• Интересная и краткая информация. Что делает человека человеком? Интересная и краткая информация Человека человеком делает только общество

    Вопрос 1. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?

    Знаменитый постулат – человек произошел от обезьяны, обычно приписывают Чарльзу Дарвину, хотя сам ученый, памятуя судьбу своего предшественника Жоржа Луи Бюффона, поднятого в конце XVIII века на смех за подобные идеи, осторожно высказывался, что у людей и обезьян должно быть некий общий предок, обезьяноподобное существо. Согласно версии самого Дарвина, род homo зародился где-то 3,5 миллиона в Африке. Это был еще не наш соплеменник Homo Sapiens, чей возраст сегодня датируют, примерно, 200 тысячами лет, а первый представитель рода homo – человекообразная обезьяна, гоминид. В ходе эволюции он начал ходить на двух ногах, использовать руки как орудие труда, у него начались прогрессивные преобразование мозга, членораздельная речь и социальность. Ну а причиной эволюции, как и у всех остальных видов, был естественный отбор, а не божий замысел.

    Вопрос 2. Чем человек отличается от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

    Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное, или социальное. Лишь в обществе, в общении между людьми происходило формирование таких человеческих качеств, как язык (речь), способность мыслить и др.

    Вопрос 3. Сделай вывод о важнейшем качестве человека.

    Умение мыслить – самое лучшее человеческое качество.

    Вопрос 4. Как ты думаешь, может ли каждый человек играть видную роль в обществе; благородную роль? Может ли любой человек делать историю? Если да, то каким образом?

    Мы можем делать историю, но для этого нужна смелость, мужество и принципиальность.

    Вопрос 5. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

    ЧЕЛОВЕК – биосоциальное существо, т. е. живое существо, обладающее даром мышления и речи, нравственно-этическими качествами, способностью создавать орудия труда и пользоваться ими в процессе общественного производства; субъект исторического процесса, творец всей материальной и духовной культуры.

    Вопрос 6. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

    Каждый родившийся ребёнок становится человеком только в обществе. И человек из него вырастает только в семье, в обществе, где его учат жить, дают ему знания об окружающем мире, формируют умение трудиться. Будучи общественным (социальным) существом, человек не перестаёт быть существом природы. Природа создала тело человека. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Прямая походка, строение мозга, очертание лица, форма рук - всё это результат изменений, происходивших длительное время (миллионы лет). Каждый ребёнок обладает послушными его воле пальцами: он может взять кисть и краски, рисовать. Но стать живописцем он может только в обществе. У каждого родившегося есть мозг и голосовой аппарат, но научиться мыслить и разговаривать он может лишь в обществе. У каждого человека, как и у любого животного, есть инстинкт самосохранения.

    Вопрос 7. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

    Творческий характер человеческой деятельности проявляется в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т. е. превосходит свои же генотипически обусловленные возможности. Вследствие продуктивного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя и природу. Пользуясь этими орудиями, он построил современное общество, города, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имевший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан своим происхождением именно деятельности, а не совершенствованию биологической природы людей.

    Вопрос 8. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

    Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.

    Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В речи мы формулируем мысль, но, формулируя ее, мы ее и формируем, т. е. создавая речевую форму, мышление само формируется. Мышление и речь не отождествляясь, включаются в единство одного процесса. Мышление в речи не только выражается, но по большей части оно в речи и совершается. Таким образом, между речью и мышлением существует не тождество, а единство; в единстве мышления и речи ведущим является мышление, а не речь; речь и мышление возникает у человека в единстве на основе общественной практики.

    Вопрос 9. Как проявляются способности человека?

    Способности, дарования человека проявляются и развиваются в процессе деятельности.

    Ребёнок играет. Складывает из кубиков дом. Строит из песка крепость. Собирает модель из деталей конструктора. Играет в маму, укладывая спать куклу, в лётчика, продавца, водителя автомашины, космонавта. В игре он повторяет действия старших, приобретая первый опыт человеческой деятельности. Игра учит ребёнка планировать свои действия, намечать их цели, искать подходящие средства. В игровой деятельности развиваются многообразные человеческие качества.

