• Основы теории вероятностей для актуариев. Виды событий, непосредственное вычисление вероятности появления события Какой процент вероятности

    С понятием вероятность любой человек сталкивается каждый день. Люди рассчитывают шанс успеть на автобус, вероятность того, что они получат сегодня зарплату, выводят различные комбинации для выигрыша в лотерею. Серьёзно затронута теория вероятности в компьютерных программах и искусственном интеллекте, также она тесно переплетена с финансовыми биржами и тому подобным. Существуют элементарные примеры того, как найти вероятность.

    Классическим является случай с монеткой. Она подбрасывается, и возможны два различных варианта её приземления: падение на аверс и падение на реверс. Заранее исключается возможность падения ребром, то есть существуют два вероятных исхода. Так как их всего два, и случаются они с одинаковой частотой, то вероятность выпадения, например, орла равна 1/2. Это и является основным законом того, как находить вероятность в математике.

    Откуда взялась эта 1/2 ? Принцип заключается в том, что вычисляется вероятность одного (1) события из двух (2) возможных. Соотношение их разрешается операцией деления, откуда и выходит 1/2. Аналогично можно рассчитать вероятность выпадения определённой цифры на игральной кости. Как известно, поверхность куба имеет 6 граней, следовательно может выпасть любое число от 1 до 6 - шесть разных вариантов. Как найти вероятность выпадения, например, четвёрки?

    Четвёрка может выпасть единственным образом (1) из шести всячески возможных, следовательно, вероятность будет равна 1: 6 = 1/6. Одну шестую можно перевести в десятичную дробь, выполнив деление на калькуляторе: 1/6 = 0,6(6) . Умножив значение на 100 и приписав знак "%", можно получить оценку вероятности события в процентах. Крайне важно знать, что вероятность события оценивается цифрой от 0 до 1, что в процентов варьируется от 0% до 100%.

    Все другие значения вероятности являются абсурдными. Следует рассмотреть конкретный пример: из классической колоды карт (36 карт) вытягивают случайную карту. Какова вероятность, что карта будет красной масти, и её номер будет нечётным? Красной нечётной картой может являться только семёрка или девятка бубн или червей. Всего таких карт выходит 4. Значит вероятность выпадения такой карты равна 4 / 36 = 1 / 9 = 0,1(1) . Следует вычислить вероятность в процентах, это равно 1,1%.

    Очень часто в задачах следует применять формулу сложной вероятности. Например, в урне находятся 10 шаров, из низ 3 чёрных и 7 белых. Какова вероятность того, что два подряд наугад вытащенные шара окажутся чёрными? Данную задачу следует решать как две отдельные. Сначала стоит вычислить вероятность вытащить чёрный шар из всех. Таких шаров 3, а всего их 10, значит вероятность будет равна 3/10. Далее надо перейти ко второй части задачи, где теория вероятности позволяет согласовать результаты.

    После извлечения "в урне" останется уже 9 шаров, из которых 2 будут чёрными. В этом случае шанс достать чёрный шар равен 2/9. Далее стоит перемножить полученные вероятности для окончательного результата: 3/10 * 2/9 = 6/90 = 1/15 = 0,6(6) , что примерно равно 6,7%. Это значит, что вероятность данного события довольно мала.

    Мы начнем с простых задач и основных понятий теории вероятностей.
    Случайным называется событие, которое нельзя точно предсказать заранее. Оно может либо произойти, либо нет.
    Вы выиграли в лотерею - случайное событие. Пригласили друзей отпраздновать выигрыш, а они по дороге к вам застряли в лифте - тоже случайное событие. Правда, мастер оказался поблизости и освободил всю компанию через десять минут - и это тоже можно считать счастливой случайностью…

    Наша жизнь полна случайных событий. О каждом из них можно сказать, что оно произойдет с некоторой вероятностью . Скорее всего, вы интуитивно знакомы с этим понятием. Теперь мы дадим математическое определение вероятности.

    Начнем с самого простого примера. Вы бросаете монетку. Орел или решка?

    Такое действие, которое может привести к одному из нескольких результатов, в теории вероятностей называют испытанием .

    Орел и решка - два возможных исхода испытания.

    Орел выпадет в одном случае из двух возможных. Говорят, что вероятность того, что монетка упадет орлом, равна .

    Бросим игральную кость. У кубика шесть граней, поэтому возможных исходов тоже шесть.

    Например, вы загадали, что выпадет три очка. Это один исход из шести возможных. В теории вероятностей он будет называться благоприятным исходом .

    Вероятность выпадения тройки равна (один благоприятный исход из шести возможных).

    Вероятность четверки - тоже

    А вот вероятность появления семерки равна нулю. Ведь грани с семью точками на кубике нет.

    Вероятность события равна отношению числа благоприятных исходов к общему числу исходов.

    Очевидно, что вероятность не может быть больше единицы.

    Вот другой пример. В пакете яблок, из них - красные, остальные - зеленые. Ни формой, ни размером яблоки не отличаются. Вы запускаете в пакет руку и наугад вынимаете яблоко. Вероятность вытащить красное яблоко равна , а зеленое - .

    Вероятность достать красное или зеленое яблоко равна .

    Определение вероятности. Простые задачи из вариантов ЕГЭ.

    Разберем задачи по теории вероятностей, входящие в сборники для подготовки к ЕГЭ.

    В фирме такси в данный момент свободно машин: красных, желтых и зеленых. По вызову выехала одна из машин, случайно оказавшихся ближе всего к заказчице. Найдите вероятность того, что к ней приедет желтое такси.

    Всего имеется машин, то есть к заказчице приедет одна из пятнадцати. Желтых - девять, и значит, вероятность приезда именно желтой машины равна , то есть .

    В сборнике билетов по биологии всего билетов, в двух из них встречается вопрос о грибах. На экзамене школьнику достаётся один случайно выбранный билет. Найдите вероятность того, что в этом билете не будет вопроса о грибах.

    Очевидно, вероятность вытащить билет без вопроса о грибах равна , то есть .

    Родительский комитет закупил пазлов для подарков детям на окончание учебного года, из них с картинами известных художников и с изображениями животных. Подарки распределяются случайным образом. Найдите вероятность того, что Вовочке достанется пазл с животным.

    Задача решается аналогично.

    Ответ: .

    В чемпионате по гимнастике участвуют спортсменок: из России, из США, остальные - из Китая. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием. Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая последней, окажется из Китая.

