• Характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова: описание характера в цитатах. История персонажа Фамусов характеристика кратко

    «Горе от ума» входит в число часто инсценируемых примеров классической драматургии. В ней описываются вечные вопросы, встающие перед каждым новым поколением. Написание произведения отняло у автора немало времени, так как литературная деятельность была хобби Грибоедова. Демонстрируя удивительные таланты в разных направлениях, он тянулся к знаниям и остро чувствовал новую эпоху.

    Профессиональный дипломат, знаток культуры и искусства оставил небогатое драматургическое наследие. Его немногочисленные творения отличаются доведением до абсолюта и многочисленными корректировками. «Горе от ума» неоднократно подвергалось редактуре. Крылатые фразы и цитаты из этой пьесы до сих пор часто употребляются в разговорной речи, став афоризмами.

    История создания

    Идея написания комедии, в которой будет преподнесена объективная характеристика современного общества, жизненных принципов и ценностей разных поколений, зародилась у Грибоедова в 1816 году. На одном из светских раутов дипломат заметил подобострастное поклонение иностранцам и зарубежным новшествам, практиковавшееся в то время повсюду.


    Сатирик воспринял это как повод для насмешки над недалекими умами и создал незабвенную пьесу. Материал для нее автор черпал из реальных историй, которые слышал и наблюдал на званых приемах.

    В 1820-ые годы, служа в Тифлисе, Грибоедов написал две первые главы пьесы, а продолжил работу над ней уже в Москве. Непродолжительного отпуска хватило, чтобы оценить образ жизни столичного бомонда и понять характер рассуждений людей, ставших прототипами для героев произведения. К этому периоду можно отнести написание известного монолога с сакраментальной фразой:

    В 1823 году автор доработал третий и четвертый акты комедии, а затем начал вносить правки, которые серьезно повлияли на смысловое наполнение и общий вид пьесы. Главный герой из Чадского превратился в Чацкого, а название пьесы из «Горе уму» модернизировалось в «Горе от ума». Был изменен первый акт, и в финале пьесы образовалась сцена объяснения Софьи и .


    В 1824 году автор заверил работу над комедией. В этом же году он планировал издать ее, но разрешение на публикацию далось непросто. Альманах «Русская Талия» стал первым изданием, на страницах которого появились отрывки из «Горе от ума», откорректированные и укороченные цензорами. Даже в отредактированном формате произведение произвело большое впечатление на публику и быстро стало притчей во языцех.

    Грибоедов быстро взлетел на литературный олимп. Пьеса впервые была издана в полном формате на немецком языке в 1831 году в Ревеле, а в 1833 цензура допустила публикацию комедии в Москве. В 1862 публика получила возможность ознакомиться с авторским прочтением произведения, а в полноценном варианте пьеса увидела свет в собрании сочинений А.С. Грибоедова в 1913 году.

    Героем, чья линия практически не претерпевала изменений, оказался Павел Афанасьевич Фамусов. Его фамилия считается говорящей, так как в переводе с латыни «fama» означает «молва, слух». Грибоедов трактовал его как «общественное мнение». Действие разворачивается в доме героя и длится в течение дня. Комичные ситуации постепенно перетекают в трагедию, действующим лицом которой становится Фамусов.


    Прототипом героя стал дядюшка Грибоедова. Дипломат описывал его как человека, чей характер был редкостью для современности и считался нормой пару десятков лет назад, когда воспитание было иным, а смысл жизни крылся в других ценностях. Характеристика, которую Грибоедов давал родственнику, напоминала восприятие глазами Чацкого. Дядюшка дипломата был гостеприимным, но любил поучать юношу.

    Фамусов при этом стал сосредоточением бытовых и психологических качеств, которые демонстрировали многие дворяне того времени. Образ героя был типичным. Такие, как он, могли участвовать в смертоносных баталиях, а затем лебезить перед более знатным человеком на светском рауте.

    Образ и характер

    Фамусов стал воплощением самодержавия и чиновничества в пьесе. Такой типаж был распространен в начале 19 века, и люди подобного склада бурно обсуждались декабристами и людьми, в круге которых был Грибоедов. Под образом этого литературного героя понималось сословие малообразованных персонажей, выступавших против книг и получения знаний. В «Горе от ума» Фамусов выступает богатым помещиком и чиновником, для которого власть денег является высшей. Героя уважают в обществе, считая его образование и воспитание достаточным.


