• Тест на определение нарушений памяти «Рисование часов. Онлайн тесты по английскому языку Тест рисования часов интерпретация

    Простота и необычайно высокая информативность данного теста, в том числе и при легкой деменции, делает его одним из наиболее общеупотребительных инструментов для диагностики данного клинического синдрома.

    Тест проводится следующим образом. Больному дают чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Врач говорит: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате, и чтобы стрелки часов показывали без пятнадцати два». Больной самостоятельно должен нарисовать круг, поставить в правильные места все 12 чисел и нарисовать стрелки, указывающие на правильные позиции, В норме, это задание никогда не вызывает затруднений. Если возникают ошибки, они оцениваются количественно по 10-балльной шкале:
    10 баллов – норма, нарисован круг, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время.
    9 баллов – незначительные неточности расположения стрелок.
    8 баллов – более заметные ошибки в расположении стрелок
    7 баллов – стрелки показывают совершенно неправильное время
    6 баллов – стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком)

    5 баллов – неправильное расположение чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке (против часовой стрелки) или расстояние между числами неодинаковое.
    4 балла – утрачена целостность часов, часть чисел отсутствуют или расположена вне круга
    3 балла – числа и циферблат более не связаны друг с другом
    2 балла – деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно
    1 балл – больной не делает попыток выполнить инструкцию
    Выполнение данного теста нарушается как при деменциях лобного типа, так и при альцгеймеровской деменции и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур. ,Для дифференциального диагноза данных состояний, при неправильном самостоятельном рисунке, больного просят дорисовать стрелки на уже нарисованном (врачом) циферблате с числами. При деменциях лобного типа и деменциях с преимущественным поражением подкорковых структур легкой и умеренной выраженности страдает лишь самостоятельное рисование, в то время как способность расположения стрелок на уже нарисованном циферблате сохраняется. При деменции альцгеймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и способность расположения стрелок на уже готовом циферблате.

    По традиции, напоминаю, что этот тест может быть использован родственниками пожилого человека для первичного выявления проблем. Но обнаруженные отклонения - это повод для визита к врачу, а не для сомнительных экспериментов с самостоятельным назначением препаратов. Помните, такие действия могут нанести существенный вред здоровью пациента!

    Охотно, тем более что сегодня он довольно часто применя­ется при психологическом тестировании когнитивной сферы, например, при клинических испытаниях лекарственных препа­ратов или при диагностике деменций. Однако следует иметь в виду, что вопрос об использовании этой методики в контексте нейропсихологической диагностики представляется дискусси­онным. Тест рисования часов (CDT) разработан западными пси­хологами (Lovenstone, Gauthier, 2001).

    Испытуемому дается чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Инструкция звучит так: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате. Теперь нарисуйте на часах стрелки так, чтобы они показывали без пятнадцати два». Выполнение этого теста предполагает количественную оценку по 10-балльной шкале: 10 баллов - нормальное выпол­нение; 9 - незначительные неточности расположения стрелок; 8 - более заметные ошибки в расположении стрелок; 7 - стрел­ки показывают совершенно неправильное время; 6 - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком); 5 - числа на циферблате следуют в обратном порядке или расстояние между числами неодинаковое; 4 - утрачена це­лостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга; 3 - числа и циферблат более не связаны друг с другом; 2 - больной безуспешно пытается выполнить инструкцию; 1 - боль­ной не делает попыток выполнить инструкцию.

    Теперь, когда вы подробно познакомились с данной мето­дикой, становится понятным то утверждение, которым мы пред­варили ее описание. Методика направлена только на оценку со­стояния конкретного оптико-пространственного навыка; выде­ленные в ней типы ошибок никак не соотносятся с поражениями определенных зон мозга. Следовательно, она едва ли может применяться в целях топической нейропсихологической диагно­стики.

    q В комплекс луриевских методик исследования оптико-простран­ственного восприятия включена географическая карта. Как ис­пытуемый должен работать с ней?

