• Главные и второстепенные чл предложения: как найти их без лишних трудностей. Главные члены предложения Часто однородные члены соединяются попарно

    Любое предложение русского языка можно подразделить на составные части, которые в науке носят название «члены предложения». Среди них выделяются главные и второстепенные. Без главных не может существовать большая часть предложений, они образуют его основу, а второстепенные делают текст более информативным и насыщенным. Что же представляют собой главные и второстепенные чл. предложения?

    Главные

    Подлежащее и сказуемое в предложении - это и есть главные его члены.

    • Подлежащее означает предмет, который совершает действие. Вопросы, которые помогут обнаружить его при синтаксическом разборе - это "кто?" (если действие совершает одушевленный предмет) или "что?" (в случае, если в предложении говорится о явлении или неодушевленном предмете).
    • Сказуемое чаще всего выражено глаголом и означает действие, которое совершает подлежащее. Вопросы для определения - "что делает, что сделает?"

    Приведем пример: Хорошее настроение помогало мальчикам преодолевать трудности . На вопрос «что» в нашем примере отвечает слово «настроение», именно оно является подлежащим и при разборе подчеркивается одной чертой. Чтобы найти сказуемое, задаем вопрос: "Настроение что делало?" Помогало. Этот слово и есть сказуемое, выражено глаголом, подчеркивается двумя чертами. В итоге предложение с найденными главными членами выглядит так: Хорошее (что?) настроение (подчеркивается сплошной линией) (что делало?) помогало (подчеркивается двумя сплошными горизонтальными полосами) мальчикам преодолевать трудности.

    Как узнать подлежащее и сказуемое при разборе

    Чтобы не допустить ошибку, разбираясь, где подлежащее, а следует воспользоваться таблицей-подсказкой.

    Прежде всего, следует найти действующее лицо, задав вопрос: «Кто? Что?», это и будет подлежащее. Далее ищут сказуемое.

    Второстепенные

    Чтобы разобрать предложение по членам, следует уметь находить и обстоятельства, определения и дополнения. Именно они и являются второстепенными членами, назначение которых - конкретизация и уточнение главных (или других второстепенных). Как их найти?

    • Определение. Вопросы, которые помогут его обнаружить в предложении - "какой", "чей".
    • Дополнение. Наиболее часто к нему задаются падежей: "кому (чему)", "с кем (с чем)", "о ком (о чем)" и другие. То есть вопросы всех падежей, помимо именительного.
    • Обстоятельство. Его можно найти, задав вопросы наречий или деепричастий: "откуда", "куда", "зачем", "как", "где" и подобные.

    Приведем пример. Найдем главные и второстепенные чл. предложения:

    Маленький мальчик торопливо шел по тропинке.

    Есть разобрать предложение по членам, получится так:

    (какой, определение) Маленький (кто, подлежащее) мальчик (как, обстоятельство) торопливо (что делал, сказуемое) шел (по чему, дополнение) по тропинке.

    Каждый главный и второстепенный чл. предложения отвечает на свой вопрос, несет определенную нагрузку и выполняет в предложении собственную роль.

    Как распознать

    Чтобы не допустить ошибок при выявлении дополнений, определений и обстоятельств, можно воспользоваться такой сводной таблицей-подсказкой.

    Второстепенные члены
    Параметр Опеределение Дополнение Обстоятельство
    Значение Характеризует признак предмета Означает предмет Имеет значение места, времени, способа действия
    Вопросы

    Какой? Какая, какое, какие?

    Косвенных падежей: кому (чему), кем (чем) и прочие Где, куда, откуда, почему, когда, как - все вопросы наречий
    Чем выражено

    Прилагательное

    Причастие

    Количественное числительное

    Падеж совпадает с падежом главного слова

    Существительное (как с предлогом, так и без него)

    Местоимение

    Падеж может быть любым, кроме именительного

    Существительное

    Как подчеркивается Волнистая линия Пунктир Точка-тире
    Пример (Какая?) Красивая ваза стояла в (чьей?) маминой комнате. Малыш нес (что?) корзинку (с чем?) с грибами. (где?) В лесу (когда) осенью было сыро.

