• Учитель не любит моего ребенка второклассника. Открытый урок

    Иногда ребенок утверждает, что его совсем не любит учительница, что она к нему постоянно цепляется, придирается к каждой мелочи, что его одноклассник у нее – любимчик.

    Порой это бывает вызвано элементарной завистью к успехам другого ученика. Но все же к этой ситуации присмотреться стоит, потому что учительница и впрямь может недолюбливать вашего ребенка. Либо он излишне подвижен, либо за словом в карман не полезет, либо, напротив, молчалив и тих, и с точки зрения учителя, может «не вписываться» в понятия о том, каким должен быть школьник. Некоторых учителей раздражают медлительные дети, даже если они аккуратно пишут и не делают ошибок. И, что самое ужасное, виной тому могут быть даже не вовремя сданные вами деньги в классный фонд.

    Но, не выяснив причин, вы не сможете изменить ситуацию. Поэтому для начала поговорите с ребенком об этом подробнее. Не разжигайте в юном сердце огонь ненависти к учителю, а просто пообещайте разобраться. Дайте возможность ребенку поверить, что вы на его стороне, и что вы его любите независимо от того, как к нему относится учительница.

    Теперь пора навестить учительницу. Разговаривайте с ней вежливо. Вы же не пришли предъявлять ей претензию, вы только хотите прояснить ситуацию. Если учительница не захочет пойти на контакт, то на родительском собрании она никуда от вас не денется. Можно задержаться после этого мероприятия, чтобы поговорить с ней в отсутствии остальных родителей. Именно тогда можно выяснить, что именно ее не устраивает в вашем сыне или дочери. И тогда пообещайте ей, что поговорите с ребенком на эту тему. Однако можно обратить внимание учителя на то, что у вашего ребенка есть не только недостатки, но и хорошие черты, и что неплохо было бы их развивать, вместо того, чтобы держать ребенка в изгоях.

    Если учительница обойдется с вами резко, будет говорить менторским тоном, намекнет на то, что у такого ученика родители – тоже «недочеловеки», то тут только один путь – обратиться к завучу или директору школы. Скорее всего, у вас окажется много единомышленников среди родителей других учеников, кто не в фаворе у данной учительницы. Тогда на строптивую преподавательницу будет оказано «давление сверху». Если для нее родители – не авторитет, то начальство послушать она просто обязана. Ведь не всегда есть смысл менять класс или школу, иногда администрация может пойти на то, чтобы заменить классного руководителя.

    «Учительница по литературе категорически не любит мою дочку и постоянно занижает оценки, - написала обеспокоенная мама на одном из родительских форумов. - По всем остальным предметам дочь отличница, а сегодня пришла домой в слезах. Говорит, что за год у нее всего лишь одна восьмерка! При этом она читает все книги по программе, пишет нормальные сочинения… Я никогда раньше в школу на разборки не ходила, но теперь хочется пойти и устроить скандал. Что бы вы сделали?». Ох, чего только ей не насоветовали! И скандал устроить, и к директору «не с пустыми руками» прийти, чтобы посодействовал и повлиял.

    Предлагали даже папу подослать - пусть, мол, пофлиртует с учительницей! Чтобы окончательно разобраться в ситуации и понять, как правильно поступать в конфликтных ситуациях, «Комсомолка» обратилась к Людмиле Коровай - практикующему психологу и ведущей детских программ в Центре успешных отношений.

    ЕСЛИ У УЧИТЕЛЬНИЦЫ С УЧЕНИКОМ КОНФЛИКТ, УСТРОЙТЕ ИМ ОЧНУЮ СТАВКУ

    - Что делать, если учительница младших классов проявляет к ученикам явную нелюбовь?

