• Общество у монголов в средние века. Школьная энциклопедия

    Монголы - объединение родственных центральноазиатских племен монголоидной расы. Первые упоминания о монгольских племенах появились в китайских исторических хрониках в VII-X вв. В XI-XII вв. монголы занимали примерно туже территорию, что и ныне. Каждый монгольский мужчина с детства готовился стать воином, все представители кочевых племен мастерски владели мечом, луком и копьем. Основным их занятием было кочевое скотоводство, охота и разбой в степях на пути китайских торговых караванов. В начале XIII в. ряд племен объединились под властью Чингисхана (Тэмуджина) и образовали единое монгольское государство. К этому времени кочевое скотоводство стало малопродуктивным из-за изменения климата, и мечты монголов о богатой и сытой жизни оказались целиком связаны с ограблением не воинственных, но богатых соседних народов. Вскоре после образования Монгольского государства начались военные походы кочевников, продолжавшиеся около двух столетий. Чингисхану удалось создать высокобоеспособное, дисциплинированное и маневренное конное войско, равных которому не было ни в Азии, ни в Европе. К 1211 г. Чингисхан подчинил все основные племена Сибири и обложил их данью. В 1218 г. монголы покорили Корею. К 1234 г. они завершили завоевание Северного Китая. В процессе завоевания монголы заимствовали у китайцев различную военную технику, а также научились осаждать крепости при помощи стенобитных и осадных машин. В 1219-1221 гг. войска Чингисхана прошлись огнем и мечом по территориям центральноазиатских государств и разграбили множество богатых городов, в том числе Бухару, Самарканд, Мерв и Ургенч. После разгрома войск хорезмшаха Мухаммеда монгольские отряды вторглись в Северный Иран, а затем разбили грузинское воинство и разрушили несколько древних торговых городов на Кавказе. Проникнув на Северный Кавказ через Ширванское ущелье, монголы столкнулись с половцами и истребили их значительную часть, используя хитрость и коварство. Продолжив движение к Днепру, монголы впервые встретились с русскими воинами и победили их в битве на р. Калка в 1223 г. К концу жизни Чингисхана в 1227 г. в руки монголов попали огромные территории от Тихого океана на востоке до Каспийского моря на западе. Еще при жизни Чингисхан разделил огромную империю между сыновьями на улусы, которые оставались в составе единого государства еще 40 лет после его смерти. Улус Угедэя - собственно Монголия и Северный Китай, улус Чагатая - Средняя Азия, улус Джучи - пространства к западу и югу от Иртыша до Уральских гор, Аральского и Каспийского морей. В 40 гг. XIII в. выделился еще один улус, охватывавший часть Ирана и Закавказье, который был отдан внуку Чингисхана - Хулагу. Монгольская династия Хулагидов правила на Ближнем и Среднем Востоке с середины XIII до середины XIV вв. Ее представители носили титул ильханов. Государство Хулагидов включало Иран, большую часть современного Афганистана и Туркмении, большую часть Закавказья, Ирак и восточную часть Малой Азии до р. Кызыл-Ирмак. Среди вассалов и данников Хулагидов были Трапезундская империя, Грузия, Конийский султанат, Киликийское армянское царство, Кипрское королевство. Руководящей силой государства Хулагидов была монгольская знать, но чиновничий аппарат состоял в основном из представителей иранских аристократических родов. Ильхан Газан-хан (1295-1304) сблизился с мусульманской чиновной и духовной знатью, принял ислам и сделал его государственной религией. Однако в середине XIV в. государство Хулагидов вследствие народных восстаний, сепаратизма монголо-тюркских феодалов, упадка городов и торговли распалось на несколько частей. Процесс распада великой монгольской империи шел и в других монгольских владениях. В начале XIV в. улус Джучи распался на Синюю и Белую Орду. Впоследствии за Белой Ордой, располагавшейся в бассейне Волги и Дона, в Крыму и на Северном Кавказе, закрепилось название Золотой Орды.

    Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 2, с.90-91.

    Можно в чем угодно убедить
    Целую страну наверняка,
    Если дух и разум повредить
    С помощью печатного станка.
    И. Губерман


    История монголо-татарского ига на Руси представляется сплошной цепью несоответствий. Даже если отдельные звенья этой цепи можно принять за исторические события, то между собой у них связь отсутствует.

    Летописцы-монахи утверждают, что взяв русские города, Батый сжигает их дотла. Население уничтожает или уводит в плен. Короче, всячески старается привести земли в состояние недееспособности. Как же теперь он собирается «брать» дань, если нет ни скотины, ни посевов, ни людей? Да еще после разграбления срочно уходит в степь. В степи ни фруктов, ни овощей. Климатические условия тяжелые. От ветра и снега спрятаться негде. Рек мало. Развлечься и то негде. Нам объясняют: это народ такой. Им с тушканчиками веселее. Любят они это дело. Выходит, посевы вытоптали, теплые удобные дома сожгли и быстрее сбежали в голодную, холодную степь. Население забрали с собой. Кого не забрали, тех убили. При этом оставшихся (очевидно, трупы) обложили данью. Хочется, как Станиславский, воскликнуть: «Не верю!»

    Конечно, если тебя заставляют придумывать боевые действия, а ты ни одной пары сапог не стоптал, немудрено «захват территории» перепутать с «карательной экспедицией». Ведь именно карательную экспедицию описывают летописцы, одновременно представляя Батыя как захватчика. Окружению Батыя тоже не нужна карательная экспедиция. Окружение — это старшие чингизиды, т.е. сыновья Чингиз-хана. Ведь Батый — только его внук. Им не нужна слава «завоевателя Батыя». Им плевать на нее. Даже нет. Они ненавидят ее. Из-за славы Батыя они остались в тени, стали людьми второго сорта. Им незачем дальше идти с Батыем. Каждому чингизиду хочется иметь свой богатый улус (область), в котором сидеть маленьким независимым царьком. Так происходило во всех восточных странах. Там теперь блаженствуют оставленные чингизиды.

    По свидетельству историка Ала ад-Дина Ата-Малика, получив улус, монгольский наместник получает звание Сбабна и после этого на войну уже не ходит. Ему теперь и так хорошо.

    Тем не менее нас убеждают, что монгольское войско скромно покидает захваченную русскую территорию и смиренно удаляется в степь собирать сухие лошадиные лепешки для обогрева юрт. Как сильно меняются монгольские нравы, когда дело касается Руси? Причем у тех монголов, которые не соприкасаются с Русью, нравы остались прежние. А на Руси монголы совершенно на монголов не похожи. Почему же историки не посвятят нас в эти таинственные инкарнации?

    Единственный, кто попытался указать причину скоропостижного ухода Батыя в степь до наступления весны, это исследователь генерал М.И. Иванин. Он утверждает, что от сочной травы средней полосы, которая зазеленеет весной, монгольские лошади непременно должны сдохнуть. Они привыкли к худосочной, степной. А сочная трава с русских лугов для них вроде отравы. Поэтому единственное, что гонит Батыя в степь до наступления весны, это отеческая забота о лошадях. Мы, конечно, не владеем такими тонкостями конского корма. И это утверждение М.И. Иванина ставит нас в тупик. Было бы интересно покормить монгольскую лошадь сочной травой и посмотреть, сдохнет она или нет? Но для этого ее из Монголии выписать надо. Накладно получается. А если вдруг не сдохнет? Куда ее потом девать? Мы на 11-м этаже живем.

    В общем, опровергнуть данное утверждение мы не можем, но слышим о таком явлении впервые.

    Вот что о походе Батыя говорят официальные источники:
    «В декабре 1237 г. Батый вторгся в русские земли… Серьезного сопротивления рязанцы оказать не могли: они могли выставить не более пяти тысяч воинов. Монголов было много больше. Русские летописи говорят о «бесчисленном воинстве». Дело в том, что каждый монгольский воин вел с собой не менее трех лошадей — ездовую, вьючную и боевую. Прокормить такое количество животных зимой в чужой стране было непросто… Только в феврале было взято 14 городов, не считая слобод и погостов».

    Итак, дремучие леса. Отсутствие дорог. Декабрь. Зима в разгаре. Мороз трещит. Может ночью и до 40 доходит. Снега, где по колено, где по пояс. Сверху корка твердого наста. В русские леса заходит армия Батыя. Здесь необходимо заняться некоторыми подсчетами, чтобы иметь более-менее внятное представление о численности войска монголов. По мнению многих историков, армия Батыя насчитывала 400 000 человек. Это соответствует представлениям «о бесчисленном множестве». Соответственно лошадей в три раза больше, т.е. 1 200 000 (один миллион двести тысяч). Что ж, давайте отталкиваться от этих цифр.

    Значит, в леса вошли 400 тысяч воинов и 1 миллион 200 тысяч лошадей. Дороги нет. Как быть? Кто-то впереди должен ломать наст, остальные за ним гуськом: монгол, лошадь, лошадь, лошадь, монгол, лошадь, лошадь, лошадь, монгол… По-другому никак. Хоть по речке иди, хоть по лесу.

