• Энциклопедия сказочных героев: "Садко". Значение слова садко в краткой биографической энциклопедии Личные качества садко

    События в былине разворачиваются в городе Новгороде. Она распадается на две части (Садко получает богатство и Садко у Морского царя). Главный герой - гусляр Садко . В начале былины им пренебрегли новгородские бояре, перестали звать его на пиры. Обидевшись, Садко идет к Ильмень-озеру, садится на "бел-горюч камень" и начинает играть в "гуселки яровчаты". Его игра понравилась Морскому царю:

    Как тут-то в озере вода всколюбалася, Показался царь морской, Вышел со Ильменя со озера, Сам говорил таковы слова: "Ай же ты, Садке Новгородский! Не знаю, чем буде тебя пожаловать За твои за утехи за великия, За твою-то игру нежную". 1

    Решил Морской царь помочь Садко, одарить его несметным богатством. Велел ему побиться об заклад с купцами новгородскими, что поймает в озере рыбу - золотое перо. Эту рыбу царь пошлет Садко в сети.

    Гусляр так и сделал и выиграл в споре с купцами три лавки красного товару, разбогател, воздвиг пышные палаты, украсив их дивной росписью:

    Устроил Садке все по-небесному: На небе солнце и в палатах солнце, На небе месяц - и в палатах месяц, На небе звезды - и в палатах звезды. 2

    Садко "зазывал к себе на почестен пир знатных гостей", которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися". Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский - побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.

    Во второй части былины Садко, богатый купец, снаряжает корабли и отправляется с товарищами торговать за море:

    На синем море сходилась погода сильная, Застоялись черлены корабли на синем море: А волной-то бьет, паруса рвет, Ломает кораблики черленые; А корабли не идут с места на синем море. 3

    Так в былину вводится пейзаж. Корабли встали на море - Морской царь не пускает Садко, требует от него выкуп. Сначала корабельщики пытаются откупиться бочкой чистого серебра, красна золота, а волной все бьет, паруса рвет, а "корабли все не идут с места на синем море". Садко догадывается, что царь Морской требует "живой головы во сине море". Трижды кидают жребий, кому идти к Морскому царю. И как Садко не ловчил, жребий пал на него. Взяв только гусли, Садко бросается в морскую пучину.

    Изображение подводного царства в былине реально, пейзаж реалистичен:

    Во синем море на самом дне. Сквозь воду увидел пекучись красное солнышко, Вечернюю зорю, зорю утреннюю. Увидел Садко: во синем море Стоит палата белокаменная… 4

    Перед нами скорее не фантастика, а определенная доля условности. Так же изображен и сам царь Морской. В былине дается лишь одна деталь его портрета: "голова у царя, как куча сенная". Певцы пользуются приемом гиперболизации: голова царя сравнивается с кучей сена, что указывает на значительные ее размеры и вносит элемент комизма.

    Как начал играть Садко в гуселки яровчаты, Как начал плясать царь морской во синем море, Как расплясался царь морской. Играл Садке сутки, играл и другие, Да играл еще Садке и третьи, И все пляшет царь во синем море. 5

    Благодарный за потеху, Морской царь стал уговаривать Садко жениться на одной из тридцати своих дочерей. А в это время в синем море вода колеблется, разбиваются корабли, тонут люди праведные.

    Православный человек в реальной действительности в поисках избавления от несчастий всегда обращается к христианским святым, что находит отражение и в былине: "стал народ молиться Миколе Можайскому". Неслучайно в былину вводится образ христианского заступника Миколы - покровителя всех мореплавателей и мореходов. В этом проявляется общая христианская идея русского фольклора:

    Святой предстал перед Садко на морском дне: Обернулся - глядит Садке Новгородский: Ажно стоит старик седатыий. Говорил Садке Новгородский: "У меня воля не своя во синем море, Приказано играть в гуселки яровчаты". Говорит старик таковы слова: "А ты струночки повырывай, А ты шпенечки повыломай. Скажи: "У меня струночек не случилося, А шпенечков не пригодилося, Не во что больше играть: Приломалося гуселки яровчатые". 6

    Святой Микола учит незадачливого гусляра, как ему вернуться в Новгород. В невесты себе он должен выбрать последнюю дочь Морского царя - девушку Чернавушку. Послушавшись мудрого совета, наутро Садко оказался на суше, а девушка, которую он выбрал, оказалась новгородской рекой. В благодарность Садко построил соборную церковь Миколы Можайского.