    В такой ситуации взрослый должен помочь ребенку посмотреть на себя со стороны как на ученика - очень честно и достаточно критично. Нужно помочь ребенку проанализировать свое отношение к учебе, поведение на уроках и на переменах, стиль и особенности общения со сверстниками и учителями и манеру проявления своих эмоций и чувств. Ведь часто бывает так, что именно эти особенности ребенка и его поведение, и манера общения и своеобразное проявление эмоций вызывает со стороны учителя отношение, которое ребенок воспринимает как нелюбовь учителя к себе, - объясняет Людмила. - А это может быть просто более строгое отношение учителя к этому ученику.

    - То есть родители все-таки должны вмешаться?

    Оставаться в стороне в такой ситуации родителям не стоит. Правда, спешить обвинять учителя, выказывать неуважение и ставить под сомнение его профессиональные или иные качества не стоит тем более! Это только усугубит ситуацию. Родителям необходимо поддерживать своего ребенка. Он должен чувствовать, что не одинок, что родители всегда готовы прийти на помощь.

    - Так что именно нужно сделать?

    Лучше всего обсудить и разобрать сложившуюся ситуацию наедине ребенком, проанализировать, что происходит и, главное, почему. Затем вежливо и корректно, но твердо переговоритьс учителем. Но не с позиции обвинения, а с позиции сотрудничества! Скажите учительнице: «Я пришла к вам посоветоваться, потому что я в отчаянии, а вы специалист и педагог, на вас последняя надежда. Что вы посоветуете cделать?» Уточните сложившуюся ситуацию: для того чтобы беспристрастно в ней разобраться, нужно знать мнение обеих сторон! Самое главное - обсудить причины ее возникновения и то, что нужно в итоге сделать всем заинтересованным сторонам. А потом совместно (в присутствии ребенка) принять решение, которое поможет эту ситуацию исправить.

    - А если все так запущено, что разговоры с учительницей не помогают?

    Если ситуация особенного отношения учителя к ребенку перерастает в конфликт, лучше всего обратиться к школьному психологу, если он есть в школе. Дело в том, что психолог сможет посмотреть на ситуацию объективно. И, кроме того, он обладает необходимыми знаниями и, скорее всего, опытом в решении подобного рода ситуаций.

    УЧИТЕЛЬНИЦА ДОЛЖНА ХВАЛИТЬ ДЕТЕЙ НЕ ЗА ЗНАНИЯ, А ЗА ДОБРОТУ

    Надо сказать, что существует и обратная сторона медали - любимчики. «Костя - круглый отличник, ему нравится учиться, педагоги его хвалят, ставят в пример, - изливает интернету душу другая родительница. - Лучше бы они этого не делали! Сын получил от одноклассников прозвища «ботан» и «выскочка». На переменках с ним никто не общается, а когда он подходит к ребятам, чтобы поговорить, все демонстративно замолкают…» - еще одна ситуация из реальной жизни.

    - Как можно помочь такому ребенку?

    Самое лучшее, что могут в этой ситуации сделать взрослые, - это помочь отвергаемому ребенку в налаживании взаимоотношений со сверстниками. Ребенку, который очень хорошо учится, порой бывает сложно найти общий язык с одноклассниками, ведь при общении с ними он должен быть интересен и уверен в себе. Учителю нужно постараться так организовывать совместную деятельность детей, чтобы они могли проявлять не только свои знания, но другие способности и особенности личности: доброту, щедрость, заботу, умение сопереживать, способность прийти в нужный момент на помощь и другие.

    - А как же быть с прилюдной похвалой?

    А хвалить детей в большей степени не за знания и интеллектуальные способности, а за проявление положительных человеческих качеств, за стремление и старание, за проявление уважения, за признание таланта и способностей других.

    - А родители могут что-то сделать?

    Если говорить о том, как в данной ситуации своему ребенку могут помочь родители, то им, как более опытным и мудрым людям, нужно подсказать своему ребенку секреты успешного общения и конструктивного взаимодействия со сверстниками. Они знают и сильные, и слабые стороны характера и личности своего ребенка, а на основе общеизвестных правил смогут сформулировать индивидуальные и неповторимые секреты успешного общения для своего ребенка.

