• Методика обследования речевого развития старших дошкольников. Диагностика развития речи у дошкольников

    Методика Эббингауза.

    Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
    Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

    Инструкция : "Расставь точки".

    Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

    Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

    Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

    Задание 1.

    1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
    2. "Прочитай и перескажи".

    Галка и голубь.

    Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.
    Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочъи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

    Муравей и голубка.

    Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.
    На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его в ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    Умная галка.

    Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

    Самые красивые.

    Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
    - Вы не видели моих птенцов?
    - А какие они?
    - Самые красивые!

    Анализ результатов: учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла.

    Задание 2.

    Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора по несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

    Наборы слов:

    1. Девочка, альбом, рисунок.
    2. Ребенок, чашка, молоко.
    3. Из, клетки, чиж.
    4. Саша, лыжах, катается, на.

    Шкала оценивания.

    "Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

    1. В, поют, хоре, девочки.
    2. Пассажиры, трамвая, выходят.

    Задание 3.

    Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

    Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней.

    Примечание: Если ребенок не читает, используется дейктическая жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

    Задание для углубленной диагностики.

    "Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом; - круг на квадрате; - круг над квадратом".

    Тест различения и выбора фонем.

    Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики.
    Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - на состояние фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое - фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза.

    Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение: отдельных звуков в ряду звуков (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания.

    К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

    Задание 1.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш , то подними руку. Слушай:

    Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

    После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3" (зъ). Слушай:

    С", Ц", 3", Т ", 3" ".

    И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц . Слушай:

    С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".

    Примечание: Звуки Ш, 3", Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

    Задание для углубленной диагностики.

    "Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА ". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ . Слушай:

    ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".

    Задание 2.

    Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках".

    трава - дрова, уточка - удочка, крыша - крыса, мишка - мышка, бочки - почки.

    Задание 3.

    Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д , либо звук Т . Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно.

    Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т , а возле черного домика - со звуком Д ".

    Задание 4.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С . Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

    Задание 5.

    Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

    "сковородка".

    Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные".

    Затем учитель по очереди называет слова:

    нос, паук, школа, палатка, сковородка.

    Задание для углубленной диагностики.

    "Назови первый и последний звук в слове

    СЛОН ".

    Задание 6.

    Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка" .

    Задание для углубленной диагностики.

    "Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В ".

    Задание 7.

    Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

    Ч Ш Ц Т

    Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка" . А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т ) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

    Задание для углубленной диагностики.

    "Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ ".

    О У А М

    Задание 8.

    Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

    Задание для углубленной диагностики.

    "Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

    "Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".

    Анализ полученных данных

    Вторая младшая группа № ______

    Задание № 1

    Начало года Конец года
    детей % детей %
    Не искажает простое слово
    Искажает простое слово
    Не искажает сложные слова
    Искажает сложные слова

    Задание № 2

    Начало года Конец года
    детей % детей %
    1. Правильно закончили первые четыре предложения
    2. Не поняли задания и не закончили:
    - четыре предложения
    - три предложения
    - два предложения
    - одно предложение
    Начало года Конец года
    детей % детей %
    Правильно употребили:
    три слова-названия детёнышей
    два слова
    одно слово

    Задание № 3

    Начало года Конец года
    детей % детей %
    1. Правильно поняли содержание картинки
    2. Не поняли про что картинка
    3. Попытались самостоятельно рассказать о том, что изображено на картинке. При этом составили рассказ:
    - из 4-5 предложений
    - из 2-3 предложений
    - из 1 предложения
    4. Рассказывали, отвечая только на вопросы

    Диагностика детей второй младшей группы по развитию речи

    Задание № 1

    Используя картинку, воспитатель предлагает ребёнку: «Я буду произносить слова, которые мне нравятся, а ты повторяй их вслед за мной: шапка – жук – чайник – щётка – репа – рыба – лопата – сумка – пингвин – вертушка»

    (Два последних слова дают представление о том, как ребёнок воспроизводит сложные слова со стечение согласных)

    Задание № 2

    Цель упражнений: проверить, как дети согласуют существительные с прилагательными и числительными (первые четыре предложения); как образуют существительные по аналогии (четыре последние фразы).

    1. Воспитатель рассказывает, используя картинку, а ребёнок помогает ему, подсказывает нужное слово, заканчивает фразу.

    «Мяу! – мяукнула мама-кошка, и к ней сразу же примчался один…? – котёнок (котёночек). За ним бегут остальные …? – котята (котятки).

    Утка пересчитала своих…? – утят (утяток). Не досчиталась одного…? - утёнка (утёночка). Пошла искать его»

    2. Закончи предложения: «У лисицы трое лисят. У волчицы четверо…? - волчат. У медведицы двое…? – медвежат. У барсучихи трое…? – барсучат».

    Задание № 3. Что на картинке?

    Воспитатель просит ребёнка рассказать, что он видит на картинке. Рекомендуем использовать цветные листы-вкладыши в книге: Гербова В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе. Сюжеты: «Дети кормят курицу и цыплят», «Едем в автобусе», «Играем с песком».

    Анализ полученных данных

    Фамилия, имя, возраст ребёнка ______

    Задание № 1


    Задание № 2

    Задание № 3

    Диагностика детей средней группы по развитию речи

    Задание 1. Проверить все ли дети правильно произносят звуки с, з, ц, ш, ж, ч, щ, р, л (по любой известной методике)

    Задание 2. Проверить слышит ли ребёнок звук в слове (на примере звука р )

    Методика обследования

    Воспитатель просит ребёнка сделать хлопок в ладоши, если в слове, которое он произнесёт, есть звук р. «Давай потренируемся. Рак. Есть в этом слове р ? Значит надо сделать хлопок, вот так. Паук. Есть в слове паук звук р ? Значит, и хлопка не будет. Теперь работай без моей подсказки: лук … репка … рыба … молоко … ромашка … фиалка … берёза … липа … розовый … белый ».

    Задание 3.

    Воспитатель просит ребёнка вслушаться в слова, которые он будет произносить: «Любит шалить – шалунья, любит петь – певунья». Предлагает ребёнку договорить слово: любит шалить …? – шалунья, любит петь …? – певунья, любит ворчать? …, любит плясать …? …, любит драться …? …

    А любит спать …?

    Задание 4.