    В Новгородской летописи под 1167 годом упоминается имя некоего Садко Сытинца, который заложил церковь. Былинный Садко совпадает с реальным историческим лицом.

    В.Г. Белинский писал о новгородских былинах, что перед ними видна вся остальная сказочная поэзия русская. Виден мир новый и особый, служивший источником форм и самого духа русской жизни, а следовательно и русской поэзии. О "Садко" он пишет: "Вся поэма проникнута необыкновенным одушевлением и полна поэзии. Это один из перлов русской народной поэзии".

    Былина «Садко» - одна из жемчужин русских народных былин новгородского цикла. Ее главной темой является красочное описание торговой купеческой жизни Новгорода и фантастических странствий купца-гусляра по морским пучинам.

    Сюжетное былины строится в условных трех частях, каждая из которых обладает свойственной самодостаточностью. А само произведение имеет ярко-выраженный драматический конфликт исторического характера.

    История

    По версии историков, первой основой древней былины о Садко была песня о новгородском купце, которого звали Содко Сотынець. Он был упомянут в Новгородской летописи 1167 года как строитель Борисоглебской церкви в Новгороде. Примечательно то, что прототипы главных персонажей - Садко-гусляра и морского царя, встречаются в эпических повествованиях разных народов - греческих, финских, эстонских, киргизских и старофранцузских сказаниях.

    Анализ

    Описание произведения

    Действие происходит в богатом и процветающем Новгороде. Молодой певец-гусляр Садко ублажает своим сладкогласным пением многочисленных новгородских купцов. На одном из пиров, поняв, что его никто не слушает, опечаленный певец идет на берег Ильмень-озера. Излив душу в прекрасной, но при этом преисполненной печали песне, Садко взволновал своим пением морского царя, который отблагодарил гусляра возможностью обрести богатство. Выиграв спор у трех купцов, о том, что в Ильмень-озере водится рыба с золотыми перьями, Садко становится богатым человеком и в течение двенадцати лет многократно приумножает свое имущество.

    Однажды пускается Садко-купец в дальнее торговое путешествие, нагрузив тридцать кораблей несметными богатствами. Внезапно разыгравшаяся сильная буря вынуждает Садко к попыткам задобрить морского царя, но жребий показывает - морскому властелину не нужны богатства, ему нужен сладкоголосый певец-гусляр. Ублажал Садко своей игрой с утра до вечера царя и всю его свиту, ему сулили несметные богатства, но мечты о своем любимый Новгороде оказались сильнее дьявольского соблазна подводного мира. Благодаря любви к морской красавице Чернавушке и помощи известного святого Николы Чудотворца(Можайского), садко возвращается в свой родной город, устраивает пир и строит церковь во имя спасшего его святого.

    Цитаты былины

    «А как чем-то, Садку, похвалятися? А нету у мня много несчетной золотой казны, А нету у мня как прекрасной молодой жены, А как мне, Садку, только есть одным да мне похвастати: Во Ильмень да как во озери A есте рыба как перья золотые ведь»

    «А и как здравствуйте, купец богатыи, Садко да новгородский! А и как сколько ни по морю ездил ты, А и как морскому царю дани не плачивал в сине море, А и теперь уж сам весь пришел ко мне да во подарочках»

    «А кто чем на пиру да похваляется: А иной хвастае как несчетной золотой казной, А иной хвастае да добрым конем, А иной хвастае силой, удачей молодецкою; А и как умной топерь уж как хвастает А и старым батюшком, старой матушкой, А и безумный дурак уж как хвастает, А и как хвастае да как своей молодой женой» (Рассказчик)

    Главные герои

    Талантливый молодой певец-гусляр. Жертвует собой во время бури, спасая тем жизни своей дружины. В этом поступке проявляется христианский дух героя наряду с высокой нравственностью и патриотизмом.

