Тест на определение нарушений памяти «Рисование часов. Онлайн тесты по английскому языку Тест рисования часов интерпретация
Простота и необычайно высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее общеупотребительных инструментов для диагностики данного клинического синдрома.
Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Врач говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, и чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции, В норме, это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10-балльной шкале:
10 баллов – норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время.
9 баллов – незначительные неточности расположения стрелок.
8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок
7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время
6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)
5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.
4 балла – утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположена вне круга
3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом
2 балла – деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию
Выполнение данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. ,Для дифференциального диагноза данных состояний, при неправильном самостоятельном рисунке, больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.
По традиции, напоминаю, что этот тест может быть использован родственниками пожилого человека для первичного выявления проблем. Но обнаруженные отклонения - это повод для визита к врачу, а не для сомнительных экспериментов с самостоятельным назначением препаратов. Помните, такие действия могут нанести существенный вред здоровью пациента!
Охотно, тем более что сегодня он довольно часто применяется при психологическом тестировании когнитивной сферы, например, при клинических испытаниях лекарственных препаратов или при диагностике деменций. Однако следует иметь в виду, что вопрос об использовании этой методики в контексте нейропсихологической диагностики представляется дискуссионным. Тест рисования часов (CDT) разработан западными психологами (Lovenstone, Gauthier, 2001).
Испытуемому дается чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Инструкция звучит так: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате. Теперь нарисуйте на часах стрелки так, чтобы они показывали без пятнадцати два». Выполнение этого теста предполагает количественную оценку по 10-балльной шкале: 10 баллов - нормальное выполнение; 9 - незначительные неточности расположения стрелок; 8 - более заметные ошибки в расположении стрелок; 7 - стрелки показывают совершенно неправильное время; 6 - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком); 5 - числа на циферблате следуют в обратном порядке или расстояние между числами неодинаковое; 4 - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга; 3 - числа и циферблат более не связаны друг с другом; 2 - больной безуспешно пытается выполнить инструкцию; 1 - больной не делает попыток выполнить инструкцию.
Теперь, когда вы подробно познакомились с данной методикой, становится понятным то утверждение, которым мы предварили ее описание. Методика направлена только на оценку состояния конкретного оптико-пространственного навыка; выделенные в ней типы ошибок никак не соотносятся с поражениями определенных зон мозга. Следовательно, она едва ли может применяться в целях топической нейропсихологической диагностики.
q В комплекс луриевских методик исследования оптико-пространственного восприятия включена географическая карта. Как испытуемый должен работать с ней?
Действительно, такая методика существует, причем в двух вариантах (Лурия, 1962; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). Первый - это самостоятельный рисунок географической карты. Психолог дает испытуемому чистый лист бумаги формата А4 или А5, просит поставить в центр листа небольшой кружочек и написать рядом слово «Москва». Затем испытуемому предлагается представить, что перед ним географическая карта. Он должен расставить по краям листа буквы, обозначающие стороны света (север, юг, запад, восток), а затем указать расположение нескольких географических объектов (например, Санкт-Петербурга, Минска, Уральских гор, Черного моря).
Второй вариант - это выбор правильной географической карты. Испытуемому предъявляются два изображения контурной карты европейской части СССР. Все детали обоих изображений идентичны, но одно из них верно ориентировано относительно сторон света, другое выполнено зеркально (на нем перепутаны местами восток и запад). Испытуемый должен осуществить выбор и обосновать его, объяснив, почему одна карта правильная, а другая - нет (Рис. 5).
q При каких поражениях мозга будут наблюдаться наиболее отчетливые нарушения выполнения этих заданий?
При поражениях теменно-затылочных отделов правого или левого полушарий мозга. Больные с такими нарушениями ошибаются в указании сторон света, не могут правильно расположить определенные географические объекты или выбрать правильную карту. Многочисленные примеры таких ошибок приведены в работах А.Р. Лурии (1962, 1971).
Рис. 5. Географическая карта
q А как выполняют рисунок географической карты здоровые испытуемые?
Этот вопрос интересовал и нас. Мы обследовали 120 психически здоровых испытуемых в возрасте от 18 до 66 лет. Среди них было 86% женщин и 14% мужчин; 98% испытуемых с неоконченным высшим или высшим образованием; 7% леворуких и ам-бидекстров, остальные испытуемые считали себя праворукими. Успешно (без ошибок) справился с заданием 21% испытуемых. Оказалось, что далеко не все части задания выполнялись одинаково успешно. Так, если стороны света указывали верно все, то расположение отдельных географических пунктов в ряде случаев указывалось ошибочно. Например, расположение Санкт-Петербурга по отношению к Москве верно указывали 81% испытуемых, 18% расположили его на севере или на северо-востоке, а один из испытуемых - на юго-западе. Черное море правильно расположили на импровизированной карте 67% испытуемых, остальные допустили те или иные ошибки: 18% испытуемых нарисовали его на юго-востоке, 13% очень сильно сместили его на запад, 2% поместили его на северо-востоке или на северо-западе. Таким образом, можно заключить, что в норме практически отсутствуют ошибки при указании сторон света, однако достаточно часто встречаются более или менее значимые неточности в расположении отдельных географических объектов. Лучше всего справились с рисунком карты испытуемые 60 лет и старше. Более подробные данные можно найти в наших статьях (Балашова, Ковязина, 2006с, б).