    Чтобы выявить, какой член предложения перед нами, следует прежде всего задать вопрос.

    Дополнительные подсказки

    Чтобы находить главные члены предложения, следует соблюдать правила. Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием, это уже предложение, пусть и очень короткое. Главные члены независимы друг от друга.

    Синтаксический разбор следует начинать с обнаружения подлежащего, далее выясняется, что такое сказуемое, чем оно выражено. Затем следует выявить группу подлежащего при помощи вопросов, только после этого - группу сказуемого. Каждый второстепенный член зависим:

    • от одного из главных;
    • от одного из второстепенных.

    В одном предложении может быть несколько главных и второстепенных чл. предложения. Если несколько основ, то предложение является сложным - сложносочиненным или сложноподчиненным. Если же несколько определений, дополнений, обстоятельств, но основа одна, то предложение является простым распространенным.

    Нередко можно встретить и обращения, например: Катя, иди делать уроки. Несмотря на то что обращение «Катя» напоминает подлежащее, оно не является членом предложения и обозначается как обращение.

    Сложные случаи

    Не все главные и второстепенные чл предложения выглядят очевидно. Сложные, но интересные случаи разнообразны:

    • В односоставном предложении есть только один главный член. Смеркалось (это сказуемое, предложение является безличным). Сегодня нам сообщили (сказуемое, неопределенно-личное предложение), что экзамен отменен.
    • В сказуемое может входить имя прилагательное: Погода была дождливая. В этом примере сочетание «была дождливая» является составным именным сказуемым.
    • Сказуемое может включать в состав несколько глаголов: Сегодня Вася начал заниматься. «Начал заниматься» - составное глагольное сказуемое.

    Главные и второстепенные чл. предложения необходимо выделять правильно при синтаксическом разборе предложения.

    Неполные предложения - это предложения, в которых пропущен член предложения, необходимый для полноты строения и значения данного предложения.

    Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться участниками общения из знания ситуации, о которой идёт речь в предложении.

    Например, если на остановке автобуса один из пассажиров, посмотрев на дорогу, скажет: «Идёт !» , остальные пассажиры легко восстановят пропущенное подлежащее: Автобус идёт .

    Пропущенные члены предложения могут восстанавливаться из предыдущего контекста. Такие контекстуально неполные предложения очень частотны в диалогах.

    Например: - Ваша рота завтра назначена в лес ? - спросил князь Полторацкого. - Моя . (Л. Толстой). Ответная реплика Полторацкого представляет собой неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство места и обстоятельство времени (ср.: Моя рота завтра назначена в лес ).

    Неполные конструкции распространены в сложных предложениях:

    Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин). Вторая часть сложного бессоюзного предложения (я же - ничему ) представляет собой неполное предложение, в котором пропущено сказуемое (ср.: Я же не послушен ничему ).

    Обратите внимание!

    Неполные предложения и односоставные предложения - это разные явления.

    В односоставных предложениях отсутствует один из главных членов предложения, смысл предложения нам понятен и без этого члена. Более того, сама структура предложения (отсутствие подлежащего или сказуемого, форма единственного главного члена) имеет определённое значение.

    Например, форма множественного числа глагола-сказуемого в неопределённо-личном предложении передаёт следующее содержание: субъект действия неизвестен (В дверь постучали ), не важен (Его ранили под Курском ) или скрывается (Мне про тебя вчера многое рассказали ).

    В неполном предложении может быть опущен любой член предложения (один или несколько). Если мы рассмотрим такое предложение вне контекста или ситуации, то его смысл останется нам непонятен (ср. вне контекста: Моя; Я же - ничему ).

    В русском языке есть одна разновидность неполных предложений, в которых недостающий член не восстанавливается и не подсказывается ситуацией, предыдущим контекстом. Более того, «пропущенные» члены не требуются для раскрытия смысла предложения. Такие предложения понятны и вне контекста, ситуации:

    (Песков).

