• Система оценивания предмета химии по фгос ооо. Критерии оценивания работ по химии Критерии оценивания учащихся по химии

    Cколько баллов дается за каждое задание ЕГЭ по химии. Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019: баллы и оценки, таблица перевода, а также структура экзамена, методика проверки и основные изменения в новом году. В 2019 задания для ЕГЭ по химии стали содержать большее количество математических элементов, расчетов физических величин, более глубокой стала проверка и основного теоретического курса химии. В то же время, количество заданий снизилось, теперь вместо 40 вопросов, учащемуся придется решить 35 (по другим данным 34). Соответственно, изменилась шкала оценки, за ЕГЭ по химии 2019 первичный балл стал ниже – на 4 единицы.

    Все задания оцениваются по-разному, за сложные задачи можно заработать до 5 баллов. Поэтому для поступления в профильные ВУЗы необходимо максимально глубоко изучать предмет.

    Таблица критериев оценки заданий ЕГЭ 2019 по химии с учетом новых требований:


    Номер задания

    Максимальный балл

    35 3

    Оценка заданий осуществляется по установленной методологии, при этом за сложные задания, где требуется логика, баллы выставляются посредством специальных аналитических таблиц. Если ответ максимально соответствует требования анализа, за него можно получить до 5 баллов. Если учащийся развил тему только частично, то количество баллов снижается. За невыполненное задание начисляется 0 баллов.

    Проверка сложных заданий осуществляется двумя экспертами. Если есть сильное расхождение баллов, то привлекается третий специалист. Это обеспечивает максимально эффективное и объективное оценивание знаний выпускников.

    Таблица перевода ЕГЭ-2019 по химии из баллов в оценки:

    Количество баллов

    Оценка

    Структура заданий ЕГЭ по химии в 2019 году включает 29 вопросов с кратким ответом, а также 5 с развернутым.

    Продолжительность экзамена составляет 210 минут, по нормативу на простые вопросы должно уходить около 3 минут, на сложные - до 15. Что касается минимального балла для прохождения в специализированные ВУЗы, то каждое высшее учебное заведение устанавливает свои требования. Например, для поступления на химический факультет МГУ, либо престижного Московского медицинского университета необходимо набрать не менее 50 баллов.

    Но обычно общий проходной балл в престижные ВУЗы составляет 400-470 (на химический факультет минимум меньше, на медицинский - больше), и только от химии поступление в то же МГУ не зависит, поэтому если баллов не хватает, можно добрать по математике, биологии, русскому и внутренним вступительным экзаменам.

    Значительные изменения в ЕГЭ наблюдаются также и по другим предметам.

    Для успешной сдачи химии рекомендуется уделять большую часть времени решению задач и уравнение. Во время сдачи можно пользоваться калькулятором, таблицей Менделеева и растворимости солей. Также разрешен электрохимический ряд напряжения металлов.

    Критерии оценивания ЕГЭ по химии 2019 описаны достаточно четко в регламенте, но у каждого выпускника есть право на подачу апелляции.

    Таблица переводов баллов в оценки ОГЭ-2019 по химии

    Для выпускников 9-х классов предусмотрены свои критерии оценивания. Согласно всем КИМ и ГИА, максимально можно набрать 34 балла. А вот, если выпускник хочет пойти в медколледж, профильный класс или на еще какое-то средне-специальное образование, связанное с химией, фармацевтикой и медициной, ему нужно набрать от 23 баллов и выше.ээ

    Таблица переводов баллов по химии для ОГЭ-2019


    Вопреки кажущейся простоте, набрать 9 баллов для минимального проходной оценке не так просто. Нужно уметь решать задачи, ориентироваться в формулах, хотя бы минимально владеть теорией. Кто сдал на двойку, останется на второй год, если провалит и пересдачу.

    Таблица оценки баллов по заданиям:


    Номер задания

    2 (1 – если решено частично)

    2 (1 – если решено частично)

    2 (1 – если верно на 2/3)

    2 (1 – если верно на 2/3)

    Многие школьники, чтобы перестраховаться, начинают решать сразу со сложных заданий. Если решить их все без ошибок, можно набрать сразу 19 баллов, то есть, на «четверку». Однако, это подразумевает полное решение задания, иначе оно будет оценено в 1 балл, а то и вовсе нет.

