• "Жребий" и "жеребец", Свентовит и "крест". "Жребий" и "жеребец", Свентовит и "крест" Предложения со словом «жребий»

    жре бий , жребия, муж.

    1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

    2. перен. Судьба, участь, доля (книж. устар. ). «Для бедной Тани все были жребии равны.» Пушкин . «Познай мой жребий злобный.» Пушкин .

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена.

    Этимологический Словарь Русского Языка

    Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

    Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

    Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

    Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

    Производное: жеребьевка .

    Фразеологический словарь русского языка

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято решение

    Библейская энциклопедия арх. Никифора

    Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

    Фразеологический словарь (Волкова)

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est].

    Жребий брошен - война объявлена .

    Библейский Словарь к русской канонической Библии

    жр’ебий - как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).

    Православная энциклопедия

    способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    Я, м.

    Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.

    * Тянуть жребий. Достаться по жребию. *

    Библия: Тематический словарь

    (бросание жребия )

    А. В каких случаях бросали жребий

    1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение

    выбирая козла в день искупления:

    разделяя Ханаан между племенами Израиля:

    определяя неправую сторону:

    1Цар 14:40-44

    назначая обязанности священникам и левитам:

    1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9

    решая, кто будет жить в Иерусалиме:

    избирая апостола вместо Иуды:

    2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий

    выбор для истребления Иудеев Аманом:

    определение греховности Ионы моряками:

    решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:

    Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10

    для разделения одежд Иисуса:

    Б. Решения при бросании жребия от Господа:

    Притч 16:33

    В. Урим и туммим - форма бросания жребия:

    Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6

    Словарь Ожегова

    ЖРЕ БИЙ, я, м.

    1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

    2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.

    Словарь Ефремовой

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах - у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).

    Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

    А. М. Л.

    В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

    Заимствование из старославянского, где было образовано от общеслав. zerb – "часть, доля, кусок". По такому же пути развивалось и слово счастье.


    Смотреть значение Жребий в других словарях

    Жребий — м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных.
    Толковый словарь Даля

    Жребий — жребия, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., порядок какой-н. очереди........
    Толковый словарь Ушакова

    Жребий — Участь, судьба.
    Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный........
    Словарь эпитетов

    Жребий М. — 1. Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-л., порядок какой-л.........
    Толковый словарь Ефремовой

    Жребий — -я; м.
    1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на........
    Толковый словарь Кузнецова

    Жребий — -как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была........
    Исторический словарь

    Жребий, Рок, Судьба — Философский смысл термина: Жребий, участь, судьба, рок - как закон свершения событий, свидетельствующий о рациональности мира (Платон, Аристотель, Демосфен).
    Философский словарь

    Участь, судьба.
    Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный (устар.), неблагодарный, незавидный, нелегкий, немилосердный (устар.), несчастный, роковой, своевольный, святой, славный, слепой, суровый, счастливый, тайный, трудный, тяжелый, тяжкий, черный, чудесный. Скудный, тихий.

    Заимствование из старославянского, где было образовано от общеслав. zerb – "часть, доля, кусок". По такому же пути развивалось и слово счастье.

    Как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс 15.5; Ис 17.14; Иер 13.25; Деян 8.21; 26.18).

    жребий

    Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

    Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

    Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

    Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

    Производное: жеребьевка.

    Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство Москва 2003

    Жребий

    жр\"ебий, -я


    Русский орфографический словарь. / Российская академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - М.: "Азбуковник" . В. В. Лопатин (ответственный редактор), Б. З. Букчина, Н. А. Еськова и др. . 1999 .

    м. 1) Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-л., порядок какой-л. очереди и т.п. 2) перен. устар. Судьба, участь, доля.

    Жребий

    Один из видов доказательств в обвинит. процессе эпохи рабовлад. общества. При помощи Ж. разрешалось суд. дело. Суд. процедура при Ж. заключ. в том, что для разрешения спора подбирались спец. предметы - Ж. (палочки разной длины, восковые шарики и др.), на к-рых обознач. имена тяжущихся. Судья опускал Ж. в шапку или соотв. сосуд. Затем по приглашению судьи кто-либо из присутств. вынимал Ж. Правым счит. тот, чье имя оказывалось на вынутом Ж.


    Древний мир. Энциклопедический словарь в 2-х томах. - М.: Центрполиграф . В. Д. Гладкий . 1998 .

