• Восстание матросов на броненосце потемкин результат. Броненосец Потёмкин: как было на самом деле

    Продолжаем разоблачать фальшивые мифы российской истории. Реальная история восстания на броненосце «Потемкин» значительно отличается от официальной советской версии. Из курса истории, которую преподавали в СССР, все знали, что якобы причиной бунта послужило протухшее мясо, которым собирались кормить экипаж. Якобы матросики увидели червяка, закричали: "Фууу, какая мерзость!", - и побежали убивать офицеров.

    Историческая справка: «Князь Потёмкин-Таврический» - броненосец российского Черноморского флота. Спущен на воду на Николаевской верфи 13 сентября 1900 года. Введён в эксплуатацию 20 мая 1905 года. Дальность плавания экономическим 10 узловым ходом - 3600 миль. Вооружение: главный калибр - четыре 305-мм орудия, установленных в двух башнях; средний калибр - шестнадцать 152-мм орудий. Численность экипажа: 730 человек. В 1917 захвачен большевиками, в мае 1918 захвачен немцами, в ноябре 1918 захвачен англичанами, в апреле 1919 вновь захвачен красными, в июне в 1919 захвачен белыми, и в ноябре 1920 окончательно захвачен красными. В 1923 году сдан для разделки на металл.

    Теперь разберемся с архивными документами на руках, как все происходило на самом деле. В Одессе с 12 июня 1905г. начались беспорядки и забастовки рабочих, инспирированные большевицкой агитацией. 13 июня казаки в портовом районе разогнали демонстрацию, были жертвы. Местные, как сейчас их называют, "майданутые" активно применяли самодельные бомбы и огнестрельное оружие. На многих кораблях флота также действовали большевицкие агитаторы. Лидером таких агитаторов-провокаторов на "Потемкине" стал уроженец западной части Малороссии (а именно - Житомира) унтер-офицер и член РСДРП с 1903 г. Григорий Вакуленчук. Этот "боевой хохол" имел богатый опыт подрывной деятельности.

    Накануне восстания (13 июня 1905 г. по старому стилю) мичманом А.Н. Макаровым и матросами-артельщиками было приобретено на базаре 28 пудов говядины. Утром 14 июня часть привезенного на броненосец мяса была положена в котел для приготовления борща. В 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед. Однако команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И. И. Гиляровскому и командиру корабля Е.Н. Голикову.

    Командир приказал собрать команду. Борщ был освидетельствован старшим врачом броненосца С.Е. Смирновым, который признал его годным. После этого командир пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто хочет есть борщ, перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек. Видя упорство матросов, командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Когда в толпе "отказников" осталось всего 30 человек, старший офицер приказал арестовать их. В этот момент Вакуленчук стал кричать, что задержанных расстреляют. Часть команды побежала на батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Вакуленчуком, был убит артиллерийский офицер лейтенант Л.К. Неупокоев. В ответ старший офицер выстрелом смертельно ранил Вакуленчука. Через мгновение сам старший офицер был убит матросами.

    В ходе восстания были убиты 7 офицеров: командир корабля капитан 1-го ранга Е.Н. Голиков, старший офицер капитан 2-го ранга И.И. Гиляровский, старший артиллерийский офицер лейтенант Л.К. Неупокоев, старший минный офицер лейтенант В.К. Тон, штурманский офицер прапорщик Н.Я. Ливинцев, лейтенант Н.Ф. Григорьев и старший врач броненосца С.Е. Смирнов. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы.

    По рассказу техника от Николаевского завода по башенным установкам, он был свидетелем, как потащили наверх командира корабля, спустившегося вниз, а затем слышал несколько выстрелов. Кто-то говорил, что, когда командир подымался по трапу и наполовину очутился над палубой, он был убит несколькими выстрелами и тоже выброшен за борт...

    Относительно смерти лейтенанта Григорьева вольный механик с Николаевского завода Харкевич рассказал следующее: «Я вместе с инженером-механиком Коваленко и лейтенантом Григорьевым спрятались в моей каюте. Услышав приближение матросов, мы все трое разделись и выпрыгнули через 75-мм борт в воду... По нам команда стреляла из ружей, ранив в голову Григорьева, который пошел ко дну; я же и Коваленко добрались до щитов, откуда были сняты командой и арестованы на корабле.
    Подобно лейтенанту Григорьеву, погиб и прапорщик запаса Ливенцов. Он побежал в адмиральское помещение, там разделся и бросился в воду, где и был убит ружейным выстрелом.
    Мичман Вахтин... по требованию команды... вышел... в кают-компанию, на него набросились матросы и стульями начали бить по голове... Когда матросы удалились, Вахтин в полусознательном состоянии пополз под стол, боясь быть выброшенным за борт. Через некоторое время оттуда его вытащили и понесли в лазарет, где младшим врачом была сделана перевязка...»

    По версии восставших, они подняли стрельбу, решив, что командир корабля прикажет отказавшихся от борща расстрелять на месте. Во главе бунтующих встал матрос Матюшенко, тоже большевик. Он лично убил пятерых из семи погибших офицеров.

    Процитируем полковника Шульца: «...Взбунтовавшаяся команда выбрала в качестве командира прапорщика в запасе Алексеева... когда он не хотел на это согласиться, ему грозили немедленной смертью. Алексеев часто сиживал в кают-компании, так что я имел возможность к нему присмотреться... мог убедиться, что это глубоко несчастный человек, которому не хватило характера тут же покончить с собою. Но он, чтобы хотя отчасти искупить свою вину, принимал все меры для устранения кровопролития. Так, например, все оставшиеся в живых офицеры имеют причину приписать Алексееву свое освобождение вместо умерщвления. Также его влиянию надо приписать, что с броненосца не бомбардировали Одессу...
    Уходя на броненосце «Князь Потемкин Таврический» из Севастополя, решительно не было каких-либо явлений, которые дали бы возможность предположить, что может случиться что-либо похожее на бунт. Отношение командира корабля к команде было самое заботливое, так, например... при мне командир вел переговоры с управляющим рыбным заводом об уступке сетей для ловли рыбы, чтобы этим доставить удовольствие команде».

    Другие военные корабли, которые стояли на рейде, восставших не поддержали, за исключением экипажа броненосца «Георгий Победоносец». Там тоже арестовали офицеров, но убивать не стали, а просто отправили на берег, а через какое-то время лояльные властям матросы сами нейтрализовали мятежников. Зато в портовом районе Одессы, возбужденном известиями о беспорядках на кораблях, начались погромы, поджоги и грабежи. Власть применила войска и подавила бунт.

    Когда беспорядки в Одессе прекратились, мятежный броненосец под красным флагом покинул рейд и направился в Румынию, где надеялся пополнить запасы угля, пищи и воды. Румынские власти отказались выдать им требуемое и предложили бунтовщикам сдаться. Моряки отказались и снова ушли в море. 22 июня «Потёмкин» пришел в Феодосию, предъявив ультиматум: предоставить воду, уголь и еду – иначе город будет разрушен огнём из орудий. На корабль были привезены четыре живых быка, 200 пудов муки, 40 пудов хлеба, 40 пудов мяса, 30 пудов капусты, 30 вёдер вина, но дать уголь и воду феодосийские власти отказались. При попытке захватить эти ресурсы силой десант потёмкинцев был обстрелян войсками, матросы потеряли убитыми и ранеными шесть человек. Часть бунтовщиков требовала начать стрельбу по городу из пушек, однако впоследствии передумали или просто не смогли обеспечить стрельбу технически.

    Тогда же удалось получить последние новости о ситуации на «Потемкине». В донесении, отправленном в Санкт-Петербург 25 июня 1905 г., начальник жандармского управления Феодосии, сообщал: «...Во время отвоза на броненосец провизии с катера его бежал матрос Кабарда, который на допросе показал, что на «Потемкине» имеется 750 человек экипажа, в числе коего до 400 новобранцев, совсем не сочувствующих охватившему броненосец революционному движению, что всем руководят два севших в Одессе неизвестных статских (профессиональные революционеры Фельдман и Березовский), и что на броненосце имеется только 67 человек, проникнутых духом мятежа, людей наиболее решительных и отчаянных, держащих в руках весь экипаж; что командир «Потемкина» Голиков и старший офицер Неупокоев убиты матросом Матюшенко, убито еще шесть офицеров... На борту находятся: прапорщик запаса Алексеев, командующий броненосцем по принуждению, и два механика, распорядительной же частью заведует старший боцман; что угля на броненосце осталось около 10 000 пудов, воду добывают опреснителем, провизии нет и команда уже 4 дня питается сухарями, пьянствует, состояние духа ее угнетенное, и разногласие в распоряжениях, и неисполнительность видны на всем: людей боятся отпускать с катера, чтобы не убежали, динамо-машины не действуют, отчего не могут стрелять 12-дюймовые орудия, чистка броненосца не производится, команда утомлена и расстроена...»

