• Поэты и писатели земли ставропольской - презентация. Презентация «Детские поэты и писатели Ставрополья» презентация к уроку по художественной литературе (старшая группа) на тему На встрече с юными читателями

    Владимир Григорьевич Гнеушев. Ушёл из жизни известный ставропольский и российский поэт и писатель. Человек с большой буквы. Ушла целая эпоха – эпоха мужества и социальной справедливости, эпоха искренней дружбы, эпоха верности и любви не только к великому Отечеству, но и к Женщине, к Матери и к малой родине. Всё это присутствует в его стихах и прозе. И не просто присутствует, а составляет главное содержание всех его 30 книг, вышедших в различных издательствах России от Ставрополя до Ленинграда и Москвы. Похоронен Владимир Григорьевич в Москве на Николо-Архангельском кладбище в Новокосино, хотя практически вся его жизнь была связана со Ставропольем. Здесь, в степном и полынном селе с загадочным ногайским названием Кевсала, в Ипатовском районе, он и родился в октябре 1927 года. С шести лет стал беспризорником. Воспитывался в детдомах и на улице. Частично учился в школах, а позднее органами НКВД был направлен в железнодорожное училище в г. Минеральные Воды, закончить которое не удалось из-за наступления немецкой армии на Северный Кавказ. После изгнания оккупантов работал в колхозе, а затем в Ставрополе на электростанции слесарем. В 1944-м добровольцем ушёл на фронт. Потом, пройдя войну, учился в Литературном институте имени Горького. Но главную школу журналистского и писательского мастерства Владимир Григорьевич, как он сам не единожды замечал, прошёл в молодёжной печати сначала в краевой газете «Молодой ленинец», а затем сотрудничал как специальный корреспондент в «Комсомольской правде».


    Мы помним его неповторимые корреспонденции и репортажи, душевные зарисовки и ранние стихи, своеобразные, по-гнеушевски крепкие и одновременно лиричные. Он всю жизнь всем своим творчеством боролся с бюрократами и чинушами, со всяческой нечистью, порочащей наше Отечество. Если представить ставропольскую литературу в виде гор Кавказского хребта, то одной из самых значительных вершин её будет творчество Владимира Гнеушева. Поэт, прозаик, драматург, публицист. Он отдал на суд читателей более трёх десятков своих книг, прочно заняв ведущее место в литературе ещё в 60-х годах прошлого века. Символично назвал он одну из своих ранних книжек «Якорей не бросать». Моряк не только по натуре и форме, но и по душевному содержанию, Владимир Григорьевич был всегда верен собственному девизу: «Будет Родине легче будет легче и мне». Его книги не стоят на якорях, а продолжают уверенное движение по бурному океану нашего противоречивого времени… Рассказ о творчестве Владимира Гнеушева нужно начинать с ранних стихов поэта и с тоненькой книжечки поэта «Синяя птица», изданную в Ставрополе в 60-е годы пятнадцатитысячным тиражом. Представляете? Сейчас это сумасшедшая цифра. А тогда это был обычный тираж. Так наш самый читающий в мире народ любил литературу. Те ранние лирические стихи поэта звучат и сейчас, как радующая душу мелодия:


    Пока мы дышим, видим, бродим И ощущаем силу плеч – Нет равнодушия в природе, Она полна цветов и встреч. И я, ловя себя на слове, Припоминаю этот день, Когда, свою надежду словно, Она в руках несла сирень. Цветы качались, пахли тонко, Качалось небо в облаках. И шла, едва дыша, девчонка На тонких-тонких каблуках. В ней было что-то от сирени, От щедрой свежести её И фиолетово синели Глаза, впадая в забытьё… Его стихи лишены крикливого пафоса, ложной многозначительности, они всегда были честны перед читателями и запоминаются неожиданной точностью и глубиной образа: «Кресты стоят на дедовских могилах, как мачты затонувших кораблей».


    Творчество ставропольского поэта перешагнуло границы нашего сиреневого края, его знают и любят тысячи людей не только в России, но и далеко за её пределами. У поэта есть проникновенные стихи о нашем провинциальном фиолетовом Ставрополе, которые в своё время мне довелось читать по ту сторону Атлантического океана в Миннеаполисском университете в далёком 1980 году, когда в составе ставропольской делегации посещал Соединённые Штаты Америки. В актовом зале университета проходила встреча с местным обществом американо-советской дружбы. Среди присутствовавших было немало людей, знающих русский язык и в родословной которых были предки выходцы из России. Я почувствовал, как в каждом из них сохранилось то великое чувство любви к родной российской земле, которое в полной мере присуще только одной нации в мире русскому человеку. И когда мне дали слово, то вместо официальной речи я произнёс: «Друзья, вот послушайте стихи нашего земляка, известного российского поэта Владимира Гнеушева «Сирень в провинциальном городке», которые он посвятил Юрию Гагарину. И начал читать:


    Сирень в провинциальном городке, Её с росою по утрам срезают, Отсюда уезжают налегке, И никогда назад не приезжают. То учатся, то мчатся по стране, То сонно отдыхают в самолёте, Страна однажды спросит их: «Пойдёте?» «Идём!» они ответят в тишине. Они узнают тяжесть центрифуг, Безмолвие ощупают руками, Потом планету выпустят из рук, Обняв её прощальными витками. Но где-то на рассчитанном витке, Ракету на параболу бросая, Вдруг вспомнят, как цветёт, к земле свисая, Сирень в провинциальном городке… …Зал замер и тут же, как писали раньше, взорвался аплодисментами. У многих повлажнели глаза. Ностальгия – тоска, печаль по Родине вот, что это было! У русского человека это чувство передаётся из поколения в поколение, сохраняется в генах навсегда. И Гнеушев тонко затронул это чувство.


    Невозможно без почитания и уважения относиться к человеку, который никогда не состоял ни в какой партии и который не ради пафоса, а от души и убеждённо сказал о себе так: «Моё идеологическое и нравственное воспитание целиком взяли на себя: жизнь, собственное упрямство и Виталий Валентинович Бианки великий человек и писатель, ставший мне вторым отцом. У меня одна дочь, один сын и один внук. За мною один флаг, одна присяга и единая верность им». В этих словах весь Гнеушев. Его страстность и убеждённость, честность и порядочность, готовность постоять за товарища эти качества всегда были с ним, как и чувство коллективизма, верность в дружбе и любви.


    ПОПУТЬКО Андрей Лаврентьевич (1920 – 2004) А.Л. Попутько родился 3 сентября 1920 года в селе Никольском Александровского района Донецкой области. В 1941 году ушел на фронт с третьего курса института. После войны приехал в Кисловодск, где с 1949 года работал редактором газеты «Советская здравница». Впоследствии был редактором районной газеты Благодарненского района, областной газеты КЧАО «Ленинское знамя», директором Пятигорской студии телевидения, позже главным редактором краевой газеты «Ставропольская правда».. Он – член Союза журналистов России, участник Великой Отечественной войны, капитан запаса. Попутько Андрей Лаврентьевич (выпускник ПГПИ 1948 г.) – писатель, журналист, автор книг «Тайны Марухского ледника», «Дыхание лавин». Кавалер четырех орденов и множества медалей, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат многих журналистских премий.


    В 1963 году в Черкесском книжном издательстве вышла главная книга Попутько, написанная в соавторстве с В. Г. Гнеушевым «Тайна Марухского ледника». Без этой книги невозможно представить себе изучение истории Ставропольского края. В процессе работы над книгой журналист Попутько и поэт Гнеушев подключились к исследовательской работе школьных следопытов и написали потрясающую документальную эпопею о малоизвестной странице Великой Отечественной войны на Ставрополье. Книга имела такой ошеломляющий успех, что авторы продолжили свои исследования и написали вторую и третью части трилогии под названием «Дыхание лавин» и «Партизанский заслон».