    Давайте представим, что все спортсменки одновременно подошли к шляпе и вытянули из нее бумажки с номерами. Кому-то из них достанется двадцатый номер. Вероятность того, что его вытянет китайская спортсменка, равен (поскольку из Китая - спортсменок). Ответ: .

    Ученика попросили назвать число от до . Какова вероятность того, что он назовет число кратное пяти?

    Каждое пятое число из данного множества делится на . Значит, вероятность равна .

    Брошена игральная кость. Найдите вероятность того, что выпадет нечетное число очков.

    Нечетные числа; - четные. Вероятность нечетного числа очков равна .

    Ответ: .

    Монета брошена три раза. Какова вероятность двух «орлов» и одной «решки»?

    Заметим, что задачу можно сформулировать по-другому: бросили три монеты одновременно. На решение это не повлияет.

    Как вы думаете, сколько здесь возможных исходов?

    Бросаем монету. У этого действия два возможных исхода: орел и решка

    Две монеты - уже четыре исхода:

    Три монеты? Правильно, исходов, так как .

    Два орла и одна решка выпадают в трех случаях из восьми.

    Ответ: .

    В случайном эксперименте бросают две игральные кости. Найдите вероятность того, что в сумме выпадет очков. Результат округлите до сотых.

    Бросаем первую кость - шесть исходов. И для каждого из них возможны еще шесть - когда мы бросаем вторую кость.

    Получаем, что у данного действия - бросания двух игральных костей - всего возможных исходов, так как .

    А теперь - благоприятные исходы:

    Вероятность выпадения восьми очков равна .

    Стрелок попадает в цель с вероятностью . Найдите вероятность того, что он попадёт в цель четыре раза выстрела подряд.

    Если вероятность попадания равна - следовательно, вероятность промаха . Рассуждаем так же, как и в предыдущей задаче. Вероятность двух попадания подряд равна . А вероятность четырех попаданий подряд равна .

    Вероятность: логика перебора.

    В кармане у Пети было монеты по рублей и монеты по рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат теперь в разных карманах.

    Мы знаем, что вероятность события равна отношению числа благоприятных исходов к общему числу исходов. Но как посчитать все эти исходы?

    Можно, конечно, обозначить пятирублевые монеты цифрами , а десятирублевые цифрами - а затем посчитать, сколькими способами можно выбрать три элемента из набора .

    Однако есть более простое решение:

    Кодируем монеты числами: , (это пятирублёвые), (это десятирублёвые). Условие задачи можно теперь сформулировать так:

    Есть шесть фишек с номерами от до . Сколькими способами можно разложить их по двум карманам поровну, так чтобы фишки с номерами и не оказались вместе?

    Давайте запишем, что у нас в первом кармане.

    Для этого составим все возможные комбинации из набора . Набор из трёх фишек будет трёхзначным числом. Очевидно, что в наших условиях и - это один и тот же набор фишек. Чтобы ничего не пропустить и не повториться, располагаем соответствующие трехзначные числа по возрастанию:

    Все! Мы перебрали все возможные комбинации, начинающиеся на . Продолжаем:

    Всего возможных исходов.

    У нас есть условие - фишки с номерами и не должны оказаться вместе. Это значит, например, что комбинация нам не подходит - она означает, что фишки и обе оказались в не в первом, а во втором кармане. Благоприятные для нас исходы - такие, где есть либо только , либо только . Вот они:

    134, 135, 136, 145, 146, 156, 234, 235, 236, 245, 246, 256 – всего благоприятных исходов.

    Тогда искомая вероятность равна .

    Сумма событий, произведение событий и их комбинации

    Вероятность того, что новый электрический чайник прослужит больше года, равна 0,93. Вероятность того, что он прослужит больше двух лет, равна 0,87. Найдите вероятность того, что он прослужит меньше двух лет, но больше года.

    Проработав год, чайник может либо сломаться на второй год, либо благополучно служить и после 2 лет работы.
    Пусть – вероятность того, что чайник прослужил больше года.

    – вероятность того, что он сломается на второй год, – вероятность того, что он прослужит больше двух лет. Очевидно,

    Ответ: 0,06

    События, взаимоисключающие друг друга в рамках данной задачи, называются несовместными. Появление одного из несовместных событий исключает появление других.

    Сумма двух событий – термин, означающий, что произошло или первое событие, или второе, или оба сразу.

    Вероятность суммы несовместных событий равна сумме их вероятностей.
    В нашей задаче события «чайник сломался на второй год работы» и «чайник работает больше двух лет» - несовместные. Чайник или сломался, или остается в рабочем состоянии.

    На рисунке изображён лабиринт. Паук заползает в лабиринт в точке «Вход». Развернуться и ползти назад паук не может. На каждом разветвлении паук выбирает путь, по которому ещё не полз. Считая выбор дальнейшего пути случайным, определите, с какой вероятностью паук выйдет через выход А.

    Пронумеруем развилки, на которых паук может случайным образом свернуть в ту или другую сторону.

    Он может либо выйти в выход D, и вероятность этого события равна Либо уйти дальше в лабиринт. На второй развилке он может либо свернуть в тупик, либо выйти в выход В (с вероятностью На каждой развилке вероятность свернуть в ту или другую сторону равна а поскольку развилок пять, вероятность выбраться через выход А равна то есть 0,03125.

    События А и В называют независимыми, если вероятность появления события А не меняет вероятности появления события В.

    В нашей задаче так и есть: неразумный паук сворачивает налево или направо случайным образом, независимо от того, что он делал до этого.

    Для нескольких независимых событий вероятность того, что все они произойдут, равна произведению вероятностей.

    (А) Два грузовика, работая совместно, вывозят снег с улицы Нижняя Подгорная, причем первый грузовик должен сделать три рейса с грузом снега, а второй - два. Вероятность застрять с грузом снега при подъеме в горку равна 0,2 для первого грузовика и 0,25 - для второго. С какой вероятностью грузовики вывезут снег с улицы Нижняя Подгорная, ни разу не застряв на горке?

    Вероятность для первого грузовика благополучно одолеть горку Для второго Поскольку первый грузовик должен сделать 3 рейса, а второй – два, грузовики ни разу не застрянут на горке с вероятностью

    Агрофирма закупает куриные яйца в двух домашних хозяйствах. 40% яиц из первого хозяйства - яйца высшей категории, а из второго хозяйства - 20% яиц высшей категории. Всего высшую категорию получает 35% яиц. Найдите вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, окажется из первого хозяйства.