    24 июня при посредничестве большевика Христиана Раковского «Потёмкин» сдался в Констанце румынским властям. Разграбив судовую кассу, моряки разбрелись по Европе. Броненосец был возвращён России. Главарь бунтовщиков Афанасий Матюшенко стал ездить по Европе как знаменитость: еще бы! "борец с кровавым самодержавием"!

    Матюшенко в Румынии буквально купался в лучах славы

    Впрочем, революционер Фельдман характеризовал Матюшенко как беспринципного, неуравновешенного садиста, который раньше угождал офицерам, потом стал убивать их без пощады, а в критические моменты мятежа паниковал больше всех. В конце концов, Матюшенко вернулся в Россию с грузом самодельных бомб, но был арестован в Николаеве и повешен осенью 1907. Земля ему, как говорится, стекловатой. Любопытно, что Афанасий Матюшенко сегодня героизируется не только коммунистами, но и украинскими националистами. Те утверждают, что «Панас» любил играть на бандуре и поднял бунт против «москалей» именно как патриот Украины. Сцены расстрелов царскими войсками в Одессе несчастных мирных жителей, ярко показанные в знаменитом фильме Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин», – полностью выдуманы.

    Итак, какие же выводы можно сделать из реальной истории восстания? Главный вывод: военная контрразведка действовала неэффективно, не пресекая попадания в воинские коллективы революционно настроенных лиц. Здесь сразу хочется вспомнить сталинские спецлужбы, которые, в отличие от царских, предпочитали "перебдеть", чем "недобдеть". Кстати, большевицкий лидер Ленин, сбежавший от "ужасов кровавого самодержавия" в швейцарскую Женеву, тут же возбудился грандиозными перспективами и направил в Одессу большевика М. Васильева-Южина. Этот "майданутый" должен был склонить матросов броненосца к десанту и захвату Одессы, а затем планировалось взбунтовать весь юг России. Однако ленинский засланец опоздал к решающим событиям.

    Источники:
    Восстание на броненосце "Потемкин"

    «Дилетант» вспоминает историю бунта на броненосце «Потемкин».

    10 октября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаеве был торжественно заложен броненосец, ставший сильнейшим в Черноморском флоте. Его создание ознаменовало собой завершение перехода от традиционных для XIX столетия технических решений к целому ряду новшеств, более характерных для века будущего. Разработку проекта, а впоследствии и руководство строительством осуществлял корабельный инженер Севастопольского военного порта А. Э. Шотт, работавший ранее под руководством видного кораблестроителя Н. Е. Кутейникова.

    Прототипом для «Потемкина» послужил построенный ранее броненосец «Три Святителя», однако проект нового корабля вобрал в себя ряд перспективных конструкторских решений, примененных при строительстве и других броненосцев. Так, его мореходные данные соответствовали ранее построенному броненосцу «Пересвет».

    На «Потемкине» предусматривался возвышенный полубак, что позволяло уменьшить заливаемость носовой части корабля при волнении и поднять до 7.6 метра над поверхностью воды ось носовых орудий главного калибра. К тому же впервые было использовано централизованное управление артиллерийским огнем, которое осуществлялось из центрального поста, расположенного в боевой рубке.

    Прототипом для «Потемкина» послужил броненосец «Три Святителя»


    Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции — вместо огнетрубных были установлены водотрубные, предназначенные для жидкого топлива. Чтобы усилить артиллерийское вооружение по сравнению с кораблем-прототипом, на «Потемкине» применили более совершенную броню с повышенной сопротивляемостью и за счет этого добились уменьшения ее толщины, а следовательно и массы. Первым на Черноморском флоте этот броненосец оснастили кранами для подъема шлюпок и катеров.

    В сентябре 1900 года в торжественной обстановке эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь — для достройки и вооружения. Первоначальный срок ввода в строй был сорван из-за большого пожара, вспыхнувшего в котельном отделении. Урон, причиненный огнем, оказался значительным. Особенно пострадали котлы. Пришлось заменить их другими, рассчитанными уже под твердое топливо. В том же, 1902 году во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Пришлось заменять их новыми, которые изготовили лишь к концу 1904 года. Все это в итоге чуть ли не на два года задержало ввод корабля в строй.

    По тактико-техническим характеристикам эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» был мощнейшим в своем классе кораблем Российского военного флота. Кстати, по вооружению он превосходил близкий ему по типу эскадренный броненосец «Ретвизан», строившийся в Америке для русского флота, а также английские броненосцы типа «Куин» значительно большего водоизмещения. «Потемкин», правда, уступал им в скорости полного хода, но русское военно-морское командование считало 16 узлов вполне достаточной скоростью для броненосцев Черноморского флота.

    Броненосец стал первым кораблем с котлами новой конструкции


    Проектное водоизмещение «Потемкина» составляло 12,480 тонн, фактическое — 12,900 тонн. Длина корпуса — 113.2 метра, ширина — 22.2 метра и осадка — 8,4 метра. «Сердцем» энергетической установки являлись три группы паровых котлов, причем две из них (14 котлов) работали на жидком топливе, и одна, установленная взамен испорченных пожаром и состоящая из 8 котлов, — на угле. Их паропроизводительности было достаточно для привода двух вертикальных паровых машин тройного расширения суммарной мощностью 10,600 л. с. Скорость полного хода корабля составляла 16.7 узла. Гребные валы располагались симметрично, побортно и были оснащены винтами диаметром 4.2 метра каждый, допускавшими частоту вращения до 83 оборотов в минуту. Полный запас топлива составлял 950 тонн, усиленный — 1,100 тонн, причем 340 тонн приходилось на уголь, остальное — нефтяное топливо. Корабельные запасы воды рассчитывались на 14-суточное автономное плавание, а запасы провизии — на 60 суток. Дальность плавания составляла 3,600 миль при следовании экономическим десятиузловым ходом.


    В носовой части корпус корабля имел таран, располагавшийся ниже конструктивной ватерлинии. По бортам, в подводной части корпуса, устанавливались бортовые скуловые кили — пассивные успокоители качки. Основные отсеки корабля отделялись друг от друга водонепроницаемыми переборками. Такими были подбашенные отсеки и котельные, а также машинные отделения.

    Защита корабля проектировалась с учетом воздействия артиллерийского, минного и торпедного оружия противника. Для этого на нем предусмотрели броневую защиту жизненно важных объектов, включающую вертикальное наружное противоснарядное бронирование бортов и надстроек, и горизонтальное — броневую палубу со скосами из только что освоенной Ижорским заводом новой экстрамягкой никелевой стали, впервые примененной на крейсере «Диана». Бронировались также артиллерийские установки, шахты, боевые рубки. Предусматривалась и конструктивная подводная защита от мин и торпед.

    Эскадренный броненосец обладал достаточно мощной по тому времени артиллерией: орудиями главного, среднего (противоминного) и малого калибров, установленными по всей длине корабля на полубаке, главной палубе, в носовых и кормовых срезах, а также на боевом марсе фок-мачты. Пулемет находился на специальной платформе грот-мачты.



    Митинг на броненосце Князь Потемкин Таврический. Фотография. Июнь 1905 года

    Главный калибр был представлен четырьмя 305-мм орудиями со стволами длиной 40 калибров, установленными в двух башнях — носовой и кормовой. Носовая располагалась на полубаке, перед средней надстройкой, а кормовая — позади надстройки на главной палубе. Масса одного такого орудия составляла 43 тонны. Скорострельность — 0.75 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792.5 м/с, масса снаряда — 331.7 килограмма. Предельный угол возвышения орудий составлял 15 градусов. Заряжали их с помощью электромеханизмов — в мирных условиях практически за две минуты, а в соответствии с контрактными требованиями это время должно было составлять 1.25−1.5 минуты. Боекомплект одного орудия главного калибра состоял из 60 305-мм снарядов: 18 бронебойных, 18 фугасных, 4 сегментных, 18 чугунных и 2 картечных.