    ЖРЕБИЙ

    Бросать (метать, кидать) жребий. Разг. Гадать на чём-л., чтобы принять решение. БМС 1998, 191; БТС, 308, 537; Ф 1, 236.

    Жребий брошен. Книжн. Принято окончательное решение, сделан решительный шаг в каком-л. деле, предприятии. ФСРЯ, 159; БТС, 98, 308; ШЗФ 2001, 76; БМС 1998, 191; Мокиенко 1989, 151-152.

    Метать жребий об одеждах. Книжн. Архаич. Преждевременно делить что-л. (чьё-л. имущество, наследство). /i> Восходит к Библии. БМС 1998, 191.

    Наметать жребий. Приамур. Устар. О жеребьёвке, определявшей обязательное переселение из Забайкалья на Амур в середине XIX века. СРГПриам., 165.

    Трусить (трясти, тресть) жребий. Дон...

    1. Судьба, участь.
    2. Роман Стивена Кинга.
    3. После перехода реки Рубикон Цезарь сказал: «... брошен!».
    4. Решение спора, вопроса случайным методом.

    жребий

    , м.

    Тянуть жребий. Достаться по жребию.

    перен. трад.-поэт. Судьба, участь.

    Для бедной Тани Все были жребии равны. Пушкин, Евгений Онегин.

    Погибну я за край родной, - Я это чувствую, я знаю… И радостно, отец святой, Свой жребий я благословляю! Рылеев, Наливайко.

    Его, казалось, ожидал не совсем обыкновенный жребий.<...>

    Жребий

    Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит.16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев.16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис.26:55 и др. ). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав.21:3 ,4 и др. ). Им же открывались различные виновны...

    Жребий

    жре́биев,

    жре́биям,

    жре́бием,

    жре́биями,

    жре́биях

    (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»)


    Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит.16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось например который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев.16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис.26:55 и ·др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав.21:3 ,4 и ·др.). Им же открывались различные виновные лица, как например Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании ·г.Гая (Нав.7:14 , 1Цар...

    Жребий

    в древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ...

    жребий жре́бий заимств. из цслав. вм. исконного жеребей (см.) Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс М. Р. Фасмер 1964-1973

    Я, м. 1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено). 2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-н.

    жребий

    ЖРЕ́БИЙ -я; м.

    1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на что-л. Тянуть ж. Достаться по жребию.

    2. Трад.-поэт. Судьба, участь. Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-л.

    Жре́бий брошен. Конец колебаниям, решение принято. Бросать (кидать, метать) жре́бий. Решать что-л. посредством жеребьёвки.

    Большой толковый словарь русского языка. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт С. А. Кузнецов. ...

    м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных.

    Жребий

    Судьба, участь.

    Краткий церковнославянский словарь Т. С. Олейникова

    Жребий (юридический)

    универсальное средство распределения благ, тягот, общественных должностей и др., возникшее и широко распространённое во всех древних обществах. Особое значение приобрело в сельской (соседской) общине для определения наделов пахотной земли, передаваемой в индивидуальное пользование (полученный т. о. надел также называется Ж., например древнегреческий «клерос», старопольский «треб» и т. п.). В Афинах (5 в. до н. э.) Ж. применялся для назначения на общественные должности. В Древнем Риме Ж. также указывал обречённого при т. н. децимации (казни каждого десятого при групповых преступлениях или если виновный не установлен). Феодальное право и обычай сохранили Ж., в том числе для распределения наследства, тех или иных участков общинной...

    (иноск. ) - решение судьбы

    Ср. Печален мой жребий ,

    Удел мой жесток.

    Гнедич. Дума.

    Ср. Чудесный жребий совершился,

    Угас великий человек.

    Фразеологический словарь русского языка

    Жребий

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято решение

    Толковый словарь русского языка (Алабугина)

    Жребий

    Я, м.

    Условный предмет (билет, монета и т.д.), вынимаемый из числа одинаковых для разрешения спора или установления очерёдности.

    * Тянуть жребий. Достаться по жребию. *

    Словарь Ефремовой

    Жребий

    1. м.
      1. Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что- л., порядок какой-л. очереди и т.п.
      2. перен. устар. Судьба, участь, доля.

    Фразеологический словарь (Волкова)

    Жребий

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение [перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est].