    Нарисуем все возможные исходы ситуации. Покупатель пришел в магазин, который принадлежит агрофирме, и купил яйцо. Надо найти вероятность того, что это яйцо из первого хозяйства.

    Яйца могут быть только или из первого домашнего хозяйства, или из второго, причем эти два события несовместны. Других яиц в этот магазин не поступает.

    Пусть вероятность того, что купленное яйцо из первого хозяйства, равна . Тогда вероятность того, что яйцо из второго хозяйства (противоположного события), равна .

    Яйца могут быть высшей категории и не высшей.
    В первом хозяйстве 40% яиц имеют высшую категорию, а 60% - не высшую. Это значит, что случайно выбранное яйцо из первого хозяйства с вероятностью 40% будет высшей категории.

    Во втором хозяйстве 20% яиц высшей категории, а 80% - не высшей.

    Пусть случайно выбранное в магазине яйцо - из первого хозяйства и высшей категории. Вероятность этого события равна произведению вероятностей:

    Вероятность того, что яйцо из второго хозяйства и высшей категории, равна

    Если мы сложим эти две вероятности, мы получим вероятность того, что яйцо имеет высшую категорию. По условию, высшую категорию имеют 35% яиц, значит, эта вероятность равна 0,35.

    Мы получили уравнение:

    Решаем это уравнение и находим, что – вероятность того, что яйцо, купленное у этой агрофирмы, оказалось из первого хозяйства.

    Всем пациентам с подозрением на гепатит делают анализ крови. Если анализ выявляет гепатит, то результат анализа называется положительным. У больных гепатитом пациентов анализ даёт положительный результат с вероятностью 0,9. Если пациент не болен гепатитом, то анализ может дать ложный положительный результат с вероятностью 0,01. Известно, что 5% пациентов, поступающих с подозрением на гепатит, действительно больны гепатитом. Найдите вероятность того, что результат анализа у пациента, поступившего в клинику с подозрением на гепатит, будет положительным.

    С чем пришел пациент в клинику? – С подозрением на гепатит. Возможно, он действительно болен гепатитом, а возможно, у его плохого самочувствия другая причина. Может быть, он просто съел что-нибудь. Вероятность того, что он болен гепатитом, равна 0,05 (то есть 5%). Вероятность того, что он здоров, равна 0,95 (то есть 95%).

    Пациенту делают анализ. Покажем на схеме все возможные исходы:

    Если он болен гепатитом, анализ дает положительный результат с вероятностью 0,9. То есть анализ покажет: «есть гепатит».
    Заметим, что анализ не во всех случаях выявляет гепатит у того, кто действительно им болен. С вероятностью 0,1 анализ не распознает гепатит у больного.

    Более того. Анализ может ошибочно дать положительный результат у того, кто не болеет гепатитом. Вероятность такого ложного положительного результата 0,01. Тогда с вероятностью 0,99 анализ даст отрицательный результат, если человек здоров.

    Найдем вероятность того, что результат анализа у пациента, поступившего в клинику с подозрением на гепатит, будет положительным.

    Благоприятные для этой ситуации исходы: человек болен, и анализ положительный (вероятность одновременного наступления этих двух событий равна ), или человек здоров, и анализ ложный положительный (вероятность одновременного наступления этих двух событий равна ). Так как события «человек болен» и «человек не болен» несовместны, то вероятность того, что результат анализа будет положительным, равна

    Ответ: 0,0545.

    Чтобы поступить в институт на специальность «Лингвистика», абитуриент З. должен набрать на ЕГЭ не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов - математика, русский язык и иностранный язык. Чтобы поступить на на специальность «Коммерция», нужно набрать не менее 70 баллов по каждому из трёх предметов - математика, русский язык и обществознание.

    Вероятность того, что абитуриент З. получит не менее 70 баллов по математике, равна 0,6, по русскому языку - 0,8, по иностранному языку - 0,7 и по обществознанию - 0,5.
    Найдите вероятность того, что З. сможет поступить хотя бы на одну из двух упомянутых специальностей.

    Заметим, что в задаче не спрашивается, будет ли абитуриент по фамилии З. учиться и лингвистике, и коммерции сразу и получать два диплома. Здесь надо найти вероятность того, что З. сможет поступить хотя бы на одну из двух данных специальностей – то есть наберет необходимое количество баллов.
    Для того чтобы поступить хотя бы на одну из двух специальностей, З. должен набрать не менее 70 баллов по математике. И по русскому. И еще – обществознания или иностранный.
    Вероятность набрать 70 баллов по математике для него равна 0,6.
    Вероятность набрать баллы по математике и русскому равна

    Разберемся с иностранным и обществознанием. Нам подходят варианты, когда абитуриент набрал баллы по обществознанию, по иностранному или по обоим. Не подходит вариант, когда ни по языку, ни по «обществу» он не набрал баллов. Значит, вероятность сдать обществознание или иностранный не ниже чем на 70 баллов равна

    В результате вероятность сдать математику, русский и обществознание или иностранный равна Это ответ.

    Чтобы полностью освоить тему, смотрите . Это бесплатно.

    Еще задачи ЕГЭ по теме

    Вероятность - очень лёгкая тема, если концентрироваться на смысле задач, а не на формулах. Но как решать задачи на вероятность. Во-первых, что такое вероятность? Это шанс, что какое-то событие произойдёт. Если мы говорим, что вероятность некоторого события 50%, что это значит? Что оно либо произойдет, либо не произойдет - одно из двух. Таким образом подсчитать значение вероятности очень просто - нужно взять количество подходящих нам вариантов и разделить на количество всех возможных вариантов. Например, шанс получить решку при подбрасывании монеты это ½. Как мы получаем ½? Всего у нас два возможных варианта (орёл и решка), из них нам подходит один (решка), так мы и получаем вероятность ½.

    Как мы уже с вами увидели, вероятность может быть выражена как в процентах, так и в обычных числах. Важно: на ЕГЭ вам нужно будет записать ответ в числах, не в процентах. Принято, что вероятность изменяется от 0 (никогда не произойдет) до 1 (абсолютно точно произойдет). Также можно сказать, что всегда

    Вероятность подходящих событий + вероятность неподходящих событий = 1

    Теперь мы точно понимаем, как считать вероятность отдельного события, и даже такие задачи есть в банке ФИПИ, но понятно, что на этом всё не заканчивается. Чтобы жизнь была веселее, в задачах на вероятность обычно происходят как минимум два события, и надо посчитать вероятность с учетом каждого из них.