    Воспитатель показывает ребёнку картинку (Например, см.: Гербова В. Занятия по развитию речи в средней группе д\с. – М.: Просвещение, 1983. - Приложение. Лист 2)

    «Видишь собаку? – начинает разговор воспитатель. – Она большая? (В этом случае и далее просит ребёнка повторять вслед за ним слово, характеризующее собаку.) Красивая? – Красивая. Добрая? – Добрая. Сильная? – Сильная. Умная? – Умная. Нежная, заботливая? – Нежная, заботливая. Белая с коричневыми пятнами? – Белая с коричневыми пятнами.

    А щеночков видишь? они очень хотят, чтобы именно ты и без моих подсказок рассказала этим малюткам, какие они.

    Итак, щеночки какие?»

    Задание 5.

    «Я слышала от твоих друзей, - начинает разговор воспитатель, - что у тебя есть любимое стихотворение и ты его прекрасно читаешь. Это правда или нет? Если любимое стихотворение есть, попросить ребёнка прочесть его.

    Анализ результатов.

    Фамилия, имя ребёнка ______

    Задание 1.

    Звуки, которые ребёнок не произносит ______

    Задание 2.

    Задание 3.

    Задание 4.

    Задание 5.

    Анализ результатов

    Задание 2.

    Задание 3.

    Начало года Конец года
    детей % детей %
    Количество правильных ответов при норме 5
    Количество неправильных ответов
    Назвал ли ребёнок слово, характеризующее особу женского рода – любительницу поспать:
    если Да, то как назвал
    Нет

    Задание 5.

    Диагностика детей старшей группы по развитию речи

    1. Звуковая культура речи

    a) Имеются ли у ребёнка дефекты речи. Какие?

    b) Попросите ребёнка назвать любые слова со звуком с.

    «Я например, вспомнила сейчас, - говорит воспитатель, вот какие слова: сосна… осина … посеял … . Теперь твоя очередь. Продолжай!»

    c) Предложите поиграть. Дайте лист бумаги с решёткой для определения позиции звука в слове и фишку. Объясните правила игры: «Повтори за мной слово река. Слышишь звук р в этом слове? Он слышится в начале слова или в середине его? Поставь фишку в первое оконце, так как в слове река звук р стоит в начале слова. Послушайте другое слово - носороги. Где слышится звук р ? Поставь фишку во второе оконце. Давай вместе произнесём слово пожар . И я ставлю фишку в третье оконце. Я права или не права? Теперь работай самостоятельно. Я буду называть слово, ты проговори его вслед за мной и поставь фишку в нужное оконце: рак … сирень … сыр».

    2. Понимание речи и активный словарь

    a) Педагог рассказывает: «У маленького щеночка сильно болит ушко. Он скулит. Нуждается в твоём сочувствии. Что скажешь ему? Начни так: «Ты мой…»

    b) Предложите детям рассмотреть картинку (приложение к кн. Гербовой В. Занятия по развитию речи в старшей группе д\с. Таблица 7). Спросите, что произошло с цыплятами. Попросите придумать название к рассказу.

    Попросите повнимательнее рассмотреть курицу, увидевшую не жёлтеньких, а чёрных и чумазых цыплят. Опишите её состояние. Она… .

    3. Художественная литература

    a) Попросите ребёнка прочесть любимое стихотворение

    b) Предложите назвать сказки, которые ребёнок готов слушать не один раз. Если он не сможет вспомнить название сказки, пусть начнёт рассказывать её, а вы подскажите название.

    c) Попросите вспомнить писателей, книги которых читали в детском саду и дома; художников, сделавших прекрасные рисунки к детским книжкам.

    Анализ полученных данных

    Фамилия, имя ребёнка ______

    Задание 1

    Задание 2.

    Задание 3.

    В этой статье:

    Чтобы понять, каким образом проводится диагностика речевого развития у детей дошкольного возраста, необходимо уяснить для себя, что такое речь и какой она бывает у детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.

    Итак, речь - это еще одно подтверждение психического развития дошкольника. С помощью речи дети знакомятся с окружающим миром, учатся налаживать коммуникационные связи с детьми и взрослыми. Своевременная диагностика речевого развития детей позволит выявить возможные отклонения и найти способы для их решения.

    Особенности речевого развития в младшем дошкольном возрасте

    Если дошкольник развивается в благоприятных для него условиях, то правильное произношение с соблюдением основных интонаций устанавливается к 4 годам. К этому же времени у малыша сформирован достаточно солидный запас слов, в котором подавляющее большинство – существительные и глаголы. Также малыш в младшем дошкольном возрасте осваивает множественное и единственное число в речи, применяет падежи, учится выражать мысли и эмоции с помощью как простых, так и сложных предложений.

    Что касается анализируя речь особенностей, которые можно диагностировать,детей младшего дошкольного возраста, то
    они могут быть следующими.

    1. Дошкольники могут нечетко произносить отдельные звуки.
    2. Интонации несовершенны.
    3. Дикция, сила голоса нуждаются в развитии и корректировке.
    4. Неточности в числах и падежах при объединении слов.
    5. Пропуски отдельных членов предложения.
    6. Стремление создавать новые слова, как способ познания родного языка.

    Речь детей 4 лет имеет яркую ситуативную окраску и очень экспрессивна.

    Речевое развитие дошкольников среднего возраста

    В среднем дошкольном возрасте речь
    детей переходит на новый уровень: малыши пробуют осваивать монолог и новые способы словообразования. После 5 лет для детей становится естественным понимание слова как звукового процесса, многие пробуют себя в роли юных поэтов, рифмуя слова, которые порой не имеют смысла, но отличаются созвучием. Не стоит пресекать подобное занятие, так как именно оно способствует развитию речевого слуха, умению подбирать слова, схожие по звучанию.

    На 5-м году жизни словарный запас малыша пополняется словами, которые характеризуют качества предметов и действия, производимые с ними. Для детей среднего дошкольного возраста уже не является проблемой определение функций предметов. Именно в этот период дети знакомятся с основными грамматическими правилами. Пока их речь наполнена неологизмами, но, несмотря на это, они уже понимают, что такое описание, как построить повествовательный рассказ.

    Основные проблемы с речью у детей в этом возрасте связаны с неправильным произношением определенных звуков, а также непониманием грамматических правил. Особенность речи в этом возрасте - это ее неустойчивость и подвижность.