    В артиллерию среднего калибра входили 152-мм орудия: причем 4 из них размещались на верхней палубе и 12 — на главной. Для защиты обслуживающей прислуги орудия размещались в бронированных казематах. По углам средней надстройки для установки 152-мм орудий были сделаны специальные выгородки с выходами из шахт элеваторов подачи боеприпасов. Ниже, на главной палубе, под надстройкой и до носовой башни главного калибра ставились только 152-мм орудия.

    Несколько слов о 152-мм и 75-мм орудиях. Первые имели ствол длиной 45 калибров и массу 5 тонн. Скорострельность 152-мм орудий составляла 3 выстрела в минуту, начальная скорость снаряда — 792 м/с. Параметры вторых следующие: длина ствола 29.5 калибра, масса — 0.9 тонны, скорострельность — 4−6 выстрелов в минуту, начальная скорость снаряда — 823 м/с. Боекомплект в расчете на один ствол составлял: для 152-мм орудий — 180 снарядов (47 бронебойных, 47 фугасных, 31 сегментный, 47 чугунных и 8 картечных), для 75-мм — 300 снарядов (125 бронебойных, 50 сегментных и 125 картечных). Оба типа орудий являлись артиллерийскими системами патронного заряжания. Масса 152-мм снаряда — 41.3 килограмма, а 75-мм — 4.9 килограмма.

    Помимо этого, на корабле было четыре 47-мм пушки Гочкиса на боевом марсе фок-мачты, две 37-мм пушки Гочкиса, две десантные пушки Барановского и пулемет. Таким образом, полное вооружение эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» состояло из четырех 305-мм, шестнадцати 152-мм, четырнадцати 74-мм орудий, а также из четырех 47-мм, двух 37-мм пушек и пулемета. Помимо этого, корабль имел пять торпедных аппаратов, установленных ниже ватерлинии.

    К формированию команды приступили
    одновременно с его закладкой

    Броневая защита в районе ватерлинии состояла из листов толщиной 229 мм в средней части (между башнями главного калибра) и 203 мм в районе самих башен. Бронирование казематов артиллерии среднего калибра достигало 127 мм (бортовое, между палубой полубака и главной). Подбашенные отделения артиллерии главного калибра и внутренние помещения корабля, находившиеся под надстройкой между башнями, защищались бортовой 152 мм броней, а также носовой и кормовой броневыми 178 мм переборками, располагавшимися под углом к диаметральной плоскости корпуса. Артиллерийские башенные установки имели вертикальное 254 мм бронирование и горизонтальное (крыша) толщиной 51 мм. 75-мм орудия, установленные в носу корабля и на срезах полубака (побортно по одному), а также в корме ниже главной палубы, броневой защиты не имели.

    К формированию команды броненосца приступили практически одновременно с его закладкой. Для этого был создан 36-й флотский экипаж, в котором готовили корабельных специалистов различного профиля — артиллеристов, машинистов, минеров. При вступлении броненосца в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

    Тесные связи экипажа броненосца с революционно настроенными рабочими Николаева завязались практически с момента закладки корабля. Когда же командование узнало, что среди моряков распространяется нелегальная большевистская литература, корабль перевели на достройку в Севастополь.

    Именно в этот период на Черноморском флоте стали появляться социал-демократические кружки, руководство которыми осуществлял подпольный Центральный военно-морской исполнительный комитет РСДРП во главе с большевиками А. М. Петровым, И. Т. Яхновским, А. И. Гладковым и другими. В его состав входил и организатор социал-демократической группы на «Потемкине» артиллерийский унтер-офицер Г. Н. Вакуленчук. Комитет поддерживал постоянные контакты с организациями РСДРП многих городов России и принимал деятельное участие в революционных событиях.

    Воззвание команд броненосца Потемкин и миноносца № 267 — Ко всему цивилизованному миру

    На Черноморском флоте готовилось вооруженное восстание, причем комитет планировал осуществить его осенью 1905 года. Это выступление должно было стать составной частью всеобщего восстания в России. Но получилось так, что на «Потемкине» оно вспыхнуло раньше — 14 июня, когда броненосец проводил опробование орудий на Тендеровском рейде. Поводом к нему послужила попытка командования броненосца учинить расправу над зачинщиками выступления команды, отказавшейся от обеда из испорченного мяса. В ответ на репрессии матросы захватили винтовки и разоружили офицеров.

    Вспыхнула перестрелка. Были убиты командир корабля, старший офицер и несколько наиболее ненавистных команде офицеров. Остальных офицеров арестовали.

    Следует отметить, что Г. Н. Вакуленчук был против восстания только на одном корабле. Однако обстановка заставила его принять руководство выступлением матросов на себя. Но случилось так, что в самом начале восстания Вакуленчук был смертельно ранен. Во главе революционных матросов встал другой большевик — А. Н. Матюшенко.

    Овладев броненосцем, моряки избрали судовую комиссию и командный состав, приняли необходимые меры по охране оружия, механизмов корабля и арестованных. К восставшим присоединилась команда миноносца N 267, находившегося тогда на Тендеровском рейде и обеспечивавшего броненосец на стрельбах. На обоих кораблях были подняты красные революционные флаги. В 14.00 14 июня 1905 года команда новейшего корабля царского флота эскадренного броненосца «Князь Потемкин-Таврический» объявила его кораблем революции.

    Вечером того же дня оба корабля пришли в Одессу, где происходила всеобщая стачка рабочих. Потемкинцы и одесские рабочие организовали массовую демонстрацию и траурный митинг во время похорон Вакуленчука. После этого броненосец произвел несколько боевых выстрелов по скоплениям царских войск и полиции. И такие ограниченные, скорее даже демонстративные действия, произвели ошеломляющий эффект, но: 17 июня 1905 года на усмирение восставших была послана правительственная эскадра кораблей Черноморского флота. В ее состав вошли броненосцы «Двенадцать Апостолов», «Георгий Победоносец», «Три Святителя», а также минный крейсер «Казарский». Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным и, не желая допустить, чтобы этот корабль крейсировал в Черном море под революционным красным флагом, отдал приказ командующему Черноморским флотом вице-адмиралу Чухнину немедленно подавить восстание — в крайнем случае потопить броненосец со всей командой. Однако первая встреча эскадры с революционным кораблем окончилась победой потемкинцев, но судьба готовила ему новые, еще более трудные испытания.

    Царь Николай II счел восстание на «Потемкине» опасным


    Утром 18 июня с «Потемкина», стоявшего на внешнем рейде Одессы, заметили приближающуюся к городу усиленную эскадру, в которую уже входило 11 кораблей — пять броненосцев и шесть миноносцев. Развернутым строем шли они к рейду, намереваясь торпедами и снарядами уничтожить восставших.

    И вновь готовый к бою броненосец вышел навстречу эскадре, которую на этот раз возглавил старший флагман вице-адмирал Кригер. На «Потемкине» решили огонь первыми не открывать — матросы надеялись, что к восстанию примкнут экипажи кораблей эскадры. На предложения идти на переговоры потемкинцы ответили отказом и, в свою очередь, пригласили самого командующего флотом прибыть на их корабль для переговоров. На «Ростиславе» — флагманском корабле Кригера — подняли сигнал «Стать на якорь». В ответ на это «Потемкин» пошел на таран «Ростислава», однако в последний момент изменил курс и прошел между ним и броненосцем «Три Святителя» — кораблем контр-адмирала Вишневецкого. Последний, опасаясь тарана, ушел в сторону. Революционный броненосец прорезал строй эскадры, держа оба адмиральских корабля в прицелах своих орудий. Выстрелов, однако, не потребовалось. Команды кораблей эскадры отказались стрелять в восставших товарищей и вопреки запретам командиров вышли на палубы и приветствовали проходящий «Потемкин» криками «ура!».



    И на этот раз царским адмиралам не удалось расправиться с восставшим кораблем. Учитывая настроение экипажей, Кригер приказал дать полный ход и на большой скорости стал уводить эскадру в открытое море. Рядом с «Потемкиным» остался броненосец «Георгий Победоносец»: после переговоров с потемкинцами его команда также арестовала офицеров и присоединилась к восставшим. Позднее среди моряков «Победоносца» произошел раскол, он отстал от «Потемкина» и сдался властям. Это произвело тяжелое впечатление на потемкинцев — в команде началось брожение.

    В Одессе, куда броненосец вернулся после второй встречи с эскадрой, не удалось получить ни провизии, ни воды. После долгих совещаний решено было идти в Румынию. 19 июня «Потемкин» в сопровождении миноносца N 267 прибыл в Констанцу. Но и там местные власти отказались выдать морякам необходимые запасы. Революционные корабли вынуждены были идти в Феодосию. Перед уходом из румынского порта потемкинцы опубликовали в местных газетах воззвание «Ко всем европейским державам» и «Ко всему цивилизованному миру», объяснив в них причины и цели восстания.