    Светские приемы в доме Фамусова посещает множество титулованных особ. Хозяин дома, приверженец архаических взглядов, положительно высказывается о крепостном праве, поддерживает взгляды дворянства и выступает находчивым остроумцем в подходящих ситуациях. Его житейский опыт создает образ умудренного опытом человека, а богатая биография подтверждает, что почтенный отец семейства понимает, о чем говорит.

    Речевая характеристика, которую дает Грибоедов, ярко описывает приоритеты Фамусова. Гости уважают его возраст, отцовские чувства к любимой дочери, требовательность, проявляемую на позиции начальника. При этом Фамусов – олицетворение недостатка знаний, которые демонстрирует и как чиновник, и как простой человек. Он хвастает тем, что набрал в штат родню, которая ничего не делает. В речи персонажа присутствуют яркие устаревшие выражения, подчеркивающие тот факт, что Фамусов представляет век минувший.


    В лице Фамусова автор знакомит читателя со всеми русскими помещиками описываемой эпохи. Властные и суровые, они привыкли унижать крепостных, льстить начальникам и власть имущим ради теплого местечка, выискивать выгодный момент и использовать его ради собственного блага. С мелкими чиновниками Фамусов и ему подобные высокомерны и чванливы, а перед господами герой заискивает, ища благосклонности.

    Грибоедов, используя своего персонажа, разоблачал общество, которому было выгодно крепостное право. Современники Грибоедова узнавали описываемые в пьесе образы, поэтому в обществе пьеса имела эффект разорвавшейся бомбы. Фамусов и такие как он выступали против развития науки и культуры, тормозили прогресс и не жаждали духовного и социального роста.

    «Горе от ума»

    Помещичья Москва – гостеприимное место, где столетиями царствует архаичный жизненный уклад. Заморские новшества ассоциировались здесь с феерией празднеств, которые организовывала императрица . Эпоха ее правления, по мнению Фамусова, была золотым веком.


    Персонаж, который постоянно опасается «как бы чего не вышло», известен в свете и пользуется уважением окружающих. Он является олицетворением барской столицы, поэтому именно ему автор противопоставляет молодого новатора Чацкого. Хлебосольный герой не прочь послушать сплетни, соблюдает правила этикета, поддерживает патриархальные традиции и чтит самодержавие. Его столкновение с антагонистом неизбежно, ведь удобства, к которым он привык, являются основой его жизни. Изменения в привычном жизненном укладе Фамусов воспринимает в штыки.

    Приезд Чацкого влечет за собой проблемы для хозяина дома. Он предвкушает их, еще не осознавая, насколько велика разница в их взглядах. Молодость, вспыльчивость и идейность гостя вводят Фамусова в замешательство, а смелые суждения завершают складывающийся образ.


    Мир Фамусова лжив и лицемерен. Это проявляется в отношениях влюбленной Софьи и притворяющегося Молчалина. Несмотря на видимое уважение, гости балов Фамусова враждебно настроены по отношению друг к другу. В негативной среде Чацкий хандрит и предается унынию, и даже любовь не спасает его.

    Покинув родину, он обретает энергичность. Отныне цель его жизни – стремление к созиданию нового общества. Но, вернувшись домой, он понимает, что здесь ничего не изменилось. Люди не готовы к переменам. Любовь надежно погребена под планами Фамусова выдать Софью замуж за . Чацкий разочаровывается в хозяине дома, его семье и окружении. Для старосветского общества, изображенного в лице Павла Афанасьевича Фамусова, Чацкий – обличитель тех, кто не склонен к переменам, – стал раздражителем.

    Экранизации

    «Горе от ума» – яркий пример классической драматургии. Пьеса ставится в драматических театрах и никогда не использовалась как материал для кинематографа. Публика видела только телевизионные постановки спектакля по произведению Александра Сергеевича Грибоедова.


    Первая версия представлена публике в 1952 году. Это спектакль Малого театра СССР в постановке Сергея Алексеева и Виталия Войтецкого. Роль Павла Фамусова в нем досталась Павлу Зубову.

    Вторая телепостановка продемонстрирована зрителям в 1977 году модернизированным Государственным академическим Малым театром. Режиссерами выступили Владимир Иванов и Михаил Царев. В образе Фамусова на экране предстал сам Михаил Царев.