    У детей одного возраста может быть разный уровень речевого развития. Диагностика речевого развития детей на 5-м году жизни проводится по методике диагностики уровня развития речи для младших дошкольников с небольшим изменением заданий.

    Речевое развитие у старших дошкольников

    В старшем дошкольном возрасте дети говорят практически на уровне взрослого человека, разве что их
    словарный запас пока не такой богатый. Большинство детей произносят звуки и слова без ошибок, их речь наполнена контролируемыми интонациями, словарный запас пополняется синонимами, антонимами, многозначными словами.

    Дошкольник такого возраста использует слова в речи с полным пониманием их значения, усваивает грамматическую систему языка, использует сложноподчиненные предложения, старается говорить правильно, самостоятельно исправляя ошибки.

    Главная особенность старших дошкольников
    - умение строить тексты разных типов, с использованием слов-связок и соблюдением основной структуры текста: завязки, середины и концовки.

    Несмотря на все достижения, речь детей старшего дошкольного возраста по-прежнему несовершенна. Допускаются грамматические ошибки при попытках построить сложные конструкции, а также неспособность построить идеально связный текст.

    О диагностике речевого развития

    Чтобы диагностика развития речи у детей на каждом из этапов дошкольного возраста дала точный результат, необходимо понимать, какими навыками должны владеть малыши.

    Итак, в младшем возрасте к концу 4-го года жизни дети способны:


    В среднем дошкольном возрасте степень речевого развития может быть определена по итогам анализа навыков детей. Они способны:

    В старшем дошкольном возрасте дети способны:


    Дети старшего дошкольного возраста с удовольствием рассказывают о сюжетах картин, демонстрируемых им, используя разные виды связей.

    Проанализируйте речь малыша дошкольного возраста для определения его навыков, после чего сделайте выводы о его речевом развитии. Также диагностика может быть проведена по специальной методике с учетом возраста и особенностей ребенка.

    Оглавление
    1.Направления и задачи диагностической работы в области развития
    детской речи……………………………………………………………………..3
    2. Особенности диагностической работы с детьми в области обследования
    разных сторон речи: словаря, грамматического строя, связной речи,
    произносительных навыков……………………………………………………..4
    Список использованной литературы…………………………………………..13
    2

    1.Направления и задачи диагностической работы в области
    развития детской речи
    Направления:
    1. исследования проблематики языковых обобщений;
    2. изучение детской речи как обращения;
    3.разработка проблем преемственности в развитии речи в дошкольных
    учреждениях усвоения родного языка в начальной школе (в системе
    развивающего образования).
    Направления разработки психолого­педагогических проблем развития
    речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения
    родному языку:
    1.структурное ­формирование разных структурных уровней системы
    языка - фонетического, лексического, грамматического;
    2.функциональное ­формирование навыков владения языком в его
    коммуникативной функции, развитие связной речи, речевого общения;
    3.когнитивное,
    познавательное ­формирование способностей к
    элементарному осознанию явлений языка и речи.
    Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития
    осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований,
    изучающих разные стороны развития речи дошкольников (Ф. А. Сохин).
    Основная масса исследований и диагностики речевого развития ведется
    по основному направлению: исследование речи как одного из показателей
    умственного развития (диагностика речи ребенка при поступлении в школу,
    при решении вопроса об обучении по программе школы и т.д.) -
    диагностируются конкретные функции речи, непосредственно указывающие
    3

    на уровень умственного развития: понимание, осознание собственной речи,
    лексическое наполнение языка, грамматический строй.
    Основные задачи развития речи:
    1.Воспитание звуковой культуры речи.
    2.Развитие словаря.
    3.Формирование грамматического строя речи.
    4.Развитие связной речи.
    5.Подготовка к обучению грамоте.
    6.Ознакомление с художественной литературой.
    Эти решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на
    каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания работы,
    меняются и методы обучения.
    2. Особенности диагностической работы с детьми в области
    обследования разных сторон речи: словаря, грамматического строя,
    связной речи, произносительных навыков
    Организация диагностики, выбор методик, качественный анализ
    результатов обусловлены возрастом детей, индивидуальными особенностями
    и программными требованиями.
    В свете программных требований рассматриваются конкретные речевые
    задачи: лексическая работа, формирование грамматического строя речи,
    воспитание звуковой культуры и развитие связной монологической речи.
    Пример:
    «Методика обследования речевого развития старших

    1.Звуковая культура речи (проверка звукопроизношения).
    2. Словарь.
    3.Грамматика (словообразование, словоизменение).
    4

    4. Связная речь.
    Все диагностические и коррекционные методики обычно предполагают
    системное воздействие, состоящее из нескольких этапов (блоков). Для
    каждого из них присущи свои задачи, цели, свои приемы, своя стратегия и
    тактика. Всего может применяться от трех до десяти этапов
    диагностического обследования.
    Процедура изучения уровня речевого развития включает в себя
    следующие области исследования: состояние артикуляционного аппарата;
    состояние звукопроизношения; характеристика устной речи: словарный запас;
    грамматический строй языка.
    Обычно исследователи выделяют 3 уровня развития речи: низкий,
    средний, высокий.
    Пример: «Методика обследования речевого развития старших
    дошкольников» А.Г. Арушановой, Т.М. Юртайкиной.
    Общий показатель развития речи определяется следующим образом:
    Высокий­ высокие показатели по 3­4 параметрам при наличии среднего.
    Средний­ средние показатели по 3­4 параметрам.
    Низкий­ низкие показатели по 3­4 параметрам.
    Для определения уровня каждый исследователь определяет параметры
    и критерии, охватывающие все стороны речевого развития (Г.А. Любина).
    Часто кроме описательного оценивания детских ответов используется
    А.Г. Арушанова, Т.М.
    количественное оценивание (Ф.Г. Даскалова,
    Юртайкина). Оценивание в баллах в отечественной педагогике так же мало
    разработано. В основном оценивают по 3­х балльной системе, где «0» ­ отказ
    от ответа.
    О.С. Ушакова, Е. М. Струнина предлагают комплексную методику для
    выявления уровня владения речевыми умениями и навыками по разным
    сторонам речевого развития детей четвертого года жизни.
    1. Словарь. Выявить умения:
    5

