Главные и второстепенные чл предложения: как найти их без лишних трудностей. Главные члены предложения Часто однородные члены соединяются попарно
Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?
Главные
Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.
- Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
- Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"
Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.
Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе
Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой.
Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.
Второстепенные
Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?
- Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
- Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
- Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.
Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:
Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.
Есть разобрать предложение по членам, получится так:
(какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.
Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.
Как распознать
Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.
Параметр | Опеределение | Дополнение | Обстоятельство |
Значение | Характеризует признак предмета | Означает предмет | Имеет значение места, времени, способа действия |
Вопросы | Какой? Какая, какое, какие? | Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие | Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий |
Чем выражено | Прилагательное Причастие Количественное числительное Падеж совпадает с падежом главного слова | Существительное (как с предлогом, так и без него) Местоимение Падеж может быть любым, кроме именительного | Существительное |
Как подчеркивается | Волнистая линия | Пунктир | Точка-тире |
Пример | (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. | Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. | (где?) В лесу (когда) осенью было сыро. |
Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.
Дополнительные подсказки
Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.
Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:
- от одного из главных;
- от одного из второстепенных.
В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.
Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.
Сложные случаи
Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:
- В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
- В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
- Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.
Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.
Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.
Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .
Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.
Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).
Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:
Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).
Обратите внимание!
Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.
В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.
Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).
В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).
В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:
(Песков).
Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.
Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .
И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.
Обратите внимание!
Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:
1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.
Весенний лес ; Вход в зал ;
2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.
Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .
Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:
За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).
Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:
в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:
За ночным окном - туман (Блок);
в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:
в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:
Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;
в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:
Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).
План разбора неполного предложения
- Указать тип предложения (полное - неполное).
- Назвать пропущенный член предложения.
Образец разбора
Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).
Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .
Мы говорим, чтобы выражать свои мысли. Каждая законченная мысль выражается обыкновенно группой слов. Слова эти тесно связаны между собой. Например: Мы спускались в долину. Молодой месяц показался на ясном небе. Вечерний воздух был тих и тёпел.
В этом отрывке три законченные мысли, и каждая из них выражена несколькими связанными между собой словами.
Законченная мысль может быть выражена и одним словом. Например: Тепло. Вечереет. Здесь каждое слово выражает законченную мысль.
Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называется предложением.
В устной речи между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаком.
Вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения.
Предложения могут быть вопросительными,восклицательными, повествовательными.
Вопросительным предложением называется такое предложение, в котором содержится вопрос. Библиотека открыта? Ты уже готов? Какая сегодня погода? Кто пришёл? Который час?
В конце вопросительного предложения на письме ставится вопросительный знак.
Восклицательным предложением называется такое предложение, в котором мысль сопровождается каким-нибудь сильным чувством (удивления, восторга, восхищения и т. п.). Какая прекрасная погода! Удивительно приятное утро/ Дирижабль летит!
В конце восклицательного предложения на письме ставится восклицательный знак.
Предложение, в котором сообщается о чём-нибудь и не содержится ни вопроса, ни восклицания, называется повествовательным. Рассвело. Жаворонки поют. Первые лучи солнца игразот в светлой речке.
Повествовательное предложение произносится с понижением голоса к концу предложения.
На письме в конце повествовательного предложения ставится точка.
Главные члены предложения.
Те слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь вопрос, называются членами предложения.
Например, в предложении Наша семья летом переезжает из города в деревню - шесть членов. Кто переезжает? - Семья. Семья что делает? - Переезжает. Чья семья? - Наша. Когда переезжает? - Летом. Откуда переезжает? - Из города. Куда переезжает? - В деревню. Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.
Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главных членов предложения два -подлежащее и сказуемое.
Подлежащее обозначает то, о чём что-либо говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?
Например: Всадник подъезжал к деревне. Кто подъезжал? Всадник (подлежащее). Книга лежит, на столе. Что лежит? - Книга (подлежащее).
Сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на один из вопросов: что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? кто он такой?