    - Какие например?

    Если ваш ребенок, скажем, любит много говорить, но совершенно не умеет слушать, такой секрет может звучать так: «Слово серебро, а молчание золото. Умей слушать других». Если он не проявляет к другим добрых чувств, скажите ему: «Все живое на планете тянется к теплу и свету. Делись с другими своим теплом и светом, а не холодом и темнотой, тогда и ты всегда будешь окружен теплом и светом». Если ребенок не умеет или стесняется проявлять свои эмоции и чувства: «Все живые существа имеют право на проявление эмоций и чувств. Говори о том, что сам чувствуешь и спрашивай других, о том, что чувствуют они». Если сын или дочь увлекается критикой других, но сам не очень-то самокритичен или постоянно жалуется на других: «В чужом глазу соломинку видим, а в своем и бревна не замечаем. Если тебе хочется кого-нибудь покритиковать, подумай о себе, а ты всегда идеален?»

    - А что делать, если ребенок грубит?

    Если ребенок иногда грубит, слишком часто очень серьезен и не понимает шуток, скажите: «Ничто не ценится так дорого и не стоит нам так дешево, как вежливость, украшенная приятной улыбкой. Будь вежливым и почаще улыбайся».

    СПРАВКА «КП»

    Людмила Коровай - психолог Центра успешных отношений с 13-летним стажем. В 1998 году закончила Московский открытый социальный университет по специальности «Психолог». Является сертифицированным тренером по сказкотерапии и арт-терапии. Обладатель премии Мингорисполкома.

    Навыки продаж для помощи ребенку в школе

    Дано: ребенок не любит учителя математики. Вдвойне страдает, что с этого года она будет их классным руководителем. Считает, что в математике ничего не понимает. Всячески демонстрирует отношение, закатывая глаза, сползая со стула, тяжело вздыхая. Экзамен сдала плохо. Ответила неправильно даже на те вопросы, которые по идее знает.

    Мое видение - это заявка нам «я отказываюсь». При этом сам предмет ей интересен. И когда с ней посидишь, если хватит терпения пройти первые полчаса сползания под стол и «я не понимаю», включается и понимает. Когда что-то получается - радуется. Про обстановку на уроке говорит, что скучно и слишком быстро. На предложение перевестись в более медленную группу реагирует болезненно. Говорит, что хочет быть успешной.

    Дано: я много лет была в продажах и смежных областях. Вижу однозначное применение всех навыков в любом разговоре. Вообще для меня продажи - это про любую ситуацию, когда нужно кого-то убедить. Продать инвесторам свою идею, продать команде свое видение, продать детям необходимость вовремя ложится спать, продать мужу веру в себя. Если вас передергивает от слова «продажи», то это проблемы восприятия.

    Самый прямой и простой алгоритм продажи любого своего мнения любому человеку:

    1. Представиться и поблагодарить за возможность.
    2. Выстроить раппорт и уравнять статус. Согласно исследованиям, человек считывает социальный статус несознательно, и потерю своего социального статуса переживает и защищает, равно как и потерю моего социального статуса считывает как слабость и перестает доверять. Поэтому важно, чтобы никто не был сверху.
    3. Послушать. Послушать, задавая хорошие вопросы.
    4. Согласиться.
    5. Представить свою идею так, чтобы она резонировала с узнанным в части 3. Та же лексика, отсылка к тем же проблемам. Слушаем, соглашаемся, подхватываем и развиваем в нужную сторону.
    6. Закрыть. То есть добиться конкретной договоренности.

    Пример разговора с учителем

    Перед встречей я написала себе короткий скрипт:

    «1. 2. Мама, дочка. 3. В чем вы видите проблему. 4. 5. Выученная неспособность. Слишком много давления. Нужны личные теплые отношения. 6. Вместе поможем. Посмотрим через год».

    Здравствуйте, большое спасибо, что нашли время.