    1) называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем
    существительным (кошка, собака, кукла, мяч) и отвечающие на вопросы кто
    это? что это?
    2) обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем
    прилагательным (пушистая, круглый, красивая) и отвечающие на вопросы
    какой? какая?
    3) называть действия (глаголы), связанные с движением, состоянием,
    отвечающие на вопросы что делает? что можно с ним делать?
    4) употреблять обобщающие слова (одежда, игрушки);
    5) понимать противоположные значения слов (большой - маленький,
    громко - тихо, бежать - стоять).
    2. Грамматика. Выявить умения:
    1) образовывать наименование животных и их детенышей в
    используя уменьшительно­
    единственном и множественном числе,
    ласкательные суффиксы (кот - кошка - котенок - котик - котята);
    2) согласовывать имена существительные и имена прилагательные в
    роде и числе (пушистый котенок, маленькая кошечка);
    3) составлять простые и сложные предложения по картинкам совместно
    со взрослым.
    3. Фонетика.
    1) Уточнить произношение звуков родного языка,
    четкое
    артикулирование их в звукосочетаниях и словах;
    2) выявить умение отчетливо произносить фразы, используя интонацию
    целого предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.
    4. Связная речь.
    1) Определить умение детей отвечать на вопросы по содержанию
    картины и составлять короткий рассказ совместно со взрослым;
    2) выявить умение воспроизводить текст хорошо знакомой сказки;
    3) предложить составление рассказа из личного опыта ребенка;
    6

    4) выявить умение пользоваться словами, обозначающими речевой
    этикет (спасибо, пожалуйста, здравствуйте).
    По тем же разделам проходит диагностика речевых умений в среднем и
    старшем дошкольном возрасте. Каждый раздел оценивается в баллах.
    Существует ряд методик, изучающих отдельные речевые умения и
    навыки.
    Методика выявления уровня семантического развития детей младшего
    дошкольного возраста. Данная методика изучает не столько количественный
    состав его словаря, сколько качественное состояние лексики. Методика
    состоит из трех групп заданий:
    1 группа – умение называть предметы, их действия и качества, способность
    относить названия предметов к тематическим группам;
    2 группа ­ навыки использования в речи противопоставляемых языковых
    единиц;
    3 группа ­ навыки,
    позволяющие оперировать значениями
    грамматических элементов языка, а также навыки семантического отбора
    слов в связном монологическом высказывании.
    Для проведения обследования семантического развития младших
    дошкольников с использованием описанной системы заданий требуются
    наглядные пособия. Продолжительность беседы с одним ребенком составляет
    не более 20 минут. Детям младшего дошкольного возраста предлагаются
    задания, которые связаны между собой общей темой или определенным
    сюжетом.
    Пример заданий.
    I группа заданий.
    1. Что это? (Кукла, куколка.)
    2. Какая она? (Большая, маленькая, нарядная, красивая...)
    II группа заданий.
    7

    1. Куклы покушали и захотели рисовать. Большая кукла возьмет
    длинный карандаш, а маленькая ­ ... (короткий).
    2. Вот какой рисунок нарисовала большая кукла. На этом рисунке два
    человечка. Один ­ веселый, а второй ­ ... (грустный).
    III группа заданий.
    1. Кто­то пришел в гости к куклам. Кто это? (Заяц.) Как его можно
    ласково назвать? (Зайка, заинька, зайчик, зайчишка.)
    2. Зайчик решил поиграть с куклами в прятки. Куда он спрятался? (На
    стул, под стул, за шкаф.)
    Методика выявления понимания ребенком смысловой стороны слова
    . Направлена на выявление понимания старшими дошкольниками
    смысла (значения) слова. Состоит из ряда заданий на: составление
    предложений с многозначными словами; составление предложений со словами
    синонимического ряда; оценка (и исправление) словосочетаний и
    высказываний по смыслу; подбор синонимов к словосочетаниям; подбор
    антонимов к изолированным словам; подбор синонимов и антонимов к
    ситуациям; определение значения слова; придумывание рассказов.
    Выполнение этих заданий показывает степень языкового развития
    ребенка: как он понимает значение слова, умеет ли правильно по смыслу
    сочетать его с другими словами.
    Педагогическая диагностика отдельных речевых навыков у
    дошкольников продиктована практикой и жизненно необходима в
    дошкольном учреждении. С ее помощью администрация сада и воспитатель
    могут отслеживать реализацию годовых речевых задач, поставленных перед
    педагогическим коллективом,
    которые носят достаточно узкую
    направленность (например: развитие связной речи дошкольников).
    Все исследователи речевого развития детей отмечают огромную
    вариативность в состоянии развития речи у дошкольников. такая
    индивидуализация требует определенного подхода, когда по результатам
    8

    срезов по отдельным речевым навыкам педагог может составить
    коррекционную работу для детей, отстающих в каком­то плане и для детей,
    опережающих развитие.
    Методики диагностики отдельных речевых навыков экономичны по
    затрате временных усилий. Это позволяет воспитателю быстро получить
    необходимые для работы данные и вовремя скорректировать воспитательно­
    образовательный процесс.
    Эти методики не трудоемки, что позволяет воспитателю группы или
    администрации использовать их самим в рабочем процессе, не выделяя
    отдельного дополнительного времени для их реализации.
    Краткость методик не утомляет дошкольников. Их игровой мотив
    делает выполнение заданий привлекательным для детей.
    Требования к проведению речевого обследования предъявляются те же,
    что и к методикам, определяющим общий уровень речевого развития.
    Методика выявления уровня речевого развития детей методом
    ассоциативного эксперимента. Эта диагностическая методика используется
    для детей с более высоким уровнем умственного и речевого развития.
    Ассоциативный эксперимент глубже других методик выявляет подготовку
    ребенка к дальнейшему обучению в школе, умение логически мыслить и
    передать свои суждения в связном высказывании (при толковании и
    объяснении выбранных слов­реакций).
    Для первого обследования (в начале учебного года) можно предложить
    15 многозначных слов разных частей речи (по пять каждой): имена
    существительные ­ игла, ручка, звонок, молния, лист; прилагательные ­
    старый, легкий, тяжелый, острый, твердый; глаголы ­ идти, стоять, бить,
    плыть, лить.
    Задание 1. Взрослый предлагает ребенку: «Давай с тобой поиграем в
    слова. Я назову тебе свое слово, а ты свое, какое хочешь. Какое придет тебе в
    голову, то и называй». Педагог называет слово игла, ребенок говорит шьет
    9