Например: Туристы спускались в долину. Что делали туристы?- Спускались (сказуемое). Старая беседка в саду совсем развалилась. Что сделалось с беседкой? - Развалилась (сказуемое). День ясен. Каков день? - Ясен (сказуемое). Математика-наука. Что такое математика? - Наука (сказуемое). Пушкин-писатель. Кто такой Пушкин? - Писатель (сказуемое).
Второстепенные члены предложения.
Кроме главных членов, в предложении могут быть второстепенные.
Второстепенные члены предложения поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.
В предложении Длинный обоз медленно двигался по пыльной дороге подлежащее обоз , а сказуемое двигался ; второстепенные члены предложения: длинный, медленно, по дороге, пыльной.
Слово длинный поясняет подлежащее обоз , показывая, какой обоз двигался; слово медленно поясняет сказуемое двигался и показывает, как двигался обоз; слова по дороге поясняют сказуемое двигался и показывают, где двигался обоз; слово пыльной поясняет второстепенный член предложения по дороге и показывает, по какой дороге двигался обоз. Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:
Из всего сказанного становится понятным, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Всякий второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.
Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространённым. Например: Ветер шумел .
Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё второстепенные члены, называется простым распространённым. Например: Свежий ветер бойко шумел в зелёных листьях.
Определение, дополнение и обстоятельство.
Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.
Определением называется второстепенный член предложения, который показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? ней? который? Определение относится к имени существительному.
На ясном кебе белела снеговая гора. На каком небе? - На ясном (определение). Какая гора? - Снеговая (определение). Отец мой работает на фабрике. Чей отец? - Мой (определение). Володе пошёл шестой год. Который год? - Шестой (определение).
Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Дополнение обычно относится к глаголу.
Мы изучаем математику. Изучаем что? - Математику (дополнение). Вся страна приветствовала папанинцев. Приветствовала кого? - Папанинцев (дополнение). Собрание отправило приветственную телеграмму героям. Отправило что? - Телеграмму (дополнение). Отправило кому? - Героям (дополнение).
Обстоятельством называется второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (т. е. где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?
Обстоятельство обычно относится к глаголу.
Летом пионеры отдыхали в лагере . Когда отдыхали? - Летом (обстоятельство). Где отдыхали? - в лагере (обстоятельство).
Из душной комнаты мы вышли на свежий воздух. Вышли откуда? - Из комнаты (обстоятельство). Вышли куда? - На воздух (обстоятельство). По болезни ученик отсутствовал на занятиях. Отсутствовал почему? - По болезни (обстоятельство). По улицам слона водили на показ. Водили зачем? - На показ (обстоятельство). Ветер вылжалобно и тихо. Как выл? - Жалобно и тихо (обстоятельства).
Простое и сложное предложения.
Связная речь может состоять из отдельных предложений. Лошадь моя была готова. Я ехал с проводником. Утро било прекрасно. Солнце сияло. (П.)
В этом отрывке четыре отдельных самостоятельных предложения. Каждое из них содержит одну законченную мысль и имеет своё подлежащее и сказуемое. Такие предложения называются простыми.
Мысли, выраженные в простых предложениях, могут быть поставлены в тесную связь, объединены в одну сложную мысль. Тогда простые предложения, выражающие эти мысли, объединяются в одно целое сложное предложение.
Например, два простых предложения - Ветер утих. Море продолжало волноваться - могут быть объединены в одно сложное предложение: Ветер утих, по море продолжало волноваться. В этом сложном предложении противопоставляются друг другу две мысли.
Простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются специальными словами (а, и, но, когда), а в произношении объединяются голосом.
Сложным предложением называется такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, выражающих одну сложную мысль. Например: От холода мой спутник дрожал, и я чувствовал, как тряслись его челюсти. (Это сложное предложение состоит из трёх простых предложений.)
Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, отделяются на письме друг от друга различными знаками препинания.