    Цитаты

    Произведения классической драмы характерны тем, что о героях многое понятно по их собственным репликами. Фразы Фамусова характеризуют его взгляды и мировоззрение. Герой против ориентирования на заграничные манеры и иностранцев, но, следуя традициям, принимает во внимание необходимость обучения детей у гостей из заграницы. Хотя он называл французов «побродягами», но, соблюдая этикет, уверял:

    «Мать умерла: умел я принанять
    В мадам Розье вторую мать».

    Чувства – малозначимая материя для героя. Он не лучшего мнения о любви, и это видно в цитатах, которые автор вложил в уста персонажа. Подбирая пассию дочери, он руководствуется выгодой:

    «Вкус, батюшка, отменная манера;
    На все свои законы есть:
    Вот, например, у нас уж исстари ведется,
    Что по отцу и сыну честь;
    Будь плохенький, да если наберется
    Душ тысячки две родовых, –
    Тот и жених».

    В попытках переубедить дочь обратить внимание на более выгодного жениха, он убеждает дочь:

    « Ах! Матушка, не довершай удара!
    Кто беден, тот тебе не пара».

    Исчерпывающее описание отношения Фамусова к образованию, а значит, и к просвещению кроется в словах:

    «Уж коли зло пресечь:
    Собрать все книги бы да сжечь».

    Характеристика Фамусова в комедии «Горе от ума» помогает раскрыть мировоззрение «века минувшего». Александр Сергеевич Грибоедов демонстрирует образ приверженца старых принципов, который ценит богатства и положение в обществе.

    Краткие сведения

    Павел Афанасьевич Фамусов - управляющий в казенном месте. Он является вдовцом, который занимается воспитанием единственной дочери Софьи. Именно с помощью образа дочери дается яркая и точная характеристика персонажа: «Брюзглив, неугомонен, скор».

    В комедии А. С. Грибоедова данный персонаж занимает важное место в системе образов. Фамусов является представителем «века минувшего», вступающего в острый конфликт с «веком нынешним», представителем которого является Чацкий. Главный герой отзывается о характере Фамусова так: «Низкопоклонник и делец».

    Для понимания сути противоречий поколений важна цитатная характеристика образа.

    Мировоззрение

    Фамусов занимается воспитанием своей дочери самостоятельно. Он придерживается следующего мнения: «Не надобно иного образца, Когда в глазах пример отца».

    Фамусов - ярый противник образования. Он говорит следующие выражения: «Ученье - вот чума», «Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь», «И в чтеньи прок-от не велик».

    Данная характеристика с цитатами позволяет говорить о том, что Софья воспитывается так, что оказывается отгорожена от книг и «ученья».

    Отношение к людям

    Фамусов ценит только богатства и положение человека в обществе. Он уважает лишь тех, кто смог чего-то добиться в своей жизни, неважно каким путем. Своей дочери Софье Фамусов ищет жениха богатого, чтобы обеспечить дочь и поправить собственное материальное положение. Бедных людей Фамусов не ценит, он считает, что Софья должна выйти замуж только за богатого мужчину. Герой говорит своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара!».

    Несмотря на свои принципы, касающиеся деления всех людей на бедных и богатых, Фамусов заигрывает со служанкой Лизой, понимая, что ничего серьезного он дать ей не может. Герой «жмется» к служанке только тогда, когда их никто не видит. Это говорит о том, что внутренние намерения Фамусова скрыты внешностью интеллигентного человека.

    Представитель «века минувшего» часто бывает сердитым, он ругается на своих слуг, обзывая их различными ругательствами. Однако представителей высшего света Фамусов уважает, постоянно приглашает в свой дом. Не зря все действие комедии происходит в доме Фамусова. Герой боится общественного мнения: ему страшно от мысли о том, что окружающие люди могут подумать о нем что-либо плохое.

    Герой не гнушается льстить людям высокого положения. Он ценит чины и угождает всем тем, кто их имеет. Фамусов уважает всех людей, которые стремятся к получению лучшего статуса в обществе, и презирает тех, кто оставляет службу ради спокойной жизни. Поэтому так ярок конфликт между Фамусовым и Чацким, который не похож на то общество, в котором прошла вся жизнь представителя «века минувшего».