    Образ властелина морей весьма неоднозначен, в нем совместилось как могущество и разрушительная сила, так и любовь к таланту певца-гусляра Садко. Этот персонаж выступает сначала благодетелем, а по прошествии времени - поработителем певца, при этом он не понимает, что для Садко дороже земной жизни в родном городе ничего нет.

    Структура произведения

    Сюжетно-композиционное построение былины включает в себя три самодостаточных части. По мнению Белинского, в произведении ярко выражен драматический конфликт исторического характера. Уникальность произведения - сочетание трех былин разного времени написания, начиная от раннеязыческого (образ доброго морского царя) и заканчивая христианским (образ святителя Николая Чудотворца). Необычным также является выбор главного героя - не эпического богатыря, а бедного талантливого певца-гусляра.

    Итоговый вывод

    Былина «Садко» - уникальный памятник русской культуры, в котором выражена вся историко-патриотическая сущность образа странствующего певца-гусляра, победившего как купцов, так и соблазнительные искушения фантастической подводной жизни.

    Святость образа родного Новгорода - вот что оказывается выше всего для Садко - патриота и христианина. Былина представляет собой особую историческую ценность - в ней с большой правдивостью показана бытовая жизнь новгородцев во всех ее проявлениях.

    Садко - имя легендарного новгородского гусляра, который благодаря своему музыкальному дару стал богатым купцом. Садко - такой же новгородский символ, как вече, Софийский собор, памятник «Тысячелетие России»… Чего только не названо в Новгороде этим именем: гостиница, фонтан в центре Кремлевского парка, телевизор, знаменитый ансамбль, фольклорный праздник…

    О Садко рассказывают нам новгородские былины (народные предания в стихотворной форме). В былинах, как правило, повествуется о подвигах богатырей, но только в Новгороде главным героем былин становится не воин-богатырь, а купец - предприимчивый, независимый, энергичный и удачливый. Новгородский былинный цикл о Садко является предметом серьезных научных исследований: историки изучают зашифрованные в «сказочном» тексте былин исторические процессы и реалии жизни Новгородской республики, литературоведы прослеживают общие сюжетные линии в новгородских былинах и сказаниях разных народов и пр.

    Три былины о Садко, очень редко записывавшиеся как единый цикл, но часто исполнявшиеся в том или другом парном соединении, имеют содержательную последовательность. Популярно сюжетная канва былин о Садко выглядит так:

    Садко сначала был бедным гусляром, у которого из имущества были только гусли яровчатые. Ходил он по пирам честным, играл, народ веселил. Однажды играл Садко на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера. Его игра так понравилась морскому царю, что вышел он на берег и решил наградить молодого гусляра. Морской царь научил Садко побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба «золотые перья». При помощи царя морского Садко выиграл заклад, стал торговать и превратился в «богатого гостя» - купца.

    Разбогатевший Садко однажды на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде. Два дня в торговых рядах он скупал товары, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого:

    Не я, видно, купец богат новгородский -
    Побогаче меня славный Новгород.

    После этого Садко снарядил 30 кораблей, нагрузил их товарами и поехал торговать. Но в море корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер. Садко догадался, что морской царь требует дани, и стал бросать в море бочки золота, серебра и жемчуга. Но напрасно - царь морской требовал живой головы. Купцы стали кидать жребий, и он выпал Садко. Выполняя желание морского царя, Садко погружается на дно, захватив с собой гусли. Оказалось, что морской царь захотел послушать его игру. Под звуки гуслей Садко царь морской пустился плясать, отчего море взволновалось, корабли начали тонуть, и стало гибнуть много народу. Тут явился к Садко под видом старца седого святитель Николай-угодник (он слывет скорым помощником на водах и даже называется «морским» и «мокрым»). Николай-угодник велит Садко прекратить игру, оборвав струны гуслей.