B4
Комментарии преподавателя
Возможные трудности | Добрые советы |
Иногда в безличном предложении бывает назван деятель, однако слово, его обозначающее, не является подлежащим. Такие предложения можно ошибочно определить как двусоставные, например: Мне грустно. Алексею работалось легко. | Слово, выполняющее функцию подлежащего, всегда стоит в именительном падеже, поэтому если деятель обозначен в предложении существительным или местоимением в косвенном падеже, то слово, его обозначающее, не является подлежащим: Мне грустно. Алексею работалось легко. Подобные предложения являются безличными. |
С односоставными можно спутать двусоставные предложения, в которых подлежащее выражено вопросительным или относительным местоимением, например: Что случилось? Дом, который находится возле станции. | Будьте внимательны при определении грамматической основы предложения. Обратитесь ещё раз к материалам урока 6. |
С односоставным предложением в составе сложного предложения можно спутать неполное двусоставное, например: Он сказал, что нам не разрешат репетировать в этом зале. Он сказал, что все сделает вовремя. | В неполном предложении, входящем в состав сложного, подразумевается тот же деятель, что и в полном предложении, являющемся частью того же сложного предложения: Он сказал, что (он) все сделает вовремя. В односоставном предложении, входящем в состав сложного, или подразумевается другой деятель, или деятеля вообще быть не может (если это безличное предложение): Он сказал, что нам не разрешат репетировать в этом зале. - в первой части деятель он, вторая часть - неопределенно-личное предложение, в котором подразумевается другой деятель. |
Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения
Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.
В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.
Войска движутся к фронту.
(Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).
Вчера он заходил к нам.
(Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).
Поговорил бы ты с матерью, Иван!
(Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).
Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.
Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:
Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .
Основные типы односоставных предложений
Типовые форма и значение | ||
Номинативные (назывные) предложения | Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого. Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем. | Большая площадь в городе. Вот скамейка. |
Определенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости. | |
Неопределенно-личные предложения | Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует. | |
Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля. По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния. Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола. | Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту. |
|
Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет. | Хозяев нет дома. |
Полные и неполные предложения
В нашей речи, наряду с обычными, полными по составу предложениями, употребляются предложения неполные , в которых намеренно пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный. При этом подобные предложения не теряют своего смысла, потому что пропущенные члены легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре. С помощью неполных предложений говорящий экономит время и для себя, и для слушателя.
В неполном предложении могут быть пропущены члены грамматической основы (подлежащее, сказуемое).
Куда ты идешь?
В магазин. (Легко восстановить: я иду в магазин. )
Неполнота предложения может проявляться и на уровне второстепенных членов. Сравним два примера:
1) Дайте мне синюю ручку! (Здесь в предложении нет ни одного второстепенного члена, оставленного без своего главного слова.)
2) Дайте мне синюю! (Здесь предмет ручку обычно восстанавливают по речевому контексту или по ситуации. Между тем в предложении второстепенный член синюю оказывается оставленным без своего главного слова.)
Неполные предложения следует отличать от полных односоставных предложений.
Сложное предложение. Типы сложных предложений
Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.
Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.
Шторм уже утих, ветер ослаб.
Как аукнется, так и откликнется.
Мороз был страшный, но яблони выжили.
Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).
Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).
Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.
Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.
Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.
Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.
Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.
Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).
Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).
Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.
2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.
3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.
4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.
5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Расставим знаки препинания. Подчеркнём поставленные запятые.
1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку, и ли шляпку, или шёлковое кашне. В одном ряду три ОЧ по модели: О , или О , или О , поставили две запятые.
2) {По ночам подмораживало} и {звёзды усеивали небо}. Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, нет запятой .
3) На Птичьем рынке можно было КАК купить понравившуюся живность, ТАК И просто полюбоваться ею. Простое предложение с двойным союзом, поставили одну запятую .
4) {Сверкнула молния}, и {лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом, н аполнился причудливыми тенями}. Сложносочинённое предложение, во втором простом ряд ОЧ без союза, две запятые .