    Однако не стоит оценивать образ Фамусова только негативно. У персонажа есть и положительные качества: он безумно любит свою дочь и готов ради нее на все. Отцовские качества проявляются у Фамусова не только в отношении к собственной дочери, но и в отношении к Чацкому. Когда у главного героя умер отец, он оказался на воспитании у Фамусова, что говорит о доброте героя и его уважении к умершему другу, у которого остался сын.

    Данная статья, которая поможет написать сочинение «Фамусов», рассмотрит характеристику главного представителя «века минувшего» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», его мировоззрение и отношение к людям.

    Тест по произведению

    Этой комедии), стоит Фамусов, представитель чиновного барства. (См. также статью Образ Фамусова .) Грибоедов сам в одном из своих писем (к Катенину) говорит, что в лице Фамусова он изобразил своего дядю, известного московского барина. «Что за тузы в, Москве живут и умирают», – говорит сам Фамусов; именно такого «туза» изображает он сам. Его крупная, живая фигура внушает некоторую симпатию своей живостью, бытовой типичностью и цельностью; но, вслушиваясь в его слова, вникая в смысл его речей, сразу видишь его не менее крупные отрицательные черты. Фамусов, по-видимому, занимает видное место на государственной службе, имеет большой чин. Но как он относится к своей должности, как смотрит на службу вообще? При нем состоит секретарем Молчалин , которого Фамусов держит «затем, что (он) деловой»; Молчалин разбирает дела, приносит своему начальнику бумаги для доклада, но у Фамусова одна забота:

    «Боюсь, сударь, я одного смертельно,
    Чтоб множество не накопилось их;
    Дай волю вам – оно бы и засело,
    А у меня – что дело, что – не дело,
    Обычай мой такой:
    Подписано, так – с плеч долой ».

    Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза. Иллюстрация Д. Кардовского к комедии Грибоедова «Горе от ума»

    Видно, что он не вникает в дело, решение которого зависит от него, а только спешит подписать и избавиться от заботы. Служба для Фамусова не представляет из себя исполнения каких-то обязанностей, а является путем и способом для достижения личной выгоды, богатства и славы. В противоположность Чацкому , который считает, что надо служить «делу, а не лицам», Фамусов находит, что «служить лицам» необходимо для того, чтобы достичь знатности. Он ставит в пример (монолог «Вот то-то, все вы гордецы») своего дядю, Максима Петровича, который, будучи уже сам знатным вельможей, –

    («Не то на серебре, на золоте едал;
    Сто человек к услугам; весь в орденах») –

    сумел шутовской выходкой заслужить милость Государыни (Екатерины II).

    «А дядя! Что твой князь, что – граф!
    Серьезный взгляд, надменный нрав!
    Когда же надо подслужиться,
    И он сгибался в перегиб».

    Вот идеал Фамусова! Низкопоклонство – вернейший способ к достижению чинов, а Фамусов называет «гордецом» того, кто не хочет идти этой пробитой дорогой. Не желая даже вслушиваться и вдумываться в горячие возражения Чацкого, Фамусов уверен в своей правоте, потому что так, как он, думали и «делали отцы», так повелось со старых времен. Он совершенно откровенно говорит об этих низких и уродливых приемах чиновного мира; так же просто признается в том, что старается всегда устраивать своих родственников на выгодные места, не заботясь о том, способны ли они выполнять возложенные на них обязанности:

    «Как станешь представлять
    К крестишку иль к местечку,
    Ну, как не порадеть родному человечку».

    Свои циничные признания Фамусов высказывает с наивным простодушием.

    Горе от ума. Спектакль Малого театра, 1977

    Примечательны взгляды Фамусова на воспитание детей и на образование вообще. В книгах он не видит ничего хорошего:

    «В чтеньи прок-от не велик»,

    говорит он в ответ на слова Лизы, что его дочь Софья «ночь целую читала» по-французски. – «Ей сна нет от французских книг, продолжает он, – «а мне от русских больно спится».

    В ученьи, в книгах он видит причину всякого вольнодумства и беспорядка:

    «Ученье – вот чума, ученость, вот – причина,
    Что нынче пуще, чем когда,
    Безумных развелось людей и дел и мнений».

    «…уж коли зло пресечь, –
    Собрать все книги, да и сжечь».