    Критерии оценивания тестирования по химии каждый год меняются, правила становятся жестче, поскольку среди правительства существует идея о недостаточно качественном образовании. Это, конечно, не имеет под собой оснований, ведь школьники учатся хуже не из-за программы, а по большей части из-за перегруженности.

    Что пойдет в аттестат? Что делать, если ЕГЭ по химии написан на двойку?

    Если ЕГЭ по химии не сдан, а по математике и русскому нормальные оценки, школьнику просто выдадут аттестат. И еще дадут сертификат ЕГЭ, где химию просто не впишут. При этом экзамен можно пересдать через год. Минус тут один - может не хватить общего балла для поступления, а если ВУЗ требует химию в обязательном порядке, то вообще не примут документы. Соответственно, школьник теряет время, а юношей могут и вовсе в армию забрать, после которой пересдать будет еще сложнее.

    Если за год оценка 4 или 5, а ЕГЭ по химии сдан на 3 или 4 (то есть понижение балла), что пойдет в аттестат? Пойдет годовая отметка. Если ЕГЭ сдан на 5, а за год 3, то тоже на аттестат не влияет. Но каждая конкретная школа , где обязали считать среднее арифметическое.

    Почему так происходит? Потому что этот подсчет никто потом не проверяет. Исходя из этого - решать вопрос лучше заранее с учителем химии и классным руководителем, обычно в нормальных школах педагоги стараются идти навстречу выпускникам. Если у ребенка 4-ка, но он поднажал и сдал ЕГЭ на 5, почему бы ему не помочь?

    Но! Надо помнить, что оценки в аттестате при поступлении никому не нужны, и, особенно, по химии. Смотрят сегодня в 99% случаев только на сертификат ЕГЭ.

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
    (Рособрнадзор)
    27.02.2019г. № 10-151

    Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в соответствии с пунктом 21 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденного приказом Минпросвещения России и Рособрнадзора от 07.11.2018 № 189/1513 (зарегистрирован Минюстом России 10.12.2018, регистрационный № 52953) (далее - Порядок), направляет для использования в работе рекомендации по определению минимального количества первичных баллов, подтверждающих освоение обучающимися образовательных программ основного общего образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее - минимальное количество первичных баллов), рекомендации по переводу суммы первичных баллов за экзаменационные работы основного государственного экзамена (далее - ОГЭ) и государственного выпускного экзамена (далее - ГВЭ) в пятибалльную систему оценивания в 2019 году .

    В соответствии с пунктом 22 Порядка органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, в том числе определяют минимальное количество первичных баллов, а также обеспечивают перевод суммы первичных баллов за экзаменационные работы ОГЭ и ГВЭ в пятибалльную систему оценивания. Приложение: на 14 л.

    Заместитель руководителя: А.А. Музаев

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале.

    Химия .

    2019 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-34 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    Максимальное количество баллов, которое может получить участник ОГЭ за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-18 баллов - отметка «3»

      19-28 баллов - отметка «4»

      29-38 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы для обучения по образовательным программам среднего общего образования. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

    2018 год.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-34 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-18 баллов - отметка «3»

      19-28 баллов - отметка «4»

      29-38 баллов - отметка «5»

    2017 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-34 баллов - отметка «5»

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-18 баллов - отметка «3»

      19-28 баллов - отметка «4»

      29-38 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

    2016 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-34 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-18 баллов - отметка «3»

      19-28 баллов - отметка «4»

      29-38 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

    2015 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-34 баллов - отметка «5»

    Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-18 баллов - отметка «3»

      19-28 баллов - отметка «4»

      29-38 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

    2014 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (без реального эксперимента), - 34 балла.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа без реального эксперимента, демоверсия 1)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-34 баллов - отметка «5»

    Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), - 38 баллов.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-18 баллов - отметка «3»

      19-28 баллов - отметка «4»

      29-38 баллов - отметка «5»

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

    2013 год.

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-33 баллов - отметка «5»

    Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.

    2012 год.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы, - 33 балла.