    Наступает время, когда рядом с игровой развивается учебная деятельность. В ней шаг за шагом осваивается опыт. Изучая учебные тексты, читая произведения художественной литературы, решая задачи, выполняя разнообразные учебные задания, человек приобретает необходимые для жизни в обществе знания и умения, совершенствует мышление и речь, развивает свои творческие способности, приобретает профессию. Наряду с учёбой появляется трудовая деятельность. Сначала это работа по дому, затем, возможно, в школьной мастерской, на приусадебном участке и далее труд взрослого человека - профессиональная деятельность на производстве, в сфере услуг, интеллектуальная деятельность. Труд расширяет творческие возможности человека, способствует формированию целеустремлённости, самостоятельности, настойчивости, общительности и других человеческих качеств.

    Трудовая деятельность может быть различной. Обработанные поля, орудия труда, жилые дома и храмы - всё это плоды производственной деятельности. Русская Правда, Судебник 1497 г., другие законодательные акты - результат государственной деятельности. Расширение границ, формирование многонационального государства - следствие политической деятельности. Победы на Чудском озере, на Куликовом поле, в Северной войне или Отечественной войне 1812 г. - результат военной деятельности. Открытия М. В. Ломоносова, изобретения И. П. Кулибина, труды Д. И. Менделеева - продукт интеллектуальной деятельности. Знаменитый русский балет, картины передвижников - воплощение художественной деятельности.

    Вопрос 10. Что такое самореализация человека?

    В деятельности происходит самореализация личности, т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека. Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.

    Вопрос 11. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?

    Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли. В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности. Именно общественно полезные результаты

    самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

    Вопрос 12. Люди на реках строят плотины, и бобры на реках строят плотины. Объясни, чем деятельность человека отличается от действий бобра.

    Инстинкт и разум.

    У бобра, как и у пчёл, пауков, птиц – инстинкт. Как строили они свои «сооружения» поколение за поколением, так и будут строить, не лучше и не хуже. В отличие от человека.

    Вот что пишет об этом, например, Лев Успенский в книге «Слово о словах»:

    Появившись на свет, я не умел ни вязать рыболовные снасти, ни лепить из глины кринки для молока. Но если мне это понадобится, я, как Робинзон Крузо, научусь и тому и другому. Сначала я буду, конечно, работать хуже моих учителей, потом могу сравняться с ними и, может быть, даже перегнать их. Кто знает: возможно, я даже усовершенствую их мастерство!

    А вот паук-дитя, вчера появившись на свет, уже умеет плести сети не хуже самого опытного паучища, съевшего на своем веку множество мух. Пчела, выйдя из куколки, начинает лепить ячейки или приготовлять воск не менее искусно, нежели престарелые крылатые мастерицы ее улья.

    Но сколько бы они ни прожили на свете, юная пчелка и начинающий паучонок, никогда они не перегонят старших. Никогда ни один из них не придумает в своей работе ничего существенно нового.

    Вопрос 13. Прочитай стихотворение и выскажи своё отношение к словам автора.

    Для человека мысль - венец всего живого, А чистота души есть бытия основа. По этим признакам находим человека: Всех тварей на земле превыше он от века. А если он живёт не мысля и не веря, То человек не отличается от зверя.

    Если человек не будет мыслить, то он будет равносилен зверю, человек должен мыслить и думать, потому что он человек, а не зверь. У зверей одна мысль: поесть, найти добычу, а человек должен создавать и привносить в жизнь что-то новое.

    Вопрос 14. Объясни, чем различаются два утверждения:

    а) человек - существо биологическое и социальное;

    б) человек - существо биосоциальное.

    а) Биологическое, потому что возник в ходе эволюции. Социальное, потому что всю жизнь его окружают другие люди.

    б) Проявляет деятельность индивида, которая является следствием взаимодействия биологического и социального.

    Вопрос 15. Укажи, что в человеке заложено природой, а что - обществом.

    Природой в человеке заложено умение выживать, а так же различные потребности в пище и т.д. а общество развивает в человеке личность, культуру.

    Урок № 02

    Обществознание, 8 класс

    Что делает человека

    человеком?

    Д.З.: § 1, ?? (с.12), задания (с.13-14), «Вспомним» к § 2, схема «Отличия человека от животного»

    © А.И. Колмаков


    Задачи урока:

    • Раскрыть биосоциальную природу человека.
    • Показать неразрывную связь мышления и речи, деятельности и самореализации человека в жизни.
    • Содействовать достижению учащимися личностных образовательных результатов: определение своего места в обществе, мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества, умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций.
    • Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: анализ объектов с целью выделения их существенных и несущественных признаков; социальная компетентность и учёт позиций других людей.