    Трилогия богато проиллюстрирована документальными фотографиями, снабжена документами, на конкретных примерах показывает, что подвиг на перевале был совершен представителями многих национальностей нашей страны. Трилогия многократно издавалась и переиздавалась большими тиражами многими областными, краевыми и столичными издательствами страны. Позже Андрей Лаврентьевич в соавторстве с другим литератором – ставропольским журналистом Ю.Н. Христининым – написал и издал новую книгу – «Именем ВЧК», которая была выпущена Ставропольским книжным издательством в 1982 и 1988 годах. За это произведение авторы получили Почетный диплом Комитета государственной безопасности СССР «За лучшее произведение литературы и кино о чекистах и пограничниках».


    Последние годы жизни Андрей Лавреньевич провел в Пятигорске, работая над книгой воспоминаний «Исповедь журналиста», которая вышла в Ставрополе в 2003 году, за несколько месяцев до его кончины. В этой книге он рассказал не только о своем жизненном и творческом пути, но и нарисовал широкую картину жизни Ставрополья и Карачаево-Черкесии во второй половине ХХ столетия.. Умер А. Л. Попутько 7 февраля 2004 года в Пятигорске.


    В ЕГО СТИХАХ КРАСА ЗЕМЛИ «… Но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда». И. Кашпуров Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновке Александровского района. Выйдя из семьи хлеборобов, всем сердцем любящий землю, он вошел в литературу со своим емким словом и знанием крестьянской философии. Земля и простые люди стали для него вечной темой. Со Ставрополем и Ставропольем жизнь поэта связана кровными узами. Здесь его родная Калиновка, корни, с которых для него начинается родина. Наш край и город Ставрополь – это его мир. Житейский и поэтический. Этот мир населен людьми, неброское и в то же время колоритное обличие которых поэт сумел так естественно передать. «Встречаю – где ни езжу – своих земляков. По каким-то приметам, которых не сумею назвать никогда, хлебороба со ставропольских просторов я в толпе узнаю без труда. То ли ветром дубленные лица, взгляд соколий да брови вразлет, то ли говор знакомой станицы земляков дорогих выдает?».


    Ивана Кашпурова называют поэтом Ставрополья: природа Ставропольского края, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая темы его стихам, но составляющая его художественный арсенал. В его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор: «Осенняя баллада», «Звенят колосья», «Песня Ставрополю», «Ставрополье» и др. Жизнь каждого человека не мыслится поэтом вне истории. В стихах Кашпурова прослеживается историческая общность с родной землей, с деяниями наших предков. Поэту удается создать живые образы своих земляков, наделив каждого невыдуманной судьбой. В его стихах – реальные люди, имена которых поэт всегда называет. По стихам Ивана Кашпурова можно изучать растительный мир степей, мир красочный и звучащий своей особой музыкой; представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю. Иван Васильевич Кашпуров издал более двух десятков поэтических сборников. Первая книга стихов вышла в Ставрополе в 1956 году, называлась она «Дыхание степи». Книги его выходили в издательствах Ставрополя, Запорожья, Днепропетровска, а также в московских издательствах «Советская Россия», «Современник», «Воениздат», «Художественная литература». Печатался в журнале «Советская литература» па английском языке. За литературную деятельность награжден орденом «Знак почета» и удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».


    Его первые стихи были опубликованы в 1949 г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956 г. вышел первый сборник стихов "Дыхание степи". Родина, народ, время - основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: "Над седыми курганами"(1958 г.), "Мои позывные"(1961 г.), "Крылья"(1964 г.), "Версты"(1967 г.), "Обновление"(1968 г.), "Осенний снег"(1969 г.), "Певучие травы" (1972 г.).


    В творчестве поэта просматриваются три этапа: 1950 годы – пора становления и первых опытов; годы – вершина творчества, открытие своего поэтического материка, степного Ставрополья, с его природой, историей, памятью о войне и трудовыми буднями; первая половина 1990 – период подведения итогов, переосмысливание истории страны и прожитой жизни. Кашпурова недаром называют поэтом Ставрополья. Ах, Ставрополье, синий край России Меня сады, поля твои растили под птичий грай и перезвон овсов. Мне открывали даль твои рассветы, а стрепеты немятую траву… Куда б меня не заманили ветры тебя от сердца я не оторву. («Ставрополье», 1962)


    Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна. "Главные для меня слова, - говорил поэт, - земля, хлеб..." Предмет в его стихах - итог и смысл извечного, наполняющего жизнь движения, как бы трепещущий сгусток его. В стихотворении "Кубань", представляющем в определенном смысле философское слово поэта, такому бесцельному движению противопоставляется прекрасный мир сущего. Он живет, движется, меняется, находясь постоянно в диалектическом единстве покоя и движения. И даже неподвижные предметы воспринимаются как активно существующие в пространстве: Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном. Вербы старые хороводят возле копанцев, за гумном. Звезды движутся небесами, хаты белые - в даль полей, Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей. ("Пахнут яблони", 1967)


    Творчество И. Кашпурова многогранно. Писал он и стихи, и поэмы, и фельетоны, а в конце жизни пробовал себя и в роли прозаика. Но все же в большей степени его мастерство проявилось в лирике. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, тема Великой Отечественной войны, тема труда и тружеников земли русской, тема памяти и отчего дома; любовная и философская лирика. Как истинный поэт он жил и писал в полную меру: Пусть будет счастье испытаньем, пусть испытанием – беда, но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда. Эти слова были жизненным кредо Ивана Кашпурова. 17 ноября 1997 года после продолжительной и тяжелой болезни И. В. Кашпуров ушел из жизни. В родной Калиновке он нашел последний приют. Знаю, время придет, как под корень подрубит, - никакие уж снадобья тут не спасут. Пусть возьмут меня ветры на теплые руки и в родные поля до зари отнесут. («Знаю время придет»,1969). За активную общественную деятельность и заслуги в области развития культуры И. Кашпурову в 1982 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1986 году он был награжден орденом «Знак почета».


    Сергей Рыбалко Жил и воспитывался Рыбалко в прекрасной семье. Отца – инвалида Великой Отечественной войны – он безгранично любил и гордился им, посвящал ему стихотворные строки. И своей маме, Любови Сергеевне, удивительно доброй женщине, излучающей свет и тепло, поэт посвятил немало стихов. После ранения на войне отец нуждался в лечении, и в 1960 году семья переехала в Ессентуки. Десятилетнего мальчика поразила природа и самобытность Кавказа. Он рос в атмосфере, пропитанной лермонтовской поэзией, и все больше любил места, связанные с его именем. Желая стать помощником в семье уже после 8-го класса, он получил профессию мастера- кондитера, а учиться дальше продолжил в вечерней школе, затем поступил в филиал Калмыцкого университета в г. Элиста, после его окончания продолжил учебу в аспирантуре филологического факультета Ленинградского университета. Отслужив в армии, преподавал русский язык в профессионально-техническом училище, работал педагогом-воспитателем в детском санатории «Березы» (ныне «Россия»), пробовал себя в журналистике. Свои первые стихи Сергей Рыбалко опубликовал в 18 лет в районной газете.


    Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале "Смена, альманах "Ставрополье, "Свет в степи (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике "Новый день (Ставрополь, 1990 г.), звучали по радио и телевидению. Сергей Рыбалко – автор двух поэтических книг "Любовь у каждого своя и "Легенды Кавказа, выпущенных Ставропольским книжным издательством в г. Является членом бюро литературного объединения на Кавминводах при газете "Кавказская здравница (г. Пятигорск), участник краевых творческих семинаров поэзии. Выступает с авторскими концертами, исполняет под гитару свои песни, а также популярные русские романсы. Деятельность Рыбалко многогранна: он не только поэт, но и художник (многие иллюстрации для своих книг он выполняет сам, причем на высоком художественном уровне), композитор и исполнитель собственных песен – играет на гитаре, поет. Он замечательный драматург, прекрасный педагог и наконец – ученый-исследователь, он много лет собирает краеведческие материалы, и это также отражается на его творчестве. Творчество С. Н. Рыбалко интернационально, широта его стихотворного диапазона многогранна. Он воспевает в стиле средневековых былин Древнюю Русь и Седой Кавказ, мужество и патриотизм, дух независимости и мудрость народов. В легкой и доступной форме он излагает на бумаге историю Государства Российского, его легендарных патриотов.


    Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов точно и лаконично отозвался о творчестве поэта: «От стихов Сергея Рыбалко веет Русью, Духом русским». За все время литературной деятельности им издано свыше 20-ти поэтических сборников, в которые включены драматические поэмы о Лермонтове и Есенине, исторические предания, кавказские легенды, песни, лирические стихотворения, очерковая проза. Лауреат премии краевого Фонда культуры, лауреат литературной премии Семена Бабаевского, награжден Лермонтовской медалью «За вклад в развитие культуры», член бюро Независимой ассоциации писателей КМВ. С. Н. Рыбалко с 2005 года является секретарем правления ставропольского отделения Союза писателей России. Читая его стихи, замечаешь, что он достаточно владеет поэтическим мастерством, умением донести до читателя простыми ясными словами то, что у него накопилось в душе: Мне было неловко и больно Стоять и смотреть на него И вспомнил отца я невольно, Судьбу фронтовую его. Я вспомнил как в кителе старом, Опершись на палку рукой, С работы, худой и усталый, Шагал он под вечер домой. Стихотворение показывает отношение Сергея Р. к своему отцу, это и любовь, и нежность, жалость, сочувствие к его нелегкому труду.


    Интересы и стихи о любви. В стихотворении "Любовь у каждого своя наиболее ярко выражена эта тема. С. Рыбалко использует прием метафоры, чтобы показать, что "Любовь у каждого своя и что она действительно может быть разной: "Она приводит мир в движенье. Она – основа бытия. Она – костер, Души горенье. Она то взлет, а то паденье… Для такого стихотворения характерна поэтическая образность и афористичность мысли. Стихи С. Рыбалко отличает лирическая взволнованность, простота формы, задушевность, жизненность и афористичность. Чувствуется, что у поэта свое видение мира, своя лирическая интонация, искренность, чувствуется талант, свой взгляд на жизнь, свои интересные наблюдения, удачно найденные образы, сравнения, сопоставления.


    В своих стихах Рыбалко с большой искренностью выразил и любовь к Родине: Какая ночь! Как воздух пахнет мятой! Росою звезд осыпан небосвод. И месяц, как жених молодцеватый, Смеясь, выходит в звездный хоровод. И любовь к матери: В дни обид, огорчений, разлуки, В дни болезни, когда тяжело, Вспоминаю я мамины руки, От которых исходит тепло…


    И любовь к женщине: "Дарите женщинам цветы, - Я слышал песню в день весенний. Прими ж, любимая, и ты Букет моих стихотворений. И любовь к природе: Люблю я осень в октябре, Когда брожу тропинкой сада, И листьев свежую прохладу Вдыхаю жадно на заре, - Словом, ко всему живому на земле.




    Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
    Текстовое содержимое слайдов презентации:
    Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края. П.М.Гречишкин. Река Кубань, 1965 г.МКОУ СОШ № 8Ставропольского краяЧеремнякова Татьяна Дмитриевна. Цели урока: Обучающие: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Ставрополья, пробудить интерес к их творчеству.Продолжить работу по обучению аналитическому чтению и составлению аналитического комментария к поэтическому тексту. Развивающие: Развивать умение лингвистического анализа текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Воспитательные:Сформировать читательскую культуру с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному.Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края. Иван Васильевич Кашпуров(1926 – 1997) Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926г., в селе Калиновском на Ставрополье. С 1943-1949гг. служил в Советской Армии, после демобилизации учился в вечерней школе рабочей молодежи, а затем в Ставропольском педагогическом институте. В 1959 по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей Кашпуров поступил в Литературный институт имени Алексея Максимовича Горького, который окончил в 1957г. Иван Васильевич Кашпуров Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов “Дыхание степи”. Родина, народ, время – основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: “Над седыми курганами”(1958г.), “Мои позывные» (1961г.), “Крылья”(1964г.), “Версты”(1967г.), “Обновление”(1968г.), “Осенний снег”(1969г.), “Певучие травы” (1972г.). П.М. Гречишкин. К вечеру в поле, 1986 г. Иван Васильевич Кашпуров.Стихотворение «Степь» (1962). Солончаки.Вихры полыни сивыеда коршунов ленивые виражи…Скажи мне, степь,ну что в тебе красивогона чем тут глазу отдохнуть, скажи? Быть может,эти жилистые донники тебя преображают по весне,когда ветров серебряные дольникизвучат на зеленеющей волне?Эх, степь родная, воля ястребиная, П.М. Гречишкин. Поляна Бучинка, 1959 г росы алмазный высверк под лучом.Но красота твоя неистребимаяживет в душе, и весны ни при чем. Иван Васильевич Кашпуров.Времена года в стихах. Весенний сонетПотаял снег. Протряхшая тропиночкаи даль степи-полыни сизый дым,-и слышится, как иволгой тростиночказаходится под ветром молодым.Ликует день, хотя совсем не праздничный.Парует зябь, устав от холодов, и в небесах, бездонных от прозрачности,поют лучи, поют на сто ладов. Идёт весна, вся- блеск и вся звучание.Она идёт, поре своей верна.И лишь земля, приняв обет молчания,-До горизонта самого черна,- лежит спокойно- доброта и чаянье-И ждёт с ладони теплого зерна. 1985 П.М. Гречишкин.Весенний день, 1957 г. Иван Васильевич Кашпуров.Времена года в стихах. Летний сонетЛюблю я степь, люблю в июне лето.В полях призывно бьют перепела,и даль, покоем сумерек одета, во сне качает огоньки села.Я на холме встречаю час рассвета,-смешал июнь все запахи цветов, и ветерок несдержанный готовокруге всей рассказывать про это.Но спит мой холм под шелест ковыля.О весь накал своей ущербной третилуна сияет, добрый день суля…Какое счастье знать, что на планетеесть эта степь – родимая земля,и ничего дороже нет на свете. 1975 П.М. Гречишкин. Лето, 1980 г. Иван Васильевич Кашпуров.Времена года в стихах. Поющая степьВы были в осенней степи или не были,когда журавлей провожая в полёт,Равнина ли щедрая, доброе небо лиИ грустно, и радостно вслед им поёт?А это всё так начинается: медленнохолодная тень загорится вдали,и солнце тяжёлое, иссиня- медноевстаёт из-за дымного края земли.Потом просыпается ветер и с нежностьюразносит туман по глубоким ярам.Над степью, пронизанной солнцем и свежестью,он дует напористо, молод и прям.И тут по буграм, словно скрипки, неистовомелодией долгой звенят ковылиС высокого звука до самого низкогопрозрачных, уверенных гам перелив.Но вот сковородник серебряным голосомлишь вступит за флейтой полыни и вдруг –вся древняя степь, вся – курганная, голая- былинкой любой отзовётся вокруг.Тут звуки слоятся, дробятся, сплетаются в кантату и песню, в сонату и гимн.Мне кажется, звёзды над степью слетаются, чтоб вторить взволнованно звукам земным…А ветер каспийский в осенние месяцына крыльях широких- и крепок, и смел-десятой симфонией радости мечется,которой Бетховен создать не успел.... Я травы певучие бережно трогаю.Они для меня, словно воздух и хлеб.А вы потеряли, товарищи, многое,-поющую степь. 1959 г. П.М. Гречишкин Гроза в степи, 2007 г. Иван Васильевич Кашпуров.Времена года в стихах. Зимний сонетЗаметены и рытвины, и складки.Под белым небом – белые поля,И сдобными сухариками сладкоХрустят снега в начале февраля.Уже прошла зимы пора глухая-длиннее дни, но злее холода,и по степи позёмка, полыхая, несётся вдаль, чтоб сгинуть без следа.Кругом мертво, и на пространстве голомпоёт навзрыд ковыльная струна.поверить трудно, что над этим доломоднажды зацветёт голубизна,и ранним колокольчиком весёлымзальётся птаха: всё-таки – весна! 1988 П.М. Гречишкин. Зимний лес, 1971 г. Иван Васильевич Кашпуров.Стихотворение «Ставрополье» (1962) СТАВРОПОЛЬЕЯ видел Ставрополье на картинах,в окно вагона, через дым костров…Лежит оно в равнинах и горбинах,лежит на стыке четырёх ветров.Здесь голубые облака горохаи голубой полыни облака,и за людьми на динамичный грохотв степную марь торопится река.Здесь мериносы ноги моют в росах,метёлки проса – словно бьют ключи,и от зари расходятся прокосы,широкие, прямые, как лучи…Поля вплотную подступили к сёлам.Из сёл, в разведку выслав тополя,сады выходят воинством весёлыми смело наступают на поля.Ах, Ставрополье, синий край России,Ты - песня эскадронная отцов.Меня сады, поля твои растилипод птичий грай и перезвон овсов.Мне открывали даль твои рассветы,А стрепеты - немятую траву…Куда б меня не заманили ветры-тебя от сердца я не оторву. П.М. Гречишкин. Простор, 1957 г. Геннадий Семёнович Фатеев (1939 – 2005) Геннадий Семенович Фатеев родился 8 мая 1939 года в селе Красногвардейском Ставропольского края. Стихи начал писать еще в школе, которую окончил с золотой медалью. Затем учился в Московском институте культуры, работал на Крайнем Севере, а по возвращении домой – в краевых газетах «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда», был главным редактором краевого и книжного издательства. Имя знаменитого выпускника Геннадия Фатеева присвоено Красногвардейской средней школы №1, при которой создан музей поэта. Его стихи включены в школьную программу. Геннадий Фатеев - поэт и писатель Ставрополья. Есть в мире город, южный город,Частица Родины моей.Он из полей стремится в горы,Весь в ожерелье тополей.Он весь теплом и светом залит,Рекой цветов чарует нас.Твоими, Ставрополь, глазамиГлядит Россия на Кавказ.Опять на горке КафедральнойСтою у Вечного огня.И все, что было в прошлом, дальнем,Волнует, трогает меня.Не раз вокруг поля дымили,Жестокий враг дома крушил.Да только грозы не сломилиТвоих людей, твоей души.И мне иной судьбы не нужноЧем та, которою живу.Люблю я этот город южный,Я с ним во сне и наяву.И в двести лет он так же молодВесь в ожерелье тополей.Живи и здравствуй, милый город,Частица Родины моей. Репродукция триптиха В. Грибачёва "Дорога к Храму". Ставропольский поэтСергей Рыбалко Сергей Рыбалко родился в 1950 году в г. Армавире Краснодарского края. Детство и юность прошли на Кубани и Ставрополье, в г. Ессентуки. После окончания Ессентукской вечерней школы рабочей молодежи учился в Калмыцком (г. Элиста), затем в Ленинградском университете на филологическом факультете. В семидесятые годы, после службы в армии, работал преподавателем русского языка и литературы в профтехучилище, затем сотрудничал в редакции краевой газеты “Кавказская здравница”. В настоящее время – педагог-воспитатель детского санатория “Березы” г. Ессентуки. Стихи начал писать со школьной скамьи. Первые газетные публикации появились в 1968г. Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале “Смена”, альманах “Ставрополье”, “Свет в степи” (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике “Новый день” (Ставрополь, 1990г.), звучали по радио и телевидению.Сергей Рыбалко – автор двух поэтических книг “Любовь у каждого своя” и “Легенда Кавказа”, выпущенных Ставропольским книжным издательством в 1990и 1991г. Является членом бюро литературного объединения на Кавминводах при газете “Кавказская здравница” (г. Пятигорск), участник краевых творческих семинаров поэзии. Выступает с авторскими концертами, исполняет под гитару свои песни, а также популярные русские романсы. Ставрополье в творчестве Сергея Рыбалко Моё родное Ставрополье Мое родное Ставрополье – Орлиный солнечный простор. Люблю степей твоих раздолья, Твои папахи снежных гор. Люблю, продутые ветрами Твои курганы и поля, Казачьи песни над дворами, Где рукоплещут тополя. Люблю орлов, парящих в сини, Колосья нив, и шум садов, И зноем пахнущие дыни На рынках шумных городов. Мое родное Ставрополье, Люблю тебя я с давних пор. Во мне живут твои раздолья, Твои папахи снежных гор. П.М. Гречишкин. Родник Корыта, 1957 г. Ставрополье в творчестве Владимира Авдеева Ставрополье моё Ставрополье мое, ты на Юге России Пролегло среди двух синеоких морей. Улыбаясь глядишь в небеса голубые, И добреет душа от улыбки твоей. Косяки журавлей над тобой пролетают, Унося в дальний край запах пашен родных. Только я от тебя улетать не желаю, От полей и лесов, от раздолий твоих. Эту землю еще наши деды пахали. Словно мать от врагов защищали ее. И потомкам беречь край родной завещали, И храним мы тебя, Ставрополье мое! Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение Ставропольского поэта о природе, о родном крае (по выбору);2. Сделать аналитический комментарий (анализ) к стихотворению Ставропольского поэта (по выбору).


    Приложенные файлы

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ ЗЕМЛИ СТАВРОПОЛЬСКОЙ Работу выполнила учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ№9» г. Благодарного Луценко Татьяна Владимировна

    2 слайд

    Описание слайда:

    3 слайд

    Описание слайда:

    Владимир Григорьевич Гнеушев. Ушёл из жизни известный ставропольский и российский поэт и писатель. Человек с большой буквы. Ушла целая эпоха – эпоха мужества и социальной справедливости, эпоха искренней дружбы, эпоха верности и любви не только к великому Отечеству, но и к Женщине, к Матери и к малой родине. Всё это присутствует в его стихах и прозе. И не просто присутствует, а составляет главное содержание всех его 30 книг, вышедших в различных издательствах России - от Ставрополя до Ленинграда и Москвы. Похоронен Владимир Григорьевич в Москве на Николо-Архангельском кладбище в Новокосино, хотя практически вся его жизнь была связана со Ставропольем. Здесь, в степном и полынном селе с загадочным ногайским названием Кевсала, в Ипатовском районе, он и родился в октябре 1927 года. С шести лет стал беспризорником. Воспитывался в детдомах и на улице. Частично учился в школах, а позднее органами НКВД был направлен в железнодорожное училище в г. Минеральные Воды, закончить которое не удалось из-за наступления немецкой армии на Северный Кавказ. После изгнания оккупантов работал в колхозе, а затем в Ставрополе на электростанции слесарем. В 1944-м добровольцем ушёл на фронт. Потом, пройдя войну, учился в Литературном институте имени Горького. Но главную школу журналистского и писательского мастерства Владимир Григорьевич, как он сам не единожды замечал, прошёл в молодёжной печати - сначала в краевой газете «Молодой ленинец», а затем сотрудничал как специальный корреспондент в «Комсомольской правде».