5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности, н елогичности и запутанности. Простое предложение с двумя рядами ОЧ. Во втором ряду ОЧ соединены попарно, по модели О и О , О и О , поставили одну запятую
Ответ: 35
Ответ: 35|53
Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ И В ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
В этом задании проверяются знания двух пунктограмм:
1. Запятые в простом предложении с однородными членами.
2. Запятые в сложносочинённом предложении, части которого соединяют сочинительные союзы, в частности, союз И.
Цель : найти ДВА предложения, в которых нужно поставить ПО ОДНОЙ запятой в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно указывать номера тех предложений, где была ПОСТАВЛЕНА пропущенная запятая, так как бывают такие случаи, что в предложении уже есть запятая, например, при деепричастном обороте. Её мы не считаем.
Не следует искать запятые при различных оборотах, вводных словах и в СПП: по спецификации в данном задании проверяются лишь три указанные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены
Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.
Условные обозначения:
ОЧ - однородные члены.
ССП - сложносочинённое предложение.
Алгоритм выполнения задания должен быть таким:
1. Определяем количество основ.
2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.
3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).
Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.
15.1 ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Однородные члены предложения - это такие члены, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Однородные члены предложения (как главные, так второстепенные) всегда соединёны сочинительной связью, с союзом или без него.
Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Аксаков с подлинно поэтическим воодушевлением описывает и летние , и зимние картины русской природы.
В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.
В одном предложении может быть несколько рядов однородных членов. Так, в предложении Вскоре ударил тяжёлый ливень и покрыл шумом дождевых потоков и порывы ветра, и стоны соснового бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .
Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.
Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.
15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.
Общая схема : О , О , О .
Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.
Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.
15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ
Общая схема : О и/да/либо/или О .
Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые и красные яблоки.
Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .
Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.
Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .
15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.
Общая схема : О , О и О .
Правило: Если последний однородный член присоединяется союзом и, то запятая перед ним не ставится.
Пример : На натюрморте изображены жёлтые, зелёные и красные яблоки.
15.1.4. Однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды
Правило: При различных комбинациях союзного (пункт 15.1.2) и бессоюзного (пункт 15.1.1) сочетания однородных членов предложения соблюдается правило: если однородных членов больше двух и союз И повторяется хотя бы дважды, то запятая ставится между всеми однородными членами
Общая схема : О , и О , и О .
Общая схема : и О , и О , иО .
Пример 1 : На натюрморте изображены жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Пример 2 : На натюрморте изображены и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.
Более сложные примеры :
Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего побежали далеко длинные тени.
Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 4 : Было грустно и в весеннем воздухе , и на темневшем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укрыты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.
Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.
Именно эта схема часто воспринимается за ошибочную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.
Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.
Рассмотрим примеры.
Пример 1 : По вечерам за столом собирались дети и взрослые и читали вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.
Пример 2: Вечером Вадим ушёл в свою комнату и сел перечитывать письмо и писать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.
15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)
Схема: О , а/но/да О
Правило: При наличии союза А, НО, ДА(=но) запятые ставятся.
Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .
Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.
Пример 3: Мал золотник, да дорог .
15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ
Схема: О , илиО , или О
Правило: при двукратном повторении других союзов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ставится всегда:
Пример 1: А старик расхаживал по комнате и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.
Обратите внимание, что в предложении имеются также однородные обстоятельства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.
После сказуемого «расхаживал» запятой нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)
15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.
Правило: При двойных союзах запятая ставится перед второй его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не только не, а, скорее... чем и другие.
Примеры: Я имею поручение как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тонким психологом .
Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .
Туманы в Лондоне бывают если не каждый день , то через день непременно.
Он был не столько расстроен , сколько удивлен сложившейся ситуацией.
Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при выполнении задания 7 (тип «ошибка на однородные члены») мы уже встречались с этими союзами.