Пациенту дают карандаш и чистый лист бумаги и предлагают изобразить круглые часы, циферблат с правильно расположенными цифрами и нарисовать стрелки таким образом, чтобы часы показывали определенное психологом время (например, без пятнадцати два). Оценка проводится по 10-балльной формализованной шкале:
10 баллов – норма (варианты нормы). Нарисованы круглые часы, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время;
9 баллов - незначительные неточности в расположении стрелок;
8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок;
7 баллов - стрелки показывают совершенно неправильное время;
6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком или обозначено другими знаками);
5 баллов - неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке или расстояние между числами неодинаковое;
4 балла - утрачена целостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга;
3 балла - числа и циферблат более не связаны друг с другом;
2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно;
1 балл - больной не делает попыток выполнить инструкцию.
Результат теста менее 10 баллов свидетельствует о возможном наличии когнитивных расстройств.
При неправильно выполненном самостоятельном рисунке психолог дает задание дорисовать стрелки на уже нарисованном циферблате с числами. При деменциях лобного и подкоркового типа страдает преимущественно самостоятельное рисование, а при деменции альц-геймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположить стрелки на циферблате (зрительно-пространственные нарушения).
Тест 5 слов
Пациенту предлагается прочитать и запомнить 5 слов (кинотеатр, лимонад, кузнечик, блюдце, грузовик), написанных крупным шрифтом в столбик на листе формата А4. После четырехкратного чтения слов пациенту предлагают найти в этом списке название здания, название напитка и др.
Затем исследуют непосредственное воспроизведение. Если пациент затрудняется вспомнить слово, дается категориальная подсказка (например, «А какой был напиток?»). После интерферирующего задания (обычно тест рисования часов) исследуют отсроченное воспроизведение. Результат складывается из суммы самостоятельных ответов и ответов после категориальных подсказок. Максимальный результат: 5+5=10 баллов. Данная методика является высокоспецифичной при дифференциальной диагностике болезни Альцгеймера и сосудистых когнитивных расстройств. Если пациент после категориальной подсказки так и не вспоминает слово - это признак дефекта первичного запоминания, то есть болезни Альцгеймера.
Повторение цифр в прямом и обратном порядке
Пациента просят повторять за психологом цифровой ряд, начиная с двух цифр: 25, 582, 6439, 75 831, 586 924. Оцениваются внимание и кратковременная память. После этого исследуется воспроизведение в обратном порядке (т. е. необходимо повторять цифры с конца ряда): 25 - пациент повторяет «52», 397 - повторяет «793» и так далее.
Нарушение повторения цифр в обратном порядке свидетельствует о дисфункции лобных долей, что характерно для сосудистых когнитивных нарушений.
Использование методов нейропсихологического тестирования с целью оценки состояния когнитивных функций, наряду с оценкой двигательной, координаторной, чувствительной, вегетативной и других функций должно в обязательном порядке входить в алгоритм обследования пациентов с поражением головного мозга различной этиологии, в первую очередь сосудистой. Хотя в большинстве случаев результаты тестов отражают ту или иную стадию когнитивного дефицита, это не является абсолютной закономерностью, и полученные цифровые показатели следует оценивать в комплексе с другими вышеизложенными критериями.
Таким образом, своевременное выявление и анализ когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии представляют собой важнейшую задачу как на амбулаторно-поликлиническом, так и на стационарном уровне. В связи с относительной простотой и доступностью скрининговых методов нейропсихологической диагностики они должны быть обязательными при
обследовании больных не только с признаками сосудистого поражения головного мозга, но и имеющих факторы риска развития когнитивных нарушений, особенно у лиц старого и пожилого возраста.
Люди на просторах интернет ищут точные психологические тесты , чтобы лучше понять себя, определить свои способности и возможности. Предлагаем вашему вниманию простой, но информативный и увлекательный тест на определение нарушений памяти «Рисование часов» (the Clock Drawing Test, CDT) .
Память - способность человеческого мозга воспринимать, запечатлевать, сохранять и наконец, воспроизводить информацию.
Для тестирования понадобится чистый лист белой бумаги, карандаш или ручка. Задание следующее: нарисуйте круглый циферблат с цифрами и укажите заданное время стрелками: без пятнадцати два. На выполнение отводится 10-15 минут. Важное достоинство теста - его краткость. Этот скрининг можно провести самостоятельно.