    Подсчитываем вероятность каждого события в отдельности, затем между дробями ставим знаки:

    1. Если нужно первое И второе событие, то умножаем.

    2. Если нужно первое ИЛИ второе событие, то складываем.

    Задачи и решения задач на вероятность

    Задача 1. Среди натуральных чисел от 23 до 37 случайно выбирают одно число. Найдите вероятность того, что оно не делится на 5.

    Решение:

    Вероятность, это отношение благоприятных вариантов к общему их количеству.

    Всего в этом промежутке 15 чисел. Из них на 5 делится всего 3, значит не делится 12.

    Вероятность тогда:

    Ответ: 0,8.

    Задача 2. Для дежурства в столовой случайно выбирают двух учащихся класса. Какова вероятность того, что дежурить будут два мальчика, если в классе обучается 7 мальчиков и 8 девочек?

    Решение: Вероятность, это отношение благоприятных вариантов к общему их количеству. В классе 7 мальчиков, это благоприятные варианты. А всего 15 учеников.

    Вероятность что первый дежурный мальчик:

    Вероятность что второй дежурный мальчик:

    Раз оба должны быть мальчики, вероятности перемножим:

    Ответ: 0,2.

    Задача 3. На борту самолёта 12 мест рядом с запасными выходами и 18 мест за перегородками, разделяющими салоны. Остальные места неудобны для пассажира высокого роста. Пассажир В. высокого роста. Найдите вероятность того, что на регистрации при случайном выборе места пассажиру В. достанется удобное место, если всего в самолёте 300 мест.

    Решение: Пассажиру В. удобны 30 мест (12 + 18 = 30), а всего в самолете 300 мест. Поэтому вероятность того, что пассажиру В. достанется удобное место равна 30/300, т. е. 0,1.

    Задача 4. В сборнике билетов по математике всего 25 билетов, в 10 из них встречается вопрос по неравенствам.

    Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по неравенствам.

    Решение: Из 25 билетов 15 не содержат вопроса по неравенствам, поэтому вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по неравенствам, равна 15/25, т. е. 0,6.

    Задача 5 . В сборнике билетов по химии всего 35 билетов, в 7 из них встречается вопрос по кислотам.

    Найдите вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по кислотам.

    Решение: Из 35 билетов 28 не содержат вопроса по кислотам, поэтому вероятность того, что в случайно выбранном на экзамене билете школьнику не достанется вопроса по кислотам, равна 28/35, т. е. 0,8.

    Задача 6. В среднем из 500 садовых насосов, поступивших в продажу, 2 подтекают. Найдите вероятность того, что один случайно выбранный для контроля насос не подтекает.

    Решение: Если из 500 насосов 2 подтекают, то 498 не подтекают. Следовательно, вероятность выбора хорошего насоса - 498/500, т. е. 0,996.

    Задача 7. Вероятность того, что новый пылесос в течение года поступит в гарантийный ремонт, равна 0,065. В некотором городе из 1000 проданных пылесосов в течение года в гарантийную мастерскую поступило 70 штук.

    На сколько отличается частота события «гарантийный ремонт» от его вероятности в этом городе?

    Решение: Частота события «гарантийный ремонт» равна 70/1000, т. е. 0,07. Она отличается от предсказанной вероятности на 0,005 (0,07 – 0,065 = 0,005).

    Задача 8. В чемпионате по гимнастике участвуют 50 спортсменок: 18 из России, 14 из Украины, остальные - из Белоруссии. Порядок, в котором выступают гимнастки, определяется жребием.

    Найдите вероятность того, что спортсменка, выступающая первой, окажется из Белоруссии.

    Решение: Всего участниц на чемпионате 50, а спортсменок из Белоруссии - 18 (50 – 18 – 14 = 18).

    Вероятность того, что первой будет выступать спортсменка из Белоруссии - 18 из 50, т. е. 18/50, или 0,36.

    Задача 9. Научная конференция проводится в 5 дней. Всего запланировано 80 докладов - первые три дня по 12 докладов, остальные распределены поровну между четвертым и пятым днями. Порядок докладов определяется жеребьёвкой.

    Какова вероятность, что доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции?

    Решение: За первые три дня будут прочитаны 36 докладов (12 ∙ 3 = 36), на последние два дня планируется 44 доклада. Поэтому на последний день запланировано 22 докладов (44: 2 = 22). Значит, вероятность того, что доклад профессора М. окажется запланированным на последний день конференции, равна 22/80, т. е. 0,275.

    Задача 10 .

    Перед началом первого тура чемпионата по шахматам участников разбивают на игровые пары случайным образом с помощью жребия. Всего в чемпионате участвует 26 шахматистов, среди которых 14 участников из России, в том числе Егор Косов.

    Найдите вероятность того, что в первом туре Егор Косов будет играть с каким-либо шахматистом из России?

    Решение: В первом туре Егор Косов может сыграть с 25 шахматистами (26 – 1 = 25), из которых 13 ― из России. Значит, вероятность того, что в первом туре Егор Косов будет играть с каким-либо шахматистом из России, равна 13/25, или 0,52.

    Задача 11.

    В чемпионате мира участвуют 16 команд. С помощью жребия их нужно разделить на четыре группы по четыре команды в каждой. В ящике вперемешку лежат карточки с номерами групп: 1, 1, 1, 1, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 3, 3, 4, 4, 4, 4.

    Капитаны команд тянут по одной карточке. Какова вероятность того, что команда России окажется во второй группе?

    Решение: Вероятность того, что команда России окажется во второй группе, равна отношению количества карточек с номером 2, к общему числу карточек, т. е. 4/16, или 0,25.

    Задача 12. В группе туристов 5 человек. С помощью жребия они выбирают двух человек, которые должны идти в село за продуктами. Турист А. хотел бы сходить в магазин, но он подчиняется жребию. Какова вероятность того, что А. пойдёт в магазин?

    Решение: Выбирают двоих туристов из пяти. Следовательно, вероятность быть выбранным равна 2/5, т. е. 0,4.

    Задача 13. В группе туристов 30 человек. Их вертолётом в несколько приёмов забрасывают в труднодоступный район по 6 человек за рейс. Порядок, в котором вертолёт перевозит туристов, случаен. Найдите вероятность того, что турист П. полетит первым рейсом вертолёта.