    Морской царь пытается удержать гусляра в своем царстве, но Садко отвечает ему:

    Богатством своим ты меня не держи;
    Все роскоши эти и неги
    Я б отдал за крик перепелки во ржи,
    За скрып новгородской телеги!

    А. Толстой. «Садко»

    Морской царь предлагает Садко жениться на морской девице, предлагая ему на выбор сотни невест. Но гусляр выбрал самую последнюю девушку - скромную Чернаву: Николай-угодник подсказал, что она спасет Садко из подводного плена. Садко засыпает после свадебного пира и просыпается в Новгороде, на берегу реки Чернавы (такая речка, вернее Черный ручей, протекала в древнем Новгороде близ Перыни и впадала в озеро Ильмень).

    В это же время по Волхову приплывают его корабли с казной. В благодарность за спасение Садко поставил в Новгороде церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице.

    Сидит в Новеграде Садко невредим,
    С ним вящие все уличане;
    На скатерти браной шипит перед ним
    Вино в венецейском стакане.
    Степенный посадник, и тысяцкий тут,
    И старых посадников двое,
    И с ними кончанские старосты пьют
    Здоровье Садку круговое.
    Поет и на гуслях играет Садко,
    Поет про царя водяного:
    Как было там жить у него нелегко
    И как уж он пляшет здорово;
    Поет про поход без утайки про свой,
    Какая чему была чередь -
    Качают в сомнении все головой,
    Не могут рассказу поверить.

    А. Толстой. «Садко»

    Считается, что прообразом Садко был реальный человек Сотко Сытинец (или Сотко Сытинич) - летописный купец, скорее всего, торгующий боярин, поскольку назван по отчеству. Он известен тем, что поставил в Детинце (новгородском кремле) каменную церковь Бориса и Глеба, о чем есть запись в новгородской летописи: «В лето 6675 (1167)... На ту же весну заложи Съдко Сытиниць церковь камяну святую мученику Бориса и Глеба при князи Святославе Ростиславици, при архиепископе Илии» .

    Церковь Сотко Сытинича служила важным топографическим ориентиром и указана в «Уставе о мостех». Неоднократно упоминается в новгородских летописях. Точное местоположение церкви определено по записи о сгоревшей деревянной церкви Софии, находившейся «конець Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотъке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом» . В 1220 г. у стен церкви произошло столкновение князя Всеволода Мстиславича и жителей Софийской стороны, вставших на защиту посадника Твердислава: «Твьрдислав же бяше немоцьн и вывезоша и на санках к Борису и Глебу и скопишася о немь Пруси и Людин конець и Загородци...» . И еще. В некоторых источниках бытует версия, что церковь была грандиозной и по размерам не уступала Софийскому собору. Эта дерзость поразила новгородцев, привыкших к неукоснительной архитектурной дисциплинированности новгородских зодчих: ведь по градостроительным законам того времени и вплоть до XVIII века вновь воздвигаемые здания должны были тщательно соблюдать древнюю планировку города и уступать в размерах строениям XI-XII вв.

    Вокруг имени Садко…

    В 1930-е гг. северные моря бороздил ледокольный пароход «Садко», судьба которого тесно связана с известнейшими полярными экспедициями того времени, историей дрейфа ледокольного парохода «Георгий Седов» и именем Н.И. Евгенова - знаменитого полярного исследователя, новгородского уроженца. Название ледокола «Садко» увековечено на карте Арктики - им названо мелководье в Карском море, открытое Первой высокоширотной экспедицией 1935 года.