    Знать и уметь (УУД)

    • Выявлять отличия человека от животных.
    • Объяснять человеческие качества.
    • Различать биологические и природные качества человека.
    • Характеризовать и конкретизировать примерами биологическое и социальное в человеке.
    • Определять своё отношение к различным качествам человека.
    • Выявлять связь между мышлением и речью.
    • Объяснять понятие «самореализация».
    • Определять и конкретизировать примерами сущностные характеристики деятельности.
    • Приводить примеры основных видов деятельности

    Понятия, термины

    • биосоциальная природа человека;
    • мышление;
    • речь;
    • деятельность (игра, учёба, труд);
    • самореализация;
    • способности человека

    Изучение нового материала

    • Мышление и речь - специфические свойства человека.
    • Деятельность человека, её виды.

    Вспомним. Подумаем.

    • ВСПОМНИМ. Как раскрыто происхождение человека в курсе истории?
    • ПОДУМАЕМ. Чем человек отличался от других живых существ? Каким образом проявляются человеческие качества?

    Отличие человека от других живых существ

    Платон

    (Аристокл) (примерно 428 – 348 до н.э.), древнегреческий философ.

    Блез Паскаль ( 1623-1662 ). Французский математик, механик, физик, литератор и философ. Классик французской литературы, один из основателей математического анализа, теории вероятностей и проективной геометрии, создатель первых образцов счётной техники, автор основного закона гидростатики.


    Отличие человека от других живых существ

    Владеет речью

    Умеет производить орудия труда

    Способен к творчеству

    Способен к прямохож-дению

    Имеет хорошо развитый головной мозг

    Способен к действиям по плану

    Осознаёт самого себя

    Обладает фантазией


    Отличие человека от других живых существ

    Социальное начало

    • деятельность

    общение (человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими)

    • мышление
    • речь;
    • Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.и другими системами

    Биологическое начало - условие, предпосылка существования:

    • инстинкты;
    • биологическая программа развития;
    • анатомия, физиология ( обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами);
    • принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens (Человек разумный).

    Психическое начало

    • внутренний мир человека
    • характер
    • эмоциональная сфера

    Отличие человека от других живых существ


    Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животных является способность мыслить .

    Мыслительная деятельность развивалась вместе с развитием мозга. Даже самое высокоорганизованное современное животное - человекообразная обезьяна - не имеет столь высокоразвитого мозга.

    Попытки научить обезьяну мыслить подобно человеку путём многолетних занятий с ней не увенчались успехом.

    Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природным условиям, как животное, а преобразует мир. Он создаёт то, что природа не производит.


    Мышление и речь - специфические свойства человека

    • Человек сначала подумает, представит себе, какой цели он хочет достичь, а затем будет трудиться, чтобы воплотить задуманное. Деятельность человека имеет творческий характер : он, опираясь на знания о мире, творит нечто новое сначала в мыслях, а затем практическими действиями.

    Без знаний о свойствах природных предметов человек не смог бы сделать никаких технических изобретений.


    Мышление и речь - специфические свойства человека

    общение

    Потребность людей в общении , только благодаря которому и возможен коллективный труд, привела к появлению первых слов (т. е. языка). Постепенно развивалась человеческая речь, помогавшая людям обмениваться мыслями. Словесный язык - самое развитое, универсальное (всеобщее) средство выражения мысли.

    Речь бывает письменная и устная, а ещё и внутренняя, беззвучная, не видимая и не слышимая другими.

    Между мышлением и языком существует тесная связь. Их невозможно отделить друг от друга, не разрушая того и другого. Язык не существует без мышления, а мышление нельзя оторвать от языка.


    Мышление и речь - специфические свойства человека

    А.Н. Толстой (1883-1945). Русский советский писатель и общественный деятель из рода Толстых. Автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений.

    Д.И. Писарев (1840-1868). Русский публицист и литературный критик, революционный демократ. По праву считается «третьим», после Чернышевского и Добролюбова, великим русским критиком-шестидесятником. Плеханов называл его «одним из самых выдающихся представителей шестидесятых годов».


    Как человек реализует себя?

    Созданное поэтом или писателем творчество - его стихи, поэмы, повести. Архитекторы и строители оставляют людям города и сёла, учёные и писатели - книги, садовники - парки и сады.