    4 слайд

    Описание слайда:

    Мы помним его неповторимые корреспонденции и репортажи, душевные зарисовки и ранние стихи, своеобразные, по-гнеушевски крепкие и одновременно лиричные. Он всю жизнь всем своим творчеством боролся с бюрократами и чинушами, со всяческой нечистью, порочащей наше Отечество. Если представить ставропольскую литературу в виде гор Кавказского хребта, то одной из самых значительных вершин её будет творчество Владимира Гнеушева. Поэт, прозаик, драматург, публицист. Он отдал на суд читателей более трёх десятков своих книг, прочно заняв ведущее место в литературе ещё в 60-х годах прошлого века. Символично назвал он одну из своих ранних книжек «Якорей не бросать». Моряк не только по натуре и форме, но и по душевному содержанию, Владимир Григорьевич был всегда верен собственному девизу: «Будет Родине легче - будет легче и мне». Его книги не стоят на якорях, а продолжают уверенное движение по бурному океану нашего противоречивого времени… Рассказ о творчестве Владимира Гнеушева нужно начинать с ранних стихов поэта и с тоненькой книжечки поэта «Синяя птица», изданную в Ставрополе в 60-е годы пятнадцатитысячным тиражом. Представляете? Сейчас это сумасшедшая цифра. А тогда это был обычный тираж. Так наш самый читающий в мире народ любил литературу. Те ранние лирические стихи поэта звучат и сейчас, как радующая душу мелодия:

    5 слайд

    Описание слайда:

    Пока мы дышим, видим, бродим И ощущаем силу плеч – Нет равнодушия в природе, Она полна цветов и встреч. И я, ловя себя на слове, Припоминаю этот день, Когда, свою надежду словно, Она в руках несла сирень. Цветы качались, пахли тонко, Качалось небо в облаках. И шла, едва дыша, девчонка На тонких-тонких каблуках. В ней было что-то от сирени, От щедрой свежести её И фиолетово синели Глаза, впадая в забытьё… Его стихи лишены крикливого пафоса, ложной многозначительности, они всегда были честны перед читателями и запоминаются неожиданной точностью и глубиной образа: «Кресты стоят на дедовских могилах, как мачты затонувших кораблей».

    6 слайд

    Описание слайда:

    Творчество ставропольского поэта перешагнуло границы нашего сиреневого края, его знают и любят тысячи людей не только в России, но и далеко за её пределами. У поэта есть проникновенные стихи о нашем провинциальном фиолетовом Ставрополе, которые в своё время мне довелось читать по ту сторону Атлантического океана в Миннеаполисском университете в далёком 1980 году, когда в составе ставропольской делегации посещал Соединённые Штаты Америки. В актовом зале университета проходила встреча с местным обществом американо-советской дружбы. Среди присутствовавших было немало людей, знающих русский язык и в родословной которых были предки - выходцы из России. Я почувствовал, как в каждом из них сохранилось то великое чувство любви к родной российской земле, которое в полной мере присуще только одной нации в мире - русскому человеку. И когда мне дали слово, то вместо официальной речи я произнёс: «Друзья, вот послушайте стихи нашего земляка, известного российского поэта Владимира Гнеушева «Сирень в провинциальном городке», которые он посвятил Юрию Гагарину. И начал читать:

    7 слайд

    Описание слайда:

    Сирень в провинциальном городке, Её с росою по утрам срезают, Отсюда уезжают налегке, И никогда назад не приезжают. То учатся, то мчатся по стране, То сонно отдыхают в самолёте, Страна однажды спросит их: «Пойдёте?» «Идём!» - они ответят в тишине. Они узнают тяжесть центрифуг, Безмолвие ощупают руками, Потом планету выпустят из рук, Обняв её прощальными витками. Но где-то на рассчитанном витке, Ракету на параболу бросая, Вдруг вспомнят, как цветёт, к земле свисая, Сирень в провинциальном городке… …Зал замер и тут же, как писали раньше, взорвался аплодисментами. У многих повлажнели глаза. Ностальгия – тоска, печаль по Родине - вот, что это было! У русского человека это чувство передаётся из поколения в поколение, сохраняется в генах навсегда. И Гнеушев тонко затронул это чувство.

    8 слайд

    Описание слайда:

    Невозможно без почитания и уважения относиться к человеку, который никогда не состоял ни в какой партии и который не ради пафоса, а от души и убеждённо сказал о себе так: «Моё идеологическое и нравственное воспитание целиком взяли на себя: жизнь, собственное упрямство и Виталий Валентинович Бианки - великий человек и писатель, ставший мне вторым отцом. У меня одна дочь, один сын и один внук. За мною один флаг, одна присяга и единая верность им». В этих словах весь Гнеушев. Его страстность и убеждённость, честность и порядочность, готовность постоять за товарища - эти качества всегда были с ним, как и чувство коллективизма, верность в дружбе и любви.

    9 слайд

    Описание слайда:

    ПОПУТЬКО Андрей Лаврентьевич (1920 – 2004) А.Л. Попутько родился 3 сентября 1920 года в селе Никольском Александровского района Донецкой области. В 1941 году ушел на фронт с третьего курса института. После войны приехал в Кисловодск, где с 1949 года работал редактором газеты «Советская здравница». Впоследствии был редактором районной газеты Благодарненского района, областной газеты КЧАО «Ленинское знамя», директором Пятигорской студии телевидения, позже главным редактором краевой газеты «Ставропольская правда».. Он – член Союза журналистов России, участник Великой Отечественной войны, капитан запаса. Попутько Андрей Лаврентьевич (выпускник ПГПИ 1948 г.) – писатель, журналист, автор книг «Тайны Марухского ледника», «Дыхание лавин». Кавалер четырех орденов и множества медалей, заслуженный работник культуры РСФСР, лауреат многих журналистских премий.

    10 слайд

    Описание слайда:

    В 1963 году в Черкесском книжном издательстве вышла главная книга Попутько, написанная в соавторстве с В. Г. Гнеушевым «Тайна Марухского ледника». Без этой книги невозможно представить себе изучение истории Ставропольского края. В процессе работы над книгой журналист Попутько и поэт Гнеушев подключились к исследовательской работе школьных следопытов и написали потрясающую документальную эпопею о малоизвестной странице Великой Отечественной войны на Ставрополье. Книга имела такой ошеломляющий успех, что авторы продолжили свои исследования и написали вторую и третью части трилогии под названием «Дыхание лавин» и «Партизанский заслон».

    11 слайд

    Описание слайда:

    Трилогия богато проиллюстрирована документальными фотографиями, снабжена документами, на конкретных примерах показывает, что подвиг на перевале был совершен представителями многих национальностей нашей страны. Трилогия многократно издавалась и переиздавалась большими тиражами многими областными, краевыми и столичными издательствами страны. Позже Андрей Лаврентьевич в соавторстве с другим литератором – ставропольским журналистом Ю.Н. Христининым – написал и издал новую книгу – «Именем ВЧК», которая была выпущена Ставропольским книжным издательством в 1982 и 1988 годах. За это произведение авторы получили Почетный диплом Комитета государственной безопасности СССР «За лучшее произведение литературы и кино о чекистах и пограничниках».

    12 слайд

    Описание слайда:

    Последние годы жизни Андрей Лавреньевич провел в Пятигорске, работая над книгой воспоминаний «Исповедь журналиста», которая вышла в Ставрополе в 2003 году, за несколько месяцев до его кончины. В этой книге он рассказал не только о своем жизненном и творческом пути, но и нарисовал широкую картину жизни Ставрополья и Карачаево-Черкесии во второй половине ХХ столетия.. Умер А. Л. Попутько 7 февраля 2004 года в Пятигорске.