    Какая же получается длина цепочки? Если каждой лошади отведем, например, по три метра. То 3 метра, умножить на 1 миллион 200 тысяч лошадей, получается 3 миллиона 600 тысяч метров. Проще говоря, 3600 километров. Это без самих монголов. Представили? Если впереди наст ломают со скоростью быстро идущего человека примерно 5 км/час, то последняя лошадь только через 720 часов окажется там, где стояла первая. Но по лесу можно ходить только днем. Короткий зимний день 10 часов. Выходит, 72 дня понадобится монголам для перехода на самое маленькое расстояние. Когда речь идет о цепочке лошадей или людей, вступает в силу эффект «игольного ушка». Всю нитку надо тянуть через игольное ушко, даже если она длиной 3600 км. И быстрее никак.

    Исходя из приведенных расчетов, удивляет скорость боевых действий Батыя — только в феврале 14 городов. За февраль такую кавалькаду невозможно просто провести по 14 городам. Римляне, в отличие от монголов, продвигались по лесам Германии со скоростью 5 километров в сутки, хотя это было летом и без лошадей.

    Надо понимать, войско Батыя все время находилось или на марше, или на штурме, т.е. ночевали постоянно в лесу.

    А мороз-то в этих местах по ночам до 40 градусов бывает. Нам показывали инструкцию, как таежнику нужно из веток сделать заслон с подветренной стороны, а с открытой стороны расположить тлеющее бревно. Оно будет обогревать и заграждать от нападения диких зверей. В таком положении можно переночевать при 40-градусном морозе и не замерзнуть. Но представить, что вместо таежника будет монгол с тремя лошадьми, никак не выходит. Вопрос не праздный: «Как монголы выжили зимой в лесу?»

    Чем же прокормить лошадей зимой в лесу? Скорее всего — нечем. А 1 миллион 200 тысяч лошадей в сутки съедают примерно 6000 тонн корма. На следующий день опять 6000 тонн. Потом опять. Снова вопрос без ответа: «Как можно прокормить столько лошадей в условиях русской зимы?».

    Вроде ведь несложно: количество корма умножить на количество лошадей. Но по всему видно, историки не знакомы с арифметикой начальной школы, а мы обязаны считать их серьезными людьми! Генерал М.И. Иванин допускает, что численность монгольского войска составляла 600 000 человек. Про количество лошадей, в этом случае, лучше не вспоминать. Подобные высказывания Иванина невольно наталкивают на мысль: не было ли у генерала привычки по утрам злоупотреблять «горькой»?

    Дешевые рассказы о том, как лошади в 30-градусный мороз копытами выдалбливают прошлогоднюю траву из-под метрового слоя снега и наедаются до отвала, в лучшем случае — наивность. Не протянет лошадь зиму в Подмосковье на одной траве. Ей овса требуется. И много. Это в теплых климатических условиях лошадь на траве до весны дотянет. А в мороз расход энергии у нее другой — повышенный. Так что не дожили бы «батыевы» лошади до «победы». Это так, на заметку академическим историкам, мнящим себя биологами. Вычитывая в исторических трудах подобные «научные» изыскания, хочется прошипеть: «Бред сивой кобылы!» Но нельзя. Это очень оскорбительно для кобылы! Сивая кобыла никогда не поперлась бы на всю зиму в русский лес. И любой монгол такого бы не сделал. Даже если б его звали Сивый Батый. Монголы в лошадях разбираются, жалеют их и прекрасно знают, что им можно, а чего нельзя.

    До такого могли додуматься только сивые историки, для которых бред, очевидно, обычное состояние.

    Самый простой вопрос: «Зачем вообще Батый взял лошадей?» На лошадях по лесу зимой не ездят. Кругом ветки и заросли. Зимой по насту лошадь не пройдет и километра. Она просто поранит себе ноги. Разведку на лошадях в лесу не ведут, погони не устраивают. Даже ускакать зимой в лесу на лошади не удастся, обязательно на сучок напорешься.

    А как можно использовать лошадей при штурме крепостей? Ведь не умеют лошади по крепостным стенам лазить. Они под крепостными стенами только гадить будут со страху. При штурме крепостей лошади бесполезны. А ведь именно во взятии крепостей заключается весь смысл похода Батыя, и ни в чем другом. Тогда к чему эта лошадиная эпопея?

    Вот в степи, да. В степи лошадь — это способ выживания. Это образ жизни. В степи тебя лошадь кормит и возит. Без нее никак. Печенеги, половцы, скифы, кипчаки, монголы и все остальные степные жители занимались разведением лошадей. Причем только этим и ничем иным. Естественно, что на таких просторах воевать без коня немыслимо. Войско состоит только из конницы. Пехоты там отродясь не бывало. И не потому все монгольское войско на конях, что умные. А потому, что степь.

    Вокруг Киева есть леса, а есть и степи. В степях половцы и печенеги «пасутся», потому у киевских князей тоже конница имеется, хотя немногочисленная. И совсем другое дело северные города — Москва, Коломна, Тверь, Торжок и т.д. Нету там у князей конницы! Ну не ездят там на конях! Негде! Лодка — там главное средство передвижения. Ладья, моноксил, однодревка. Тот же Рюрик не на лошади Русь покорял — на лодке.

    Немецкие рыцари иногда использовали лошадей. Но их огромные закованные в железо кони играли роль бронированных таранов, т.е. современных танков. И только в тех случаях, когда имелась возможность доставить их к месту назначения. Ни о каких кавалерийских атаках в северных лесах речи идти не могло. Основные войска севера были пешие. И не потому, что тупые. А потому, что там условия такие. Не было дорог ни для конных, ни для пеших. Вспомним хотя бы подвиг Ивана Сусанина. Завел поляков в лес и амбец! Не выбраться уже из него. Это мы говорим о 17-м веке, когда цивилизация кругом. А в 13-м? Вообще ни одной дорожки. Даже самой маленькой.

    То, что Батый водил зимой, по русским лесам миллионы бесполезных лошадей, выдается летописцами как верх военного искусства. Но поскольку из летописцев в армии никто не служил, то они не понимают, что с военной точки зрения — это маразм. Ни один полководец в мире не совершил бы такой глупости, включая Батыя.

    Почему-то историки забыли еще про одно животное, которое являлось основной тягловой силой монгольского войска, верблюда. Конница — это для наступления. А грузы тащили верблюды. Почитайте труды восточных путешественников. Да и современные ученые с удовольствием описывают, как войско Батыя на тысячах верблюдах выдвигалось к Волге из Каракумов. Даже сетуют на трудности перевоза верблюдов через Волгу. Они ведь сами не плавают. А потом как-то раз… и верблюды в полном составе испарились с горизонтов истории. Обрывается судьба бедных животных на другом берегу могучей реки. В связи с этим к историкам возникает вопросик: «КУДА ВЕРБЛЮДОВ ДЕЛИ?»

    Нас убеждают, что население русских городов, узнав о приближении врага, расселось по домам и стало дожидаться монголов. Почему же во время остальных многочисленных войн население поднималось на защиту своей земли? Князья договаривались между собой, выставляли рать. Оставшееся население покидало дома, пряталось в лесах и партизанило. И только в период монголо-татарского ига все население упорно жаждало помереть при штурме монголами родного города. Может ли быть объяснение столь массовому проявлению любви к домашнему очагу?
    Теперь непосредственно о штурмах Батыем городов — крепостей. Обычно во время штурма крепости нападающие несут огромные потери, поэтому открытого штурма стараются избежать. Нападающие идут на всяческие ухищрения, чтобы завладеть городом без штурма. В Европе, например, основной способ захвата крепостей -это длительная осада. Защитников крепости морили голодом и жаждой, пока те не сдавались. Вторая разновидность — подкоп, или «тихая сапа». Такой способ требует много времени и осторожности, но благодаря фактору внезапности позволял избежать многочисленных потерь. Если же не удавалось взять крепость, ее просто обходили и шли дальше. Уж очень муторное это дело — крепости брать.

    В случае с Батыем мы видим молниеносное взятие любой крепости. В чем же гениальность такого поразительного эффекта?

    Некоторые источники повествуют о наличии у монголов камнеметательных и стенобитных машин, которые возникают как бы ниоткуда, сразу по прибытии монголов к месту штурма. Протащить их по лесу невозможно. По льду замерзших рек тоже. Они тяжелые, лед проломят. Производить на месте — нужно время. Но если в месяц по 14 городов брать, значит, запаса времени тоже нет. Откуда же тогда они берутся? И как нам этому верить? Нужны хоть какие-то основания.

    Другие историки, очевидно, понимая абсурдность ситуации, про осадные машины молчат. Но скорость взятия крепостей не снижают. Как же все-таки можно «брать» города с такой скоростью? Случай-то уникальный. Аналогов в истории не имеется. Ни один завоеватель в мире не смог повторить «подвиг Батыя».
    «Гений Батыя», очевидно, должен лечь в основу изучения тактики всех военных академий, но ни один преподаватель военной академии никогда не слышал о тактике Батыя. Почему историки скрывают ее от военных?