    (фиксировать ответы может второй человек ­ записать ручкой или на
    диктофон); затем называется второе слово, за ним следующее.
    Задание 2. Когда получены ответы на все слова, педагог возвращается к
    высказыванию ребенка: «Я сказала слово игла, а ты назвал слово шьет. Почему
    ты подобрал это слово? Объясни». Высказывания­объяснения (толкование
    значений слов) также фиксируются ­ это важный показатель речевого
    развития детей.
    Задание 3. Составление рассказа (сказки) на тему многозначного слова
    игла. Это задание выявляет понимание детьми разных значений многозначного
    слова и умение в сюжете отобразить это понимание. Рассказ лучше
    записывать. Для анализа очень важно, какие предложения использует ребенок
    для рассказа ­ простые или сложные, правильно ли они грамматически
    оформлены и связаны ли между собой, передается ли содержание рассказа в
    логической последовательности и соответствует ли заданной теме.
    После выполнения трех заданий анализируются ответы детей. Все
    ответы детей на задания разделяются на типы реакций, которые в свою
    очередь оцениваются в баллах от 1 до 3. на основании качественного и
    количественного анализа делается заключение о речевом развитии
    дошкольника.
    Тесты для определения общего развития устной речи до сих пор мало
    разработаны. В основном встречаются зарубежные тесты. В нашей стране
    чаще всего используются составные методики, примеры которых
    представлены выше.
    Проведение обследования речевого развития должно осуществляться в
    режиме индивидуального диалога, в атмосфере доброжелательности,
    поощрения ребенка, поддержки его педагогом. Результаты и качество
    выполнения тестовых заданий ребенком будут зависеть от того, насколько
    естественно и раскованно он себя чувствует.
    10

    При обследовании уровня развития речи очень важно отследить
    адекватное восприятие и понимание методики и цели задания дошкольником.
    Насколько внимательно выслушивает ребенок инструкцию, старается ли
    понять до конца, прежде чем приступить к выполнению задания. Пример:
    «Методика выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по
    О. Ушаковой. Задание: Объясни, почему ты к слову «игла» подобрал слово
    «….».
    Все проверочные задания рекомендуется подбирать таким образом,
    чтобы игровая мотивация деятельности маскировала тестирующий характер
    общения и делала задания привлекательными для детей. Пример: «Методика
    выявления уровня речевого развития старших дошкольников» по О.
    Ушаковой. Задание: Сейчас мы с тобой поиграем в слова. Я тебе скажу свое
    слово, а ты мне свое: ­ игла, звонок, молния; ­ легкий, острый, глубокий. ­
    идти, падать, бежать.
    Подбор содержания проверочных вопросов определяется возрастным
    своеобразием детской речи и программными задачами. Пример: Методика
    Г.А. Любиной (и коллектива) определяет особенности речевого развития
    детей третьего года жизни и выявляет уровни речевого развития детей в
    возрасте от двух до трех лет; речь детей четвертого года жизни; речь детей
    пятого года жизни.
    Наиболее трудным в диагностике являются анализ, интерпритация и
    оценка результатов. При оценивании следует учитывать, что всякое
    оценивание условно. Главной задачей обследования является контроль за
    развитием каждого ребенка и своевременная помощь ему, а не оценивание.
    Достоинства методик, определяющих общий уровень развития речи в
    том, что они дают наиболее полную информацию о состоянии развития
    детской речи в группе. Педагог получает представление об индивидуальных
    темпах речевого развития, о количественных и качественных изменениях, о
    «речевых приобретениях» детей и о тех «западающих звеньях», на которые
    11

    необходимо срочно обратить внимание. Так же в методиках можно
    заимствовать отдельные задания для узкого исследования состояния
    определенных сторон речевого развития. При этом результаты сохраняют
    свою достоверность.
    Однако эти методики требуют больших временных затрат от педагога, и
    для подготовки материала, и для проведения самого обследования, и для
    обработки данных. Эти методики трудоемки в обращении, что так же требует
    выделением педагогом личного свободного времени для их проведения. В
    следствии вышесказанного, результаты обследования ожидаются долго,
    отсутствует мобильность их использования в корректировки воспитательно­
    образовательной работы.
    12

    Список использованной литературы
    1.Арушанова А.Г., Юртайкина Т.М. Методика обследования речевого
    развития // Дошкольное воспитание. – 1991. ­ №7. – с. 76­82.
    2.Любина Г.А. Детская речь: Пособие для педагогов дошк. учреждений /
    Г.А. Любина. – Мн.: Науч.­метод. Центр учеб. кн. и средств обучения, 2002. –
    224 с.
    3.Павлова А.А. Диагностика и коррекция речевого развития детей //
    Современные модели психологии речи и психолингвистики. – М.: Научная
    мысль, 1990. – с. 45­49.
    4.Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольника:
    учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.А. Стародубова. – 2­е изд. –
    М.: Академия, 2007. – 256 с.
    5.Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова. – М.:
    Институт психотерапии, 2001. – 256 с.
    6. Ушакова О.С., Струнина Е. Методика развития речи детей
    дошкольного возраста: Учеб­метод. пособие для воспитателей дошк.
    образоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 288 с.
    7.Юртайкина Т.М. Обследование речевого развития дошкольников //
    Развитие речи дошкольников. – М.: Академия, 1990. – с. 127­136.
    13

    8. Ястребова А. В., Лазаренко О. И. Диагностика уровня
    сформированности речевой деятельности ребенка (лингвистическое развитие
    ребенка) / А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко. – М.: Аркти, 2000. – 54 с.
    14

    Диагностика развития речи детей старшего дошкольного возраста.

    Выполнила: Гаравская Мария Сергеевна

    2013

    Содержание:

    Пояснительная записка

    1) Словарный запас:

    Методика № 1 (Ю.С. Ляховская, Ч. Осгуд).

    2) Изучение лексико-грамматического строя речи:

    Морфология:

    Словообразование:

    Методика № 2 « Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

    Методика № 4 «Проверка умения сравнительной степени прилагательного».

    Синтаксис: методика «Проверка умения конструировать предложения».

    3) Изучение звуковой стороны речи: методика «Обследование звукопроизношения».

    4) Изучение связной речи: методика «Обследование связной речи».

    5)Приложение.

    Пояснительная записка.