    Действительно, такая методика существует, причем в двух вариантах (Лурия, 1962; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). Первый - это са­мостоятельный рисунок географической карты. Психолог дает испытуемому чистый лист бумаги формата А4 или А5, просит поставить в центр листа небольшой кружочек и написать рядом слово «Москва». Затем испытуемому предлагается представить, что перед ним географическая карта. Он должен расставить по краям листа буквы, обозначающие стороны света (север, юг, запад, восток), а затем указать расположение нескольких гео­графических объектов (например, Санкт-Петербурга, Минска, Уральских гор, Черного моря).



    Второй вариант - это выбор правильной географической карты. Испытуемому предъявляются два изображения контур­ной карты европейской части СССР. Все детали обоих изобра­жений идентичны, но одно из них верно ориентировано отно­сительно сторон света, другое выполнено зеркально (на нем перепутаны местами восток и запад). Испытуемый должен осу­ществить выбор и обосновать его, объяснив, почему одна карта правильная, а другая - нет (Рис. 5).

    q При каких поражениях мозга будут наблюдаться наиболее от­четливые нарушения выполнения этих заданий?

    При поражениях теменно-затылочных отделов правого или левого полушарий мозга. Больные с такими нарушениями оши­баются в указании сторон света, не могут правильно располо­жить определенные географические объекты или выбрать пра­вильную карту. Многочисленные примеры таких ошибок при­ведены в работах А.Р. Лурии (1962, 1971).

    Рис. 5. Географическая карта

    q А как выполняют рисунок географической карты здоровые ис­пытуемые?

    Этот вопрос интересовал и нас. Мы обследовали 120 психи­чески здоровых испытуемых в возрасте от 18 до 66 лет. Среди них было 86% женщин и 14% мужчин; 98% испытуемых с неокон­ченным высшим или высшим образованием; 7% леворуких и ам-бидекстров, остальные испытуемые считали себя праворукими. Успешно (без ошибок) справился с заданием 21% испытуемых. Оказалось, что далеко не все части задания выполнялись одина­ково успешно. Так, если стороны света указывали верно все, то расположение отдельных географических пунктов в ряде случа­ев указывалось ошибочно. Например, расположение Санкт-Пе­тербурга по отношению к Москве верно указывали 81% испыту­емых, 18% расположили его на севере или на северо-востоке, а один из испытуемых - на юго-западе. Черное море правильно расположили на импровизированной карте 67% испытуемых, остальные допустили те или иные ошибки: 18% испытуемых на­рисовали его на юго-востоке, 13% очень сильно сместили его на запад, 2% поместили его на северо-востоке или на северо-запа­де. Таким образом, можно заключить, что в норме практически отсутствуют ошибки при указании сторон света, однако доста­точно часто встречаются более или менее значимые неточности в расположении отдельных географических объектов. Лучше все­го справились с рисунком карты испытуемые 60 лет и старше. Более подробные данные можно найти в наших статьях (Бала­шова, Ковязина, 2006с, б).

    Пациенту дают карандаш и чистый лист бумаги и предлагают изобразить круглые часы, циферблат с правильно расположенными цифрами и нарисовать стрелки таким образом, чтобы часы по­казывали определенное психологом время (например, без пятнадцати два). Оценка проводится по 10-балльной формализо­ванной шкале:

    10 баллов – норма (варианты нормы). Нарисованы круг­лые часы, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время;

    9 баллов - незначительные неточ­ности в расположении стрелок;

    8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок;

    7 баллов - стрелки показывают со­вершенно неправильное время;

    6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное вре­мя обведено кружком или обозначено другими знаками);

    5 баллов - неправильное расположе­ние чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке или расстояние меж­ду числами неодинаковое;

    4 балла - утрачена целостность ча­сов, часть чисел отсутствует или распо­ложена вне круга;

    3 балла - числа и циферблат более не связаны друг с другом;

    2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно;

    1 балл - больной не делает попыток выполнить инструкцию.

    Результат теста менее 10 баллов сви­детельствует о возможном наличии ког­нитивных расстройств.

    При неправильно выполненном са­мостоятельном рисунке психолог дает зада­ние дорисовать стрелки на уже нарисо­ванном циферблате с числами. При деменциях лобного и подкоркового типа страдает преимущественно самостоя­тельное рисование, а при деменции альц-геймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и спо­собность расположить стрелки на ци­ферблате (зрительно-пространственные нарушения).