    Это так называемые «эллиптические предложения» . В них обычно наличествует подлежащее и второстепенный член - обстоятельство или дополнение. Сказуемое же отсутствует, причём мы часто не может сказать, какое именно сказуемое пропущено.

    Ср.: За спиной находится / расположен / виден лес .

    И всё же большинство ученых считает такие предложения структурно неполными, поскольку второстепенный член предложение (обстоятельство или дополнение) относится к сказуемому, а сказуемое в предложении не представлено.

    Обратите внимание!

    Эллиптические неполные предложения следует отличать: а) от односоставных назывных (Лес ) и б) от двусоставных - с составным именным сказуемым, выраженным косвенным падежом существительного или наречия с нулевой связкой (Все деревья в серебре ). Для разграничения данных конструкций необходимо учитывать следующее:

    1) односоставные назывные предложения не могут содержать обстоятельств, поскольку обстоятельство всегда связано со сказуемым. Среди второстепенных членов в назывных предложениях наиболее типичными являются согласованные и несогласованные определения.

    Весенний лес ; Вход в зал ;

    2) Именная часть составного именного сказуемого - существительное или наречие в двусоставном полном предложении указывает на признак-состояние.

    Ср.: Все деревья в серебре . - Все деревья серебряные .

    Пропуск члена внутри предложения в устной речи может отмечаться паузой, на месте которой на письме ставится тире:

    За спиной - лес . Справа и слева - болота (Песков); Мне всё послушно , я же - ничему (Пушкин).

    Наиболее регулярно тире ставится в следующих случаях:

      в эллиптическом предложении, содержащем подлежащее и обстоятельство места, дополнение, - только при наличии паузы в устной речи:

      За ночным окном - туман (Блок);

      в эллиптическом предложении - при параллелизме (однотипности членов предложения, порядка слов, форм выражения и т.д.) конструкций или их частей:

      в неполных предложениях, построенных по схеме: существительные в винительном и дательном падежах (с пропуском подлежащего и сказуемого) с четким интонационным делением предложения на части:

      Лыжникам - хорошую лыжню; Молодёжи - рабочие места; Молодым семьям - льготы;

      в неполном предложении, составляющем часть сложного предложения, когда пропущенный член (обычно сказуемое) восстанавливается из предыдущей части фразы - только при наличии паузы:

      Ночи стали чернее , дни - пасмурнее (во второй части восстанавливается связка стали ).

    План разбора неполного предложения

    1. Указать тип предложения (полное - неполное).
    2. Назвать пропущенный член предложения.

    Образец разбора

    Мужики - за топоры (А.Н. Толстой).

    Предложение неполное; пропущено сказуемое схватились .

    Мы говорим, чтобы выражать свои мысли. Каждая законченная мысль выражается обыкновенно группой слов. Слова эти тесно связаны между собой. Например: Мы спускались в долину. Молодой месяц показался на ясном небе. Вечерний воздух был тих и тёпел.

    В этом отрывке три законченные мысли, и каждая из них выражена несколькими связанными между собой словами.

    Законченная мысль может быть выражена и одним словом. Например: Тепло. Вечереет. Здесь каждое слово выражает законченную мысль.

    Сочетание слов или отдельное слово, выражающее законченную мысль, называется предложением.

    В устной речи между предложениями делается остановка (пауза). На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаком.

    Вопросительное, восклицательное и повествовательное предложения.

    Предложения могут быть вопросительными,восклицательными, повествовательными.

    Вопросительным предложением называется такое предложение, в котором содержится вопрос. Библиотека открыта? Ты уже готов? Какая сегодня погода? Кто пришёл? Который час?

    В конце вопросительного предложения на письме ставится вопросительный знак.

    Восклицательным предложением называется такое предложение, в котором мысль сопровождается каким-нибудь сильным чувством (удивления, восторга, восхищения и т. п.). Какая прекрасная погода! Удивительно приятное утро/ Дирижабль летит!

    В конце восклицательного предложения на письме ставится восклицательный знак.

    Предложение, в котором сообщается о чём-нибудь и не содержится ни вопроса, ни восклицания, называется повествовательным. Рассвело. Жаворонки поют. Первые лучи солнца игразот в светлой речке.