    Однако, вопреки такому своему мнению, Фамусов нанимает Софье учителей-иностранцев, презрительно называя их «побродягами», но делает это потому, что так делают «все», а главный принцип Фамусова – следовать общему течению. Он дает Софье образование, но не трудится вникать в нравственные качества ее воспитателей: Мадам Розье, «вторая мать, старушка золото», которой Фамусов доверил воспитание дочери,

    «За лишних в год пятьсот рублей
    Сманить себя другими допустила».

    Каким принципам могла научить такая воспитательница? Очевидно, Фамусов, как и многие другие родители светского общества, стремился для своей дочери набирать «учителей полки, числом поболее, ценою подешевле». Лично он не хвалит всеобщего увлеченья иностранцами:

    «Кузнецкий мост и вечные французы,

    негодует он,

    Но видно, что бранит он французов именно потому, что считает их «губителями карманов», и не видит разницы между «книжной» и «бисквитной» лавкой.

    Заботы Фамусова о дочери сводятся к тому, чтобы дать ей внешнее воспитание, согласное с общепризнанными требованиями общества, и выдать ее замуж за подходящего человека; он старается внушить Софье, что тот

    «кто беден, тот (ей) не – пара».

    В его глазах идеал мужа для Софьи – Скалозуб , так как он «и золотой мешок, и метит в генералы». А то, что Скалозуб противен его дочери, ни мало не беспокоит «заботливого» отца. Что важнее для Фамусова: чтобы Софья выбрала мужа себе по сердцу, или чтобы в обществе говорили, что она сделала блестящую партию? Конечно, – последнее! Общественное мнение , то, «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна», вот – пружина и двигатель всех слов и поступков Фамусова.

    И все же в этом человеке есть, если не положительные, то хотя бы отчасти симпатичные черты. Симпатично его гостеприимство, свойственное всем истинно русским натурам; дом его открыт:

    «Дверь отперта для званых и незваных,
    Особенно для иностранных;
    Хоть честный человек, хоть нет –
    Для нас ровнехонько – про всех готов обед».

    Но и в этих словах (из монолога «Вкус, батюшка, отменная манера») мы видим, кроме гостеприимства, известную нравственную неразборчивость Фамусова: он тешится своим хлебосольством, а нравственные качества его гостей ему совершенно безразличны. Симпатична в нем искренняя любовь ко всему своему, русскому, московскому; как он восхищается московскими тузами, старичками, дамами, юношами и девицами! Симпатично также добродушие Фамусова, скорее – простодушие, которое так и сквозит во всех его речах. Грибоедов изобразил действительно живого человека, с личными, отличающими его, чертами. «Брюзглив, неугомонен, скор», характеризует его Софья; он вспыльчив, но и отходчив – «часто без толку сердит», но и добродушен.

    Говоря о Фамусове, нельзя не упомянуть знаменитых артистов, исполнявших его роль. «Горе от ума» впервые было поставлено на сцене в 1831 году уже после смерти Грибоедова; известен был тогда в роли Фамусова замечательный актер Щепкин. В первой половине ХХ века эту роль необычайно талантливо исполнял знаменитый режиссер и основатель традиции Московского Художественного театра – Станиславский ; роль Чацкого бесподобно исполнял Качалов.

    Меню статьи:

    В мире редко встретишь учение, которое бы пропагандировало насилие, ложь и обман. В большинстве своем мировые догмы утверждают принципы гуманности, миролюбия и добропорядочного отношения к другим людям, однако, реальная жизнь далека от этих учений.

    Несмотря на все старания, в обществе преобладают коварство и обман. Такая тенденция характерна для любых социальных групп. Однако, осознание того, что элита общества также не лишена этих пороков человечества, действует удручающее – хочется верить, что в мире существует некий идеал общества и это не утопия.

    Фамусовское общество, вполне вероятно, могло бы послужить такой идеальной моделью, но этого не происходит. С помощью разоблачения Александра Чацкого читатель узнает о пороках и негативных качествах характера, типичных для аристократов.

    Обличение аристократии происходит на примере управляющего государственного учреждения в Москве Павла Афанасьевича Фамусова. Он не обладает ни уникальной биографией, ни уникальным характером – все его качества типичны для аристократии того времени.

    Семейная жизнь Фамусова

    В повести читатель знакомится с уже сформировавшимся, зрелым как биологически, так и психологически человеком.

    Его точный возраст в пьесе не указан – на момент разворачивания основных событий он человек солидного возраста: «В мои лета не можно же пускаться мне вприсядку» – так говорит о своем возрасте сам Фамусов.