    Главной причиной успеха монгольского войска называют его дисциплину. Дисциплина держится на жесткости наказания. За «непослушного» воина головой отвечает весь десяток, т.е. все товарищи, с кем он «служит», могут быть подвергнуты смертной казни. Также могут пострадать родственники «проштрафившегося». Вроде понятно. Но если учесть, что в войске Батыя самих монголов было менее 30%, а 70% составлял кочевой сброд, о какой же дисциплине может идти речь? Печенеги, половцы и другие кипчаки — это обычные пастухи. Ни на какие десятки их в жизни никто не разбивал. О регулярной армии они по сей день ничего не слыхали. Не понравилось ему что-то, развернул коня, и ищи ветра в чистом поле. Ни его самого, ни семью не отыщешь. Что, кстати, они и демонстрировали неоднократно. В других войнах кочевники предавали партнеров при малейшей опасности или просто переходили на сторону противника за небольшое вознаграждение. Уходили по одному и целыми племенами.

    Главное в психологии кочевника — выжить. У них нет Родины, в смысле обозначенной территории. Соответственно им не приходилось защищать ее, проявляя чудеса героизма. Героизм — полностью чуждое для них понятие. Человек, рискующий своей жизнью, в их глазах представляется не героем, а скорее идиотом. Навалиться кучей, чего-нибудь хапнуть и бежать. Только по такой схеме воевали кочевники. Рассказы о том, как пришлый кипчак гордо кричит: «За Родину, за Батыя!». И лезет на крепостную стену, ловко стуча кривыми ногами по самодельной лестнице, никак не складываются в единый образ. Он ведь еще должен грудью закрывать своих товарищей от вражеских стрел. При этом кипчак прекрасно понимает, что никто его потом по степи в инвалидной коляске катать не будет. И пенсию по ранению ему никто не выпишет. А тут лезь на высоту по шаткой лестнице неизвестно зачем. Да еще тебе кипящую смолу за шиворот льют. При этом учтите, что степной кочевник выше лошади никогда никуда не забирался. Карабкаться в высоту по шаткой лестнице для него такой же шок, как и прыжок с парашютом. Вы-то вот сами по приставной лестнице попробуйте хотя бы до четвертого этажа добраться? Тогда отчасти поймете переживания степного человека.

    Штурм крепостных стен — сложнейшее из военных искусств. Лестницы и приспособления очень специфичные, сложные в изготовлении. Каждый штурмующий должен знать свое место и выполнять непростые обязанности. Слаженность подразделения должна быть доведена до автоматизма. В бою некогда разбираться, кто держит, кто лезет, кто прикрывает, кто кого заменяет. Мастерство таких штурмов оттачивалось годами. При подготовке к штурму в нормальных армиях строились укрепления, идентичные настоящим. На них до автоматизма тренировали солдат и только потом приступали непосредственно к штурму. За взятие крепостей давались графские титулы, маршальские звания, земли, замки. В честь успешных штурмов чеканились именные медали. Взятие крепости — это гордость каждой армии, это отдельная страница истории.

    А тут нам весело рассказывают, что пересадили кочевника с коня на штурмовую лестницу, он и не заметил разницы. Штурмует по две крепости в день, остальную часть суток скучает. Не сойдет кочевник с коня ни за какие коврижки! Он воюет, всегда готовый смыться, и надеется в бою больше на коня, чем на себя. Никакие монголы ему тут не указ. Совмещение в войске Батыя железной дисциплины и кочевого сброда — взаимно исключающие друг друга понятия. Никогда в жизни у степняка даже мелькнуть не может мысль о том, чтобы залезть на крепостную стену. Именно поэтому Великая китайская стена стала непреодолимым препятствием на пути кочевников. Именно поэтому на нее потратили столько людей и средств. Окупилось все сполна. И тот, кто строительство китайской стены задумывал, знал, что окупится. А вот если бы у него советниками наши историки работали, да очки ему втерли про кочевников, которые по крепостным стенам лазят лучше всяких обезьян, а он бы их сдуру послушал. Не стал бы он тогда Великую китайскую стену возводить. И не было бы на свете этого «чуда света». Так что заслуга советско-российских историков в возведении Великой китайской стены это то, что они тогда еще не родились. Слава им за это! И спасибо от всех китайцев.

    Дальнейшее имеет отношение не только непосредственно к походу Батыя, но и ко всему периоду монголо-татарского ига. Многим событиям можно дать оценку, рассматривая весь исторический период.

    Оказалось, не только Русь страдает отсутствием информации о нашествии монголов. Поход Батыя на Европу в самой Европе также нигде не зафиксирован. Историк Эренжен Хаара-Даван говорит об этом так: «О монголах у западных народов, несмотря на то что они от них столько претерпели, почти ни у кого не имеется более или менее обстоятельных исторических трудов, кроме описания путешественников в Монголию Плано Карпини, Рубрука и Марко Поло». Другими словами, описание Монголии имеется, а описание нашествия монголов на Европу отсутствует.

    «Это объясняется тем, — пишет далее Эренжен, — что тогда еще молодая Западная Европа стояла на низшей ступени развития, чем древняя Азия, во всех отношениях, как в области духовной, так и материальной культуры».
    Тем не менее он подробно описывает европейские действия монголов. Описывает взятие Будапешта. Правда, слабо представляя, что на то время Буда, это была крепость, стоящая на крутом склоне, окруженная горами, на берегу Дуная. А Пешт — деревня, напротив Буды через реку.

    По видению Эренжена, Батый кричит: «Эти не уйдут из моих рук!», когда видит, что войско венгро-хорватов вышло из Будапешта, где оно раньше пряталось. Откуда же войско вышло? Если из Пешта, так деревня, она и есть деревня. Можно было их и там накрыть. А если из Буды, так это только в Дунай, т.е. в воду получается. Вряд ли бы войска туда поперлись. Как же нам понять, что должен означать «выход войск из Будапешта»?
    В описании похождений Батыя по Европе присутствует множество красочных мелочей неизвестного происхождения, которые якобы призваны подчеркнуть реальность сказанного. Но при внимательном рассмотрении они как раз-то и подмывают правдивость подобных историй.

    Удивляет причина прекращения похода монголов на Европу. Батыя вызвали на совещание в Монголию. А без Батыя что, получается, уже и не поход вовсе?

    Эренжен подробно расписывает походы чингизида Ногая, оставленного управлять захваченной частью Европы. В описаниях много внимания уделяется управлению Ногаем монгольскими войсками: «Многочисленная монгольская конница в устье Дуная соединилась с Болгарской и пошла на Византию. Во главе войск стояли болгарский царь Константин и князь Ногай… По данным арабских историков Руки ад-Дина и ал-Муффади, Берке-хан перед своей смертью послал войска под командой князя Ногая для взятия Царь-града… В девяностых годах 13-го века Ногай становится особенно агрессивным. Под его власть попали Тырновское царство, Видинское и Браничевское независимые княжества, Сербское королевство… В 1285 году монгольская конница Ногая вновь хлынула на Венгрию и Болгарию, опустошила Фракию и Македонию».

    Нам подробно описывают действия монгольских войск под командованием Ногая на Балканах. Но потом золотоордынский князь Тохта наказывает сепаратистски настроенного Ногая. Он наголову разбивает Ногая под Каганлыком.

    Причину поражения Эренжен указывает знаете какую? Сразу и не поверишь. Причина такая: в составе войска Ногая не было ни одного монгола! Поэтому дисциплинированному монгольскому войску Тохты не составило труда разбить войско Ногая, состоящее из всякого сброда.

    Как это может быть? Эренжен только что восхваляет действия монгольской конницы под командованием Ногая. Рассказывает, сколько монголов прислал ему хан Берке. И на этой же странице утверждает, что в монгольской коннице… не было монголов. Оказывается, конница Ногая состояла совсем из других племен.

    Читая исторические труды, невозможно отделаться от впечатления, что Ногай, а также Мамай были не монголами, а крымскими татарами. Историки против своей воли просто описывают военные походы крымских ханов, не имеющих ничего общего с монголами. Столкновения Ногая с Тохтой в 13 веке и Мамая с Тохтамышем в 14 веке только подталкивают к такой версии. Не знаем, кто по национальности были эти Тохта с Тохтамышем, но Ногай с Мамаем — явно были крымскими татарами. Тем не менее, даже не глядя на ожесточенную борьбу Ногая и Мамая против Золотой Орды, историки упорно продолжают величать их самих ордынцами. Видать, это оттого, что кому-то ОЧЕНЬ ХОЧЕТСЯ.

    Дошли, так сказать, до убитых. При столь массированных сражениях неминуема гибель огромного количества их участников. Где эти многотысячные захоронения? Где монгольские памятники в честь воинов, «погибших за правое дело Батыя»? Где данные археологов о монгольских кладбищах? Ашельские и мустьерские нашли, а монгольских — нет. Что за загадка природы?