    13 слайд

    Описание слайда:

    В ЕГО СТИХАХ КРАСА ЗЕМЛИ «… Но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда» . И. Кашпуров Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926 года в селе Калиновке Александровского района. Выйдя из семьи хлеборобов, всем сердцем любящий землю, он вошел в литературу со своим емким словом и знанием крестьянской философии. Земля и простые люди стали для него вечной темой. Со Ставрополем и Ставропольем жизнь поэта связана кровными узами. Здесь его родная Калиновка, корни, с которых для него начинается родина. Наш край и город Ставрополь – это его мир. Житейский и поэтический. Этот мир населен людьми, неброское и в то же время колоритное обличие которых поэт сумел так естественно передать. «Встречаю – где ни езжу – своих земляков. По каким-то приметам, которых не сумею назвать никогда, хлебороба со ставропольских просторов я в толпе узнаю без труда. То ли ветром дубленные лица, взгляд соколий да брови вразлет, то ли говор знакомой станицы земляков дорогих выдает?».

    14 слайд

    Описание слайда:

    Ивана Кашпурова называют поэтом Ставрополья: природа Ставропольского края, его люди, его история – это естественная стихия творческого мира поэта, не только дающая темы его стихам, но составляющая его художественный арсенал. В его стихах воссоздан облик этого богатого и своеобразного степного края, раскинувшегося в предгорьях Кавказских гор: «Осенняя баллада», «Звенят колосья», «Песня Ставрополю», «Ставрополье» и др. Жизнь каждого человека не мыслится поэтом вне истории. В стихах Кашпурова прослеживается историческая общность с родной землей, с деяниями наших предков. Поэту удается создать живые образы своих земляков, наделив каждого невыдуманной судьбой. В его стихах – реальные люди, имена которых поэт всегда называет. По стихам Ивана Кашпурова можно изучать растительный мир степей, мир красочный и звучащий своей особой музыкой; представить себе и сегодняшнюю жизнь Ставрополья, и его историю. Иван Васильевич Кашпуров издал более двух десятков поэтических сборников. Первая книга стихов вышла в Ставрополе в 1956 году, называлась она «Дыхание степи». Книги его выходили в издательствах Ставрополя, Запорожья, Днепропетровска, а также в московских издательствах «Советская Россия», «Современник», «Воениздат», «Художественная литература». Печатался в журнале «Советская литература» па английском языке. За литературную деятельность награжден орденом «Знак почета» и удостоен звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».

    15 слайд

    Описание слайда:

    Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов "Дыхание степи". Родина, народ, время - основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: "Над седыми курганами"(1958г.), "Мои позывные"(1961г.), "Крылья"(1964г.), "Версты"(1967г.), "Обновление"(1968г.), "Осенний снег"(1969г.), "Певучие травы" (1972г.).

    16 слайд

    Описание слайда:

    В творчестве поэта просматриваются три этапа: 1950 годы – пора становления и первых опытов; 1960-1970 годы – вершина творчества, открытие своего поэтического материка, степного Ставрополья, с его природой, историей, памятью о войне и трудовыми буднями; 1980 - первая половина 1990 – период подведения итогов, переосмысливание истории страны и прожитой жизни. Кашпурова недаром называют поэтом Ставрополья. Ах, Ставрополье, синий край России Меня сады, поля твои растили под птичий грай и перезвон овсов. Мне открывали даль твои рассветы, а стрепеты немятую траву… Куда б меня не заманили ветры тебя от сердца я не оторву. («Ставрополье», 1962)

    17 слайд

    Описание слайда:

    Поэзия Кашпурова в высшей степени предметна. "Главные для меня слова, - говорил поэт, - земля, хлеб..." Предмет в его стихах - итог и смысл извечного, наполняющего жизнь движения, как бы трепещущий сгусток его. В стихотворении "Кубань", представляющем в определенном смысле философское слово поэта, такому бесцельному движению противопоставляется прекрасный мир сущего. Он живет, движется, меняется, находясь постоянно в диалектическом единстве покоя и движения. И даже неподвижные предметы воспринимаются как активно существующие в пространстве: Степь холмистая ходит, ходит, словно палуба, ходуном. Вербы старые хороводят возле копанцев, за гумном. Звезды движутся небесами, хаты белые - в даль полей, Хаты кажутся парусами уплывающих кораблей. ("Пахнут яблони", 1967)

    18 слайд

    Описание слайда:

    Творчество И. Кашпурова многогранно. Писал он и стихи, и поэмы, и фельетоны, а в конце жизни пробовал себя и в роли прозаика. Но все же в большей степени его мастерство проявилось в лирике. Тематика его поэзии разнообразна: тема малой родины, тема Великой Отечественной войны, тема труда и тружеников земли русской, тема памяти и отчего дома; любовная и философская лирика. Как истинный поэт он жил и писал в полную меру: Пусть будет счастье испытаньем, пусть испытанием – беда, но жить в полшага, в полдыханья не научусь я никогда. Эти слова были жизненным кредо Ивана Кашпурова. 17 ноября 1997года после продолжительной и тяжелой болезни И. В. Кашпуров ушел из жизни. В родной Калиновке он нашел последний приют. Знаю, время придет, как под корень подрубит, - никакие уж снадобья тут не спасут. Пусть возьмут меня ветры на теплые руки и в родные поля до зари отнесут. («Знаю время придет»,1969) . За активную общественную деятельность и заслуги в области развития культуры И. Кашпурову в 1982 году присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСФСР», а в 1986 году он был награжден орденом «Знак почета».

    19 слайд

    Описание слайда:

    Сергей Рыбалко Жил и воспитывался Рыбалко в прекрасной семье. Отца – инвалида Великой Отечественной войны – он безгранично любил и гордился им, посвящал ему стихотворные строки. И своей маме, Любови Сергеевне, удивительно доброй женщине, излучающей свет и тепло, поэт посвятил немало стихов. После ранения на войне отец нуждался в лечении, и в 1960 году семья переехала в Ессентуки. Десятилетнего мальчика поразила природа и самобытность Кавказа. Он рос в атмосфере, пропитанной лермонтовской поэзией, и все больше любил места, связанные с его именем. Желая стать помощником в семье уже после 8-го класса, он получил профессию мастера-кондитера, а учиться дальше продолжил в вечерней школе, затем поступил в филиал Калмыцкого университета в г. Элиста, после его окончания продолжил учебу в аспирантуре филологического факультета Ленинградского университета. Отслужив в армии, преподавал русский язык в профессионально-техническом училище, работал педагогом-воспитателем в детском санатории «Березы» (ныне «Россия»), пробовал себя в журналистике. Свои первые стихи Сергей Рыбалко опубликовал в 18 лет в районной газете.

    20 слайд

    Описание слайда:

    Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале "Смена”, альманах "Ставрополье”, "Свет в степи” (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике "Новый день” (Ставрополь, 1990г.), звучали по радио и телевидению. Сергей Рыбалко – автор двух поэтических книг "Любовь у каждого своя” и "Легенды Кавказа”, выпущенных Ставропольским книжным издательством в 1990 - 1991г. Является членом бюро литературного объединения на Кавминводах при газете "Кавказская здравница” (г. Пятигорск), участник краевых творческих семинаров поэзии. Выступает с авторскими концертами, исполняет под гитару свои песни, а также популярные русские романсы. Деятельность Рыбалко многогранна: он не только поэт, но и художник (многие иллюстрации для своих книг он выполняет сам, причем на высоком художественном уровне), композитор и исполнитель собственных песен – играет на гитаре, поет. Он замечательный драматург, прекрасный педагог и наконец – ученый-исследователь, он много лет собирает краеведческие материалы, и это также отражается на его творчестве. Творчество С. Н. Рыбалко интернационально, широта его стихотворного диапазона многогранна. Он воспевает в стиле средневековых былин Древнюю Русь и Седой Кавказ, мужество и патриотизм, дух независимости и мудрость народов. В легкой и доступной форме он излагает на бумаге историю Государства Российского, его легендарных патриотов.