    Семейная жизнь Павла Афанасьевича не была безоблачной – его жена умерла, и он женился повторно на некой «мадам Розье». Фамусов не может похвалиться большим количеством продолжателей его рода – у него один ребенок – дочка Соня, рожденная от первой жены.

    Фамусов не лишен чувства сострадания – он взял к себе на воспитание сына своего друга – Александра Чацкого, после того, как мальчик осиротел. Александр сохранил приятные впечатления о своем воспитателе и после возвращения с длительной заграничной поездки, первым делом наносит визит Павлу Афанасьевичу. Искренне говоря, его уважение и благодарность по отношению к Фамусову – не единственная причина визита. Чацкий влюблен в Соню и рассчитывает на женитьбу с девушкой.

    Исходя из этой ситуации, можно сделать вывод, что Павел Афанасьевич был хорошим воспитателем, он умел расположить к себе Александра в любом возрасте, иначе бы Чацкий с таким рвением не стремился нанести ему визит.


    Однако встреча Фамусова с Чацким стала поводом для разочарования и ссоры. Александр начинает анализировать действия и позицию своего воспитателя и приходит к крайне неудовлетворительным, с его стороны, результатам.

    Государственная служба Фамусова

    С Фамусовым читатель знакомится уже тогда, когда он находится в должности управляющего « в казенном месте», о том, как он получил эту должность, и каковым был его карьерный путь Грибоедов не уточняет.

    Известно, что Фамусов предпочитает видеть среди своих коллег-сотрудников родственников: «При мне служащие чужие очень редки».

    Павел Афанасьевич окружил себе на работе родственниками, он любит порадовать их повышением в должности или очередной наградой, но делает это не просто так – Фамусову чуждо понятие бескорыстности.

    Личностные качества и привычки Фамусова


    В первую очередь выделяются корыстные мотивы. Сам он человек богатый и обеспеченный, поэтому при выборе своего будущего зятя он ориентируется на перспективность роста как карьерного, так и финансового молодого человека, ведь в понятии Фамусова первое неотъемлемо от второго.

    Сам же Фамусов зависим от чинов, он считает, что человек, обладающий должным чином и многими наградами уже априори достойный уважения.

    «Вы, страстные к чинам» – такую характеристику ему дает Чацкий. Помимо желания добиться чина, у его зятя еще должно быть достаточное финансовое обеспечение. При этом Павла Афанасьевича не интересует моральность и добропорядочность молодого человека.

    Исходя из такой позиции, Александр Чацкий выглядит крайне непривлекательным кандидатом в мужья Соне Фамусовой. Он ушел из военной службы, гражданская служба у него так же не вызывает интереса, конечно, Чацкий обладает родовым поместьем, но это не вызывает в глазах Фамусова надежности и перспективы: «Кто беден, тот тебе не пара».

    Ошарашенный таким приговором, Чацкий все же не теряет надежду на воссоединение с возлюбленной, но дальнейшее развитие конфликта заставляет Чацкого отказаться от этой идеи.

    Фамусов высоко ценит достижения периода правления Екатерины ІІ, а идеалом человека считает Максим Максимыча, который сумел благодаря подлизничеству и способностью угодить достичь высот в карьере и находился в почете:

    На куртаге ему случилось обступиться;
    Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
    Изволили смеяться; как же он?
    Упал вдруго́рядь – уж нарочно,
    А хохот пуще, он и в третий так же точно.
    А? как по-вашему? по-нашему – смышлен.

    Руководствуясь старыми принципами, Фамусов оценивает человека по его состоянию, а умение получить нужное, даже путем унижения, становится предметом восхищения.

    Фамусов пренебрежительно относится к людям, служащим у него, он испытывает некую долю облегчения, ругая и крича на своих крепостных. Фразы типа «Ослы! сто раз вам повторять?» и «Ты, Филька, ты прямой чурбан» – обычное явление в его словарном запасе.

    К слову, постоянное недовольство характерно для Павла Афанасьевича. Он недоволен слугами, недоволен новым временем, современной молодежью, науками и деятелями культуры.

    Конфликт Чацкого и Фамусова

    Образы Чацкого и Фамусова обличают «век нынешний» и «век минувший». Фамусов придерживается консервативности взглядом и считает, что нужно придерживаться порядков былых времен, ибо предки были мудрее современников. Фамусов все проводит в сравнении «было» и «стало».