    Речевая деятельность является основой коммуникации людей. В процессе общения человек прибегает к различным средствам общения. Речь выступает средством передачи информации. Это важнейший механизм интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования знаний.

    Ребенок овладевает речью по мере своего развития, проходя определенные ступени. У детей, которые имеют речевое нарушение, наблюдается снижение всех составляющих компонентов речевой деятельности. Поэтому для своевременного диагностирования и составления коррекционного маршрута необходима комплексная диагностика этих компонентов. При этом могут быть задействованы сохранные анализаторные системы.

    При обследовании ребенка следует уделить внимание следующему:

    Развитие фонематического слуха и звукового анализа;

    Развитие словаря, коммуникативных умений и связной речи;

    Формирование грамматического строя речи;

    Осознание речевой деятельности.

    Проверяя уровень развития словаря, особое внимание уделяется качественному и количественному составу слова, пониманию значения слова, умению пользоваться выразительными средствами языка и употреблению их в речи. Изучение словаря детей может проводиться с разными целями: для проверки уровня развития словаря по отдельным темам с целью контроля за усвоением программы детского сада; для определения возрастных и индивидуальных особенностей с целью выработки программ индивидуального развития детей; для выявления уровня лексического развития ребенка в целом (для умственного развития, уровня речевой готовности к школьному обучению).

    Для обследования грамматического строя речи используются задания на понимание грамматических структур, проверяется сформированность осознанного отношения к грамматическим конструкциям, проверяют умения образовывать слова и умения конструировать предложения. Выявление уровня является необходимым условием организации целенаправленной систематической работы по речевому воспитанию, ее прогнозированию. В процессе общения не очень эффективно изучение лексико- грамматического строя, т.к. в этой ситуации ребенок пользуется простыми конструкциями, употребляя хорошо усвоенные формы словоизменения и словообразования.

    Проверка уровня фонематической речи производится путем выполнения заданий на произношение звуков в различных позициях. В процессе проверки необходимо: определить характер нарушения гласных и согласных звуков, произношение в различных условиях (изолированно, в закрытых и открытых слогах, в логах со стечением согласных, в начале, середине и конце слова, во фразах).

    Проверка уровня развития связной речи производится на основе пересказов предложенных текстов и самостоятельного рассказывания. В естественной форме связной речь трудно поддается объективному анализу, поскольку зависит от условий общения, от отношения между участниками общения.

    Подобранные методики можно использовать как для детей с речевой патологией, так и без нее, т.е. они подбирались с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Предложенные задания доступны детям и не вызывают у них трудностей при выполнении.

    Для проведения диагностики необходимо использование наглядного и словесного материала. Ко всем процедурам прилагается инструкция и критерии для оценки полученных результатов.

    Организация обследования:

    Отбор слов для проверки (словари-минимумы);

    Обследование проходит индивидуально с каждым ребенком;

    Материал подбирается с учетом максимальной доступности ребенку;

    Должны быть созданы специальные условия для проведения диагностики;

    Речь экспериментатора должна быть доступна и понятна ребенка;

    Диагностику эффективнее проводить в несколько этапов.

    1) Изучение словарного запаса.

    Методика № 1 (Ю.С. Ляховского, Ч. Осгуд).

    Цель: оценить словарь и проанализировать словарный запас (установление наличия/ отсутствия наименований в словаре детей, освоение тематического словаря минимума, сравнение результатов для установления динамики развития лексики, установление степени разнообразия и богатства словаря).

    Оборудование: картинки, предметы.

    Инструкция:

    1) детям предлагается описать предмет на основе зрительного восприятия;

    2) рассказ по памяти, из личного опыта;

    3) творческий (продуманный рассказ);

    4) беседа о видах, классификациях (в зависимости от темы);

    5) рассказ в процессе игровой деятельности;

    6) рассказ в процессе трудовой деятельности.

    Результаты:

    Дать оценки словаря: высокий уровень- слово правильно используется и употребляется независимо от ситуации; средний- слово имеется в словаре, но применяется ошибочно или ограниченно, только в определенных ситуациях; низкий- слово отсутствует в активном и пассивном словарях.

    Для анализа словарного запаса: высчитывается коэффициент лексического богатства (на основе подсчетов слов в тексте в единицу времени: в начале года ребенок использовал 22 слова в минуту, в конце года- 30 слов), коэффициент лексического разнообразия измеряется через соотношение слов, употребленных в тексте однократно, и общего количества употребительных слов.

    Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

    Цель: проверить понятия значений слов.

    Оборудование: тест- словарь (для детей 5 лет).

    Инструкция:

    Детям предлагаются задания на определение «что такое …?», «что значит слово …?». Используются тест- словари, включающие имена существительные двух типов (конкретные и абстрактные). Список слов, включенный в тест- словарь: езда, врач, змея, фрукты, девочка, язык, стул, ухо, зуб, товарищ, смерть, суп, любовь, мир, боль, жара, голод.

    Результаты:

    Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Максимальное количество баллов для детей пяти лет- 60. При необходимости можно вычислить оценочный коэффициент через соотношение между количеством баллов и количеством всех заданных слов (если оценочный коэффициент приближается к 1, то это говорит о богатстве словаря и об успешности овладения понятийным значением слов).

    Оценка: высокий уровень- правильных ответов от 15 до 20, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

    Методика № 3 «Классификация понятий».

    Цель: выявить уровень обобщения.

    Оборудование: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек.

    Инструкция:

    Педагог называет понятия, обозначающие группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например с изображением животных.

    Результаты:

    В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается 1 баллом. Высшая оценка- 30 баллов.

    Оценка: высокий уровень- от 20 до 30 баллов, средний- от 10 до 19, низкий от 0 до 9.

    Методика № 4 «Подбор синонимов».

    Цель: выявить уровень подбора синонимов.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Проводится в форме игры «Скажи по- другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову, близкое по смыслу слово. Предъявляется 10 слов: хмурый, старый, веселый, большой, трусливый, идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать.

    Результаты:

    Ребенок получает 1 балл, если подобранное слово является синонимом, 0 балл, если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.

    Оценка: высокий уровень- от 8 до 10 баллов, средний- от 4 до 7, низкий- от 0 до 3.

    Методика № 5 «Подбор определений».

    Цель: выявить уровень подбора определений.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Проводится в форме игры с лова. Ребенку предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса (платье- какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»).