    Жребий брошен - война объявлена .

    Этимологический Словарь Русского Языка

    Жребий

    Древнерусское – жеребей (жребий, доля, участок).

    Слово славянского происхождения, встречается еще в старославянском языке.

    Самое раннее значение – «нечто отрезанное». В древнерусских памятниках письменности встречается с XI в.

    Встречается в древнепрусском: girbin – «число».

    Производное: жеребьевка.

    Словарь Ожегова

    ЖРЕ БИЙ, я, м.

    1. Решение спора, вопроса о праве или очерёдности путём вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено).

    2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. комун.

    Библейский Словарь к русской канонической Библии

    Жребий

    жр’ебий - как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была разделена земля на уделы и назначены чреды священников и певцов на служение в храме. Жребий бросали пред Давидом и пред Аманом, жребий также бросали и пред Апостолами. В некоторых местах это слово означает «судьба», «удел» (Пс.15:5 ; Ис.17:14 ; Иер.13:25 ; Деян.8:21 ; Деян.26:18 ).

    Словарь Ушакова

    Жребий

    жре бий , жребия, муж.

    1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-нибудь споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-нибудь, порядок какой-нибудь очереди или решающий что-нибудь спорное. Тянуть жребий. Вынуть жребий. Метать, бросать жребий. Достаться по жребию.

    2. перен. Судьба, участь, доля (книж. устар. ). «Для бедной Тани все были жребии равны.» Пушкин . «Познай мой жребий злобный.» Пушкин .

    Жребий брошен - конец колебаниям, принято окончательное решение (перевод латинского изречения Юлия Цезаря при переходе через Рубикон: alea jacta est). Жребий брошен - война объявлена.

    Православная энциклопедия

    Жребий

    способ решения спорных вопросов у древних иудеев. Это расценивалось как непосредственное обращение к Всевышнему (Притчи Соломона, 16, 33). В день очищения с помощью жребия решался вопрос о том, какой из двух козлов будет заклан в качестве очистительной жертвы, а какой будет отпущен в пустыню (козел отпущения). По жребию были выбраны города, в которых селились левиты. Он также определял виновного в проступке, согласно ему распределялось время служб для священников. Кроме того, он указывал, кого следует выбрать первым царем. В общем, с помощью жребия решались буквально все дилеммы, возникавшие в жизни древних иудеев. Новозаветная церковь тоже переняла этот древний обычай. Например, взамен отпавшего Иуды с помощью жребия был выбран апостол Матфей (Деяния апостолов, 1, 15–26). И даже «распявшие же Его [Господа] делили одежды Его, бросая жребий» (Евангелие от Матфея, 27, 35).

    Библия: Тематический словарь

    Жребий

    (бросание жребия )

    А. В каких случаях бросали жребий

    1. Когда богоизбранному народу необходимо было принять решение

    выбирая козла в день искупления:

    разделяя Ханаан между племенами Израиля:

    определяя неправую сторону:

    1Цар 14:40-44

    назначая обязанности священникам и левитам:

    1Пар 24:5,31; 1Пар 26:13–16; Лк 1:5-9

    решая, кто будет жить в Иерусалиме:

    избирая апостола вместо Иуды:

    2. Решения, которые принимали язычники, бросая жребий

    выбор для истребления Иудеев Аманом:

    определение греховности Ионы моряками:

    решение судеб отдельных людей владельцами побежденных Израильтян:

    Иоил 3:3; Авд 11; Наум 3:10

    для разделения одежд Иисуса:

    Б. Решения при бросании жребия от Господа:

    Притч 16:33

    В. Урим и туммим - форма бросания жребия:

    Исх 28:30; Лев 8:8; Чис 27:21; Втор 33:8; Ис 28:6

    Библейская энциклопедия арх. Никифора

    Жребий

    Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием упоминается уже с глубокой древности и был почти в общем употреблении. Иудеи смотрели на это как на непосредственное обращение за решением к Всемогущему (Прит 16:33), и потому прибегали к оному только в важных и крайних случаях. Жребием решалось, например, который из двух козлов в день Очищения должен быть принесен в жертву и который должен быть изгнан как козел отпущения в пустыню (Лев 16:8). Страна Хананейская была разделена между 12-ю коленами и жребием решено было, кому какой участок должен был принадлежать (Чис 26:55 и др.). Равно как жребием были назначены города для священников и левитов (Нав 21:3,4 и др.). Им же открывались различные виновные лица, как, например, Ахан, похититель заклятых вещей при завоевании г. Гая (Нав 7:14, 1 Цар 14:42, Ион 1:7). По жребию распределены были при Давиде чреды служения священников и левитов (1 Пар 24:5, 25:8), а также и певцов. Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1 Цар 10:19,20,21). Он решал также спорные дела. «В пОлу (или сосуд) бросается жребий, но все решение его - от Господа». Жребий прекращает споры и решает между сильными (Прит 16:33, 18:19). Из последней цитаты кн. Притчей, по-видимому явствует, что жребий употреблялся в судебных местах во времена Соломона, хотя вероятно только по взаимному согласию спорящих сторон. Ап. Матфей был избран на место отпавшего Иуды жребием (Деян 2:15-26). Аман назначил день для истребления иудеев также жребием (Есф 3:7). Распявшие же Господа, повествует св. ев. Матфей, делили одежды Его, бросая жребий (27:35). Как бросались или вынимались жребии Свящ. Писание умалчивает. Соломон говорит о жребии, бросаемом в пОлу (одежды), но слово «в пОлу» может означать также сосуд или урну. Вероятно, в какой либо сосуд бросались игральные кости, за тем его трясли и выкидывали ту или другую из них.

    Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Жребий

    В древности и Средние века служил для узнания воли божества в каком-либо спорном вопросе, особенно при выборе. К Ж. прибегали уже древние евреи, определявшие при помощи 12 драгоценных камней с именами 12 колен израильских волю Бога (так назыв. урим и туммим, Исх. XXVIII, 9 сл.; 1 кн. Самуила XXVIII, 6). Метание жребия для обнаружения виновного описано в эпизоде из истории царя Саула (1 кн. Самуила XIV, 38-44) и в книге пророка Ионы (I, 7-8). Греки прибегали к жребию с незапамятных времен. В Илиаде (см.) бросают жребий, кому начать поединок; Одиссей с Еврилохом жребием решают, кому идти к Цирцее (Од. X, 205 сл.). В исторические времена жребий служил для выбора должностных лиц в демократических государствах: жребием имелось в виду открыть по мере возможности доступ к должностям для всех граждан, без различия сословий и состояний. Наиболее часто этот способ выбора применялся в Афинах. К избираемым по Ж. чиновникам (κληρωτοί или κυαμεντοι) в Афинах принадлежали: все 9 архонтов, смотрители жертв и храмов, смотрители верфей, порта, городские надзиратели, рыночные надзиратели, разного рода казначеи и др. представители должностей, не требовавших особой подготовки. Довольно полное перечисление их см. в последних главах "Афинской политии" Аристотеля (§ 43 сл.). В большинстве случаев после избрания чиновники подвергались так назыв. докимасии, т. е. обсуждению, годны ли они для тех должностей, на которые выбраны. У римлян жеребьевка (sortiri, sors) служила иногда для разделения магистратских функций между коллегами. Она имела место обыкновенно в таких актах, которые в постоянный круг действий магистратуры не входили; в цензорской практике напр.; сюда принадлежали очистительные жертвы по окончании службы (lustrum). Отъезд консула в ту или другую провинцию обыкновенно решался жребием (sortm provincias). По lex Rupilia в провинции Сицилии судьи выбирались жеребьевкою. О метании Ж. при гадании см. Особенно известны жеребьевые оракулы в Пренесте и в Цере. Метание жребия практиковалось и у многих варварских народов. Геродот и др. рассказывают о метании Ж. у скифов. По Тациту, германцы при затруднительном выборе прибегали к палочкам или стрелам, игравшим роль Ж. Подобные же известия относительно алан находим у Аммиана Марцеллина, о древних саксах - у Адама Бременского. В эпоху христианства впервые с метанием жребия мы встречаемся в Деяниях апостольских: Ж. решает, кому быть в числе двенадцати на месте Иуды (Деян. Ап. I, 26). По примеру апостолов иногда к избранию посредством жребия прибегала и средневековая церковь. Приготовлялись письма (или два, одно с утвердительным, другое с отрицательным ответом, или по числу кандидатов) и клались запечатанными под покров церковного алтаря. Затем после продолжительного поста и молитвы кто-либо брал из них первое попавшееся, и заключавшийся в нем ответ считался откровением свыше. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, хотя многочисленная партия прихожан была против него; в 381 г. в Орлеане на вакантное место епископа по жребию поступил Анион. Варварские правды первого периода Средних веков в некоторых случаях узаконяли бросание жребия; так, напр., по рипуарскому закону Ж. иногда мог заменять ордалии (см.); сходное постановление существовало и в фризской правде. По договору между Хильдебертом и Хлотарем раб, обвиняемый в воровстве, при отсутствии несомненных улик тянул жребий. В эпоху миннезингеров употреблялись при метании жребия две палочки, одна короткая, другая длинная; первая означала неблагоприятный исход (отсюда немецкое выражение: den Kü rzeren ziehen).