    21 слайд

    Описание слайда:

    Народный поэт Калмыкии Давид Кугультинов точно и лаконично отозвался о творчестве поэта: «От стихов Сергея Рыбалко веет Русью, Духом русским». За все время литературной деятельности им издано свыше 20-ти поэтических сборников, в которые включены драматические поэмы о Лермонтове и Есенине, исторические предания, кавказские легенды, песни, лирические стихотворения, очерковая проза. Лауреат премии краевого Фонда культуры, лауреат литературной премии Семена Бабаевского, награжден Лермонтовской медалью «За вклад в развитие культуры», член бюро Независимой ассоциации писателей КМВ. С. Н. Рыбалко с 2005 года является секретарем правления ставропольского отделения Союза писателей России. Читая его стихи, замечаешь, что он достаточно владеет поэтическим мастерством, умением донести до читателя простыми ясными словами то, что у него накопилось в душе: Мне было неловко и больно Стоять и смотреть на него И вспомнил отца я невольно, Судьбу фронтовую его. Я вспомнил как в кителе старом, Опершись на палку рукой, С работы, худой и усталый, Шагал он под вечер домой. Стихотворение показывает отношение Сергея Р. к своему отцу, это и любовь, и нежность, жалость, сочувствие к его нелегкому труду.

    22 слайд

    Описание слайда:

    Интересы и стихи о любви. В стихотворении "Любовь у каждого своя” наиболее ярко выражена эта тема. С. Рыбалко использует прием метафоры, чтобы показать, что "Любовь у каждого своя” и что она действительно может быть разной: "Она приводит мир в движенье. Она – основа бытия. Она – костер, Души горенье. Она то взлет, а то паденье…” Для такого стихотворения характерна поэтическая образность и афористичность мысли. Стихи С. Рыбалко отличает лирическая взволнованность, простота формы, задушевность, жизненность и афористичность. Чувствуется, что у поэта свое видение мира, своя лирическая интонация, искренность, чувствуется талант, свой взгляд на жизнь, свои интересные наблюдения, удачно найденные образы, сравнения, сопоставления.

    Описание слайда:

    И любовь к женщине: "Дарите женщинам цветы”, - Я слышал песню в день весенний. Прими ж, любимая, и ты Букет моих стихотворений. И любовь к природе: Люблю я осень в октябре, Когда брожу тропинкой сада, И листьев свежую прохладу Вдыхаю жадно на заре, - Словом, ко всему живому на земле.

    25 слайд

    Описание слайда:

    Презентация по слайдам

    Текст слайда: Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края. П.М.Гречишкин. Река Кубань, 1965 г. МКОУ СОШ № 3 С. Дивное Ставропольского края. Маслова Ольга Викторовна.

    Текст слайда: Цели урока: Обучающие: Познакомить учащихся с творчеством поэтов Ставрополья, пробудить интерес к их творчеству. Продолжить работу по обучению аналитическому чтению и составлению аналитического комментария к поэтическому тексту. Развивающие: Развивать умение лингвистического анализа текста. Развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном. Воспитательные: Сформировать читательскую культуру с глубоким и вдумчивым отношением к прочитанному. Воспитать любовь к родному краю и бережное отношение к природе родного края.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров (1926 – 1997) Иван Васильевич Кашпуров родился 14 октября 1926г., в селе Калиновском на Ставрополье. С 1943-1949гг. служил в Советской Армии, после демобилизации учился в вечерней школе рабочей молодежи, а затем в Ставропольском педагогическом институте. В 1959 по рекомендации Ставропольского отделения Союза писателей Кашпуров поступил в Литературный институт имени Алексея Максимовича Горького, который окончил в 1957г.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров Его первые стихи были опубликованы в 1949г. в армейской газете Закавказского военного округа, а в 1956г. вышел первый сборник стихов “Дыхание степи”. Родина, народ, время – основные темы произведений Кашпурова, составляющих сборники, вышедшие в разное время: “Над седыми курганами”(1958г.), “Мои позывные» (1961г.), “Крылья”(1964г.), “Версты”(1967г.), “Обновление”(1968г.), “Осенний снег”(1969г.), “Певучие травы” (1972г.). П.М. Гречишкин. К вечеру в поле, 1986 г.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров. Стихотворение «Степь» (1962). Солончаки. Вихры полыни сивые да коршунов ленивые виражи… Скажи мне, степь, ну что в тебе красивого на чем тут глазу отдохнуть, скажи? Быть может, эти жилистые донники тебя преображают по весне, когда ветров серебряные дольники звучат на зеленеющей волне? Эх, степь родная, воля ястребиная, П.М. Гречишкин. Поляна Бучинка, 1959 г росы алмазный высверк под лучом. Но красота твоя неистребимая живет в душе, и весны ни при чем.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров. Времена года в стихах. Весенний сонет Потаял снег. Протряхшая тропиночка и даль степи-полыни сизый дым,- и слышится, как иволгой тростиночка заходится под ветром молодым. Ликует день, хотя совсем не праздничный. Парует зябь, устав от холодов, и в небесах, бездонных от прозрачности, поют лучи, поют на сто ладов. Идёт весна, вся- блеск и вся звучание. Она идёт, поре своей верна. И лишь земля, приняв обет молчания,- До горизонта самого черна,- лежит спокойно- доброта и чаянье- И ждёт с ладони теплого зерна. 1985 П.М. Гречишкин. Весенний день, 1957 г.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров. Времена года в стихах. Летний сонет Люблю я степь, люблю в июне лето. В полях призывно бьют перепела, и даль, покоем сумерек одета, во сне качает огоньки села. Я на холме встречаю час рассвета,- смешал июнь все запахи цветов, и ветерок несдержанный готов округе всей рассказывать про это. Но спит мой холм под шелест ковыля. О весь накал своей ущербной трети луна сияет, добрый день суля… Какое счастье знать, что на планете есть эта степь – родимая земля, и ничего дороже нет на свете. 1975 П.М. Гречишкин. Лето, 1980 г.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров. Времена года в стихах. Поющая степь Вы были в осенней степи или не были, когда журавлей провожая в полёт, Равнина ли щедрая, доброе небо ли И грустно, и радостно вслед им поёт? А это всё так начинается: медленно холодная тень загорится вдали, и солнце тяжёлое, иссиня- медное встаёт из-за дымного края земли. Потом просыпается ветер и с нежностью разносит туман по глубоким ярам. Над степью, пронизанной солнцем и свежестью, он дует напористо, молод и прям. И тут по буграм, словно скрипки, неистово мелодией долгой звенят ковыли С высокого звука до самого низкого прозрачных, уверенных гам перелив. Но вот сковородник серебряным голосом лишь вступит за флейтой полыни и вдруг – вся древняя степь, вся – курганная, голая- былинкой любой отзовётся вокруг. Тут звуки слоятся, дробятся, сплетаются в кантату и песню, в сонату и гимн. Мне кажется, звёзды над степью слетаются, чтоб вторить взволнованно звукам земным… А ветер каспийский в осенние месяцы на крыльях широких- и крепок, и смел- десятой симфонией радости мечется, которой Бетховен создать не успел. ... Я травы певучие бережно трогаю. Они для меня, словно воздух и хлеб. А вы потеряли, товарищи, многое,- поющую степь. 1959 г. П.М. Гречишкин Гроза в степи, 2007 г.