    Результаты:

    Высшая оценка 20 баллов. 2 балла- если придумано более 3 слов, 1 балл- если придумано менее 3, 0 баллов- если ответ отсутствует или не соответствует семантического полю предъявляемого слова.

    Оценка: высокий уровень- от 14 до 20 баллов, средний- от 7 до 14, низкий- от 0 до 6.

    2) Изучение лексико- грамматического строя речи.

    Морфология.

    Методика № 1 «Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям».

    Цель: выявить уровень сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Детям предлагается выслушать фразу, и определить, какие формы употреблены не правильно (как ты думаешь, я все правильно сказала? что неверно? как надо сказать?).

    Словесный материал: девочка «рисовает» красками, а мальчик лепит из глины «матрешков»; я ем «спелый красный яблок»; мальчик пришел домой и сказал маме, что был в «кине»; у конуры лежит собака с «пять щенят»; я построю много домов из «песков».

    Методика № 2 «Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные».

    Цель: проверить умение употреблять в речи несклоняемые существительные.

    Оборудование: словесный и наглядный материал (альбом О. И. Соловьевой).

    Инструкция:

    А) Дети должны рассмотреть картинки в альбоме и ответить на вопросы полным предложением:

    Сколько пальто висит в шкафу?

    Какого цвета пальто висят в шкафу?

    На чем играет мальчик?

    Б) Дети должны закончить предложение:

    Оля учится играть на … (пианино);

    Утром мы пьем чай или … (кофе);

    Мне мама налила целую чашку … (кофе или какао).

    Методика № 3 «Проверка употребления разноспрягаемого глагола».

    Цель: проверить употребление разноспрягаемых глаголов.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Педагог предлагает прослушать предложение «Девочка хочет гулять»:

    Как можно сказать про многих девочек? (девочки хотят гулять).

    Мальчик хочет петь, а как можно про многих мальчиков?

    Как сказать про Колю? (Коля хочет петь).

    Оля, ты хочешь петь? (хочу).

    Оля и Катя, вы хотите рисовать? (хотим).

    Методика № 4 «Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа».

    Цель: проверить употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

    Оборудование: словесный материал, игрушки, картинки, реальные предметы.

    Инструкция:

    А) Игра «Чего не стало?»: сапог, туфель, сандалей, тапочек; апельсинов, яблок, груш, помидоров; медведей, волков, лисиц.

    Б) Для освоение слов, которые трудно обозначить наглядно, можно провести словесное упражнение «Закончи предложение»:

    Мама печет оладьи, так мне захотелось … (оладий);

    На день рождение купили шоколадный торт. Папа сказал, что в магазине большой выбор … (тортов).

    Словообразование.

    Методика № 1 «Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм».

    Цель: проверить языковое чутье, восприятие и понимание словообразовательных форм.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Детям предлагается ответить на вопросы:

    Как ты объяснишь, кто такой учитель, строитель, мойщик?

    Человек может работать велосипедистом, читателем?

    Можно назвать писателем человека, который умеет писать?

    Можно назвать пианистом человека, который умеет играть на пианино?

    Методика № 2 «Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования».

    Цель: проверить умение критически оценивать речь, умение находить ошибки в употреблении способов словообразования.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Детям предлагается послушать неправильные словоформы и высказать свое мнение (можно так сказать? как сказать правильно?).

    Масло лежит в «масленице» (масленке).

    Соль насыпана в «сольницу» (солонку).

    Бабушка положила вкусное варенье в «вареницу» (вазочку для варенья).

    На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки» (поросята и котята).

    Методика № 3 «Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей».

    Цель: проверить умение образовывать формы имен существительных и их детенышей.

    Оборудование: наглядный материал.

    Инструкция:

    Проводится игра «Кто у кого?». Необходимо подобрать соответствующие друг другу картинки и образовывать формы множественного числа именительного и родительного падежа (у лисы- лисята, у лисы много лисят).

    Методика № 4 «Проверка употребления сравнительной степени прилагательного».

    Цель: проверить употребление сравнительной степени прилагательного.

    Оборудование: словесный материал.

    Инструкция:

    Детям предлагается закончить предложения:

    Этот дом высокий, а этот еще … (выше).

    Наша река глубокая, а пруд еще … (глубже).

    Этот цветок красивый, а тот еще … (красивее).

    Трава зеленая, а после дождя еще … (зеленее).

    Осенью холодно, а зимой еще … (холоднее).

    Синтаксис.

    Методика: «Проверка умения конструировать предложения».

    Цель: проверить умение конструировать предложения.

    Оборудование: словесный материал:

    Инструкция:

    Ребенку предлагается три слова, из которых он должен составить предложение:

    Дети, гулять, парк;

    Рыбка, аквариум, плавать.

    Методика № 1 «Обследование звукопроизношения».

    Цель: проверить звукопроизношение.

    Оборудование: наглядный и словесный материал.

    Инструкция:

    1) Ребенку предъявляются картинки с нужными звуками в начале, середине, конце слова. Для старших дошкольников это свистящие, шипящие и сонорные звуки.

    Принцип подбора картинок:

    Возможность проверки произношения всех звуков во всех позициях;

    Доступность по содержанию;

    Реалистичность изображения.

    Ребенку предлагают самостоятельно назвать изображенный предмет. Если он допускает ошибку в произношении, ему рекомендуется посмотреть на проверяющего и послушать, кА тот произнесет звук, а затем повторить. В случае правильного произнесения можно сделать вывод, что звук имеется, но не автоматизирован, не закреплен.

    2) Проверяется умение дифференцировать смешиваемые группы звуков: свистящие- шипящие, звонкие- глухие.

    3) Проверяется нарушение слоговой структуры слов и слов со стечением согласных в виде сокращения слов: медведь, дверь, трамвай, коврик, гольфы, верблюд, ящерица, игрушки, шарф, транспорт, пакетик, аквариум, телевизор, мотоциклист и др.

    5) Изучение связной речи.

    Цель: обследовать связную речь.

    Оборудование: словесный и наглядный материал.