    Повествовательное предложение произносится с понижением голоса к концу предложения.

    На письме в конце повествовательного предложения ставится точка.

    Главные члены предложения.

    Те слова в предложении, которые отвечают на какой-нибудь вопрос, называются членами предложения.

    Например, в предложении Наша семья летом переезжает из города в деревню - шесть членов. Кто переезжает? - Семья. Семья что делает? - Переезжает. Чья семья? - Наша. Когда переезжает? - Летом. Откуда переезжает? - Из города. Куда переезжает? - В деревню. Слова из и в не отвечают на вопросы и поэтому самостоятельными членами предложения не являются, а входят в состав тех членов, к которым относятся.

    Члены предложения делятся на главные и второстепенные. Главных членов предложения два -подлежащее и сказуемое.

    Подлежащее обозначает то, о чём что-либо говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

    Например: Всадник подъезжал к деревне. Кто подъезжал? Всадник (подлежащее). Книга лежит, на столе. Что лежит? - Книга (подлежащее).

    Сказуемое обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на один из вопросов: что делает предмет? что с ним делается? каков он? что он такое? кто он такой?

    Например: Туристы спускались в долину. Что делали туристы?- Спускались (сказуемое). Старая беседка в саду совсем развалилась. Что сделалось с беседкой? - Развалилась (сказуемое). День ясен. Каков день? - Ясен (сказуемое). Математика-наука. Что такое математика? - Наука (сказуемое). Пушкин-писатель. Кто такой Пушкин? - Писатель (сказуемое).

    Второстепенные члены предложения.

    Кроме главных членов, в предложении могут быть второстепенные.

    Второстепенные члены предложения поясняют сказуемое, подлежащее или один из второстепенных членов.

    В предложении Длинный обоз медленно двигался по пыльной дороге подлежащее обоз , а сказуемое двигался ; второстепенные члены предложения: длинный, медленно, по дороге, пыльной.

    Слово длинный поясняет подлежащее обоз , показывая, какой обоз двигался; слово медленно поясняет сказуемое двигался и показывает, как двигался обоз; слова по дороге поясняют сказуемое двигался и показывают, где двигался обоз; слово пыльной поясняет второстепенный член предложения по дороге и показывает, по какой дороге двигался обоз. Отношение членов предложения друг к другу можно изобразить такой схемой:

    Из всего сказанного становится понятным, почему подлежащее и сказуемое называются главными членами предложения. Всякий второстепенный член зависит от какого-либо другого слова в предложении, а подлежащее и сказуемое ни от каких других слов не зависят и являются таким образом основой всего предложения. Подлежащее и сказуемое и без второстепенных членов могут составить предложение.

    Предложение, которое состоит только из подлежащего и сказуемого, называется простым нераспространённым. Например: Ветер шумел .

    Предложение, в котором, кроме подлежащего и сказуемого, имеются ещё второстепенные члены, называется простым распространённым. Например: Свежий ветер бойко шумел в зелёных листьях.

    Определение, дополнение и обстоятельство.

    Второстепенные члены предложения в зависимости от того, как они поясняют другие члены предложения, делятся на определения, дополнения и обстоятельства.

    Определением называется второстепенный член предложения, который показывает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? ней? который? Определение относится к имени существительному.

    На ясном кебе белела снеговая гора. На каком небе? - На ясном (определение). Какая гора? - Снеговая (определение). Отец мой работает на фабрике. Чей отец? - Мой (определение). Володе пошёл шестой год. Который год? - Шестой (определение).

    Дополнением называется второстепенный член предложения, который обозначает предмет и отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?

    Дополнение обычно относится к глаголу.

    Мы изучаем математику. Изучаем что? - Математику (дополнение). Вся страна приветствовала папанинцев. Приветствовала кого? - Папанинцев (дополнение). Собрание отправило приветственную телеграмму героям. Отправило что? - Телеграмму (дополнение). Отправило кому? - Героям (дополнение).