    Решение: На первом рейсе 6 мест, всего мест 30. Тогда вероятность того, что турист полетит первым рейсом вертолёта, равна 6/30, или 0,2.

    Задача 14. Какова вероятность того, что случайно выбранное натуральное число от 10 до 19 делится на три?

    Решение: Натуральных чисел от 10 до 19 десять, из них на 3 делятся три числа: 12, 15 и 18. Следовательно, искомая вероятность равна 3/10, т. е. 0,3.

    Вероятность нескольких событий

    Задача 1. Перед началом волейбольного матча капитаны команд тянут честный жребий, чтобы определить, какая из команд начнёт игру с мячом. Команда «Стартер» по очереди играет с командами «Ротор», «Мотор» и «Стратор». Найдите вероятность того, что «Стартер» будет начинать только вторую игру.

    Решение:

    Нас устроит следующий вариант: «Статор» не начинает первую игру, начинает вторую игру, не начинает третью игру. Вероятность такого развития событий равна произведению вероятностей каждого из этих событий. Вероятность каждого из них равна 0,5, следовательно: 0,5 · 0,5 · 0,5 = 0,125.

    Задача 2. Чтобы пройти в следующий круг соревнований, футбольной команде нужно набрать хотя бы 4 очка в двух играх. Если команда выигрывает, она получает 3 очка, в случае ничьей ― 1 очко, если проигрывает ― 0 очков. Найдите вероятность того, что команде удастся выйти в следующий круг соревнований. Считайте, что в каждой игре вероятности выигрыша и проигрыша одинаковы и равны 0,4.

    Решение:

    Тип вопроса: совмещение событий.

    Вероятность происхождения какого-либо их этих 3-х вариантов равна сумме вероятностей каждого из вариантов: 0,08 + 0,08 + 0,16 = 0,32.

    Задача 3. В классе учится 21 человек. Среди них две подруги: Аня и Нина. Класс случайным образом делят на 7 групп, по 3 человека в каждой. Найти вероятность того что Аня и Нина окажутся в одной группе.

    Решение:

    Тип вопроса: уменьшение групп.

    Вероятность попадания Ани в одну из групп равна 1. Вероятность попадания Нины в ту же группу равна 2 из 20 (2 оставшихся места в группе, а человек осталось 20). 2/20 = 1/10 = 0,1.

    Задача 4. В кармане у Пети было 4 монеты по рублю и 2 монеты по два рубля. Петя, не глядя, переложил какие-то 3 монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что обе двухрублёвые монеты лежат в одном кармане.

    Решение:

    Способ №1

    Тип задачи: уменьшение групп.

    Представим, что шесть монет делят на две группы по три монеты. Вероятность, что первая однорублевая монета попадет в один из карманов (групп) = 1.

    Вероятность, что две двухрублевые монеты попадут в этот же карман = количество оставшихся мест в этом кармане/на количество оставшихся мест в обоих карманах = 2/5 = 0,4.

    Способ №2

    Тип вопроса: совмещение событий.

    Задачу выполняют в несколько вариантов:

    Если Петя переложил в другой карман три из четырех рублевых монет (а двухрублевые не перекладывал), или если переложил в другой карман обе двухрублевые монеты и одну рублевую одним из трех способов: 1, 2, 2; 2, 1, 2; 2, 2, 1. Можно изобразить это на схеме (перекладывает Петя в карман 2, поэтому будем высчитывать вероятности в колонке «карман 2»):


    Задача 5 . В кармане у Пети было 2 монеты по 5 рублей и 4 монеты по 10 рублей. Петя, не глядя, переложил какие-то 3 монеты в другой карман. Найдите вероятность того, что пятирублевые монеты лежат теперь в разных карманах.

    Решение:

    Тип задачи: уменьшение групп.

    Способ №1

    Представим, что шесть монет делят на две группы по три монеты. Вероятность, что первая двухрублевая монета попадет в один из карманов (групп) = 1. Вероятность, что вторая монета попадет в другой карман = количество оставшихся мест в другом/ на количество оставшихся мест в обоих карманах = 3/5 = 0,6.

    Способ №2

    Тип вопроса: совмещение событий.

    Задачу выполняют несколько вариантов:

    Чтобы пятирублевые монеты оказались в разных карманах, Петя должен взять из кармана одну пятирублевую и две десятирублевые монеты. Это можно сделать тремя способами: 5, 10, 10; 10, 5, 10 или 10, 10, 5. Можно изобразить это на схеме (перекладывает Петя в карман 2, поэтому будем высчитывать вероятности в колонке «карман 2»):

    Вероятность происхождения какого-либо их этих 4-х вариантов равна сумме вероятностей каждого из вариантов:

    Задача 6. В случайном эксперименте симметричную монету бросают трижды. Найдите вероятность того, что орёл выпадет ровно два раза.

    Решение: Тип вопроса: нахождение желаемого и действительного \ совмещение событий Нас устраивают три варианта:

    Орёл ― решка ― орёл;

    Орёл ― орёл ― решка;

    Решка ― орёл ― орёл;

    Вероятность каждого случая ― 1/2, а каждого варианта ― 1/8 (1/2 ∙ 1/2 ∙ 1/2 = 1/8)

    Нас устроит либо первый, либо второй, либо третий вариант. Следовательно, складываем их вероятности и получаем 3/8 (1/8 + 1/8 + 1/8 = 3/8), т. е. 0,375.

    Задача 7. Если гроссмейстер А. играет белыми, то он выигрывает у гроссмейстера Б. с вероятностью 0,5. Если А. играет черными, то А. выигрывает у Б. с вероятностью 0,34. Гроссмейстеры А. и Б. играют две партии, причем во второй партии меняют цвет фигур. Найдите вероятность того, что А. выиграет оба раза.

    Решение:

    Тип вопроса: совмещение событий.

    В любом случае А. будет играть как белыми, так и черными, поэтому нас устроит вариант, когда гроссмейстер А. выиграет, играя белыми (вероятность ― 0,5), а также играя чёрными (вероятность ― 0,34). Поэтому надо перемножить вероятности этих двух событий: 0,5 ∙ 0,34 = 0,17.

    Задача 8. Вероятность того, что батарейка бракованная, равна 0,02. Покупатель в магазине выбирает случайную упаковку, в которой две таких батарейки. Найдите вероятность того, что обе батарейки окажутся исправными.

    Решение:

    Тип вопроса: совмещение событий.

    Вероятность того, что батарейка исправна, равна 0,98. Покупателю надо, чтобы и первая, и вторая батарейка были исправны: 0,98 · 0,98 = 0,9604.