    Не за что.

    Представляю, какое у вас сейчас беспокойное время, конец года...

    О да, все эти отчеты...

    Дети тоже усталые, все мы устали. Как ваша дочка, ей тоже к концу года тяжелее?

    Ой не говорите! Прошла это со своими старшими, а теперь снова по кругу.

    (Мы в равном статусе. Обе мамы. Не строгий учитель отчитывает нерадивого родителя, и не злобный родитель пришел жаловаться.)

    Ну так о чем вы хотели поговорить?

    Я знаю, что у вас не так много времени, поэтому скажу по существу. Как вам видится, какие основные проблемы у Тессы с математикой?

    Математика - самый слабый ее предмет. Она постоянно усталая. Она мне говорит, что ложится заполночь и каждый день после школы куда-то ездит и приходит очень поздно. Она до сих пор не знает таблицу умножения, а я говорила вашему мужу, что нужно выучить. Она отвлекается и рисует, и не включается в урок. Иногда я замолкаю, и она смотрит по сторонам, как будто только что осознала, где я была. Мне кажется, что все, что я говорю, она пропускает мимо ушей. Она способная девочка, но не хочет учиться.

    Совершенно с вами согласна. Удивительно то, что она говорит, что ложится заполночь, когда ложится вовремя.

    Кажется, у нее очень много других занятий.

    Вообще-то кружки у нее только два раза в неделю.

    Да? Но на уроках она выглядит усталой.

    Она и дома выглядит усталой, когда садится за уроки. Самое удивительное, что в основном усталость начинается тогда, когда она садится за математику. При этом я с ней разговаривала, и она говорит, что сам предмет ей нравится. Но мне буквально часы требуются, чтобы пройти эту стадию отрицания, и когда она включается, она со всем справляется. Как вы думаете, с чем это связано?

    Она очень строга к себе. Я стараюсь ее хвалить, говорить ей, когда у нее что-то получилось, но такое ощущение, что она этого не замечает.

    Вы правы. Она очень хочет преуспеть, но почему-то считает, что неспособна. Боится, что окажется в слабой группе.

    Успокойте ее, я не буду переводить ее в слабую группу. Она очень умная и развитая, вот почему-то считает, что у нее не выходит.

    Мне кажется, вы совершенно точно определили проблему. У нее как будто усвоенная неспособность. Как будто она для себя решила, что математика у нее не будет получаться.

    Может быть это потому, что я слишком давлю на нее... Я действительно требую многого, но это потому, что вижу, что у нее есть способности, и она их не реализует. Может, мне стоит с ней поговорить. Да, наверное, мне стоит с ней поговорить.

    Мне кажется, это очень поможет. Мы дома общаемся очень искренне, и я стараюсь понимать и принимать их чувства, и честно говорю о своих мотивах и о том, почему так поступаю, и прошу их сотрудничества. Она хорошо реагирует на искренний разговор.

    Да, обязательно поговорю с ней, постараюсь найти общий язык. Очень хорошо, что вы ко мне пришли, мне так важно было понять, почему она так отрицает математику. Ведь она может, а экзамен написала так плохо.

    Мне кажется, это было какое-то заявление всем нам. Как будто «Вот видите, я не могу! Отстаньте от меня». У вас такое же ощущение?

    Хм, я об этом не думала. Может быть. Может быть она боится не преуспеть и поэтому закрывается. Я постараюсь с ней больше говорить, хвалить, замечать успехи в ее ритме обучения.

    Я понимаю, это очень сложно сделать в классе, когда вы должны заниматься всеми.

    О да! Но я поговорю с ней обязательно. И скажу, что она может обращаться ко мне в любой момент, на уроке или после урока, я всегда есть, я всегда готова ей помочь.

    Спасибо вам, мне кажется для нее это очень важно, это личное отношение, когда ее замечают. Очень здорово, что вы будете у них классным руководителем. У нее такие хорошие отношения с текущим классным руководителем, мне кажется у вас будет эта возможность общаться вне задач по математике.