15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно
Общая схема: Схема: О и О , О и О
Правило: При попарном объединении второстепенных членов предложения запятая ставится между парами (союз И действует локально, только внутри групп):
Пример1: Аллеи, засаженные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к деревянной эстраде .
Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .
Пример 3: Книги по географии и туристские справочники , друзья и случайные знакомые твердили нам, что Ропотамо – один из самых красивых и диких уголков Болгарии.
15.1.9.Не являются однородными, поэтому не выделяются запятыми:
Ряд повторов, имеющих усилительный оттенок - это не однородные члены.
А снег шёл и шёл.
Простые осложнённые сказуемые также не являются однородными
Сказал так сказал, пойду проверю.
Фразеологизмы с повторяющимися союзами не являются однородными членами
Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь
Если в предложении есть неоднородные определения , которые стоят перед поясняемым словом и характеризуют один предмет с разных сторон, между ними нельзя вставить союз и.
Из глубины цветка неожиданно поднялся сонный золотистый шмель.
15.2. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
Сложносочиненными называются сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами. Части сложносочиненного предложения не зависят друг от друга и составляют одно смысловое целое.
Пример: Три раза зимовал он в Мирном, и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.
В зависимости от вида сочинительного союза, который связывает части предложения, все сложносочиненные предложения (ССП) делятся на три основных разряда:
1) ССП с соединительными союзами (и; да в значении и; ни..., ни; тоже; также; не только..., но и; как..., так и);
2) ССП с разделительными союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);
3) ССП с противительными союзами (а, но, да в значении но, однако, зато, но зато, только, же).
15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.
Запятая между частями сложного предложения ставится по основному правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением особых условиях , которые ограничивают действие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, является ли предложение сложным, необходимо найти его грамматические основы. Что нужно учитывать при этом:
а) Далеко не всегда каждое простое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, частотны предложения с одной безличной частью , со сказуемым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .
Схема: [предстоит ], и [он знал ].
В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.
Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].
б) Подлежащее может быть выражено местоимениями, как личными, так и других разрядов: Я вдруг услышал до боли знакомый голос, и это вернуло меня к жизни.
Схема: [Я услышал ], и [это вернуло ]. Не теряйте местоимения в роли подлежащего, если оно дублирует подлежащее из первой части! Это два предложения, у каждого своя основа, например: Художник был хорошо знаком со всеми гостями, и он немного удивился , увидев незнакомое ему лицо.
Схема: [Художник был знаком], и [он удивился ]. Сравним с аналогичной конструкцией в простом предложении: Художник был хорошо знаком со всеми гостями и немного удивился , увидев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].
в) Поскольку сложное предложение состоит из двух простых, то вполне вероятно, что каждое из них может иметь однородные члены в своём составе. Запятые ставятся и по правилу однородных членов, и по правилу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воздухе и подбрасывал . Схема предложения: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].
15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении
В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .
Самое сложное для учащихся -это понять, есть ли общий второстепенный член предложения , который даст право не ставить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, относящийся одновременно и к первой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между частями ССП не ставится . Если он есть, то во второй части не может быть аналогичного второстепенного члена , он только один, стоит в самом начале предложения. Рассмотрим простые случаи:
Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .
Оба простых предложения в равной мере могут претендовать на обстоятельство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.
Перестановка общего члена в конец предложения меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смогла выйти на работу через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. Поэтому для нас так важно во-первых, место общего члена, только начало предложения , а во вторых, общий смысл предложения.
Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.
Теперь более сложный пример 1 : На окраине города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была вполне весенняя картина . В предложении два обстоятельства, у каждого простого- своё. Именно поэтому запятая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, наличие второго второстепенного члена такого же типа (места, времени, цели) во втором предложении даёт право поставить запятую.
Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .
Необходимо отметить, что бывают и другие случаи, при которых запятая не ставится между частями сложносочинённого предложения. К ним относится наличие общего вводного слова, общей придаточной части, а также двух предложений неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти случаи не включались в задания ЕГЭ, и в пособиях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.