    Инструкция:

    1) Ребенку предлагается прослушать незнакомую сказку или рассказ небольшого объема. Пересказы записывают и анализируют по следующим показателям (результаты, оценка):

    Понимание текста: правильное формулирование основной мысли;

    Структурирование текста: умение последовательно и точно строить пересказ (выявляется на основе сопоставления пересказа со структурой текста);

    Лексика: полнота использования лексики оригинала, замена авторских выразительных средств собственными;

    Грамматика: правильность построения предложений, умение использовать сложные предложения;

    Плавность речи: наличие или отсутствие длительных пауз;

    Самостоятельность: наличие или отсутствие необходимости в подсказках по ходу пересказа и в повторном чтении текста.

    2) Ребенку предлагается внимательно рассмотреть картинку и составить рассказ. Рассказы фиксируются и подвергаются анализу с точки зрения предметно- логического содержания и языкового оформления.

    Критерии:

    Целостность: единство темы;

    Последовательность и структурное оформление;

    Связность: оценивается путем анализа способов межфразовой связи, подсчитывается количество предложений, не связанных или формально связанных между собой;

    Развернутость рассказа, его объем: измеряется путем подсчета слов и предложений, устанавливается соотношение простых и сложных предложений;

    Самостоятельность: оценивается путем подсчета вспомогательных вопросов;

    Плавность: оценивается путем подсчета длительных пауз, нарушающих целостность рассказа.

    Результаты:

    Каждый показатель оценивается отдельно. Высшая оценка воспроизведенного текста 12 баллов. 2 балла- правильно воспроизведение, последовательное и точное построение пересказа; использование авторских слов и своих точных словозамен; наличие разных типов предложений. Отсутствие грамматических ошибок; полное отсутствие неоправданных пауз; самостоятельное пересказывание. 1 балл- незначительное отклонение от текста; отсутствие нарушений логики; отсутствие грамматических ошибок, преобладание простых предложений; отсутствие длительных пауз; небольшое количество подсказок. 0 баллов- неверное воспроизведение; нарушение структуры текста; бедность лексики; многочисленные паузы; необходимость в подсказках.

    Оценка: высокий уровень воспроизведения текста- 12 баллов, средний- свыше 6 баллов, низкий- меньше 6 баллов.

    Приложение:

    1) Словарный запас:

    Методика № 1 (Ю. С. Ляховская, Ч. Осгуд).

    Методика № 2 (Ф.Г. Даскалова).

    Езда

    Врач

    Змея

    Фрукты

    Девочка

    Язык

    Стул

    Ухо

    Зуб

    Товарищ

    Смерть

    Деньги

    Удовлетворение

    Суп

    Любовь

    Мир

    Смех

    Боль

    Жара

    Голод

    Методика № 3 «Классификация понятий».

    Береза

    Девочка

    Яблоко

    Лиса

    Методика № 4 «Подбор синонимов»

    Методика № 5 «Подбор определений» (см. Методику № 3).

    2) Протокол № 1. Методика «Формирование грамматического

    строя речи. Морфология».

    Дата:______________________________________________________________

    Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

    1) Проверка сформированности осознанного отношения к грамматическим конструкциям.

    1. Девочка «рисовает» красками.

    2. А мальчик лепит из глины «матрёшков».

    3. Я ем «красный спелый яблок».

    4. Я построю много домов «из песков».

    2) Проверка умения употреблять в речи несклоняемые существительные. Закончи предложение:

    1. Оля учится играть на … (пианино)

    2. Утром мы пьем чай или … (кофе)

    3. Мне мама налила целую чашку… (кофе или какао)

    3) Проверка употребления разноспрягаемого глагола «хотеть». Продолжи предложение.

    1. Девочка хочет гулять. Как можно сказать про многих девочек?

    Девочки … (хотят гулять)

    3. Мальчик хочет петь. Как можно сказать про многих мальчиков?

    Мальчики … (хотят петь)

    5. А как сказать про Колю? Коля … (хочет петь)

    4) Проверка употребления существительных в родительном падеже множественного числа. Игра «Чего не стало».

    Сапоги

    Туфли

    Сандалии

    Тапочки

    Апельсины

    Яблоки

    Груши

    Помидоры

    Протокол № 2. Методика «Формирование грамматического

    строя речи. Словообразование».

    Цель:______________________________________________________________

    Дата:______________________________________________________________

    Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

    1) Проверка языкового чутья, восприятия и понимания словообразовательных форм.

    1. Как ты объяснишь, кто такой строитель?

    2. Как ты объяснишь, кто такой врач?

    3. Человек может работать велосипедистом? Читателем?

    2) Проверка умения критически оценивать речь, умения находить ошибки в употреблении способов словообразования.

    1. Масло лежит в «масленице»? (масленке)

    2. Соль насыпана в «соленицу»? (солонку).

    4. На картинке нарисованы маленькие «поросенки», «котенки» и «свиненки». (поросята и котята).

    3) Проверка умения образовывать формы имен существительных и их детенышей.

    1. Собака

    2. Кошка

    3. Корова

    4. Белка

    5. Коза

    6. Утка

    7. Курица

    4) Проверка умения образовывать слова:

    А) С помощью слияния двух основ (морфолого- синтаксический способ).

    1. У зайца длинные уши. Какой заяц? (длинноухий)

    2. У бабочки пестрые крылья. Какая бабочка? (пестрокрылая)

    3. У жука длинные усы. Какой жук? (длинноусый)

    Б) Путем перехода из одного грамматического класса (существительные) в другой (прилагательные) (семантико- морфологический способ).

    1. Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

    2. Если горшочек из глины, он глиняный.

    3. Если нож из стали, он стальной.

    4. Если тарелка из бумаги, она бумажная.

    5. Если чайник из фарфора, он фарфоровый.

    5) Проверка умения подбирать однокоренные слова.

    1. Снег

    2. Зима

    Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Протокол № 3. Методика «Формирование грамматического

    строя речи. Синтаксис».

    Цель:______________________________________________________________

    Дата:______________________________________________________________

    Ф.И.О. ________________________________ Возраст(г.м):________________

    1) Проверка умения конструировать предложения:

    1. Дети, гулять, парк

    2. Рыбка, аквариум, плавать

    2) Самостоятельное составление предложения по предложенной картинке:

    1. Картинка № 1

    2. Картинка № 2

    Вывод:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    3) Изучение звуковой стороны речи.

    Методика: «Обследование звукопроизношения».

    4) Изучение связной речи.

    Методика: «Обследование связной речи».

    Структурирование текста

    Лексика

    Грамматика

    Плавность речи

    Самостоятельность

    Заключение и рекомендации педагога по изучению развития связной речи:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________