    Философы заметили: человеку свойственно желание чем-то выделиться, чем-то отличиться, стать замеченным, известным, заслужить признание, которое сохранилось бы и после того, как он уйдёт из жизни.

    «Дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми - хотя и в разной степени - наделён каждый человек». (Эрих Фромм, немецкий психолог, социолог /1900-1980/).

    А.С. Пушкин (1799-1837). Русский поэт, драматург и прозаик, заложивший основы русского реалистического направления, критик и теоретик литературы, историк, публицист; один из самых авторитетных литературных деятелей первой трети XIX века

    «Нет, весь я не умру - душа в заветной лире мой прах переживёт и тленья убежит...»


    Деятельность человека, её виды

    Деятельность это вид активности, имеющий целью познание и изменение внешней среды и самого человека


    Деятельность человека, её виды

    военнная

    государственная

    производственная

    политическая

    деятельность

    интеллектуальная

    педагогическая

    Можно продолжить

    лечебная

    художественная


    Деятельность человека, её виды

    Осуществление жизненных целей - самореализация - требует напряжения сил человека и может рассматриваться как один из показателей его силы воли . В процессе самореализации, в ходе своей деятельности человек преодолевает возникающие трудности, свою собственную лень, робость, неверие в собственные силы. Благодаря этому достигаются значимые для общества результаты, развиваются способности личности.

    Общественно полезные результаты самореализации человека приносят ему уважение и признание со стороны других людей, т. е. происходит самоутверждение личности.

    В деятельности происходит самореализация личности , т. е. воплощение в действительности планов, жизненных целей, что возможно лишь при условии свободной деятельности человека.

    Побуждает к ней прежде всего внутренняя потребность человека, собственное стремление к выполнению своей жизненной цели, к собственному свободному развитию.


    Проверь себя

    1. Что означают слова: «Человек - существо биосоциальное»?

    2. Какие качества человека имеют социальную природу (т. е. возникают только в обществе)?

    3. В чём проявляется творческий характер деятельности человека?

    4. В чём заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

    5. Как проявляются способности человека?

    6. Что такое самореализация человека?

    7. Почему самореализация человека возможна только в деятельности?


    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    Великий Чарльз Дарвин в свое время выдвинул очень интересную теорию, которая, по мнению ученого, прекрасно могла объяснить все неясные вопросы, связанные с происхождением видов, в том числе и ответить на животрепещущий вопрос о происхождении человека. Дальновидные ученые-материалисты, получив в свое распоряжение такое замечательное оружие в борьбе с христианским учением о Творении, немедленно практически возвели теорию Дарвина в ранг аксиомы и непреложной истины.

    Однако сейчас не будем вступать в какие-либо споры о том, как произошло все сущее на Земле, в том числе и человек. Нас больше интересует другой вопрос: Что делает человека Человеком...

    Человек — это, в сущности, просто высокоорганизованное животное, обладающее разумом. Но ведь есть что-то, что отличает человека от приматов? Так все же что это такое? Что делает Разберем некоторые мнения по этому поводу.

    Способность учиться — вот что делает человека человеком. Действительно, способность к обучению выгодно отличает человека от высокоорганизованных животных — так представляется на первый взгляд. Но очень многие владельцы собак, дрессировщики и укротители не согласятся с этим утверждением, подтверждая правоту своих слов многочисленными достижениями своих питомцев. Более того, существуют компьютерные программы, способные самообучаться, а это уже даже живым назвать нельзя.

    Только человеку свойственно мыслить. Возможно. Но если повнимательнее приглядеться к поведению многих животных, птиц и даже насекомых и вспомнить, что еще ни один ученый в мире не доказал обратного, можно предположить, что братья наши меньшие тоже могут мыслить...

    Возможно, общество делает человека? Да, общество — великая сила, которая может влиять на мысли и поступки каждого конкретного человека. Но это тоже происходит далеко не всегда. Как же тогда получаются изгои и отшельники? Ведь если общество делает человека, то все должны быть одинаковыми?

    Еще один вопрос, волнующий умы многих — это вопрос о нравственности. Как раз нравственность, как и способность к творчеству и Любви, как представляется, и отличает человека от высокоорганизованных животных. В этом плане тоже не все ясно. Считается, что нравственным может быть только человек образованный. Но делает ли образование человека нравственным? Ответить на этот вопрос можно, просто оглянувшись вокруг. Наверняка в жизни каждого человека встречались блестяще образованные люди, имеющие прекрасные манеры, приятные в общении, хорошо одетые, но в то же самое время способные предать и для достижения своих целей буквально пройти по костям окружающих. Делает ли образование человека нравственным? - Увы, это было бы слишком просто...