    После отказа румынских властей обеспечить «Потемкин» продовольствием, топливом и водой положение сложилось критическое. Пришлось питать котлы забортной водой, что вело к их разрушению. После восстания А. Н. Матюшенко говорил: «Мы знали, какие надежды возлагает на нас русский народ, и положили: лучше умереть с голоду, чем бросить такую крепость».


    В Феодосию броненосец пришел в 6 часов утра 22 июня 1905 года. Там его уже ждали регулярные части царской армии и жандармы. Группа матросов, высадившаяся на берег, была обстреляна ружейным огнем… Пришлось снова идти в Констанцу.

    Прибыв туда 24 июня, матросы сдали свой корабль румынским властям, и на следующий день, спустив красный флаг непобежденного корабля революции, сошли на берег в качестве политэмигрантов. Команда миноносца N 267 не пожелала сдаваться местным властям и поставила корабль на якорь на внутреннем рейде.

    26 июня в Констанцу прибыл отряд кораблей Черноморского флота. А на следующий день Румыния вернула эскадренный броненосец «Князь Потемкин-Таврический» России.

    Стремясь зачеркнуть в народной памяти даже само название корабля, в конце сентября 1905 года царское правительство переименовало его в «Пантелеймон». Но традиции потемкинцев продолжали жить на этом корабле. Экипаж «Пантелеймона» одним из первых на флоте поддержал восставших очаковцев, присоединившись к ним 13 ноября 1905 года.

    После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, правда в несколько усеченном виде — он стал называться «Потемкин-Таврический». А месяцем позже, учитывая революционные заслуги его экипажа, присвоили новое имя — «Борец за свободу».

    В годы первой мировой войны линейный корабль (с 10 декабря 1907 года в соответствии с новой классификацией эскадренные броненосцы отнесли к линейным кораблям) участвовал в боевых действиях в составе бригады линейных кораблей. Потемкинцы были активными участниками установления Советской власти в Крыму, многие из них позднее воевали и за Республику Советов.

    В мае 1918 года линейный корабль «Борец за свободу» был захвачен кайзеровскими войсками. Позднее он перешел в руки деникинцев, а накануне прихода в Крым Красной Армии был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.

    June 15th, 2013

    Человеческое достоинство матроса всячески унижалось. Главный командир Черноморского флота адмирал Чухнин запретил матросам «под страхом заключения в тюрьму» ходить по центральным бульварам и улицам Севастополя. В общественных местах матросы не имели права сидеть в присутствии офицера. Поэтому они фактически лишались возможности посещать театры и публичные библиотеки. Рабочий день матросов начинался в пять часов утра и длился до вечера. Очень часто в виде наказания или под предлогом срочных работ матросов лишали двухчасового послеобеденного отдыха. На содержание каждого матроса казна отпускала 24 копейки в день. Но и из этой ничтожной суммы добрая половина попадала в руки офицеров, наживавших состояния, экономя на матросских «харчах». Командир броненосца «Потёмкин» выстроил себе три дома в Севастополе, в то время как команда питалась гнилым мясом.

    14 июня 1905 года на новейшем корабле русского Императорского флота эскадренном броненосце «Князь Потёмкин - Таврический» вспыхнул мятеж.

    Со времён декабристов в вооружённых силах страны ещё не было такого прямого выступления против самодержавного режима. Поднявшаяся с восстанием «Потёмкина» и практически захлестнувшая всю страну грозная волна рабочих стачек и крестьянских волнений грозила снести уже трещавшее здание царизма.
    В.И. Ленин считал, что команда броненосца «Потёмкин» показала образцы пролетарского геройства и народного энтузиазма и что историческое значение героического выступления потёмкинцев заключается в том, что впервые была сделана «попытка образования ядра революционной армии».

    Шёл 1905 год... Начиная с январского «кровавого воскресения», Революция вела свой счёт времени. Идейное влияние большевиков сказывалось на всех выступлениях пролетариата, а забастовки принимали ярко политический характер. Собравшийся в Лондоне 25 апреля III съезд РСДРП принял решение о подготовке вооружённого восстания. В мае революционные волны докатились до Одессы.

    Испуганные нарастающим движением рабочих власти громили революционную организацию. В тюрьму были брошены около семидесяти большевиков Дальницкого заводского района Одессы. Начатое Пересыпским фабрично-заводским районом в Одессе разрослось широкое забастовочное движение. А на рейде уже бросил якорь восставший броненосец «Князь Потёмкин-Таврический» - мощная крепость революции.

    Слово «матрос» тесно связано со всей историей русских революций. Поднявшись плечом к плечу с передовыми рабочими, матросы военного флота боролись против царя, помещиков и капиталистов. Неудачи и жестокие наказания не могли сломить их решимость.

    Морской военный флот нуждался в рабочих специалистах высокой квалификации. Так пришли в Черноморский флот опытные механики и слесари - будущие организаторы революционного движения на флоте. В морских школах они получили специальное образование, выходили в звании квартирмейстеров, что, однако, не спасало их от произвола и грубости начальства. Для службы в менее сложных специальностях царское правительство набирало матросов среди самой грамотной крестьянской молодежи. Так пришел на флот Григорий Вакуленчук. А офицерский состав комплектовался почти исключительно из дворян, которые приносили на флот непримиримую классовую ненависть к рабочим и крестьянам. Каждый матрос был для них прежде всего «мужик», «хам», которого надо превратить в покорного раба. Служба на флоте длилась семь лет.

    За один только 1904 год за проступки, не связанные с политической агитацией (самовольные отлучки, неповиновение, нерадение к службе), были подвергнуты разным «взысканиям» (арест, телесные наказания, заковывание в кандалы) 1145 человек, то есть 13 процентов списочного состава матросов Черноморского флота.
    Человеческое достоинство матроса всячески унижалось. Главный командир Черноморского флота адмирал Чухнин запретил матросам «под страхом заключения в тюрьму» ходить по центральным бульварам и улицам Севастополя.

    В общественных местах матросы не имели права сидеть в присутствии офицера. Поэтому они фактически лишались возможности посещать театры и публичные библиотеки. Рабочий день матросов начинался в пять часов утра и длился до вечера. Очень часто в виде наказания или под предлогом срочных работ матросов лишали двухчасового послеобеденного отдыха. На содержание каждого матроса казна отпускала 24 копейки в день. Но и из этой ничтожной суммы добрая половина попадала в руки офицеров, наживавших состояния, экономя на матросских «харчах». Командир броненосца «Потёмкин» выстроил себе три дома в Севастополе, в то время как команда питалась гнилым мясом.
    Тухлое мясо было предметом постоянных жалоб матросов; из-за него неоднократно происходили столкновения с начальством.

    Социал-демократическое движение начало захватывать суда и экипажи Черноморского флота. Революционную пропаганду вели матросы-революционеры, имевшие богатый опыт партийной подпольной работы, готовые в любую минуту отдать жизнь за дело рабочего класса. Но им не хватало необходимого для революционных руководителей политического кругозора.

    Выходцы из самой гущи народной, деятели «Матросской Централки» решительно боролись с проявлениями слепого бунтарства, занимались подготовкой вооружённого восстания матросов.

    Восстание предполагалось начать на Тендре - пустынном острове на Чёрном море, между Одессой и Севастополем, где обычно стоял флот во время летней учебы.

    Разработав план восстания, «Централка» решила поставить его на обсуждение социал-демократических кружков всех кораблей. Собрание состоялось 10 июня 1905 года за Малаховым курганом под охраной патрулей, расставленных по всему пути следования матросов.

    Планом «Централки» предполагалось в заранее установленный час на нескольких кораблях арестовать офицеров и выстрелом из орудия сообщить остальным кораблям о начале восстания. Там подготовленные надёжные матросы захватили бы командирские рубки и батарейные палубы. Особые караулы должны были стать на охрану пороховых камер, спасательных клапанов и клапанов затопления, чтобы помешать офицерам взорвать или затопить корабли во время восстания.
    Начать должна была «Красная Катя» (броненосец «Екатерина II»). Там была самая мощная партийная организация, которую возглавлял матрос-большевик Александр Петров. Но за две недели до восстания его перевели на военно-учебное судно «Прут». «Потёмкин» же - новый броненосец, спущенный на воду в 1905 году, не входил в планы «Централки». В его недавно сформированной команде большевиков было мало, и они не могли поручиться за команду своего корабля.