    Собственно, мое дело сделано. От «она не хочет учиться» мы пришли к моему видению «она испытывает стресс, и надо помочь ей этот стресс снять». Осталось только закрыть.

    Может быть, вы порекомендуете что-то еще? Так хочется, чтобы математика стала для нее любимым и легким предметом. Это так здорово, что вы готовы помочь и поддержать ее психологически. Для нее это так важно, доверять учителю, чувствовать его поддержку. Спасибо, что вы на ее стороне.

    Ну конечно, это и есть моя работа! Поддержать, найти подход к каждому. Давайте я вам скину ссылки на аудиопрограммы, которые помогут с таблицей умножения. И вообще, у вас же есть мой телефон. Необязательно так официально. Можете мне просто звонить, когда угодно. И Тессе скажите, что она всегда может ко мне обратиться.

    Спасибо вам. Ну, пойду. Может быть, через годик мы будем вспоминать, как помогли одной девочке полюбить математику.

    Улыбается, прощается тепло.

    Теперь пойду продавать чудесную и любящую ее учительницу по математике Тессе.


    Школа по идее должна являться вторым домом для наших детей - ведь в ней они проводят большую часть своего времени. Но бывает так, что пребывание в этом доме превращается в постоянный стресс как для детей, так и для их родителей. Плохие отношения с учительницей, не любят одноклассники, низкая успеваемость...С этими и многими другими проблемами могут столкнуться родители детей-школьников. Что делать? Как помочь? Над чем задуматься? О чем поговорить с ребенком, оказавшемся в сложной ситуации?

    1. У моего сына 8 лет сложные отношения с учительницей. С его слов она к нему довольно предвзято относится: делает много замечаний, иногда отчитывает перед всем классом. Я пробовала с ней поговорить, но она утверждает, что относится к Саше так же, как и к другим. Я не знаю, как поступить. В школе она считается хорошим учителем, ее уважают другие учителя. А Саша дома плачет и говорит, что в школе ему плохо. Как быть? Не переводить же его в другую школу ?

    Наталья Манухина : По-моему, интересно было бы расспросить Сашу, за что его хвалят в школе. Какие у него есть успехи, по каким предметам в школе и вне школы? Как эта, важная для него учительница, отмечает, когда у него что-то здорово получается? Кто еще в его жизни замечает и ценит его какие-то важные качества? Что уникального знает о Саше его мама? А другие его близкие? Как часто они говорят ему об этом? Как часто они вообще беседуют дома об успехах и достижениях разных людей? Чем замечательна эта его учительница в школе?

    2.Над моей дочкой издеваются одноклассники. Она учится в седьмом классе. Марина, действительно, не такая, как все. Она довольно замкнута, подруг нет ни в школе, ни дома. Но это же не причина для того, чтобы насмехаться над человеком? Я пробовала говорить с девочками, но они только плечами пожимают и отвечают, что никто ничего плохого не делает. Но Марина рассказывает совсем другое. Помогите, пожалуйста, решить эту проблему .

    Наталья Манухина : Уникальная девочка! Вообще, людям свойственно находиться в отношениях, дружить. И только очень постаравшись, можно какое-то время оставаться рядом с людьми, и не создавать с ними отношения. Как Марине удается проводить так много времени с одноклассниками и не дружить с ними? Что такого интересного у нее в собственном внутреннем мире, что она никого в него не пускает, но и не делится им с другими? Или с кем-то делится? С мамой, например, или еще с кем-то? С кем? Может быть с нами поделится, напишет, например, в Психологический Навигатор: чем она увлекается, что ей интересно, как она видит людей и себя?