    Обстоятельством называется второстепенный член предложения, который обозначает, как и при каких обстоятельствах (т. е. где? когда? почему? и т. п.) совершается действие. Обстоятельство отвечает на вопросы: как? каким образом? где? когда? куда? откуда? почему? зачем?

    Обстоятельство обычно относится к глаголу.

    Летом пионеры отдыхали в лагере . Когда отдыхали? - Летом (обстоятельство). Где отдыхали? - в лагере (обстоятельство).

    Из душной комнаты мы вышли на свежий воздух. Вышли откуда? - Из комнаты (обстоятельство). Вышли куда? - На воздух (обстоятельство). По болезни ученик отсутствовал на занятиях. Отсутствовал почему? - По болезни (обстоятельство). По улицам слона водили на показ. Водили зачем? - На показ (обстоятельство). Ветер вылжалобно и тихо. Как выл? - Жалобно и тихо (обстоятельства).

    Простое и сложное предложения.

    Связная речь может состоять из отдельных предложений. Лошадь моя была готова. Я ехал с проводником. Утро било прекрасно. Солнце сияло. (П.)

    В этом отрывке четыре отдельных самостоятельных предложения. Каждое из них содержит одну законченную мысль и имеет своё подлежащее и сказуемое. Такие предложения называются простыми.

    Мысли, выраженные в простых предложениях, могут быть поставлены в тесную связь, объединены в одну сложную мысль. Тогда простые предложения, выражающие эти мысли, объединяются в одно целое сложное предложение.

    Например, два простых предложения - Ветер утих. Море продолжало волноваться - могут быть объединены в одно сложное предложение: Ветер утих, по море продолжало волноваться. В этом сложном предложении противопоставляются друг другу две мысли.

    Простые предложения, входящие в состав сложного, соединяются специальными словами (а, и, но, когда), а в произношении объединяются голосом.

    Сложным предложением называется такое предложение, которое состоит из двух или нескольких простых предложений, выражающих одну сложную мысль. Например: От холода мой спутник дрожал, и я чувствовал, как тряслись его челюсти. (Это сложное предложение состоит из трёх простых предложений.)

    Простые предложения, входящие в состав сложного предложения, отделяются на письме друг от друга различными знаками препинания.

    B4

    Комментарии преподавателя

    Возможные трудности

    Добрые советы

    Иногда в безличном предложении бывает назван деятель, однако слово, его обозначающее, не является подлежащим. Такие предложения можно ошибочно определить как двусоставные, например: Мне грустно. Алексею работалось легко.

    Слово, выполняющее функцию подлежащего, всегда стоит в именительном падеже, поэтому если деятель обозначен в предложении существительным или местоимением в косвенном падеже, то слово, его обозначающее, не является подлежащим:

    Мне грустно. Алексею работалось легко.

    Подобные предложения являются безличными.

    С односоставными можно спутать двусоставные предложения, в которых подлежащее выражено вопросительным или относительным местоимением, например:

    Что случилось? Дом, который находится возле станции.

    Будьте внимательны при определении грамматической основы предложения. Обратитесь ещё раз к материалам урока 6.

    С односоставным предложением в составе сложного предложения можно спутать неполное двусоставное, например: Он сказал, что нам не разрешат репетировать в этом зале. Он сказал, что все сделает вовремя.

    В неполном предложении, входящем в состав сложного, подразумевается тот же деятель, что и в полном предложении, являющемся частью того же сложного предложения: Он сказал, что (он) все сделает вовремя.

    В односоставном предложении, входящем в состав сложного, или подразумевается другой деятель, или деятеля вообще быть не может (если это безличное предложение):

    Он сказал, что нам не разрешат репетировать в этом зале. - в первой части деятель он, вторая часть - неопределенно-личное предложение, в котором подразумевается другой деятель.

    Грамматическая основа предложения. Понятие о главных членах предложения

    Грамматическая основа предложения состоит из подлежащего и сказуемого.

    В грамматической основе выражаются грамматические значения предложения. Они связаны со значениями наклонений и времени глагола-сказуемого.

    Войска движутся к фронту.