    В ночь с 10 на 11 июня группа матросов «Потёмкина» прислала в «Централку» запрос от имени команды броненосца с предложением первыми начать восстание.

    В ночь на 14 июня к стоящему у Тендры «Потёмкину» подошел миноносец №267, который привёз из Одессы провизию - мясо, хлеб, крупу, картошку, овощи. Мясо сильно пахло. Матросы миноносца сообщили, что в Одессе порт бастует, в городе баррикады.
    Матюшенко агитировал за то, чтобы команда выбросила за борт протухшее мясо и предъявила начальству требование об улучшении пищи. Он хорошо понимал, что в накалившейся и нервной обстановке «Потёмкина» это приведет к немедленному восстанию. Вакуленчук требовал выдержки - подождать эскадру...

    Днём боцман доложил начальству: команда недовольна, волнуется. Офицеры естественное возмущение восприняли как бунт. Признать мясо негодным - значило, по их мнению, потерять престиж. Судовой врач Смирнов исследовал мясо и признал его вполне съедобным. Командир дал распоряжение кокам готовить из этого мяса борщ.

    Стой! - крикнул он начавшей расходиться команде. - Боцман, караул наверх! Потом обратился к команде: - Кто хочет есть борщ, - переходи направо.

    Караул уже стоял с заряженными винтовками. Вакуленчук первым перешёл направо. За ним последовали организованные матросы.
    Подобная развязка не входила в планы командиров.

    Старший офицер Гиляровский стоял на готовом взорваться пороховом погребе.
    - Стой! - заорал он, преградив путь нескольким десяткам матросов. - Эти не хотят есть борщ...

    Вакуленчук до последнего момента стоял на страже решений «Централки». Но предать товарищей - значило подорвать веру в самую возможность восстания, и он бросил клич:
    - Ребята, хватай винтовки!

    Мгновенно исчез строгий порядок военного корабля. С батарей неслись победные крики: «Долой самодержавие!», «Ура! Бей драконов!» На орудийных башнях появились вооруженные матросы. Где-то начали стрелять. На шканцах столпились бледные и растерявшиеся офицеры.
    Вакуленчук стремительным рывком метнулся к Гиляровскому, схватил за ствол винтовку, вырывая её из рук офицера. Но во время борьбы был застрелен.

    Ещё мгновение - и матросы начнут массово покидать корабль, а броненосец окажется в руках кучки контрреволюционеров. Восставшие поняли грозившую опасность. Они бросились в гущу матросов и убедили их не поддаваться панике. На сторону восставших перешла строевая рота.

    Командир стоявшего рядом с «Потёмкиным» миноносца №267 лейтенант Клодт пытался сняться с якоря, но с кормы сигнальщик просемафорил: «Команда миноносца присоединяется к восстанию, офицеры арестованы, присылайте за ними караул»...
    Во второй день восстания моряки самоотверженно боролись за торжество начатого дела - решили идти в Одессу, где народ уже сражался на баррикадах. Как только все офицеры были арестованы, матросы социал-демократы разъяснили неподготовленной части команды цели восстания, заставили их уверовать в победу убедительным доводом: когда начальство вышлет эскадру на усмирение «Потёмкина», она присоединится к восстанию.

    Кулик, Денисенко и Вакуленчук составляли социал-демократическое ядро на «Потёмкине». Вакуленчук погиб, Денисенко был занят в машинном отделении. Кулик как рядовой член партии, беззаветно и неустанно выполняя свой партийный долг, оказывал немалое влияние на ход событий. По настоянию Кулика было созвано общее собрание команды. Он предложил избрать комиссию - орган верховной власти на корабле.

    Команда «Потёмкина» состояла из 763 матросов. В комиссию были избраны 30 матросов, а офицеру Алексееву и боцману Мурзаку вручили исполнительную власть. Первого назначили командиром корабля, второго - старшим офицером. Так революционные матросы создали новую форму власти - комиссию, своего рода корабельный совет матросских депутатов.

    Однако Алексеев, приняв назначение, испугался и решил заслужить прощение предательством. Так у сердца восстания сами восставшие поставили врага. Он под предлогом болезни целыми днями валялся в офицерской кают-компании, не отдавал никаких распоряжений, не принимал докладов. Но в критические минуты, имея возможность нанести предательский удар в спину восстания, Алексеев проявлял кипучую деятельность, брал в свои руки управление кораблём.

    Комиссия приняла решение вынести тело Вакуленчука на берег и одновременно разъяснить населению причины и цели восстания. Составили два воззвания: одно - к населению Одессы, другое - к казакам. Позднее было написано обращение к французскому консулу. У палатки, в которой лежало тело Вакуленчука, собрались тысячи портовых рабочих. Кто-то выставил у изголовья Вакуленчука большую чашу. Народ бросал в неё деньги на памятник убитому герою.

    Громкое «ура» неслось навстречу потёмкинским катерам и шлюпкам. Незабываемую картину представлял в эти часы Одесский порт. Тысячи людей заполнили эстакады и огромную набережную. По гигантской лестнице спускались неисчислимые толпы манифестантов. Одесский пролетариат совершал паломничество к революционному кораблю. Плыли целыми семьями: отцы гребли, а матери держали на руках детей. Все везли матросам гостинцы, приобретённые на последние гроши. Освещенные яркими лучами южного солнца, на фоне морской синевы все эти радостные, возбуждённые толпы создавали впечатление какого-то величественного революционного праздника.

    Как только пришло известие о восстании «Потёмкина», В.И. Ленин созвал Центральный Комитет, который постановил командировать на броненосец в качестве уполномоченного ЦК товарища Васильева-Южина, находившегося в Женеве.

    В это время в одесском порту ораторы, сменяя друг друга, звали народ на бой с царизмом. Рабочие проявляли в этот день величайшую организованность: поставили пикеты у спиртных складов, зорко следили за провокаторами. Но одесский градоначальник фон Нейдгарт задался целью превратить одесское восстание в погром, мобилизовав для этого всех охранников, шпиков и дворников. Они выкатывали бочки с вином и ящики с водкой и кричали на улицах и перекрестках, что власти решили раздать беднякам несметные сокровища, хранящиеся в порту. А войска тем временем занимали все вышки над портом, выстраивались на Николаевском бульваре, на Строгановском и Сабанеевском мостах, над Пересыпью и Таможенной площадью, закрывая плотным кольцом все выходы из порта. Люди оказались в ловушке; где-то вспыхнул огонь. Пожар разгорался. К десяти часам вечера весь порт был в огне.
    Толпы, находившиеся в порту, очутились в западне, а войска стреляли прямой наводкой. Потёмкинцы осознали, что, имея силу, способную раздавить и уничтожить палачей народа, промедлили, бездействовали, не захватили город и не вооружили рабочих, позволили властям безнаказанно творить своё чудовищное дело.

    В то же время солдат одесского таможенного батальона, рискуя жизнью, пробрался через пожарище и зону ружейного огня, чтобы сообщить о готовности батальона присоединиться к потёмкинцам. С подобным заявлением прибыли делегаты от двух пехотных полков - Измайловского и Дунайского. В первый день пребывания «Потёмкина» в Одессе все пехотные части гарнизона готовы были примкнуть к восставшим. Но пока командир броненосца медлил, власти накапливали силы.

    В своем дневнике Николай II назвал известие о восстании «Потёмкина» «ошеломляющим». «Офицеров крепко наказать, с мятежниками-матросами расправиться беспощадно», - так гласил царский приказ. Против «Потёмкина» были мобилизованы почти все наличные силы Черноморского флота.

    «Только бы пришла эскадра...» Что бы ни делалось на корабле, какие бы вопросы ни обсуждались, всё кончалось этими словами.

    Матросы открыто демонстрировали «Потёмкину» своё сочувствие. Но у самого порога восстания они не знали как начать. У них не было руководителя, и была упущена неповторимая возможность победы. А очередное промедление на «Потёмкине» позволило удрать адмиралам, спасавшим свои корабли от угрозы революции.

    В это время матросы «Георгия Победоносца» радостно приветствовали красный флаг на «Потёмкине». Они ждали, что сейчас остановятся и другие броненосцы, и восстание станет всеобщим. Но пока «Георгий» семафорил «Потёмкину», эскадра скрылась за горизонтом. С ней исчезла и надежда на присоединение всего флота.