    Ну и раз уж монголы в дальнейшем проживали на огромных европейских территориях, то все это пространство должно быть «усеяно» стационарными городскими и поселковыми кладбищами. Их наверняка легко отыскать по монгольским мусульманским мечетям? Просьба к академикам, которые утверждают, что история наука серьезная: «Представьте, пожалуйста, к осмотру». Хочется убедиться в наличии многотысячных монгольских кладбищ, полюбоваться специфическим орнаментом монгольских мусульманских мечетей.

    При планировании военной кампании важное место занимает выбор времени года. Особое значение это приобретает при проведении кампаний в странах с холодным климатом.

    Начал Гитлер войну против России в конце июня — поздно начал. Взятие Москвы на зиму пришлось. И все, полный провал! Пришел, как шутили советские солдаты, генерал Мороз, а с ним воевать бесполезно. Немецкие военные теоретики по сей день гнусавят: «Просто во время битвы за Москву морозы стояли сильные, поэтому мы и потерпели неудачу». А российские военные им резонно отвечают: «Как же, ребята, при планировании войны можно морозы не учитывать? Если бы не было морозов, так это была бы не Россия, это была бы Африка. Вы-то на войну куда собирались?»

    Неразрешимые проблемы возникли у гитлеровских войск из-за русских морозов. Вот что значит начинать войну в конце лета.

    До этого француз Наполеон на Русь ходил. Нанес поражение русским войскам при Бородино, вступил в Москву, но тут… зима, морозы. Тоже не подрассчитал. Зимой на Руси делать нечего. Непобедимая французская армия развалилась от голода и холода сама, не глядя на предыдущее победное шествие. Перебиваясь дохлой кониной и изредка крысятиной, французы бежали из России, даже не успевая хоронить своих товарищей.

    Известны ли эти титанические примеры историкам? Несомненно. Достаточно им этих примеров, чтобы понять: «Завоевать Русь зимой невозможно!»? Вряд ли.

    По их разумению, наступать на Русь легче всего зимой. И Батый, с их подачи, именно зимой планирует и проводит свой поход. Никакие правила военной стратегии историкам не указ. Легко умничать, сидя профессорским задом в теплом кресле. Вывести бы этих умников на военные сборы в январе, чтобы в палатках поспали, мерзлую землю покопали, по-пластунски в снегу поползали. Глядишь, другие бы мысли профессорские головы посещать начали. Может, и Батый тогда по-другому военные кампании планировать начал.

    Имеется много необъяснимых вопросов, связанных с утверждением историков о принадлежности монголов к магометанству (исламу). Сегодня официальная религия Монголии — буддизм. Имеется небольшая часть монголов, предпочитающих шаманство. Их можно распознать по наличию страшных масок в юртах. Но официальная религия — буддизм.

    Буддизм много веков оказывал влияние на Каракорум (монгольский город, впоследствии ставший столицей) и Китай. Только в 5 веке до н.э. на Китай начал оказывать влияние даосизм. Но и сегодня в Китае огромное количество приверженцев буддизма. Логика подсказывает, что монголы также всегда тяготели к буддизму. Но историки утверждают — нет. По их мнению, до 14 века монголы были язычниками и поклонялись единому Богу Сульде, хотя понятия «язычество» и «единобожие» исключают друг друга. Потом в 1320 году (имеются разные даты) признали ислам. А сегодня монголы почему-то оказались буддистами.

    Когда же они стали буддистами? Почему бросили ислам? В каком веке? В каком году? Кто инициатор? Как происходил переход? Кто был против? Имелись ли столкновения на религиозной почве? Но нигде ничего! Не найдете даже самого маленького намека. Почему же академическая наука не дает ответа на такие простые вопросы?

    А может, это не историки виноваты? Может, это сами монголы бюрократничают? Тянут с переходом в ислам по сей день, понимаешь! А с историков что взять? Они монголов уже в ислам перевели. Свою задачу, так сказать, выполнили. Они же не виноваты, что монголы к ним не прислушиваются. Или все-таки в чем-то виноваты?

    Единственные представители монголов в Европе — калмыки, сегодня строят буддистские хурулы. И при этом на территории Калмыкии нет ни одной мусульманской мечети. И даже развалин мечетей нет. Причем калмыки не просто буддисты, а именно буддисты-ламаисты, точно такие же, как в современной Монголии.

    Что же это получается? Кирсану Илюмжинову до сих пор не довели, что он — мусульманин? Прошло уже почти семь веков! А калмыки до сих пор думают, что они буддисты. Значит, виноваты историки! Куда смотрят? Целый народ назло исторической науке исповедует совершенно другую религию. Их что, не касаются научные достижения? Мало того что монгольские монголы не знают, что они мусульмане, еще и российские монголы туда же?! Бардак с этими монголами, куда ни ткни!

    Виноваты историки. Их вина. А то чья же? С татарами все понятно. Они и раньше были мусульманами и сейчас мусульмане, хоть крымские, хоть казанские — никаких вопросов. А вот исламский период монголов историками описывают как-то корявенько. И запах от этих описаний нехороший, чем-то несвежим отдает.

    Обширная и одновременно темная часть истории — это взаимоотношения религии и власти. Религия — это что-то такое возвышенное и невинное, к земному отношения практически не имеет. Но королевскую корону можешь получить только из рук папы римского. Он же будет решать, можно тебе жениться или разводиться. Крестовый поход начнется только, если он объявит. Да и просто пукать опасно, если предварительно не получено благословение.
    Это общеизвестные правила. Но они наглядно показывают, что христианизация других стран — дело небескорыстное. С остальными религиями дело обстоит точно так же. У кого в руках «религия», тот и решает, кому королем быть. Все просто и понятно. Если подсчитать, сколько из Руси в Византию добра вывезено, пока РПЦ не стала автокефальной, наверное, на эти деньги можно две таких Византии купить.

    Религиозные экспансии — неотъемлемая часть истории. За это дело столько крови пролито! За это людей целыми городами и странами уничтожали. И конца этим войнам пока не видно.

    Соединение в одних руках церковной и государственной власти в Византии получило название «цезарепапизм». Имеются такие описания периода цезарепапизма:

    «Цезарепапизм практически парализовал духовную силу церкви и почти лишил ее подлинной социальной значимости. Церковь целиком растворилась в мирских делах, обслуживая потребности правителей государства. В результате искренняя Вера в Бога, духовная жизнь стали существовать автономно, отгородившись монастырскими стенами. Церковь практически замкнулась в себе, предоставив миру идти своим путем».

    И все же непонятно, почему глава византийской церкви не венчает на царство киевских князей? Это же его обязанность. Почему их монголы «венчают»? Точнее, выдают «ярлыки» на Великое княжение. И немаловажный вопрос, кому выдают? Во всех государствах, завоеванных монголами, управлять ставят самого знатного чингизида. Причем чингизиды «кусок пожирнее» желают получить. Ругаются из-за этого, в драку лезут. Как только Руси коснулось, чингизиды уже не ругаются. Уже никто не хочет обзаводиться собственной вотчиной (улусом). Главным на Руси уже не чингизида ставят. Уже руса ставят. Но какая причина? Как это объясняют историки? Не нашли мы таких объяснений. Управление доверяют людям даже не монгольской национальности, хоть это полностью противоречит представлениям о монголах. В Китае, например, монголы даже образовали свою монгольскую династию императоров. Что же мешало им завести свою династию Великих русских князей? Должна, наверное, иметь корни необъяснимая доверчивость монгольских ханов к русским князьям.

    Удивляет радушное отношение монголов-мусульман к христианской церкви. Они освобождают церковь от всяких налогов. За время ига построено огромное количество христианских храмов по Руси. Главное, церкви строятся в самой Орде. А если учесть, что пленники-христиане содержатся в ямах впроголодь, то кто же ставит церкви в Орде?
    Монголы, согласно описаниям тех же историков, страшные, кровожадные дикари. Уничтожают все на своем пути. Обожают жестокость. Сдирают кожу с живых людей, вспарывают животы беременным женщинам. Для них не существует никаких моральных норм, кроме… христианской церкви. Тут монголы волшебным образом превращаются в «пушистых зайчиков».

    Вот данные официальных «исследований» историков: «Однако главная доля влияния монгольского ига на Россию относится именно к области духовных связей. Можно без преувеличения сказать, что православная церковь свободно вздохнула во время владычества монголов. Ханы выдавали русским митрополитам золотые ярлыки, ставившие церковь в совершенно независимое от княжеской власти положение. Суд, доходы — все это подлежало ведению митрополита, и, не раздираемая усобицами, не обираемая князьями, церковь быстро приобрела материальные средства и земельную собственность, а главное, такое значение в государстве, что могла, например, позволить себе представлять убежище многочисленному люду, искавшему у нее защиты от княжеского произвола…
    В 1270 г. хан Менгу-Тимур издал следующий указ: «На Руси да не дерзнет никто посрамлять церквей и обижать митрополитов и подчиненных ему архимандритов, протоиреев, иереев и т.д.

    Свободными от всех податей да будут их города, области, деревни, земли, охоты, ульи, луга, леса, огороды, сады, мельницы и молочные хозяйства…»

    Хан Узбек расширил привилегии церкви: «Все чины православной церкви и все монахи подлежат лишь суду православного митрополита, отнюдь не чиновников Орды и не княжескому суду. Тот, кто ограбит духовное лицо, должен заплатить ему втрое. Кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню, тот подлежит смерти без различия, русский он или монгол».