    (Действие происходит на самом деле и имеет место в настоящем времени).

    Вчера он заходил к нам.

    (Действие происходило на самом деле, но в прошедшем времени).

    Поговорил бы ты с матерью, Иван!

    (Действие не реализовано в реальности, но желаемо для говорящего).

    Подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения, потому что все второстепенные члены в предложении напрямую или косвенно распространяют их.

    Покажем зависимость второстепенных членов от главных на следующей схеме:

    Изумленный Варенуха молча подал ему срочную телеграмму .

    Основные типы односоставных предложений

    Типовые форма и значение

    Номинативные (назывные) предложения

    Это предложения, где главный член выражен именем существительным или местоимением-существительным в форме именительного падежа. Этот главный член считают подлежащим и указывают, что в номинативном предложении нет сказуемого.

    Номинативные предложения сообщают обычно о том, что какое-нибудь явление или предмет существуют (имеются) в настоящем.

    Большая площадь в городе.

    Вот скамейка.

    Определенно-личные предложения

    Сказуемое выражено глаголом в форме 1 или 2 лица. Окончание глагола в этих случаях ясно указывает на лицо и число местоимения (я, мы, ты, вы). Употреблять эти местоимения в роли подлежащего нет необходимости.

    Неопределенно-личные предложения

    Сказуемое выражено глаголом в форме 3 лица множественного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме множественного числа (в прошедшем времени). В таких предложениях важно само действие, а деятель либо неизвестен, либо не важен для говорящего, поэтому подлежащее в них отсутствует.


    Это предложения, при которых нет и не может быть подлежащего, поскольку обозначают они действия и состояния, которые мыслятся происходящими «сами собой», без участия активного деятеля.

    По форме эти предложения делятся на два вида: с глагольным сказуемым и со сказуемым - словом категории состояния.

    Глагольное сказуемое бывает выражено глаголом в форме 3 лица единственного числа (в настоящем и будущем времени) либо в форме среднего рода единственного числа (в прошедшем времени). В этой роли выступают обычно безличные глаголы либо глаголы в безличном употреблении. Глагольное сказуемое может также выражаться неопределенной формой глагола.

    Чтобы не замерзнуть, она захватила кофту.

    Кроме того, сказуемым в безличном предложении может являться слово нет.


    Хозяев нет дома.

    Полные и неполные предложения

    В нашей речи, наряду с обычными, полными по составу предложениями, употребляются предложения неполные , в которых намеренно пропущен какой-либо член предложения - главный или второстепенный. При этом подобные предложения не теряют своего смысла, потому что пропущенные члены легко восстанавливаются благодаря предыдущим предложениям или обстановке при разговоре. С помощью неполных предложений говорящий экономит время и для себя, и для слушателя.

    В неполном предложении могут быть пропущены члены грамматической основы (подлежащее, сказуемое).

    Куда ты идешь?

    В магазин. (Легко восстановить: я иду в магазин. )

    Неполнота предложения может проявляться и на уровне второстепенных членов. Сравним два примера:

    1) Дайте мне синюю ручку! (Здесь в предложении нет ни одного второстепенного члена, оставленного без своего главного слова.)

    2) Дайте мне синюю! (Здесь предмет ручку обычно восстанавливают по речевому контексту или по ситуации. Между тем в предложении второстепенный член синюю оказывается оставленным без своего главного слова.)

    Неполные предложения следует отличать от полных односоставных предложений.

    Сложное предложение. Типы сложных предложений

    Кроме простых предложений, в речи часто употребляются сложные предложения, при помощи которых мы выражаем мысли более развернуто, связывая их между собой.

    Сложные предложения - это предложения, состоящие из двух или нескольких простых предложений. Простые предложения в составе сложного не обладают интонационной законченностью, не имеют собственной цели высказывания и объединяются по смыслу и в произношении в одно целое.

    Шторм уже утих, ветер ослаб.

    Как аукнется, так и откликнется.

    Мороз был страшный, но яблони выжили.