    Задача 9. На рок-фестивале выступают группы ― по одной от каждой из заявленных стран. Порядок выступления определяется жребием. Какова вероятность того, что группа из США будет выступать после группы из Канады и после группы из Китая? Результат округлите до сотых.

    Решение:

    Тип вопроса: совмещение событий.

    Общее количество выступающих на фестивале групп для ответа на вопрос неважно. Сколько бы их ни было, для указанных стран есть 6 способов взаимного расположения среди выступающих (КИТ - Китай, КАН = Канада):

    … США, КАН, КИТ …

    … США, КИТ, КАН …

    … КИТ, США, КАН …

    … КАН, США, КИТ …

    … КАН, КИТ, США …

    … КИТ, КАН, США …

    США находится после Китая и Канады в двух последних случаях. Поэтому вероятность того, что группы случайным образом будут распределены именно так, равна:

    Дополняющая вероятность

    Задача 1.

    Автоматическая линия изготавливает батарейки. Вероятность того, что готовая батарейка неисправна, равна 0,02. Перед упаковкой каждая батарейка проходит систему контроля. Вероятность того, что система забракует неисправную батарейку, равна 0,97. Вероятность того, что система по ошибке забракует исправную батарейку, равна 0,05.

    Найдите вероятность того, что случайно выбранная батарейка будет забракована.

    Решение:

    Существуют 2 варианта, которые нам подходят:

    Вариант А: батарейка забракована, она неисправна;

    Вариант Б: батарейка забракована, она исправна.

    Вероятность варианта А: 0,02 ∙ 0,97 = 0,0194;

    Вероятность варианта Б: 0,05 ∙ 0,98 = 0,049;

    Нас устроит либо первый, либо второй вариант: 0,0194 + 0,049 = 0,0684.

    Задача 2. Две фабрики выпускают одинаковые стекла для автомобильных фар. Первая фабрика выпускает 60% этих стекол, вторая - 40%. Первая фабрика выпускает 3% бракованных стекол, а вторая - 5%. Найдите вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным.

    Решение:

    Вероятность того, что стекло куплено на первой фабрике и оно бракованное: 0,6 · 0,03 = 0,018.

    Вероятность того, что стекло куплено на второй фабрике и оно бракованное: 0,4 · 0,05 = 0,02.

    Вероятность того, что случайно купленное в магазине стекло окажется бракованным, равна 0,018 + 0,02 = 0,038.

    Задача 3. На фабрике керамической посуды 10% произведённых тарелок имеют дефект. При контроле качества продукции выявляется 80% дефектных тарелок. Остальные тарелки поступают в продажу. Найдите вероятность того, что случайно выбранная при покупке тарелка не имеет дефектов. Результат округлите до тысячных.

    Решение:

    Предположим, у нас х тарелок изначально (ведь мы постоянно имеем дело с процентами, поэтому нам ничего не мешает оперировать конкретными величинами).

    Тогда 0,1х - дефектные тарелки, а 0,9х - нормальные, которые поступят в магазин сразу. Из дефектных убирается 80%, то есть 0,08х, и остаётся 0,02х, которые тоже пойдут в магазин. Таким образом, общее количество тарелок на полках в магазине окажется: 0,9х + 0,02х = 0,92х. Из них нормальными будет 0,9х. Соответственно, по формуле вероятность будет 0,9х/0,92х ≈ 0,978.

    Задача 4. По отзывам покупателей Игорь Игоревич оценил надёжность двух интернет-магазинов. Вероятность того, что нужный товар доставят из магазина А, равна 0,91. Вероятность того, что этот товар доставят из магазина Б, равна 0,89. Игорь Игоревич заказал товар сразу в обоих магазинах. Считая, что интернет-магазины работают независимо друг от друга, найдите вероятность того, что ни один магазин не доставит товар.

    Решение. Вероятность того, что первый магазин не доставит товар, равна 1 − 0,91 = 0,09. Вероятность того, что второй магазин не доставит товар, равна 1 − 0,89 = 0,11. Вероятность происхождения двух этих событий одновременно равна произведению вероятностей каждого из них: 0,09 · 0,11 = 0,0099.

    Задача 5. При изготовлении подшипников диаметром 70 мм вероятность того, что диаметр будет отличаться от заданного меньше чем на 0,01 мм, равна 0,961. Найдите вероятность того, что случайный подшипник будет иметь диаметр меньше чем 69,99 мм или больше чем 70,01 мм.

    Решение: Нам дана вероятность события, при котором диаметр будет в пределах между 69,99 мм и 70,01 мм, и она равна 0,961. Вероятность всех остальных вариантов мы можем найти по принципу дополняющей вероятности: 1 − 0,961 = 0,039.

    Задача 6. Вероятность того, что на тесте по истории учащийся верно решит больше 9 задач, равна 0,68. Вероятность того, что верно решит больше 8 задач, равна 0,78. Найдите вероятность того, что верно решит ровно 9 задач.

    Решение: Вероятность того, что Т. верно решит более 8 задач, включает в себя вероятность решения ровно 9 задач. При этом, события, при которых О. решит больше 9 задач, нам не подходят. Следовательно, отняв от вероятности решения более 9 задач вероятность решения более 8 задач, мы и найдём вероятность решения только 9 задач: 0,78 – 0,68 = 0,1.

    Задача 7. Из районного центра в деревню ежедневно ходит автобус. Вероятность того, что в понедельник в автобусе окажется меньше 21 пассажира, равна 0,88. Вероятность того, что окажется меньше 12 пассажиров, равна 0,66. Найдите вероятность того, что число пассажиров будет от 12 до 20.

    Решение. Вероятность того, что в автобусе окажется меньше 21 пассажира, включает в себя вероятность, что в нём окажутся от 12 до 20 пассажиров. При этом события, при которых пассажиров будет меньше 12, нам не подходят. Следовательно, отняв от первой вероятности (менее 21) вторую вероятность (менее 12), мы и найдём вероятность того, что пассажиров будет от 12 до 20: 0,88 – 0,66 = 0,22.

    Задача 8. В Волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причём погода, установившись утром, держится неизменной весь день. Известно, что с вероятностью 0,9 погода завтра будет такой же, как и сегодня. 10 апреля погода в Волшебной стране хорошая. Найдите вероятность того, что 13 апреля в Волшебной стране будет отличная погода.

