Красноярска регулярно публикует статистику выбора модуля ОПК. По сравнению с 2015/2016 учебным годом, в 2016/2017-м на 2% выросла доля родителей, выбравших ОПК для своих детей (19% против 17,7%). Наибольшее число детей изучают его в школах Октябрьского района (32,8%).

    На втором месте по популярности модуль по мировым религиозным культурам (24% - в текущем, 22,4% - в прошлом). Ему отдают предпочтение жители Центрального и Железнодорожного районов (32%).

    Самым популярным остается модуль «Основы светской этики», хотя количество родителей, выбравших его снизилось на 2,6% от общего числа (57% в текущем учебном году, 59,6% - в прошлом). Чаще всего за изучение этого курса выступают родители учеников Ленинского (72,5%) и Свердловского (68,3%) районов.

    Несколько лет назад в некоторых школах в расписании появилась аббревиатура – ОРКСЭ. Сегодня она используется повсеместно. Мало того, данный курс включён в новые образовательные стандарты (ФГОС). И сегодняшние четвероклассники обязаны изучать данный предмет.

    Предмет, который, по сути, выбирают не школьники, а родители. Что же это за курс и каковы его особенности? С этими и другими вопросами мы обратились к ведущему специалисту управления образования Людмиле Васильевне Лодыгиной.

    – Людмила Васильевна, что скрывают в себе эти пять букв – ОРКСЭ?
    – Это комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», который теперь является обязательной частью государственного стандарта и входит в образовательную программу четвёртого класса. Он включает в себя несколько модулей: основы православной культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы исламской культуры, основы мировых религиозных культур и основы светской этики.

    – И всё это четвероклассники должны будут изучить в течение года?
    – Нет. На самом деле ребята, а вернее, родители (или их законные представители) выбирают один из модулей на своё усмотрение. Принятие решения о записи ребёнка на изучение определённого модуля без согласия родителей не допускается. Причём, результаты выбора должны быть зафиксированы протоколами родительских собраний и заявлениями родителей.

    – Но порой сделать выбор в сторону того или другого модуля сложно…
    – Безусловно. Здесь на помощь приходят педагоги, которые всё на тех же собраниях должны разъяснить специфику каждого модуля, ознакомить с тематикой курса.

    – Можно ли вообще отказаться от изучения данного курса?
    – Нет, поскольку ОРКСЭ входит в ФГОС, отказ от его изучения рассматривается как препятствие получению ребёнком общего образования в соответствии с Российским законодательством.

    – В нашем районе какой модуль выбрало большинство четвероклассников?
    – 423 обучающихся (67,4%) будут изучать основы светской этики, 198 (31,5%) – основы православной культуры, а 7 четвероклассников (1,1%) будут знакомиться с основами мировых религиозных культур.

    – Кто будет вести данный курс и что делать в том случае, если в одном классе школьники выбрали сразу несколько модулей?
    – Данный курс ведут либо учителя начальных классов, либо учителя-предметники. Стоит отметить, что на сегодняшний день уже 80% педагогов прошли соответствующие курсы и имеют сертификаты на преподавание. Что касается выбора нескольких модулей в одном классе – вопрос непростой, но тем не менее администрации школ будут находить какие-то пути решения, чтобы интересы детей и родителей не ущемлялись.

    – Много ли школ, где родители четвероклассников приняли единогласное решение с выбором модуля?
    – Таких школ в районе большинство. Так, «Основы светской этики» единогласно выбрали в шк. №1, в шк. №15 и 90 (п. Кулой), в Левковской, Благовещенской, Долматовской, Аргуновской, Липовской, Ракуло-Кокшеньгской, Пакшеньгской и Верхне-Устькулойской школах. Изучению модуля «Основы православной культуры» отдали предпочтение в шк. №2, в Усть-Шоношской, Комсомольской, Солгинской, Хозьминской, Судромской, Шунемской и Пежемской школах. Отмечу: именно Пежемская школа у нас в районе является базовой площадкой по изучению основ православной культуры. Педагоги этого учебного заведения проводят открытие уроки и внеклассные мероприятия по данному курсу. Большую помощь учителям, ведущим данный модуль, оказывает настоятель Свято-Успенского храма протоиерей Андрей Ермилов.

    – Несмотря на то, что курс является обязательным, наверное, не все родители понимают значимость его изучения… Возможно, есть и противники ведения данного предмета в школах. Что бы Вы сказали этим родителям?
    – Прежде всего, отмечу, что курс имеет не вероучительный, а культурологический характер; содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям. Что немаловажно, содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: Отечество, семья и культурная традиция. Разве это плохо для воспитания ребёнка?

    – Людмила Васильевна, спасибо за беседу. Хочется надеяться, что ведение данного курса, действительно, принесёт свои плоды. Ведь ещё древнеримский философ Сенека писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».