    Простые предложения соединяются в сложные двумя основными способами. В союзных сложных предложениях части объединяются при помощи интонации и союзов (или союзных слов - относительных местоимений и наречий). В бессоюзных сложных предложениях части объединяются только при помощи интонации (без союзов и союзных слов).

    Над озером сияет солнце, и глаза слепит от бликов (союзное).

    Предложения с союзами и союзными словами делятся на две группы: предложения сложносочинённые, предложения сложноподчинённые.

    Сложносочинённые предложения - это такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу и связываются сочинительными союзами.

    Июнь выдался жарким, и окна в домах по ночам открывались настежь.

    Шубу-то моль побила, но рукавицы как новые.

    Сложноподчинённые предложения - это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительным союзом или союзным словом. Независимое предложение в составе сложноподчинённого называется главным, а зависимое, подчинённое главному по смыслу и грамматически, - придаточным.

    Если в Мышкине будешь (придаточное), зайди к Ефимкиным (главное).

    Камешек хочу найти (главное), каких у вас не бывает (придаточное).

    Расставьте знаки препинания . Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

    1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку или шляпку или шёлковое кашне.

    2) По ночам подмораживало и звёзды усеивали небо.

    3) На Птичьем рынке можно было как купить понравившуюся живность так и просто полюбоваться ею.

    4) Сверкнула молния и лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом наполнился причудливыми тенями.

    5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности нелогичности и запутанности.

    Пояснение (см. также Правило ниже).

    Расставим знаки препинания. Подчеркнём поставленные запятые.

    1) Я хотел подарить маме на день рождения шкатулку, и ли шляпку, или шёлковое кашне. В одном ряду три ОЧ по модели: О , или О , или О , поставили две запятые.

    2) {По ночам подмораживало} и {звёзды усеивали небо}. Сложносочинённое предложение с общим второстепенным членом, нет запятой .

    3) На Птичьем рынке можно было КАК купить понравившуюся живность, ТАК И просто полюбоваться ею. Простое предложение с двойным союзом, поставили одну запятую .

    4) {Сверкнула молния}, и {лес на несколько мгновений озарился невыразимо ярким светом, н аполнился причудливыми тенями}. Сложносочинённое предложение, во втором простом ряд ОЧ без союза, две запятые .

    5) Коперник размышлял над Птолемеевой системой мира и поражался её сложности и искусственности, н елогичности и запутанности. Простое предложение с двумя рядами ОЧ. Во втором ряду ОЧ соединены попарно, по модели О и О , О и О , поставили одну запятую

    Ответ: 35

    Ответ: 35|53

    Правило: Задание 16. Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами

    ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

    В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

    1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

    2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

    Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

    Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

    Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

    Условные обозначения:

    ОЧ - однородные члены.

    ССП - сложносочинённое предложение.

    Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

    1. Определяем количество основ.

    2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

    3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

    Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

    15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

    Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

    Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

    В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

    В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

    Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

    Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

    15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

    Общая схема : О , О , О .

    Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

    Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

    15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

    Общая схема : О и/да/либо/или О .

    Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

    Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

    Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

    Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

    15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

    Общая схема : О , О и О .

    Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

    Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

    15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

    Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

    Общая схема : О , и О , и О .

    Общая схема : и О , и О , иО .

    Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

    Более сложные примеры :

    Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

    Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

    Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

    Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

    Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

    Рассмотрим примеры.

    Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

    Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

    15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

    Схема: О , а/но/да О

    Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

    Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

    Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

    Пример 3: Мал золотник, да дорог .

    15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

    Схема: О , илиО , или О

    Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

    Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

    Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

    После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

    15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

    Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

    Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

    Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

    Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

    Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

    Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

    Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

    15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

    Общая схема: Схема: О и О , О и О

    Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

    Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

    Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

    Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

    15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

    Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

    А снег шёл и шёл.

    Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

    Сказал так сказал, пойду проверю.

    Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

    Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

    Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

    Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

    15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

    Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

    Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

    В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

    1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

    2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

    3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

    15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

    Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

    а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

    Схема: [предстоит ], и [он знал ].

    В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

    Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

    б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

    Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

    Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

    в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

    15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

    В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

    Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

    Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

    Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

    Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

    Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

    Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

    Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

    Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.