    В этой своей исторической роли Золотая Орда явилась не только покровительницей, но и защитницей русского православия. Иго монголов — язычников и мусульман — не только не тронуло душу русского народа, его православную веру, но даже сберегло ее.

    Именно в века татарского владычества Россия утвердилась в православии, превратилась в «Святую Русь», в страну «многочисленных церквей и неумолкаемого колокольного звона». (Фонд «Мир Льва Гумилева». Москва, «ДИ-ДИК», 1993. Эренжен Хара-Даван. «Чингис-хан как полководец и его наследие». Стр. 236-237. Рекомендовано Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для дополнительного образования). БЕЗ КОММЕНТАРИЕВ.

    Интересные имена носили монгольские ханы, представленные нашими историками, — Тимур, Узбек, Улу-Мухаммед. Для сравнения приведем несколько настоящих монгольских имен: Нацагийн, Санжачийн, Намбарын, Бадамцэцэг, Гуррагчаа. Почувствуйте разницу.

    Неожиданные сведения по истории Монголии представлены в энциклопедии:
    «О древней истории Монголии сведений не сохранилось». Конец цитаты.

    О.Ю. Кубякин, Е.О. Кубякин «Криминал как основа происхождения Русского государства и три фальсификации тысячелетия»

    Монгольская империя — ханское государство, основанное в Монголии, но быстро завоевавшее огромную территорию от Тихого океана до Чёрного и Средиземного морей. Включало территорию современной Монголии (Внешняя Монголия), северных районов Китая (автономный район Внутренняя Монголия, провинции Ганьсу и Шэньси), Центральной и Средней Азии, Закавказья, Ирана, Афганистана, южной и восточной частей Европейской России, большей части Турции и Кореи, некоторые территории в Центральной Европе и др. Просуществовало 150 лет.

    1206—1227 Правление основателя Монгольской империи Чингисхана. Организатор завоевательных походов против народов Азии, Центральной и Восточной Европы. Эти походы сопровождались опустошением, гибелью целых народов и привели к установлению монголо-татарского ига в завоёванных странах.

    1211—1217 Монголы во главе с Чингисханом захватили значительную часть государства Цзинь (Китай).

    1219— 1221 Монгольские войска вторглись в Среднюю Азию и последовательно захватили города-крепости Отрар, Ходжент, Ургенч, Бухара, Самарканд и Хорезм. 1220—1222 Нашествие монголов на Северный Кавказ.

    1225—1239 Завоевание монголо-татарами Закавказья.

    1229—1241 Правление монгольского великого хана Угедея. При нём завершилось завоевание монголами Северного Китая, Армении, Грузии и Азербайджана, предприняты походы Батыя в Восточную Европу, завоевание Древнерусского государства.

    1231—1234 Завершение завоевания монголами государства Цзинь (Китай).

    1236 Монгольский хан Батый завоевал Среднее Поволжье и Половецкую степь.

    1241 — 1242 Монголо-татары вторглись на территорию ряда государств Центральной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Далмация, Валахия. Трансильвания). Встретив упорное сопротивление, войска Батыя, ослабленные походами на Русь, были вынуждены отступить весной 1242.

    1243 Монгольский хан Батый создал Золотую Орду —феодальное государство, простиравшееся от Иртыша до Дуная с первой столицей Сарай-Бату в низовьях Волги.

    1258 Монголы частично захватили Корею, завладели столицей Сельджукского эмирата — Багдадом.

    1260 Продвижение монголов на запад остановлено войсками государства мамлюков (Сирия и Египет).

    1260—1294 Правление монгольского великого хана Хубилая. В 1279 завершил завоевание Китая. Предпринял неудачные завоевательные походы против Японии, Вьетнама, Мьянмы, Явы.

    1271—1368 Правление императорской династии Юань в Монголии и (с 1280) в Китае. Основана монгольским ханом Хубилаем. Пала в результате восстания «Красных войск» (1351—1368).

    1313—1342 Правление хана Узбека в Золотой Орде. Временно укрепил ханскую власть. Ввёл ислам в качестве государственной религии. Проводил политику натравливания русских князей друг на друга, в 1327 подавил восстание в Твери.

    1370— 1405 Правление Тимура (Тамерлана), эмира Мавераннахра (междуречье Амударьи и Сырдарьи). Управлял от имени потомков Чингисхана. Создал государство со столицей в Самарканде. Разгромил Золотую Орду. Объединение Средней Азии вокруг Самарканда сочетал с грабительскими походами, отличавшимися беспощадной жестокостью по отношению к местному населению. К концу правления Тимура его государство включало Мавераннахр, Хорезм, Хоросан, Закавказье, Иран, Пенджаб и представляло собой совокупность феодальных владений, искусственно объединённых посредством сильной военной власти.

    1388 Тимур окончательно завладел Хорезмом, разрушив его столицу Ургенч.

    1398 Тимур вторгся в Индию и захватил Дели.

    1402 В битве при Анкаре войска Тимура разгромили армию турецкого султана Баязида I Молниеносного и пленили его самого.

    1427 Образование Крымского ханства (выделилось из Золотой Орды), с 1475— вассал Турции.

    1636 Маньчжурские правители завоевали Внутреннюю Монголию.

    Кон. XVII в. Маньчжурская династия Цин захватила территорию Внешней Монголии и включила её в состав Китая.

    Задолго до рождения Темуджина (Чингис-хана), создавшего великое монгольское государство, его предки населяли обширные пространства от Великой китайской стены до верховьев реки Селенги . Китайские летописцы называли эти племена мэнгу и делили на белых, чёрных и диких. Сами монголы называли себя по-разному.

    Обитавшие в бассейне рек Онона, Керулена и Толы звались хамаг-монголами; жившие на реке Онон - джалаирами; кочевавшие между долиной реки Онон и верховьями Селенги - тайчиутами; между Хангайским и Хэнтэйским хребтами - кэрэитами . На запад от их кочевий, в долинах Хангайских и Алтайских гор пасли свои стада найманы. Верховья Селенги были владениями меркитов.

    На севере они граничили с землями «лесных» племён - звероловов и рыболовов, обживавших глухие таёжные леса. В Забайкалье обитали племена хори, баргут, тумэт, булагачин, кэрэмучин, урянхай, урасут и теленгуты, а в области Восьмиречья - ойраты. На своей территории каждое племя определяло угодья для кочевий составлявших его родов и семей. Кочевали монголы куренями - сообществами, которые насчитывали до тысячи семей.

    На стойбищах они располагались кольцом . В центре находилась ставка вождя, а по краям кольца размещались коновязи, телеги и загоны для скота. Всё это составляло своеобразное укрепление. Вожди племён носили звучные прозвища: батор - богатырь, сэчэн - мудрость, мэргэн - меткий стрелок, бильгэ - мудрый, букэ - силач. Они руководили воинами одного или нескольких племён при столкновениях с соседями из-за пастбищ или угодий для охоты.

    В военное время, а впоследствии и в мирное, вокруг вождя собиралась племенная знать - нойоны. У каждого из них была группа друзей-соплеменников - нукеров, по сути составлявших дружину нойона, храбрую и преданную своему предводителю. С многочисленной и боеспособной дружиной нойон мог держать в повиновении соседей, провозгласить себя ханом.

    Но стоило ему не угодить друзьям-нукерам, проиграть сражение или лишиться стад - своего главного богатства, как благополучие и власть исчезали . И бывший хан становился презренным беглецом, спасавшимся от вчерашних подданных. Дед Темуджина, Хабул, объединил несколько племён, кочевавших в долинах рек Онона и Керулена, и объявил себя ханом «Хамаг монгол улуса» - правителем Великого монгольского государства. Но к моменту рождения Темуджина в 1162 г. от этого улуса осталось только воспоминание. Есугей, сын Хабула, был уже не ханом, а лишь батором - храбрым воином, непременным участником как военных походов местной знати, так и победных пиров после их окончания. Когда Есугей умер, отравленный врагами-татарами, его жёны и дети лишились всего: друзья-нукеры угнали стада, подданные разбежались, родственники и соседи не желали уважать права его семьи.

    Его вдову, Оэлун, день и ночь заботило, как прокормить детей: она ловила рыбу, собирала ягоды, травы, съедобные корни, плоды диких яблонь, орехи . Подраставшие дети помогали как могли: ловили полевых мышей.

    Это тоже была пища . Многое пришлось пережить и самому Темуджину, пока, повзрослев, не начал он возвращать владения отца. В этом ему оказывал поддержку побратим (анда) Джамуха. Однако недолго длилась их дружба: разъехались они в разные стороны.

    Чем дальше расходились их пути, тем враждебнее относились они друг к другу, и вскоре стали заклятыми врагами . Каждый мечтал победить другого. Сначала Темуджин терпел поражение за поражением от своего бывшего анды.