    Тест 5 слов

    Пациенту предлагается прочитать и запомнить 5 слов (кинотеатр, лимо­над, кузнечик, блюдце, грузовик), напи­санных крупным шрифтом в столбик на листе формата А4. После четырех­кратного чтения слов пациенту пред­лагают найти в этом списке название здания, название напитка и др.

    Затем исследуют непосредственное воспро­изведение. Если пациент затрудняется вспомнить слово, дается категориаль­ная подсказка (например, «А какой был напиток?»). После интерферирующего задания (обычно тест рисования ча­сов) исследуют отсроченное воспро­изведение. Результат складывается из суммы самостоятельных ответов и ответов после категориальных подска­зок. Максимальный результат: 5+5=10 баллов. Данная методика является высокоспецифичной при дифферен­циальной диагностике болезни Альцгеймера и сосудистых когнитивных расстройств. Если пациент после кате­гориальной подсказки так и не вспо­минает слово - это признак дефекта первичного запоминания, то есть болезни Альцгеймера.

    Повторение цифр в прямом и обратном порядке

    Пациента просят повторять за психологом цифровой ряд, начиная с двух цифр: 25, 582, 6439, 75 831, 586 924. Оцениваются внима­ние и кратковременная память. После этого исследуется воспроизведение в об­ратном порядке (т. е. необходимо повто­рять цифры с конца ряда): 25 - пациент повторяет «52», 397 - повторяет «793» и так далее.

    Нарушение повторения цифр в об­ратном порядке свидетельствует о дис­функции лобных долей, что характерно для сосудистых когнитивных нарушений.

    Использование методов нейропсихологического тестирования с целью оцен­ки состояния когнитивных функций, наряду с оценкой двигатель­ной, координаторной, чувствительной, вегетативной и других функций должно в обязательном порядке входить в алго­ритм обследования пациентов с пораже­нием головного мозга различной этио­логии, в первую очередь сосудистой. Хотя в большинстве случаев результаты тес­тов отражают ту или иную стадию ког­нитивного дефицита, это не является аб­солютной закономерностью, и получен­ные цифровые показатели следует оце­нивать в комплексе с другими вышеиз­ложенными критериями.

    Таким образом, своевременное выяв­ление и анализ когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии пред­ставляют собой важнейшую задачу как на амбулаторно-поликлиническом, так и на стационарном уровне. В связи с отно­сительной простотой и доступностью скрининговых методов нейропсихологической диагностики они должны быть обязательными при

    обследовании больных не только с признаками сосудистого поражения го­ловного мозга, но и имеющих факторы риска развития когнитивных нарушений, особенно у лиц старого и пожилого возраста.

    Люди на просторах интернет ищут точные психологические тесты , чтобы лучше понять себя, определить свои способности и возможности. Предлагаем вашему вниманию простой, но информативный и увлекательный тест на определение нарушений памяти «Рисование часов» (the Clock Drawing Test, CDT) .

    Память - способность человеческого мозга воспринимать, запечатлевать, сохранять и наконец, воспроизводить информацию.

    Для тестирования понадобится чистый лист белой бумаги, карандаш или ручка. Задание следующее: нарисуйте круглый циферблат с цифрами и укажите заданное время стрелками: без пятнадцати два. На выполнение отводится 10-15 минут. Важное достоинство теста - его краткость. Этот скрининг можно провести самостоятельно.

    Пациент самостоятельно, без подсказок и подглядываний (по памяти) должен нарисовать циферблат в виде круга, правильно расположить все цифры и стрелки, указывающие точное время. Обычно этот тест не вызывает затруднений. Но при наличии когнитивных нарушений, проблем с памятью, больной допускает неточности и ошибки.

    С возрастом память у человека начинает постепенно деградировать, что является вполне нормальным для процесса старения. Наиболее частой формой деменции является болезнь Альцгеймера.

    Результат теста «Рисование часов»

    10 баллов - норма, нарисован круг, цифры в нужных местах, стрелки показывают указанное время.

    9 баллов - допущены незначительные неточности расположения стрелок.

    8 баллов - заметные ошибки в расположении стрелок (одна из стрелок отклоняется больше, чем на час).

    7 баллов - обе стрелки показывают неправильное время.

    6 баллов - стрелки не показывают время (к примеру, время обведено кружком).