    Восставшие моряки приняли воззвание: «Ко всему цивилизованному миру! Граждане всех стран и народов!.. угнетённый и порабощенный русский народ не вынес великого гнёта и завоевания деспотического самодержавия. Мы требуем созыва Всенародного Учредительного собрания на основе всеобщего, прямого, равного и тайного избирательного права. Долой самодержавие! Да здравствует Учредительное собрание!». Но флот угрожал уничтожить восставших, порты отказались снабжать «Потёмкин» водой и углём.

    Не имея в достатке угля и продовольствия, корабль ушел к берегам Румынии и 25 июня 1905 года сдался в Констанце местным властям. Вскоре Румыния вернула судно России, а матросы остались за границей. Некоторые из них, в том числе Матюшенко, попытались вернуться на родину, где были арестованы и казнены. В конце сентября 1905 года царское правительство переименовало мятежный броненосец в «Пантелеймон». После февральской революции 1917 года кораблю вернули прежнее название, но вскоре присвоили имя «Борец за свободу». В мае 1918 года бывший «Потёмкин» был захвачен немецкими кайзеровскими войсками. Позднее он перешёл в руки белогвардейцев-деникинцев, а в канун прорыва Красной Армии в Крым был взорван уходившими из Севастополя англо-французскими интервентами.

    June 21st, 2016

    1905 г. Константа

    Броненосец находился на рейде, команда проводила опробование орудий и занималась обеспечением стрельб. Поводом к восстанию послужил роковой инцидент. 14 июня матросы броненосца отказались от обеда, возмутившись по поводу испорченного мяса. Командование корабля попыталось пресечь бунт на корню, но матросы быстро разоружили офицеров. Во время вспыхнувшей перестрелки были убиты несколько человек из командования броненосца, в том числе командир корабля. Остальных офицеров взяли в заложники.

    Руководство восставшими матросами взял на себя большевик Г. Н. Вакуленчук. Но во время стрельбы его смертельно ранили, и во главе революционного восстания встал другой член РСДРП А. Н. Матюшенко.

    После захвата броненосца матросы выбрали своих командиров, судовую комиссию, определили правила охраны оружия, корабля и арестованных. Команда миноносца № 267 тоже подняла революционный красный флаг восстания.


    Воззвание команд броненосца «Потемкин» и миноносца
    № 267 - «Ко всему цивилизованному миру»

    Император справедливо счёл восстание на «Потёмкине» очень опасным сигналом. Командующий Черноморской флотилией вице-адмирал Чухнин получил приказ немедленно подавить восстание любыми методами, вплоть до затопления броненосца вместе с командой, нарушившей священную воинскую присягу.

    17 июня эскадра, состоящая из броненосцев «Георгий Победоносец», «Три Святителя», «Двенадцать Апостолов» и минного крейсера «Казарский», вышла в море на усмирение восставших. Однако первая встреча революционного корабля с правительственными судами окончилась неожиданной победой «Потёмкина». Утром 18 июня мятежный броненосец стоял на внешнем рейде Одессы. К нему приблизилась эскадра, состоящая из 11 судов: шести миноносцев и пяти броненосцев. Командовал ею старший флагман вице-адмирал Кригер. Восставшие, выйдя в море навстречу правительственным кораблям, не планировали открывать огонь первыми. Моряки считали, что экипажи этих кораблей решат присоединиться к восстанию. Дерзкие потёмкинцы отказались идти на переговоры с командующим флотом и пошли на таран «Ростислава» - флагманского корабля Кригера. В последний момент восставшие изменили курс и прошли между «Ростиславом» и броненосцем контр-адмирала Вишневецкого «Три Святителя», прорезая строй эскадры и держа корабли адмиралов под прицелами своих орудий. А команды эскадры отказывались стрелять в мятежников и приветствовали команду «Потёмкина» криками «Ура!», невзирая на запреты командиров.


    Арестованные матросы - участники восстания на броненосце "Потёмкин"

    Почувствовав настроение экипажей кораблей, Кригер на большой скорости повел эскадру в открытое море. Однако броненосец «Георгий Победоносец» не последовал за адмиральскими кораблями: его команда переговорила с потёмкинцами и поддержала их, посадив под арест своих офицеров. Но позднее среди восставших на «Победоносце» произошел раскол, и он сдался властям.

    После этой встречи с командованием флота «Потёмкин» вернулся в Одессу, но не смог получить там воду и провизию. Команда решила идти в Румынию. Броненосец и сопровождавший его миноносец № 267 пришли в Констанцу 19 июня, но местные власти также не дали мятежникам ни топлива, ни продовольствия и воды. Перед выходом из румынских вод в Феодосию матросы - революционеры опубликовали в газетах воззвания под заголовками «Ко всему цивилизованному миру» и «Ко всем европейским державам». В них они попытались объяснить причины и цели своего бунта.

    Положение на броненосце стало критическим. Котлы приходилось питать забортной водой, которая их разрушала. «Потёмкин» пришёл в Феодосию ранним утром 22 июня, но мятежников уже ждали жандармы и регулярные войска. Бунтовщики решили вернуться в Румынию.


    Участники восстания на броненосце "Потемкин", учебном корабле
    "Прут" и броненосце "Георгий Победоносец". Слева направо:
    И.А. Лычев, И.П. Шестидесятый, М.П. Панфилов, А.И. Лебедь,
    А.Ф. Царев (1955, Севастополь)

    Прибыв в Констанцу 24 июня, бунтовщики сочли за честь сдать свой корабль румынским властям. Назавтра они спустили красный флаг и сошли на берег как политэмигранты.

    Корабли Черноморского флота прибыли на румынский берег 26 июня, чтобы на следующий день вернуть России с согласия румын эскадренный броненосец «Князь Потемкин - Таврический».

    После октябрьского переворота «Потемкин» стал называться «Борец за свободу». Мятежный корабль ждала незавидная участь. В 1918 году он был захвачен войсками кайзера, чуть позже перешел в армию генерала Деникина. Когда же красная армия готовилась штурмовать Крым, корабль, ставший первый символом русской смуты, взорвали покидавшие Севастополь англо-французские интервенты.

    НУРАНИ

    Как отмечают многие исследователи, нередко для народов и государств самым непростым экзаменом оказывается отношение к собственной истории. Где всегда предостаточно не только славных деяний и великих свершений, но и чего-то “невыгодного” и “неудобного”. Где-то к истории относятся как к свершившемуся факту и даже готовы громкогласно признать свои ошибки.

    Где-то, как в Армении, превращают историю, да еще порядком “удревненную” и приукрашенную, в этакий Молох, в языческого идола, требующего постоянных жертвоприношений. А где-то пытаются “подправить” и переписать. И тут уже пальма первенства принадлежит более не существующему СССР.

    Одно только перечисление запретных тем в советской истории займет не одну газетную страницу: Голодомор и “красный террор”, ГУЛАГ и крестьянские восстания в годы коллективизации. Еще больше белых пятен в истории второй мировой войны, точнее, подлинных обстоятпельств вступления в нее СССР.

    И уж подавно “закрытой темой” считались обстоятельства аннексии многих “национальных окраин” Российской, а позже советской империи. И не только о том, что в действительности произошло в 1920 году в Азербайджане, а двадцатью годами позже – в странах Балтии. Не менее жестко секвестировались и обстоятельства первой аннексии Азербайджана – в начале XIX века.

    В числе таких “запретных тем” оказалась и история сопротивления “джарского джамаата” – жителей небольшого горного села Джары в горах Большого Кавказа. Русская колониальная администрация чувствовала себя здесь не особенно уверенно даже после подавления восстания. Совсем рядом – неспокойный Северный Кавказ, чуть к югу – Шеки, центр древнего ханства, жители которого не отличались политической “благонадежностью”.

    Одним из первых шагов российской колониальной администрации на новообретенных землях стало строительство мощной оборонительной крепости, позже названной Ново-Закатальской. Потом ей предстояло сыграть роль опорного пункта в борьбе российских властей с восстанием Шамиля. Даже в годы существования СССР в старой крепости располагалась “макаренковская” колония для малолетних правонарушителей.

    Но в Загатале помнили и о том, что в начале ХХ века именно в этой крепости был расстрелян Степан Демешко – участник знаменитого восстания на броненосце “Потемкин”. Того самого восстания, о котором мы слышали и читали много, а знали, как выясняется, непозволительно мало.