    Сюжет и образ Садко широко представлен в литературе, изобразительном искусстве, музыке. Среди самых известных произведений - чудесная баллада А.К. Толстого «Садко», картины И. Репина «Садко в подводном царстве», «Садко и царь морской» Константина Васильева, иллюстрации И. Билибина, произведения палехской и федоскинской лаковой миниатюры, опера Н. Римского-Корсакова «Садко», фонтан «Садко» в украинских Сумах…

    А в 1952 году по мотивам новгородской былины режиссером А. Птушко был снят фильм-сказка «Садко». Американский продюсер Роджер Корман увидел этот фильм, восхитился им и купил авторские права, чтобы американцы тоже познакомились с историей Садко. Только в Америке фильм назвали «Волшебное путешествие Синдбада» - имя Садко, такое известное в России, ничего не говорило американцам…

    И совсем уж неожиданно след нашего Садко обнаруживается в ботанике. В одной из легенд рассказывается, что удалого Садко полюбила водяная царевна Волхова. Однажды, выйдя на берег, при свете луны увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла, роняя слезы, которые превращались на земле в нежные цветы, будто унизанные жемчужинами. Так родился цветок ландыш - символ чистой и нежной любви.

    В Великом Новгороде имя «Садко» носят гостиница, фонтан , фестиваль народных ремесел; это же имя носил легендарный новгородский ансамбль народной песни и танца, широко известный в советское время; на ул. Федоровский Ручей установлена кованая скульптура «Садко»; новгородское ПО «Квант» долгое время выпускало телевизоры марки «Садко».


    Литература к статье:

    Былины о Садке // Новгородские былины / подготовили Ю.И. Смирнов, В.Г. Смолицкий. - М.: Наука, 1978. - С. 148-242.
    . Садко: новгородские былины / подготовка текста и послесловие В.П. Аникина. - М.: Советская Россия, 1980. - 80 с.: ил.
    . Особенная история Новгорода // Кудряшов В.П. Память о былом / В.П. Кудряшов, В. Крестьянинов. - Новгород, 1993. - С. 58-61.
    . Кто был прототипами Буслая и Садко? // Коваленко Г. Легенды и загадки земли Новгородской / Г. Коваленко, В. Смирнов. - М.: Вече, 2007. - С. 99-103. - (Тайны знаменитых городов).

    Одним из наиболее известных персонажей русских былин, относящихся к новгородскому циклу, является Садко.

    Прототип былинного героя

    Назвать личность Садко вымышленной нельзя. Существует версия, что его прототипом стал богатый и очень щедрый купец Сотко Сытинич, живший в Новгороде приблизительно в 1167 году. Он немало сделал для своего родного Новгорода, в частности, на его деньги, согласно преданию, была построена церковь Бориса и Глеба.

    Эту версию опровергает теория, базирующаяся на том факте, что былина о Садко в более-менее подобном варианте описана и французской литературой, причем, главного героя легендарного эпоса звали Садок. Это дает историкам и искусствоведам право утверждать, что, возможно, прототипом обеих историй стал один и тот же реальный человек (или произведение). А учитывая, что имя Садко и Садок имеет еврейские корни, поклонники этой версии уверены, что речь идет о забытом историей еврейском торговце или сказке, не дошедшей до наших времен.

    И, наконец, третья из версий, выдвинутая Всеволодом Миллером, находит объяснение личности Садко в эпосах финско-эстонских племен. Ученый основывает свою теорию не на личности главного героя, а на самой истории, связанной с ним и описанной в легенде.

    Особенности личности Садко

    В отличие от былинных богатырей, Садко не совершал подвигов и не защищал русскую землю. Он прославился, как торговый человек, поэтому можно утверждать, что, таким образом, былины впервые прославили купцов, как социальную категорию, набиравшую в то время реальную политическую силу.

    Особо пристального внимания заслуживает характер Садко. Он отличается щедростью, умением расставаться с нажитым добром, легкостью, честностью незаурядными музыкальными способностями. К негативным чертам характера героя относится его небывалое хвастовство и азартная натура, которые чуть было не стоили ему жизни.

    Кроме того, былина отмечает удачливость Садко, умение оказаться в нужное время в нужном месте, а также вечное стремление русского народа к «халяве», поскольку свое богатство герой не заработал тяжелым трудом, а выиграл в результате банального спора, превратившись из простого гусляра в видного и зажиточного человека.

    Былина о Садко

    До наших времен дошла лишь одна былина о Садко, под названием «Садко и Морской царь», состоящая из трех частей. В первой части Садко представлен еще бедным гусляром, развлекавшим знатную публику. Он настолько виртуозно владел инструментом, что снискал расположение не только новгородской знати, но и самого Водяного, жившего в озере Ильмень. Сумев усладить его слух, Царь помог Садко заработать денег на споре и стать богатым, уважаемым человеком.