    Любовь и Творчество — вот на самом деле что делает человека Человеком. Только это может быть свойственно лишь человеку из всего многообразия Творения. Именно эти качества приближают человека к Творцу. «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт., 1: 27).

    В другом месте (1 Ин. 4:8) Писания находим замечательные слова: «Бог есть Любовь». Значит, именно проявление Любви и дает человеку право на это высокое звание? Человек — лучшее из всех Творений Господа, и Господь возлюбил нас до такой степени, что принес в жертву Своего Сына, чтобы мы имели шанс быть спасенными и стать Его Детьми. Большая, великая Любовь, которую каждый из нас способен узнать, роднит нас с Творцом, значит, и делает человека Человеком...

    Приближает человека к Господу, следовательно, делает способность к творчеству, которой наделен только человек и никто из животных. Но здесь нужно иметь в виду, что Творчество Бога — первично. Он творит из ничего. Человеческое творчество вторично, потому что произведения искусства создаются лишь на основе того, что есть вокруг или в сердце человека...

    Конечно, все рассуждения на эти темы могут показаться очень спорными, как и любые философские умозаключения, но могут быть расценены как хорошая попытка приблизиться к ответу на один из самых волнующих всех людей вопросов: Кто я? Откуда? Зачем?



    Отличие человека от других живых существ

    На данном уроке рассмотрим ключевое понятие курса обществознания «человек» . Основной вопрос урока, в чем заключается отличие человека от животных. Человек прежде всего биологическое существо , относящееся к виду Homo Sapiens (человек разумный). С животным человека роднит то, что у него тоже есть инстинкты и потребности в воздухе, пище, сне. Биологическая сущность человека выражается в его анатомии и физиологии. Главным же признаком человека, выделившим его из всего биологического разнообразия животных, является то, что он существо общественное или социальное . Только в социуме (обществе) человек учиться мыслить, говорить, трудиться и становится человеком. Сравните детёнышей животных и новорожденного ребёнка. Человеческое дитя – самое неприспособленное к жизни существо. Оно не выживет без ухода взрослых, семьи, в которой его обучают правилам жизни, дают знания об окружающем мире и формируют трудовые умения. Наверняка вы слышали о детях – маугли. Так называют детей, выросших среди зверей. Они попадали к животным по самым разным жизненным обстоятельствам. Их судьбы трагичны. Они не умели говорить, есть из ложки, передвигались на четвереньках, не мыслили, как люди. Попадая в среду людей вели себя как пойманные зверушки.
    Социальное и биологическое едины в человеке. Каждый ребенок имеет мозг и голосовой аппарат,но думать и говорить он учиться только в обществе. Каждый ребёнок имеет пальцы, которыми он управляет: может взять кисть, краски и рисовать. Но живописцем он становится только в обществе. Таким образом, человек – это биосоциальное существо .

    Мышление и речь

    В жизни человека велика роль мышления и речи. Способность мыслить позволяет человеку не просто приспосабливается к природным условиям, а преобразовывать их. С помощью знаний он создаёт то, чего не производит природа: дома, дороги, мосты, машины, технику, средства связи и многое другое. Прежде чем что – либо создать человек обдумывает в голове модель будущего предмета, представляет себе цель, которой хочет достичь, а затем приступает к воплощению задуманного. Животные тоже создают что-то необходимое для себя: пчелы строят соты, ласточки вьют гнезда, пауки плетут паутины. Но этому их никто не учит, в пчелах, ласточках и пауках срабатывает врожденный инстинкт. Пауки плетут одинаковые паутины, гнезда ласточек тоже все одинаковые, то есть животные не создают чего-либо необычного. А посмотрите на дома людей, какие они разные. Это говорит о том, что деятельность человека носит творческий характер, потому что человек создает что-либо новое, непохожее на то, что есть.
    Коллективный труд невозможен без общения, поэтому потребность в общении привела к появлению речи, с помощью которой он делится с окружающими своими мыслями, чувствами, желаниями. Конечно, многое можно объяснить и с помощью жестов, но глубокие знания человек может получить только с помощью слов. Речь бывает письменной и устной. Но есть ещё и внутренняя речь, беззвучный разговор человека с самим собой.
    Мышление и речь не существуют отдельно друг от друга. С помощью специальных занятий учёные пытались научить говорить обезьян, но эти попытки оказались безуспешными, из – за отсутствия у обезьян способности мыслить. Таким образом, только человек обладает великим даром мыслить и говорить, с помощью которого он реализует свои способности в какой – либо деятельности.