    Гордость российского флота

    Будущий броненосец “Князь Потемкин-Таврический” был заложен 28 сентября 1898 года на стапеле Николаевского адмиралтейства в городе Николаев. Разработку проекта, а впоследствии руководство строительством осуществлял корабельный инженер севастопольского военного порта А.Э.Шотт. Строился “Потемкин” по прототипу эскадренного броненосца “Три Святителя”, переработанному проекту броненосцев типа “Пересвет”, схема бронирования подобна английскому броненосцу “Мажестик”. На броненосце впервые использовали централизованное управление артиллерийским огнем – из центрального поста, расположенного в боевой рубке. Кроме того, он стал первым кораблем Российского флота с котлами для жидкого топлива.

    В сентябре 1900 года броненосец “Князь Потёмкин-Таврический” был спущен на воду, а летом 1902 года переведен в Севастополь – для достройки и вооружения. Как утверждают знатоки, беды броненосца начались еще здесь. Намеченный срок его ввода в строй был сорван пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Урон был таким, что котлы пришлось заменить на более простые и привычные угольные. Во время испытаний артиллерии главного калибра обнаружились раковины в броне башен. Их тоже пришлось заменять новыми.

    Когда же “Потемкин” был введен в строй, его проектное водоизмещение корабля составило 12480 тонн, фактическое 12900 тонн. Длина корпуса – 113,2 м, ширина – 22,2 м, осадка 8,4 м. Энергетическая установка – три группы паровых котлов (две из них – 14 котлов работали на жидком топливе и одна – из 8 котлов на угольном), приводивших в действие две вертикальные паровые машины тройного расширения суммарной мощностью 10600 л.с.

    Скорость полного хода корабля – 16,7 узла. Гребные валы располагались симметрично и были оснащены винтами диаметром 4,2 метра с частотой вращения 82 об/мин. Дальность плавания экономичным 10 узловым ходом составляла 3600 миль, корабль мог взять на борт запасов воды на 14 суток, а провизии – на месяц. Корабельные запасы воды – 14 суток, запасы провизии – 60 суток. На момент вступления в строй в мае 1905 года экипаж состоял из 731 человека, в том числе 26 офицеров.

    И никто тогда не знал, что уже через месяц на новом и мощном корабле вспыхнет бунт – первый мятеж в российской армии после восстания декабристов.

    Легенда, разрезанная на металлолом

    Хрестоматийную версию восстания на броненосце “Потемкин” в СССР излагали и учебники, и художественные произведения. Школьники старательно заучивали, что большевики готовили восстание на всех кораблях черноморской эскадры, но выступление матросов на “Потемкине” произошло раньше и в значительной степени спонтанно, причем выступление матросов спровоцировал обед, приготовленный из гнилого мяса. Даже школьники знали, что руководитель большевистской “ячейки” на броненосце Вакуленчук был убит в самом начале восстания, что офицеры были арестованы, что броненосец шел в Одессу, охваченную забастовкой, но в конце концов был вынужден сдаться румынским властям в Констанце.

    Именно восстанию на “Потемкине” посвящен знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна, и та самая детская коляска на ступеньках одесской Приморской лестницы стала уже одним из самых известных и знаменитых кинокадров. А сама эта лестница, с десятью пролетами в 20 ступеней каждый, которая именовалась “приморской” или “ришельевской”, теперь называется не иначе как “Потемкинской”. Морякам с “Потемкина” воздвигали памятники, в 1955 году остававшихся в живых участников восстания наградили орденами Красной Звезды.

    Но вот со всем этим официальным “пиаром” как-то не вязался тот факт, что сам броненосец уже после окончания гражданской войны, в первой половине двадцатых годов, был разрезан на металлолом. Уцелела только одна его мачта, ставшая “основой” для одного из многочисленных крымских маяков. В отличие от крейсера “Аврора”, его не ставили на вечный прикол и не превращали в памятник. Да и как боевому кораблю ему места в строю не нашлось, хотя построенный в 1905 году броненосец в середине двадцатых был еще вполне современным и мощным кораблем. И разгадку этой тайны следует искать в подлинных обстоятельствах восстания на “Потемкине”.

    Эхо “Кровавого воскресенья”

    Сегодня, когда Николай II и в прямом, и в переносном смысле причислен в России к лику святых, принято, точнее, предписано считать, что Российская империя представляла собой этакий земной рай, пока не явились зловредные пассажиры опломбированного вагона из Швейцарии и не перевернули всю страну. Между тем в реальности все было не совсем так, точнее, совсем не так. И к весне 1905 года ситуация в стране накалилась до предела.

    Уже позади было “Кровавое воскресенье” – расстрел мирной манифестации перед Зимним дворцом. Власти потопили в крови первую революцию, но настроения остались. Плюс ко всему ситуацию в стране накалила до предела проигранная война с Японией – и тем обиднее было сознавать, что поражение это – результат неумной политики царского двора.

    В лояльности, как сказали бы сегодня, “силовых структур” царь не сомневался. И зря. Потому как не принимал в расчет одну простую истину: если офицеры происходили из лучших дворянских семей России, то солдат набирали из народных низов. И не только солдат, но и матросов.

    При этом ставший уже броненосным флот нуждался не просто в “новобранцах”. На кораблях нужны были специалисты высокой квалификации. На Черноморский флот приходили опытные механики и слесари – квалифицированные рабочие, которые к тому же проходили обучение в морских школах. На флот предпочитали набирать грамотных, сметливых.

    Но вот офицеры видели в матросах не более чем “быдло”, “хамов” и т.д., от которых прежде всего следовало добиваться подчинения. За один только 1904 год за проступки, не связанные с политической агитацией (самовольные отлучки, неповиновение, нерадение к службе) были подвергнуты разным “взысканиям” (арест, телесные наказания, заковывание в кандалы) 1145 человек, то есть 13 процентов списочного состава матросов Черноморского флота. Главный командир Черноморского флота адмирал Чухнин запретил матросам “под страхом заключения в тюрьму” ходить по центральным бульварам и улицам Севастополя.

    В общественных местах матросы не имели права сидеть в присутствии офицера – и в результате лишались возможности посещать театры и публичные библиотеки. Рабочий день матросов начинался в пять часов утра и длился до вечера. Очень часто в виде наказания или под предлогом срочных работ матросов лишали двухчасового послеобеденного отдыха.

    На содержание каждого матроса казна отпускала 24 копейки в день. Но и из этой ничтожной суммы добрая половина попадала в руки офицеров, наживавших состояния, экономя на матросских “харчах”. Командир броненосца “Потёмкин” выстроил себе три дома в Севастополе, в то время как команда питалась гнилым мясом. Тухлое мясо было предметом постоянных жалоб матросов; из-за него неоднократно происходили столкновения с начальством. И именно тухлое мясо стало поводом для восстания.

    “Флотский борщ”

    13 июня (25 июня по новому стилю) 1905 г. броненосец в сопровождении миноносца № 267 прибыл из Севастополя к Тендровской косе – традиционному месту учебных сборов флота для проведения опытных стрельб из орудий главного калибра. Для наблюдения за стрельбами на корабле находились два специалиста прибывшие из Петербурга – начальник артиллерийской чертежной мастерской МТК полковник И. А. Шульц и член комиссии морских артиллерийских опытов Н. Ф. Григорьев.

    Днем 13 июня командир броненосца капитан первого ранга Е. Н. Голиков отправил миноносец N267 в Одессу для приобретения провизии. Ревизором мичманом А. Н. Макаровым и матросами- артельщиками было приобретено на базаре 28 пудов говядины. Той самой, которая и стала поводом к восстанию.

    Потом исследователи пояснят: в экипаже броненосца было более 700 человек, на городских рынках нужного количества мяса по сходной цене не нашлось. Мичман целый день искал по городу мясо и уже к вечеру купил в одном из магазинов. От Одессы было больше 100 вёрст хода. Да ещё на обратном пути миноноска наскочила на рыбацкую лодку и должна была задержаться, чтобы поднять пострадавших рыбаков на борт, а лодку взять на буксир. Мясо, пролежавшее целый день в магазине, да еще проделавшее столь долгий путь, быть свежим уже не могло даже теоретически. Можно было, конечно, воспользоваться традиционной солониной, но… Так или иначе, утром 14 июня часть злополучного мяса оказалась в общем котле – из него сварили борщ по-флотски.