    3. Мой сын до четвертого класса ходил в школу с удовольствием. Но в этом году (сейчас он в пятом) что-то случилось. При этом учится он нормально, учителя тоже вроде на него не жалуются. Да и он них. Отношения с другими школьниками хорошие – есть друзья, они ходят к нам в гости. Но сейчас каждое утро начинается с кошмара. Сыну трудно встать, иногда он даже плачет, бывает, что его даже рвет. Если он при этом остается дома, то все проходит. Что нам делать? Это психологическая проблема или медицинская?

    Наталья Манухина : Проблема может быть одновременно медицинской и психологической, вернее телесной и эмоциональной. Вот только не понятно, что происходит по утрам, когда в школу идти не надо – в выходные, каникулы. Интересно было бы родителям вместе с мальчиком провести серьезное исследование, а потом написать нам: как ему удается справиться с проблемой, когда он все же идет в школу? Что и кто ему помогает в этом? Что мешает? Как проходит день, когда проблемы вообще нет?

    4. В школе, где учится наш мальчик, мальчишки несколько раз отбирали у него деньги, ручки. Я ходила и к учителю, и к директору, но все безрезультатно. Нашему Павлику 12 лет, он тихий, безобидный мальчик. Утром его в школу отвожу я, а встречает бабушка. Но все равно эти хулиганы находят возможность его обокрасть. Что нам делать? Ну не милицию же вызывать?

    Наталья Манухина : Тихий, безобидный мальчик 12 лет, позволяющий своим одноклассникам отбирать у себя деньги, ручки… Очень хочется познакомиться с этим мальчиком и узнать, по каким жизненным принципам и убеждениям он строит свои отношения с другими людьми. Каким человеком он видит себя в дальнейшем? Какие у него мечты? Кто его окружает там, в будущем? Кем хочет стать?... Эти и многие другие вопросы успешно решаются ребятами в подростковых группах, которые есть практически в любом районном социально-психологическом центре. Общение со сверстниками – один из самых актуальных вопросов для ребенка 12 лет, и взрослым родным не понять его до конца. Проблема этого мальчика может состоять в том, что общения с такими же ребятами ему может просто не хватать.

    5. Моя дочка учится в последнем классе, готовится поступать в институт. Но именно в этом году ее успеваемость резко снизилась. Конечно, это легко объяснить: у нее романы, она много времени проводит с подружками. Я никак не могу ей доказать, что именно сейчас ей надо очень стараться, поступить в институт – а потом уже гулять. Она меня не слушает и продолжает получать свои тройки. Я пробовала ее не пускать на улицу, но кроме скандалов, ничего не получалось. Подскажите, пожалуйста, можно ли что-нибудь сделать в нашем случае?

    Наталья Манухина : Очень важно, что родители признают – романы естественны, подружки необходимы, и гулять хочется именно сейчас, пока еще все не разошлись по разным институтам. Главное – помочь ей совместить все это по времени и силам – учебу, дружбу, развлечения. И тут поможет четко поставленная жизненная цель. Какая она у Вашей дочери? О чем она мечтает? К чему стремится? Кем себя представляет в будущем? Какой институт выбирает и зачем? Чего хочет добиться? Что готова для этого сделать? Какая ей для этого от Вас нужна помощь? Поговорите с ней о ней. У Вас получиться. Будет трудно, приходите всей семьей к семейному психологу, чтобы на «нейтральной территории» (не дома) провести совещание по организации настоящей жизни с целью получения желанного в будущем.

    6. Мой внук учится в седьмом классе. Раньше он был отличником, а сейчас съехал на тройки и четверки. Говорит, что ему не интересно учиться. При этом дома он читает книги, у него есть интересы. Например, он обожает книги на космические темы, выучил, наверное, все, что можно. Но учиться категорически не хочет. Все мои разговоры ни к чему не приводят. Дайте, пожалуйста, совет: как вести себя с внуком? Как объяснить ему, что учиться необходимо?