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-33 баллов - отметка «5»

    Отметку «5» рекомендуется выставлять в том случае, если из общей суммы баллов, достаточной для получения этой отметки, выпускник набрал 5 и более баллов за выполнение заданий части 3.
    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    2011 год.

      0-8 баллов - отметка «2»

      9-17 баллов - отметка «3»

      18-26 баллов - отметка «4»

      27-33 баллов - отметка «5»

    Предложенная нижняя граница баллов для выставления отметки «3» является ориентиром для территориальных предметных комиссий и может быть снижена, но не ниже чем до 6 баллов.

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    2010 год.

      0-10 баллов - отметка «2»

      11-19 баллов - отметка «3»

      20-28 баллов - отметка «4»

      29-34 баллов - отметка «5»

    2009 год.

      0-10 баллов - отметка «2»

      11-18 баллов - отметка «3»

      19-27 баллов - отметка «4»

      28-33 баллов - отметка «5»

    КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

    ПО ХИМИИ

    1. Оценка устного ответа.

    Отметка «5» :

    Ответ полный и правильный на основании изученных теорий;

    Материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;

    Ответ самостоятельный.

    Ответ «4» ;

    Ответ полный и правильный на сновании изученных теорий;

    Материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

    Отметка «З» :

    Ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.

    Отметка «2» :

    При ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя, отсутствие ответа.

    2. Оценка экспериментальных умений.

    Оценка ставится на основании наблюдения за учащимися и письменного отчета за работу. Отметка «5»:

    Работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;

    Эксперимент осуществлен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием;

    Проявлены организационно - трудовые умения, поддерживаются чистота рабочего места и порядок (на столе, экономно используются реактивы).

    Отметка «4» :

    Работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием.

    Отметка «3»:

    Работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности на работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.

    Отметка «2»:

    Допущены две (и более) существенные ошибки в ходе: эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники без опасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя;

    Работа не выполнена, у учащегося отсутствует экспериментальные умения.

    3. Оценка умений решать расчетные задачи.

    Отметка «5»:

    В логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом;

    Отметка «4»:

    В логическом рассуждении и решения нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом, или допущено не более двух несущественных ошибок.

    Отметка «3»:

    В логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах.

    Отметка «2»:

    Имеется существенные ошибки в логическом рассуждении и в решении.

    Отсутствие ответа на задание.

    4. Оценка письменных контрольных работ.

    Отметка «5»:

    Ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.

    Отметка «4»:

    Ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.

    Отметка «3»:

    Работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существен ная ошибка и при этом две-три несущественные.

    Отметка «2»:

    Работа выполнена меньше чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.

    Работа не выполнена.

    При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.

    5. Оценка тестовых работ.

    Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10-15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20-30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

    При оценивании используется следующая шкала: для теста из пяти вопросов

    Нет ошибок - оценка «5»;

    Одна ошибка - оценка «4»;

    Две ошибки - оценка «З»;

    Три ошибки - оценка «2».

    Для теста из 30 вопросов:

    25-З0 правильных ответов - оценка «5»;

    19-24 правильных ответов - оценка «4»;

    13-18 правильных ответов - оценка «З»;

    Меньше 12 правильных ответов - оценка «2».

    6. Оценка реферата.

    Реферат оценивается по следующим критериям:

    Соблюдение требований к его оформлению;

    Необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

    Умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

    Способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

    Управление образования администрации Шебекинского района

    Критерии оценивания выполнения заданий ОГЭ по химии

    с развёрнутым ответом

    Подготовила

    учитель химии МБОУ «Новотаволжанская СОШ»

    Куропата Татьяна Леонидовна

    Шебекино - 2016

      Вводная часть

      Основная часть

    3. Список литературы 11

    1. Вводная часть .

    Государственная итоговая аттестация выпускников основной школы по химии основной государственный экзамен (ОГЭ) ориентирована на проверку достижения выпускниками 9-х классов уровня подготовки, предусмотренного образовательными стандартами.

    Проводится ОГЭ в письменной форме с использованием контрольных измерительных материалов (КИМов) представленных в виде вариантов экзаменационной работы. Каждый вариант ОГЭ по химии включает в себя две части и является последовательностью выстроенных в определённой логике и сгруппированных по форме представления и уровню сложности заданий. Модель 2017 года без изменений повторяет экзаменационные модели предыдущих лет.

    Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом, в их числе 15 заданий базового уровня сложности (порядковые номера этих заданий: с 1 по 15) и 4 задания повышенного уровня сложности (порядковые номера этих заданий: 16, 17, 18, 19). Ответ к заданиям этой части записывается в виде одной цифры или последовательности цифр (двух или трёх).

    Задания части 1 в совокупности позволяют проверить усвоение значительного количества элементов содержания, предусмотренных федеральным компонентом государственного образовательного стандарта: язык науки и основы химической номенклатуры; химические законы и понятия; закономерности изменения свойств химических элементов и веществ по группам и периодам Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева; общие свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических веществ; признаки и условия протекания химических реакций; особенности протекания реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных реакций; правила обращения с веществами и техника безопасности при работе с лабораторным оборудованием и др.

    Часть 2 включает задания высокого уровня сложности с развернутым ответом . При их выполнении выпускникам необходимо не только сформулировать ответ, но и самостоятельно записать весь ход решения. 2 экзаменационного варианта содержит 3 задания высокого уровня сложности, с развёрнутым ответом - 20, 21, 22.

    Задания с развёрнутым ответом наиболее сложные в экзаменационной работе. Эти задания проверяют усвоение следующих элементов содержания: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений: реакции ионного обмена; окислительно-восстановительные реакции; взаимосвязь веществ различных классов; количество вещества, молярный объём и молярная масса вещества; массовая доля растворённого вещества. Выполнение заданий этого вида предполагает наличие сформированности комплексных умений:

    Составлять электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции;

    Объяснять обусловленность свойств и способов получения веществ их составом
    и строением;

    - составлять уравнения химических реакций в молекулярном и ионном виде;

    Проводить комбинированные расчёты по химическим уравнениям.

    При выполнении задания 20 необходимо на основании схемы реакции, представленной в его условии, составить электронный баланс и уравнение окислительно-восстановительной реакции, определить окислитель и восстановитель.

    Задание 21 предполагает выполнение двух видов расчётов: вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма вещества по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

    Задание 22 является практико-ориентированным и в модели 1 имеет характер мысленного эксперимента. Оно ориентировано на проверку следующих умений: планировать проведение эксперимента на основе предложенных веществ; описывать признаки протекания химических реакций; составлять молекулярные и сокращённые ионные уравнения этих реакций.

    Отличительной особенностью заданий с развёрнутым ответом является то, что к ним не предлагаются варианты ответов. Выпускникам необходимо не только решить задание и записать итоговый ответ, но и подробно записать весь ход решения задания. выполнение заданий с развёрнутым ответом требует от выпускника основной школы обдумывания многих вопросов, умения применять знания в незнакомой ситуации, анализировать условия проведения реакций и прогнозировать вероятность образования того или иного продукта реакции, самостоятельно выстраивать ход решения задачи и т.п.

    Все перечисленные выше особенности заданий с развёрнутым ответом позволяют сделать вывод о том, что они предназначены для проверки владения умениями, которые отвечают наиболее высоким требованиям к уровню подготовки выпускников основной школы и могут служить эффективным средством дифференцированного оценивания достижений каждого из них.

    Проверяя свои ответы на задания, следует помнить, что верное выполнение каждого задания части 1 оценивается 1 баллом (задания 1-15) или 2 баллами (задания 16-19).

    Задания 16-17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ - правильно выбран один из двух ответов или даны три ответа, два из которых верные, - выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются неверными и оцениваются 0 баллов.

    Задания 18-19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трёх. Такой ответ оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

    Проверка заданий части 2 осуществляется экспертной комиссией. При оценивании каждого из трёх заданий части 2 эксперт выявляет в ответе учащегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Таким образом, максимальная оценка за верно выполненные задания 20 и 21 составляет 3 балла, а за задание 22 - 5 баллов.

    Поскольку задания с развёрнутым ответом могут быть выполнены различными способами, приведённые в пособии решения следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов. Таким образом, экспертами оценивается только правильность решения, а не ход рассуждений экзаменуемого. Прежде всего это относится к способам решения расчётных задач.