Пациент самостоятельно, без подсказок и подглядываний (по памяти) должен нарисовать циферблат в виде круга, правильно расположить все цифры и стрелки, указывающие точное время. Обычно этот тест не вызывает затруднений. Но при наличии когнитивных нарушений, проблем с памятью, больной допускает неточности и ошибки.
С возрастом память у человека начинает постепенно деградировать, что является вполне нормальным для процесса старения. Наиболее частой формой деменции является болезнь Альцгеймера.
Результат теста «Рисование часов»
10 баллов - норма, нарисован круг, цифры в нужных местах, стрелки показывают указанное время.
9 баллов - допущены незначительные неточности расположения стрелок.
8 баллов - заметные ошибки в расположении стрелок (одна из стрелок отклоняется больше, чем на час).
7 баллов - обе стрелки показывают неправильное время.
6 баллов - стрелки не показывают время (к примеру, время обведено кружком).
5 баллов - неправильная расстановка цифр (следуют в обратном порядке либо расстояние между ними разное).
4 балла - нет целостности часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга.
3 балла - циферблат и числа не связаны между собой.
2 балла - тестируемый пробует выполнить задание, но безрезультатно.
1 балл - пациент не выполняет задание.
Если результат составляет менее 9 баллов, это свидетельствует о наличии выраженных нарушений памяти. В таких случаях следует обратиться за помощью к специалисту.
Память является сложной системой, основанной на многочисленных процессах в мозговой деятельности. Расстройство памяти - серьезная проблема для человека. При выявлении проблем с памятью первоначально рекомендуется пройти диагностику у невролога.
Подготовила Марьяна Чорновил
Тест Вейдлиха
ТМТ-тест (Trail-Making test) Рейтана
Методика была предложена Reitanв 1956 году и предназначена для оценкиконцентрации и переключаемости внимания, а также темпа сенсомоторных реакций.
Тест представляет собой модифицированный вариант классических «Таблиц Шульте» и состоит из двух отдельных субтестов (А и В).
Субтест А включает бланк, на котором в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен как можно быстрее отыскивать числа по порядку и соединять их линиями.
На бланке субтеста Вв случайном порядке расположены числа от 1 до 13 и буквы от А до М. Задача испытуемого состоит в отыскивании и попеременном соединении линий цифр и буквв определенном порядке.
В ходе тестирования регистрируется время выполнения каждого субтеста.
Первичные оценки переводятся в стандартизованные с учетом возраста испытуемого.
Снижение по сравнению с возрастной «нормой» оценки в субтесте А отражает замедление темпа психической деятельности, затруднения концентрации и удержания внимания, а снижение показателя в субтесте В показывает затруднения переключаемости активного внимания и инертность познавательных процессов.
Методика Вейдлихабыла предложена в 1972 году и направлена на исследование памяти.
Принцип тестирования состоит в проведении многократных обучающих проб. Тест включает 9 карточек-образцов, на каждом из которых изображенагеометрическая фигура, составленная из 5 линий одинаковой длины.
Карточки предъявляются испытуемому в строгой последовательности в течение определенного времени (время экспозиции при первом предъявлении - 10 сек., при втором и третьем - 5 сек.). Испытуемый должен воспроизвести изображенные на карточках фигуры, отмечая при этом порядок предъявления. Проведение эксперимента прекращается после трех повторений.
Оценка результатов основана на качественном и количественном анализе ошибок воспроизведения. При интерпретации результатов учитывается показатель кратковременной памяти обследуемого и показатель обучаемости, отражающий особенности заучивания фигур при трехкратном повторении опыта. Оба показателя вычисляются с учетом возраста испытуемого.
Данная методика определяет состоятельность когнитивных функций и является тестом экспресс-диагностики деменции.
Тест рисования часов был предложен в 1900-х годах как методика диагностики конструктивной апраксии. Сначала по результатам изучения черепно-мозговых травм первой мировой войны было установлено, что нарушения рисования часов связаны с повреждениями затылочных и теменных областей головного мозга. Позже расстройства визуально-пространственной ориентации, проявляющиеся в неспособности правильного рисования часов, стали расцениваться как ранние признаки деменции.
Диагностика с помощью теста рисования часов включает три формы проведения исследования:
· рисование часов;
· установка времени;
· определение времени.
Процедура рисования часов включает задание нарисовать циферблат и правильно указать на нем числовые отметки времени.
Процедура установки времени включает рисование минутной и часовой стрелок с указанием какого-либо определенного времени.
Определение времени испытуемым подразумевает демонстрацию ему циферблата без цифр, но с отметками в местах расположения цифр и расставленными стрелками. Испытуемый должен определить время на циферблате.
В процессе развития методики разработано несколько систем оценки полученных результатов, включающих такие критерии как пропуски цифр, ошибки в расположении, повторы, неравные промежутки между цифрами.
Методика оценки рисования часов обладает высокой сенситивностью и специфичностью в диагностике деменции, правополушарных поражений и нарушений контроля за исполнительными функциями в лобных отделах головного мозга.