    Тогда щедрыми наградами и посулами он привлёк на свою сторону нойонов подчинённых Джамухе племён, и, преданный ближайшими соратниками, тот оказался пленником Темуджина . Победитель приказал казнить предателей, а Джамухе позволил умереть с почётом - без пролития крови. Вступая в союз то с одним, то с другим правителем, а потом обращая оружие против доверчивых, Темуджин постепенно покорил и объединил монгольские племена. На курултае - собрании монгольской знати - нойоны провозгласили его Чингис-ханом (Великим ханом). Монгольское войско Чингис-хан разделил на два крыла: барун-гар (правое) и дзун-гар (левое).

    Каждое состояло из тумена-тьмы - подразделения в десять тысяч человек, включавшего менее крупные подразделения по тысяче, по сто человек. Каждый айл (кочевье) обязан был поставлять в войско не менее десяти человек. Айлы, поставлявшие в войско тысячу человек, подчинялись нукерам-тысячникам Чингис-хана.

    Право управлять ими нукеры получали в качестве вознаграждения за верную службу. Чингис собирал войско не только для военных походов, но и для совместной облавной охоты, которая была и тренировкой для воинов, и способом заготовить мясо впрок. В походе, на охоте или во время отдыха, и днём и ночью Великого хана окружала личная охрана - десять тысяч человек. Содержать огромную армию, даже подчинив этому всё хозяйство страны, было невозможно. Старая и новая военная и родовая знать умела только воевать. Нужны были новые земли, чтобы хан награждал ими отличившихся; нужны были пленные - ткачи, кузнецы, гончары, каменщики, ювелиры, просто грамотные и образованные люди, чтобы удовлетворять прихоти монгольской знати. Чингис-хан, начиная свои завоевания, располагал только монгольской конницей.

    Однако она была спаяна железной дисциплиной, а руководили ею молодые, талантливые полководцы . В 1211 г. Чингис-хан начал военные действия в Северном Китае и, оккупировав к 1215 г. значительную его часть, взял столицу империи Цзинь - Чжунду. За годы войны монголы многое позаимствовали у неприятеля. Они научились строить камнеметательные и стенобитные машины, управлять ими, использовать при осаде городов катапульты, забрасывающие осаждённых глиняными сосудами с горючей смесью, вызывающей опустошительные пожары. Вести о победах монголов в Китае встревожили правителя Хорезмского государства шаха Мухаммеда.

    Первыми почувствовали опасность караванщики: они отказывались вести караваны в Китай, и поток шёлка, пряностей и драгоценностей сократился. До шаха доходили известия одно тревожнее другого. Нужно было разведать, что происходит во владениях кочевников.

    Хорезмшах послал одно за другим два посольства . Прибыли монголы и в столицу Хорезмшаха - Ургенч - с заявлениями о дружеских намерениях. Однако, как только позволили обстоятельства, Чингис-хан повёл войска в Восточный Туркестан и Семиречье и подошёл в 1218 г. к границам Хорезмского государства. Мухаммед испугался, а страх, как известно, плохой помощник. Он не знал, кого слушать.

    Одни приближённые уговаривали шаха собрать войско, вооружить горожан и дать бой монголам на границах государства. Другие советники Мухаммеда пугали его, говоря, что, получив в руки оружие, народ тут же обратит его против законных властей. Они убеждали его, не принимая боя, расквартировать войска в крепостях, прикрывавших пути в центральные области Хорезма: ведь кочевники не умеют брать крепостей и уйдут восвояси. Мухаммед увёл войска в глубь страны, а Чингисхан зимой 1219 г. двинул свою рать на территорию Хорезма, беря одну за другой крепости на своём пути и обращая в руины цветущие и богатейшие города Средней Азии.

    Пали Бухара, Самарканд, Ургенч, Мерв, население которых было безжалостно уничтожено . Кровь погибших так пропитала землю, что на ней несколько лет не росла даже полынь. Исключение монголы делали лишь для ремесленников. Их не убивали, а уводили в полон поодиночке или семьями, отправляя в монгольские ставки князей и военной знати.

    Для многих муки плена оказывались хуже смерти . В 1221 г. монголы перешли границы Азербайджана, вторглись в пределы Грузии, дошли до Крыма и захватили Сугдею на берегу Чёрного моря. В 1223 г. на берегу реки Калки монголы разбили войско русских князей, но, встретив упорное сопротивление жителей Булгарского государства, повернули обратно. Осенью 1225 г. Чингис-хан вернулся на родину.

    Нужно было дать отдых людям и коням, пополнить войско молодыми, подросшими за время походов юношами . Вскоре он повёл войско против тангутского государства Си Ся. В 1227 г. во время осады города Эдзина Чингис-хан скончался.

    Его тело в сопровождении почётного эскорта было отправлено на родину и там погребено . Ещё при жизни Великий хан разделил владения между сыновьями. Старший сын, Джучи, получил земли к западу от Иртыша, вплоть до низовий Аму-Дарьи и Сыр-Дарьи.

    Второму сыну, Чагатаю, достался надел между Аму-Дарьёй и Сыр-Дарьёй . Третий сын, Угэдэй, правил западными монгольскими территориями и Тарбагатаем. Четвёртый сын, Тулуй, согласно обычаям предков, унаследовал отцовский улус (область). Чингис-хан не раз призывал к себе сыновей, давал им в руки пучок прутьев и заставлял переламывать. Ни один из них не справился с заданием отца, и тот объяснял им, как важно держаться друг за друга, подобно прутьям в пучке, - ни одна опасность не будет им страшна.

    Но братья не любили друг друга, а уж их дети, внуки Чингис-хана, чуть ли не враждовали . Пока был жив отец, он властной рукой пресекал все ссоры в семье, но после его кончины зависть, злоба, ненависть выплеснулись наружу. Преемником своим Чингис-хан считал третьего сына, Угэдэя, что нарушало традиции монголов. Этим были недовольны наследники старшего сына, Джучи, - Бату, Шэйбан, Бэркэ и Бэркэчор.

    Все в семье Великого хана знали, что он не любил своего первенца, считая его «чужой кровью»: ведь он родился после того, как его мать, похищенная меркитами, некоторое время провела у них в плену . Раздражал отца и нрав Джучи - мрачный, упрямый, заставлявший подозревать его в злых умыслах.

    Когда старший сын погиб, поползли слухи, что произошло это не без ведома Чингис-хана. Теперь наследники Джучи горели желанием защитить честь и права покойного отца. Однако никто не посмел изменить волю Чингис-хана, и на престол был возведён Угэдэй, который и оставался Великим ханом с 1228 по 1241 г. Ему достались огромные владения, населённые разноязычными народами.

    Угэдэя постоянно заботили отношения с родственниками, правившими в отдельных территориях монгольского царства . Каждый из них только и ждал случая отделиться, стать независимым. Управлять Угэдэю пришлось, опираясь на знания и умение образованных инородцев - киданей, китайцев, чжурчжэней, арабов, европейцев. Из их числа набирались государственные чиновники, назначались особые уполномоченные - даругачи и их помощники - тамгачи, наместники территорий, подотчётные лишь центральному правительству. Угэдэй провёл хозяйственную реформу, установив единую систему взимания налогов с кочевников-скотоводов и земледельцев. Огромная империя нуждалась в средствах сообщения.

    Появились удобные дороги с постоялыми дворами, где можно было получить свежих лошадей, кров и пищу, предъявив пайдзу (бирку) из золота, серебра или бронзы - знак доверенного лица Великого хана. Угэдэй приказывает строить город, ставший со временем столицей монгольской империи. Его назвали Каракорумом - Чёрным городом. Он оказался действительно чёрным, страшным местом для тех, кто не по своей воле оказывался в его стенах, - пленных, приведённых монголами со всего света и строивших их столицу, украшавших её дворцы и храмы. Их не жалели, т. к. войны продолжались и поток пленных не иссякал. Бату (прозванный на Руси Батыем), сын Джучи, возглавил поход монгольских войск на земли Юго-Восточной Европы и Руси.

    За 1236-1238 гг. были завоёваны Рязанское и Владимирское княжества. Монголы подходили и к Новгороду. Лишь морозы, снегопад, да отчаянное сопротивление русских заставили войска Бату отступить.

    Однако уже на следующий год он вновь повёл своих воинов на русские земли, но уже в южном направлении. Переяслав, Чернигов, Киев, волынские и галицкие земли стали его добычей. «Злее зла честь татарская», - писал русский летописец. А монгольская конница растекалась по землям Польши, Венгрии и Моравии. Казалось, не было в мире силы, способной остановить её бег. В это время Бату получает известие о кончине Угэдэя и поворачивает войска: нужно во что бы то ни стало успеть вернуться на родину к моменту выборов нового Великого хана.

    Всё остальное могло подождать. Однако Бату спешил напрасно: спор между претендентами длился пять лет. Пока суть да дело, страной правила Дорэгэнэ, вдова Угэдэя, добиваясь возведения на престол своего сына Гуюка.