    Баллы, полученные учащимися за выполнение всех заданий, суммируются. Итоговая оценка определяется по 5-балльной шкале.

    ШКАЛА ПЕРЕВОДА ПЕРВИЧНЫХ БАЛЛОВ, НАБРАННЫХ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ВАРИАНТОВ, В ОТМЕТКУ ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ

    На выполнение экзаменационной работы отводится 2 часа -- 120 минут. Примерное время, необходимое для выполнения отдельных заданий, составляет:

    для каждого задания базового уровня (часть 1) - - 2-3 минуты;

    для каждого задания повышенного уровня (часть 1) - - 5-8 минут;

    для каждого задания с развёрнутым ответом (часть 2) - - до 12-15 минут.

    При выполнении работы разрешается использовать следующие материалы и оборудование:

    Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева;
    таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
    электрохимический ряд напряжений металлов; непрограммируемый калькулятор.

    2.Основная часть

    Ответы и критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом

    20 Используя метод электронного баланса, расставьте коэффициенты в уравнении реакции, схема которой

    Р + Н 2 SО 4 + Н 3 РO 4 + SO 2 + Н 2 О.

    Определите окислитель и восстановитель.

    Баллы

    Элементы ответа:

    1) Составлен электронный баланс:

    5 | S +6 + 2ё → S +4

    2 | Р 0 - 5ё → Р +5

    2) Расставлены коэффициенты в уравнении реакции:

    2Р + 5Н 2 SО 4 = 2Н 3 РО 4 + 5SО 2 + 2Н 2 О

    3) Указано, что сера в степени окисления +6 является окислителем, а фосфор в степени окисления 0 - восстановителем

    Ответ правильный и полный, включает все названные выше элементы

    В ответе допущена ошибка только в одном из элементов

    В ответе допущены ошибки в двух элементах

    Максимальный балл

    Ответ считать верным даже в том случае, если экзаменуемый обозначил окислитель и восстановитель только одной буквой («В» или «О»), поскольку по условию задания не выдвигается требование указания процессов окисления и восстановления.

    Наличие в ответе экзаменуемого взаимоисключающих суждений или обозначений (например, знаки «+» и «-» в записи электронного баланса не соответствуют природе окислителя или восстановителя) следует рассматривать как факт несформированности умения применять данные знания.

    Второе задание 21 - комбинированная задача, в основе которой два типа расчётов: вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе и вычисление количества вещества, массы или объёма по количеству вещества, массе или объёму одного из реагентов или продуктов реакции.

    Для решения задачи необходимо составить уравнение реакции, по которому в ней осуществляются расчёты, определить массу и количество известного растворенного вещества и ответить на вопрос задачи, найдя массу или объем искомого вещества.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    1) Составлено уравнение реакции:

    2NH 3 + Н 2 SО 4 = (NH 4) 2 SО 4

    2) Рассчитаны масса и количество вещества серной кислоты, содержащейся в растворе:

    m(Н 2 SО 4) = m (р.ра) ω/100 = 350 0,07 = 24,5 г

    n(Н 2 SО 4) = m(Н 2 SО 4) / М(Н 2 SО 4) = 24,5: 98 = 0,25 моль

    3) Определён объём аммиака, вступившего в реакцию:

    по уравнению реакции n(NH 3) = 2n(Н 2 SО 4) = 0,5 моль

    V(NH 3) = n(NH 3) V m = 0,5 22,4 = 11,2 л

    Ответ правильный и полный, включает все названные элементы

    Правильно записаны 2 первых элемента из названных выше

    Правильно записан 1 из названных выше элементов (1-й или 2-й)

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    21 Через 350 г раствора серной кислоты с массовой долей 7 % пропустили аммиак до образования сульфата аммония. Вычислите объём (н. у.) вступившего в реакцию газа

    При решении заданий 22 (в рамках модели 1) учащийся на начальном этапе решения должен составить общую схему превращений, включающую две стадии, соответствующие двум реакциям, которые необходимо осуществить для получения заданного условием задания вещества. После этого необходимо составить два уравнения этих реакций, записать признаки их протекания, и для одной из стадий - сокращенное ионное уравнение реакции.