    Ему сложно осознать, что время предков прошло и поменялись требования общества:

    В пятнадцать лет учителей научат!
    А наши старички?? – Как их возьмет задор,
    Засудят об делах, что слово – приговор, –
    Ведь столбовые всё, в ус никого не дуют;
    И об правительстве иной раз так толкуют,
    Что если б кто подслушал их…

    Кроме такого разделения, образы Фамусова и Чацкого разграничивают мир плотских наслаждений и мир духовный. Фамусов и подобные ему люди руководствуются в жизни основными потребностями организма, не заботясь о своем духовном и нравственном развитии. Они воплощают в себе человека, как представителя животного мира.

    Чацкий же олицетворяет развитие духовных и умственных способностей человека. Он искренне верит в силу образования и осознает истинное значение науки и культуры.

    Фамусов же отвергает положительное влияние науки и образования, а род деятельности, связанный с наукой или искусством, Павлу Афанасьевичу кажется позорным и неприемлемым для аристократа.

    Таким образом, Павел Афанасьевич Фамусов наделен непривлекательными, чертами характера, он алчный и жадный человек, для него весомым показателем значимости человека является его богатство и чин. Он необразованный и поэтому ограниченный человек, ему сложно оценить значимость нематериальных ценностей.

    — это произведение, где затронуты общественные проблемы, которые назревали в начале девятнадцатого века. Здесь затронуто столкновение старого и нового, прошлого и настоящего, века нынешнего с веком прошедшим. Вот как раз приверженность к старому, автор и сосредоточил в образе Фамусова.

    Образ Фамусова

    Фамусов в комедии — это реалистически созданный образ, который автор раскрыл со всех сторон. Грибоедов изобразил Фамусова и как чиновника, и как помещика, и как отца. При этом следует понимать, что таких староверов было не единицы. Ярых защитников крепостнического дворянства было предостаточно в начале 19 века, даже больше. Их количество превышало над количеством представителей передового дворянства. Поэтому с уверенностью можно сказать, что созданный образ Фамусова в Горе от ума является типичным для представителей московского дворянства.

    Характеристика Фамусова Горе от ума

    Итак, в своем кратком на тему Горе от ума, а вернее на тему образа Фамусова начну со знакомства с данным представителем крепостнического дворянства, со старовером Фамусовым. В своем сочинении по произведению Грибоедова следует сказать, что это один из главных героев. Фамусов богатый дворянин, чиновник, знатный человек. Он хорошо известен в знатных кругах, при этом является родовитым дворянином, у которого в родстве дядя Петрович, что был известен при дворе.

    Описывая в сочинении образ данного героя, следует обратиться к содержанию его образа, и тут мы увидим, что он защитник старины, он защищает старые традиции и обычаи дворян. Он крепостник по убеждениям, считает что окружать его должны только родственники, чтобы порадеть родному человечку. Признает только богатеев, а со всеми, кто ниже его, не считается. Если говорить о его службе, то она для него не как долг гражданина, а как возможность получить чины, звания, медали, награды и деньги. Он служит по принципу угодить вышестоящим и выслужиться перед ними.

    Разговаривает Фамусов с каждым героем по-разному, в зависимости от того, что его собеседник представляет в обществе. Так, если перед ним человек своего круга, то разговор будет заискивающим и льстивым, если перед ним какой-то мелкий чиновник, то с ним и на ты можно поговорить, а слугам и вовсе можно грубить.

    С дочерью он также разный. Он может и пожурить, и приласкать, и упрекнуть и позаботиться. В молодом поколении Фамусов видит будущее, поэтому и считает, что образование не нужно, оно только вредит, а наилучшим образованием и примером может быть лишь то, что дают и чему учат родители. Так он говорит Софье, что для нее он является лучшим примером.

    Если говорить о моральной стороне Фамусова, то и здесь нет особых требований, лишь бы было богатство. Есть деньги, значит и жених ты подходящий. Грибоедов в образе Фамусова очень удачно отразил и показал людей, против которых в свое время выступили декабристы.

    Сочинение на тему: образ Фамусова в комедии Горе от ума

    5 (100%) 2 votes

    Сочинение на тему: «Чацкий и Молчалин в комедии Горе от ума» Роль монологов Чацкого в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Образ Хлестакова по комедии Гоголя «Ревизор» — сочинение