    Во второй части былины Садко предстает зажиточным купцом, одним из самых богатых на новгородской земле. Но его торговой деятельности помешал банальный спор, после чего Садко был вынужден отправиться по морю торговать в далеких землях. Морской царь потребовал у него дань, но его не удовлетворили, ни мешки с золотом, ни с жемчугом – ему нужна была человеческая жертва, которой стал Садко. Он захватил с собой гусли, на которых стал играть Морскому царю, но Святой Николай-угодник, явившийся ему в роли старца, запретил это делать, поскольку от танцев царя волновалось море и тонули корабли.

    В третьей части былины Морской царь заставил Садко жениться. Тот выбрал по совету все того же Николая-угодника девицу Чернаву, которая была рекой, на берегах которой он проснулся после свадебного пира. Сразу же вернулся и флот купца, приумноживший его богатство, а в честь святого, Садко построил церковь в Новгороде.

    Есть версия, в которой вместо женитьбы, Садко удается решить спор царя о том, что больше ценится – булат или золото. Садко выбрал булат, поскольку с его помощью можно победить в ратном деле.

    Подытоживая, можно отметить, что образ Садко отличается от других образов русских былин. Это говори о том, что русские люди постепенно научились ценить тот вклад, который сделали в развитие земель не только защитники отечества, но и те, кто не обладал силой, смелостью, богатырской удалью. То есть, Садко по праву, можно назвать «героем» нового, более спокойного времени, когда русские земли, в первую очередь, Новгородское княжество, жило в относительном покое.

    САДКО

    Садко богатый гость - герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два. По наиболее полному варианту (Сорокина), С. был сначала бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр. Однажды он играл на гуслях на берегу Ильмень-озера с утра до вечера и своей игрой приобрел расположение царя Водяного, который научил С. побиться с богатыми новгородскими купцами об заклад в том, что в Ильмень-озере есть рыба "золотые перья"; при помощи царя Водяного С. выиграл заклад, стал торговать и разбогател. Однажды С. на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня С. скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, С. сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого С. нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; С., догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на С., который, захватив с собой гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске. С. очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры С. царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола-угодник, под видом старца седого, явился к С. и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы С. женился на морской девице по своему выбору. По совету Миколы С. выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира С. засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В это же время по Волхову подъезжают его корабли с казной. В благодарность за спасение С. соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах С. разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже - золото или булат, и решает его в пользу булата; в другом варианте роль Миколы берет на себя Поддонная царица. В одной былине о С., в сборнике Кирши Данилова, С. является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро помогает разбогатеть, в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: выловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. С. сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, С. является представителем новгородской торговли, купцом-богатырем. Древнейшей основой былины о С. была, вероятно, песня об историческом лице Садко Сытинець (или Сотко Сытиничь), упоминаемом в летописи под 1167 годом, в качестве строителя церкви св. Бориса и Глеба в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о спасении гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывет скорым помощником на водах и даже называется "морским" и "мокрым". Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в свое царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в наших сказках, и в сказках других народов. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом, с помощью волшебной зеленой палки, вернулся на землю и разбогател. Ближайшие источники былины о С. не выяснены. Академик А.Н. Веселовский указывает на сходство былины о С. с эпизодом старофранцузского романа о "Tristan le Leonois": герой его, который носит имя Садок, убил своего шурина, покушавшегося на честь его жены, и вместе с ней бежит на корабле; поднимается буря, которая, по мнению старейшины корабля, ниспослана ради грехов кого-нибудь из пассажиров; по жребию, виновником бури оказывается Садок; он бросается в море, после чего буря затихает. Очевидное сходство эпизодов французского романа и былины, а также совпадение имен С. и Садок, дает основание предположить, что и роман, и былина независимо друг от друга восходят к одному источнику-повести или легенде, в которых это имя уже находилось. Имя С., Садок - еврейского происхождения (евр. Цадок-справедливый), что указывает на вероятное влияние еврейской народной литературы. Вс. Миллер находит объяснение типов С.-гусляра и морского царя в финских и эстонских сказаниях: он приравнивает морского царя былины к морскому царю Ахто, который также является охотником до музыки; прототип С.-гусляра он видит в музыканте и певце Вейнемейнене. Ср. Вс. Миллер "Очерки русской народной словесности" (Москва, 1897); А. Веселовский "Былина о С." ("Журнал Министерства Народного Просвещения", 1886, ¦ 12); ст. И. Мандельштама (ib., 1898, ¦ 2; опровергая теорию Вс. Миллера, автор доказывает, что те места финского эпоса, которые послужили Вс. Миллеру основанием для сближения Водяного царя с Ахто и С. с Вейнемейненом, не заимствованы из народных сказаний, а являются вставками Леннрота).