    5 баллов - неправильная расстановка цифр (следуют в обратном порядке либо расстояние между ними разное).

    4 балла - нет целостности часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга.

    3 балла - циферблат и числа не связаны между собой.

    2 балла - тестируемый пробует выполнить задание, но безрезультатно.

    1 балл - пациент не выполняет задание.

    Если результат составляет менее 9 баллов, это свидетельствует о наличии выраженных нарушений памяти. В таких случаях следует обратиться за помощью к специалисту.

    Память является сложной системой, основанной на многочисленных процессах в мозговой деятельности. Расстройство памяти - серьезная проблема для человека. При выявлении проблем с памятью первоначально рекомендуется пройти диагностику у невролога.

    Подготовила Марьяна Чорновил

    Тест Вейдлиха

    ТМТ-тест (Trail-Making test) Рейтана

    Методика была предложена Reitanв 1956 году и предназначена для оценкиконцентрации и переключаемости внимания, а также темпа сенсомоторных реакций.

    Тест представляет собой модифицированный вариант классических «Таблиц Шульте» и состоит из двух отдельных субтестов (А и В).

    Субтест А включает бланк, на котором в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен как можно быстрее отыскивать числа по порядку и соединять их линиями.

    На бланке субтеста Вв случайном порядке расположены числа от 1 до 13 и буквы от А до М. Задача испытуемого состоит в отыскивании и попеременном соединении линий цифр и буквв определенном порядке.

    В ходе тестирования регистрируется время выполнения каждого субтеста.

    Первичные оценки переводятся в стандартизованные с учетом возраста испытуемого.

    Снижение по сравнению с возрастной «нормой» оценки в субтесте А отражает замедление темпа психической деятельности, затруднения концентра­ции и удержания внимания, а снижение показателя в субтесте В показывает затруднения переключаемости активного внимания и инертность познавательных процессов.

    Методика Вейдлихабыла предложена в 1972 году и направлена на исследование памяти.

    Принцип тестирования состоит в проведении многократных обучающих проб. Тест включает 9 карточек-образцов, на каждом из которых изображенагеометрическая фигура, составленная из 5 линий одинаковой дли­ны.

    Карточки предъявляются испытуемому в строгой последователь­ности в течение определенного времени (время экспозиции при первом предъявлении - 10 сек., при втором и третьем - 5 сек.). Испытуемый должен воспроизвести изображенные на карточках фигуры, отмечая при этом порядок предъявления. Проведение эксперимента прекращается после трех повторений.

    Оценка результатов основана на качественном и количественном анализе ошибок воспроизведе­ния. При интерпретации результатов учи­тывается показатель кратковременной памяти обследуемого и пока­затель обучаемости, отражающий особенности заучивания фигур при трехкратном повторении опыта. Оба показателя вычисляются с уче­том возраста испытуемого.

    Данная методика определяет состоятельность когнитивных функций и является тестом экспресс-диагностики деменции.

    Тест рисования часов был предложен в 1900-х годах как методика диагностики конструктивной апраксии. Сначала по результатам изучения черепно-мозговых травм первой мировой войны было установлено, что нарушения рисования часов связаны с повреждениями затылочных и теменных областей головного мозга. Позже расстройства визуально-пространственной ориентации, проявляющиеся в неспособности правильного рисования часов, стали расцениваться как ранние признаки деменции.



    Диагностика с помощью теста рисования часов включает три формы проведения исследования:

    · рисование часов;

    · установка времени;

    · определение времени.

    Процедура рисования часов включает задание нарисовать циферблат и правильно указать на нем числовые отметки времени.

    Процедура установки времени включает рисование минутной и часовой стрелок с указанием какого-либо определенного времени.

    Определение времени испытуемым подразумевает демонстрацию ему циферблата без цифр, но с отметками в местах расположения цифр и расставленными стрелками. Испытуемый должен определить время на циферблате.

    В процессе развития методики разработано несколько систем оценки полученных результатов, включающих такие критерии как пропуски цифр, ошибки в расположении, повторы, неравные промежутки между цифрами.

    Методика оценки рисования часов обладает высокой сенситивностью и специфичностью в диагностике деменции, правополушарных поражений и нарушений контроля за исполнительными функциями в лобных отделах головного мозга.