    Наталья Манухина : Похоже, Ваш внук способен учится самостоятельно. Может, ему подойдет обучение экстерном? Кроме того, не очень понятно, что значит «не хочет учиться», если он читает книги, и даже преуспел по изучению конкретного направления в науке? Какие у него интересы? Как он хочет развивать их в дальнейшем? В чем ему может пригодиться школьное обучение и аттестат о ее окончании? В моей практике часто оказывается, что подростки не знают, что для получения интересующей их специальности надо учиться дальше, а при поступлении в ВУЗ необходим аттестат об окончании школы, причем желательно с хорошими оценками. А ваш внук это знает? От кого?

    ЕСЛИ У ВАШЕГО РЕБЕНКА ПРОБЛЕМЫ В ШКОЛЕ, НАШИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ ПОМОГУТ ИХ ПРЕОДОЛЕТЬ

    Обучение в школе для ребёнка – это не только получение знаний, но и опыт социализации в коллективе сверстников и взрослых людей – учителей. Отношения между людьми очень многогранны, поэтому неудивительно, что школьник может столкнуться с негативными проявлениями в свой адрес со стороны учителя: придирчивостью или даже враждебностью.

    Как разграничить предвзятое отношение и требовательность

    Не всегда чрезмерная требовательность является проявлением предвзятого отношения педагога

    Как правило, родители узнают о проблемах в отношениях между педагогом и своим чадом из уст ребёнка. И, конечно, он привносит в рассказ свои субъективные оценки и эмоции, часто подводя черту: «Она (он) меня не любит и придирается». Мамам и папам сложно в этой ситуации разобраться, является ли такое положение вещей объективной реальностью или результатом мнительности или фантазии ученика. К тому же, многие дети требовательность педагога воспринимают как проявление предвзятого отношения. Поэтому родителям очень важно составить правильную картину сложившихся отношений. Для этого:

    • чаще говорите с ребёнком на темы, связанные со школьной жизнью, – так станет понятно, где правда, а где фантазии;
    • обратите внимание на успеваемость ребёнка по тому предмету, который ведёт учитель, предъявляющий претензии к вашему школьнику (если оценки резко снизились, то позанимайтесь с ребёнком или наймите репетитора, тогда можно будет сделать вывод об объективности выставления оценок);
    • наведайтесь в школу, поговорите с учителями и классным руководителем, но сделайте это не «по поводу», а в качестве мониторинга успеваемости (ни ребёнку, ни учителям об истинных причинах визита в учебное заведение знать не нужно).

    Таким образом вам удастся понять, какие отношения у вашего школьника с учителями и учениками. А также выяснить, действительно ли учитель предвзято относится к ребёнку, или просто требователен к качеству знаний.

    Как психологически настроить ребёнка

    Доверие - основа отношений с ребёнком

    Отношения между людьми многогранны, поэтому нет ничего удивительного в том, что кто-то нравится, а кто-то нет. Не исключение и межличностные отношения учителя и учеников. Педагог – такой же человек, как и все, поэтому у него могут быть симпатии и антипатии. Некоторые учителя любят активных, любознательных учеников, некоторым по душе дисциплинированные тихони. Конечно, профессиональный учитель умеет скрывать свои эмоции, но иногда случаются исключения. В этом случае возникает конфликтная ситуация с тремя участниками:

    • учеником;
    • учителем;
    • родителями школьника.

    Задача последних заключается в том, чтобы найти выход из ситуации с минимальными потерями для эмоционального здоровья формирующейся личности. Поэтому очень важно правильно настроить ребёнка в данной конкретной ситуации:

    1. Чаще говорите своему чаду, как вы его любите – ребёнок должен быть уверен, что его принимают и любят самые близкие люди;
    2. Объясните, что любой ребёнок, хоть ещё и маленький – тоже личность, и никто не имеет права его оскорблять, высмеивать или унижать;
    3. Разберите конфликтную ситуацию с максимальной объективностью – в независимости от того, кто был не прав, объясните отпрыску, почему, такое поведение недопустимо;
    4. Попробуйте вместе с ребёнком наметить стратегию поведения в случае, если учитель придирается или допускает оскорбления;
    5. Наметьте план дальнейших совместных действий (разговор с учителем, директором, переход в другой класс или школу) для разрешения сложившейся ситуации.