    Её усилия увенчались успехом, и в 1246 г. его провозгласили Великим ханом. И опять разгорелась вражда. При поддержке братьев Бату один из самых влиятельных представителей дома Чингиса, отказался признать Гуюка Великим ханом, отъехал в расположение преданных ему войск и начал готовиться к войне. За ним потянулись и другие недовольные. Гуюк не стал ждать и сам пошёл в поход на непокорных.

    Чем бы закончилась распря - неизвестно, но Гуюк неожиданно умер, процарствовав всего полтора года . В 1251 г. наследники старшего и младшего сыновей Чингиса объединились против детей его средних сыновей Угэдэя и Чагатая. Им удалось выбрать Великим ханом Мункэ, сына Тулуя. Новый владыка прежде всего позаботился укоротить притязания своих родственников-соперников. Наказанием была смерть, хотя и без пролития крови.

    Подозревая всех, Мункэ распорядился сместить прежних чиновников и назначить новых, подотчётных лишь ему . В своём дворце в Каракоруме он приказал соорудить «Серебряное дерево» как знак своего могущества, а чтобы ни у кого не было сомнений в его силе, отправил одного из своих братьев, Хубилая, покорять восточные земли, а другого, Хулагу - западные. Хулагу в 1256 г. завоевал весь Иран, покончив с исмаилитским государством, через два года разгромил войска аббасидского халифа Мустасима и занял его владения. В 1259 г. на пути Хулагу встали войска мамлюкского правителя Египта Кутуза. Проиграв ему сражение, Хулагу решил повернуть назад и заняться обустройством уже завоёванных земель - иранских, азербайджанских, армянских и грузинских.

    Со временем Хулагу и его преемники создали на подвластных землях независимое от правителей Каракорума государство, известное в истории под названием государства хулагидов, или ильханов, просуществовавшее долгие годы . Связь Хулагу с родиной слабела.

    Отчасти из-за его желания быть самостоятельным, отчасти из-за огромных расстояний, но ещё и потому, что между его владениями и отцовским улусом появилось государство, где утвердились Бату и его потомки. В благодарность за помощь Бату получил от Мункэ-хана обширные земли, простиравшиеся от Крыма и Днестра на западе до Иртыша на востоке. На северо-востоке ему досталось Булгарское княжество, на юге - Северный Кавказ до Дербента, а на юго-востоке - Хорезм с Ургенчем и нижнее течение Сыр-Дарьи. Данниками Бату стали покорённые русские князья, получавшие из рук монголов ярлыки на правление в собственных уделах. Владения Бату-Батыя вошли в русские летописи под названием «Золотая Орда».

    Почти три века продолжалось её господство, пока не было поколеблено в 1380 г. на Куликовом поле. Пока же Великого хана Мункэ беспокоили дела на востоке. Его наместником в Китае был брат Хубилай. Располагая многочисленным, хорошо вооружённым, преданным ему войском, он вёл себя так, как будто и не было над ним власти Великого монгольского хана: окружил себя китайскими вельможами, чиновниками, учёными, своих детей учил китайскому языку и обычаям. Мункэ приказал доставить Хубилая в Каракорум, где тот со слезами на глазах умолял простить ему невольную провинность. Великий хан не поверил брату, но помня о войсках, готовых встать на защиту Хубилая, сделал вид, что прощает.

    Однако из своей ставки его не отпустил и приказал отменить все распоряжения Хубилая в китайских землях . Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, кому принадлежит верховная власть, в 1259 г. Мункэ собрался в поход на центральные и южные районы Китая. Но, не успев выйти за пределы Великой степи, умер. Хубилай немедленно собрал единомышленников и в 1260 г. объявил себя Великим ханом. Монгольская же знать провозгласила правителем его младшего брата Ариг-Буку.

    Закипела распря . Когда Хубилаю удалось в 1264 г. захватить непокорного брата, умершего вскоре в плену, объявился другой претендент - внук Угэдэя, Хайду, поддержанный родственниками. Лишь в 1289 г. Хубилаю удалось избавиться от конкурентов. Резиденция Великого хана сначала находилась в Кайпине-Шанду - Верхней столице.

    Позже он приказал построить рядом с Чжунду, оплотом свергнутой монголами династии Цзинь, свою «Великую столицу» . Город назвали Дайду, или Хан-балык, позже он стал называться Пекином. В 1271 г. Хубилай называет своё государство «Юань», что означает «новое», «начало». Он хотел убедить китайцев в начале качественно нового периода своего правления.

    Хубилай провозглашает себя императором - сыном неба, восстанавливает многие существовавшие ранее в Китае порядки. За время своего долгого (1260-1294 гг.) правления Хубилай не оставлял без внимания всё происходившее в его родных кочевьях и не забывал приращивать к своим владениям всё новые земли. В 1279 г. ему подвластны уже весь Китай и Тибет, предприняты походы в Бирму, Камбоджу, на Зондские острова, и даже в Японию, которую дважды спасли штормы, уничтожившие почти всю военную эскадру монголов. Юаньские войска ещё могли побеждать, но закрепить за собой завоёванное мечом у них не хватало сил. Воевали уже не баторы Чингис-хана, чей воинственный дух, храбрость и мужество были залогом победы, а подневольные люди.

    Только страх смерти от руки монгольских военачальников заставлял их идти в бой. На такую армию нельзя было положиться, и юаньские императоры становились заложниками в руках дворцовой клики. После кончины Хубилая на юаньском престоле сменилось восемь императоров, и ни один не дожил до преклонных лет. Последним был Тогон-Тэмур, вступивший на престол 13-летним мальчиком и процарствовавший 35 лет. Уже через четыре года после его восшествия на престол в Китае вспыхнуло восстание.

    Как пламя, оно охватило почти всю страну . Для его подавления пришлось пойти на крайние меры. Правление Тогон-Тэмура закончилось в 1368 г. Ему пришлось бежать в монгольские земли. Там, в окрестностях озера Далай, собрались его преданные сторонники, изгнанные из Китая.

    Через два года ставка Тогон-Тэмура была разгромлена войском династии Мин . Спастись удалось лишь его сыну Аюшридаре, бежавшему в Каракорум, где его провозгласили Великим монгольским ханом под именем Биликту-хана. Сражения монголов с китайцами проходили с переменным успехом: у тех и других не хватало сил для решительной победы.

    Заключённое в 1374 г. перемирие соблюдалось до смерти Биликту-хана в 1378 г. Затем война разгорелась с новой силой, хотя Монголию раздирали противоречия: за 12 лет там сменилось 12 правителей, которых сажала на престол и свергала монгольская знать. Пытаясь добиться личной независимости, она вступала в союз даже с династией Мин. Сохранению единой Монголии препятствовала и вражда между правителями её западных и восточных земель. Сначала удача улыбалась западным монголам-ойратам.

    Их предводители оказались энергичными и умными людьми . Один из них, Тогон, подчинив себе многочисленные мелкие владения, начал наступление против князей Восточной Монголии. К 1434 г. под его властью была уже вся Монголия, за исключением земель вдоль Великой китайской стены, где кочевали преданные Китаю «три округи урянхайцев».

    Их покорил впоследствии сын Тогона - Эсэн, правивший с 1440 по 1455 г. Он считал себя властителем Монголии, хотя официально назывался тайши - первым министром всемонгольского хана Дайсуна. В 1449 г. монголы под предводительством Эсэна выступили в поход против Китая, отказавшегося поставлять в Монголию шёлк и продовольствие, а также принимать, щедро одаривая, бесчисленные посольства степной знати. Навстречу им вышло китайское войско под командованием самого императора Ин Цзуна. Неизвестно, на что он рассчитывал, пытаясь противостоять монголам со спешно собранной, плохо вооружённой, практически недееспособной армией.

    Исход был предрешён: разбитая китайская армия бежала . Монголы захватили огромное количество пленных и весь обоз. В плену оказался и сам император - исключительный случай за всю историю Китая. Казалось, монголы вновь утвердятся на китайских землях, но среди победителей разгорелась ссора. Дайсун вспомнил, что Великий хан он, а возгордившийся Эсэн обходился с ним как с досадной обузой, считая лишь себя достойным ханского престола.

    В 1451 г . они сошлись на поле битвы, и Дайсун был убит. Эсэн провозгласил себя Великим ханом.

    Против него восстали приверженцы Дайсуна . Через четыре года они убили узурпатора. Монголия опять оказалась разобщённой на множество враждебных уделов. В 1479 г. ханский престол занял Бату-Мункэ, получивший имя Даян-хан.

    Ему удалось собрать в «единые поводья» весь монгольский народ, победить непокорных, заключить мир с Китаем, возобновить с ним торговлю. Казалось, мир пришёл к исстрадавшемуся монгольскому народу. . . Но всё оказалось иначе. Умирая, Даян-хан разделил владения между одиннадцатью сыновьями.

    Старшие получили уделы в южной Монголии, а самый младший, Гэрэсэндзэ, наследовал коренной улус отца на севере страны . Снова возникли многочисленные владения, и никогда более Монголия не смогла воссоединиться. Враждовали все со всеми: северные с южными, восточные с западными, вместе и поодиночке выступали против Китая. В начале XVI в. в борьбу включилось Ойратское, или Джунгарское, ханство, чьи правители не могли забыть славы своего предка Эсэна. В пылу междоусобицы никто не заметил, как появилась опасность: на приграничных землях, в Маньчжурии, правитель племени маньчжу - Нурхаци - подчинял себе один удел за другим. Реальную угрозу первыми осознали правители южной Монголии.