    Команда броненосца вряд ли была избалована разносолами. Но на сей раз терпение матросов лопнуло. И когда в 11 часов на броненосце был дан сигнал на обед, команда отказалась брать баки для борща и демонстративно ела сухари, запивая их водой. В корабельную лавку выстроилась очередь. Об отказе команды есть борщ было доложено старшему офицеру И.И.Гиляровскому и командиру корабля Е. Н. Голикову. По мнению одних историков, офицеры боялись “потерять престиж”. По другим, догадались, что дело не только в борще: в Одессе уже разворачивалась забастовка, город бурлил, и матросы об этом тоже знали.

    Здесь офицеры с “Потемкина” допустили первую роковую ошибку. Голиков приказал матросам собраться на палубе, а старшему врачу броненосца Смирнову – освидетельствовать борщ. Смирнов тоже был офицером, а на российском флоте офицеры и матросы никогда не ели из одного котла. Смирнов признал борщ вполне годным – для матросов, конечно. Заручившись такой поддержкой, Голиков пригрозил матросам наказанием за бунт и приказал тем, кто хочет есть борщ, перейти к 12-дюймовой башне. Из строя к башне вышло около ста человек. Видя упорство матросов командир приказал вызвать караул, после чего большая часть команды перешла к башне. Среди тех, кто решил все-таки есть борщ, был и Григорий Вакуленчук, будущий лидер восстания.

    Такое развитие событий помогало разблокировать ситуацию, но Голикову хотелось повода для публичной расправы. И когда в строю осталось около 30 человек, старший офицер заявил, что это “бунтовщики”, которые не хотят есть борщ, приказал переписать их фамилии и принести брезент. Это уже расценили как подготовку к расстрелу задержанных в в строю матросов. Пружина была спущена. Часть команды побежала в батарейную палубу, взломала пирамиды с винтовками и вооружилась. Попытки офицеров успокоить команду и привлечь на свою сторону не участвовавших в бунте матросов ни к чему не привели. Первым выстрелом, сделанным из батарейной палубы Г. Н. Вакуленчиком, был убит артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев.

    В завязавшейся схватке старший офицер выстрелом из винтовки смертельно ранил Г.Н.Вакуленчука. В следующее мгновение он был убит несколькими матросами. В ходе восстания были убиты 6 офицеров: командир корабля капитан 1 ранга Е. Н. Голиков, старший офицер капитан 2 ранга И. И. Гиляровский, старший артиллерийский офицер лейтенант Л. К. Неупокоев, старший минный офицер лейтенант В. К. Тон, штурманский офицер прапорщик Н. Я. Ливинцев и лейтенант Н. Ф. Григорьев. Был убит также старший врач броненосца С. Е. Смирнов. Оставшиеся в живых офицеры были арестованы. Восставшие захватили пытавшийся уйти миноносец № 267, командир миноносца лейтенант П. М. Клодт фон Юргенсбург также был арестован. А броненосец направился в Одессу – на помощь бастующим.

    Вечером 14 июня 1905 года мятежный броненосец Черноморского флота Императорской России “Князь Потемкин-Таврический” под красным флагом отдал якорь на Одесском рейде. Наутро, когда матросы перевезли на Платоновский мол тело убитого офицером одного из организаторов восстания Григория Вакуленчука, в порт по улицам, спускам, лестницам хлынули одесситы. Был среди них молодой журналист Корней Чуковский, впоследствии известный писатель.

    По его словам, уже в середине дня 15 июня верхнюю площадку лестницы перекрыли казаки. Вечером “лестница сплошь занята казаками и в гавань уже не пройти. Позже я узнал, что власти с идиотским усердием попытались закупорить все входы и выходы к морю. “Народные массы” устроили вакханалию в порту, поджоги пакгаузов и пьяное бесчинство уголовного элемента. Власти в то же время препятствовали рабочим прорваться в порт. При этом, как свидетельствуют документы, “войска открыли ружейную стрельбу”, но было ли это, в частности, на лестнице, не известно.”

    Но затем, не сумев справиться с восстанием, полиция и войска покинули территорию порта. А многочисленные одесские босяки начали грабить товары в складах, разбивать бочки с водкой и вином. В порту начались пожары. И вечером того же дня полицейские и военные вновь начали стрелять, убив и ранив сотни человек. Имели ли они отношение к грабежам и погромам, никто уже не считал. Но в Одессе не сомневались, что погром организовали городские власти, чтобы получить повод для жестких мер.

    Тем не менее 16 июня восставшие матросы освободили и отправили на берег арестованных офицеров. Состоялись похороны Г.Н.Вакуленчука. При возвращении с похорон почетный караул матросов был обстрелян военным патрулём. В ответ огонь по городу открыли уже орудия броненосца. Из Одессы началось бегство состоятельной части населения из Одессы.

    17 июня “Потёмкин” встретился в море с эскадрой под командованием адмирала А.Х.Кригера. Корабли разошлись без открытия огня. При этом к восставшему броненосцу присоединился броненосец “Георгий Победоносец”. “Потёмкин” и “Георгий Победоносец” вернулись в Одессу, где 18 июня “Георгий Победоносец” сдался военным властям. 19 июня началось восстание на учебном судне “Прут”, а “Потёмкин” в тот же день пришел в румынский порт Констанцу.

    Румынское правительство предложило матросам сдаться на условиях военных дезертиров, гарантировав им личную свободу, но запретило снабжать броненосец углём и провизией. Судовая комиссия броненосца отклонила это предложение. 20 июня днём “Потёмкин” и миноносец № 267 покинули Констанцу и 22 июня прибыли в Феодосию, где были пополнены запасы продовольствия. 23 июня “Потёмкин” ушёл из Феодосии обратно в Констанцу, где 25 июня матросы сдались румынским властям. Сам броненосец был возвращён румынскими властями России.

    Судьба моряков мятежного броненосца сложилась по-разному. Многие обосновались в Румынии, были те, кто отправился в Швейцарию, Аргентину и Канаду, матрос Иван Бешов уехал в Ирландию, где основал популярную сеть закусочных Beshoffs. Часть команды вернулась в Россию сразу после высадки в Констанце с эскадрой адмирала Писаревского и не подвергались наказаниям. Другие вернулись в Россию позднее и были осуждены на сроки от нескольких месяцев до двух лет исправительно-арестантских отделений. Среди них был и Степан Демешко, которому предстояло отбывать срок в Закатальской крепости-тюрьме.

    Сам же броненосец был переименован в “Пантелеймон”. В 1910 году он прошёл капитальный ремонт в Севастополе, а через четыре года уже участвовал в первой мировой, в том числе в боях у мыса Сарыч и у входа в вожделенный Босфор. В годы гражданской войны “Потемкин-Пантелеймон” переходил из рук в руки, его захватывали то немцы, то войска Антанты, пока в 1923 году легенду революции не разрезали на металлолом.

    Неудобная правда

    Разгадка этого эпизода появилась только сейчас. Когда стало понятно, что восстание на “Потемкине” было не эпизодом русской революции, а частью национального движения Украины. И дело не толко в том, что большинство матросов были украинцами, и даже свою хрестоматийную фразу. “И до каких пор мы будем рабами!” – Вакуленчук произнес по-украински. Среди членов команды ходили сборники опального Кобзаря – Тараса Шевченко. А когда Вакуленчук был убит, руководителем восстания стал “минный машинист” Афанасий Матюшенко.

    “Нижние чины” – матросы и унтер-офицеры, к которым добровольно присоединился один офицер Александр Коваленко (несколько офицеров согласились поддержать восставших, так сказать, принудительно) – взяли в свои руки корабль и на определённое время превратили его на территорию, свободную от русского самодержавия. Коваленко, свидетельствуют историки, был одним из активных членов созданной 1900 году Революционной украинской партии, пылким приверженцем независимости Украины, который он вместе с другими членами РУП агитацию на флоте. А Матюшенко был другом знаменитого писателя и учёного Игната Хоткевича и, как тогда говорили, “искренним украинцем”.

    В общем, по своей сути это было, по выражению писателя и политика Ивана Багряного, “восстание украинской стихии”. Более того, как выясняется, матросы вообще отказались говорить с посланцами живущего где-то в Швейцарии Ульянова-Ленина. И тут уже становится понятным, почему разрезали на металлолом легендарный броненосец – в 1923 году еще слишком хорошо помнили, кто и зачем поднял на нем восстание и чего добивались Вакуленчук, Матюшенко, Коваленко.

    И даже стремление историков Украины рассказать правду о мятежном броненосце вызвало у России весьма нервную и неадекватную реакцию. Но когда в Азербайджане проходили Дни культуры Украины, особое внимание было уделено городу Закаталы. Тому, где нашел последний приют участник восстания на “Потемкине” Степан Демешко.