    Какими способами можно избавиться от предвзятого отношения

    Родители должны регулярно общаться с учителями

    Придирки, предвзятое отношение со стороны учителя, как правило, сами по себе не проходят, поэтому родителям нужно принимать активные меры по разрешению конфликта. Существует несколько способов:

    • открытый разговор с учителем;
    • беседа с представителями администрации (директором, завучами);
    • перевод учащегося в другой класс или школу;
    • публичное освещение проблемы в СМИ.

    Разберём каждый из них. Самый простой и правильный выход – разговор с учителем. Определив причины того, почему педагог невзлюбил ребёнка, можно найти совместный путь выхода из конфликтной ситуации. На том, как правильно спланировать беседу с педагогом, остановимся чуть позже.

    Если учитель не идёт на разговор или не считает нужным менять своё отношение к ребёнку, то следует обратиться к директору или завучам – возможно, у них будут более веские доводы, убеждающие педагога пересмотреть своё поведение.

    Это интересно! Ежегодно около 20% детей переходят в другие школы из-за придирок со стороны учителей.

    Когда конфликт слишком затянулся, а отношение учителя отрицательно сказывается на психологическом и эмоциональном состоянии школьника, то имеет смысл перевести ребёнка в другой класс или школу. Однако не стоит видеть в этом способе панацею от любых трудностей – в жизни у вашего чада будет много встреч с неудобными или конфликтными людьми, поэтому не рекомендуется создавать ему тепличные условия в детстве.

    Если же учитель не только позволят себе публичные оскорбления, но и применяет физическую силу в адрес ребёнка, и этому есть подтверждение, то такие вопиющие нарушения прав детей должны быть освещены в средствах массовой информации с привлечением социальных служб и правоохранительных органов.

    Как правильно построить беседу с педагогом

    Мирное разрешение конфликта - главная цель разговора с учителем

    Зная о проблеме в отношениях ученика и учителя только от ребёнка, нельзя составить полное мнение о причинах придирок со стороны педагога. Поэтому лучшим выходом будет разговор с учителем. Однако для беседы нужно подготовиться и повести её таким образом, чтобы не усугубить ситуацию. Итак, отправляясь беседовать с педагогом:

    1. Попытайтесь назначить встречу лично, не через администрацию школы.
    2. Выберите правильное время. Лучше всего, если это будет после уроков, но не в конце рабочего дня.
    3. Желательно, чтобы встреча проходила тет-а-тет, но в стенах школы (лучший вариант – кабинет, серьёзные разговоры в коридоре – табу).
    4. Постарайтесь дать понять педагогу, что вы не собираетесь ни в чём его уличать или обвинять.
    5. Начините разговор с обозначения желаемого результата («Мне бы хотелось, чтобы наша беседа повлекла за собой позитивные изменения в отношениях с моим сыном/дочерью»).
    6. Обязательно оговорите тот факт, что признаёте некоторые недостатки своего ребёнка, и мягко направьте разговор в русло признания того, что каждый имеет право на ошибку (в случае, если ваше чадо действительно в чём-то провинилось).
    7. Далее стоит прямо задать вопрос о причинах недовольства вашим ребёнком. Возможно, таким образом учитель «мстит» за какие-то действия в свой адрес со стороны ученика (например, оскорбление).
    8. В зависимости от полученного ответа, разговор может пойти по двум направлениям: взаимопонимание и признание со стороны педагога своих ошибок, или озлобление из-за вашей попытки уличить учителя в непрофессиональном отношении к детям.
    9. Завершить разговор в любом случае нужно, поблагодарив за уделённое время.

    В зависимости от того, каких результатов вам удастся добиться беседой с учителем, проще наметить план дальнейших действий.