    Как человек реализует себя


    Человек самореализуется, достигает целей, развивается в таких видах деятельности как, игра, учёба, труд. Первый опыт человеческой деятельности приобретается в игре. В ней ребенок учиться намечать цели, планировать действия и находить подходящие средства. Наступает время, когда наряду с игрой осуществляется учеба, в которой человек приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни в обществе. Затем наступает трудовая деятельность, в процессе которого создаются практические результаты. Трудовая деятельность очень разнообразна. Она бывает производственной (строительство дома), государственной (издание законов), политической (проведение выборов), военной (победа в ВОВ), интеллектуальной (изобретение парового двигателя), художественной (балет).
    Создание общественно полезных результатов деятельности приносит человеку уважение и признание со стороны окружающих людей, происходит его самоутверждение как личности.
    Подведем итоги.

    Основа основ

    Человек, как известно, существо общественное и коллективное. Он может существовать, только поддерживая социальные связи. Известны случаи, когда маленькие дети попадали в джунгли и их подбирали звери, но спустя какое-то время, их возвращали назад к людям. Это были просто человекоподобные существа. У них отсутствовала речь, коммуникативные навыки, и, самое главное, они так и не могли

    адаптироваться в социальном плане, все время стремясь назад в джунгли. Общение с себе подобными жизненно необходимо для каждого, это то, что делает человека человеком. Homo sapiens не рождается с набором фиксированных навыков. Конечно, в нашем арсенале заложены базовые рефлексы. Они нам нужны для физиологического существования. А вот в дополнение к ним нам дан еще один навык. Он-то и лежит в основе того, что делает человека человеком. Это способность к обучению. Мы можем переработать накопленный нашими предками опыт, наработать свой и передать его нашим потомкам. Именно поэтому человечество развивается так быстро. Динозавры эволюционировали на протяжении сотни миллионов лет. А мы уложились примерно в сотню тысяч. С вселенской точки зрения это, вообще, мгновения.

    Общество и человек

    На развитие каждой личности влияют следующие факторы: наследственность, среда, воспитание и собственная познавательная активность. Все они тесно связаны между собой. Еще лет пятьдесят назад между ними четко проводили грань. На Западе считали, что главными являются наследственность и среда. Так

    сказать, гены пальцем не отковыряешь. Советские же ученые утверждали, что воспитание может перебить любые наследственные тенденции, и коммунистическое общество делает человека глубоко нравственным. Как показало время, ошибались и те и другие. В советском государстве до всеобщей добродетели было далеко. Да и наследственность все-таки можно побороть. Что делает человека человеком? Может быть, среда. Она, спору нет, играет в этом деле немаловажную роль. Здесь речь идет о формировании пристрастий, привычек, мировоззрения. Но и она решает не все.

    Семья и школа

    Формирование личности берет свое начало в семье. Здесь вам и наследственность, и среда, и воспитание, помноженные на собственную активность. Наши привычки, отношение к жизни, наши комплексы и страхи - все родом оттуда. Мы часто снисходительно относимся к своим родителям, считаем их отставшими от жизни. Но проследите за собой: ваши жесты, интонации, высказывания никого не напоминают?

    Да, с генами не поспоришь. А наше отношение к жизни перенимают наши дети. И если вы хотите воспитать достойного человека, воспитайте прежде всего себя. Потому что как бы вы ни вбивали в вашего ребенка правила, которых вы не придерживаетесь, у вас ничего не получится, кроме того, что сын или дочь научатся лицемерить. Ведь так делают их родители. Многие считают, что воспитанием должна заниматься школа, учителям за это платят. Но делает ли образование человека нравственным? Нет, это заблуждение. Нравственность - это способность к сочувствию, ответственность за свои поступки. Этому могут научить только близкие и неравнодушные люди. Так Все, что его окружает. Чем лучше будет мир, в котором растет ребенок, тем человечнее он будет.