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров. Времена года в стихах. Зимний сонет Заметены и рытвины, и складки. Под белым небом – белые поля, И сдобными сухариками сладко Хрустят снега в начале февраля. Уже прошла зимы пора глухая- длиннее дни, но злее холода, и по степи позёмка, полыхая, несётся вдаль, чтоб сгинуть без следа. Кругом мертво, и на пространстве голом поёт навзрыд ковыльная струна. поверить трудно, что над этим долом однажды зацветёт голубизна, и ранним колокольчиком весёлым зальётся птаха: всё-таки – весна! 1988 П.М. Гречишкин. Зимний лес, 1971 г.

    Слайд №10

    Текст слайда: Иван Васильевич Кашпуров. Стихотворение «Ставрополье» (1962) СТАВРОПОЛЬЕ Я видел Ставрополье на картинах, в окно вагона, через дым костров… Лежит оно в равнинах и горбинах, лежит на стыке четырёх ветров. Здесь голубые облака гороха и голубой полыни облака, и за людьми на динамичный грохот в степную марь торопится река. Здесь мериносы ноги моют в росах, метёлки проса – словно бьют ключи, и от зари расходятся прокосы, широкие, прямые, как лучи… Поля вплотную подступили к сёлам. Из сёл, в разведку выслав тополя, сады выходят воинством весёлым и смело наступают на поля. Ах, Ставрополье, синий край России, Ты - песня эскадронная отцов. Меня сады, поля твои растили под птичий грай и перезвон овсов. Мне открывали даль твои рассветы, А стрепеты - немятую траву… Куда б меня не заманили ветры- тебя от сердца я не оторву. П.М. Гречишкин. Простор, 1957 г.

    Слайд №11

    Текст слайда: Геннадий Семёнович Фатеев (1939 – 2005) Геннадий Семенович Фатеев родился 8 мая 1939 года в селе Красногвардейском Ставропольского края. Стихи начал писать еще в школе, которую окончил с золотой медалью. Затем учился в Московском институте культуры, работал на Крайнем Севере, а по возвращении домой – в краевых газетах «Молодой ленинец» и «Ставропольская правда», был главным редактором краевого и книжного издательства. Имя знаменитого выпускника Геннадия Фатеева присвоено Красногвардейской средней школы №1, при которой создан музей поэта. Его стихи включены в школьную программу.

    Слайд №12

    Текст слайда: Геннадий Фатеев - поэт и писатель Ставрополья. Есть в мире город, южный город, Частица Родины моей. Он из полей стремится в горы, Весь в ожерелье тополей. Он весь теплом и светом залит, Рекой цветов чарует нас. Твоими, Ставрополь, глазами Глядит Россия на Кавказ. Опять на горке Кафедральной Стою у Вечного огня. И все, что было в прошлом, дальнем, Волнует, трогает меня. Не раз вокруг поля дымили, Жестокий враг дома крушил. Да только грозы не сломили Твоих людей, твоей души. И мне иной судьбы не нужно Чем та, которою живу. Люблю я этот город южный, Я с ним во сне и наяву. И в двести лет он так же молод Весь в ожерелье тополей. Живи и здравствуй, милый город, Частица Родины моей.

    Слайд №13

    Текст слайда: Репродукция триптиха В. Грибачёва "Дорога к Храму".

    Слайд №14

    Текст слайда: Ставропольский поэт Сергей Рыбалко Сергей Рыбалко родился в 1950 году в г. Армавире Краснодарского края. Детство и юность прошли на Кубани и Ставрополье, в г. Ессентуки. После окончания Ессентукской вечерней школы рабочей молодежи учился в Калмыцком (г. Элиста), затем в Ленинградском университете на филологическом факультете. В семидесятые годы, после службы в армии, работал преподавателем русского языка и литературы в профтехучилище, затем сотрудничал в редакции краевой газеты “Кавказская здравница”. В настоящее время – педагог-воспитатель детского санатория “Березы” г. Ессентуки. Стихи начал писать со школьной скамьи. Первые газетные публикации появились в 1968г. Стихи Сергея Рыбалко выходили на страницах центральной и местной печати: в журнале “Смена”, альманах “Ставрополье”, “Свет в степи” (Калмыкия), в коллективном поэтическом сборнике “Новый день” (Ставрополь, 1990г.), звучали по радио и телевидению. Сергей Рыбалко – автор двух поэтических книг “Любовь у каждого своя” и “Легенда Кавказа”, выпущенных Ставропольским книжным издательством в 1990и 1991г. Является членом бюро литературного объединения на Кавминводах при газете “Кавказская здравница” (г. Пятигорск), участник краевых творческих семинаров поэзии. Выступает с авторскими концертами, исполняет под гитару свои песни, а также популярные русские романсы.

    Слайд №15

    Текст слайда: Ставрополье в творчестве Сергея Рыбалко Моё родное Ставрополье Мое родное Ставрополье – Орлиный солнечный простор. Люблю степей твоих раздолья, Твои папахи снежных гор. Люблю, продутые ветрами Твои курганы и поля, Казачьи песни над дворами, Где рукоплещут тополя. Люблю орлов, парящих в сини, Колосья нив, и шум садов, И зноем пахнущие дыни На рынках шумных городов. Мое родное Ставрополье, Люблю тебя я с давних пор. Во мне живут твои раздолья, Твои папахи снежных гор. П.М. Гречишкин. Родник Корыта, 1957 г.

    Слайд №16

    Текст слайда: Ставрополье в творчестве Владимира Авдеева Ставрополье моё Ставрополье мое, ты на Юге России Пролегло среди двух синеоких морей. Улыбаясь глядишь в небеса голубые, И добреет душа от улыбки твоей. Косяки журавлей над тобой пролетают, Унося в дальний край запах пашен родных. Только я от тебя улетать не желаю, От полей и лесов, от раздолий твоих. Эту землю еще наши деды пахали. Словно мать от врагов защищали ее. И потомкам беречь край родной завещали, И храним мы тебя, Ставрополье мое!

    Слайд №17

    Текст слайда: Домашнее задание 1. Выучить наизусть стихотворение Ставропольского поэта о природе, о родном крае (по выбору); 2. Сделать аналитический комментарий (анализ) к стихотворению Ставропольского поэта (по выбору).

    Маленький воробей не мог понять, почему ему вдруг стало так зябко. Он сидел на карнизе старого каменного дома и пытался согреться. Ветер дул с дикой силой, то и дело срывая жёлтые листья с дерева, растущего рядом с домом. Один большой лист пролетел над воробьем, едва не задев его, и, ударившись с хрустом о стену, устремился вниз. Воробей втянул голову в плечи, пытаясь согреться, но теплее от этого не стало. Перьев у него было совсем ещё мало, а лёгкий пух не спасал от пронизывающего холода. Со своего места воробей мог наблюдать за окнами дома напротив. Там, за тонкими стёклами, находились люди. Все они в этот вечерний час были заняты одним и тем же – сидели перед светящимися экранами и ели. Хотелось есть и воробью. Но еды поблизости нигде не было видно, а лететь на её поиски в такую непогоду он не решался. Снизу сквозь порывы ветра доносился звук открывающих и закрывающихся дверей – на первом этаже дома находился продуктовый магазин. Люди заходили туда налегке, а спустя какое-то время вываливались наружу, нагруженные провизией. Купить себе еды воробей не мог. Он закрывал глаза и в тот же миг перед ним возникали кучи хлебных крошек, подсолнечных зернышек и пшённой крупы.