    Краткая биографическая энциклопедия. 2012

    Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое САДКО в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

    • САДКО в Цитатнике Wiki:
      Data: 2008-11-15 Time: 07:00:19 Садко-купец — персонаж русской былины «Садко»- * — Ай же вы, купцы новогородские! Как знаю чудо-чудное …
    • САДКО в Большом энциклопедическом словаре:
    • САДКО в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
      советский ледокольный пароход. Построен в 1912 в Ньюкасле (Великобритания). Длина 78 м, ширина 11,4 м. Водоизмещение 3800 т. На "С." …
    • САДКО в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
      богатый гость — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
    • САДКО
      "САДЌО", ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещ. 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по иссл. глубоковод. р-нов …
    • САДКО в Большом российском энциклопедическом словаре:
      САДЌО, гусляр и певец, герой одноим. новгородской былины, сюжет к-рой получил разработку в рус. иск-ве 19 в. (одноим. поэма А.К. …
    • САДКО в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
      богатый гость? герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губ., полных только два. По …
    • САДКО в Словаре для разгадывания и составления сканвордов:
      Новгородский …
    • САДКО в словаре Синонимов русского языка:
      гусляр, …
    • САДКО в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
      нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
    • САДКО
      гусляр и певец, герой одноименной новгородской былины, сюжет которой получил разработку в русском искусстве 19 в. (одноименная поэма А. К. …
    • «САДКО» в Современном толковом словаре, БСЭ:
      советский ледокольный пароход. Построен в 1912, водоизмещение 3800 т. В 1935-38 участвовал в 3 комплексных экспедициях по исследованию глубоководных районов …
    • САДКО в Толковом словаре Ефремовой:
      садко нареч. разг. Соотносится по знач. с прил.: садкий …
    • САДКО в Новом словаре русского языка Ефремовой:
      предик. разг. О саднящей …
    • САДКО в Большом современном толковом словаре русского языка:
      предик. разг. О саднящей …
    • САДКО (ФИЛЬМ) в Цитатнике Wiki:
      Data: 2008-11-25 Time: 11:27:44 * Обманул старик. Нет за морями счастья! *— Где Садко? — Нет Садка... * Горе тем, …
    • РОССИЯ, РАЗД. СВЕТСКАЯ МУЗЫКА (XIX ВЕК)
      Р начале царствования императора Александра I , вместе с общим подъемом общественной жизни, особенно оживилась совсем было упавшая при Павле …
    • РИМСКИЙ-КОРСАКОВ НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Римский-Корсаков (Николай Андреевич) - известный русский композитор, родился в 1844 году в Тихвине; образование получил в морском кадетском корпусе. Среди …
    • МАЛЮТИН СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ в Краткой биографической энциклопедии:
      Малютин, Сергей Васильевич - живописец. Родился в 1859 г.; учился в Московском училище живописи. В 80-х годах начал выставлять пейзажи, …
    • БОГАТЫРИ в Краткой биографической энциклопедии:
      Богатыри. Слово "богатырь" в русском языке восточного (тюркского) происхождения, хотя, может быть, самими тюрками заимствовано у азиатских арийцев. В других …