    Решение:

    Задачу выполняют несколько вариантов («Х» - хорошая погода, «О» - отличная погода):

    Вероятность происхождения какого-либо их этих 4-х вариантов равна сумме вероятностей каждого из вариантов: 0,081 + 0,081 + 0,081 + 0,001 = 0,244.

    Задача 9. В Волшебной стране бывает два типа погоды: хорошая и отличная, причём погода, установившись утром, держится неизменной весь день. Известно, что с вероятностью 0,8 погода завтра будет такой же, как и сегодня. Сегодня 3 июля, погода в Волшебной стране хорошая. Найдите вероятность того, что 6 июля в Волшебной стране будет отличная погода.

    Решение:

    Задачу выполняют несколько вариантов («Х» ― хорошая погода, «О» ― отличная погода):

    Вероятность происхождения какого-либо их этих 4 ― х вариантов равна сумме вероятностей каждого из вариантов: 0,128 + 0,128 + 0,128 + 0,008 = 0,392.

    В экономике, так же как и в других областях человеческой деятельности или в природе, постоянно приходится иметь дело с событиями, которые невозможно точно предсказать. Так, объем продаж товара зависит от спроса, который может существенно изменяться, и от ряда других факторов, которые учесть практически нереально. Поэтому при организации производства и осуществлении продаж приходится прогнозировать исход такой деятельности на основе либо собственного предыдущего опыта, либо аналогичного опыта других людей, либо интуиции, которая в значительной степени тоже опирается на опытные данные.

    Чтобы каким-то образом оценить рассматриваемое событие, необходимо учитывать или специально организовывать условия, в которых фиксируется это событие.

    Осуществление определенных условий или действий для выявления рассматриваемого события носит название опыта или эксперимента .

    Событие называется случайным , если в результате опыта оно может произойти или не произойти.

    Событие называется достоверным , если оно обязательно появляется в результате данного опыта, и невозможным , если оно не может появиться в этом опыте.

    Например, выпадение снега в Москве 30 ноября является случайным событием. Ежедневный восход Солнца можно считать достоверным событием. Выпадение снега на экваторе можно рассматривать как невозможное событие.

    Одной из главных задач в теории вероятностей является задача определения количественной меры возможности появления события.

    Алгебра событий

    События называются несовместными, если они вместе не могут наблюдаться в одном и том же опыте. Так, наличие двух и трех автомашин в одном магазине для продажи в одно и то же время — это два несовместных события.

    Суммой событий называется событие, состоящее в появлении хотя бы одного из этих событий

    В качестве примера суммы событий можно назвать наличие в магазине хотя бы одного из двух товаров.

    Произведением событий называется событие, состоящее в одновременном появлении всех этих событий

    Событие, состоящее в появлении одновременно в магазине двух товаров является произведением событий: -появление одного товара, — появление другого товара.

    События образуют полную группу событий, если хотя бы одно из них обязательно произойдет в опыте.

    Пример. В порту имеется два причала для приема судов. Можно рассмотреть три события: — отсутствие судов у причалов, — присутствие одного судна у одного из причалов, — присутствие двух судов у двух причалов. Эти три события образуют полную группу событий.

    Противоположными называются два единственно возможных события, образующих полную группу.

    Если одно из событий, являющихся противоположными, обозначить через , то противоположное событие обычно обозначают через .

    Классическое и статистическое определения вероятности события

    Каждый из равновозможных результатов испытаний (опытов) называется элементарным исходом. Их обычно обозначают буквами . Например, бросается игральная кость. Элементарных исходов всего может быть шесть по числу очков на гранях.

    Из элементарных исходов можно составить более сложное событие. Так, событие выпадения четного числа очков определяется тремя исходами: 2, 4, 6.

    Количественной мерой возможности появления рассматриваемого события является вероятность.

    Наиболее широкое распространение получили два определения вероятности события: классическое и статистическое .

    Классическое определение вероятности связано с понятием благоприятствующего исхода.

    Исход называется благоприятствующим данному событию, если его появление влечет за собой наступление этого события.

    В приведенном примере рассматриваемое событие — четное число очков на выпавшей грани, имеет три благоприятствующих исхода. В данном случае известно и общее
    количество возможных исходов. Значит, здесь можно использовать классическое определение вероятности события.

    Классическое определение равняется отношению числа благоприятствующих исходов к общему числу возможных исходов

    где — вероятность события , — число благоприятствующих событию исходов, — общее число возможных исходов.

    В рассмотренном примере

    Статистическое определение вероятности связано с понятием относительной частоты появления события в опытах.

    Относительная частота появления события вычисляется по формуле

    где - число появления события в серии из опытов (испытаний).

    Статистическое определение . Вероятностью события называется число, относительно которого стабилизируется (устанавливается) относительная частота при неограниченном увеличении числа опытов.

    В практических задачах за вероятность события принимается относительная частота при достаточно большом числе испытаний.

    Из данных определений вероятности события видно, что всегда выполняется неравенство

    Для определения вероятности события на основе формулы (1.1) часто используются формулы комбинаторики, по которым находится число благоприятствующих исходов и общее число возможных исходов.

    Приведенные к настоящему моменту в открытом банке задач ЕГЭ по математике (mathege.ru), решение которых основано на одной лишь формуле, представляющей собой классическое определение вероятности.

    Понять формулу проще всего на примерах.
    Пример 1. В корзине 9 красных шаров и 3 синих. Шары различаются только цветом. Наугад (не глядя) достаём один из них. Какова вероятность того, что выбранный таким образом шар окажется синего цвета?

    Комментарий. В задачах по теории вероятности происходит нечто (в данном случае наше действие по вытаскиванию шара), что может иметь разный результат - исход. Нужно заметить, что на результат можно смотреть по-разному. "Мы вытащили какой-то шар" - тоже результат. "Мы вытащили синий шар" - результат. "Мы вытащили именно вот этот шар из всех возможных шаров" - такой наименее обобщенный взгляд на результат называется элементарным исходом. Именно элементарные исходы имеются в виду в формуле для вычисления вероятности.