    Церковь иногда восставала против жеребьевки и строго осуждала ее. Так, напр., в соборе галльских епископов в Оксерре в 578 г. метание Ж. было запрещено. Это запрещение повторено в капитуларии Карла Великого от 789 г. В некоторых случаях Ж. заменялся обозначавшимся тем же латинским термином (sors, спец. sortes Sanctorum) гаданием по книгам Священного Писания (или по Вергилию) или по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской истории мы имеем случаи применения жеребьевки при выборе новгородских владык (с XII в.). В летописи (П. С. Р. Л. XVI, 219-220) записан случай решения новгородцами помощью Ж. вопроса о том, какому святому строить церковь (1467).

    А. М. Л.

    В русском гражданском судопроизводстве жребий до XVI века играл роль дополнения к присяге (см.) для определения того, которой из сторон дать присягу, а также для устранения присягою же разноречия свидетелей. В XVI в. Ж. сделался самостоятельным судебным доказательством, заменяющим присягу. Обряд его описан англичанином Леном (Henric Lane), с которого русский искал 1200 р., когда следовало только 600 р. Судьи бросали в шапку кого-либо из публики два восковых шарика, один с именем истца, другой с именем ответчика, подзывали еще лицо из публики и приказывали вынуть один из шариков: правым считался тот, чье имя было вынуто. В XVII в. путем Ж. решались дела малоценные, где присяга не допускалась, и дела лиц духовного звания, которым присягать нельзя было. В таком виде Ж. уже не встречается в XVIII в.

    М. Б.

    Предложения со словом «жребий»

    И они наверняка погибли бы, если бы самый молодой из них по имени Ричард Паркер не предложил тянуть жребий , кому из четырёх пожертвовать собой ради спасения остальных.

    ЖРЕБИЙ, -я, м. 1. Решение спора, вопроса о праве или очередности путем вынимания наугад условного предмета из числа других подобных [первонач. сам такой предмет]. Тянуть ж. Вытянуть ж. Бросать, метать ж. Достаться по жребию. Ж. брошен (перен.: конец колебаниям, решено). 2. перен. Судьба, участь (устар.). Жалкий ж. Выпал трудный ж. кому-н.


    Смотреть значение ЖРЕБИЙ в других словарях

    Жребий — м. жеребий, употреб. говоря о предметах возвышенных.
    Толковый словарь Даля

    Жребий — жребия, м. 1. Условный значок, вынимаемый наудачу из множества других при каком-н. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-н., порядок какой-н. очереди........
    Толковый словарь Ушакова

    Жребий — Участь, судьба.
    Благоприятный, благословенный (устар.), безжалостный, великий, всесильный, высокий, горький, грозный, жалкий, жестокий, завидный, злой, коварный, милосердный........
    Словарь эпитетов

    Жребий М. — 1. Условный предмет (монета, билетик и т.п.), вынимаемый наудачу из множества других при каком-л. споре, состязании, разделе и устанавливающий права на что-л., порядок какой-л.........
    Толковый словарь Ефремовой

    Жребий — -я; м.
    1. Условный значок (мелкий предмет, вещица), вынимаемый наудачу из числа других подобных предметов и по условию определяющий какую-л. обязанность или право на........
    Толковый словарь Кузнецова

    Жребий — Заимствование из старославянского, где было образовано от общеслав. zerb – "часть, доля, кусок". По такому же пути развивалось и слово счастье.
    Этимологический словарь Крылова

    Жребий — -как видно использовался в древности для решения различных вопросов очень часто. По жребию решались споры; по жребию был выявлен Ахан, взявший заклятое; по жребию была........
    Исторический словарь