    При условии правильности записи предусмотренных условием задания пяти элементов ответа максимальная оценка за выполнение задания составляет 5 баллов.

    22 Даны растворы веществ: FeCl 2 , Fe 2 (SO 4) 3 , HNO 3 , NaOH, AgNO 3 , HCl. Используя необходимые вещества только из этого списка, получите в две стадии нитрат железа(III). Напишите уравнения реакций. Опишите признаки проводимых реакций. Для первой реакции напишите сокращённое ионное уравнение реакции.

    (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

    Баллы

    Составлены два уравнения реакции:

    1) Fe 2 (SO 4) 3 + 6NaОН = 2Fe(ОН) 3 + 3Na 2 SO 4

    2) Fe(ОН) 3 + 3HNO 3 = Fe(NO 3) 3 + 3Н 2 О

    Описаны признаки протекания реакций:

    3) для первой реакции: выпадение бурого осадка;

    4) для второй реакции: растворение бурого осадка.

    Составлено сокращённое ионное уравнение первой реакции:

    5) Fe 3 + + 3ОН¯ = Fe(ОН) 3 ↓

    Ответ правильный и полный, содержит все названные выше элементы

    Правильно записаны четыре элемента из названных выше

    Правильно записаны три элемента из названных выше

    Правильно записаны два элемента из названных выше

    Правильно записан один из названных выше элементов

    Все элементы ответа записаны неверно

    Максимальный балл

    Методический материал

    1.Демонстрационный вариант № 1контрольных измерительных материалов для проведения в 2017 году основного государственного экзамена по ХИМИИ

    2.Контрольно- измерительные материалы. Химия. 9 класс. М. « ВАКО»

    3.Сборник ОГЭ по химии 30 вариантов. Национальное образование,ФИПИ 2017

    4.Медведев Ю.Н. Типовые тестовые задания по химии. ОГЭ 2017

    Интернет ресурсы

    1. http://ege.yandex.ru/chemistry/

    2.http://www.fipi.ru.

    Таблица 1

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы ОГЭ по химии (без реального эксперимента), – 34 балла.

    Результаты экзамена могут быть использованы при приеме обучающихся в профильные классы средней школы. Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 23 баллам.

    Шкала пересчета первичного балла за выполнение экзаменационной работы в отметку по пятибалльной шкале (работа с реальным экспериментом, демоверсия 2)

    Таблица 2

    Ориентиром при отборе в профильные классы может быть показатель, нижняя граница которого соответствует 25 баллам.

    Максимальное количество баллов, которое может получить экзаменуемый за выполнение всей экзаменационной работы (с реальным экспериментом), – 38 баллов.

    Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы ОГЭ 2018 по химии в целом.

    Проверка ответов учащихся на задания части 1 выполняется эксперта- ми или с помощью компьютера. Верное выполнение каждого из заданий 1–15 оценивается 1 баллом. Верное выполненное каждого из заданий 16–19 максимально оценивается 2 баллами.

    Задания 16 и 17 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно выбраны два варианта ответа. За неполный ответ – правильно на- зван один из двух ответов или названы три ответа, из которых два верные, – выставляется 1 балл. Остальные варианты ответов считаются не- верными и оцениваются 0 баллов.

    Задания 18 и 19 считаются выполненными верно, если правильно установлены три соответствия. Частично верным считается ответ, в котором установлены два соответствия из трех; он оценивается 1 баллом. Остальные варианты считаются неверным ответом и оцениваются 0 баллов.

    Проверка заданий части 2 (20–23) осуществляется предметной комиссией. При оценивании каждого из трех заданий эксперт на основе сравнения ответа выпускника с образцом ответа, приведенным в критериях оценивания, выявляет в ответе обучающегося элементы, каждый из которых оценивается 1 баллом. Максимальная оценка за верно выполненное задание: за задания 20 и 21 – по 3 балла; в модели 1 за задание 22 – 5 баллов; в модели 2 за задание 22 – 4 балла, за задание 23 – 5 баллов.

    Задания с развернутым ответом могут быть выполнены обучающимися разными способами. Поэтому приведенные в критериях оценивания образцы решений следует рассматривать лишь как один из возможных вариантов ответа. Это относится, прежде всего, к способам решения расчетных задач.