    Многие из них, сочтя сопротивление бесполезным, признали власть Нурхаци. Лишь некоторые, подобно Лигдену, повелителю Чахарского ханства, попытались организовать сопротивление. Однако стремление объединить южномонгольские силы не принесло результата.

    В 1634 г . войско Лигден-хана было разбито маньчжурами, а сам он погиб. Его сын Эчжэ, пытавшийся продолжить борьбу, через год был пленён и казнён. Чахарское ханство прекратило существование и под названием «Внутренняя Монголия» вошло в состав Маньчжурской империи. В 1636 г. маньчжурский хан Абахай приказал собрать южномонгольских князей и объявил себя ханом Монголии. Независимыми от Маньчжурии ещё оставались северные и западные земли, но судьба их была предрешена. Северная Монголия когда-то досталась сыну Великого хана Даяна, Гэрэсэндзэ.

    Подобно отцу, он перед своей кончиной поделил владения между семерыми сыновьями . Эти земли вошли в историю под названием «Семь халхаских хошунов», или Халха. К началу XVII в. самыми обширными и богатыми из них были вотчины Тушету-хана, Цецен-хана и Сайн-нойон-хана, разделившиеся впоследствии на десятки ещё меньших наделов. Правители Халхи не чувствовали угрозы со стороны маньчжурского Китая, где к этому времени умер хан Абахай и к власти пришёл его сын Шуньчжи, провозгласивший себя императором, основателем новой династии Цинь.

    Халха не поддержала борьбы южных монголов . Наоборот, её правители попытались заручиться дружбой правителей Китая. Они даже согласились с тем, чтобы их сыновья и братья находились при дворе циньских императоров как заложники: теперь китайский император утверждал права халхаских князей на правление в их собственных владениях.

    Китай стал очень искусно пользоваться этими возможностями, назначая или смещая правителей Халхи в своих интересах . Главным оставалось ослабление и полное подчинение монголов, возможность использовать их против России, чьи владения к тому времени распространились до Амура. В 1685-1686 гг. монголы приняли участие в военных действиях против русской крепости Албазин, а позже, в 1688 г., - против Удинска и Селенгинска в Забайкалье. Одновременно разгорается военный конфликт между Халхой и Джунгарским ханством, переросший в затяжную, изнурительную череду войн.

    Халхасцы во главе с Тушету-ханом опирались на поддержку Маньчжурии, а ойраты пытались заручиться помощью русского государства, направляя своих послов в Москву. Ойратский князь Галдан в 1683 г. вторгся в Халху, огнём и мечом уничтожая всё на своём пути. Тушету-хан с подданными бежал под защиту пограничных китайских гарнизонов, умоляя императора оказать помощь. Владыка Поднебесной империи в ответ потребовал, чтобы вся Халха перешла в маньчжурское подданство. Весной 1691 г. халхаские ханы съехались в окрестностях озера Долоннор, где в присутствии циньского императора и ханов Внутренней Монголии было оформлено вхождение в состав Китая Северной Монголии, которая отныне стала называться Внешней и утрачивала политическую и экономическую независимость.

    Император объявил себя богдыханом Монголии, а её земли - своей собственностью . Ойраты оказались один на один со своим врагом и боролись ещё более пятидесяти лет, пока большая их часть не была уничтожена. В результате этих событий Халха оказалась разорённой и обезлюдевшей. Уцелевшие жители бедствовали. Современник описываемых событий, русский казак Григорий Кибирев писал: «А по той-де степи мунгальские жилища развоёваны.

    Люди бродят голодные меж камней и по степям и друг друга едят». Когда не осталось веры в будущее возрождение Монголии, первоочередной задачей её лучших людей стало сохранение национальной культуры. Значительную роль сыграл глава буддийского духовенства Монголии Джебзундамбахутухта. Его деятельность в эти трудные годы вселяла надежду на обретение мира. Уже в 1701 г. под его руководством начались работы по восстановлению первого буддийского монастыря Северной Монголии Эрдэни-Дзу, где он основал и свою резиденцию-дворец Лавран. Пользуясь непререкаемым авторитетом среди соотечественников, он стремился поддерживать мирные отношения с циньским правительством, оказывал содействие русским дипломатическим и торговым миссиям, проходившим через земли монголов. Китай очень ревностно относился к деятельности хутухты и его преемников, боясь их усиления как политических лидеров народа.

    Поэтому, начиная с третьего монгольского хутухты, их стали избирать из среды тибетцев, надеясь, что чужеземцев монгольский народ никогда не поддержит . Когда летом 1911 г. в Китае началось народное восстание против ненавистного правления дома Цинь и Монголия заявила о своей независимости, 16 декабря в Урге, как называлась столица Внешней Монголии, в монастыре Дзунхурэ состоялась церемония восшествия на престол главы буддийской церкви Монголии богдо-гэгэна, получившего титул «Многими возведённого». Им было сформировано правительство, которое начало проводить активную политику за воссоединение всех территорий Монголии и обретение ею независимости. Монголов поддержала Россия, способствовавшая подписанию в 1915 г. в городе Кяхте при участии представителей монгольского и китайского правительств соглашения о предоставлении автономии Внешней Монголии. Однако уже в конце 1919 г. войска Китая под командованием генерала Сюй Шучжэна подошли к Урге, потребовав от правительства богдо-гэгэна безоговорочно отказаться от автономии страны. Так была ликвидирована недолгая по времени автономия. .

    Даянхан. После победы ойротов над Ёльджей-Тимуром дом Хубилая был почти уничтожен кровавой междоусобице. Мандагол, 27-й преемник Чингисхана, погиб в бою против своего племянника и наследника. Когда три года спустя и последний был убит, единственным оставшимся в живых членом когда-то многочисленной семьи остался его семилетний сын, Бату-Мёнгкэ из племени чахаров. Брошенный даже матерью, он был взят под защиту молодой вдовой Мандагола, Мандугай, которая добилась его провозглашения ханом Восточных Монголии. Все его молодые годы она выступала регентшей и женила его в 18 лет.

    В период долгого правления Даянхана (1470–1543), под этим именем он вошел в историю, ойротов оттеснили на запад, и восточные монголы объединились в единое государство. Соблюдая традиции Чингисхана, Даян разделил племена на «левое крыло», т.е. восточное, непосредственно подчинявшееся хану, и «правое крыло», т.е. западное, подчинявшееся одному из родственников хана. Большинство этих племен сохранилось до настоящего дня. Из племен восточного крыла халхи составляют большинство населения Монголии, а чахары живут в Китае, в восточной части Внутренней Монголии. Из западного крыла ордосы занимают область большой излучины Хуанхе в Китае, носящую их имя, тумуты населяют район к северу от излучины во Внутренней Монголии, харчины живут к северу от Пекина.

    Обращение в ламаизм. Эта новая монгольская империя ненадолго пережила ее основателя. Распад ее был, возможно, связан с постепенным обращением восточных монголов в пацифистский ламаистский буддизм тибетской секты Желтой шапки.

    Первыми обращенными стали ордосы, племя правого крыла. Один из их вождей обратил в ламаизм своего могущественного двоюродного дядю Алтанхана, правителя туметов. Великий лама Желтой шапки был приглашен в 1576 на собрание монгольских правителей, учредил монгольскую церковь и получил от Алтанхана титул далай-ламы (Далай – монгольский перевод тибетских слов, имеющих значение «широкий, как океан», что нужно понимать как «всеобъемлющий»). С тех пор преемники Великого ламы носят этот титул. Следующим был обращен сам Великий хан чахаров, и халхи тоже начали с 1588 принимать новую веру. В 1602 в Монголии был объявлен Живой Будда, предположительно, его считали реинкарнацией самого Будды. Последний Живой Будда умер в 1924.

    Обращение монголов в буддизм объясняется быстрым подчинением их новой волне завоевателей, маньчжурам. Перед нападением на Китай маньчжуры уже господствовали в области, позднее названной Внутренней Монголией. Чахарский хан Лингдан (годы правления 1604–1634), носивший титул Великого Хана, последний независимый преемник Чингисхана, старался закрепить свою власть над туметами и ордами. Эти племена стали вассалами маньчжуров, Лингдан бежал в Тибет, и чахары подчинились маньчжурам. Халхи держались дольше, но в 1691 маньчжурский император Канг-Ци, противник джунгарского завоевателя Галдана, созвал халхинские кланы на встречу, где они признали себя его вассалами.

    Китайское правление и независимость. До конца 1800-х годов маньчжуры сопротивлялись китайской колонизации Монголии. Боязнь русской экспансии заставила их изменить свою политику, что вызвало недовольство монголов. Когда в 1911 произошло крушение Маньчжурской империи, Внешняя Монголия откололась от Китая и провозгласила свою независимость.

    Найти "МОНГОЛЫ " на