    Решение. Теперь вычислим вероятность выбора синего шара.
    Событие А: "выбранный шар оказался синего цвета"
    Общее число всех возможных исходов: 9+3=12 (количество всех шаров, которые мы могли бы вытащить)
    Число благоприятных для события А исходов: 3 (количество таких исходов, при которых событие А произошло, - то есть, количество синих шаров)
    P(A)=3/12=1/4=0,25
    Ответ: 0,25

    Посчитаем для той же задачи вероятность выбора красного шара.
    Общее число возможных исходов останется тем же, 12. Число благоприятных исходов: 9. Искомая вероятность: 9/12=3/4=0,75

    Вероятность любого события всегда лежит в пределах от 0 до 1.
    Иногда в повседневной речи (но не в теории вероятности!) вероятность событий оценивают в процентах. Переход между математической и разговорной оценкой осуществляется путем умножения (или деления) на 100%.
    Итак,
    При этом вероятность равна нулю у событий, которые не могут произойти - невероятны. Например, в нашем примере это была бы вероятность вытащить из корзины зеленый шар. (Число благоприятных исходов равно 0, Р(А)=0/12=0, если считать по формуле)
    Вероятность 1 имеют события, которые абсолютно точно произойдут, без вариантов. Например, вероятность того, что «выбранный шар окажется или красным или синим» - для нашей задачи. (Число благоприятных исходов: 12, Р(А)=12/12=1)

    Мы рассмотрели классический пример, иллюстрирующий определение вероятности. Все подобные задачи ЕГЭ по теории вероятности решаются применением данной формулы.
    На месте красных и синих шаров могут быть яблоки и груши, мальчики и девочки, выученные и невыученные билеты, билеты, содержащие и не содержащие вопрос по какой-то теме (прототипы , ), бракованные и качественные сумки или садовые насосы (прототипы , ) – принцип остается тем же.

    Немного отличаются формулировкой задачи теории вероятности ЕГЭ, где нужно вычислить вероятность выпадения какого-то события на определенный день. ( , ) Как и в предыдущих задачах нужно определить, что является элементарным исходом, после чего применить ту же формулу.

    Пример 2. Конференция длится три дня. В первый и второй день выступают по 15 докладчиков, в третий день – 20. Какова вероятность того, что доклад профессора М. выпадет на третий день, если порядок докладов определяется жеребьевкой?

    Что здесь является элементарным исходом? – Присвоение докладу профессора какого-то одного из всех возможных порядковых номеров для выступления. В жеребьевке участвует 15+15+20=50 человек. Таким образом, доклад профессора М. может получить один из 50 номеров. Значит, и элементарных исходов всего 50.
    А какие исходы благоприятные? – Те, при которых окажется, что профессор будет выступать в третий день. То есть, последние 20 номеров.
    По формуле вероятность P(A)= 20/50=2/5=4/10=0,4
    Ответ: 0,4

    Жеребьевка здесь представляет собой установление случайного соответствия между людьми и упорядоченными местами. В примере 2 установление соответствия рассматривалось с точки зрения того, какое из мест мог бы занять конкретный человек. Можно к той же ситуации подходить с другой стороны: кто из людей с какой вероятностью мог бы попасть на конкретное место (прототипы , , , ):

    Пример 3. В жеребьевке участвуют 5 немцев, 8 французов и 3 эстонца. Какова вероятность того, что первым (/вторым/седьмым/последним – не важно) будет выступать француз.

    Количество элементарных исходов – количество всех возможных людей, которые могли бы по жеребьевке попасть на данное место. 5+8+3=16 человек.
    Благоприятные исходы – французы. 8 человек.
    Искомая вероятность: 8/16=1/2=0,5
    Ответ: 0,5

    Немного отличается прототип . Остались задачи про монеты () и игральные кости (), несколько более творческие. Решение этих задач можно посмотреть на страницах прототипов.

    Приведем несколько примеров на бросание монеты или кубика.

    Пример 4. Когда подбрасываем монету, какова вероятность выпадения решки?
    Исходов 2 – орел или решка. (считается, что монета никогда не падает на ребро) Благоприятный исход – решка, 1.
    Вероятность 1/2=0,5
    Ответ: 0,5.

    Пример 5. А если подбрасываем монету два раза? Какова вероятность того, что оба раза выпадет орел?
    Главное определить, какие элементарные исходы будем рассматривать при подбрасывании двух монет. После подбрасывания двух монет может получиться один из следующих результатов:
    1) PP – оба раза выпала решка
    2) PO – первый раз решка, второй раз орел
    3) OP – первый раз орел, второй раз решка
    4) OO – оба раза выпал орел
    Других вариантов нет. Значит, элементарных исходов 4. Благоприятный из них только первый, 1.
    Вероятность: 1/4=0,25
    Ответ: 0,25

    Какова вероятность того, что из двух подбрасываний монеты один раз выпадет решка?
    Количество элементарных исходов то же, 4. Благоприятные исходы – второй и третий, 2.
    Вероятность выпадения одной решки: 2/4=0,5

    В таких задачах может пригодиться ещё одна формула.
    Если при одном бросании монеты возможных вариантов результата у нас 2, то для двух бросаний результатов будет 2·2=2 2 =4 (как в примере 5), для трех бросаний 2·2·2=2 3 =8, для четырех: 2·2·2·2=2 4 =16, … для N бросаний возможных результатов будет 2·2·...·2=2 N .

    Так, можно найти вероятность выпадения 5 решек из 5 бросаний монеты.
    Общее число элементарных исходов: 2 5 =32.
    Благоприятных исходов: 1. (РРРРР – все 5 раз решка)
    Вероятность: 1/32=0,03125

    То же верно и для игральной кости. При одном бросании возможных результатов здесь 6. Значит, для двух бросаний: 6·6=36, для трех 6·6·6=216, и т. д.

    Пример 6. Бросаем игральную кость. Какова вероятность, что выпадет четное число?

    Всего исходов: 6, по числу граней.
    Благоприятных: 3 исхода. (2, 4, 6)
    Вероятность: 3/6=0,5

    Пример 7. Бросаем две игральные кости. Какова вероятность, что в сумме выпадет 10? (округлить до сотых)

    Для одного кубика 6 возможных исходов. Значит, для двух, по вышеупомянутому правилу, 6·6=36.
    Какие исходы будут благоприятными для того, чтоб в сумме выпало 10?
    10 надо разложить на сумму двух чисел от 1 до 6. Это можно сделать двумя способами: 10=6+4 и 10=5+5. Значит, для кубиков возможны варианты:
    (6 на первом и 4 на втором)
    (4 на первом и 6 на втором)
    (5 на первом и 5 на втором)
    Итого, 3 варианта. Искомая вероятность: 3/36=1/12=0,08
    Ответ: 0,08

    Другие типы задач B6 будут рассмотрены в одной из следующих статей «Как решать».